СОШЕСТВИЕ ВО АД — см. Воскресение. СОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА НА АПОСТОЛОВ (Пятидесятница, Троица) — один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о сошествии Св. Духа на апостолов в Иерусалиме, во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи (Деян. 2.1-13); празднуется в воскресенье восьмой недели после Пасхи. Это событие является исполнением ветхозаветных (Иоиль 2.28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», Мф. 3.11; Мк. 1.8; Лк. 3.16) и знаменует собой начало действий Св. Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется с IV века. Праздничные каноны составлены в VII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона «Сошествие Св. Духа» представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Св. Дух в виде языков пламени, под ними в пещере — мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы; с XVII-XVIII вв. в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Икона «Сошествие Св. Духа» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма. Сошествие Святого Духа на апостолов. XV b.   СПАС В СИЛАХ — особый тип изображения Христа Пантократора (см.) в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства и четырех апокалиптических животных, символизирующих четырех евангелистов, несущих Его слово во все концы земли. Сформировался на основе пророческих видений (Иез. 1.428) и Апокалипсиса (Откр. 4.2-9), а также сочинения ПсевдоДионисия Ареопагита «О небесной иерархии». В русской иконографии известен с начала XV b.; икона «Спас в силах» располагалась, как правило, в центре деисусного ряда иконостаса русского православного храма. Спас в силах. Первая половина XV b.   СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному преданию, Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа, Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с исповеданием веры).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Сошествие во ад - см. Воскресение. Сошествие Св. Духа на апостолов (Пятидесятница, Троица) - один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о сошествии Св. Духа на апостолов в Иерусалиме, во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи (Деян. 2.1-13); празднуется в воскресенье восьмой недели после Пасхи. Это событие является исполнением ветхозаветных (Иоиль 2.28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: " Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " , Мф. 3.11; Мк. 1.8; Лк. 3.16) и знаменует собой начало действий Св. Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется с IV века. Праздничные каноны составлены в VII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона " Сошествие Св. Духа " представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Св. Дух в виде языков пламени, под ними в пещере - мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы; с XVII-XVIII вв. в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Икона " Сошествие Св. Духа " входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма. Спас в силах - особый тип изображения Христа Пантократора (см.) в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства и четырех апокалиптических животных, символизирующих четырех евангелистов, несущих Его слово во все концы земли. Сформировался на основе пророческих видений (Иез. 1.428) и Апокалипсиса (Откр. 4.2-9), а также сочинения ПсевдоДионисия Ареопагита " О небесной иерархии " . В русской иконографии известен с начала XV в.; икона " Спас в силах " располагалась, как правило, в центре деисусного ряда иконостаса русского православного храма. Спас Нерукотворный - особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному преданию, Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа, Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с исповеданием веры).