Что же поэтому означают слова Спасителя: «да будет он тебе, как язычник и мытарь»? Ближайшие эти слова Спасителя определяют личные отношения к человеку злой воли, который настолько нравственно пал, что не принял ни от кого вразумления и остался не покаявшимся; такой человек, бывший до сих пор брат, должен быть лишен братского союза, единения в любви и дружестве; но Спаситель знаменательно указывает при этом «буди тебе» : значит, до времени неприятия обличения и вразумления Церкви, согрешивший брат сохранял некоторое свое право – не быть еще в качестве язычника и мытаря для частной доброй воли, а становится таковым по преслушанию воли и суда Церкви. Поэтому дальнейший смысл слов Спасителя тот, что специальная забота, нравственный долг о «приобретении брата» с частной доброй воли снимается со времени обличения Церкви, и этот бывший брат не есть уже брат, а есть один из «внешних». То обстоятельство, что брат потерян, произошло не от недостатка энергии или готовности человека доброй воли вернуть брата добру и сохранять его в обществе добрых, а от упорства самого брата в его злой воле. С этого времени человек доброй воли или ни в чем не ответен за погибель брата, ибо с своей стороны он употребил все, что требует деятельное добро к спасению злой воли от нее самой. «Когда Я скажу беззаконнику, – говорит Господь, – «беззаконник! ты смертию умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою ( Иез.33:8–9 ). Вменение в вину пророку Иезекиилю того обстоятельства, что грешник погибает необличенный и непризванный от пророка к покаянию, есть образ вины всякого человека доброй воли, когда он деятельно и активно не учинит наступления на человека злой воли – такого, который стоит на пути человека доброй воли, как объект воздействия на него в добре и отвращения его от зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Так, наслав на тебя великое множество Вавилонян, «возложу на тя сети Моя... и посажду на тебе вся звери и птицы небесныя, и насыщу тобою вся звери всея земли: и повергу плоти твоя на горах... И разгневаю сердца людий многих... Тако тогда умолкнут воды их», потому что с падением Египтян успокоились народы, с которыми Египтяне были в непрестанной войне, и которых держали в непрестанном страхе. Сделаю, что «и реки их яко елей потекут» ( Иез.32:3–5, 9, 14 ), то есть с падением Египтян успокоятся войска народов. «Плачь есть... и дщери языческия восплачутся о нем, над Египтом и над всею силою его восплачутся» ( Иез.32:16 ), как только совершится над Египтом, то, что определено правдой Божией. «Бысть слово Господне ко мне глаголя... восплачися о крепости Египетстей... и сведут людей его... во глубину земную с низходящими в пропасть... Тамо Ассур и весь сонм его... окрест гроба его» ( Иез.32:17–18, 22 ). И, желая показать, что такие жестокие бедствия постигли Египтян за сынов Израилевых, пророк присовокупляет: «иже даша страх свой на земли живых» ( Иез.32:23 ), то есть в Иерусалиме, который называется землей живых, потому что в нем возвещен закон, который проповедует о горней жизни в Бозе и научает ей. «Тамо Елам и вся сила его окрест гроба его.,. Тамо дашася Мосох, и Фовель, и вся сила его, окрест гроба его» ( Иез.32:24, 26 ). Это Еламитяне и сыны Гога, которые вели войну против Иерусалима, возглавляемые вождем войска Ассирийского Олоферном, и которым, устроен гроб хитростью и молитвой Иудифи. " Не почиет с необрезанными, снисшедшими в шеол» ( Иез.32:27 ), то есть ни Мосох (Мешех), ни прочие необрезанные, сошедшие во ад, не приобретут себе спокойствия воинским оружием, потому что «даша страх свой на земли живых» ( Иез.32:23 ). Глава 33 «Прелести нашя и беззакония наша в нас суть, и мы в них таем» ( Иез.33:10 ), то есть пока упорствует неправда наша, до тех пор не будет принято покаяние наше. «И будеши им яко глас песнивца». Иудеи будут слушать слова твои, как сладкогласную песнь, станут услаждаться вещаниями твоими, как приятными звуками лиры, но когда постигнут их бедствия и конечное наказание, тобой предвозвещаемые, тогда узнают, " яко ты пророк бе среде их» ( Иез.33:32–33 ). Глава 34

