Такое воображаемое равновесие есть то же что – застой, неподвижность, недвижимое коснение, возможное в безжизненном веществе, но неестественное и невозможное в жизни столь тонкой и неусыпной, какова жизнь человеческого духа, особенно духа юного, преисполненного сил и неутомленного жизнью. Адам получил из рук Творца могущественные силы ума и воли, направленные к созерцанию и деланию добра». ( Голубинский Ф. А. прот. Прем, и благ. Божия 112 стр.). Из древних отцов церкви эту мысль подробно раскрывал блаж. Августин. См. изложение его учения у Писарева Л. Учение, бл. Августина о человеке. Каз. 1894 г. 1 ч. 1 гл. 319 Прекрасное и блаженное жилище прародителей, называемое земным раем, т. е. садом, в евр. Библии по имени места или страны, в которой находилось, иногда называется просто Edem ( Быт.2:15; 3:23–24 ; Ис.51:3 ; Иез.28:13 ; Иоил.2:3 ). Слово Edem означает «радость», «утеху», почти тоже, что греч. δον. В Вульгате и передается это слово не собственные именем, как у LXX (παρδεισος ν δμ), а нарицательным paradisus voluptatis (в Быт.2:8 ). В древности некоторые хотели понимать рай исключительно в смысле духовном, отрицали его чувственный характера и нередко искали его на небе. Но, по замечанию св. И. Златоуста, «для того и записал блаж. Моисей самое имя места (рая), чтобы любящие пустословить не могли обольщать простодушных и говорить, что рай не на земле, а на небе, и распространять подобные басни (На Быт. Бес. XIII, 6, 3). «Для тела рай был вещественный, как видимое блаженное жилище, учит прав. Катехизис, а для души – духовный, как состояние благодатного общения с Богом, и духовного созерцания тварей» (О перв. чл. Сн. Григ. Бог. 38 сл. Август. О кн. Быт. букв. VIII кн. I гл. Дамаск, точн. из. в. II, 11). 321 Так как райская жизнь, замечает св. И. Златоуст, доставляла человеку полное наслаждение, сообщая и удовольствие от созерцания и приятность от вкушения, то, чтобы человек не развратился (многому худому, сказано, научила праздность – Сир.33:28 ), Бог повелел ему делати и хранити рай» (На Быт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

§12. Об учительстве священника Учительство составляет самую первую обязанность священника. Еще в ветхом завете Господь Бог угрожал тяжкою ответственностью за небрежение этою обязанностью. «Аще не возвестиши, не возглаголеши, беззаконник той в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу» ( Иез.3:18 ). Иисус Христос , посылая апостолов на служение, заповедует им прежде всего учить: идите научите все народы ( Мф.28:19 ; Мк.16:15:16 ). И апостолы смотрели на учительство как на главную свою обязанность: «если я благовествую, говорит апостол Павел, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую» ( 1Кор.9:16 и сл.); тот же апостол в другом месте говорит: «как веровать в Того, о Ком не слыхали, и как слышать без проповедующего?» ( Рим.10:15 . Срав, 1Тим.4:6, 16, 6:2 ; 2Тим.4:1–2; 2:2, 14, 15, 24; 3:14; 4:5 ; Тит.2:1, 7, 15; 3:8 ). Самое название священника ангелом Господа Вседержителя также прямо указывает на проповеднический долг пастыря. Правила апостольские (36 и 58) и соборные (VI всел. 19) внушают священникам неленостно проповедывать слово Божие, угрожая, в противном случае, лишением св. сана; а св. отцы Церкви подтверждали строгость этих правил примером своей собственной проповеднической деятельности ( Григорий Богослов , Златоуст и др.). §13. Разные виды учительства Судя по тому, что апостол Павел увещевает пастыря Церкви учить благовременно и безвременно, обличать, запрещать и умолять ( 2Тим.4:1:2 ), учительская деятельность священника должна иметь самый разнообразный характер. Главнейшие же виды ее суть следующие: проповедь , обучение в школе и частные беседы с прихожанами в видах духовного руководительства их. §14. О проповеднической деятельности священника По действующим у нас постановлениям, священники обязаны «неослабно» проповедовать слово Божие в церквах и, при всяком удобном случае, поучать народ истинам православной веры и благочестия. В Духовном Регламенте изложены определенные правила для проповедников (ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

