Тора и священники, вокруг которых иудеи сплотились в Бавэле, позволили им сохранить народное единство, не смешаться с прочими народами. А пророки, вдохновлявшие народ в плену, не позволили угаснуть надежде на возвращение. Как многие пророчества о возвращении и восстановлении, это пророчество Михи относится не только к персидской эпохе, когда остатки Исраэля по эдикту царя Корэша вернулись на свою родину, но имеет и эсхатологическую перспективу. Возвращавшиеся из Бавэля в Йенуду пленники надеялись не только на скорую реставрацию того, что у них было до плена 144 , но уповали и на грядущее совершенное царство мира и изобилия, править которым будет сам YHWH ( Мих.4:1–4, 7 ). В реальности жизнь репатриантов, по описаниям Эзры и Нехемъи, оказалась очень тяжёлой, опасной и далёкой не только от идиллических картин эсхатологических пророчеств, но и от допленного относительного благоденствия. Но иудеи чаяли, что Господь ещё соберёт на Святой Земле всех потомков Яакова – и все двенадцать колен Исраэля вновь будут жить на ней, как когда-то, в золотой век Давида и Шломо. Историческое единое царство Давида было для переживших плен иудеев не только предметом для ностальгии, но и прообразом грядущего Царства Божия. …объединю его, как овец в овчарне, как стадо на выпасе, что блеет вдали от людей. YHWH – Пастырь Своего народа (ср. Ис.40:11 ; Иер.31:10 ; Иез.34:5–6, 11–16 ; Пс.23 /22, 80/79:2). А Исраэль, соответственно, стадо. Ср. Иер.23:3 : «Я соберу () остаток () стада Моего (; – это мелкий рогатый скот) из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их по дворы их»; Иер.31:10 : «Кто рассеял Исраэль, тот и соберёт его (), и будет охранять его, как пастух стадо своё ()». Когда у народа такой Пастырь, ему нечего бояться, он в полной безопасности (ср. Пс.23 /22:4). Ср. Иез.36:37 . – буквально: поставлю его вместе. Народ YHWH вновь будет единым, как в былые времена, до разделения на Исраэль и Йенуду – Северное и Южное царства. Ср. Иез.37:22 : «Я сделаю их одним народом ( ) на этой земле, на горах Исраэля… и не будут более двумя народами ( ), и уже не будут больше разделяться на два царства». – это овчарня, кошара, овечий загон 145 . Нарицательное значение видели в ещё древние версии. Вульгата и Таргум так и переводят: ovile; (LXX, на основании иной вокализации, перевели: ν θλψει – в мучении). Многие современные переводчики и комментаторы, однако, рассматривают как имя собственное, как топоним. Бойрой назывался важный город в Эдоме (ср. Быт.36:33 ; Ис.34:6 ; Ам.1:12 ; 1Пар.1:44 ), бывший какое-то время столицей Эдомского царства. Чаще всего его локализуют в иорданской деревне Эль-Бусейра, приблизительно в ста километрах к югу от Солёного (Мёртвого) моря. Ещё один город с таким же названием находился в Моаве ( Иер.48:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Аз Господь глаголах. И завещаю Давидов завет мирный, и потреблю звери злы от земли… и дам окрест горы моея благословение 4 ( Иез.34:23–26 ). Тогда изольется среди Израиля же животворящий Дух Божий, – и будет совершаться духовное возрождение или внутреннее обновление грешников водою и Духом. И воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяное и дух Мой дам в вас и сотворю, да в заповедех Моих ходите и суды моя сохраните и сотворите я 5 ( Иез.36:25–27 ). Но не для одного Израиля откроется благодать; напротив, она откроется только среди Израиля, а будет простираться на всех. «Так говорит Господь Иегова: и возьму я вершину высокого кедра и посажу, сверху ветвей его сощипну нежный стебелек и посажу на высокой величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром и почиет под ним всяк зверь, всякия пернатыя будут гнездиться в тени ветвей его» 6 ( Иез.17:22–23 ). Впрочем, так как эти пророчественные откровения даны по случаю пленения Израильского и находятся в связи с пророчествами об освобождении его, то вообще они ближайшим образом касаются Израиля и благодать, имеющая назначение для всех, Пророком созерцаема была в отношении большею частью к Израилю. Этим не стесняется значение ее: