. Имеется в виду Бог. Ср. З Цар 22:19; Ис 6:1; Иез 1:26-27. В кумранских текстах говорится: «Бог велик, и Его многие дни [мы не зна] ем; число Его лет бесконечно» (11 QtgJob 28:3-4). В Книге Еноха к Богу применяется эпитет: «Глава дней» (1Ен 47:3; 60:2; 71:9). . Белые льняные одежды издавна считались атрибутом святых. Ср. Мф 28:3; Мк 9:3; Отк 3:5. . Видение огненных колес (арам. TllW? J) восходит к Книге Иезекииля, описавшего фантастические колеса божественной колесницы, причём в одном случае они называются " 2В1КЛ (офаним) (1:15сл.), в другом (галгал – «вихрь») (10:13). . Впоследствии на этом месте была основана евангельская сентенция: «в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы (=апостолы) на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28). Ср. Откр 4:2-4; 20:4. . Книги дел человеческих. ещё в Пятикнижии упоминается некая «книга Господа», куда вписаны Моисей и другие праведники (Исх 32:32-33), но тогда, по-видимому, это была всего лишь метафора (ср. «узел жизни» в 1 Цар 25:29; «книга живых» в Пс 68/69:29). В пророчествах Исайи также в переносном смысле говорится о «книге для житья в Иерусалиме», куда будут вписаны «оставшиеся на Сионе» (4:3). Постепенно У евреев сложилось представление о существовании некоей особой небесной книги или книг, куда записываются праведники: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал 3:16). См. также Пс 55/56:9; 138/139:16; Ис 65:6; Дан 12:1; 1Ен 47:3; 90:20; 103:2-3. . Этот стих заставляет думать, что четыре «зверя» – царства сосуществуют во времени, а не следуют один за другим. Некоторые комментаторы, впрочем, говорят в этом случае об остатках прежних «зверей» – царств (Атропатене Мидии, Харакене и т. п.), продолжавших существовать наряду с «царством Еллинским». См.: Collins, 1984. Р. 304. . Развитие этого образа в З Езд 13:3; Мф 26:64; Мк 14:62; Откр 1:7. Облака сопровождают Мессию и в представлении раввинов (Толедот Танхума, 20; Таргум 1 Хроники 3:24).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Ирод Антипа не искал для себя покаяния, посему гнев Божий пришел на него неожиданно – в момент его человеческой славы, человеческой чести, а правильнее сказать, бесчестия. О его смерти (Ирода Антипы) сказано в Книге Деяний святых Апостолов: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян.12:21–23 ). По Иосифу Флавию, именно подозрительность и зависть побудили Ирода убить Иоанна Крестителя. Ирод, подобно всякому слабому, подозрительному, испуганному и напуганному тирану, видел лишь один выход и способ устранить соперника: убить его. Но была и другая причина, почему Ирод Антипа заключил под стражу и убил Иоанна Крестителя. И сегодня мы беседуем о смерти Иоанна Крестителя, и мы читаем далее, почему Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в темницу: Мф.14:3–4 . «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Древняя история повествует, что Филипп, – сын Ирода Старшего (во время которого Господь бежал в Египет), был братом Ирода (то есть Ирода Антипы – О.С.) , при котором пострадал Христос, – взял себе в жены дочь царя Арефы Иродиаду. А немного спустя вследствие возникновения некоторых подозрений против зятя, тесть похитил дочь свою и к прискорбию первого мужа устроил брачный союз с врагом его, Иродом (Антипой) » . Возникает резонный вопрос: почему Иоанн Креститель, зная мстительный и завистливый характер этого семейства, решился обличить царя Ирода Антипу, сына Ирода Великого, словами: «не должно тебе иметь жену брата твоего». Креститель Спасов Иоанн обличал царя Ирода не ради того, чтобы оскорбить, опозорить или унизить его. Его цель заключалась в увещевании – чтобы Ирод исправился и вернул чужую жену ее мужу, то есть брату своему Филиппу. Праведный человек никогда не стремится опозорить или унизить другого человека. То есть Иоанн Креститель проявлял заботу об Ироде, указывая на его грех. Но Ирода это только злило и раздражало. Причем, как мы говорили выше, он (Ирод Антипа) еще и завидовал славе Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель не мог не обличать Ирода, иначе бы он сам оказался бы преступником, ибо сказано: «Когда Я (то есть Господь Бог) скажу беззаконнику: ″беззаконник! ты смертью умрешь″, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» ( Иез.33:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ. 