Читал ты у Иезекииля о старейшинах, которые на «ложи тайнем» кадят демонам и говорят: «оставил» Бог «землю» и не видит, что делается нами тайно (Иезек. 8, 11. 12). Если читал это, смотри и сам в тайной клети души своей не изображай кумиров студных страстей, не обоготворяй их и не служи им. Тайною же клетью души называется сердце, в котором совершаются многие беззакония, видимые только неусыпным Оком. Посему часто и старейшины в сердце своем совершают беззаконие. 4.47. Димитрию. Спрашивал ты, что такое «глава окружения» (Пс. 139, 10)? Припомни, что Господь повелел «блюсти» всегда «главу змия» (Быт. 3, 15). Посему первая, влагаемая врагом в ум, плотолюбивая и любострастная мысль произращает и собирает вокруг себя многие лукавые мысли. И потому первый зародыш лукавых мыслей признавать будем главою. Сверх того, поскольку и сам диавол имеет вокруг себя сопровождающими скверные полчища демонов, то и он называется главою их лукавства. 4.49. Феоклу. Спрашивал ты, что значит написанное: «и алчущии пришельствоваша землю» (1 Цар. 2, 5)? Посему знай: те, которые алчно вожделевают Божественной правды, конечно, не заботятся о земных благах, презирают всю видимую землю и оставили ее, воспарив благочестивым помыслом, миновали все видимое и стали небошественными, торжествуя с Ангелами. Размышления о Боге и Его действиях 1. 12. Сенатору Птоломею. Сказано: «Творяй вся и претворяяй, и обращаяй во утро сень смертную, и день в нощь помрачаяй» (Ам. 5, 8). Ибо Он изменяет состояния, времена и вещи. Посему Бог «обращает сень смертную», то есть состоянье греховное и потемненное превращает в добродетель, благодушие и светлость. Но имеет Он власть и «день в нощь» помрачить, то есть весьма радостное и светлое переменить в унылое. 1. 18. Сенатору Птоломею. Приняли мы Духа, подобно Апостолу, не для того, чтобы в точности познать, что такое естество Божье, но чтобы уразуметь нам те бесчисленные благие дары, какие дарованы нам Богом и о которых предлагаем слово поучающимся (1 Кор. 2, 12). 1. 19. Сенатору Птоломею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

6. Ныне убо, братие, если Бог такое являет долготерпение к нам, призывая нас к покаянию, пробудимся от тяжкого сна, «за не супостат наш, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити» (1 Петра 5, 8), которому смело надлежит противиться, зная, что те же брани случались и с отцами нашими. Не престанем трудиться и сеять семена добродетелей, чтобы в будущем веке пожать радость. Внимая тому, что говорит Апостол Павел: «Ты же последовал еси моему учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, терпению» (2 Тим. 3,10), будем следовать примерам Святых и пребудем в том подвиге, который начали, имея начальником и совершителем Иисуса. 7. И так вожди братий, Аввы монастырей, которым вверены люди Божии, каждый из вас с полком своим да ожидает пришествия Спасителя, стараясь приготовить к смотру Его воинство, украшенное всяким вооружением. Не делайте братьям прохлаждения в плотском без того, чтоб в тоже время не доставлять им обильнейшей пищи духовой; и опять не усиливайте их в духовном с крайним утеснением в плотском, т. е., в пище и одеянии; но одинаково доставляйте им и духовную и плотскую пищу, и не подавайте никакого повода к нерадению.—И еще—какая это будет правда, — братий угнетать трудом, а самим предаваться покою? Или налагать на них бремя, которого сами нести не можем?—Читаем в Евангелии: «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7, 2). Да будут же у нас с ними и труд и прохлаждение общее; не будем учеников считать рабами и в их угнетании находить себе удовольствие, чтобы слово Евангельское не укорило нас с фарисеями: «и вам законникам горе, яко налагаете на человеки бремена неудобе носима, сами же и единем перстом вашим не прикасаетеся бременем» (Лук. 11, 46). 