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Если для св. Иоанна Златоуста Личность Сына была «невидимым образом», а в воплощении становится образом видимым, то для Феодора Мопсуестийского (350–428) единственно человек Иисус есть образ невидимого Божества 134 . Феодорит Киррский (393–453) в диалогах «Нищий или Непостоянство», известных также под названием «О неизменном», защищая неизменность божественного Слова в воплощении, утверждает абсолютную невидимость Бога даже для ангелов 135 . Тварные существа (люди и ангелы) могут увидеть Бога только в откровениях, соразмеренных с их способностью восприятия, «подобиях», которые не являют саму природу Бога, так же как изображения императоров на монетах лишь отдаленно напоминают оригинал 136 . Ангелы, созерцающие лицо Отца, не видят Божественной сущности, бесконечной, непознаваемой, непостижимой, всеобъемлющей, но всего лишь некую славу, соразмеренную с их природой 137 . Какова природа этой славы? Вероятно, что для Феодорита это не божественные энергии, но тварное действие, посредством которого Бог проявляет Свое присутствие, так как Феодорит употребляет преимущественно библейское ( Иез.2:1 ) выражение «подобие славы». В воплощении Бог явился ангелам, в то же время что и людям, уже не в «подобии славы», но используя «в качестве покрова» человеческую плоть настоящую и живую 138 . Природа невидимая проявилась через природу видимую, совершая чудеса, обнаруживая присущую ей силу ( την οικειαν δυναμιν). Что такое эта видимая природа? Феодорит о ней сказал так: Божественная природа невидима, но плоть видима 139 . Господь открыл силу своей божественной природы через чудеса. Это несторианский параллелизм: божественное Лицо Сына остается сокрытым в человечестве Иисуса. Тело Христа стало невидимым после вознесения, но Оно доступно восприятию в символах, в таинствах 140 . В будущем веке Господь Сам будет видимым «лицом к лицу», или, точнее, « верные, как и неверные увидят природу, которую Он взял от нас, поклоняемую всею тварью» 141 . Это видение человечества Христа, ничего более.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Всматриваясь в эти случаи, мы находим, что слово это в своей простейшей форме – – кроме пророческих книг почти всюду употребляется в значении «ноша», «бремя» 420 ; только в Неем.5:7 , во 2Пар.17:11 и Притч.31:1 оно употреблено в других значениях: в первом случае оно значит «лихва», 421 во втором «дань» 422 (оба эти значения, конечно, весьма близко подходят к выше приведенному общему значению) и в третьем, если только не является собственным именем, имеет значение, подобное рассматриваемому в настоящем случае Мал.1:1 423 . Что касается пророческих книг, то и там в 7 из приведенных случаев ( Ис.30:6; 46:1–2 ; Иер.17:21–27 ) оно тоже значит «вьюк», «бремя», «груз» 424 и в одном ( Иез.24:25 ) имеет довольно неясный смысл, значит или «попечение», или «отрада» (LXX παρσιν); – в остальных же всех местах, – кроме Иер.23:33–38 , имеющего в нашем вопросе особое значение, – у Исаии, Наума и Захарии слово это употреблено в одном и том же значении, которое мы в настоящем случае и отыскиваем для Мал.1:1 . Употребление с союзом () встречается в Иер.23:36 , о чем, как мы сейчас сказали, будет у нас речь особо. Из случаев употребление его с членом () один принадлежит к тому же месту Иер.23:36 , в одном оно имеет обычное значение «ноши», «тяжести» ( Ис.22:25 ), в одном значит «долг» ( Неем.5:10 ), в одном ( 1Пар.15:27 ) имеет довольно необычное значение чего-то в роде «пения» или «музыкального устроения» 425 и в шести ( 4Цар.9:25 ; 2Пар.24:27 ; Притч.30:1 426 ; Ис.14:28 ; Иез.12:10 и Авв.1:1 ) имеет значение однородное или близкое к нашему случаю Мал.1:1 . Из трех случаев употребление с предлогом ) и ) в одном ( Чис.11:17 ) оно, по-видимому, значить «бремя» 427 , а в двух ( 1Пар.15:22 ) имеет значение близкое к только что указанному случаю 1Пар.15:27 («пение» или «музыкальное устроение») 428 . В форме ( Пс.37 оно несомненно значит «бремя» 429 . Выражение всюду переводится «в тягость» (у LXX «βσταγμα» и «φορτον»); в Чис.4:24 переводится: «при ношении» скинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

