Эти-то огорчения, эти колебания и эта потреба подвигов и веры, испытанные учениками Слова, являются постоянными условиями жизни и преемников их, и всех вообще христиан, проводящих духовную жизнь. Одушевляемые ревностью о славе Божией, об обращении неверных, служители Слова, долго томятся созерцанием уничижения Его от людей, прежде чем сподобятся узреть славу Его в людях сих. «Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой» ( Пс.118:53 ) жалуется псалмопевец. «Доколе путь нечестивых спеется?» вопиет пророк Иеремия. Ему вторит весь сонм пророков, апостолов, мучеников, святителей. Вся история жития их, наполнившая листы святой Библии и Миней, не есть ли тот свиток скорби, который проглотил Иезекииль? «И вот свиток исписан был внутри и снаружи и написано на нем: плачь, и стон, и горе» ( Иез. 2:10 ) Тогда лишь только, когда эта печаль о Бозе пройдет во все внутренности подвижника, когда распнется в нем ветхий человек, тогда лишь начинается около него возрастание духовной нивы из умершего семени пшеничного, тогда видит он около себя преображение славы Божией. Так и сказал апостол «смерть действует в нас, а жизнь в вас» ( 2Кор. 4:12 ) Насколько вымирает в ежечасных страданиях естественная жизнь проповедника или пастыря, настолько лишь и только таким путем насаждается жизнь духовная в слушателях, в пастве во исполнение слов Христовых «егда вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе». Будем же, отцы и братия, всегда утешаться сею истиною. Будем помнить, что без скорбей и подвига не может быть и плода духовного, а – одно только самообольщение или прелесть, как учили святые отцы Церкви, повторяя слова апостола о том, что только незаконные дети не терпят наказания ( Евр.12 : 5 – 9). Эту истину унесите в сердцах ваших от нынешнего блестящего собрания в мрачные притоны ереси и раскола, в глухие деревни и недоступные хутора, где вам приходится бороться со зверьми и умирать каждый день ( 1Кор. 15:31 ). И чем больше будет восставать на вас ожесточенная злоба и упорное коварство ересеучителей, чем грубее будут приступы невежественного, озлобленного народа, тем крепче уповайте, что в вас и около вас совершаются муки духовного рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава XI. Учение преп. Феодора Студита о почитании и поклонении честным иконам После краткого обзора сочинений преп. Феодора мы решились изложить учение его о почитании и поклонении честным иконам. Это явилось совершенною необходимостью и в виду того упрека в неправомыслии, который сделан преп. Феодору историками: греческим Папарригопуло и нашим русским, профессором Киевской Духовной Академии, покойным теперь, Ф. А. Терновским . Оба они утверждали, что преп. Феодор переступил границы вероопределения отцов седьмого вселенского собора и впал в неправомыслие. Нам нужно сравнить учение преп. Феодора о поклонении честным иконам с учением о том же отцов Собора, чтобы убедиться в неправоте приговора названных историков. С другой же стороны требуется указать, что же нового привнес преп. Феодор в решение вопроса, волновавшего так долго Церковь ? На каких основаниях узаконил почитание икон Седьмой вселенский Собор? 262 а ) На основе Священного Писания . Отцы в начале четвертого заседания читали Исх. 25:1, 17 – 22 , Чис. 7– 89 ; пророка Иезекиля Иез. 44:1, 16 – 20 ; Посл. св. Ап. Павла к Евреям, Евр. 9– 5 . Вот и все те свидетельства от Свящ. Писаний, которыми, по-видимому, удовольствовались отцы Собора. Но к этим свидетельствам нужно присоединить и те немалочисленные, которые приводились в выдержках из творений святых отцов. б ) Свидетельства из Священного Предания, что представляет вторую основу, приводятся отцами в очень большом числе. Из них выяснилась древность почитания икон в Церкви христианской. Иконоборцами были с давних пор еретики. Чтение многочисленных свидетельств из творений святых отцов дало возможность отцам седьмого вселенского собора сказать, что иконопочитание «распространено со времен апостольской проповеди » и «предано не письменно». «Кафолическая Церковь совершенно последовательно поступила, приняв святые и честные иконы; она в этом случае согласна с учением святых отцов наших» 263 . в ) Третью основу для утверждения иконопочитания отцам седьмого вселенского Собора дает учение Церкви о Лице Господа нашего Иисуса Христа и совершенном Им искуплении рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Такими же характерными особенностями отличаются эсхатологические представления Тертуллиана . История человечества должна закончиться тысячелетним царством Христа на земле. Для наслаждения