В данном контексте мы не будем разбирать содержание проповеди пророков писателей и устанавливать значение и место каждого из них в истории пророческого движения в Ветхом Завете. Отметим только, что, как общее правило, время деятельности и проповеди каждого из них сказалось, как время крупных исторических кризисов, потрясений и, также, перемен на исторической сцене вообще и в судьбах израильского народа в частности. Это обстоятельство должно быть, несомненно, учтено для определения роли пророков и сущности пророческого служения. Отметим тоже, что, начиная с V-oro века, в Израиле начинается исчезновение небиим. Об этом свидетельствует 1Мак.4:46 и в 14:4. Это же с грустью отмечается в Пс.73 /74 ст. 9. Руководящая роль в религиозной жизни Израиля переходит от пророков к мудрецам, создавшим новый род письменности, посвященный учению о Божественной Премудрости И ее проявлениях в человеческой жизни. И так как мудрецы свою мудрость и вдохновение получали тоже от Бога, то последние ветхозаветные книги иногда их тоже приравнивают к пророкам ( Сир.24:33 , Прем.7:27 ). Пророческое же слово зазвучало снова в Израиле в лице Иоанна, сына Захарии, по выходе его на свое служение ( Мф.3:1–12 , Мк.1:2–8 , Лк.3:1–20 , Ин.1:6–8, 15, 28 и сл.). Но это уже составляет преддверие Нового Завета. Глава третья. Пророки и лжепророки Исторический очерк, приведенный в предыдущей главе, не исчерпывает всех вопросов, связанных с историей пророческого движения в Израиле. Одним из таких вопросов является вопрос о лжепророках. О нем теперь должна быть речь особо, так как от его решения зависит правильное понимание призвания и служения израильских пророков. Тема о лжепророках проходит через всю историю пророческого движения. Вопрос об них осложняется тем, что об них часто говорится, как просто о небиим. Так, пишущие пророки часто высказывают свое отрицательное отношение к этим последним ( Иер.5:21, 6:13, 14:14, 23:9–32, 27:10, 29:9 , Иез.13:1–14:11 ) наряду с усиленной полемикой против лжепророков. Кем были лжепророки и чем они отличались от истинных пророков?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Все вышеперечисленные проблемы относятся к области исагогики и совершенно не влияют на каноничность, боговдохновенность всего содержания. Христос и апостолы особенно отличали достоинство книги пророка Исаии за ее мессианские пророчества, находящиеся во всех ее частях. Исполнение этих пророчеств как нельзя лучше говорит в пользу самой книги и ее великого автора. Ис. 2, 1–4. О возвышении горы Господней Мессианское пророчество 2-й главы неразрывно связано с христологическими откровениями 7, 9, и 11 глав книги Исаии. В 1–4 стихах данной главы содержится пророчество о Церкви Христовой под образом явления и возвышения «горы Господней», к которой соберутся все языческие народы (ст.2–3), и о всеобщем мире в мессианские времена (ст. 4). ст. 2. LXX и сл. «Яко будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы». Р.Б. «И будет в последние дни гора дома Господня поставлена во главу гор и возвысится над холмами и потекут к ней все народы». Выражение «в последние дни» (евр. «бё – ахарит гаииамим») в пророческих книгах употребляется в значении «в мессианские времена». Под «горою Господней» в буквальном смысле разумеется г. Сион, точнее г. Мориа, на которой стоял Иерусалимский храм; под «холмами» – капища и священные рощи язычников, которые обычно находились на возвышенных местах. Возвышение горы Господней над холмами символизирует возвышение (победу) истинного богопознания над ложным языческим. В духовном смысле «гора Господня» и стоящий на ней «Иерусалимский храм» здесь, как и во многих других местах Библии, означает Церковь Христову. Поэтому, собрание всех языческих народов на гору Господню, в Иерусалимский храм (см. ст. 3) символизирует вступление их в христианскую Церковь , которая, по смыслу данного откровения и параллельных мест (Заз. 8, 22; Иез. 40–48 гл.) будет иметь универсальный характер и распространится среди всех народов. В ст. 3 указывается цель собрания язычников на гору Господню, в храм Бога Иакова: «И пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля и возвестит нам путь Свой и пойдем по нему от Сиона бо изыдет закон и слово Господне из Иерусалима».