Будет наводиться и меч, о котором мы читаем: предадятся в руки оружия, части лисовом будут (Псал. 62:11), и [сказанное] Марии: и тебе же самой душу пройдет оруже (Лук. 2:35). Будут наводиться и звери, относительно которых праведник просит не быть преданным им: не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе (Псал. 74:19). Будет наводиться и моровая язва, вместо чего LXX перевели смерть, о которой написано: смерть грешников люта (Псал. 33:22), и: душа, яже согрешит, та умрет (ниже, 18, 4), и: тако ли горька смерть (1 Цар. 15:32)? От всего этого ни учение духовных родителей, под которыми мы разумеем учителей, ни начальствующие не могут освободить, если не будет сочувствия детей и если последние своими стремлениями не будут содействовать молениям их. Ибо правда праведного на нем будет и беззаконие беззаконника на нем будет (Иезек. 18:20): кийждо за свой грех умрет и праведностию своею спасется (Второз. 24:16). И тщетно говорят иудеи: отец наш Авраам есть (Иоанн. 8, 39), не имея дел Авраама. Если же в ком есть упование, то он должен уповать только на Господа. Ибо проклят человек, иже надеется на человека (Иерем. 17:5), будут ли это святые или пророки. Мы читаем: «не надейтесь на людей» (Псал. 145:2), и еще: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи (Псал. 117:9), и не только на князей мирских, но и на князей Церкви, которые только свои души спасут, если будут праведными; а сыновей и дочерей, рожденных ими в Церкви, если те будут беспечными, они не могут спасти. Тем не менее апостол говорит: егоже дело сгорит, сам спасется, такожде, однако, якоже огнем (I Кор. 3:14). Рука же простирается на вероломную землю для того, чтобы сокрушить стебель или опору хлеба. Будучи простерта, она угрожает бедствиями, но простирающий и поднимающий ее желает не поразить грешников, а устрашить простертием [ее] и спасти устрашенных [ею]. Глава XV Ueз.XV:1-8. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! Что будет с деревом виноградной лозы из всех дерев лесных, которые между деревьями лесными? Будут ли брать из него ствол (lignum), чтобы употребить на изделие, и сделают ли из него кол, чтобы повесить на нем какой-либо сосуд? Вот оно отдано в пищу огню; обе стороны его поел огонь, и середина его обращена в пепел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Судия наш по путям нашим судил нас (Иезек. 7; 3, 8; 33, 20). Всё было против нас с землей — на общую беду нашу! Отныне мы имеем у себя Ходатая ( Евр.8:6; 9, 15; 12, 24 ) — великого Священника ( Евр.10:21 ), прошедшего небеса,., могущего сострадать нам в немощах наших ( Евр.4:14- 15 ), милостивого и верного ( Евр.2:17 ), не пришедшего судитьмир, но спасти шр ( Ин.12:47 ), смертью Своей лишившего силы имеющего державу смерти ( Евр.2:14 ), дарующего нам от Божественной силы Своей все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр.1:3 ), спослушествующего нам Духом Своим во спасение, уже наперед оправдавшего нас! Отныне мы имеем Судью своего, родного нам, Чей суд будет прежде всего состоять в том, что князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ), и Чей судящий Дух будет обличать мир о грехе и о правде и о суде. Но о грехе только том, что не веруют в  Него; о правде, что… к Отцу идет; о суде же, что князь мира сего осужден ( Ин.16:8-11 ). В собственное же осуждение наше Судья не скажет ничего. О, вожделенное и приснорадостное время! Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда! Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей! ( Пс. 43; 24, 27 .) Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы! ( Пс.81:8 .) Аминь. Слова, беседы и поучения на дни Цветной Триоди Беседа в день Святой Пасхи (на литургии) Христос Воскресе! Спешно исторгающийся из уст ваших ответ — Воистину Воскресе! — говорит нам, что в этот день, в этом месте, в эти минуты ничто так не прилично говорить нам, как только: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Ученикам Господа нужны были свидетельства целого дня для того, чтобы они могли наконец сказать: Господь истинно воскрес ( Лк.24:34 ). А нам достаточно начать слово Христос… — как навстречу ему в тысяче звуков со всех сторон несется Воистину Воскресе! Но что же содержится в этом кратком переговоре нашем? Призыв ли к радости, приветствие ли любви, пожелание ли мира или вопрошение и ответ? Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Вот всё немногоречивое содержание нашей удивительной беседы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