423 θαυμαστς — изумительно. 424 φαπλομενος — см прим. 218 425 ξηκντιαεν — бросил копье. Намеренно военный термин 426 βολας — метания, удары См. предыдущее прим 427 Пс. 18:2. 428 Как на земле возвещал ее крест из народа у скинии, этого образа неба (см. предыд троп.) А то и другое производило «обращение язычников ко благочестию» (1 троп.) и «пресечение заблуждения» (2 троп.). 429 С развитием песни подъем чувства. Впервые в каноне (не считая сдальна) и только здесь (на середине) личное обращение ко кресту. 430 Ср. седален. 431 ταθη — был простерт. 432 Антитеза к распятию. 433 πατσας — см. прим. 76. 434 райским древом познания добра и зла. 435 δελεασθες — см. прим. 78. 436 См прим. 79. 437 Соответственно песни Исаии, по образцу которой составляется 6-я песнь канона. Но такое окончание для всех 4 песнопений этой песни гармонирует и с общим содержанием ее, занятым духами злобы, врагами нашими. 438 Соответственно содержанию всей песни, говорящей о духах. 439 οδιμου — воспетое, прославленное; древнее поэтическое слово, в прозе позднейшей; слав. перевод основан на предположении в составе слова ε «всегда», навеянном неправильным древним переводом «присносущное» (что было бы διον ). 440 Греч. то же слово, что в ирмосе; см. прим. 431 441 это более, чем олицетворение (просопопея), так как «пламенное оружие обращаемое» (Быт. 3:21) библейский текст дает основание представлять самостоятельным и сознательным деятелем подле херувима, подобным одушевленным колесам у Иез. 1:15—18. 442 ομφαα — меч (большой, фракийский), как и в Быт. 3по-греч. 443 φρικτν — от φρττω ужасаюсь. 444 ντπαλοι — см. прим. 237. 445 ποχθονων — подземных ( π — под и χθν — земля во всем ее объеме и всей глубине в отличие от γ — земли в ее поверхности). См. ниже прим. 451. 446 φρττουσι — см. прим. 443. 447 Только начертываемого, ср. 1 ирм. и в 2 стих. стиховн.: «воображаемый и лютых избавляяй». 448 Ср Еф. 2:2. 449 πολο σι — вращаться, пребывать; слово поэтическое. 450 В греч. нет «и»; оборот асиндетон (бессоюзие).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Иез. 17 :11. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 17 :12. Сын человеческий! скажи дому 416 , прогневляющему Меня: разве вы не знаете, что это значит? скажи им 417 : вот идет царь Вавилонский на Иерусалим, и возьмет царя его 418 , и князей 419 его, и отведет их к себе в Вавилон. Иез. 17 :13. И возьмет из племени царскаго, и заключит с ним союз, и обяжет 420 его клятвою, и возьмет старейшин земли, Иез. 17 :14. Чтобы царство было слабое и совершенно не могло подняться, (но) 421 хранило союз с ним и стояло в нем. Иез. 17 :15. Но он 422 отложится от него 423 и пошлет послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Ужели он устоит? Спасется-ли совершающий преступления? и уцелеет-ли нарушающий союз? Иез. 17 :16. Живу 424 Я, говорит Господь Бог: на 425 месте, где живет царь, воцаривший его 426 , тот, кто похулил клятву предо Мною и нарушил завет Мой 427 , скончается с ним 428 среди Вавилона. Иез. 17 :17. И не с великою силою, ни с многочисленным народом поведет с ним 429 войну фараон, когда обложат валом и установят стрельницы 430 для истребления многих душ. Иез. 17 :18. Ибо он 431 презрел клятву и преступил завет, и вот, дал руку свою, и все это сделал по отношению к нему 432 ,-не спасется 433 . Иез. 17 :19. Посему скажи: так говорит Господь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он презрел, и завет Мой, который он, нарушил, Я возложу 434 на голову его 435 . Иез. 17 :20. И закину сеть Мою на него, и пойман будет тенетами ея и приведу его в Вавилон, и буду судиться с ним там за неправду его, которую он совершил по отношению ко Мне. Иез. 17 :21. А все беглецы его и все отборные (воины) со всем войском его от меча падут, и весь остаток их 436 разсею по всем ветрам, и узнаете, что Я-Господь сказал. Иез. 17 :22. Посему так 437 говорит Господь Бог: Я возьму лучшия (ветви) с вершины кедра и посажу 438 , с вершины отраслей его, сердцевину их очищу, и насажу Я на высокой горе. Иез. 17 :23. И разветвлю 439 его 440 на высокой Израилевой горе, и разсажу его, и прорастит отрасль и принесет плод, и будет большим кедром, и найдет покой под ним всякий зверь, и под тению его успокоится всякая птица, и ветви его опять разростутся.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

