Дотоле все в мире как непонятно и сомнительно, так ненадежно и опасно для нас, доколе, не примечая в нем вышней премудрости всеучреждающей и силы всесозидающей, мы думаем устроить на земли свое блаженство собственным только мудрованием и усилиями. «Вотще,» говорит пророк Моаву, «имел еси надежду во оградах твоих, и в сокровищах твоих, и ты ят будеши» (Иерем. XLVIII. 7). «Нощию», то есть, внезапно и непредвиденно, «погибнет земля Моавитская» ( Uc. XV. 1 ). «Еда», взывает другой к князю Тирскому, «еда хитростию твоею или смыслом твоим сотворил еси себе силу, или во мнозей хитрости твоей, и в купле твоей умножил еси силу твою; умреши смертию язвенных в сердце морстем» (Иезек. XXVIII. 4, 5, 8). Будем, слушатели, внимательны и к настоящим судам Божиим, также как и древним, и приимем от уст Пророка совершившуюся уже притчу сию на нового царя Вавилонского, на сего надменного исполина недавно мечтавшего разделить державу вселенныя со Вседержителем: «сокруши Бог ярем грешников, поразив язык» грешный, работающий властителю неправедному, «язвою ярости, еюже не пощаде» ( Uc. XIV. 5, 6 ) бессмертный год благословенной Богом державы, коему священный предел ныне полагаем! Ты гласом грома взываешь к сим «шатающимся» дерзостию «языкам» ( Пс.2:1 ), и не престанешь взывать к родам грядущим, «да не глаголют высокая в гордыни, и да не хвалится сильный о себе силою своею, ...но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа» ( 1Цap. II. 3, 10 ). Блажен народ, который, не делая себе идола из собственного могущества, славы и величия, «полагает сердце свое в силу Божию» ( Пс.47:14 ). «Блажени людие, имже Господь Бог их» ( Пс.143:15 ). «Предзря его выну пред собою, и одесную себя» ( Пс.15:8 ), они не подвижутся никаким смятением и опасностью. Царство, управляемое верою и упованием на Бога, если возмущается несправедливостию и притязаниями сынов чуждих, успокоивается «в Боге судителе праведном и крепком» ( Пс.7:12 ); если угрожается насилием, прибегает «к Богу препоясующему... силою» ( Пс.17:33 ); если открыто ковам тайным и нападениям нечаянным, имеет «хранителя», который «не воздремлет, ниже уснет» ( Пс.120:4 ); если даже изнемогает, «чает Бога спасающаго» немощных «от малодушия и от бури» ( Пс.54:9 ) отчаяния. Вступая в праведную брань, оно дерзает против целого мира, признавая верховным вождем своим того, который благоволил нарещися " Богом воинств» ( 1Цар.17:15 ), который «исходит в силах» возлюбленного ему народа и «дает... крепость людем своим» ( Пс.28:11 ): приобретая мир, оно сугубо наслаждается им, и как благом земным и как благословением небесным, зная, что «Господь благословляет люди своя миром» ( Пс.28:11 ). А когда о Боге сотворит оно себе такую «силу», в которой и враги его начнут усматривать перст Божий, тогда его радость и веселие столько же неотъемлемы у него, сколько сила Божия непобедима, милость непреложна и слава неприкосновенна.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1.58. Докладчику Мелетию. Если положим венец на кровлю доброго жития, то, конечно, в состоянии будем, по примеру вернейшей Раавы (Иис. Нав. 2, 6), не где–либо внизу, но скорее на храмине, принять и угостить Иисусовых Ангелов, вернее же сказать, принять Самого Владыку Ангелов Иисуса Христа. 1.59. Каландиону. «Словеса ласкателей мягка: сия же ударяют в сокровища утроб» (Притч. 26, 22). Ласкателями Соломон называет имеющих лисий нрав и хитрых обманщиков. Потому говорит Давид: «не погуби мене. Боже, с глаголющими мир с ближним, злая же в сердцах своих» (Пс. 27, 3); «умякнуша словеса их паче елеа, и та суть» язвящия «стрелы» (Пс. 54, 22). 