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Человек живет во времени, Бог - в вечности. «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс 89. 5); «дни мои - как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101. 12-13). Бог совершенно отличен от человека. Человек - плоть (ср.: Ис 31. 3), бренная и преходящая, как трава (Ис 40. 7 сл.). Различие это настолько коренное, что человек не в состоянии правильно представить его себе (ср.: Числ 23. 19). Присутствие Божие Бог открывает имя Свое и значение этого имени Израилю; тем самым Он, Бог отцов его, дает этому народу заверение в том, что, как Он был с его праотцами, так останется и с ним. Обетование этого всемогущего присутствия дается при заключении завета (Исх 34. 9 сл.). Оно возобновляется посланцам, с помощью к-рых Бог ведет Свой народ: Иисусу Навину и судьям (Нав 1. 5; Суд 6. 16), царям и пророкам (1 Цар 3. 19; 2 Цар 7. 9; 4 Цар 18. 7; Иер 1. 8, 19). Многозначительно имя Младенца, рождение Которого предрекает Исаия и от Которого зависит спасение народа,- Еммануил, что значит «с нами Бог» (Ис 7. 14; ср.: Пс 45. 8). Бог не покидает Своего народа, даже когда карает его изгнанием; Он продолжает быть Пастырем (Иез 34. 15-16, 31; Ис 40. 10-11), Мужем и Искупителем (Ис 54. 5 сл.; 60. 16) этого народа, остающегося Его служителем и свидетелем (Ис 41. 8 сл.; 43. 10 сл.). Бог являет Себя различными знамениями. Богоявление на Синае вызывает священный страх грозой, громом, огнем и ветром (Исх 20. 18 сл.), к-рыми сопровождаются и др. проявления Божия могущества (Пс 28; 17. 8-16; Ис 66. 15; Деян 2. 2-3; 2 Петр 3. 10; Откр 11. 19). Бог близок к тем, кто идет к Нему, подобно праотцам (Быт 5. 22; 6. 9; 48. 15), и стоит перед Ним, подобно Илии (3 Цар 17. 1); к тем, кто живет с упованием пред лицом Его (Пс 15. 8; 22. 4; 118. 168) и призывает Его в своих скорбях (Пс 33. 18 сл.); кто ищет Господа (Ам 5. 4, 14) сердцем смиренным и сокрушенным (Ис 57. 15) и кто помогает несчастным (Ис 58. 7-9); таковы верные, к-рые будут пребывать вовек нетленными у Бога (Прем 3. 9; 6. 19).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Следует доверять Тому, слово Которого может все (Есф 4. 17; Прем 18. 15), Кто по воле Своей преклоняет сердца (Притч 21. 1) и от руки Которого никто не может уйти (Тов 13. 2; Прем 11. 17; 16. 15). Это могущество, бесконечно мудрое в своем деле творения и управления миром (Прем 7. 21, 25; 8. 1); тварный мир - лишь слабый отзвук этой бесконечной мудрости и «грома могущества Его» (Иов 26. 7-14). Бог дает силу тем, кого Он избирает. Орудием освобождения Израиля из егип. плена является человек, сознающий свою слабость, смиреннейший из людей - Моисей (Исх 4. 10-13; Числ 12. 3), к-рого Бог делает пророком, не имеющим себе равного (Втор 34. 10 сл.). Давид - пастух, исполненный Духом через помазание в цари (1 Цар 16. 13),- избавляет Израиля от всех его врагов (2 Цар 7. 8-11); из его рода произойдет Мессия, имя Которого будет «Бог крепкий», на Ком будет почивать Дух Божий (Ис 9. 6 сл; 11. 1 сл.) и Кому Бог будет Отцом (2 Цар 7. 14; Пс 88. 27 сл.). Бог может действовать и присутствовать везде и всегда: Он не зависит от времени и пространства, Он не ограничен ими и никоим образом не подчинен им. В Своей творческой мощи Он превосходит тварную слабость (Иер 32. 17; Пс 134. 5-7; Ис 55. 8-11). В Своей вечности Он вне пределов бренного мира времени (Плач 5. 17-20; Ис 40. 28; Пс 89. 1-4; 101. 25-28). В Своей необъятности Он превосходит все пространственные ограничения (3 Цар 8. 27; Иер 23. 23-24; Пс 138. 8-10). Его Дух объемлет все (Прем 1. 7), и Его мудрость всем управляет (Прем 8. 1). Бог находится за пределами нашего постижения (Пс 138. 6; Иов 42. 3) и нашего прославления (Сир 43. 30). Бог неизмеримо превышает человеческие мысли и слова (Иов 42. 3). Он «Бог сокровенный» (Ис 45. 15), тем более неприступный, что грех лишил человека близости с Ним. Замысел Его - тайна (ср.: Ам 3. 7). Сам Яхве не описывается никогда (ср.: Иез 1. 27 сл.); Его лица никогда не видит никто (Исх 33. 20), даже Моисей, с к-рым Он говорит, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33. 11; Числ 12. 8), и люди невольно покрывают лицо свое, чтобы не останавливать на Нем своего взгляда (Исх 3. 6; 3 Цар 19. 11-13).

