Господь не оставляет нас в неведении о том, какого человека можно назвать действительно любящим Его: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин. 14, 21 ). Не любящий Меня не соблюдает слов Моих ( Ин. 14, 24 ). Итак, соблюдение заповедей скрепляет печатью нашу любовь ко Христу. Оно проявляется в настойчивом отказе от страстных дел и мыслей. Это также отвержение всего противоестественного, отказ от жизни по природному закону, отказ от «ветхого человека», который представляет собой всецелое искажение личности, некогда заключавшей в себе первозданную красоту, сотворенную «по образу... и... подобию» ( Быт.1, 26 ). Если целью нашего сотворения является исполнение той задачи, чтобы вселился в нас Бог и пребывал с нами, и стал для нас Отцом, а мы для Него – сынами и дочерьми ( Лев. 26, 12 ; 2Кор.6, 16–18 ), то каково же должно быть внутреннее устроение и все наши действия? Поскольку мы не можем соответствовать изначальной цели, давайте хотя бы сдерживать себя покаянием, кое даровала нам Божественная Всеблагость, дабы мы восстановили относительное равновесие. Итак, соблюдение заповедей как некое законоположение является не властным требованием Господа к верным Ему людям, но жизненной необходимостью для болеющих и близких к смерти, тех, кто имеют нужду в выздоровлении и исцелении. Если, согласно Писанию, «душа согрешающая... умрет» ( Иез.18, 20 ) и в то тело, где обитает грех , Бог не войдет 17 , то исполнение заповедей неизбежно становится обязательным для человека как непременное средство ко спасению. Очень часто мы слышим наивнейшее суждение: «Но ведь я никого не убил, чтобы быть виновным!». О, последняя степень испорченности! Вина человека, который был создан «по образу и подобию Божиему» ( Быт. 1, 26 ), не только в преступлении. Преступление – лишь предел скотоподобия. Но и отказ вести добродетельную жизнь считается провинностью. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ( Иак.4, 17 ). Успешным способом исполнения заповедей является, во-первых, деятельное противостояние лукавым привычкам и страстям, приобретенным нами в предшествующей нерадивой жизни, и, во-вторых, отделение от причин и источников, которые подталкивают нас ко греху и вместе с которыми нам навязывает свою волю греховный навык. На этом способе настаивают и святые отцы, как опытные знатоки духовного преуспеяния в подобном противостоянии. Итак, «наступил уже час пробудиться нам от сна» ( Рим. 13, 11 ), ибо «древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Без сомнения, он сочетается с ними размышлением о них и похотением их, по причине омрачения рассудительности его. Это то и есть, о чем сказал Пророк: “Таково воздаяние сестры твоея Содомы, которая наслаждалась, вкушая хлеб до сытости” и проч. (Иез. 16:49).. Но и следующее было сказано некоторым из великих мудрецов: “Если кто будет питать тело свое, доставляя ему наслаждение, тот ввергает душу свою в великую брань (борение). Таковой, если когда и придет в себя, захочет понудить себя и удержать, то не сможет (сего сделать) по причине чрезмерного разжения телесных движений, по причине насилия и могущества раздражений и обольщений, пленяющих душу похотениями своими”. Видишь ли здесь тонкость безбожных сил? Опять тот же говорит: “Наслаждение тела, при его мягкости и влажности юношеских, соделывается причиной скорого стяжания душой страстей, ее обымает смерть, и таким образом она подпадает под суд Божий. Напротив того, душа, непрестанно поучающаяся в памятовании своих обязанностей, почивает в свободе своей, попечения ее умалены, она не заботится ни о чем (временном), заботится о добродетели, обуздывая страсти и храня добродетели, она находится постепенно в преуспеянии, в беспопечительной радости, в животе благом и пристанище безбедном. Телесное же наслаждение не только укрепляет страсти и восстанавливает их на душу, но даже искореняет ее из ее оснований. При том возжигается им чрево к невоздержанию и к блудным бесчинным ощущениям. Оно побуждает безвременно употреблять пищу. Ратуемый им не хочет потерпеть небольшего голода, чтобы возобладать собой, потому что он в плену у страстей”. Подобным образом рассуждают и все святые Отцы, которых мы не приводим здесь, чтобы не очень распространить Слово.    