1.60. Феодотиону. Справедливо удивился ты, недоумевая, как видимые и осязаемые камни могли поместить на себе весь написанный «вторый закон» (Иис. Нав. 8, 32). Поэтому будем понимать сие так, что вторым законом таинственно преднаречено Евангелие Христово, потому что после закона Моисеева написано Божественное Евангелие. А под камнями разуметь будем имевших прежде каменное сердце, но впоследствии умягченных верою и уступивших писанию Духа. 1.61. Феодотиону. Не неизвестно тебе сказанное у Иезекииля: «и исторгну» у вас «каменное сердце, и дам вам сердце плотяно» (Иезек. 11, 19), благопослушное Богу в том, чтобы не предаваться больше заблуждению. 1.65. Диакону Афонию. О тех, которые в жизни своей водятся любовью к Богу и желанием благословений, говорится, что стоят они «близ горы», называемой «Гаризин» (Иис. Нав. 8, 33). О тех же, которые делают добрые дела не ради благословения, благоволения и похвалы от Бога, но из страха угрожающих наказаний, говорится, что они «близ горы Гевале», где изрекались проклятия не для того, чтобы под клятвою был поставленный у горы Гевале, но чтобы, видев страшные проклятия, он всеми силами остерегался подпасть под них. 1.66. Афонию. Не подумай, что Пророк Исаия к Содомлянам обращает речь, говоря: «услышите слово Господне, князи Содомстии» (Ис. 1,10). Ибо слово сие относится к князьям иудейским, которые вместе с подчиненными в делах своих подражали бесстыдному поведению Содомлян. И Пророк немедленно присовокупляет: «внемлите закону Божью, людие гоморрстии: что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь» (11). Известно же, что жертвы приносили Богу не Содомляне и не Гоморряне, но Израильтяне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

То же сознание высокого значения милостыни и благотворений можно наблюдать и в последующей истории христиански Церкви 363 . з) Дары управления Κυβερνσεις; происходит от κυβερνω=лат. guberno, управляю. Слово редкое, в Новом Завете только в 1Кор. 12:28 , а в Ветхом у LXX в Притч. 1:5; 24:6 . Чаще у греческих классиков. Производное от того же глагола κυβερντης=лат. gubernator встречается у Гомера в смысле «управителя корабля, который, сидя у руля, управляет корабельным ходом» (кормчий). Это же слово употреблено в Деян. 27:11 и Апок. 18:17 о кормчем, в Ветх. З. у Иезек. 27:8, 27 и след. Мнения о том, что разумеет апостол под «дарами управления», разнятся. Элликотт (in loc.) и Эдвардс считают отожествление епископов и пресвитеров с дарами управления только вероятным. Католик Энгльман обозначает апостолов, пророков и учителей общим названием – magisterium ecclesiasticum (церковное учительство), а епископов, пресвитеров и диаконов – ministerium ecclesiasticum (церковное управление) и полагает, что последнее ап. Павел в 1Кор. 12:28 называет «дарами управления» 364 . На это указывает, по мнению Энгльмана, этимологическое значение слова; множественное поставлено потому, что «дары управления» обнимают множество степеней и лиц, занимавших должности управителей. Ближайшее определение выражения «дары управления» в том, что под ними подразумеваются предстоятели отдельных христианских общин, которые обязаны были наблюдать и заботиться преимущественно о духовных нуждах верующих. Обязанности управителей обозначаются разно. Кроме «даров управления», употребляется еще «епископство» 1Тим. 3:1 ; они называются также «начальниками» Рим. 12:8, 1  Фесс. 5:12; «начальствующими» (предстоятелями) 1Тим. 5:17 ; «наставниками» (руководителями) Евр. 13:7, 17, 24 ; «пастырями» Ефес. 4:11 , «епископами» Деян. 20:28 ; Филип. 