ибо Израиль был представителем и, так сказать, сокращением церкви вселенской и Пророк сам показал в приведенном пред сим месте всеобщее назначение благодати. Но в то же время, тем же самым тайно предуказывается и будущее благодатное спасение Израиля. Иезекиилем предречено это и более определенным образом. Так ( Иез.37:16–27 ) Пророк по повелению Божию берет два жезла, представляющие Ефрема и Иуду, или царства Израильское и Иудейское, связывает их в один жезл и этот символ изъясняет таким образом: сия глагола Адонаи Господь: се Аз поемлю весь дом Израилев от среды языков и введу их в землю Израилеву и князь един будет во всех сих царем, и не будут ктому в два языка, ни разделятся ктому на два царства… и избавлю я от всех беззаконий их, имиже согрешиша, и очищу я, и будут мне в люди, и Аз буду им в Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

ПРИТЧА ВО ЯЗЫЦЕХ Событие, случай, происшествие, обсуждаемые повсеместно. Факт, получивший широкую огласку, на который, в схожих ситуациях, ссылаются как на пример. Поступок, поведение кого-либо, ставшие объектом всеобщего внимания и вызвавшие пересуды. В речи сохранился текст слав. Б. («язык» здесь — «народ», «во языцех» — «у народов»). В Б. понятие «притча» имеет несколько значений: пословица (см. 1Цар.24:14 ; Иез.16:44 ); мудрое изречение, моральное наставление (см. Притчи Соломона, книгу Екклесиаста, книгу Премудрости Соломона, книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова); краткий рассказ, за простым, житейским сюжетом которого скрывается глубокая истина (см. Евангельские притчи; об избрании Иисусом формы притчи см. Мф.13:10–13 ; Мк.4:10–11 ; Лк.8:9–10 , ср. Иез.17:1–12 ). В выражении «стать притчей во языцех» (т.е. стать объектом осуждения, насмешки) притчу следует понимать как пример, назидательный урок — Господь сокрушает нечестивца «в знамение и притчу» (см. Иез.14:8 ). Израильскому народу указывается, что будет в случае отступления от заповедей Господних: «Отведет Господь тебя и царя твоего… к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным; и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь Бог» ( Втор.28:36–37 ); «Я истреблю Израиля с лица земли… отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов» ( 3Цар.9:7 ; 2Пар.7:20 ). Псалмопевец сокрушается о том, что Бог отринул и посрамил народ Израильский: «Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами… отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас; Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками. Всякий день посрамление мое передо мною, и стыд покрывает лице мое от голоса поносителя и клеветника…» ( Пс.43:12–17 , см. также Иер.24:8–9 ). В таком же положении может оказаться и конкретный человек. Отвергнутый людьми, многострадальный Иов говорит: «Он поставил меня притчею для народа и посмешищем для него» ( Иов.17:6 ). Ненависть и поношение претерпевает Псалмопевец за свою верность Господу: «…возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею; о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино» ( Пс.68:12–13 , ср. Прем.5:1–3 ). Причиной осуждения может стать и нарушение общественных установлений. Так, Иисус, сын Сирахов, учит отцов постоянно заботиться о дочерях: «Над бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и упреком в народе и не осрамила тебя перед обществом» ( Сир.42:11 , см. также Иез.24:3 ; Мих.2:4 ; Авв.2:6 ; Чис.23:7 ). Продать за тридцать сребреников

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Пророческие провозвестия сначала произносились, поэтому нужно еще выяснить путь от возвещенного слова к написанной книге. В этих книгах содержатся три основных элемента: 1)“слова пророков”: пророческие изречения, в которых говорит то Сам Бог, то пророк от имени Бога, или поэтические тексты, которые содержат поучение, провозвестие, угрозу, обетование и т. д.; 2)сообщения от первого лица, в которых пророк повествует о своем опыте и, в частности, — о своем призвании; 3)сообщения от третьего лица, рассказывающие о событиях из жизни пророка или об