10-й член Символа веры    Нормально духовная жизнь человеческой природы развивается в форме настроения любви, основанного на непременном ношении [этой] природою благодатной силы. Разрыв природы падшего человека с действием Божиим есть нечто неестественное. Это замирание любви, говоря богослужебным языком Святой Церкви, вносит во всякую человеческую личность растление и смерть.    Божественная сила, вновь приводящая человеческое падшее существо в единство любви с Богом, возвращается ему только чрез «оконца» Святых церковных Таинств. Говоря о благодати Таинств, согласно библейско-святоотеческим установкам, мы берем это понятие не просто в смысле силы Триединого Божества, как трактуется в школьном богословии, а в смысле излияния на верующих силы и действия внутриприродной Божественной любви Святой Троицы.    В Таинствах обычно различают: 1) цель совершения, 2) условия и границы действия, 3) отражение его [Таинства] на естественной человеческой любви и 4) излияние благодати Таинств одновременно с начертанием образа Святого Креста. Глава 1    Цель Святых Таинств заключается в воссоздании изначального, до падения, естественно-благодатного настроения любви. Священное Писание ясно говорит об этом так:     «И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор.30:6).     «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33). «И дам вам сердце новое... возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26).     «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). «Отец Господа нашего Иисуса Христа да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божества» (ср. Еф.3:14, 16—19). «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф.5:9). «Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его» (ср. Евр.13:20—21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Когда окружили меня болезни смерти, говорил Давид, и беды адские постигли душу мою, сретил я скорбь и муку, то призвал имя Господне: Господи! избавь душу мою ( Пс.114:3,4 ), горько я стражду. И Господь сжалился надо мною, и подал мне чашу спасения. Когда молчал я, – измождились кости мои от вседневного стона моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя... но я открыл Господу грех мой и вины моей не утаил; я сказал: исповедуюсь пред Тобою, Господи, в преступлениях моих ( Пс.31:3–6 )! И Господь снял с меня вину греха моего. Посему, да умоляет Господа всякий святый, когда можно найти Его и тогда разлитие больших вод не постигнет его. Итак, проси, брат, милости у Бога, и познаешь милосердие Его; хотя пусть ты и великий грешник, и много оскорбил Его, но Он не презрит тебя; ибо Бог, не как люди, не злопамятлив, но благ и милостив к Своей твари. Потому и говорит Он: приходящего ко Мне не изгоню ( Ин.6:37 ). Никто приближаяйся к Богу не бывает отвергнут; самый величайший грешник, и тот для Него любезен, когда обращается к Нему. Даже что еще? Ангелы на небе более радуются, Господь говорит, об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не требующих покаяния ( Лк.15:100 . Не должно, значит, отчаиваться ни об одном грешнике, хотя сколь бы много греха ни совершил, все-таки он может обратиться с покаянием и помилован быть. Так и Господь говорит ему: но внегда прелюбодействовати во всех сих, – ко Мне обратится ( Иер.3:7 ). Видишь ли, как Бог не отвращается ни от какого грешника, обращающегося к Нему с покаянием? Ибо Бог спаситель наш есть Бог кающихся; и потому Он сказал: хотением не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему ( Иез.33:11 ). Будьте мужественны, – пророк говорит, – и тверды сердцем вашим все надеющиеся на Господа ( 1Кор.13:16 ); Господь хранит верность, и ожидающим милости воздает с избытком. Все пути Господни, все Его вразумления, исправления, и воздаяния суть ничто иное, как милость и истина для всех, кто ищет Его, желает угодить Ему всем сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