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Так, наслав на тебя великое множество Вавилонян, возложу на тя сети Моя… и посажду на тебе вся звери и птицы небесныя, и насыщу тобою вся звери всея земли: и повергу плоти твоя на горах… И разгневаю сердца людий многих… Тако тогда умолкнут воды их , потому что с падением Египтян успокоились народы, с которыми Египтяне были в непрестанной войне, и которых держали в непрестанном страхе. Сделаю, что и реки их яко елей потекут (Иез. 32:3–5, 9,14), то есть с падением Египтян успокоятся войска народов. Плачь есть… и дщери языческия восплачутся о нем, над Египтом и над всею силою его восплачутся (Иез. 32:16), как только совершится над Египтом, то, что определено правдой Божией. Бысть слово Господне ко мне глаголя… восплачися о крепости Египетстей… и сведут людей его… во глубину земную с низходящими в пропасть… Тамо Ассур и весь сонм его… окрест гроба его (Иез. 32:17–18, 22). И, желая показать, что такие жестокие бедствия постигли Египтян за сынов Израилевых, пророк присовокупляет: иже даша страх свой на земли живых (Иез. 32:23), то есть в Иерусалиме, который называется землей живых, потому что в нем возвещен закон, который проповедует о горней жизни в Бозе и научает ей. Тамо Елам и вся сила его окрест гроба его… Тамо дашася Мосох, и Фовель, и вся сила его, окрест гроба его (Иез. 32:24, 26). Это Еламитяне и сыны Гога, которые вели войну против Иерусалима, возглавляемые вождём войска Ассирийского Олоферном, и которым, устроен гроб хитростью и молитвой Иудифи. Не почиет с необрезанными, снисшедшими в шеол, то есть ни Мосох (Мешех), ни прочие необрезанные, сошедшие во ад, не приобретут себе спокойствия воинским оружием, потому что даша страх свой на земли живых (Иез. 32:27).   Глава 33 Прелести нашя и беззакония наша в нас суть, и мы в них таем (Иез. 33:10), то есть пока упорствует неправда наша, до тех пор не будет принято покаяние наше. И будеши им яко глас песнивца . Иудеи будут слушать слова твои, как сладкогласную песнь, станут услаждаться вещаниями твоими, как приятными звуками лиры, но когда постигнут их бедствия и конечное наказание, тобой предвозвещаемые, тогда узнают, яко ты пророк бе среде их (Иез. 33:32–33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И создала еси себе храм разбойнический (Иез. 16:24), то есть капище богов невоздержания, которые похищают у тебя все, что Я дал тебе. Что присужду дщери твоей, глаголет Адонаи Господь, внегда твориши вся сия дела… Егда соградила еси блудилище твое в начале всякаго пути? (Иез. 16:30–31). Что присужду Самарии, дщери твоей, поступившей подобно тебе, потому что и сама ты построила храмы идольские на стогнах твоих. И ты дала еси наем… за блужение с тобою… И предам тя в руце их, и раскопают блудилище твое и разорят высокая твоя… и сотворят тебе в отмщение (Иез. 16:33, 39, 41). Поскольку вознаграждала ты любителей своих, чтобы ходили к тебе и сквернились с тобой, то предам тебя в руки врагов, и возьмут они все, что имеешь, и раскопают дом блудилища твоего, то есть разорят высокая твоя. И пленением сынов твоих сотворят тебе отмщение перед женами многими, то есть перед очами многих народов. И сестры сестр твоих и обитающих за рекой, то есть Самарии и колен, живущих за Иорданом. Мати ваша Хеттеаныня, а отец ваш Аморрей (Иез. 16:45), а не Ревекка и не Исаак. Обаче сие