1:1; 1   Тит. 3:2 ; Тит. 1:7 и «пресвитерами» Деян. 14:23; 20:17 ; 1Тим. 5:17 и проч. Можно думать, что под «дарами управления» апостол разумеет действительно лиц, которым оно было свойственно, именно епископов и пресвитеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Клятва употребительна на делах особенной важности, и что утверждается ею, не может быть изменено вопреки ей. Посему, как тверда и непреложна клятва и притом клятва Божия: так и священническое служение Христово должно пребывать неизменным и вечным. Царю Давиду дано было такое обетование от господа: возставлю семя твоё по тебе, иже будет от чрева твоего и уготовлю царство его. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в сына. Царство его до века предо мною, и престол Его будет исправлен во веки (Цар.7:11–16). В сем обетовании наследие царского престола предоставляется от Бога сыну и роду Давидову, но вместе заключается указание, что из семени Царя Давида произойдёт такой Потомок, царствию Которого не будет конца. Столь важное обетование требовало особенного утверждения от Господа, и в посредство для сего была избрана клятва. Сам сын и наследник Давида – Соломон свидетельствует: Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется её: от плода чрева твоего посажду на престоле твоём ( Псал.131:11 ). Так, Господь сам утвердил клятвою истину слова Своего, и Сам дополнил, что клятва его непреложна, что он никогда не отвержется её. В подтверждение того же обетования сам Господь говорит устами псалмопевца: завещах завет с избранным Моим, кляхся Давиду, рабу Моему: до века уготовлю семя твоё и созижду в род и род престол твой. Единою кляхся о святом Моём (святостию Моею); аще Давиду солжу ( Псал. 88:4–5–36 ) ? Были и другие важные важные случаи, когда Бог клялся самим Собою, Ис. 45:23 , Ам 6:8 , Иер.22:5 ; мышцею Своею, Иер 51:14 ; десницею, Втор. 32:40 ; именем Своим великим, Иер.44:26 , святынею своею Амос. 4:2 ; жизнею Своею, Числ.14:21 – 23 . Иезек. 33:11. Указав на сей последний вид клятвы Божией Тертулиан в своей книге своей о покаянии, замечает: «Бог не только заповедует покаяние, но увещает нас (грешников) к нему, как к единственному средству спасения. Он даже произносит относительно сего клятву: столько то желает Он, что бы мы имели к нему доверие. Живу Аз, не хощу смерти грешника, говорит Он (Иерем.33:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Но беседа близка к концу: «...идет князь мира... и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30 ). Являя миру свою любовь к Отцу, Иисус призывает учеников встать и идти отсюда ( Ин.14:31 ). Куда? Навстречу князю мира в лице предателя? 109 Во всяком случае, первая часть беседы в закрытом помещении 110 кончена. Образ виноградной лозы (ср. Ин.15:1 ) позволяет думать, что беседа продолжается под открытым небом. XV. 1-XVI. 4 Вторая основная часть Прощальной беседы, над которой был проставлен заголовок «Пребывание в Любви», начинается притчей о Лозе ( Ин.15:1–8 ). XV. 1–8 Это такая же типичная Иоанновская притча, как притча о Дворе Овчем (XI. сл.), без фабулы, без движения. Иисус – лоза. Отец – виноградарь. Ученики – ветви. В Ветхом Завете лоза была образом Израиля ( Uep. II (LXX), Иезек. XV, XVII, XIX). В Новом Завете Израиль по плоти в путях Божественного промышления уступает место Израилю в Духе, Христовой Церкви. Лоза, образ Израиля, стала в Новом Завете образом Церкви. Это – также образ органического единства, каким для апостола Павла был образ тела, который мы уловили и в Ин. ( Ин.2:13–22 ). Смысл пребывания на лозе есть принесение плода. Всякую ветвь, не приносящую плода, Отец удаляет. «Всякую, приносящую плод, очищает, чтобы больший плод приносила» ( Ин.15:2 ). Условие плодоношения – пребывание на лозе (ст. 4–6). И в плодоношении учеников – Слава Отца (ст. 8). Но образ плодоношения не раскрывается, некоторые видят его в распространении благовестия (ср. Ин.17:20 ) 111 . Ударение лежит на пребывании как таковом, выражаемом глаголом μνω. Пребывание ветви на лозе