О времени же, в которое сотворены ангелы, священное Писание не говорит определенно. Несомненно, впрочем, то, что они сотворены прежде человека. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «прилично было сперва сотворить умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности человека». 44 Священное Писание подтверждает сие: в книге Иова сам Бог говорит: егда сотворены быша звезды, возхвалиша мя гласом велиим вси ангели мои (Иов. 38:7). Основательно некоторые думают, 45 что когда Моисей говорит: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ), то именем неба означает мир духовный, поскольку далее не приписывает сему небу такого же неустройства, как земле. § 97. Свойства ангелов Свойства ангелов указывает священное Писание, усвояя им вообще наименование духа: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми ( Евр. 1:14 ). Следовательно, как духи, ангелы а) Бестелесны. Так Иисус Христос, в ответе своем на вопрос саддукеев о воскресении мертвых, отрицает от ангелов телесные условия, и состояние их вообще противополагает настоящему состоянию людей ( Мф. 22:30 ). Св. Апостол противополагает также духов плоти и крови: несть наша брань к крови и плоти, но к духовом злобы поднебесным ( Еф. 6:12 ). Впрочем, святые Отцы понимают бестелесность ангелов в смысле ограниченном, именно, что они бестелесно только по сравнению с нами, облеченными грубою и тяжкою плотью. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «бестелесным же и невещественным называется ангел по сравнению с нами. Ибо все, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесное». 46 б) Невидимы. Ибо св. Апостол противополагает ангелов видимому и называет прямо невидимыми ( Кол. 1:16 ). Что же касается до тех образов, в коих они являлись иногда людям, и кои описываются в священном Писании, то это конечно суть символы, выражающие однако же действительные, внутренние свойства ангелов, например: многоочитость, крылатость ( Иез. 1 ; Ис. 6 ) и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Отношение Амфилохия к Писанию Священное Писание есть произведение Бога и Его откровение. Поскольку Виновник Писаний как Ветхого, так и Нового Завета один и тот же Бог, то и содержание их едино. Так, например, как тот, так и другой Завет говорят о кресте Христовом как о знамении. «Знамение пререкаемое», которое было предвозвещено ветхозаветным праведником ( Лк. 2:34 ), по изъяснению Самого Христа, есть Его крест ( Лк. 11:29–30 ). Но об этом же спасительном знамении упоминает и пророк Иезекииль ( Иез. 9:4 ) 1012 . Различие Заветов состоит в том, что в Ветхом Завете был дан закон справедливости, требующий око за око и зуб за зуб, а в Новом Завете – закон благодати, потому что люди не могли вынести закона справедливости 1013 . VII Вселенский собор приводит слова Амфилохия о еретических сочинениях с ложным надписанием. Еретики употребляли в качестве авторитета некоторые сочинения, носящие в своем заглавии имена апостолов, и этим обольщали простодушных людей. Амфилохий разумеет в данном случае апокрифические Деяния апостолов и говорит, что это не Деяния апостолов, а «писания демонов» ( δαιμνων συγγρμματα), так как они не согласны с Евангелием. Так, в Актах Иоанна говорится, что этот апостол не присутствовал при кресте 1014 , а Евангелие повествует, что Христос, указывая с креста на апостола Иоанна, сказал: «Се, сын Твой» – и что апостол с этого времени взял к себе Деву Марию ( Ин. 19:26 ). И этому не надо удивляться, потому что как Христос есть Истина, так диавол – лжец ( Ин. 8:44 ). В истории экзегетики Амфилохий имеет важное значение. Большое и благотворное влияние на методы толкования Священного Писания оказали арианские споры. Ариане ссылались для обоснования своей доктрины на целый ряд текстов Священного Писания. Необходимо было установить действительный смысл этих мест. Этого невозможно было достигнуть при помощи аллегорического метода толкования, так как буквальное значение слов при употреблении этого метода допускает несколько различных толкований. Арианскому толкованию можно было противопоставить только такое толкование, которое открывало бы действительный смысл текста, именно ту мысль, которую влагал автор в свои слова. А для этого необходимо было рассмотреть спорные места в связи с общим содержанием книги и в сопоставлении с другими местами, содержащими аналогичные выражения, а также принять во внимание особенности языка как отдельных священных писателей, так и Писания в целом. Одим словом, полемика с арианами направляла церковную экзегетику в русло исторического толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