беззаконие Содомы сестры твоея, гордость в сытости хлеба и во изобилии… покоя… и ты посрамися и приими безчестие твое (Иез. 16:49, 59), потому что враг твой отвел в плен плененных в тебе. В числе плененных Бог именует и сестру Иерусалима, а сестрой называет Содом; под именем же Содома подразумевает колена, жившие за рекой Иорданом. Как ранее Иерусалим был назван дочерью Хеттеянки, хотя обитали в нем Евреи, так и колена Заиорданские названы Содомлянами, потому что творились у них дела содомские, хотя были они не Содомлянами, но братьями Иудеев по отцу Исааку. И впоследствии возвращены из плена не Содомляне, но Евреи.   Глава 17 Орел великий, великокрилый, долгий протяжением , с толстыми ногтями и густыми перьями вниде в Ливан (Иез. 17:3). Это Навуходоносор, который пришел в Ливан, и взя избранныя кедра (снял с кедра верхушку), то есть царя Иехонию. И верхи мягкости острога . Эти вершины молодых побегов, которые он обрезал и пренесе… в землю Хананейску , означают Седекию. Во граде торжников положи я , то есть в Иерусалиме. И даде от семене земнаго и даде е на поли плодие… над водами многими (Иез. 17:4–5). Это Евреи, оставшиеся в Иерусалиме. Видено учини е… И бысть в виноград немощен и мал величеством… И бысть орел другий велик, великокрилный… и се, виноград сей оплетаяся об нем (Иез. 17:6–7). Другим орлом называет царя Египетского; виноградом же немощным, то есть слабым, именует царя Седекию, который упование свое возложил на царя Египетского и с Египтянами заключил союз.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48     О книге пророка Иезекииля Содержание, разделение и происхождение книги . Пророка Иезекииля можно назвать боговдохновенным истолкователем плена вавилонского, смысла и значения его в системе промышления Божия об Израиле. Родом священник, отведенный с Иехонией в плен, пророк Иезекииль действовал среди сельских колонистов из еврейских пленников, оставляя Вавилон для своего великого соработника, придворного пророка Даниила. Результатом свыше двадцатилетней деятельности пророка ( Иез.40.1 и Иез.29.17 ср. с 12) и явилась его большая книга. Но в отличие от Исаии и Иеремии, Иезекииль, пленный, удаленный от своих рассеянных по Халдее соотечественников, вероятно просто писал (а не произносил) свои пророчества для распространения в народе ( Иез.2.9 ): мы видим его только иногда говорящим прямо к народу ( Иез.24.18 ) или старейшинам (да и то пришедшим к нему) ( Иез.8:1, 14:1 ); кроме того, перед народом совершаемы были им символические действия, вообще же «язык его был привязан к гортани и он был нем» ( Иез.3.26 ), открывая уста лишь в исключительных случаях ( Иез.24.27 ) 1 . Посему он часто в книге приводит места из прежних писателей – прием скорее писательский, чем ораторский 2 . Но нельзя ввиду этого согласиться с рационалистическими толкователями Иезекииля, что он скорее писатель, а не пророк: пророчествовать можно и письменно; а благодаря такому характеру пророческого дара, который можно назвать литературным, книга Иезекииля выгодно отличается от других пророческих книг строгим единством содержания, последовательностью и систематичностью. Рядом пророческих речей, видений и символических действий Иезекииль сначала, обличая нечестие Иудеи, предсказывает падение Иерусалима и окончательное пленение народа, а после разрушения царства предрекает погибель прямым и косвенным виновникам этого разрушения, старым и современным врагам Израиля (окрестным языческим народам), а Израиля утешает светлыми картинами великого будущего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 33 Обязанности пророка теперь С XXXIII гл. начинается, собственно, утешительная часть книги, в которой речи против язычников (XXV-XXXII) составляют