http://pravenc.ru/text/149441.html

См.; Мф., 22, 37. Зах., 1. 3. Иер., 15. 19. Там же, 25, 5; 35, 15; 4, 1. Пс., 13/14, 7. Там же, 114/116, 7. Лютер, вероятно, ошибся: здесь Иез., 33, II. Иез., 18, 21. У Эразма в цитате из Иезекииля: «avermim Justus a justitia sua» («Jusmus»—«npabeдhuk »); у Лютера: «si avertit se impius et fecerit justitiam» («impius» —«нечестивец»). В русском синодальном переводе: «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих… и будет поступать законно и праведно…»; в немецком переводе Лютера речь идет тоже о нечестивце, о неправедном. Интересно, что Лютер обращает здесь внимание только на то, как Эразм толкует условное наклонение, и не замечает серьезной разницы в переводе слова. Иез., 18, 31. Там же,. 18, 31. Пс., 30/29, 6. Там же, 69/68, 17. Иер., 13, 12. Мф., II. 28. Исх., 20, 6. Ис., 42, 3. Рим., 3, 20. См.: Притч., 5, 5. …множество Корикийских пещер…- см. примеч. 51, 2 Фес., 2, 4. См.: Пс., 21/20, 6. Там же, 107/106., 20. См.: 1 Кор., 12, 6. См.: 1 Тим., 2, 4. Мф., 23, 27. Рим., 8, 20. Аллюзия на Горация (Наука поэзии, 356): Плох кифаред, на одной и той же фальшивящей ноте. Втор., 30, 11. См.: Рим., 10, 6 сл. Ср.: Цицерон. Об ораторе, II, 39, 162: «Если бы мне нужно было подготовить к ораторской деятельности человека, совершенно неразвитого, то я без спора вверил ?? его этим неутомимым наставникам, которые день и ночь без перерыва бьют в одну и ту же наковальню, которые, как кормилицы детям, все вкладывают прямо в рот, раскрошивши на малейшие кусочки и мелко-намелко разжевавши. Но если бы я имел дело с человеком, уже получившим достойное образование, не лишенным опытности и от природы способным и сообразительным, то я прямо поместил бы его не в какую-нибудь стоячую водицу, а к самому истоку мощно рвущейся реки - к тому наставнику, который разом указал бы, пояснил, определил ему все места, гдо гнездятся любые доводы» (пер. Ф. Петровского), …словно Ахилл против мух. -Ахилл -мифический repo? Троянской войны, красивый, ловкий, быстрый, не имевший себе равных по силе. Мф., 23. .37.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

Священник, наклоняя главу, делает возглас: Слава Отцу и Сыну и Св. Духу ныне… Клир: Аминь. Диакон: Помолитеся. Мир с вами. Священник молитву (Петровский А . Апост. лит., 61). 1874 Иез. 3:12. 1875 Никон Черногорец . Пандекты, сл. 29, 112 (217). 1876 Παπαδπουλος - Κεραμως Α . Αναλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας . Πετροπ ., 1894. Π , 43. 1877 Рим. 8:26. 1878 См. Вступит. гл., с. 57. 1879 Дмитриевский Α . Τυπικα , 8б7, 872. 1880 Martene E . De antiquis ecclesiae ritibus. Antverpiae, 1737. T. III, p. 21. 1881 Никон Черногорец . Пандекты, сл. 29, л. 112 (207). 1882 Никон Черногорец . Пандекты, сл. 29, л. 112 (208): «начал старец пети слава Отцу с прочими» (иноками или молитвами?). 1883 Дмитриевский А . Что такое κανν τν ψαλμφδας …//Рук. для сельск. паст. 1889 г., 38, с. 70. 1884 Ис. 33:2; Вар. 3:1. Ср. Мф. 20:30; 15, 22. 1885 Апостольские Постановления. VIII, 9—10. 1886 Мф. 6:13. 1887 Лк. 11:2—5. 