Знай, что все страсти и все падшие духи находятся в ближайшем сродстве и союзе между собой. Это сродство, этот союз – грех. Если ты подчинился одной страсти, то чрез подчинение этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям. Если ты попустил пленить тебя одному духу злобы, собеседованием с влагаемыми им помыслами и увлечением этими помыслами или мечтаниями, то ты поступил в рабство ко всем духам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но поскольку Ты, Господи Боже, пресвятой, щедрый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, говорил через пророка: «Хотением не хочу смерти грешника, но чтобы обратился и жив был он» ( Иез. 33, 11), — и по многой неизреченной благости Твоей предложил покаяние грешникам для отпущения грехов, спасения и оправдания, ибо через пророка сказал: «Говори ты первый грехи свои, чтобы оправдаться» ( Ис. 44, 26), — и Давид, нас, грешных, наставляя и утешая, говорит: «Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, и вовек милость Его» ( Пс. 105, 1; 136, 1), — и затем, Духом Твоим благим подвизаемые, отцы святые сказали, что нет греха, побеждающего человеколюбие Твое, кроме как грех без покаяния, — на это все надеясь, каясь, я исповедаю Тебе согрешения мои, Творцу и Богу моему, предстоя пред Тобою посрамленный своею совестью, не имея дерзновения из-за премногой тяжести злолютных дел моих. И ужасаюсь, говоря, поскольку воздух оскверняю словами моими, и недоумеваю, как их выскажу, поскольку очень много их, и — о каком прежде скажу, ибо все они безобразны и одно сквернее другого. Сверх меры ведь я согрешил, и нет зла в жизни, какого я бы не совершил. Но Ты, Господь славы, сотворивший меня по образу Своему и по подобию, и благодатью бессмертия почтивший, и способность жить, двигаться и говорить даровавший, Сам дай мне дерзновение и научи меня, как подобает говорить и поступать, чтобы умолить Твое благоутробие и испросить прощение злых дел моих, поскольку весь я непотребен и мерзостен. Какое только не соделал я зло, или какой грех в душе и теле моем не осуществил? Делами ведь я соделал блуд, прелюбодейство, скотоложество, мужеложество, рукоблудие, деторастление, кровосмешение и разные истечения, и злотечения. И всякий блуд положил в душе моей, и все злодеяния и умышления козней сатаниных сотворил: гордыню, превозношение, высокомерие, любовластие, тщеславие, любовь к красованию, к миру, ложь, заклинания, клеветы, клятвопреступления, хулы, лаяния, воровство, разбой, святотатство, мучительство, убийства, немилосердие, несострадание, чародейства, волхвования, потворы, ереси, объядения, опивания, тайноядение, всегдаядение, лакомство, чревобешение, гортановещание, пьянство, блевание, непослушание родителей и досаждения им, празднословие, смехотворения, глумления, суесловие, советования ко греху, клеветы, осуждения, роптания, прекословия, многословие, злословие, сквернословие, любопрение, смех даже до слез, ненависть, зависть, ревность, златолюбие, сребролюбие, вещелюбие, многостяжание, скупость, лихоимство, самолюбие, обиды, насилия, мщения, непослушание, ярость, дерзость, гнев, злопамятство, лукавство, лесть, лицемерие, жестокосердие, злосердие, многий сон, всегдашняя леность и небрежение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Во-вторых, при возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных царях, ибо, по толкованию св. Иоанна Златоуста , православные государи будут держать власть до пришествия антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не перестает молиться: «победы благоверным царем на сопротивныя даруя». Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется, так как является тропарем, то есть как бы гимном, дней Святого Креста. Первые слова той молитвы составляют 9-й стих 27-го псалма Давида, а следующие за ними взяты из псалма 143, написанного Давидом по поводу борьбы с Голиафом. Она сначала была составлена как седален 1-го гласа Осмогласника (Октоиха) для пения по средам и пятницам между чтениями кафизм Псалтири. Потом она стала употребляться также как тропарь тех дней, праздника Воздвижения Креста и других дней, посвященных Святому Кресту. Она читается также в начале каждой повседневной утрени, поется при малом водоосвящении и во многих других случаях. В России и в некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего государя, но основное содержание ее всегда оставалось неизменным и подлинным текстом, тем, что написали святые отцы: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Оживут ли кости человеческие? Не было предела скорби и унынию древних иудеев, когда разрушен был Иерусалим и сами они были отведены в рабство Вавилонское. Где суть милости Твоя древний, Господи, имиже клялся еси Давиду? ( Пс. 88:50 ),– взывали они. Ныне же отринул еси и посрамил еси нас... ненавидящие нас расхищаху себе... и во языцех разсеял ны еси ( Пс. 43:10–12 ). Но когда, казалось, не было надежды на спасение, находившийся также в пленении пророк Иезекииль удостоился дивного видения. Быстъ на мне рука Господня ( Иез. 37:1 ),– говорит он о том. Невидимая десница Господня поставила его среди поля, полного костей человеческих. И вопросил его