переход от грозно-обличительной 1-ой части. «Когда получилось известие о падении Иерусалима ( Иез.38.21 ), положение пророка среди пленников, как и предсказывал ему Господь ( Иез.24.25 и д.), стало совершенно другим. Победа его дела была решена. Конечно, он всегда встречался с противодействием ( Иез.33.30–33 ) и о внезапном изменении народа не могло быть речи. Противоположность между пророчеством и народностью была так стара и так глубока, что она не могла быть устранена одним ударом. Но смертельный удар народному упорству был нанесен, хотя бы пламя ложно понятого патриотизма и могло еще вспыхнуть на развалинах Иерусалима ( Иез.33.23–29 ). Пророк теперь мог возобновить свою практически-пастырскую деятельность, чтобы из обломков старого Израиля составить нового в виду все еще грозящих миру судов Божиих» (Сменд). И он развивает эту деятельность так, как ее не развивал еще ни один пророк; по крайней мере, ни у одного из пророков мы не находим такой отчетливой и так глубоко сознанной программы этой деятельности ( Иез.3.27 и сл. Иез.18.1 ). Вся последняя часть книги и занимается будущим восстановлением Израиля (гл. XXXIII-XXXIX) и порядком будущего общественного устройства его (XL-XLVIII гл.). Существенным средством для такого восстановления должен быть ближайшим образом сам пророк, поскольку Иегова через него открывает для единичных лиц возможность обращения и спасения (XXXIII гл.). Но при незначительном, по крайней мере, с виду, результате, которого пророк достиг в этой своей великой работе над воссозданием Израиля через пастырское попечение о «сынах народа своего», взор его невольно направляется на самого Иегову, на котором одном в конце концов основывается возможность и необходимое восстановления Израиля. Переходя от ближайшего к отдаленному, от меньшего к большему чуду, описывает пророк, как Господь оснует на месте испорченного старого царства Израилева новое, реформировав его так сказать с головы: вместо недостойных пастырей, прежних царей, став сам пастырем Израиля (гл. XXXIV), – как Он восстановит в новом величии Свою землю (XXXVI гл.), исторгнув ее ранее из языческих рук, т. е. ближайшим образом истребив так незаконно завладевших ею идумеев (XXXV гл.) – как Бог наконец воскресит мертвых и соединит разделенный свой народ; и в конце концов как Он откроет ему и всему миру Себя во всей полноте славы Своей, которая и есть по Иезекиилю цель всех действий Божиих в мире (будучи вместе и условием настоящей и правильной жизни мира и человечества) через окончательное уничтожение язычества на земле в лице Гога (XXXVIII-XXXIX гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 14 1–11. Недостойное вопрошение истинных пророков. 12–33. Иудея не будет пощажена из-за нескольких ее праведников. Иез.14:1–11 . В тесной связи с пророками стоят те, которые пользуются их услугами, вопрошают через них Бога. Как могут быть ложные пророки, так возможны ложные вопрошатели Бога. Иногда мнят найти даже у истинных пророков совет и утешение, между тем как в глубине сердца тяготеют к идолослужению, которого избегают только внешним образом пред глазами пророка. Бог хочет уничтожить и этот последний остаток лжепророчества в своем народе через истребление в его среде как таких вопрошателей, так и пророка, дающего им ответ, и таким образом искоренить грех народа в самых основаниях его произрастания в сердце. Только тогда может восстановиться настоящее отношение Бога к Его народу. Рассказанное, как повод к настоящей речи, посещение пророка старейшинами для вопрошения Бога могло быть неоднократным (ср. Иез.20.1–3 ; Иез.8.1 ). Посему и это откровение пророком могло быть получено не в тот период деятельности пророка, к которому относятся окружающие эту речи; а помещена здесь эта речь могла быть по однородности с предшествующими. Действительно речь заключает признаки позднейшего происхождения: в общине есть прозелиты (ст. 7); ни слова о предстоящей Иерусалиму катастрофе, вместо чего указание на мессианские времена, наступление которых уже ничто не будет мешать, раз обольстители народа будут устранены (ст. 11); идолослужение переходит в синкретизм. Параллельна настоящему отделу гл. XX. Иез.14:1 .  