1888 «Учение 12 апостолов», 8. 1889 См. выше, Вступит. гл., с. 62. 1890 Рим. 11:36; Флп. 4:20. Ср. «Учение 12 апостолов», 1891 Посл. к Диогнету, 12. Акты св. Феклы, гл. 42. Goltz . Das Gebet in der altesten Christenheit. Leipz., 1901. S. 157. 1892 Рим. 11:36; 2 Кор. 11:31; Гал. 1, 5 и мн. др. 8. Еф. 3:21. 1893 Иуд. 25. 1894 2 Пет. 3:18; 1 Пет. 4:11; Рим. 9:5; Евр. 13:21. 1895 Гал. 1:5; 2 Тим. 4:18; Евр. 13:21. Ср. 1 Клим. 32, 38, 43, 45, 50; 2 Клим. 20. 1896 Еф. 3:21. 1897 Иуд. 25. 1898 Блж. Феодорит . Прот. ер. гл. 1. 1899 Goltz . Das Gebet, 159. 1900 Migne . Patrol curs, compl. s. lat., t. 66, col. 425. 1901 Ириней . Прот. ерес. 1, 3. 1902 Тертуллиан . О зрелищах, 25. 1903 Филарет (Гумилевский), архиепископ . Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, с. 25. 1904 Ориген . О молитве, 33. 1905 Кан. Егип., 31. 1906 Кан. Иппол., 29. 1907 Дмитриевский А . Евхологион IV в. Серапиона, еп. Тмуитского. Киев, 1894. с. 18 и др. 1908 Василий Великий . О Святом Духе, 27. 1909 Baronius. с. Annales ecclesiastici. Colon. Agrip., 1624, III, 176. 1910 Блж. Феодорит . Церковная история. II, 24. Ср. рассказ в «Луге духовном»: Евсевий Раифский рассказывал Иоанну Мосху, что к нему пришел демон в образе монаха и на требование аввы сотворить обычную молитву при входе в келию пробормотал: «ныне и присно…»; когда же старец потребовал, чтобы он сказал полное славословие, и при этом произнес самое славословие, демон исчез, как от огня (Филарет (Гумилевский), архиепископ . Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, 25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Признавая одновременность перевода текста и толкования, не считаем нужным представлять новые тому доказательства в грамматических формах языка, которых особенности те-же, какие замечены и при описании полных списков Библии (Опис. отдел. 1. стр. 88. 104. 109. 116). Упомянем здесь только о некоторых: Ос. 2:14–17; 3:1–4 . л. 3 об. планъ, планена вм. пленение и пр.; Ос. 1:1 л. 1. и др. (вм. будущии, μλλοντα); Мих. 1:6–7 . л. 58. не ли то. Приведём ещё несколько примечательных слов и оборотов древнего перевода: Ос. 1:1 . л. 1. бнажишас стро, (см. тоже и Иез. 20:39, 40 . у Феодорита προμηθεα, 23:9, 18. πρνοια); в сказании о пр. Ионе: л. 54. запс ( πολαμβνων); Ион. 1:1–6 . л. 35. заны многы помысливъ; 3:6–10. л. 36 об. црь оставивъ– столъ (престол); Наум. 3:13–19 . л. 48. се бо живо т (саранча) доидеже есть. роса стдена лпнть на гра на, (у Феодорита δρσου πικειμνης φιζνει τος θμνοις); Авв. 1:15–17 . л. 49 об. вс во страны ак мрежею пенъ ; 2:19. л. 51. поклонтис– соданныи капьмъ. ( θεος) и не бръд т с ( οκ ρυθρισι); 3:8. л. 53. плищи на н– повизаах; Ис. 2:11 . л. 79 об. и мыслитс чловекъ советъ рчи ( πρακτσ νθρωπνης βουλς ερματα); 3:16, 17. л. 82 об. сокрпла бл д (сл. 10:22, 23 ки слово сокрплено συντετμημνον); 5:22. л. 88. съ брга сртитс (д.