На проповедь Иоанна Крестителя, Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность иорданская выходили к нему, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Когда же крестился весь народ ( Лк. 3:21 ), тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его, и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его ( Мф. 3:1315 ). Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды и молился; в это время отверзлись Ему небеса, и Дух Святый сошел на Него, и был Ему глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение. Иоанн был свидетелем этого события, и таким образом Иисус был явлен Израилю. По каким побуждениям Господь Иисус Христос пришел креститься от Иоанна? Трудность вопроса создается тем, что крещение Иоанново было крещением покаяния для оставления грехов, а Христос был безгрешен. Иоанн крещением приготовлял народ к принятию царства Мессии, а Иисус и был и сознавал Себя Мессией. Легко видеть, что известные объяснения крещения Христова не дают ответа на поставленный вопрос. Обычно говорят, что Христос Своим примером хотел освятить крещение Иоанново. Но этого следовало бы ожидать прежде, чем «крестился весь народ». Обращаются также за разъяснением к слову «правда» в ответе Христа: Он крестился, чтобы исполнить правду. Но правда в общем смысле означает то, что должно быть по воле Божией: в этом случае правда является понятием слишком широким, чтобы в словах Христа можно было видеть определенный ответ на наш вопрос. В более тесном и определенном смысле правда (ιχαιοοννη) означает ветхозаветный закон, и в этом случае значение крещения Христа указывают в том, что Он «подчинился закону». Но, как известно, крещение Иоанново не было установлением ветхозаветного закона. Оно употреблялось Иоанном в качестве символа покаяния по особому указанию свыше ( Ин. 1:33 ), хотя в согласии с древними пророчествами (напр. Иез. 36:25 ) и с обычаями времени 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Надо еще заметить, что в словах посланных есть оттенок презрения к Иоанну «одетому не в мягкие одежды и не сидящему в чертогах царских» ( Мф. 11:7–9 ). Они жаждут земного величия и только перед ним преклоняются. Они никогда и не могли понять того, что Господь говорил: «царствие Божие внутрь вас есть». Поэтому они и не могли понять, что в крещении Иоанновом совершались пророческия слова Иезекииля, говорившего именем Господним: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам» ( Иез. 36:25 ). Это было «уготовление пути Господня», очищение сердца и обновление духа, чтобы достойно встретить Грядущего Царя святости и правды. Ср. в Ев. Мф. 3:7–12 , Лк. 3:7–18 слова Иоанна Крестителя к народу. Ин.1:26 . Отвеща им Иоанн, глагола: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, его же вы не весте. Ин.1:27 . Той есть грядый по мне, иже предо мною бысть: ему же несть аз достоин, да отрешу ремень сапогу его. Ниже в ст. 33-м Иоанн Креститель говорит о «крестящем Духом Святым». Здесь же он в стихе 26-м указывает, что крещение его есть крещение лишь приуготовительное, неполное, что оно есть только образ другого крещения Духом Святым 111 . Объяснив стоявшим пред ним фарисеям приуготовительный характер своего крещения, он указывает им, что если они ищут сердцем и душою Того, Который есть чаяние Израиля 112 , то Он уже находится среди их. Весьма замечательно, что услышав, что есть Некто «грядый, иже пред Иоанном бысть» и «ему же Иоанн не достоин да отрешит ремень сапогу его», – фарисеи не любопытствуют узнать, кто же Сей, возвещенный столь торжественными словами. По-видимому посланные не хотят и даже боятся вникнуть в эту тайну и не только не исследуют, кто Сей стоящий посреди их, но по-видимому не отвечают ничего и удаляются в молчании. Мы выше говорили по поводу стиха 15-го, что выражение «бысть предо мною», и «первее мене бе» удаляет мысль в неопределенную глубину прошедшего , подобно тому, как в 58-м ст. 8 главы Ев. от Иоанна Господь глаголал: «Аминь, аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть Аз есмь».