8. Некоторые из ревностно живущих по заповедям Божиим себе лишь внимая, так помышляют в себе и говорят: что мне до других? Мое дело Богу работать и заповеди Его исполнять, что же делают другие, до меня то не касается. Но такое помышление порицает пророк Иезекииль, говоря: «Оле пастыри Израилевы, егда пасут пастыри самих себя? Не овец ли пасут пастыри? Се млеко ядите, и волною одеваетеся, и тучное закалаете, а овец моих не пасете. Изнемогшаго не подъясте и болящаго не уврачевасте и сокрушенного не обязасте, и заблуждающаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте, и крепкое оскорбисте трудом, и властью наказасте я и наруганием. И разсыпашася овцы моя, понеже не имеяху пастырей» (Иезек. 34, 3 — 5). Сам Господь придет с старейшими Своими и началами и на нас сказано будет: «приставницы ваши пожинают вас и истязующие обладают вами» (Ис. 3, 12), вместо того, чтобы сказать: «блаженна ты земля, ея же Царь Твой сын свободных, и князи твои во время ядят в силе и не постыдятся» (Еккл.10, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное различаются еще следующие виды откровения: непосредственное и посредствуемое, внешнее и внутреннее. Непосредственное откровение предполагает сообщение Самим Богом тех или других религиозных истин избранным лицам ( Чucл. XII, 6–8 ). Посредствуемое откровение бывает тогда, когда оно сообщается людям через посредство богодухновенных мужей или высших разумных существ – ангелов ( Лk. I, 11–21; II, 9–16 . Mф. I, 20 ), как, например, благовестие Деве Марии и т. п. 378 . Внешним откровением называется собственно акт сообщения со стороны Бога открываемой истины; внутренним откровением – сверхъестественное внутреннее вдохновение лица, получающего откровение. Означенные виды откровения различаются между собою не в одном только формальном отношении, но и по существу. Непосредственным откровением Божиим предполагается не только непосредственное внутреннее общение с Богом лица, которое удостаивается такого откровения, но и непосредственное восприятие слова Божия ( Uc. LXI, I ; Иерем. I, 4, 11, 13; Иезек. VI, 1; VIII, 1; XII, 1). Самый высший вид этого откровения составляет богоявление ( Uc. VI, 1 ). Что касается подразделения откровения на внешнее и внутреннее, то это подразделение имеет для себя основание в самом понятии откровения, которым предполагаются две стороны: внешняя (объективная) и внутренняя (субъективная), – сообщение чего-нибудь и усвоение сообщаемого. Через одно внешнее сообщение откровенных истин не достигалась бы еще цель откровения. Откровение должно быть не только воспринято, но и понято и притом понято безусловно верно тем лицом, которому оно сообщено. А для этого необходима не только высшая степень естественной психологической восприемлемости, но требуется особое внутреннее озарение, которое означается словом «божественное» или «сверхъестественное вдохновение». В богословском словоупотреблении божественное вдохновение называется словом «боговдохновеность», которым означается сверхъестественное воздействие Духа Божия на пророков и апостолов, под наитием которого они правильно изъясняли сообщавшиеся им откровения и верно излагали их в своих священных книгах. Ложные воззрения на откровение

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

И для Илии не сильный ветер, не огонь, н землетрясение, как слышишь из истории, но некий тихий ветерок обозначил Божие присутствие (Ср. 3Цар. 19:11–12 ), но не природу Божию... Не удивляешься ли ты, во-первых, судье Маною, а затем апостолу Петру? Один не выносит видения явившегося ему Бога и потому говорит: погибли мы, жена, «ибо видели мы Бога» (Ср. Суд. 13:22 ), – чем показывает, для человека невместимо даже явление Бога, а тем более Его природа. Другой же не пускал в лодку явившегося Христа и поэтому отсылал Его от себя… (Ср. Лк. 5:3–8 ) Что же сказать об Исаии и о Иезекииле, созерцателе величайших тайн, и о прочих пророках? Один из них видел самого Господа Сафаофа, сидящего на престоле славы, но и Его видел окруженным, славимым и скрываемым шестикрылыми серафимами… (Ср. Ис. 6:1–3 ) Другой же описывает колесницу Божию – херувимов, и над ними престол, и над престолом твердь, и на тверди Явившегося, а также какие-то голоса, движения и действия (Ср. Иезек. 