И при­шли ко мне несколько человек из старей­шин Израилевых и сели перед­ лицем мо­им. Пришедшие теперь старейшины должно быть не тожественны с Иез.8.1 , потому что те были с пророком, а эти приходят искать его; они могли быть из другого селения (ср. Дан 13.5 ). О поводе их посещения ничего не сказано; может быть они хотели получить какие-либо сведения от пророка-прозорливца о судьбе Иерусалима (ср. 12 и д. ст.); или произошло какое-либо общественное событие. Но Иез.33.31 показывает, что такие посещения пророка были или постепенно сделались часты и обычны. «Израилевых» – для противоположности вавилонским.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В пророчестве 23 главы Исаии изображение судьбы Тира не обставлено такими историческими подробностями, как у современника осады Тира Иезекииля, который называет само имя Навуходоносора, говорит о продолжительности и малоплодности осады Тира ( Иез.29:18 ). – Не более силы и в прочих возражениях против подлинности 15–18 стихов главы: так представление города под образом блудницы в действительности не чуждо пророку Исаии (ср. 1:21; ср. 57:7–8, ср. в 12 ст. той же 23 главы: «посрамленная девица, дочь Сидона»); а называя Тир блудницею, пророк прилагает к деятельности Тира то же название: торговлю Тира он называет «блуд о деянием», поскольку она совершается не во имя Господа 146 . О прочем см. у Геферника, Кейля, Негельсбаха и др. Не следует оставлять без внимания и того, что в 15–18 стихах есть образы и выражения, свойственные пророку Исаии в тех отделах, которые признаются всеми за подлинные. Таковы: «и будет в тот день» (15) с повторением «и будет» в 17 ст., в ст. 16-м образ игры на цитре, пения песен (ср. с «ликованием» в 7 и 12 ст.; затем с 24:8... 30:29 и др.); в ст. 18: «чтобы ели до сытости и имели одежду прочную» – о будущих временах ср. в 14:30; 1:19; 30:20, 23–24; 33:16; 65:13; 55:1–2 и др., – особенно же – посвящение приобретений Господу, как в 18 и 19 глл., в 60:11... Наконец, пророк Иезекииль при написании в виду пророчества о Тире имел в виду все пророчество Исаии о Тире. Так, Иез.26:4, 8–9, 14 (речь об «осадных башнях» для разрушения Тира, о превращении его в развалины, «сравнении с морем») ср. с Ис.23:13, 10 . – Иез.26:13 «шум песней, звук цитр» ср. с Ис.23:16, 7, 12 . – Иез.26:15 и др. «содрогнутся острова» ср. с Ис.23:5, 6 . – Иез.26:17 «город знаменитый», «заселенный мореходцами» ср. с Ис.23:7–9, 2 . Ср. изображение богатства в том и другом пророчестве. Отдел 24–27 гл. Записав в книгу (в отд. 13–23 гл.) пророчества свои о судьбе народов, пророк уже не возвращается к изображению последней (за немногими исключениями – см. 25 гл. кон. – о Моаве, 34 гл. об Эдоме и всех народах, 28 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Его ближайшее размышление или беседа с самим собой имеет таким образом теснейшее отношение к предыдущему собеседованию с Богом, хотя в то же время служит и переходом ко второму божественному ответу, почему справедливо начинается здесь новая глава: «На страже моей стану и расположусь на камне» (укрепление, окружающее город (от zur), или стены городские и башни на них, – на сторожевой башне), – говорит он сперва отвлеченно, потом образно, намекая на свое высокое служение, на свой пророческий чин, по