благами этого земного царства воскреснут одни лишь святые, которые будут обитать в нерукотворенном городе Иерусалиме, уготованном для них Богом и находящемся в настоящее время на небе. Его апостол Павел называет матерью всех нас (Гал, 4:26), Он был известен пророку Иезекиилю, его видел апостол Иоанн ( Иез. 48:30 ; Откр. 22:2 ). Наши же пророки (пророки монтанистов) предсказывают его видимое явление и в подтверждение этого ссылаются на то обстоятельство, что отражение этого города иногда и теперь бывает видимо на небе; это случилось в действительности во время одного похода на Восток и подтверждено языческими свидетелями. В Иудее в течение сорока дней ежедневно утром являлся на лазури неба город, а к полудню исчезал, и, однако, вблизи не было ни одного города. Когда этот город спустится с неба, то в нем будут наслаждаться праведные полнотой духовных благ, ибо справедливо и достойно Бога утешить Своих служителей на том самом месте, где они страдали за имя Его. Впрочем, не все святые воскреснут одновременно, но одни раньше, другие позже, смотря по заслугам. По истечении тысячи лет тела святых изменятся и сделаются светозарны, подобно ангельским, потом наступит всеобщее воскресение, суд и вечное мучение грешников 1602 . Орудием наказания грешников будет служить огонь, который ныне терзает внутренность земного шара. О разрушительной силе его можно судить по тому, что одних искр его, вылетающих из жерла вулканов, достаточно, чтобы разрушить целые города; о вечности его говорит то, что ни колебание, ни исчезновение гор не могло погасить этого источника пламени 1603 . Пламень этот – падает ли он в виде громовой стрелы или исторгается из земли через горные вершины – одинаково не пожирает того, что жжет. Горы горят и при всем том существуют. Вот почему он особенно ужасен. Он будет всегда восстанавливать пожираемое им тело грешника 1604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись. Господь по своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой очень смирился, плачет и просит прощения, ты, по заповеди Божией, прости его, и никогда не укоряй его, и не напоминай ему об этом искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на месте преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему Господи. Не печаль его, а старайся показывать ему веселый вид, ты этим облегчишь его терзание душевное. Святой апостол говорит: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» [ Гал.6:2 ]. Если так поступишь, тогда молитва у тебя чище пойдет. Святые отцы пишут: «Покрой грехи ближнего, Господь и твои грехи покроет». Конечно, это с ним случилось в пьяном виде. Подобное тоже случилось с праведным Лотом: в пьяном виде согрешил со своими дочерьми. Прочти в Библии первую книгу Бытия ( Быт.19:30–38 ). По прочтении твоего письма сразу и написал это письмо. Прости за краткость письма. Эта наша земная жизнь действительно житейское море, и кораблику нашему приходится переживать разные невзгоды, так и жди, когда выкинет. Однако же унывать не надо, с Божией помощью будем стараться переплывать это море и достигать тихого пристанища Царства Небесного. Умудри вас Господи! Призываю на вас Божие благословение, с любовью во Христе вам сочувствующий и молитвенно с вами схиигумен Иоанн 05 .03.1949 Боголюбивейшая раба Божия X.! Христос посреди нас! [...] Хорошо иногда вспомнить прошлые свои грехи, ибо от этого рождается смирение, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, тут уже явно враг старается возмутить душу, не слушай его, успокойся, не мятись, не унывай, старайся молитвой отогнать подобные возмутительные мысли. Дух Святый говорит через пророка Иезекииля: если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его. Господь не хочет смерти грешника [ Иез.33:11 ]. Так и живи для семьи, будь мудра, как змея, а кротка, как голубь [см: Мф.10:16 ], а о внутренней своей жизни умолчи, да они и не поймут тебя. Если когда споткнется твой муж, потерпи, не смущайся, но усерднее молись, вспомни, и ты ведь спотыкалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Гимн седьмой святого Симеона Нового Богослова я читал. Там описана высшая степень духовной созерцательности, которая дается человеку по благодати Божией, по очищению сердца от страстей; и для твоего ограниченного умишка она непонятна. Святые отцы пишут: «Если кто не очистил свое сердце от страстей и стремится к созерцанию, таковых постигает гнев Божий». Не советую тебе читать гимны святого отца, ибо неполезно тебе. Читай книги о деятельной жизни и очищай сердце от страстей. Когда очистится сердце от страстей, тогда