есть образ пребывания учеников во Христе. XV. 9–17 Это пребывание есть пребывание в любви. В развитии мысли Прощальной беседы притча о лозе и ее толкование есть раскрытие заповеди любви, как она дана в первых, вводных, словах Прощальной беседы (ср. Ин.13:34–35 ). Эта любовь есть любовь исходящая: «Как возлюбил Меня Отец, и Я вас возлюбил: пребудьте в любви моей. Если вы заповеди Мои соблюдете, вы пребудете в любви Моей, как Я заповеди Отца моего соблюл и пребываю в Его любви» ( Ин.15:9–10 ). В этом понимании, любовь учеников к Иисусу есть приобщение к Его Божественной любви, какую Отец имеет к Сыну. «Это сказал Я вам, чтобы радость моя в вас была и радость ваша была полна» ( Ин.15:11 ): радость прикосновения к источнику Божественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Свидетельством Божиим учение Христианской веры называться может или потому, что сие учение свидетельствует о Боге, или потому, что свидетельствует о нем Бог. Оно свидетельствует о Боге против заблуждений языческих, что Он есть един, вечен и неизменен в существе Своем и в воле Своей, всемогущ и премудр, праведен и благ. Против неведения Иудейского свидетельствует оно, что Единый Бог есть Троичен, Бог Отец безначальный и не рожденный, Сын Божий, рожденный от Бога Отца и единосущный с Ним; Дух Божий, исходящий от Бога Отца, равный Отцу и Сыну в Божестве и славе. Всем человекам вообще свидетельствует оно, что Бог есть Творец, Промыслитель и Спаситель. Особенно свидетельствует человекам, яко грешникам, что Бог «не хощет смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему» (Иезек. XXXIII, 11); что для сего Бог Отец благоволил послать на землю Сына Своего Единородного, и Духа Своего Святого; что Сын Божий, воплотившись от Пречистой Девы Марии, в лице Своем соединил Божество с человечеством, дабы все прочее человечество примирить и соединить с Божеством; что Сей Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, пострадал и умер, дабы умертвить нашего ветхого человека, то есть, греховную в нас силу, от Адама в нас рожденную и собственными грехами нашими питаемую; – воскрес, дабы воскресить в нас нового человека, то есть, возбудить в нас благодатную духовную силу, жившую в нас прежде греха Адамова; – вознесся на небо, дабы всеобъемлющею властию Своего Божества все соестественное Себе человечество привлечь от земли на небо; что, по ходатайству Иисуса Христа, пришедший на землю Дух Святый, «дышущий, идеже хощет» ( Ин.3:8 ), наипаче действенно и ощутительно дышет в слове Евангельском и в таинствах церковных; что сей Дух невидимым, часто «неведомо откуда приходящим» действием Своим грешника, закосневающаго во грехах, обличает, вразумляет, побуждает обратиться к Богу, не знающаго как обратиться научает, изнемогающаго в подвиге обращения укрепляет и одушевляет, и таким образом вводит «внутрь» человека «царствие Божие» ( Лк. 17:21 ), которое есть «правда, ...мир и радость о Дусе Святе» ( Рим.14:17 ), – дабы наконец совершенно ввести человека в царствие Божие, когда явится Иисус Христос, призвать благословенных Отца Своего в наследие царствия, уготованного им от сложения мира. Вот в немногих словах многознаменательное свидетельство христианской веры о Боге и спасительных делах Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Внеси кивот святыни, содержащий в себе Самого Законодателя, Который принесет сию небесную манну, спасет человеческое естество от потопа греховного и Своим рождением освободит весь мир от погибели. Открой сокровищницу Нового Завета, – перстом начертанные письмена, которыми Слово Божие переменит тяжесть буквы закона в легкость духа. Возьми жезл иерейский, который произрастит неувядающий цвет Господень ( Ис. 11:1 ); возьми землю святую ( Исх. 3:5 ) и желанную ( Пс. 105:24 ), из которой воссияют истина и правда ( Пс. 84:12 ). Возьми оную гору, на которой благоугодно будет обитать Слову ( Пс. 67:17 ), отсеченный от которой краеугольный Камень ( Дан. 2:34 ) сокрушит образ врага. Возьми славный трон, царскую колесницу, на которой везомое Слово прийдет во плоти на землю: святой Сион, избранный Творцом и по предведению уготованный прежде веков. Объими одр Соломонов, окрест егоже дориносят шестьдесят сильных (Песн. песн. 3:7) – истинные пророки, возвестившие Божественное Его рождение. Сей образ начертали; клещи того, кто принес уголь и очистил уста пророческие ( Пс. 6:6–7 ); запечатленная книга, которой никто из ведущих писания не прочитал кроме Того, Кто чрез Нее Сам девственно познается ( Пс. 29:11 ); яснейший свиток (Иезек. 2:9), в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т. е. соделавшись подобным нам во всем кроме греха. Это – Царица, стоящая одесную Бога. Это – взошедшая от ливана и окружившая мир благоуханным бальзамом, который превратит горечь древнего древа в сладость, приятный запах от одежд которого благоухает над всею землею. Приими Ее внутрь, как Невесту (Песн. песн. 4:7–8), у Которой есть несравненная красота и неизглаголанная слава, коей превосходный блеск заслоняет блеск солнца. Это – заключенный вертоград (Песн. песн. 4:12), в который совершенно нет доступа для порочных помыслов, в котором первое проклятие миру от древа скорби иссушено в корне и на месте оного расцвело благословение. Поистине, это – источник, из которого текут чистейшие воды и орошают вселенную, из которого истекаеъ река благодати, освящающая всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

30 и др.). Различные страны и племена А. упомянуты в родословии сынов Ноя (Быт 10), где южно-периферийные семит. племена рассматриваются как потомки Хуша, сына Хама (Быт 10. 6-7). Поскольку мн. царства и народы Аравии образовались в результате смешения пришельцев-северян с местными жителями, названия нек-рых из них появляются в библейских родословиях по 2 раза. Так, напр., Дедан - потомок Хама (Быт 10. 7) - может рассматриваться как эпоним местного элемента, а Дедан - потомок Авраама (Быт 25. 3) - как эпоним пришлого в составе одного и того же племени Дедан. Свящ. Писание (Пс 71. 10) различало северо-центральную А. и юг полуострова (обобщенно именующийся Сава) как разные регионы в соответствии с реальной этнической ситуацией того времени (арабоязычные племена - в А., носители южно-периферийных семит. языков - в Саве). В сер. X в. до Р. Х. Соломон установил союзные отношения с Савой, знаменитая царица к-рой даже приезжала в Иерусалим (3 Цар 10. 1-13), и получил дары от «всех царей Аравийских» (3 Цар 10. 15; 2 Пар 9. 14; ср.: Пс 71. 10, 15), т. е. от тех племен западно-центральной А., что обитали вдоль ее Красноморского побережья. Впосл. те же царства поддерживали дружбу с иудейским царем Иосафатом (2 Пар 17. 11). Известно о торговле этих гос-в с Тиром в VI в. до Р. Х. (Иезек 27. 20-22). Сава, будучи крупнейшим и наиболее процветающим царством Юж. А., также неоднократно упоминается в Библии (Иов 1. 15; Ис 60. 6; Иер 6. 20; Иез 27. 22; Иоиль 3. 8). До возникновения ислама (VII в. по Р. Х.) подавляющее большинство населения А. придерживалось разнообразных языческих верований, не составлявших единой религии. Распространение иудаизма и христианства в нек-рых городах и оазисах, а также среди кочевников в первых веках по Р. Х. не изменило общей картины: в целом А. до Мухаммада оставалась политеистической. При этом религ. ситуация в различных регионах полуострова отличалась значительным своеобразием. Создатели высокоразвитой самобытной цивилизации, сформировавшейся на рубеже II-I тыс.