Господь: сыне человечь, оживут ли кости сия? Господи Боже, Ты веси сия,– отвечает пророк ( Иез. 37:3 ). Тогда глас Господень повелел пророку сказать костям, что даст им Господь дух жизни, облекши их жилами, плотию и кожей. Изрек пророк слово Господне, раздался глас, затряслась земля, и кости стали совокупляться, кость к кости, каждая к составу своему, появились на них жилы, плоть выросла и покрылась кожею, так что всё поле стало полно тел человеческих, только души не было в них. Снова слышит Господа пророк и по повелению Его прорекает слово Господне, и от четырех стран слетаются души, входит дух жизни в тела, они встают, и поле наполняется собранием множества людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Демоническая природа этих течений ему была хорошо понятна: «Если Бога нет, то все дозволено. Дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить новое, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое, бесчеловечное, что все здание рухнет под проклятиями человечества прежде, чем будет завершено… Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» (Дневник писателя). Не является ли попытка вылечиться противостоянием Богу? иеромонах Иов (Гумеров) Для верующего истинным Врачом души и тела является Бог: Я Господь, целитель твой ( Исх. 15:26 . Поэтому мудрый Иисус сын Сираха наставляет: Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце ( Сир. 39:9–10 . Призывая устранить главную причину болезней – грехи, он вместе с тем советует обратиться и к врачу: и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен ( Сир. 39:12 . В святой Библии мы встречаем немало сведений о древней медицине. Для смягчения раны использовалось масло, для дезинфекции – вино ( Лк. 10:34 . Очищенные раны перевязывались ( Ис.1:6; 30:26 ). Практиковалось также лечение мазями и бальзамом ( Иер. 8:22; 46:11; 51:8 ). В священных библейских текстах упоминается также глазная мазь ( Откр. 3:18 ). При переломе костей делались специальные повязки ( Иез. 30:21 ). Из медицинских средств упоминаются пластыри из смокв при нарывах ( Ис. 38:21 ) и плоды мандрагоры (мандрагоровые яблоки), которые должны были помогать от бесплодия ( Быт. 30:14 ). В Иез. 47:12 в качестве лекарства названы листья. Вино употреблялось как укрепляющее средство для желудка ( 1Тим. 5:23 ; смешанное со смирной, оно использовалось для обезболивания ( Мк. 15:23 ). О пользе врачей писали и святые отцы. «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так не сообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога» (святитель Василий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СВЯТОМ ДУХЕ Святой Дух — невещественный огонь: свет веры, теплота любви, огненные языки, изрекающие в сердце закон Божий... Он пробуждает от очарования миром, ведет к упованию на Бога, побуждает к покаянию... Если мы не препятствуем Его действию, — Он направляет тесным путем самоотвержения... Благодать превращает в бесценное сокровище все, к чему прикасается... Но иные не ждут, не просят даров Святого Духа, пребывают в беспечной праздности, довольствуются обычной мирской честностью, внешне выполняют христианские обязанности... Все это и есть фарисейство... Только Бог может создать в нас чистое сердце, и нужно родиться свыше, чтобы видеть Царствие Божие (Ин. 3, 3)... Пока Бог сохраняет бытие Своей Церкви, до тех пор Дух Святой пребывает в ней... Как при сотворении мира Он носился над водами, так и ныне — над бездной расстроенного естества нашего... Предадим себя Его всесильному действию и воззовем к Нему из глубины отпадения нашего: Царю Небесный!.. свт. Филарет, митрополит Московский Празднуем Духа пришествие... Неужели не было в нас Духа? — Да, не было. Ибо еще не было на них Духа Святого (Ин. 7, 39)... Ныне Бог дает человеку новый Дух (Иез. 36, 26), вдыхает в него новое дыхание жизни... Апостолы были первыми сосудами Святого Духа... Как от зимнего холода цепенеет жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху... В семени есть росток жизни и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет духа весны, то они не созиждутся и не обновится лицо земли (Пс. 103, 30)... Покаяние отверзает дверь действием Духа Божия, а нераскаянность затворяет ее... И тогда-то оживленная и очищенная Святым Духом душа светится Троическим единством.. — Мы не можем постигнуть, как совершается это дивное дело благоволения к нам, но Слово Божие верно... Вот путь, которым Дух Божий ведет приемлющих Его к совершенству... Начало всему — покаяние, средина-труды и подвиги очищения сердца от страстей и насыщение добродетелями, конец — священнотайное Богообщение... Где нет Богообщения — там нет Духа... Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7-8).