1:22–27). Но было ли то дневное явление, созерцаемое только святыми, или нелживое ночное видение, или представление нашего ума, 1013 когда будущее предстает, словно настоящее, или другой какой-либо вид пророчества – этого я не могу сказать... По крайней мере ни те, о которых мы говорим, ни кто-либо другий после них... не видел и не изъяснил природу Божию. Если бы Павел мог открыть, что заключали в себе третье небо (Ср. 2Кор. 12:2–4 ) и путь к нему, – восхождение или восхищение, – тогда, может быть, узнали мы о Боге нечто большее... Но поскольку это было неизреченно, то почтим и мы молчанием. 1014 Таким образом, и богопознание, и боговидение являются уделом человека на вершинах его мистического опыта, однако лишь в той степени, в какой это вообще возможно для человеческой природы. Видение Бога становится возможным для того, кто очистил себя, достиг состояния обожения и пребывает в молитве. Однако и в этом случае человек созерцает Бога лишь «сзади», то есть ощущает таинственное присутствие Господа, остающегося непостижимым, неизъяснимым, недоступным, невместимым и невидимым. Обожение

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И жняй, мзду приемлет, и собирает плод в живот вечный: да и сеяй вкупе радуется и жняй (Ин. 4, 35. 36). Очевидно, таким образом, что у нас есть и сеятва и жатва, и притом не определенное какое время продолжающаяся, но непрерывно нам предлежащия и на всегда. Будем же, братие, жать усердно, именно учащий учение, предстоятельствующий попечение о всем, эконом экономию, служащий служение, послушник послушание, безмолвствующий безмолвие, молящийся терпеливое пребывание в молитве, все все во всем, сколько сил есть. Ни с чем несообразно было–бы, когда плотски действующие так усердно прилежат к своим делам, нам к духовным деланиям нашим приступать лениво и небрежно; когда те, потом обливаясь, не отступают от трудов, нам отвращение иметь к аскетическим рачениям. Не царствие ли небесное предлежит нам? не жизнь ли вечная? не радость ли неизреченная? — Да и возможно ли, предаваясь лености, стяжать что либо великое и вожделенное? Никак. Итак воспрянуть надо от сна лености и нерадения, и со всем рвением взяться за дело: ибо ищется не что либо тленное и скоропреходящее, но нетленное и вечное; так что и о нас можно будет говорить: труды рук твоих снеси, блажен еси и добро тебе будет (Пс. 127, 2). 2) Не говори никто: немощен я, не могу жать. Немощный телом не может подъять телесных трудов; в духовном же делании восхоти, и будешь силен творить благое: слезу имеешь, сокрушение имеешь, хранение ума имеешь, мир имеешь и святыню, кои паче всего любезны Богу (Евр. 12, 14). Не говори никто: разбился я в падении, не могу подняться и право ходить. Ты только восхоти и взыщи, — и воздвигнет тебя воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога (Пс. 112, 7). Еда падаяй не востает? Или отвращаяйся не обратится? (Иер. 8, 4). Живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему (Иезек. 33, 11). Какой же благословный предлог можем мы иметь, какое благовидное извинение в том, что не со всем рвением приступаем к деланию заповедей, чтоб улучить таким образом обетованныя блага? 