будет понятна и созерцательная степень. При чтении гимнов святого отца ты удивляешься: «Как возможно было изведать и написать неизъяснимое?» Когда человек, по Божией благодати, озарится свыше единением с Господом, тогда Господь открывает человеку Свои божественные тайны, что плотскому нашему умишку непостижимо: будем читать, а в сущности не можем понять. Ты советуешь мне беречь этот гимн в сердце своем как некую тайну. Конечно, я недостоин такой высокой степени созерцания опытом в чувстве сердца. Все же при чтении «Добротолюбия» в пяти томах понимаю эту степень, насколько может вместить мой ограниченный ум, ибо там это хорошо объяснено, только в другом порядке, чем в гимнах преподобного Симеона. Не так давно я прочел книгу, перевод с греческого, Каллиста Катафилиота, о божественном единении и созерцательной жизни. Во всей книге только и говорится о созерцании и единении с Богом, подобно гимнам преподобного Симеона. [Без даты] [О смирении] [...] Благодари Бога, что Он дал тебе вкусить, хоть вмале, «яко благ Господь». Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже и духовнику, если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. Преподобный Антоний Великий пишет: «Если ты будешь говорить недуховному о духовном, то ему покажется смешным». Я тебе писал в предыдущем письме о смирении и еще повторяю: «Смиряйся, чадо, враг очень хитер, и мы очень немощны». Преподобный Макарий Великий пишет: «Знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть лет и, страшно сказать, – погибли». Еще приводит некоторых мучеников, которые пали после тяжких мучений. А о прощении грехов Святой Дух говорит через пророка Иезекииля: «Аще грешник покается и жить будет исправно, тогда Господь не помянет грехов его. Также и праведник: если развратится, Господь не помянет его праведности» [см.: Иез.33:11–19 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Святые отцы говорят, что эти два явления Духа Святого – в первый вечер Воскресения и в день Пятидесятницы – свидетельствуют о двух моментах христианской жизни. Первое ниспослание Духа Святого – дуновение уст Христовых – есть дарование Церкви всегда истинно действующих спасительных таинств, которые, вне зависимости от нашего недостоинства, всегда освящают нас и спасают. Оттого, что Христос соединился с человеком, принял все наше естество, прошел весь путь человеческий от начала до конца, до смерти; оттого, что Он воскрес с нашею природой и вознес ее одесную Бога Отца, дается всем нам, крестящимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа, этот небесный дар. И даже если человек приходит с сомнением, без веры или отрекается потом от этого дара – он действует непреложно до конца его жизни, ходатайствует за него, как говорит преподобный Серафим Саровский. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Истинно и неизменно все, что совершается во всех таинствах Церкви, во всех священнодействиях ее, во всех знаках и символах. Вода нашего крещения – именно та Богоявленская вода Иордана, в которой Христос крестился. И святое таинство причащения – таинство Тела и Крови Христовых – как на Тайной Вечери, вне зависимости от того, как мы в этом участвуем. И венцы, которыми украшаются жених и невеста, – это истинно венцы, которые с небес Сам Господь заранее дарует соединяющимся двум людям. И рука епископа, совершающая посвящение, и рука священника благословляющая – это действие Христово, которое всегда, неизменно – в Церкви. И одновременно в день Пятидесятницы, когда сходит Дух Святой, все эти дары соединяются и раскрываются в полноте. Это значит, что мы должны личным своим подвигом, своим участием в том, что дает нам Господь, стяжать этот дар, принять его в свою жизнь. Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы, явление огненных языков в дыхании бурном есть, как говорит святитель Феофан Затворник, первый вдох человечества жизнью Божественной. Потому что человечество было уже мертво. Оно было подобно тому полю, о котором говорит пророк Иезекииль, усыпанному костями человеческими, которые дыханием Духа Святого соединяются в тело живое, и сообщается этому телу новая жизнь (Иез. 37, 1–14). И все человечество теперь дышит этим дыханием через Церковь. Церковь имеет дыхание Божественной жизни через таинства, через священнодействия. И пост, и молитва, и праздники наши, и все, что в Церкви совершается, – это те кровеносные сосуды, через которые в тело Церкви поступает дыхание вечной жизни. И все человечество живо только этим – только постольку, поскольку оно причастно этой жизни; постольку, поскольку существует Церковь.