иеромонах Иов (Гумеров) Мы не имеем никаких данных о рождении и жизни Иуды-предателя до избрания его апостолом ( Мф.10:4 ; Мк.3:19 ; Лк.6:16 ). Исследователи объясняют слово Искариот как указание на место рождения: человек (евр. иш – человек, муж) Кериота – города, который находился в уделе Иудина. Если это предположение верно, то значит, что Иуда происходил из колена Иудина и среди 12 апостолов один не был галилеянином. Отца его звали Симон ( Ин. 6:71 ). Евангелие свидетельствует, что Иуда имел опаснейшую страсть – корыстолюбие ( Ин.12:4–6 ). Этим и воспользовался диавол, который вложил в сердце Иуды мысль предать Учителя ( Ин. 13:2 . Когда же Иуда принял этот диавольский помысел, сатана вошел в него и помог ему исполнить преступное желание ( Лк. 22:3 . Если Иуда и в самом деле был зачат в один из установленных в Ветхом Завете постных дней, то не это сделало его душу сребролюбивой. Библейское богословие никак не проводит подобную причинно-следственную связь, а говорит лишь о личной вине согрешившего. Бог через пророка Иезекииля сказал сынам Израиля: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? ( Иез. 18:2 . Господь вразумляет заблуждающихся: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца ( Иез. 18:20 ). Несомненно, что человек нравственно зависит от духовной жизни родителей, но не нужно упрощать и думать, что, если родители не соблюдают посты и зачали ребенка, когда церковный устав предписывает супружеское воздержание, то родившийся будет грешником и несчастным человеком. Святые отцы видят в страшном поступке Иуды его личную вину. Святитель Иоанн Златоуст говорит: так как и Иуда был господином своих помыслов, и в его власти было не повиноваться им и не склоняться к сребролюбию, то он, очевидно, сам ослепил свой ум и отказался от собственного спасания (О предательстве Иуды). Псалом 108-м по содержанию пророческий. Настоящий псалом изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому. Должно же знать, что все, сказанное во псалме в виде желания, говорится пророчественно, например когда сказано: (6) диавол да станет одесную его, употреблено это вместо: станет. Ибо Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине злобы его. То же должно разуметь и о других подобных выражениях (св. Афанасий Великий ). Когда Спаситель призвал первых учеников?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

9  См.:  Иероним Стридонский , блаженный. Толкование Евангелия. 10  Каждый человек объят божественным вниманием и заботой. Сказано в слове Божием: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18: 23). На Руси солдаты, пришедшие с войны, год не причащались. Считалось, если они пролили даже кровь неверных, уже этим они осквернили себя и должны нести годовую епитимию. 11  См.:  Феофилакт , блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея. 12  См. Там же. 13  См.: Там же. 14  Где будет этот удивительный мир? На небе или на земле? Святые отцы с древних времен задавали себе этот вопрос. Святитель Ипполит, папа Римский, учил, что «там праведники будут в состоянии перешагнуть самое море, если только оно будет течь. Там не будет более недоступно для людей небо, а также путь, ведущий к нему, не останется непроходимым. Там земля не будет невозделанной и исполненной для людей трудов, но украсится плодами. Там не будут рождаться звери, а также не будет увеличиваться число людей, но всегда останется одно» (Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999. С. 104). Поистине, Царствие Божие будет: «…и на земле, как на Небе…» (Мф. 6: 10). Но так как стать подданными этого Царствия мы можем только в этой земной жизни, то это означает, что и воцарение начинается уже здесь. Вот почему святые отцы и говорят, что плачущие утешатся уже здесь; кроткие наследуют землю уже эту и т.д. Время, благоприятное для спасения, – это и есть наша земная жизнь, когда мы должны успеть до нашей физической смерти примириться с Богом. «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6: 2). Так кто же сориентировал верующих и спасение, и утешение, и наследование земли ожидать только за гробом? Подобная зеркальная (подменная) сотериология была навязана верующим тогда, когда дух порабощения и эксплуатации царил во взаимоотношениях между христианами разного достатка и социального положения.