б. сьртитс – κατακρημνζεσθαι); 5:22. л. 88 об. глеть. а (чит. ) биющаго или жезломь (у Феодорита: κ μεταφορς ερηται τν μντι βδ μαστιγουντων οκτην. Здесь соответствует οκτην слугу, а перевод слова μντι опущен, или обратно?); ст. 26–30. там-же, приповедае т – къ лвов (сравнивает с рыканьем львов); 11:6–9. л. 106. рдникы и рабы; Иез. 16:5 . л. 199 об. родивбос абие заптъ ( υθς κα παραχρμα); 8. л. 200. завтны книгы акы смин дахъ ( προκωον γραμμτειον); 26. л. 201 об. лихитъ на слжб кмирьск ( μεθ’ περβολς τ τν εδλων θεραπε προστεθηκτας); 35. 36. л. 202 об. цат искажеи мдию прилагаеть ( πχαλκον νμισμα); 18:14, 17. л. 209 об. слжьбы кмирьскы далечис. и на мальженьства щюжда не помысли. и въсего бличени гладьнаго възненавид. силию же цлъве творщиимъ подастъ ( πλλαξε, – γμοις τε λλοτροις, – πν εδος πλεσνεξας, – θεραπεαν; в тексте 22:27 л. 223 гластво. гладовати переведено: πλεονεξ πλεονεκτσι); 22:11. л. 221 об. емлющии расть. и припложение ( τκον κα πλεονασμν); 18. л. 222. мехи кръчиины ( φυστρ); 26:9–14. л. 234. шю и клопо т конь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Иез.47:19 .  А южный край с полуденной стороны от Тамары до вод пререкания при Кадисе, и по течению потока до великого моря; это полуденный край на юге. «Южный», евр. негев. – «С полуденной стороны» евр. тимна, вин. п. направления от Феман, название идумейского города, употребляемое в смысле «юг» только в позднейшем библейском языке. LXX считают собственным именем: «и яже к югу и ливу: ( λιβα – дуплет) от Фемана». – «Тамара», евр. Тамар, упоминаемый только еще Иез.48.28 , но созвучный с Федмор (букв. Тамор) 3Цар 9.18 , должно быть тожественный c Thamaro Птолемея (V, 16, 8) и Θαμαρα Евсевия, по которому (Onomasticon – под Hazazon) находился в 1 дне от Хеврона на пути в Елаф ( Втор 2.8 ; 3Цар 9.26 ) и был во владении римлян. Робинсон (Bibl. Research, t. III, рр. 178, 186 и сл.) указывает на место нынешнего Курнуба, но он слишком на севере. Слово значит «пальма», почему LXX передают Φοινικων (см. 18 ст.), а Таргум – Иерихон, «город пальм» по Втор 34.3 . «До вод пререкания», евр. мей меривот, т. е. Мерива ( Чис 27.14 ; Втор. 32.51 ), – только здесь мн. ч. LXX: «до воды Маримоф-Кадим». Ближайшее определение этой даты: «при Кадисе» (в евр. и греч. без предлога евр. Кадеш, LXX: Кадим), т. е. Кадес – Варни, нын. Аин – Кадис к ю. от Вирсавии в пустыне между Палестиной и Египтом (о ней есть целое исслед. Trumbull H. С. Kadesh Barnea, New York 1884: ср. Guthe в Zeitschr. des Deutsch. Palastina – Vereins VIII, 182). «Потока» – должно быть «река Египетская» 3Цар 8.65 и мн. др., нын. Вади-ел-Арис, последняя восточная река, впадающая в Средиземное море, текущая от Кадеса, на устьи которой лежала « Ρινοκορουρα и которая по св. Епифанию называлась просто Неел ­­ евр. нахал, поток. Генгст. на том основании, что в др. м. эта река не называется одним словом «поток» (без определения «Египетский»), усвоив слову значение «в наследие». LXX: «продолжающееся» (подразумевается должно быть граница, » ορος). – «Это (ет ­­ зот, см. 18 ст.) полуденный край на юге», евр. тамане негева – к югу, к югу: граница все закругляется к югу (ср. в ст. 17 о севере). LXX: «сия страна юга и лива».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010