обстоятельствах его деятельности. Эти три элемента могут быть взаимосвязаны; так, зачастую в сообщения третьего типа включаются сообщения второго типа (от лица пророка) или первого типа (слово пророка). Фрагменты, написанные от третьего лица, указывают на иного автора, нежели сам пророк. Это явственно засвидетельствовано в книге пророка Иеремии. Пророк диктует Варуху (Иер 36:4) все речи, которые он 23 года возвещал от имени Ягве, ср. Иер 25:3. После того, как собрание текстов было сожжено царем Иоакимом (Иер 36:23), тот же Варух переписал свиток заново (Иер 36:32). Изложение этого события может принадлежать только самому Варуху, которому, очевидно, следует приписать и последующие сообщения биографического характера (Иер 37–44), хотя они и кончаются словами утешения, с которыми к Варуху обращается Иеремия (Иер 45:1–5). В дополнение говорится, что ко второму свитку Варуха “прибавлено много подобных тем слов (Иер 36:32), — Варухом или другими. Сходные обстоятельства можно было бы представить и для составления других книг. Возможно, что пророки сами записывали или диктовали часть своих слов и повествований от первого лица, ср. Ис 8:1; Иер 30:2; 51:60; Иез 43:11; Авв 2:2. Возможно, что часть этого наследия хранилась только благодаря устной традиции в кругах пророков или их учеников (об учениках Исайи достаточно достоверно свидетельствует Ис 8:16). В тех же кругах вживе сохранялись воспоминания о пророках, которые содержали в том числе и пророчества, такие как предания об Исайе, собранные в книгах Царств (4 Цар 18–20), откуда они и попали в книгу Исайи (Ис 36–39), или же рассказ о столкновении пророка Амоса с Амасией (Ам 7:10–17).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

От Египта Иудея перешла в руки вавилонян и под условием верности их могла бы сохранить свое существование. Но ее сгубила надежда на тот же Египет. Уверенный в его помощи, второй преемник Иоакима Седекия ( Иер.37:5 ; Иез.17:15 ) отложился от Навуходоносора ( 4Цар.24:20 ; 2Пар.36:13 ), навлек нашествие вавилонян ( 4Цар.25:1 ; 2Пар.36:17 ) и, не получив поддержки от египетского фараона Офры ( Иер.37:7 ), погиб сам и погубил страну. Если международные отношения Иудеи сводятся к непрерывным войнам, то внутренняя жизнь характеризуется борьбой с язычеством. Длившаяся на протяжении всей истории двухколенного царства, она не доставила торжества истинной религии. Языческим начало оно свое существование при Ровоаме ( 3Цар.14:22–24 ; 2Пар.11:13–17 ), языческим и кончило свою политическую жизнь ( 4Цар.24:19 , 2Пар.36:12 ). Причины подобного явления заключались прежде всего в том, что борьба с язычеством велась чисто внешними средствами, сводилась к одному истреблению памятников язычества. Единственное исключение в данном отношении представляет деятельность Иосафата, Иосии и отчасти Езекии. Первый составляет особую комиссию из князей, священников и левитов, поручает ей проходить по всем городам иудиным и учить народ ( 2Пар.17:7–10 ); второй предпринимает публичное чтение закона ( 4Цар.23:1–2 ; 2Пар.34:30 ) и третий устраивает торжественное празднование Пасхи ( 2Пар.30:26 ). Остальные же цари ограничиваются уничтожением идолов, вырубанием священных дубрав и т. п. И если даже деятельность Иосафата не принесла существенной пользы: «народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих» ( 2Пар.20:33 ), то само собой понятно, что одни внешние меры не могли уничтожить языческой настроенности народа, тяготения его сердца и ума к богам окрестных народов. Поэтому, как только умирал царь – гонитель язычества, язычествующая нация восстанавливала разрушенное и воздвигала новые капища для своих кумиров; ревнителям религии Иеговы вновь приходилось начинать дело своих благочестивых предшественников ( 2Пар.14:3,15:8,17:6 и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