http://pravoslavie.ru/94562.html

Вспомни, что и Сама Пресвятая Дева дала обет всегдашнего девства: как будет это, когда Я мужа не знаю?, — говорила Она Ангелу Гавриилу (Лк. 1:34), и согласилась на обручение Иосифу только для того, чтобы он был Ее хранителем, а не мужем. Кто дерзнет помыслить, что Она нарушила Свой обет?.. Такое мнение было бы нечестием и оскорблением преблагословенной в женах Матери Божией. Нет: как до рождества, так и в рождестве, и по рождестве Она пребывает Девой, почему Святая Церковь и именует Ее Приснодевой и Богоневестой, а старец Иосиф только служил Ей, как раб Госпоже своей, как Матери Божией. Еще в Ветхом Завете пророк Божий Иезекииль, изображая в таинственном видении пришествие в мир Господа воплотившегося, входящего в восточные врата храма, говорит от лица Божия: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44:2-3). Святые отцы говорят, что под этими вратами в таинственном смысле должно разуметь Пренепорочную Деву Марию, Которая пребыла затворенной, т.е. осталась в чистом и ненарушенном девстве навсегда, через Которую только один Христос Бог наш вошел в мир сей, и не входил уже никто более. Досточудным именем Приснодевы наименовали Ее в своих правилах и святые отцы V и VI Вселенских Соборов. А когда появлялись разные еретики, дерзавшие учить, будто Пресвятая Дева, по рождении от Нее Спасителя, имела и других детей от Иосифа, то пастыри Церкви единодушно называли такое ученье ересью, безумием и святотатством, и торжественно осуждали на поместных соборах. Именуя Матерь Божию Приснодевой, Святая Церковь наименовала Ее еще славным именем Богородицы. Так назвала Ее, по внушению Духа Божия, праведная Елисавета, матерь Предтечи Господня: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1:43). А Матерь Господа значит то же, что Богородица. «Кто не признает Марии Богородицей, тот отлучен от Божества», — говорит свт. Григорий Назианзин. На IV Вселенском Соборе Церковь торжественно засвидетельствовала, что Матерь Господа Иисуса Христа есть воистину Богородица и Приснодева.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Она – храмовый Жертвенник ветхозаветного Иерусалимского храма, на Котором, то есть в Ее чреве, приготавливается и приносится Таинственная Жертва: Грядущий умереть за мир Сын Божий (святитель Андрей Критский ); Она – гора Сион, священная Иерусалимская гора; ведь Богоматерь и есть подлинный духовный Сион как место встречи и соединения Божества и человечества: двух соединившихся в Ее чреве природ Христа (святитель Андрей Критский ). Святые отцы также приводят в своих гомилиях содержащиеся в Ветхом Завете пророчества, соотносимые церковной традицией с Личностью Богоматери: Она – Та Рождающая Дева, о Которой говорит пророк Исаия: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына ( Ис.7:14 ) (святитель Иоанн/Максимович/); Она – Та Царица, о Которой пророчествует в своих псалмах Давид: Предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная ( Пс.44:10 1 ) (святитель Андрей Критский ); Она – Тот Херувимский Престол, носящий Господа Славы, о Котором пророчествовал Исайя: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенному и края риз Его наполняли весь храм ( Ис.6:1 ) (святитель Андрей Критский , святитель Иоанн/Максимович/); Она – Те таинственные Врата, о Которых говорит пророк Иезекииль: И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены ( Иез.44:1–2 ). Речь здесь идет о неких таинственных закрытых вратах храмового святилища, через которые должен войти Господь и которые при этом по-прежнему останутся закрытыми. Здесь, по мысли церковных толкователей, содержится пророчество о Богоматери, Которая, будучи девственна до Рождества Христова, остается Девой и в Рождестве, и по Рождестве Спасителя (святитель Андрей Критский , преподобный Иоанн Дамаскин , святитель Иоанн/Максимович/). Так, преподобный Иоанн Дамаскин , прославляя событие Рождества Богородицы, говорит: «Сегодня воздвигнуты Врата, обращенные на восток, врата, через Которые Христос войдет и выйдет, и ворота сии будут затворены ( Иез.44:1–3 )»;