С другой стороны, терминология сама по себе не была устойчивой 423 , как во Второзаконии, так и в дальнейшей истории Израильского народа, записанной у свящ. писателей. Выражение, употребляемое во Второзаконии „священники-левиты” (17:9; 18:1; 27:9), встречающееся рядом с выражением „священник” ( – 18:3; 19:17; 20:2), не является одиноко стоящим от терминологии других книг Ветхого Завета. Так, название , „священники–левиты” применяется в 1Нав.3:3, 8:33; 2Пар.30:27 ; Иез.43:19, 44:15 , и даже в Ездр.10:5 , к каковой эпохе (т. е. Ездры) критика особенно настойчиво относит разграничение между священниками и левитами, впервые проведённое, по её мнению, Ездрой 424 . Далее, критике кажется, что эпитетом Второзакония „священники – левиты” сглаживается неравенство между этими двумя ступенями иерархии; левиты возвышаются сравнительно с тем положением, какое приписывается им в законодательстве средних книг 425 . Этим возвышением критика и мотивирует употребление рассмотренного выше эпитета, прилагаемого во Второзаконии к левитам. Однако, происхождение этого названия нисколько не говорит в пользу критиков. Когда давался закон, писанный в средних книгах, и когда священниками были сыны Аарона такое название не употреблялось. Ко времени же появления Второзакония священниками были – преимущественно – внуки и ближайшие потомки Аарона ( Числ.25:11 ), по отношению к которым собственное имя „сыны Аарона” употреблять было уже несколько неудобно 426 . А так как нарицательного значения, в каком оно употреблялось в позднейшую эпоху, название „сыны Аарона” ещё не приобрело, то понятным становится введение нового, более общего эпитета: „священники (сыны) Левиины” 427 . Это объяснение употребления эпитета „священники-левиты” следует признать правильным, так как оно заверяется и позднейшей историей священства, из которой видно, что ни о каком возвышении левитов, а отсюда – и равенств их со священниками говорить не приходится. Как во времена царей Давида и Соломона 428 , так и во время правления Иосии, когда, по мнению критики, было составлено Второзаконие, и после него можно наблюдать строгое разграничение прав священнических и левитских 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Прем., 15, 17. Иез., 18, 31. Ср.: Мф., 11, 7. Вертумн - см. примеч. 179. См. примеч. 36, с. 654. Ориген толковал религиозные тексты в духе гностиков и неоплатоников. Бог для него абсолютно един, однако единосущность божественных ипостасей Ориген отрицал, полагая, что лица Троицы не равны. Кроме общего участия лиц Троицы в акте творения, Ориген признавал отдельно роль Бога-Отца, определяющего существование Бога-Сына — Логоса, определяющего разумное существование, и роль Святого Духа, определяющего существование, совершенствуемое нравственно. Ориген полагал, что воля свободна, что человек никогда не утрачивает эту свободу - поэтому и возможны добродетель и нравственное усовершенствование. В толковании Библии Ориген превозносит аллегорический духовный смысл. В 543 г. Ориген был осужден как еретик. Августин оспаривает мнение Оригена, который в некоторых местах Библии допускал существование только лишь духовного смысла без буквального (О граде Божием, XIII, 21. -In: PL, 46, 394 с.). Порфирий (232 - ок. 304 гг.) - греческий философ-неоплатоник, ученик и издатель Плотина, комментатор Платона и Аристотеля, яростный противник христианства (его сочинение «Против христиан», основанное на критике Библии, было сожжено в 488 г.). Изучал проблему отличия духовного и телесного в духе Плотина. Больше, чем Плотин, интересовался практической философией и мистикой. Христианские писатели признавали его ученость. См. примеч. 41, с. 641. Иеронима сначала восхищал труд Оригена по установлению текста Ветхого завета, он называл Оригена первым после апостолов светильником церкви, однако, ознакомившись с сочинением «О началах», Иероним объявил Оригена еретиком. Мф., 26, 26. Исх., 4, 21. См.: Рим., 9, 18 …к философии Анаксагора, ? которого все что угодно происходит из всего, что угодно.— Анаксагор (ок. 500-428 гг. , древнегреческий философ, астроном. Многообразие тел в природе Анаксагор сводил к неизчислимым бесконечно малым злементам, которые вначале пребывали в беспорядке, а затем Нус-мировой разум-привел пх в движение и упорядочил. Разнородные элементы при этом разъединились, а однородные соединились, образуя вещи. Анаксагор писал: «…и не может быть обособленного существования, но во всем имеется часть всего» (цит. по кн.: Рожанский И. Д. Анаксагор. М.: Наука, 1972, с. 32).