http://pravoslavie.ru/3320.html

Между степенями жертвенника, – говорит пророк Иоиль, – да восплачутся священницы, служащие Господу, и рекут: пощади, Господи, люди твоя и не даждь достояния Твоего на укоризну ( Иоил.2:17 ). История Ветхозаветной Церкви действительно и представляет много даже выдающихся примеров заступничества за народ пастырей-ходатаев. Так, пророк Моисей молитвой перевел египтян через Чермное море, поразил амаликитян, утишил пожар в стане (см.: Чис.11:1–2 , ср.: 32:11 и далее, и т.п.); Аарон во время гнева Божия на ропотников за казнь Корея, Дафана и Авирона выступил в стане с кадильницей и помолился и ста между мертвыми и живыми, и преста пагуба ( Чис.16:48 ). И подобных примеров немало можно указать из жизни пророка Самуила (см.: 1Цар.7 ) Давида, Исаии (см.: Ис.63:64 ), Даниила (см.: Дан.9 ), Иеремии (см.: Иер.14 ), Ездры (см.: 1Езд.9 ), Неемии (см.: Неем.9 ) и других. И такого представительства от народа ищет Господь Сам: Исках, рече, от них мужа право живуща и стояща цело пред лицем Моим во время гнева Моего, еже бы не до конца погубити града, и не обретох ( Иез.22:30 ). А вслед за ним и святые отцы признавали одной из существенных обязанностей пастыря молитву за других. «Подлинно, – говорит св. Иоанн Златоуст , – никакая другая молитва столько не приличествует священнику, как та, в которой он больше молится и ходатайствует пред Богом о благе народа, нежели о своем. Если Иов, вставая от сна, тотчас творил столь обильные молитвы о своих плотских детях, то не тем ли больше мы должны делать то же ради наших духовных чад» (XI, 604). И эту обязанность «предстательства пред Богом» (Там же) «знают посвященные в таинство, как бывает у нас каждый день, и вечером, и утром, как мы творим молитву за весь мир, за царей и за всех, которым вверена власть» (XI, 658–659); и «я, – говорит духовным чадам св. Иоанн Златоуст , – не только в Церкви, но и у себя дома прежде всего творю молитву о вашем душевном и телесном здравии» (XI, 604) 158 . и этот взгляд на исключительное значение пред Богом молитвы священнической прочно держится в Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Братия и сестры! Всегда помня о Промысле Божием, сохраняющем нас на пути к вечной, блаженной жизни, будем со страхом, ревностью и любовью служить Богу, человеколюбивому Владыке и Творцу нашему. Возлюбившему нас прежде создания, Ему да будет от нас всегдашняя слава и благодарение. Аминь. Путь ко спасению Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс 50:12). Повторяя эти слова, произнесенные святым пророком Давидом, мы просим, чтобы Господь очистил наше сердце от всего порочного и исполнил его Духом Своим. Для нас не должно быть ничего более дорогого, чем чистота и одухотворенность сердца, потому что сердце есть центр всего нашего духовно-физического существа. Биением сердца измеряется жизнь, определяется здоровье; духовное же сердце является центром и источником духовной жизни. В нем начало и корень всех наших действий как внутренних, так и внешних. Из сердца, по слову Христа, могут исходит помышления как добрые, так и злые (см. Мф 15:19). Господь призывает ищущих спасения обновить свое сердце: Сотворите себе сердце ново и дух нов (Иез 18:31). Это обновление сердца совершается благодатию Святого Духа только тогда, когда мы сами всецело предаем себя Богу, отдаем Ему свое сердце в ответ на Его призыв: даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч 23:26). Сердце, обновленное благодатию Святого Духа, воскресает в духовную жизнь и становится престолом Божиим (см. 1 Кор 3:16). Святые Отцы называли сердце человека сокровищницей, в которой происходит встреча человека с Богом и со всем духовным миром. “Потщись войти во внутреннюю сокровищницу твою, — пишет святой Исаак Сирский, — и узришь сокровище Небесное. Лествица в Небесное Царство сокрыта внутри тебя, то есть в сердце твоем”. Очищение сердца, этой внутренней обители, для принятия Бога является целью христианского подвига (см. Мк 5:8). Те же христиане, которые занимаются только телесным, внешним подвигом, надеясь на свои собственные силы, не достигают зрелого духовного возраста.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