( < < back) город находившийся на восточном берегу Средиземного моря, на север от Яффы, древней Иоппиии. Он был построен Иродом на развалинах древнего хананейского города Стратона в честь Кесаря Августа. При императоре Веспасиане (69–79) она была обращена в римскую колонию. Еще до разрушения Иерусалима Кесария сделалась местом пребывания римских прокураторов ( Деян. 23:23–24 ). Во времена апостольские этот город был замечателен тем, что здесь был обращен в христианство Апостолом Петром первый язычник, сотник Корнилий (Деян. 10 гл.); здесь жил ап. Филипп, один из первых диаконов ( Деян. 8:40; 21:8 ); сюда приходил Ап. Павел и здесь 2 года пробыл в узах ( Деян. 9:30; 18:22; 21:8; 23:23; гл. 24–26 ). По разрушении Иерусалима Кесария была главным городом Палестины и местопребыванием епископа. В 638 г. с распространением магометанства, Кесария подпала под власть турок, от которых была освобождена во времена Крестовых походов Балдуином в 1102 г., но в 1265 г. опять была завоевана турками и совершенно разрушена, так что от города остались одни развалины. ( < < back) было в 351 г. ( < < back) гора на которой был распят Господь Иисус Христос: она находилась ранее вне Иерусалима ( Мф. 27:32–33; Иоанн. 19:17, 41; Евр. 13:12 ), лежит на северо-западной стороне. Свое название Голгофа, с еврейского «череп», Лобное место ( Лук. 23:33 ), вероятно, получила по сходству с черепом. По преданию здесь был погребен Адам. ( < < back) Елеонская или Масличная — одна из гор иудейских, лежит к востоку от Иерусалима ( Иезек. 11:23 ); свое название Масличной, она получила, благодаря множеству росших на ней масличных деревьев. Господь, Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими ( Иоан. 8:1; 18:2 ). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь пред страданиями и где был предав Иудою ( Мф. 26:30–60; Мрк.14:26–46; Лук. 22:39 ). На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественной вход в Иерусалим ( Мф. 21:21; Лук. 19:29 ). По преданию с горы Елеонской Господь вознесся на небо ( Деян. 1:12 ). В IV b. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

7 . И послю огнь па забрала Газы, и основание ея. С Еврейск: „пошлю огонь на стену Газы, и пожрет чертоги ее“. 8 . И потреблю живущыя из Азота, и извержется племя из Аскалопа, и наведу руку Мою на Аккарона, и погибнут остаточнии иноплеменников глаголет Господь. С Евр: „и истреблю жителей Азота и держащего жезл из Аскалона, и обращу руку Мою на Екрон, и погибнет остаток Филистимлян, говорит Господь Иегова“. Филистимляне были истребляемы в разное время в войнах с Евреями. Ассирианами, а остаток их истреблен Египтянами, Вавилонянами и Греками при Александре 44 . Сн. Соф. 11:4–6 ; Иерем. 48:1; Иез. 25:15 ; Ис. 11:14 . 9 . Сия глаголет Господь: за три нечестия Тирова, и за четыри не отвращуся его, понеже заключиша пленники Соломони 45 во Идумею, и не помянуша завета братня. С Евр: „так говорит Господь Иегова: за три преступления Тира, и за четвертое не отменю сего, за то, что они полное число передали Едому и не помнили союза братского“. Тиряне за свое нечестие и за обиду Евреев. которых они, как невольников, продавали и перепродавали Идумеянам. и за нарушение братского или дружеского союза с их царем Хиримом, истреблены Навуходоносором и Александром Македонским. Сн. Ис. 23:1 ; Иер. 27:3, 47:4 ; Зах. 9:3,4 ; Иезек. гл. XXVI-XXVIII. 10 . И послю огнь на забрала 46 Тирова, и поясть основания его. С Еврейск: „пошлю огонь на стену Тира и пожрет чертоги его“. „Огонь сей, гов. св. Ефрем, есть Навуходоносор, царь Вавилонский, или ассирийское воинство, подобно огню все истребляющее“ (бл. Феод.), и воинство Александра Великого. 11 . Сия глаголет Господь: за три нечестия Идумейска, и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем, и растлиша матерь 47 на земли, и восхити во свидение грозу свою 48 , и устремление свое снабде на победу. 49 С Евр: „так говорит Иегова: за три преступления Едома и за четвертое не отменю сего, за то, что он гонит брата своего мечем, подавил чувство (жалости) в сердце своем, и гнев его вечно свирепствует, и ярость свою постоянно хранит“. Едом называется братом Евреев, потому что происходил от Исава, а Евреи от Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Это возражение основывается на совершенно ложном суждении о пророках. Пророки, как мужи, просвещаемые от Духа Святого, никогда не страшились говорить истину, хотя за то им надлежало заплатить страданиями или даже жизнию. Так, пророк Иеремия, находясь в Египте, предсказывал о погибели его царя (гл.46); также пророк Даниил, живя при дворе царей Вавилонских, пророчествовал о разрушении царства Вавилонского Персидским ( Дан.7 ). Ничего нет, поэтому удивительного, если и Захария пророчествовал о царе Иудейском – Мессии, имевшем основать свое царство на развалинах всех земных царств. 