3) Смотри, как потрудились св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Глава 3 Соф.3:1 . О светлый и избавленный граде, голубице. С Евр.: «горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю»! Не о Ниневии, как думали некоторые, а об Иерусалиме говорит здесь святый Софония, что видно из следующих стихов. Пророк показывает причины, почему должен подвергнуться разрушению Иерусалим – город светлый 56 , т. е. известный своими злодеяниями, открыто беззаконствующий, позорный, город избавленный 57 от многих бедствий, или (с Евр) оскверненный грехами и пороками, глупый, как голубь 58 , не имеющий разума (под. Ос. 7:11 ). Но бл. Феодорит видит такой смысл: «подлинно слез и сетования достоин город (Иерусалим), который в счастьи был знаменит и славен, неоднократно спасаем Богом всяческих, и изобиловал духовными дарованиями. Ибо предполагаю, что пророк в наименовании голубицею дает разуметь или это самое, или благолепие и красоту города; потому что и голубь животное красивое». Соф.3:2 . Не услыша гласа, ни прият наказания, на Господа не упова, и к Богу своему не приближися. С Евр: «не слушает голоса, не приемлет наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается». Теперь Св. пророк показывает, за что Иудеи должны понесть наказание от Господа, за что и Иерусалим будет разрушен. Иудеи будут наказаны, говорит пророк, за свои беззакония и прежде всего за то, что они были упорны во грехах, не внимали гласу Божию, который они слышали в законе и от пророков; по любви к порочной жизни не хотели исправления (наказания), предлагаемаго от Господа Св. пророками, были так нечестивы, что и в Бога не верили, не уповали на Него, и нисколько не старались жизнию своею приблизиться к Нему, не молились Господу, не чтили Его, не угождали Ему. Под. Иер. 7:24–28, 9:12 ; Ис. 19:13 . Соф.3:3 . Князи его в нем, яко львы рыкающе, судии его яко волцы Аравийстии, не оставляху на утро. С Евр: «князья его посреди его – львы рыкающие; судьи его – вечерние волки, до утра не оставляющие ни одной кости». Всего более прогневляли Господа власти и начальники Иудейские, гов. Св пророк. Это были точно как львы. Как львы своим рыканием и лютостию наводят ужас на всех животных, так и властители наводили страх на народ своими жестокостями и неправосудием (под. Иезек. 22:21); это были волцы аравийстии 59 , т. е. вечерние, к вечеру сильно проголодавшиеся, которые с необыкновенною быстротою бросаются на свою добычу и с лютостию пожирают ее дочиста, так что к утру даже и костей не оставляют, все пожирают. Таковы, говорит пророк, властители у Иудеев, с жадностию и жестокостию терзавшие беззащитных, которых они как бы пожирали (Подоб. Аввак. 1:8 ; Иерем. 5:5).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава восьмая    32. Я желаю принести тебе пользу, но не могу прийти на помощь, ибо «всякая глава в болезнь и всякое сердце в печаль. От ног даже до главы, — как говорит Исаия, — ...несть пластыря приложити» (Ис. 1:5—6). Твой недуг исключает всякую возможность человеческой врачебной помощи. И хотя, как добрые, так и злые, движимые справедливым негодованием, тебя, достойную всякого наказания, осудили бы на истязание всевозможными пытками, на предание смерти, или на сожжение огнем; но я, зная, что для беззаконных соблюдаются еще более тяжкие муки, и что бесконечно нечестивые души ожидают муки и даже не временные, а вечные; — (зная об этом), я хочу, чтобы тебя мучили иные страдания, именно такие, которые не погубят души твоей, но принесут ей пользу.    33. Итак, я дам (тебе) согласный с божественным учением совет; а именно: испытай то одно и единственное врачество, которое чрез пророка Иезекииля божественный глас предлагает несчастным: «не хощу, — говорит он, — смерти грешника, но еже обратитися ... и живу быти ему» (Иезек. 33:11). И еще после этого говорит Господь: Я сказал: воззри на Меня. «Или ритины несть в Галааде? или врача несть тамо? чесо ради несть исцелена рана дщери людей моих» (Иерем. 8:22)? Слова эти, несомненно, имеют покаянный смысл, этим изречением Божиим грешники призываются к покаянию; ибо покаяние так же необходимо для падших, как для раненых необходима врачебная помощь.    