Иез 2:3–10; 3:1–3 Прокимен, глас 6 Боящиеся Господа,/благословите Господа. Стих: Хвалите имя Господне, хвалите, рабы, Господа. Пс 134:20б, 1 На часах чтение Евангелия и все по обычному уставу. На Изобразителных кондак Великой Среды, и храма святого. Слава: «Со святыми упокой:» И ныне: храма Богородицы или: «Защита христиан:» Господи помилуй, 40, и обычные поклоны. Трисвятое: и поклоны 3. Господи помилуй, 12, и окончание Изобразительных. Вместо же отпуста настоятель читает молитву: «Владыка многомилостивый:» все же молятся, склонившись к земле. По окончании ее, когда все встанут, кланяется и настоятель братии и просит прощения, говоря: «Благословите, отцы святые, и простите мне грешному, все, в чем я согрешил в течение всей жизни моей, и всей святой Четыредесятницы, словом, делом, помышлением, и всеми моими чувствами». Братия же отвечают: « Бог да простит тебе, отче святой. И подходя по два, также просят прощения, говоря: «Прости меня, отче святой:» и идут в кельи свои. ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СРЕДУ ВЕЧЕРА В вечернее время обычное стихословие без поклонов. Кафизма 18. На «Господи воззвах:» стихиры на 10 и поем самогласны, глас 1: В Тебе, Сыне Девы, познав Бога,/блудница говорила, моля с рыданием,/как совершившая много достойного слез:/«Отпусти долг, как и я распускаю свои косы;/возлюби любящую, справедливо ненавидимую,/и я среди мытарей о Тебе провозглашу,/Благодетель-Человеколюбец!» Драгоценное мvpo/блудница смешала со слезами/и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая./Ее Ты тотчас оправдал,/и нам прощение даруй,/Пострадавший за нас, и спаси нас. Когда грешница приносила мvpo,/тогда ученик сговаривался с беззаконниками./Одна радовалась, тратя мvpo драгоценное,/другой же спешил продать Бесценного./Та Владыку познавала,/а этот от Владыки отдалялся./Та свободу получала,/а Иуда становился рабом врага./Страшное дело – небрежение,/великое – покаяние:/даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас,/и спаси нас. О жалкая доля Иуды!/Видел он блудницу, целующую стопы,/и замышлял коварно поцелуй предательский./Она косы расплела,/а этот яростию связывался,/нося вместо мvpa смердящую злобу:/ибо не умеет зависть предпочитать полезное./О жалкая доля Иуды!/От нее избавь, Боже, души наши!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Итак, после молитвы Христа наконец настает и сам момент воскрешения: Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон ( Ин. 11: 43 ). Господь произносит то властное слово, после которого мертвец оживает и восстает из гроба. Причем, как говорит святитель Андрей Критский , Спаситель провозглашает это слово громким голосом, как будто бы неким «гласом трубным», чтобы тем самым «предзнаменовать и последнюю трубу, которая воззовет великим гласом умерших». Святитель Андрей здесь напоминает нам о той последней трубе, которая, по слову апостола Павла, вострубит в конце времен и в ответ на призыв которой мертвые воскреснут нетленными ( 1Кор. 15: 52 ). Подобным же образом истолковывает образ произнесения Христом воскрешающих Лазаря слов и святитель Иоанн Златоуст . По мысли святителя Андрея, Господь – являя в чуде воскрешения четверодневного мертвеца Свое всемогущество и совершая его при многих свидетелях – показывает иудеям, что эта воскрешающая мощь Сына вскоре окажется в силах поднять из гроба и Самого умершего Христа. Господь как бы говорит: «Пусть уразумеют иудеи, что Я, воскрешая четверодневного из гроба, тем более Сам воскресну после трех дней, если вкушу смерть». Итак, над гробом Лазаря звучит громкое повеление Христа: Лазарь! иди вон ( Ин. 11: 43 ), которое не может остаться неисполненным – ведь такова воля Самого всемогущего Бога… Эти слова Спасителя достигли до самых глубин ада, в которых томилась душа Лазаря. Святые отцы рисуют образные и яркие картины смущения и отчаяния, что охватили сатану и его прислужников, когда они услышали это Божественное повеление. Сама смерть оцепенела и пришла в ужас от того, что совершалось теперь. Ее, прежде обладавшую абсолютной властью над умершими, теперь этой власти почти лишили. Вот как изображает поражение смерти и ада, беспомощных перед волей Сына Божия, преподобный Исихий Иерусалимский : «Услышав Христов глас, весь род умерших ободрился, смерть оцепенела от страха и, споткнувшись от ужаса, лежала ниц (ср. 1Кор. 15: 25–26 ), попираемая собственными пленниками… После сих слов Лазарь стал подниматься из земли (ср. Иез. 37: 1–10 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010