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Псалом 19 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Псалом составлен как бы от лица друзей Давида. Этот псалом толкователи понимают как пророчество о победе иудейского царя Езекии над ассирийским царем Сеннахиримом, когда весь народ вместе с царем Езекией молил Бога о заступлении и помощи (см.: 4Цар. 19:14–19 ).   Псалом 20 В этом псалме толкователи видят продолжение пророчеств об Езекии (см. пс. 19), который в дни смертельной болезни вымолил себе у Бога продление жизни (см.: 4Цар. 20:1–7 ). Святые отцы усматривают здесь торжествующую песнь Церкви о победе Господа нашего Иисуса Христа над грехом, смертью и адом.   Псалом 21 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...о заступлении утреннем – возможно, это надписание означает «о раннем наступлении помощи Божией».В святоотеческой литературе этот псалом понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа: ст. 2–12 выражают душевную муку Господа нашего Иисуса Христа, ст. 14–19 говорят о Его предсмертных страданиях. Ст. 2. Начальные слова этого стиха произнес пригвожденный к Древу Спаситель (см.: Мф. 27:46 ; Мк. 15: 34 ). По толкованию свт. Афанасия Великого , Господь наш Иисус Христос, не имея греха, молится от лица всего грешного человечества, берет на себя грехи всего мира. Ст. 8. Ср.: Мф. 27:39 . Ст. 9. Ср.: Мф. 27:43 . Ст. 16. Ср.: Ин. 19:28 . Ст. 17. Ср.: Мф. 27:27 . Ст. 18. Ср.: Лк. 23:35 . Ст. 19. Ср.: Мф. 27:35 ; Мк. 15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин. 19:24 . Ст. 22. Единорог – животное очень сильное, непокорное людям (см.: Иов 39:10 ). Мстительное – такова злоба врагов видимых и невидимых. Ст. 23. Ср.: Ин. 20:17 ; Евр. 2:12 . Ст. 30. Не только сам пророк Давид будет прославлять Бога всю жизнь, но и потомство его, рожденное от него по духу (свт. Иоанн Златоуст ).   Псалом 22 Ст. 1. ...пастырь – в Библии: наставник, руководитель (ср.: Ис. 40:11 ; Иер. 23:4 ; Иез. 34:23 ; Ин. 10:11–12 ; 1Пет. 2:25 ). Ст. 5. Святые отцы видят в этом стихе прообраз Тайной вечери. Слова стиха прямо указывают на Таинство св. Причащения.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

380 Лествица, степень 6. 381 Патерик Печерский. Память преподобного Афанасия совершается 2 декабря. 382 Евр. 10, 27–31. 383 Деян. 7, 55–56. 384 Патерик Скитский. 385 Патерик Скитский. 386 Патерик Скитский. 387 Житие Паисия Нямецкого, параграф 14. 388 Патерик Скитский. 389 Жена подверглась диавольскому искушению за то, что провела целые шесть недель без приобщения Святых Христовых Тайн. При обильном действии Божественной благодати в первенствующей Церкви и такие погрешности, которые ныне кажутся малозначительными, влекли за собой наказание Божие (Деян., гл. 5). Патерик Скитский. 390 Пс. 141, 8. 391 Пс. 75, 3. 392 2 Пет. 1, 19. 393 Апок. 12, 7–8. 394 Иез. 28, 16. 395 Иов. 1, 7. 396 Еф. 6, 12. 397 Еф. 2, 2. 398 Cassiani collatio 8. Это очевидно из писаний и многих других святых Отцов. 399 1 Пет. 5, 8. 400 Быт. 1, 28. 401 Быт. 2, 15. 402 Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком, не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне, и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам. (Лк. 4, 5–6). 403 Быт. 3, 24. 404 Прп. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лику Херувимов (Col. 7 cap. 8). И другие святые отцы согласны, что он из числа высших Ангелов. 405 «Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялисьвы, вратницы адовы (Иов. 38, 17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 9, 3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть: потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. 15, 55)? Нас искупил Победодавец». Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное Слово, пар. 19, по переводу Московской Духовной Академии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