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

Далее А. С. Норов высказывает предположение о том, что этим епископом был Феодор Мопсуестийский (ок. 350–428), родом из Антиохии. Он был современником св. Иоанна Златоуста и под его влиянием предался подвижнической жизни. Когда в Мопсуестии (Киликия) освободилась епископская кафедра, Феодор занял ее около 392 года и пребывал на ней вплоть до самой кончины, последовавшей в 428 году. «Известно, что он посещал и назидал самые отдаленные церкви», – пишет Норов 786 . Русский исследователь высказывает еще одно интересное предположение. «Заметим, что остров Филе означен у пророка Исаии под именем Фул или Пул, – продолжает Норов. – Эти остатки христианской церкви, эти многочисленные крестные знамения явно показывают совершившееся пророчество: «И положу на них знамение и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и они возвестят народам славу Мою» ( Ис. 66, 19 ) 787 . Русский путешественник провел целый день на о. Филе, созерцая «таинственные храмы Исиды». И уже в темноте он устроился на ночлег «в пристроенных к гордому языческому храму скромных монашеских кельях»... 788 Асуан, первый нильский порог – это были те пределы, где заканчивались маршруты большинства россиян, путешествовавших вверх по Нилу. И лишь немногие из них, подобно А. С. Норову , отваживались продвигаться далее вдоль пустынных нубийских берегов. Знакомясь с описанием странствий россиян по Верхнему Египту, можно проследить, как один за другим они «сходят с дистанции» и отправляются в обратный путь – в Каир и Александрию. А между тем записи их неосуществленных наблюдений сегодня представляли бы большую ценность для истории восточного монашества. Ведь после возведения второй Асуанской плотины (1964 г.) уровень Нила начал подниматься, и в результате было создано искусственное водохранилище – озеро Насера – пятьсот километров длиной, объемом сто пятьдесят семь миллиардов кубометров воды. Во время строительства Асуанской плотины археологи находили в зоне будущего водохранилища сильно разрушенные коптские храмы, укрытые в подземельях от постороннего взора. И в настоящее время большинство из них затоплено. А. С. Норову довелось осмотреть некоторые из них, и в записках русского автора можно почерпнуть сведения об этих утраченных святынях.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

19 И не отступим мы от Тебя; верни нам жизнь, и мы призовем имя Твое! 20 Господи Боже сил, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! 1 412 В конец, о точилах, псалом Асафа, 80. 2 413 Радостно пойте Богу, Подателю помощи, восклицайте Богу Иаковлеву! 3 414 Воспойте псалом и возьмите тимпан, сладкозвучную псалтирь и гусли! 4 415 Вострубите в новолуние трубою, в торжественный день праздника вашего! 5 416 Ибо таково повеление Израилю, приговор Бога Иаковлева! 6 417 Откровение даровал Он Иосифу, когда тот покидал землю Египетскую; там слышал он язык, ранее ему неведомый. 7 418 Снял Он бремя с хребта его, когда руки его насыпали землю в корзину. 8 419 «В скорби призвал ты Меня, и избавил Я тебя; услышал тебя в таинственной буре; испытал тебя у источников во время раздоров. 9 420 Внимай, народ Мой, Я свидетельствую тебе, Израиль, слушай Меня: 10 Да не будет у тебя бога нового, да не поклонишься богу чужому! 11 Ибо Я, Господь Бог твой, Я вывел тебя из земли Египетской! Отверзи уста твои, и вложу в них слово Мое 12 Но не послушал народ Мой гласа Моего, Израиль не внял Мне; 13 И дал Я им волю следовать желаниям сердец их; да пойдут они путями своими! 14 421 Если бы народ Мой слушался Меня, если бы Израиль держался путей Моих, 15 Немедля смирил бы Я врагов его и на оскорбителей его наложил бы руку Мою! 16 Враги Господни обманулись бы, а благоденствие народа Моего длилось бы вечно; 17 422 И Я напитал бы его тучной пшеницей и мед из камня источил бы ему». Слава: Псалом Асафа, 81. 423 1 424 Бог стал в сонме именуемых богами, да над богами сотворит суд. 2 425 Доколе судить будете вы неправедно и брать под защиту грешников? 3 Сотворите правый суд сироте и убогому, смиренному и нищему явите правду! 4 Спасите нищего и убогого, от руки грешника избавьте их! 5 Не познали, не уразумели они истины, во тьме ходят! Да содрогнутся основания земли! 6 426 Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего! 7 427 Но вы, как и все люди, умираете, и как любой из князей, можете пасть. 8 Восстань, Боже, сотвори суд над землей, ибо Ты станешь Владыкой всех народов! 1 428 Песнь, псалом Асафа, 82.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010