http://pravenc.ru/text/75810.html

Кончились для них благополучные дни, прошли дни веселия и торжеств. Настало время унижения и позора, время гнева Божия, скорби и тесноты, время опустошения и разорения, время тьмы и мрака, облака и мглы, время трубы и бранного крика ( Соф. 1:15,16 ). Вскоре, после смерти Иосии, Иудеи порабощены были власти Египтян и обложены тяжкою данью ( 4Цар. 24:33 ). Бог сказал чрез Св. пр. Софонию: отомщу на князи и на дом царский ( Соф.1:8 ). Это пророчество начало сбываться вскоре после смерти Иосии, ибо следующие цари зависели от произвола поработителей сначала Египтян, а потом Халдеев, которые возводили и низводили их, заключали и освобождали но своей воле. Все последние цари до самого плена Вавилонского кончали жизнь плачевным образом. После Иосии царь Иоахаз умер в Египте, куда пленником, в оковах, отведен был Египетским царем Нехао, процарствовав только три месяца (ок. 611 г. до P. X.; 4Цар. 23:31 ; 2Пар. 36:2 ). Но вот в это же время начинают появляться, во исполнение пророчеств, и страшные гости, призванные на пиршество Иудейское Самим Господом ( Соф. 1:7 ). Это – знаменитые жестокостью Халдеи «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть непринадлежащими ему селениями, народ страшный и грозный... Он и над царями издевается, и князья служат ему посмешищем» ( Аввак. 1:6,7,10 ). Эти враги начали вторгаться в Иудею при преемнике Иоахаза, Иоакиме. Навуходоносор, царь Вавилонский, победив наголову Египтян, на Евфрате при Кархамисе, разорив Египет, вторгнулся в Иудею и взял Иерусалим (ок. 607 г. до P. X. Иерем. 25:1; Дан. 1:1 ). Отселе начинается великая суббота наказания Божия Евреев, о которой говорили пророки (Иерем. 25:11, 29:10; Иезек. 4:5,6; 2Пар. 26:21 ). С этого времени начинаются переселения Иудеев в Вавилон. Этих переселений, в разные времена, было шесть (в 607, 601, 600, 590, 589 и 585 гг. или около – до Р.Х). Царь Иоаким был в жалком положении, он находился под властью Халдеев и был их данником:, а когда вздумал отложиться от них, то наказан был Богом неприятельскими вторжениями Халдеев, Сириян, Моавитян и Аммонитян ( 4Цар. 26:2 ), а после вторичного нашествия Навуходоносора в оковах взят был в плен ( 2Пар. 26:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ответ. Это дела правды, противоположные греху, которые должен плодоносить кающийся, исполняя сказанное: «принося плод во всяком деле благом» ( Кол. 1, 10 ).    Вопрос 288. Желающий исповедать грехи свои всем ли, и кому случилось, или некоторым, должен исповедовать? Ответ. Цель Божия человеколюбия к грешникам явна, по написанному: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иезек.33, 11). Поскольку же и способ обращения у грешника особенный должен быть, и потребны достойные плоды покаяния, по написанному: «Сотворите же достойные плоды покаяния» ( Лук.3,8 ), чтобы, при недостатке плодов, не постигла присовокупленная угроза; ибо сказано: «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Лук.3 9): то исповедовать грехи необходимо пред теми, кому вверено домостроительство таинств Божиих. Так находим, что и древле каявшееся делали сие пред святыми. Ибо в Евангелии написано, что Крестителю Иоанну исповедовали грехи свои ( Матф.3, 6 ), и в Деяниях – Апостолам, которыми крещены были все ( Деян.19, 18 ).    Вопрос 289. Что должен делать покаявшийся во грехе и снова впадший в тот же грех?    Ответ. Если кто, однажды покаявшись в грехе, опять делает тот же грех, это знак, что он не очистился от первой причины сего греха, от которой, как от корня какого-то, опять необходимо произрастает подобное. Как если кто пожелает обсечь ветви растения, оставив корень, то оставшийся корень тем не менее произращает опять то же? Так, поскольку иные грехи имеют начало не в самих себе, но рождаются от других грехов, желающий очиститься от них по всей необходимости должен исторгнуть из себя первые причины сих грехов. Например, ссора или зависть начинаются не сами собой, но произрастают от корня славолюбия: кто домогается славы от людей, тот входит в состязание с имеющим о себе добрую славу или завидует тому, кто более его прославлен. Посему если кто, однажды обвинив себя в зависти или ссоре, опять впадает в те же грехи, то пусть знает, что он внутренне болен первою причиною зависти или ссоры – славолюбием. И ему надобно врачевать недуг славолюбия противным – упражнениями в смиренномудрии (упражнением же в смиренномудрии служит занятие делами унизительными), чтобы таким образом, придя в настроение смиренномудрия, не впадать уже в сказанные выше отрасли славолюбия; то же и при каждом из подобных грехов. Вопросы о разных добродетелях, об исполнении заповедей Божиих, о памяти Божией, о печали по Богу и о любви к Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010