Принять таинство тела и крови Христовой может и злой человек — о таких ведь и сказано: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор 11:29). Носить имя Христово может и злой человек, то есть называться христианином и злой человек может; о таких сказано: «Пятнали имя Бога своего» (Иез 36:20). Итак, прибегнуть ко всем этим таинствам может и злой человек, но иметь любовь и быть злым — не может. «Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам», VII, 6 Таинство причастия Телу и Крови Христа приводит к обожению ровно настолько, насколько приводит причащающегося к сострадательной и жертвенной любви. Сравним слова Христа и ап. Иоанна: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ин 6:56 Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1 Ин 4:16 Любовь, таким образом, является одновременно и условием, и плодом евхаристического соединения со Христом. Святые Отцы отнюдь не случайно использовали евхаристические образы для описания любви, по сути, отождествляя одно с другим: Сщмч. Игнатий Богоносец : Стяжавши кротость, утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа. Никто из вас да не имеет ничего против ближнего своего.  Трал. 1 Прп. Исаак Сирин : Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным; ибо сказано: ядущий хлеб сей будет жить вовек . Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус. А что вкушающий любви вкушает Христа, сущего над всеми Бога, о сем свидетельствует Иоанн, говоря: «Бог есть любовь» (1 Ин 4:8, 16). Слово 83 Отцы Церкви называют именно любовь тем, что приводит к обожению. Свт. Григорий Богослов , говоря про активное доброделание, учит, что «любовь к Богу есть путь к обожению» (PG 37, 957). Прп. Максим Исповедник вторит им: «Стяжавший же любовь стяжал Самого Бога, поскольку Бог есть любовь» («Главы о любви», 100). Прп. Максим вообще много писал о любви в контексте обожения: Ибо подлинно нет ничего более богообразного, более таинственного, более возвышающего людей до обожения, чем Божественная любовь. […]

http://blog.predanie.ru/article/zabytyj-...

Прослушала лекцию 2-й раз, спасибо. Прошу прощения, но мне непонятны следующие моменты. 1) " Все святые Отцы никогда не говорят о том, что душа сконцентрирована в каком-то элементе человеческого тела " . Как тогда относиться к категорическому заявлению Господа о том, что " душа тела в крови " , " душа всякого тела есть кровь его, она душа его " (Лев. 17:11,14). Ведь иного утверждения о местонахождении души в человеке в Новом Завете нет. 2). " Душа человека бессмертна " .- Библия и св. Отцы: " Душа согрешающая, та умрет " (Иез. 18: 4,20). " Горе душе, если она не имеет ...Христа.., она погибает " (св. Макарий Египетский). " А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... Поэтому и умершие во Христе погибли " (1Кор. 15: 17-18) и мн. др.- о гибели, смерти души. 3). " Души умерших (не святых) ничего не знают о нашей жизни " . - Здесь только небольшие примеры из личного опыта, не из огромного человеческого. Моей овдовевшей сестре ее старший сын недавно построил новый дом. И неожиданно моему мужу во сне является ее умерший муж (хотя он о нем и не вспоминал) и с обидой говорит о том, что вот мол, при нем сестра с сыном не строили дом, они жили в старом, а как он умер, так новый построили. Когда давно уже неожиданно, в гостях, умерла моя мама, православная, очень верующая, то это вообще было что-то. Вначале она просто говорила мне, как живая, (каждый день, во сне), чтобы я что-то сделала, что не успела сделать она. Что-то советовала. Напоминала у кого-то что-то забрать, сходить на могилку, полить цветы, и пр. Затем стала просить заказать " пропуск на отдых " (что-то вроде этого). Я не поняла. В след. ночь вижу сон: мама взяла меня за руку, привела в храм и показала рукой на крест и священника: отпеть (храма у нас нигде поблизости не было, это был 80-й год прошлого столетия).И только когда съездили в городской храм в соседнюю республику и отпели ее, то мама перестала приходить ко мне во сне. По сей день, слава Богу! Еще бы многое рассказала, но ни к ему. Поэтому надо очень серьезно относиться к отпеванию, панихидам и поминовению усопших. И к своей душе- в первую очередь.