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Поэтому священнику рекомендуется самому тихо опускать комочек воска в купель, не привлекая внимания родителей и восприемников к этому действию. Глава 3. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ    Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.     (Православный катихизис) Установление Таинства Покаяния    Крещение омывает грехи, но не упраздняет их в последующей жизни христианина. Только благодаря Крещению и познаётся впоследствии весь ужас греха как отступничества от Христа, попрания и искажения образа Божия в себе под влиянием внешних соблазнов и собственных страстей. В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, не обходится без временных поражений, отступлений и падений. Но как бы ни были велики грехи людские, милосердие Божие бесконечно и щедроты Его бесчисленны. Господь вновь возводит падших, даруя им видение своих грехов, раскаяние и духовную силу для отвержения зла. Господь «не хочет смерти грешника» (Иез. 33:11), за них Он принял страдания и Крестную смерть. «Если говорим, что мы не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8-9).    Главнейшая часть Таинства Покаяния – исповедь – была известна христианам уже во времена апостолов, о чем свидетельствует книга Деяний апостольских (19, 18): «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои». В древней Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов бывало или тайное, или открытое, публичное. К публичному покаянию призывались те христиане, которые своими грехами производили соблазн в Церкви.    В зависимости от тяжести исповеданных грехов назначались и церковные прещения: лишение на определенное время права делать приношения и участвовать в Таинстве Евхаристии, запрещение присутствовать на собраниях общины, и наконец, за самые тяжкие грехи (убийство, прелюбодеяние) при нераскаянии виновные публично извергались из среды верующих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Св. Писание свидетельствует нам о том, что Господь молитвы грешников не слышит (см. Иез.8:17,18 ), в то время как внимает молитвам праведников: «много может усиленная молитва праведного » ( Иак.5:16 ); «...очи Господа обращены к праведным , и уши Его к молитве их» ( 1Петр.3:12 ); «Очи Господни обращены на праведников , и уши Его – к воплю их». ( Пс.33:16 ). Кроме того, Библия даёт нам примеры, того, как ходатайство праведников влияло на Божьи решения (см. Быт.20:7,17 ; Исх.32:11–14 ; Иов.42:7–9 ). Ап. Иоанн пишет: «...мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни просим, получим от Него, потому, что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним » ( 1Ин.3:21–22 ). Христос также говорил: «Если пребудете во Мне , и слова Мои в вас пребудут , то чего ни пожелаете, просите, и будет вам» ( Ин.15:7 ), и ещё: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин.15:14 ). Из этих мест ясно, что Господь является другом и исполняет просьбы и моления тех, кто исполняет заповеди Его и пребывает в слове Его. Поэтому православные и просят, прежде всего, молитв «духов праведников, достигших совершенства» – пророков, Апостолов, мучеников, исповедников и прочих святых, зная, что на их молитвы Бог скорее ответит, так как они лучше нас исполняли заповеди Божьи, больше нас пребывали в слове и любви Божией, больше нас являются друзьями и угодниками Христа, больше нас Богоуподобились, обожились и исполнились Духом Святым. При этом, конечно, православные и сами постоянно обращаются в молитвах к Богу. Можно взять любую православную книгу молитв (напр. служебник, требник или молитвослов), чтобы убедиться в том, что большая часть молитв обращена непосредственно к Богу, и каждый христианин, конечно же, должен обращаться в молитве прямо к Богу, и имеет на это полное право, не пренебрегая, однако, и ходатайством святых. И когда протестанты говорят, что православные не имеют надежды и дерзновения к Богу, а обращаются за помощью только к святым, то это чистая клевета. Это всё равно, что сказать баптистам: «раз вы постоянно просите молитв и различной помощи друг у друга, то вы не имеете надежды и дерзновения к Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