4) Утверждают 137 , что жалобы пророка на ложных пророков и идолослужение (10:2; 13:2–7) необъяснимы после плена, когда не видно уже ни каких следов ни того, ни другого. Но – 1) не справедливо, что после плена Вавилонского не оставалось уже между Иудеями ложных пророков. Из книг Неемии (6:12–14) и пророка Малахии (3:3) видно, что ложные пророки и чародеи еще и в это время иногда являлись. Во 2-м стихе 10-й главы пророк Захария говорит о лжепророках, являвшихся прежде, а не в его время. Сказав о том, что Господь будет защищать народ свой (9:8), особенно счастливый при явлении Мессии (9:9, 10) и будет помогать Иудеям в их борьбе со врагами (9:11–16), пророк увещевает народ обращаться с молитвою именно к Сему Единому, Всемогущему и благодеющему им Богу, у Него просить себе благ (10:1), а не вверяться ложным пророкам, которые некогда обманывали легкомысленных и утешали их ложными обещаниями (ст.2). Просите от Господа, говорит пророк, дождя во время раннего и позднего: Господь сотвори при видении (молнии) и дождь зимен даждь им, коемуждо злак на селе. Зане провещающии глаголаша труды (пустое) и вражбители видения ложна, и сония лжива глаголаху, суетными утешаху: сего ради изсхоша яко овцы, и озлоблена быша, понеже не бе исцеления. Во времена, ближайшия к плену, и во время самого плена, действительно, являлись многие лживые пророки ( Иер. 27: 9. 29: 8 . Иезек. 22:28); и это было одно из важных причин бедствий народа: ибо эти лжепророки удерживали его от обращения на путь правый.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

11:8). На третий день после того, как Авраам совершил свое жертвоприношение (Исаак уже был заклан решимостью его), Сарра видит Исаака живым: на третий-же день после распятия и смерти Христа Спасителя увидела Его воскресшим церковь (толк. св. Златоуст.). Далее, видим прообразователем Моисея . Моисей бежал из Египта от гнева фараона: Спаситель спасался бегством в Египте от гонения Ирода. Моисеем закон дан бысть: благодать же и истина Иисус Христом бысть (Иоан. 1:17) Моисей, приготовляясь принять от Бога закон, постился сорок дней и сорок ночей: Иисус Христос столько же времени провел в посте пред всемиром своею проповедью. Вспомним и о Давиде . Каких бед не потерпел в своей жизни кро??? Давид? Кто, начиная от братий его (Пс. LXVІІІ, 9) до царей и целых иноплеменных народов ( – II, 2), не теснил его? Так Иисус Христос непрерывно терпел гонения, начиная от назаретян, среди которых воспитался, до предателей – Пилата и Ирода (блажен. Август.). Словом сказать, Давид столько предызображал Иисуса Христа, что пророки Иеремия и Иезекииль, которые жили после него, именем то его называют будущего Мессию (Иерем. XXX:9; Иезек. XIII. 24; снес. Лк. И, 32). Из святых пророков предзнаменовал Спасителя Иона: „тем триднев??? исшед», произносит церковь, применяя тридневное пребывание Ионы во чреве кита к тридневному воскресению Спасителя. Что же до прообразовательных событий в Ветхом Завете, то их известно еще более. Это напр. потоп . Потопом означалось христианское крещение (1 Петр UII, 20 – 21): как при Ное земля омылась водой от беззаконий, так в новозаветном крещении омывается человек от всех грехов своих; ковчег Ноев был знамением церкви Христовой (толк. св. Златоуста, блажен. Август. и др.). Далее, прообразовательным событием была манна в пустыне. Она предызображала собой хлеб животный... сшедый с небесе (Иоан. VI:48 – 51), т. е. тело и кровь Христа в причащении, которыми христиане, подобно евреям, питаются в венном своем странствовании, доколе не войдут в землю обетованную (и царство небесное).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