248 У Геродота IV с. 23 упоминается об Аримфеях (Аргинеях), народе кротком и справедливом, жившем на восточной стороне Дона. Помпоний Мела (Libr. I) полагает, что горы Рифейские находились на востоке от Дона. Рифаф, по мнению многих ученых, есть древнейшее имя Славян, братьев Германцев. Слово: Слава, Славянин было придаточным почетным названием, которое Латиняне перевели словами Honoriates, и Henètes, отсюда Enètes, Venètes, Venèdes, Vendes, Венды. 249 У ( Иез.37:14 ), дом Фогарма представляется изобилующим конями и всадниками. Бохарт думает, что это имя означает Каппадокию, известную своей конницей; но, по свидетельству Ксенофонта (Exped. Cyr. LIV) и Страбона (, XI(, Армения также отличалась конями и всадниками и, независимо от этого, у Армян есть предание о происхождении от Таргамоса или Форгомы (см. хронику Вахтанга). Вот как исчисляет Моисей Коренский роды от Форгомы до Ара, прекрасного сына Арама, которого Армяне считают своим родоначальником: Форгом, Хаик, Арменак, Армаис, Амасия, Кехам, Хармай, Арам и Ара прекрасный (М.К. пер. Эмина, стр. 36, изд. 1858 г.). В хронике Ватханга (перев. Броссе), читаем: «Армяне и Грузины происходят от Таргамоса, внука Иафетова, сына Ноева… После смешения языков Таргамос поселился близ Арарата; К’ Хартлос поселился в Грузии, Хаос в Армении, сын К’ Хартлоса, Мтсхетос построил город Мтсхет». Для объяснения противоречия, являющегося, если допустить происхождение жителей нынешней Грузии от Фовела и Мосоха, я полагаю, следует, думать, что, вслед за расселением племен, Иафетиды: Фовел, Мосох, племянник их Форгама и сын Сима Мосох (см. стих 23), заняли вместе нынешнюю Грузию, Армению, Колхиду и Лазику (Гурия Ахалцыхский пашалык и южный берег Черного моря до Синопа). Вот почему существует неясность их происхождения и почему многие относят Армян к Иафетову племени, a многие – к Симову, хотя, по многим указаниям языка их и преданий их следует производить от Семитического Мосоха. 250 Элиса, или Элиша, есть Эллас или Эллада; впрочем, Флавий думает, что Эолия, а Бохарт Элида, но, во всяком случае, жители Пелопоннеза, или древней Греции, что, впрочем, еще подтверждается происхождением Элиса от Иована отца Ионян. ( Иез.27:7 ), упоминает о багрянице из островов Елиша, между тем у Горация находим указание на пурпуровую одежду из Лаконии и окрестных стран (Записки на кн. Бытия, ч. II, 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Пророк Иеремия также упоминает об аравитянах ( Иер.3:2; 25:24 ) 96 . Другие возражения против подлинности Ис.13–14:22 незначительны. Указывают напр. на то, что некоторые представления или выражения несвойственны пр. Исаии. Так, выражение: «буду жить на горе сонма богов, на краю севера» (14:13), говорят, может принадлежать только писателю, знакомому с религиозными воззрениями вавилонян. В действительности же на подобное знакомство в этом выражении нет ясных намеков, и оно сходно по своему характеру с теми выражениями, какие влагает пр. Исаия в уста царя ассирийского: «я взошел на высоту гор, на ребра Ливана (ср. «на краю севера») и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его (ср. те же образы в 14:7–8) и прошел в самую вершину его, в рощу сада его» ( Ис.37:24 ); затем в 36 и 37 главах говорится, что царь ассирийский превозносился над богами, (в 37:23): «возвысил голос» и «поднял высоко глаза свои»... «на Святого Израилева» «буду подобен Всевышнему» в Ис.14:14 ; ср. Ис.14:13–14 с Иез.28:2, 14 . – Указывают затем на то, что такого резкого тона, такого чувства ненависти к врагам, как в Ис.14 гл. пророк Исаия не проявлял даже к ассириянам, а в отношении к Вавилону оно является совершенно непонятным, не имеющим никакого повода. Это утверждение несправедливо. Пророк провидел истинного врага народа иудейского не в ассириянах, а в вавилонянах. Кроме того, образ царя вавилонского является у пророка нераздельным с представлением самого крайнего врага Божия – диавола, змия древнего 97 . (ср. Откр.12:9 ). Отсюда только становятся понятными те черты, которыми у пр. Иезекииля описывается царь Тира, – черты, по-видимому, также не имевшие исторического повода (см. особ. 28:12–16, 18–19), – и что о гибели современных врагов народа иудейского – Навуходоносоре с вавилонянами (ср. Иер.50–51 гл.) не упоминается в особом пророчестве. Наконец, у пр. Исаии вообще с мыслью об обращении народов соединяется речь о суде над ними Господа: см. напр. 19:24 об обращении ассириян к Господу и гл. 10 – о поражении Ассура; или 18:7 и 5–6; 19:18 и 1; 23:18 и 9 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