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Пусть не думают скептики, что я настроил себя к этому переживанию тоскливыми воспоминаниями об оставленном священном служении и укорами совести. Совсем напротив, я был тогда сосредоточен на своей болезни и предстоящей мне операции, был в самом нормальном душевном состоянии, очень далеком от всякой экзальтации. Для святых пророков возможно было и непосредственное слышание слов Божиих и восприятие их сердцем. И сказал мне: сын человеческий! все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими (Иез. 8, 10). Сердце мое говорит от Тебя. " ищите лица Моего " ; и я буду искать лица Твоего, Господи " (Пс. 26, 8). Пророк Иеремия повествует о своем призвании, как о прямом разговоре с ним Бога. Пророк Иезекииль, описав свое необыкновенное видение славы Божией, продолжает: Увидев это, я пал на лице свое и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне (Иез. 2, 2). Все пророки говорят именем Божиим: " И сказал мне Господь, Так говорит Господь, И было слово Господне ко мне " . Они получали откровение от Бога наяву и во сне через видения (Иезекииля 40-48; сон Даниила 7, его видения 8-10; видения Амоса 8-9; видения Захарии 1-6). Вот что говорят святые отцы об этих различных способах получения откровений от Бога. " Если кто предполагает, что пророческие видения, образы и откровения были делом фантазии и происходили естественным порядком, да ведает таковой, что носится далеко от правой цели и истины. Ибо пророки, и в нынешнее время бывающие у нас священнотаинники, не по естественному таковому порядку и чину видели и вообразили, что видели божественно не како и паче естества было то в уме их впечатляемо и представляемо неизреченною силою и благодатию Святого Духа, как говорит Василий Великий: Ненареченною некоею силою пророки принимали воображение в уме, имея его неразвлеченным и чистым, и слово Боясие слышали как бы возглашающимся в них. И еще пророки видали видения действием Духа, Который печатлел образы во владычественном их уме. И Григорий Богослов: Сый (т.е. Дух Святый) действовал первое в ангельских и небесных силах, потом в отцах и пророках, из которых одни видели Бога и познавали, другие будущее предузнавали, когда владычественный их ум от Духа принимал такие образы, по коим они соприсутствовали будущему, как настоящему " (иноки Каллист и Игнатий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Святые отцы во множестве приводят этот текст об оживлении сухих костей в подтверждение учения о телесном воскресении. Однако прямой смысл пророчества явно имеет исторический характер, о чем далее говорит Сам Господь: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву ( Иез. 37:12 ), т.е. речь идет о возвращении иудеев из плена и восстановлении их на земле отцов. Состояние же иудеев во время плена уподоблено полю со множеством сухих костей на нем. Когда и как исполнилось пророчество Иезекииля? Кажется, ответ очевиден – при Зоровавеле, когда иудеи вернулись из плена, т.е. ожили, и стали восстанавливать Иерусалим, храм и вновь обживать свою землю. Это, конечно, так. Но можно обратить внимание и на то, что оживление сухих костей происходит в два этапа. Сначала оживает плоть – кость воссоединяется со своей костью, кости обретают жилы, облекаются плотью и покрываются кожей, но духа нет. И уже через второе пророчество Иезекииля в эти восстановленные тела входит дух. И тогда восстает от поля весьма, весьма великое воинство. Думается, что непогрешительно будет думать так. Первое пророческое слово, приведшее ко восстановлению тел иссохших костей – это восстановление тела иудейства при Зоровавеле. Народ Божий вернулся в Обетованную Землю. Восстановлен город Иерусалим, восстановлен храм. Но духа не было. Слава Ягве не вернулась в пустое Святое Святых. Второе пророческое слово, когда дух оживит восстановленное тело, относится к мессианским временам. Придет Мессия, вернется слава Ягве, оживут тела, раввинизм сменится Евангелием, настанут времена поклонения Богу в духе и истине ( Ин. 4:23 ), весьма, весьма великое полчище святых пойдет по полю этого мира, проповедуя жизнь и воскресение! В ожившем при Зоровавеле теле иудейства в конце мессианских времен начнет действовать дух Нового Израиля, когда весь Израиль спасется ( Рим. 11:26 ). – Видение о возвращении славы Ягве в храм ( Иез. 43:1–5 ). Пророк Иезекииль возвещает: И привел меня Господь к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку, т.