34. Но сколь велико и как необходимо, ты полагаешь, покаяние для тебя? (Конечно) такое, которое было бы или равно преступлению, или же превосходило его. Итак, посмотри, в одном ли только прелюбодеянии заключается этот грех, или, может быть, он усугубляется вследствие того убийства, которое, по слухам, тайно совершено, — и сообразно с тяжестью лежащего на твоей совести греха должна быть соразмерена и сила (твоего) покаяния. Это покаяние должно быть не на словах, а на деле. Это же будет тогда, когда ты ясно представишь себе, с какой славы ты ниспала, и из какой книги жизни имя твое изглажено, — когда ты будешь уверена, что ты стоишь уже на самом краю тьмы кромешной, где будет бесконечный плач очей и скрежет зубов. (И вот) когда на основании достоверных свидетельств убедишься, что вероломная душа необходимо будет предана мукам тартара и огню геенны, и что после единого крещения нам не дано другого врачевства кроме примирения в (таинстве) покаяния, ты должна быть готова претерпеть какую угодно скорбь, какой угодно труд, лишь бы (только) избавиться от вечного мучения (aeternalibus poenis)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

От иноплеменных и отдаленно-родственных израильтянам народов пророк обращается к их ближайшему родственному народу – жителям иудейского царства. „Преступления ранее упомянутых языческих народов, говорит автор, измерялись по известному им всеобщему естественному закону, а преступления иудеев рассматриваются и осуждаются пророком с точки зрения данного им Богом особенного закона. Этот-то Богооткровенный закон во всех его видах и заповедях иудеи с презрением отвергли, и за это их ожидает такое же бедствие, какое ранее предсказано пророком языческим народам: сожжение Иерусалима и его чертогов». Суд Божий на иудейское царство изображается так же кратко и в общих чертах, как и на языческие царства. Возвещая вполне тождественное с языческими царствами наказание иудейскому царству, пророк лишь иные преступления в нем обличает: почитание языческих богов и нарушение заповедей Господних. Последующие пророки иудейского царства целые обширные свои книги посвящали этому суду и подробно излагали как преступления иудейского народа, так и грядущие бедствия ( Исайи 1–11 гл., 28–33, 58–59, гл. Иеремии 1–17, гл. Иезек. 1–24 гл.). Далее с шестого стиха и до конца второй главы, а равно и до конца всей книги пророк преимущественно обращает речь к израильскому царству. Здесь, т. е. во второй главе, пророк порицает судей и князей израильских за притеснения бедных и неправый суд и проч. (6 – 8 ст.), за неблагодарность Богу, выражавшуюся в глумлении над пророками и назореями (9 – 12 ст.). В наказание за все это предвозвещается страшное бедствие, от которого никто и никакими средствами не спасется (13–16 ст.). С 4 по 12 ст. русский перевод ничем существенно не отличается от славянского, а потому мы и не останавливаемся на этих стихах. Последние стихи (13–16) по своему фигуральному языку представляють, можно сказать, непреодолимые трудности для переводчиков. В славянском по семидесяти 13 стих читается так: сего ради се Аз повращу под вами, якоже вращается колесница полна тростия. В новом: „вот Я покачну под вами, как качается колесница, наполненная снопами»; но, кажется, лучше в синодальном: „вот, Я придавлю вас, как давит колесница».... Далее выражения нового перевода: герой (14 ст.), верховой ездок (15 ст.) также лучше в синодальном: храбрый, седящий на коне. Повторяющееся в 14 и 15 ст. выражение: не спасет своей души автор переводит: „не спасет себя» и мотивирует свой перевод тем, что так как речь идет не о душевном спасении, то слово душа как будто неуместно здесь (см. примеч. 