195. См.: Мф. 16:16–19. 196. См.: Лк. 23:47; Мф. 27:4. 197. См.: Быт. 37:28. 198. См.: Там же. 199. См.: Мф. 26:15. 200. См.: 2Кор. 5:15. 201. См.: Ин. 12:5. 202. См.: spir. s. 1. 5 и примеч. 203. Ср.: Лк. 7:47. 204. См.: Гал. 1:23. 205. Cp.: exp. Luc. 6. 31. 206. См.: Быт. 4:3–5. 207. См.: spir. s. 1. 112–115; 2. 32–44; 3. 81, 87. 208. Ср.: Пс. 103:30. 209. См.: spir. s. 2. 32–44. 210. См.: spir. s. 2. 44–47. 211. См.: Флп. 3:2–3. 212. Ср.: Пс. 96:7. 213. См.: Евр. 1:7, 14. 214. См.: 1Кор. 12:10. 215. См.: Евр. 1:1. 216. См.: Ин. 1:32–33; 14:16–17; 16:13; 1Кор. 14:2. 217. См.: Ин. 16:15. 218. См.: 1Кор. 2:10–11. 219. См.: Ин. 14:17; 15:26; 16:13–14. 220. См.: 1Ин. 5:6. 221. Ср.: Флп. 2:10; Пс. 137:2. 222. Cp.: ехс. fr. 2. 75, а также у Тертуллиана: resurr. 29. 2–15. 223. Ср.: Иез. 37:9. 224. См.: Мф. 27:52. 225. Ср.: Ис. 6:9. 226. Cp.: fid. 4. 91; spir. s. 1. 64; 3. 124. 227. См.: Иез. 1:16. 228. См.: 1 Тим. 2:7; Деян. 9: 15. 229. См.: 1 Kop. 12:11. 230. См.: Ис. 1–3. 231. Ср.: Ис. 6:9–10. 232. См.: Деян. 28:25. 233. См.: Деян. 9:8. 234. См.: Деян. 28:25; Ин. 12:41. 235. См.: 1Кор. 2:8. 236. См.: Лк. 1:35; Мф. 1:18, 20. 237. См.: Прем. 7:22. Cp.: spir. s. 3. 36–37. 238. См.: Пс. 32:6. 239. См.: 1 Kop. 2:11. 240. Источник:Святаго Амвросия епископа Медиоланскаго О таинстве Пасхи. Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт–Петербургской Духовной Академии». — 1841 г. — Часть II. — с. 40–47. 241. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 242. Под «инициацией» или «христианской инициацией», в современном западном богословии понимаются, в основном, таинства крещения и миропомазания. Некоторые богословы включают в это понятие таинство Евхаристии и даже таинство покаяния как возврат к обетам крещения; см. Snela B., ks. Chrzest bierzmowanie jako sakrament inicjacii chrzescjanskiej//Collectanea Theo­logica. 1969. 38. S. 6. — Пер. — Наряду с этим термином существует и термин индоктринация ‘введение в учение’. И тот и другой не лишены недостатков: термин как таковой обязан быть сугубо однозначным, между тем как слово инициация в культурной антропологии закреплено за языческими ритуалами, отмечающими вступление в группу взрослых членов племени, а индоктринацией часто называют посвящение в оккультных сектах и обществах. — Ред.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Прежде всего невольно возникает предположение, что все недоумения, вызываемые эсхатологической беседой, слишком преувеличены, что затруднения её, так сказать, призрачны и на самом деле разрешаются легко и просто. В самом деле. Что странного и непонятного в том, что в пророчественной речи сглаживается и исчезает временное отношение между двумя событиями, вследствие чего эти события сближаются друг с другом. Не составляет ли это сближение разновременных событий отличительной черты пророчества вообще, легко объясняемой из самого характера пророческого созерцания? „Пророчество, скажем словами одного из главных представителей излагаемого воззрения, как картина какой-либо местности, которая позволяет отчетливо различать находящиеся вблизи дома, тропинки и мосты и которая тесно сближает лежащие вдали горы и долины. Таков должен быть и у пророков взгляд на будущее, о котором они прорекают“ 131 . Пророчество, по этому воззрению, есть как бы духовное созерцание. Факты будущего пророк силою духа, озаренного свыше, видит так ясно, как будто они составляют содержание настоящего и различие между этими фактами для его духовного взора так же несомненно, как несомненно для нашего физического зрения различие между небесными звездами. Но самая временная отдаленное ь этих фактов от настоящего и истинное временное отношение между этими фактами для пророческого взора сглаживается, исчезает, подобно тому, как для нашего