http://pravoslavie.ru/97961.html

См. подробнее:  митр. Мелетий Никопольский. Печать антихриста в Православном предании . Эти свидетели – Енох и Илия. Так практически единогласно утверждают Отцы Православной Церкви. Енох – праведник, которого Бог взял с земли до потопа ( Быт. 5:24 ). Илия – величайший пророк северного Израиля, который за ревность к благочестию был вознесён «яко на небо» на огненной колеснице ( 4 Цар. 2:11 ).  См. подробнее:  Откр. 11:3  и толкования. Принявшие печать антихриста неисправимы! Они, злоупотребив свободной волей, закоснели во зле, о чём свидетельствует 16я глава книги Апокалипсис: «Они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» ( Откр. 16:10–11 ). См. подробнее:  Откр. 16  и толкования. Это знамение – крест. Хотя мнений о том, как толковать Мф. 24:30 «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе», много, почти все Святые Отцы придерживаются одного мнения, что это Крест Господень, символ христианства, по которому каждый легко опознает Христа. См. подробнее:  Мф. 24:30  и толкования. «Восхищения Церкви», отдельного от Суда Христова, не будет! Лжеучение о восхищении Церкви до Страшного Суда возникло при произвольном толковании 1 Фес. 4:17 . Оно встречается у различных протестантских сект, но было неведомо Апостольской Церкви. См. подробнее:  иерей Евгений Веселов. Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины К сожалению, муки грешников будут вечными! Об этом сказал Господь: «И пойдут сии в муку вечную» ( Мф. 25:46 ). Но такая участь постигнет грешников не потому, что Он хочет их погибели ( Иез. 18:32 ), а потому, что они сами не приняли любви истины для своего спасения ( 2 Фес. 2:10 ). Господь употребил все возможные средства милосердия, чтобы они раскаялись, но так как их воля ожесточена во зле, Господу остаётся только судить их. См. подробнее:  Леонов А. М. Вечны ли адские муки? Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнём? Господь не открыл людям дату конца мира! «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» ( Мф. 24:42-43 ). «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ).

http://azbyka.ru/quiz/konchina-mira/

1Кор.15:52 – “По последней трубе снидет с небесе Сам Господь”. Воскресение мертвых. Действительность его Воскресение – такое действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны (катехизис). Вера в воскресение не присуща только христианству. В каком-то смутном виде учение о воскресении существовало в древнем Египте, а также у иудеев. Мк.12: 26 – “О мертвых же, яко востают, несте ли чли в книгах Моисеевых, при купине яко рече ему Бог, глаголя: Аз Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль? Несть Бог мертвых, но Бог живых”. Этот текст мы употребляли еще для доказательства бессмертия душ человеческих. Ссылаются на него и говоря о воскресении. Иов.19:25–27 – “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его”. Можно по-разному толковать это место, но святые отцы считали, что это вера в воскресение. Воскрешение людей, которые были в Ветхом Завете – Илиею, Елисеем ( 4Цар. 13 ) – образ воскрешения из мертвых. Давид в псалме 15 говорит: “не оставишь души моей в аде и не дашь святомуТвоему увидеть тление”. Более ясно вера в воскресение выражена в пророческих книгах. Ис. 26:19 – “Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела!” Дан. 12: 2 – “Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление”. Здесь речь идет о воскресении как праведных, так и неправедных, но в то же время употребляется выражение “многие” (а не “все”). Это давало возможность фарисеям верить в то, что воскреснут только праведные; те, кто желал быть с Богом, воскреснут, а другие, которые не верят, погибнут окончательно. Это так называемая факультативная теория воскресения: воскреснет часть людей, которая предназначена к вечной жизни; а другие не воскреснут. В Ветхом же Завете говорится о воскресении не только праведных, но и неправедных. Иез.37 – образное изображение воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