6-е). Но слово душа не всегда означает духовное существо, а и жизнь (срав. Матф. 10, 39 ст. и др.). В синодальн. так и переведено: „не спасет своей жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ангел, стоящий на солнце, призывает громким голосом птиц на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей. Каково бы ни было значение этих птиц, во всяком случае ясно, что и здесь действие ангела выражается в руководстве и направлении неких духовных, а также и земных воинств. В гл. 20 ангел заковывает сатану, и косвенным следствием этого оказывается наступление 1000-летнего царства Христа на земле (как бы его ни понимать) и «воскресение первое». В главе 21 один из 7 ангелов, имевших 7 чаш с 7 последними язвами, показал тайнозрителю великий Иерусалим, имеющий Славу Божию (10–11). «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов и имена написанные, которые суть 12 колен Израиля» (12). Этот текст должен быть сопоставлен (кроме, конечно, Иезек. 48, 31) с текстом Второзакония 31,8: «егда разделяше вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих», в LXX: κατ ριθμνγγελων Θεο (напротив, в еврейском тексте, Вульгате в русском переводе «по числу языков Израилевых»), Общая мысль обоих текстов состоит в установлении прямой и положительной связи между ангелами и человечеством, имеющем духовные корни в 12 коленах Израиля. Но, кроме этой частной мысли, в настоящем тексте содержится и еще более общая мысль о единстве и внутреннем соответствии ангельского и человеческого мира, об ангелочеловечности творения. И эта мысль получает окончательное и обобщающее выражение в уже известном нам 17 ст.: «говоривший со мною (один из ангелов) стену его (города) измерил в 144 локтя, мерою человеческою, какова мера и ангела». Этими таинственными словами как бы подводится общий итог тому откровению об ангелах и человеках, которое содержится в Апокалипсисе, ибо ими утверждается соизмеримость, соотносительность и лежащее в основе ее некоторое тожество ангела и человека в их общей «мере». Заслуживает также внимания, что и святый град, сходящий с неба со всеми его подробностями, и реку жизни в нем, и древо жизни в нем же, – показывает тайнозрителю все тот же ангел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

5 начинается новою вводною формою: «Есть зло, которое я видел под солнцем». Связь его с предыдущими стихами можно видеть из следующего: в нем говорится о «начальнике», который в гневе может произвести «великие грехи»; – а в предыдущих стихах говорилось о «крике» «властелина» между глупыми (гл. 9:17) и «грешнике» (ст. 18), который может погубить много доброго. Находится он в связи и с предыдущим 3 стихом 8 гл. В последнем говорилось вообще о глупом человеке, говорилось, что он во всех своих поступках обнаруживает свою глупость; здесь же говорится в частности о глупце – начальнике, который обнаруживаем свою глупость в гневе, и может обнаружить ее в «великих грехах». – Мысль объясняемого нами стиха относятся к правильному поведению в случае гнева начальника. «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места своего», т. е. не позволяй себе переходить в негодующее движете духа обыкновенно выражающееся в неспокойном движении телесном. – значит здесь не просто «дух», как перев. LXX, Вульг., Макарий, а «гнев» (ср. выражение: с пс. 78, 21; Иезек.38:18). – «Потому что кротость поражает большие грехи». Т. е. чрез сопротивление ты можешь возбудить начальника к насильственным действиям, к большим погрешностям; между тем чрез поведение спокойное и кроткое, ты и сам избежишь непозволительного, дерзкого обращения с начальником и ему поможешь потушить гнев его в самом зародыше и не позволить ему разгореться в потоках пламени, могущих произвести великие опустошения (ср. Притч.15:1; 25:15 ). – не – «врачевание, исцеление» от , как перев. LXX, Вульг., Макарий, а «спокойствие, кротость», от .мв ) вм. ). Мысль стихов 5 – 11 такая. Хотя мы переживаем печальное явление: – по ошибке начальников, недостойные люди, глупые, достигают высоких мест и чести, между тем как достойные остаются в унижении и презрении; однако не должно завидовать участи таких людей, потому что счастье их весьма непрочно, заключает в себе много опасностей к своему подрыву; гораздо больше успеха с мудростью, гораздо лучше деятельность скромная, но честная и основательная.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010