зрения скрадывается пространственное отношение между отдаленными от нас предметами, наприм., между теми же небесными звездами. Вследствие этой особенности пророческого созерцания, вследствие, как говорят, „перспективного“ характера пророчеств и получается то сближение разновременных событий, которое мы обыкновенно находим в пророчествах. Так, напр., у пр. Исаии к рождению обетованного Младенца непосредственно присоединяется Его мирное правление ( Ис.9:6 – Ис.9:7 ), к прозябению Отрасли из корня Иессея примыкает изменение природы ( Ис.11:1 – Ис.11:6 ) и вообще в пророчествах о Мессии явление Господа представляется как приносящее тотчас всецелое благополучие ( Иер.23:5 ...; Иер.31:31 ..., Иер.33:14 ...). Равным образом в пророчествах об избавлении израильского народа из плена вавилонского к событию возвращения его, по большей части непосредственно, присоединялось обетование полного мессианского благополучия ( Иез.36:24 ...; Иез.37:21 ...), хотя на самом деле то и другое вовсе не примыкает друг к другу. Аналогичное явление замечаем мы и в данной пророческой речи Христа Спасителя. Здесь сближены два разновременных события именно в силу перспективного характера пророческого созерцания 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

О, углубимся же в наше обличающее сердце, дабы дом наш подлинно был основан на камне (Мф. 7, 24)! 36. Сказанным я совсем не хочу отяготить и обеспокоить тех, чьё сердце преисполнено Господом. Если состояние человека таково, что Бог изрекает его душе мир – аминь; мир ей! Опасно то, когда немощи и недостатки христиан хотят уврачевать наискорейшим и легчайшим образом, говоря им: мир! мир! – а мира нет (Иер. 8, 11). 37. Также сказанное вовсе не отталкивает грешников (пусть и величайших); но, наоборот, призывает их . Неисследимое богатство Христово  (Еф. 3, 8) благовествуется и возвещается всякому. Грешникам проповедуется, что Бог явился во Христе и примирил с Собою мир (2 Кор. 5, 19) и что теперь Сей примирившийся с человечеством Бог стоит у дверей их сердца, стуча и моля, чтобы и они примирились с Ним (Откр. 3, 20; 2 Кор. 5, 20). Им возвещается радостная весть, что путь приготовлен, и Царство Божие приблизилось (Мф. 3, 2-3), – но надлежит им покаяться (Мф. 3, 2; 4, 17; Деян. 17, 30), дабы воспринять сердцем сие великое спасение. Тогда они будут введены на добрую почву, в Божий чин и порядок, и придут в состояние Евангелия, соделавшись чрез Дух Иисуса Христа истинными чадами Нового Завета. 38. Ибо является ошибкой, когда Евангелие, или великие блага Нового Завета, ограничивают только одним оставлением грехов. Несомненно, оставление грехов чрез жертву Мессии есть существеннейшее, фундаментальное благо Нового Завета; но он заключает в себе также и многие другие, ничуть не менее важные и драгоценные блага и обетования, проистекающие из сего первого блага – и прежде всего дарование нам духа святыни (Рим. 1, 4), чрез что Закон Божий написуется в сердце человека (2 Кор. 3, 3) и душа уготовляется и становится святилищем и храмом Божиим (1 Кор. 3, 17). Ибо достойное всякой славы, чести и поклонения намерение и цель Бога – в Новом Завете обитать внутри сердец чад Своих, как в Ветхом завете Его Божественное Величие обитало в храме внешне. Для сего нам и отверст путь к Богу чрез примирение во Христе. Путь этот, открытый нам Христом, есть освящение наше Духом; конец сего пути – соединение с Богом . Итак, идём же по нему (Евр. 10, 19-22)! Все ветхозаветные пророки говорили об этом, предрекая великие блага Нового Завета. Прочтите хотя бы немногие их изречения и поразмыслите над ними: Лев. 26, 9-12; Ис. 54, 9-14; Иер. 31, 31-34; 32, 38-40; Иез. 36, 25-29; 37, 23-28. Не видно ли отсюда со всей ясностью, что для того, чтобы стать чадом Нового Завета – а чада Нового Завета суть те, в коих Господь хочет обитать внутренне, – человек должен веровать не только в примирение с Богом во Христе, но и в Его обновляющий Дух, и быть причастным Этому Духу?

http://bogoslov.ru/article/5340652

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010