    4. Искреннее покаяние состоит в том, что всякий грех представляется нашей душе как смертный яд, а потому человек старается не только побеждать искушения, но не иметь их. Святые Отцы Церкви, глубокие знатоки человеческого сердца, советуют христианам хранить, как средство избегать искушений, постоянную мысль о будущей жизни и о внушениях Божественной благодати. Внушения же Божественной благодати бесконечны; они на всех ступенях зовут нас к очищению от грехов, к восстанию от греховного сна.    Горе нам, если мы малодушно уклонимся от призывающего гласа Божия: «покайтесь, приблизилось Царствие Божие!» Тогда мы услышим над собой приговор Вечной Правды: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли... когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу» (Притч. 1:24, 25, 27, 28). От такого приговора да спасет нас Господь, долготерпеливый и милосердый.    Теперь Церковь в течение всех недель, до самой св. Четыредесятницы постоянно будет раскрывать нам в своих песнопениях и молитвах, в чтении апостольском и в Евангелии убедительные доказательства необходимости неотложного покаяния. В заключение скромного моего слова, обновлю в вашей памяти слова пророка, призывающие к покаянию: «Душа согрешающая, она умрет... беззаконник же, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою» (Иез. 18:20, 27).    Покайтесь, братья и сестры, старцы и юноши, жены и мужи, и Христос с нами. Аминь! II     Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись    (Гал. 3:27)    Царство Небесное, по заповеди Спасителя, обещано людям, омывшим свои грехи в купели Св. Таинства Крещения. По словам Иисуса Христа, принять это Таинство составляет безотложную необходимость. «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).    Истину этих слов Иисус Христос доказал собственным примером, когда Он, Безгрешный, Владыка творений, благоволил от смиренного пророка Иоанна принять Крещение в водах Иордана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   А ведь каждое преступление даже самой малой заповеди порождает «гнойные раны души», о коих напоминает нам преподобный учитель наш Критский. И каждое преступление даже самой малой заповеди — особенно тогда, когда оно остается без надлежащего учительного обличения, — укрепляет нестойкие души в том ложном мнении, что и большие заповеди можно преступать безнаказанно. И — рассыпается общество церковное, и встает на его место себялюбивое собрание «беззаконнующих втуне» (Пс. 24:3), «путь которых — как тьма, ибо они не знают, обо что споткнутся» (Притч. 4:19).    Но будет ли дано нам время, чтобы приложен был к ранам души нашей пластырь, успеем ли мы умастить их елеем и вином — делами покаяния, умилением со слезами?    Итак, или мы спасаемся — н тогда поступаем так, как заповедал нам Господь наш, Который есть — «Любовь» (1 Ин. 4:16) так, как учат нас святые отцы и учители наши. Ибо «любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2 Ин. 1:6).    Или мы ходим в своей воле (или, вернее сказать, — в воле тех, кто диктует нам свои правила, во лжи своей выдавая их за нашу собственную волю). Но в своей воле еще никто не спасся. Напротив, своевольные — отпали и продолжают отпадать от истинного пути спасения, составляя свои собственные бесчинные сборища — собрания без смысла, без должного чина и порядка, а где — и без апостольского преемства богоустановленной иерархии и даже вовсе без иерархии, собрания, составленные «во имя свое» (Ин. 5:43), во всем противоположные истинной Церкви, о коей сказал Христос: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).     «Будем же, — по апостолу, — внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24), но всегда памятуя справедливые в своей суровости слова Господни: «Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. ...И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:18, 20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А другие святые Отцы будут настаивать на том, что вся система взаимоотношений Иосифа с братьями – это система взаимоотношений Иисуса Христа с еврейским народом. Ведь он пойдет к своим – свои не примут, за сребреники продадут! А чем все кончится? Он скажет: «Я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет!» ( Быт.45:4 ). И он их простит! Но об этом – далее. « Братья его досадовали на него, а отец его заметил 9 это слово. Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем » ( Быт.37:11–12 ). Надо сказать, что Сихем – это очень дурное место! В Сихеме была изнасилована Дина, дочка Иакова, об этом говорится в Пятикнижие ранее. В Сихеме разделился дом царя Давида. Когда Рехавам в Сихеме объявил себя царем, земля разделилась на Иудею и Израиль. И в Сихеме творится это совершенно дикое дело – когда братья хотят продать своего брата. « Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем 10 » – вот здесь такая конструкция предложения, что если переводить дословно, то надо давать две версии: то ли они пошли пасти самих себя, а заодно прихватили скот – ну, на шашлычок, естественно, то ли они действительно отправились пасти скот, потому что это была их обязанность. Сойдемся на срединном: они пошли пасти самих себя, хороший пикничок устроить, расслабиться, отдохнуть подальше от слишком внимательных взоров отца. Они действительно пошли пасти самих себя. И о нерадивых пастырях у великих пророков сказано, что таковые пасут самих себя ( Иез.34:2 ). Но когда мы расслабляемся, даже когда расслабляются такие великие люди, как патриарх Иаков, совершается несчастье. И такие значимые фигуры, как двенадцать патриархов еврейского народа, расслабляются. А я напомню: двенадцать патриархов – двадцать четыре старца перед престолом Бога Отца совершают поклонение на небесах, написано в Апокалипсисе ( Откр.4:4 ). Двенадцать из них – это патриархи, дети Иакова, о которых мы беседуем, а двенадцать – это апостолы от Иисуса Христа 11 . И вот они пошли пасти самих себя. Ни к чему хорошему это не может привести.