XV. Изображаем (красками) Христа – Царя и Господа, не лишая Его воинства. Ибо воинст­во Господне – святые. Пусть лишит себя своего собственного войска земной царь и тогда пусть лишает своего Царя и Господа. Пусть снимет с себя багряницу и диадему и тогда пусть отнимает у отличившихся [в борьбе] против тирана и обуз­давших свои страсти приличествующее им почи­тание. Ибо если они наследники Богу и сонаслед­ники Христу и будут также участниками и в бо­жественной Его славе и Царстве, то как не будут соучастниками и земной Его славы те, которые суть друзья Христа? «Я уже не называю вас рабами» ( Ин.15:15 ), говорит Бог, «вы друзья Мои» ( Ин.15:14 ). Итак, когда дана им честь со стороны Церкви, мы ли будем отнимать у них? О дерзкая рука! О безрассудно смелый ум, восстающий про­тив Бога и противящийся Его повелениям! Если ты не поклоняешься изображению, не поклоняй­ся и Сыну Божию, Который есть живое изобра­жение невидимого Бога и неизменный образ. Храм, который создал Соломон, был освящен кровью бессловесных, львов, и волов, и пальм, и гранато­вых яблок. Теперь же Церковь освящается кро­вью Христа и святых Его и украшается изобра­жением Христа и святых Его. Или устрани по­клонение всякому изображению, или не вводи того, что ново, и «не передвигай межи давней, ко­торую провели отцы твои» ( Прит.22:28 ). Я не го­ворю о тех, которые были положены прежде, чем пришел во плоти Христос Бог наш, но о тех, которые установлены после Его пришествия. Ибо относительно бывших в Ветхом Завете постанов­лений (закона) Бог с упреком говорит: «И попус­тил им учреждения недобрые» ( Иез.20:25 ) по жестокосердию их; так что, после того как было пе­ременено священство, по необходимости произо­шло и изменение закона. XVI. «Бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк.1:2 ) передали церковное установление не только посредством книг, но и посредством некоторых незаписанных преданий. Ибо откуда мы знаем о святом краниевом месте? Откуда – о гробе жизни? Не [так] ли, [как] дитя от отца, приняли без записи? Что Господь был распят на кресте на краниевом месте и погребен «в гробе, который высек Иосиф в скале " ( Мф.27:60 ), написано.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

16 . Еще надобно знать, что иногда святые Пророки, давая советы, по частому употреблению пророчества, произносят нечто от своего духа, и думают, будто они говорят это по духу пророчества; но поскольку они святые, то скоро бывают исправлены от Святого Духа тем, что слышат от Него истину, и укоряют самих себя за то, что сказали ложь. Ибо кто не знает, что Пророк Нафан был святой муж? Он и явно обличил Царя Давида в преступлении, и предсказал, что будет ему за это преступление; но когда тот же Давид спросил его, желая соорудит храм Богу, тогда он отвечал так: вся, елика суть в сердце твоем, иди и твори, яко Господь с тобою ( 2Цар.7:3 ). Но там же тотчас присовокупляется о нем следующее: И бысть в нощи той, и бысть слово Господне к Нафану, глаголя: иди и рцы рабу моему Давиду, сия глаголет Господь: не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне. Яко не обитах в дому, от негоже дне изведох сыны Израилевы из земли Египетския до дне сего ( 2Цар.7:4–6 ). И несколько после: егда исполнятся дние твои, и уснеши со отцы твоими, и возставлю семя твое по тебе, иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство его: той созиждет дом имени Моему ( 2Цар.7:12–13 ). Вот Пророк Нафан, который прежде сказал Царю: иди и твори , сам после, наставленный духом пророчества, возвещая, что этого быть не может, противоречил и советам Царю и словам своим; потому что признал ложным то, что говорил по своему духу. 17 . В этом деле различие истинных Пророков от ложных состоит в том, что истинные Пророки, если иногда говорят что-либо по своему духу, то исправляют это в умах слушателей по внушению Духа Святого. А ложные пророки и предсказывают ложное, и будучи чужды Духа Святого закосневают в своей лживости. 18 . Итак, обсудив времена и способы пророчества, можно видеть, как всемогущий Бог распоряжается умерением Своего гнева для усовершенствования людей. Израильский народ беззаконновал против своего Создателя, и за это служил в плену Царю Вавилонскому; но с ним посылается в плен Пророк Иезекииль ( Иез.3:11 ), которого благодать Божия сделала благоугодным ей так, что чрез него предсказывала все будущее, и удостоила чести утешать народ притесненный.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010