е. к Елеонской горе, находившейся на восток от святого Иерусалима. И вот, слава Бога Израилева шла от востока (от горы Елеонской, куда она ушла из первого храма), и глас Его – как шум вод многих (так услышит потом на острове Патмос и св. Иоанн Богослов: ... и голос Его, как шум вод многих. – Откр. 1:15 ), и земля осветилась от славы Его. Это видение было такое же, какое я видел прежде, точно такое, какое я видел, когда приходил возвестить гибель городу, когда слава Ягве оставила храм Соломона перед его разрушением, и видения, подобные видениям, какие видел я у рек Ховара, когда видел таинственную херувимскую колесницу. И пал я на лице мое. И слава Ягве вошла в храм путем врат, обращенных лицом к востоку. И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Ягве наполнила весь храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Следует заметить, что святые подвижники различают благодать предваряющую и последующую (или содействующую). А вопрос: что предшествует в деле спасения – благодать или свобода? – тот же преподобный Кассиан решает прямо и просто тем, что и благодать, и свобода равно действуют. «Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: Бог мой, милующий меня, предварит меня ( Пс. 58:11 ), и последует за нашей волей, почему и говорится: и рано утром молитва моя предваряет Тебя ( Пс. 87:14 ). Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: Всякий день простирали руки Мои к народу непокорному ( Ис. 65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день я.... простирал к Тебе руки мои ( Пс. 87:10 ); или – Бог воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:27 ); и, вместе с тем, – Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению ( Флп. 2:13 ). Нам повелевается сотворить себе новое сердце и новый дух ( Иез. 18:31 ), и, там же, говорится: И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное ( Иез. 11:19 ). Нетрудно будет разрешить эти сомнения, если мы будем помнить, что в деле нашего спасения участвуют и благодать Божия, и свободное произволение наше» (Собес. с аввой Херем. п. 9; ср. Макарий Беседа 37 п. 10). Вообще же, как бы, объединяя мысли святых отцов Восточной Церкви о взаимном отношении благодати и свободы, этот ученик святителя Иоанна Златоуста пишет: «Православные отцы, которые сами обладали совершенным сердцем, говорили, что Бог в каждом человеке возбуждает желание добра, впрочем, так, что человек может стремиться и к противному; во-вторых, дает возможность, впрочем, не исключая произвола, привести в дело это желание; и, в-третьих, не стесняя свободы, утверждает в добродетели: итак, Творец всюду производит все, возбуждая, содействуя и утверждая, без нарушения, Им же данной, свободы» (там же; Подобное же мнение самого Златоуста см. Беседы на Деян. ап. 16, 2; 8 на Флп.; Евр. 12:2 и др.). h11 О действиях благодати:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Старец: Это правда, брат Иоанн, что в нашей прошлой беседе на вопросы твои я приводил больше свидетельств святых и божественных отцов, чем Священного Писания . Может, так распорядился благой Промысл Божий, чтобы то, о чем мы будем говорить теперь, закрепило и лучше разъяснило то, о чем мы говорили ранее, а ум твой от малого перешел к великому и уверился. Потому что ты сам поймешь и убедишься в том, что учения святых и божественных отцов проистекают из Священного Писания и ни в чем не противопоставляются его вечной истине. Ибо святые отцы пили ту же живую воду слова Божия и Тот же Дух Святой, говоривший чрез пророков, просвещал и их, по мере благодати Божией. В связи со снами, видениями и откровениями Священное и Божественное Писание как Ветхого, так и Нового Завета приводит нам множество свидетельств, из которых явствует, что многие люди, и святые избранники Божии, имели сны, видения и Божественные откровения. Так, в Священном и Божественном Писании Ветхого Завета мы читаем, что Бог явился Аврааму в виде трех Ангелов у дуба Мамврийского (см.: Быт.18:2 ), что Иакову было Божественное видение на пути в Месопотамию (см.: Быт.28:12 ), что Иосифу был сон от Бога (см.: Быт.37:5 ), что пророку Моисею было Божественное видение (см.: Исх.3 ). Также имели видения от Бога святые пророки Исайя (см.: Ис.6 ), Иеремия (см.: Иер.24 ), Иезекииль (см.: Иез.10:1 ), Илия Фесвитянин, дышавший огнем (см.: 4Цар.1:15 ), Амос (см.: Ам.7:1 ). Несколько видений было у пророка Даниила (см.: Дан.7–11 ), было видение и святому пророку Захарии (см.: Зах.2:1 ). О снах и видениях от Бога говорит святой и праведный Иов: Он, Бог, говорит мне во сне и в ночном видении, когда сон находит на людей, когда они спят на ложах своих (ср.: Иов.33:15 ); и в другом месте он же говорит: Ты устрашаешь меня снами и видениями пугаешь меня ( Иов.7:14 ). В другом месте Священного Писания говорится: если бы был среди вас пророк Господень, Я открылся бы ему в видении и во сне говорил бы с ним (ср.: Чис.12:6 ). О видениях и снах говорит Бог устами святого пророка Иоиля: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения ( Иоил.2:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010