См. 4,11. Образ, символизирующий наказание. Ср. Ис.41,16 . 15 более, нежели песку в море. Образ, ранее служивший символом благословения, теперь заключает в себе угрозу (см. Быт. 22,17 ; ср. Ис. 10,22 ). 15 остаток их предам мечу. Даже те, кого минует разрушение, погибнут в свой черед (см. Ис. 6,14 ). 15 может ли железо сокрушить железо..? Иными словами, разве может Иеремия надеяться на то, что ему удастся превозмочь упрямство Иудеи (см. 13,23 и ком.)? северное. Эти слова напоминают о том, что недруги Иеремии столь же сильны, сколь и враги Иудеи, т.е. вавилоняне (см. 6,1). 15 отправлю с врагами твоими. См. 43,4–7. 15 слова твои, и Я съел их. См. Иез. 3,1–3 . имя Твое наречено на мне. Те же слова относятся ко всему народу в 14,9. 15 под тяготеющею на мне Твоею рукою. Ср. Ис. 11,8 . сидел одиноко. Образ одинокого пророка, который ни для кого не был желанным гостем (ср. 3Цар. 19,10 и Мф. 26,37.38 ). 15 рана моя так неисцельна. Этой раной является Иудея (см. 14,17); те же слова в 30,12 соединяются с обещанием исцеления (ст. 16,17). См. также 10,19. обманчивым источником. Ср. 20,7. 15 спасу тебя. Обетование спасения Иеремии предвещает спасение всей Иудеи. Глава 16 1617,18 Иеремия получает запрещение жениться и каким-либо иным образом участвовать в мирской жизни, что служит знаком надвигающегося суд (16,1–21). Гл. 17 раскрывает различия между судьбами тех, кто надеется на человека, и тех, кто уповает на Бога (17,1–18). 16 не бери себе жены. Этот запрет объясняется исключительно характером пророчества Иеремии, призванного возвестить участь Иудеи; безбрачие пророка залог его бездетности (см. 1Кор. 7,26 ). на месте сем. Бездетность Иеремии имеет символический смысл, особенно для Иудеи и Иерусалима. 16:3–4 Обреченный на бездетность, пророк своей судьбой свидетельствует о том, что впереди у Иудеи нет будущего. тяжкими смертями. Ср. Втор. 7,15 . ни похоронены. См. ком. к 7,33. навозом. См.8,2. мечом и голодом. См. 14,12. 16 не будут преломлять для них хлеб... не подадут им чаши. Описание траурного обряда, возможно, связанного со смертью родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Христос родился в мир как Царь на престоле Давидовом, – Сын Давидов, Сын Авраамов ( Мф. 1, 1 ). Таково было и обетование архангела уже при Благовещении: «и даст Ему Господь престол Давида отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1, 32–33 ). Это же обетование по существу дано было Богом Давиду вместе с обетованием о рождении сына Соломона: «Я утвержу престол Царства его во веки... и будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом твоим, и престол твой устоит во веки» ( 2Цар. 12, 16 ) Ср. Пс. 131, 11–14 . И это пророчество в применении ко Христу находит себе подтверждение в речи ап. Петра в день Пятидесятницы ( Деян. 2, 30 ). И соответственно тому Христос рождается в мир как «Царь Иудейский» ( Мф. 2, 2 ), которому волхвы приносят царственные дары, и об этом же надпись была утверждена на кресте Его. – Это же обетование о воцарении Потомка Давида или вообще мессианского Царя и о вечном Царстве Его, можно сказать, пронизывает ветхозаветные пророчества, – в псалмах и пророческим книгах: Ис. 9, 6, 7; 60, 18 сл.; особенно Иез. 37, 21–7 («и соберу их отовсюду, и приведу их в землю их... сделаю их одним народом, и один Царь будет Царем y всех их... А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их... и раб Мой Давид будет князем у них вечно»); Мих. 5, 2 , Соф. 3, 15 , Зах. 9, 9; 14, 9 ; Ис. 60, 18 сл.; Иер. 23, 5 («вот наступают дни – говорит Господь и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле»); Дан. 7, 14 («Ему – Сыну Человеческому дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится»); псалмы 2, 19, 20, 44, 71, 109. Сюда же относятся и пророчества о мессианском царстве: Ис. 9, 6; 11; 32; 35 . Дав. 2, 34–44, Пс. 2; 28; 44; 71; 88; 109 . Сыном Давидовым, царственным Потомком теократического Царя, многократно зовется Иисус в народе ( Мф. 9, 27; 12, 23; 15, 22; 20, 30–31; 21, 9 ; Мк. 10, 47 ; Лк. 18, 38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010