выражению Феодорита 101 . Ибо пророки были стражи дому Израилева ( Иез.3:17 ; Иер.6:17 ; Ис.52:8 ; Ис.56:10 . сн. Ос.5:1 ) и очи его ( Ис.29:10 евр.). Как в обыкновенном быту житейском были избираемы блюстители общественной безопасности от стражи утренней до ночи ( Пс.129:6 ), для охранения напр. стада от волка грядущего; как в особенности избирались такие лица народом земли, на которую шел меч ( Иез.33:2 и д.), и становились они на возвышенном месте (сн. 2Цар.18:24 и д. 4Цар.9:17 ), чтобы бодрствовать, видеть прежде других сограждан угрожающую или перестающую угрожать им опасность и сообщить им тотчас же весть печальную или радостную (сн. Ис.21:6 и д. Наум.1:15 ), – сообщить голосом громким (как у льва – Ис.21:8 ; Ис.52:8 ), звуком трубы ( Иер.6:17 ; Иез.33:6 ) или каким-либо знамением (дым днем, огонь ночью): так Бог-Пастырь и верховный Страж Израиля ( Пс.79:2 ; Пс.120:4 ) воздвигал ему пророков – блюстителей богоправления (теократии), попечителей о сохранении в народе еврейском достоинства народа Божия, избранного, которое так легко и часто утрачивалось в нем – жестоколичном и твердосердечном, постоянно огорчевавшем Господа ( Иез.2:4 ). Возвышаясь всегда и во всех отношениях над своими современниками, постоянно изрекая им наставления, обличения, угрозы, утешения, и для сего просвещаясь от Духа Божия, испытующего самые глубины Божии, – эти люди, в случаях особенно важных или сомнительных, особенно усиливали свой подвиг стояния на вверенной им духовной страже стен Иерусалимских ( Ис.62:6 ) и сами молитвенно вопрошали Бога о воле Его, дабы возвестить ее народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Глава 33 Иез.33:1–2 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, глаголи к сыном людей твоих Бог по благоволению называет народ Своим народом, но, отвращаясь от него за беззакония его, сего присвоительного имени не употребляет уже. Это, как можно видеть, было и при Моисее. Ибо до совершения беззакония сказал Бог Фараону: «отпусти люди Моя, да Ми послужат» ( Исх. 7, 16 ), а после служения тельцу говорит Моисею: «иди скоро, сниди отсюду, беззаконноваша бо людие твои» ( Исх. 32, 7 ). Посему и здесь также называет не Своим народом, а народом Пророка. Иез.33:2–5 . и речеши к ним: земля, на нюже Аз аще наведу меч, и поймут людие земли человека единаго от себе, и поставят его себе во стража, и узрит меч грядущий на землю, и вострубит трубою, и проповесть людем, и услышит услышавый глас трубы, а не сохранится, и найдет меч, и постигнет его, кровь его на главе его будет, яко слыша глас трубы, и не сохранися, кровь его на нем будет. «Мечом» называет войну, а «стражем» – соглядатая. Слово же сие научает нас, что Сам Бог по благости подает людям мир, а войну попускает по беззакониям людей, навлекающих на себя горестное. Посему, говорит, если во время войны, угрожающей какому-либо народу, подвергающиеся нападению на каком-либо возвышении поставят соглядатая, и он, увидев приближающееся войско, дает знак трубою, и не пренебрежет сим, и не покажет нерадения о поставивших его на сие дело, то сам он будет неповинен, исполнив порученное ему дело, а кто не захотел соблюсти себя, и позаботиться о своем спасении, тот сам будет виновником своей смерти и своего пленения. Посему говорит: «кровь его на нем будет», то есть пусть сам на себя возложит вину смерти. «А сей, понеже сохранися, душу свою избавил», то есть, если сохранится, то сделается виновником своего спасения. Иез.33:6 . И страж, аще увидит меч грядущ, и не вострубит трубою, и не проповесть людем, и людие не охранят себе, и нашед меч возмет от них душу, та убо беззакония ради своего взяся, а крове ея от руки стража взыщу,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010