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А потом будет Сионская горница. И истинный Агнец, Сын Человеческий, грядущий на Голгофу, укажет на чашу благодарения Небесному Отцу и скажет Своим ученикам: пейте из неё все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф., 26:27–28). Слова Христа являются явным повторением слов Моисея, Мессия повторяет на Сионе сказанное Моисеем у Синая. Добавлено одно слово – завет назван новым. Новый, ибо животные тельцы уступили место Божественному. Истинная кровь завета с Новым Израилем, церковью Христа. О тайне завета крови рассуждал и прп. Ефрем Сирин : «И когда Моисей прочте книгу завета пред ними и рекоша: вся, елика глагола Господь, сотворим; тогда окропи люди кровию и рече: се кровь завета, в который вы вступили, глаголюще: вся, яже глагола Господь, послушаем и сотворим. Сею кровию завета предызображена тайна евангелия, которое смертию Христовою даруется всем народам» Толк, на кн. Исх. 24 ]. После заключения завета крови Ягве с народом Моисей призывается на вершину горы Синай, чтобы там получить скрижали завета. При этом дважды является Бог или, точнее, слава Его. Двумя всполохами любовь Божия осияла уневещенных Ему, ведь Ягве теперь – Супруг, а Израиль – невеста, жена, избранная из народов. И проходил Я (Ягве) мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твоё, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе, и вступил в союз с тобою, говорит Ягве Бог; и ты стала Моею ( Иез. 16:8 ). Моисей призывается на гору один. С Моисеем Иисус Навин (24:13). Кроме того подняться должны Аарон и его сыновья Надав и Авиуд, а также и все семьдесят из старейшин (24, 1.9.14). Народ остается за чертой внизу у горы. Аарон, Ор, Надав и Авиуд, а также семьдесят из старейшин подымаются с Моисеем на некоторую высоту горы, а потом оставляются. Моисей восходит к вершине один с верным ему Иисусом Навином. Но потом оставится и он. В облако славы Ягве на вершину горы войдет Моисей один. Эту многоступенчатость восхождения на святую гору святые отцы осмысливали как различную меру восприятия Божественной славы, зависящую от духовного и нравственного состояния человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Апостол говорит: «…мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор.2:12 ). – То есть, Дух Святой и есть залог вечного спасения, и принявшие Его уже предназначены к вечному блаженству. Но об Иуде прямо сказано, что хотя «он был сопричислен… и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» ( Деян.1:17–18 ). Другими словами, хотя Иуда был сопричислен к числу спасенных и возвеличен в апостольском служении, он сам отпал от сего славного жребия. Может показаться, что этому противоречат следующие слова: «…кого Он предопределил, тех и призвал» ( Рим.8:30 ). И естественно возникает вопрос: если Господь, предопределив его, призвал и избрал, то для чего? Конечно, для вечной славы и вечного блаженства! И если ему недоставало собственных сил, то, как учат святые Отцы: если человеку не представляется возможным собственными силами достичь спасения естественным образом (см. Мф.19:25–26 ), то душа должна направляться к спасению, подобно тому, как стрела направляется лучником к цели. Из этого делаем вывод, что предопределение – есть часть Божественного Промысла. Блаженный Августин и писал, что «предопределение есть предвидение милостей Господних» 551 . Итак, в замысле Божием – «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Поэтому мы и должны «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» ( 2Тим.2:25 ). Таким образом мы и устанавливаем, что и не сребролюбивая испорченность Иуды не препятствовала ему исправиться, и даже само предательство не препятствовало раскаяться, обретя опору в милосердии Бога, но он опирался на свою самость, и сам погубил себя. Как сказано: «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя» ( Ос.13:9 ). И мы видим, что отвергнутый Богом не теряет возможности выйти из сего отвержения и обрести опору для этого в Боге и с Богом, сказавшим: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез.18:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 30. Евангелие от Матфея, глава 9, 10–13. «О необходимости спасения не праведников, но грешников» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея, мы будем рассматривать 9-ю главу с 10-го по 13-й стих. Тема сегодняшней беседы – Господь пришел спасать не праведников, но грешников. И мы прочитаем 10-й стих 9-й главы: Мф.9:10 . «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Блаженный Феофилакт пишет: «В великой радости по случаю посещения Христова, Матфей созвал мытарей – друзей своих, и Христос, для пользы их, ел вместе с ними, хотя за это и порицали Его» . Итак, Господь Иисус ищет пользы для каждого грешника. Как и сказано в Писании: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был…» ( Иез.33:11 ). Конечно, своими делами все эти мытари и грешники заслужили Божьего наказания, но Господь готов переменить гнев на милость – ведь Он и пришел в этот мир «нас ради человек и нашего ради спасения» . В настоящее время в «школьном богословии» дается очень странное определение того, что есть благодать. Под благодатью понимается некоторая «нетварная энергия», посылаемая от Бога в помощь человеку в деле его спасения и последующего обожения. Подобная «энергетическая» теория представляет Духа Святаго и благодать, происходящую от Него, как некую «силу» или «энергию», что совершенно не раскрывает значения самого термина «благодать». И более того, подобная терминология – «энергия», «энергии» – носит на себе отпечаток античной философии. Мы знаем, как подобные термины используется современными экстрасенсами и оккультистами. Они воспринимают свое общение с надмирным как выкачивание и перекачивание энергии. Конечно, святые Отцы использовали и такие определения, например: об энергиях нетварных мы можем прочитать в работах святителя Григория Паламы . Но здесь, он использует подобную терминологию для того, чтобы людям, не постигшим движение божественной любви, дать представление о благодати в категориях их мышления. Но мы не можем рассматривать благодать в отрыве от совокупности таких свойств Бога, как: милосердие, человеколюбие и любвеобильность.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010