198 Прилично зде и полезно упомянуть, что Господь во время наведения народные какие казни смотрит с небесе, есть ли кто таков, который бы мог пред Господом стать. И гнев его удержать, и на милость претворить. Исках рече, от них мужа право живуща, и стояща цело пред лицом моим во время гнева моего, еже бы не до конца погубити град, и не обретох. И излиях нань ярость мою во огни гнева моего, еже скончати я: пути их на главы их дах, глаголет Адонаи Господь Иезек.22:30–31. И по сему обстоятельству пастыри должны вседушно внимать себе и судьбами Божиим. Если бо кто, то наипаче они право живущее обязаны всегда цело стоять пред Господом, особливо же во время народного наказания: да не речется о них вышеупомянутое слово Господне, и другое чрез пророка Иеремию сказанное: обуяша, рече, пастыри, и Господа не взыскаша. Иерем.10:21. 199 Сказно выше под числом 38-м, что при всяком виде учения надлежит внедривать в сердца слушателей познание Христа Сына Божия, и веру в него. Се же, о пресвитеры! тому же самому, яко первейшему предмету, должны мы и в молитвах наших последовать, и со апостолом преклоняя колена ко Отцу небесному, непрестанно просить, чтоб благоволил всех верующих снабдить небесным своим познанием, и даровал бы вселитися Христу верою в сердца наша. Ефес.3:17, 19 . И разуметь преспеющую разум человеческий любовь его. И если таким вышеестетвенным Спасителя нашего дарованием будем снабдены: то во всех злоключениях, чего только попросил во имя Христово, будет нам, да и вся приключения имеют быть нам во благое. Аще бо Бог Сына Своего не пощадил, но за нас всех предал есть его: како убо не и с ним вся прошения наша нам дарствует. Римл.8:32 . 200. О благодарении Повелел апостол при молитвах и прошениях творити благодарения Господеви за вся человеки. 1Тим.2:1 , да и самая натура не к тому ли каждого влечет. Кто нам добро делает, мы того и любим и почитаем и благодарим, и кто же так снабдевает нас благодеяниями, как Бог . Псал.144:9 . В нем вси и живем, и движемся, и есмы. Деян.17:28 . Вся потребная к жизни временной и вечной от руки его приемлем. Псал.103:28 . Чего для необходимо следует, чтоб все и за вся Господеви с любовью и благоговением благодарили, дабы не было сказано и о нас; забыша благодеяния и чудеса Его. Псал.77:11 . И паки: како не обретошася дати Славу Богу. Лк.17:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Второзак.4:27, и след., слич. Иезек.6:11–14). Господь возвратит их от земли Египетския и от Ассириан приимет их, и о имени Его восхвалятся (10–12). Некоторые 86 думают, что многие Израильтяне и Иудеи, при завоевании Палестины царями Ассирийскими и Вавилонскими, бежали в Египет, чтобы не быть плененными 87 , и что пророк Захария говорит здесь о их возвращении из Египта (возвращу я от земли Египетския). Действительно, по свидетельству Флавия, сто двадцать тысяч Евреев было отпущено Птоломеем Филадельфом в Палестину 88 . Что касается до потомков десяти колен израильских, отведенных в Ассирию, то из некоторых исторических свидетельств должно заключить, что многие из них еще до Захарии возвратились уже в землю отцов своих. 89 Это видно из указов Кира и Артаксеркса, в которых дано было позволение возвратиться в Палестину не только коленам Иудову и Вениаминову, но и людям Израилевым ( 1Ездр.1:3; 7:13 ). Ездра послал список с указа Артаксерксова в Мидию и Ассирию, где были рассеяны десять колен 90 . Известно также, что по возвращении Иудеев из плена, многие из колен Ефремова и Манассинна обитали в Иерусалиме ( 1Пар.9:3 ), а при Ездре принесено было в жертву тельцев дванадесять за всего Израиля ( 1Ездр.8:35 ). Но совершенное исполнение пророчества Захарии (гл.10:6–12) о восприятии в царство Божие рассеянного народа Еврейского относится ко временам Мессии. Ибо 1) пророк говорит о таком всецелом возвращении народа в страну отцов, какого не видно из истории времен до пришествия Христова, обещает народу совершенное восстановление его в те отношения к Богу, в каких он был прежде. Посему 2) и название земель (Египетской и Ассирийской), из которых должен был возвратиться народ Божий, в настоящем месте имеет значение не столько собственное, сколько нарицательное или типическое 91 . К этой же мысли приводят и последующие слова: пройдут морем узким и порозят в мори волны ( Зах.10:11 ), которыми пророк указывает на чудесное изшествие Израильтян из Египта только как на образ их будущего освобождения от врагов внешних и внутренних, видимых и духовных 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Ст. 6–7. Истинный, угодный Богу, пост заключается в ограничении человеческого “я” в отношении его к тому, на что простирается его влияние; а таковое самоограничение несовместимо с теми формами общественных отношений, в которых проявляется насилие и своекорыстие: оно по необходимости создает таковые, в которых проявляется мир и милосердие. Ср. стихиру на вечерне в среду 1-й седмицы вел. поста: постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерема: дадим алчущим хлеб и нищия безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость. В ст. 6 слова: глаголет Господь=Δγει ριος, не им. соотв. в евр.-м. т. Ст. 8 ср. Пс. 36:6 . Соблюдая угодные Богу дела мира, правды и милосердия, народ иудейский узрит свет истинный, получит исцеление от своих недугов, оправдание пред Богом и покров славы Его. Вместо =в р.-с. как заря, 70 читали: , почему: πριμον=рано. Ст. 9–12. Когда сам иудейский народ будет чужд насилия, высокомерия и гордости, а исполнится человеколюбия и милосердия: тогда и Господь будет внимать ему, изведет его из мрака заблуждения, станет вождем его, даст ему в изобилии духовную пищу и питие; так что он, обновившись силами, застроит пустые места обетованной земли и восстановит развалины ее городов. Бл. Иерон. говорит, что иудеи его времени относили слова пророка о восстановлении городов обетованной земли ко времени Зоровавеля, Ездры и Неемии; или же к последним временам человеческой истории, когда будет восстановлен Иерусалим. Сам же он относит их к созиданию церкви Христовой, о чем говорится в 1Кор. 3:10 ; Еф. 2:20 ; а под здателем оград разумеет Христа, о котором сказано: человек родися в нем (Сионе), и той основа и вышний ( Пс. 86:5 ). Подобно бл. Иерон., бл. Феод. говорит, что здесь пророк “называет строительство не чувственное, а духовное“. В ст. 11-м, вместо будут=σται, согласно с евр.-м. т., след. читать: и будеши (); а последние слова ст. по слав. т.: и кости твоя и до конца не им. соотв. в евр.-м. т. Выражение о костях ср. с Иезек. 37:11. В ст. 12 посл. сл. по евр. т. =в р.-с. возобновителем путей для населения, 70 читали: , почему: α τος τρβους τος ν μσον πασεις, но в ват., вместо τος ν, прочитано: σου ν, сравн. слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

а) Обстоятельства, предшествующие видению (8-10 ст. ). Воутрие же путешествующим им и ко граду приближающимся, взыде Петр на горницу помолитися, о часе шестом. Бысть же приалчен и хотяше вкусити; готовящим же онем, нападе нань ужас. Видению предшествуют: приближение посланных Корнилием к апостолу, молитвенное положение апостола и чувство в нем голода. Все это, ни порознь, ни вместе, не могло быть естественной причиной видения. Между тем, премудрость Божия ко всем сим обстоятельствам, очевидно, приспособляет свои символы. Вот те, которых апостол должен принять в Церковь, уже близки к нему, — это язычники, от которых иудеи отвращались, как от нечистых животных: потому Петру и покажется образ язычников в видении таких животных. Апостол был тогда на горнице, или горнем месте (собственно, на плоской кровле дома), под открытым небом, в состоянии молитвенном: сообразно с тем и плащаница с животными представится ему ниспускаемою с неба. С ощущением, наконец, телесного голода будет соображено повеление о духовном питании: заколи и яждь. Как приведен был св. Петр в состояние видения? Внезапно. Нападе нань, сказано, ужас, или исступление (extasis), т. е., с ним случилось, по изъяснению Златоуста, «духовное созерцание» и как бы выступление души из тела. Это состояние, подобно тому, в каком бывали пророки, и о котором говорили: бысть на мне рука Господня (Иезек. 7, 3), бых в дусе (Апок. 1, 10). Так избранные рабы Божии, предавшие себя один раз навсегда Богу добровольно, иногда невольно и внезапно увлекаются Духом Божиим! — Настоящее видение Петрово не ниже видений пророческих: оно также большей частью относится к будущему, изображая великую Церковь из язычников. б) Видение плащаницы (11 -16 ст. ). Ст. 11. И виде небо отверсто. Уже это одно показывает великую важность видения. В отверстом небе являются очам избранных предметы чрезвычайной важности (См. напр. Матф. 3, 16; Деян. 7, 55; Апок. 4, 1, 2 и дал.). Что же видит апостол? Сходящ нань сосуд некий яко плащаницу велию. Это хотя не был Иерусалим нов сходящ от Бога с небесе (ап. 21, 2), но было изображение так же Церкви, только Церкви земной и состоящей из язычников. Какое значение того, что сей сосуд по четырем краем привязан, и низу спущаем на землю? То, что Церковь собирается от всех стран мира, собирается рукою Всевышнего и Его же силою поддерживается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010