б) Это подкрепляется и древними обетованиями Божьими, что Мессия будет чаянием не только Иудеев, но и язычников (Быт. 49:10; Агг. 2:8), что о нём благословятся все племена земные (Быт. 22:18), что Его будут ублажать все народы (Пс. 71:17). Понятны все такие обетования при мысли о Мессии, Царе духовном, который из всех людей, Иудеев и язычников, создаст единое благодатное царство, дарует всем им новые, совершеннейшие законы веры и нравственности, ниспошлёт обилие сил духовных, и всеми средствами будет руководить своих последователей к достижению царства славы. Но как согласить эти обетования с мыслью о Мессии-завоевателе, который должен истребить, быть может, целые миллионы людей, покоряя их своему скипетру, и наконец, подчинить все народы вечному игу Иудеев! В каком смысле Он будет тогда источником благословении для всех языков? За что тогда станут ублажать Его все племена земные?    в) Это, наконец, подкрепляется и теми многочисленными пророчествами, которые предвозвещают в Мессии Царя мирного и кроткого, имеющего повсюду водворить мир между Иудеями и язычниками и основать такое царство, царство всеобщей любви и тишины, где волк будет жить вкупе с агнцем, где раскуют даже мечи воинские, как вовсе ненужные, на земледельческая орудия, и никто не станетучиться бранному искусству. Радуйся зело, дщи Сиони, взывает по этому случаю один из Пророков, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна,— и потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и множество, и мир от языков: и обладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли (Зах. 9:9-10). Возсияет, говорит другой Пророк о Мессии, во днех его правда, и множество мира, дондеже отъимется луна, и обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенные (Пс. 71:7-8). И будет, продолжает третий, препоясан правдою о чреслех своих, и истиною обвит по ребрам своим: и пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет я: и вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы: и отроча младо на пещеры аспидов и на ложе исчадий аспидских руку возложит: и не сотворят зла (Исайи 11, 5—8.См. также: Ис. 9:6 и 7; 52, 7 и 10; Иезек. 34:23-26; Мих. 4:3 и 4; Наум. 1. 15 и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

( Иез.17:2 ). У евреев она известна уже со времен Сампсона ( Суд.14:14 ). Но высочайшим представителем загадки предание считает царя Соломона, который, по замечанию книги Сираха ( Сир.47:17 ), «наполнил всю землю притчами и загадками». Мидраш на книгу Притчей, второй парафраз на книгу Есфирь, иначе называемый таргум шени, а также Иосиф Флавий (Autiqu. VIII. 5. 3. ср. Contra Appionem 1,17.) говорят о больших состязаниях загадками, происходивших между Соломоном и царицею Савскою 4 и царем тирским Хирамом. Что загадка, как один из видов наставления, не заключала в себе ничего противного откровенному учении, видно из Иезек. гл. 17, где сам Бог предлагает пророку загадать загадку дому Израиля и сопровождает ее своим разъяснением. Что касается книги Притчей, то уже ее общее надписание ( Притч.1:6 ) обещает дать читателю вместе с другими видами притчи и загадки , LXX: ανιγμα. Со времени Гердера (Geist der hebräishen Poesie. Von Iusti. 3 Aufl. 1 Th. 269 и дал.) к числу загадок относят следующие пять притчей 30-й главы: стт. 15–16. ст. 18–20. ст. 21–23. ст. 24–28. ст. 29–31. Сказанным формы притчей нашей книги кажется вполне исчерпываются. Остается упомянуть еще о цепи притчей т.е. о поставлении рядом различных притчей, имеющих между собою что-либо общее. Прежде всего здесь имеется в виду прямое синонимическое сходство отдельных притчей между собою, напр. ( Притч.26:1–12 ) стоит ряд притчей о глупых, ( Притч.26:13–17 ) о ленивых, ( Притч.26:20–22 ) о сварливых. Далее здесь имеют место и все остальные связи, которые мы указали между строками внутри отдельных притчей, особенно связи синтетические. Впрочем, в подобные цепи притчей замыкаются далеко не все притчи. (Das Salomonische Spruchbuch von Delitzsch, 8–12). Что касается собственно поэтического метра книги Притчей и ее просодии, то об этом трудно сказать что-нибудь определенное, вследствие неопределившегося доселе взгляда на сущность библейского стихометра вообще, хотя равномерность построения строк во многих стихах нашей книги, особенно 10–22, может наводить на мысль о существовании в книге Притчей какого-нибудь сокрытого ритмического закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем, как предлагаемый в снедь, – непорочным, как непричастный нечистоты (греха), а как истинный Бог – наречен Совершенным. ( Исх. 12:5–11 , Ин. 6:54 ). Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце Правды. ( Пс. 64:12 , 1Кор. 5:7 ) Богоотец Давид в восторге скакал пред прообразовательным ковчегом; мы же, святый народ Божий, видя исполнение прообразований, да возвеселимся священно, ибо воскрес Христос, как всесильный. ( 2Цар. 6 , Еф. 1:18 ) Песнь 5 – Ирмос Утреннюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды солнце, всем жизнь воссияюща Тропари Безмерное твое благоутробие, адовыми узами содержими зряще к свету идяху Христе веселыми ногами, Пасху хваляще вечную. Приступим свещеноснии исходящу Христу из гроба яко жениху, и спразднуим любопразднственными чинми пасху Божию спасительную Узрев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых узах радостными стопами потекли к свету, прославляя вечную Пасху. ( Ис. 49:9 , 1Петр. 3:19 ) С светильниками в руках пойдем в сретение Христу, исходящему из гроба, как Жениху, и с радостно-празднующими чинами (Ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху. ( Мф. 25:1 ) Песнь 6 – Ирмос Снизшел ecu в преисподняя земли и сокрушил ecu вереи вечные, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба. Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве твоем, и отверзл еси нам райския двери. Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог сам себе волею привед Отцу, совоскресил еси всеродного Адама, воскрес от гроба Снисшел Ты, Христе, в преисподния (места) земли, и сокрушил вечныя заклепы, содержащие узников, и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба. ( Еф. 4:10 ). Не повредивший заключенной (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе. Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая. ( Мф. 27:66 , Иезек. 44:2). Спаситель мой, живая и, как Бог, незакалаемая жертва! Добровольно приведши Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама. ( Лк. 28:46 , Рим. 6:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Заповедь относительно устроения кущей у Иосифа замечательна по толкованию знаменования этого обычая согласно с Midrasch (Tanchuma а. а. О.), где применительно к ( Ис.4:6 ) кущи берутся как символ защиты от дневного зноя и зимнего ненастья, а не как воспоминание обитания в кущах по выходе, в духе объяснения ( Лев.23:43 ). – Закон о воспрещении для первосвященника брака с содержательницей гостиницы, о чем Библия не говорит, объясняется неточным переводом у Иосифа слова (соб. блудница), как находим это также в халдейском переводе Библии ( Суд.11:1, 16:1 ; 1Цар.3:16 ; Иезек.23:44) и у Иосифа еще в других местах в том же смысле (ρχ.V, 1–2, 7; срв. Zipser, κατ πινος σ. Wien. 1871, р. 29). С характерными дополнениями передан у Иосифа закон о народоправлении. В подлежащем месте ( Втор.16:18 ) – не указывается числа «судей-надзирателей», коих должен был поставить Израиль «по коленам своим, чтобы они судили народ судом праведным». Иосиф частнее формулирует этот закон. 284 Прежде всего, «по коленам своим» у него заменяется «во всяком городе»; начальниками должны быть мужи «отменной добродетели и праводушия»; наконец, указывается точное число их – 7 в каждом городе, и при них нарочито избираемые (πηρται) 2 левита. Во время царского периода, как известно, эти начальники городов зависели от царя ( 3Цар.22:26 ; 2Пар.18:25 ). 285 Обосновка того, почему не должны быть принимаемы обвинения и свидетельские показания женщины (легкомыслие и дерзновенность их пола) та же самая дается в Талмуде. 286 Характерно, затем, постановление о наказаниях за преступления не уголовного характера в том именно отношении, что число ударов назначается 40 без одного (39), а не ровно 40 ( Втор.25:3 ), что находим также в Талмуде. 287 Закон о разводе в передаче Иосифа носит несомненные следы позднейших раввинских толкований в духе Гиллеля 288 , когда допускает «не мало причин», дающих основание к разводу. Наименование скопцов убийцами детей своих, истребителями причины их бытия – повторяется в Талмуде 289 ; на основании запрещения женщине одевать мужскую одежду и наоборот, Иосиф внушает особенную осторожность делать это «во время войны», смешивая Библейское запрещение ( Втор.22:5 ) с раввиническим толкованием оного, вошедшим в Талмуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

101 О грехах вопрашивая кающегося священник не должен вычислять роды и различия грехов, особливо плотских, дабы таким образом не обучил исповедающихся такому греху, коего он до того времени не ведал. Запрос безопасен только в генеральных словах воспоминал заповеди десятисловия, и что им противное есть. Равно же и в выведывании обстоятельств греха сознанного, которые оного не увеличивают, да не будет любопытен пресвитер: но вместо того о причинах, откуда произошел грех, да любопытствует, чтоб мог приличный ране пластырь приложить, то есть научить кающегося, дабы впредь грех в самом начинании умертвил, и не давал бы более возрастать и смертоносного былия желая оберечь, корень бы оного истребил, да и сам кающемуся приличную, в рассуждении причин греха, мог бы определить епитимию. 102 При исповеди, если увидит пресвитер грешника твердого и студеного сердцем. Да устрашит его секирою гнева Божия, лежащего при корени древа неплодного, Мф. 3:10 ., проклятием и посечением смоковницы, Марка. 11:14. 21 . Лк.13:7 ., судом будущим, и самому праведнику ужасным, 1Пет.4:17–18 . Лишением сладостей небесных, лютостью купно же и вечностью мук геенских, скрежетом зубов, тьмою кромешною, червями неумирающими, плачем и воздыханиями бесконечными, огнем во веки неугасаемым, Мф.25 . Да устрашить також примерами казенных ангелов, не сохранивших непорочности своей, 2Петр. 2:4 , всего мира потопом, ст.5 Содома и Гоморра огнем, ст.6. непослушливых и роптавших иильтян поражением и различными пагубами в пустыни за неверствие их, сказуя со апостолом: сия вся образы прилучахуся оным: писана же быша в научение наше. яко не бытии нам похотником злых, 1Кор.10:5,11 . Наконец надлежит пред глаза представить исповедающемуся страшный оный пример самого споручника спасения нашего Христа Иисуса, который был предан за грехи не свои, но наши, и на кресте умре, и тем как в зерцале чистом показал, что то праведный и нестерпимый гнев Божий сделает со грешником некающимся. 103 Если же усмотреть кого сумнящегося, или отчаявщегося в надежде помилования Божия, да утешит его, и укрепить безмерных милосердием Божиим, Сирах.1:23; 2:11 ., обещаниями неложными и с клятвою, нам данными, яко не хочет Бог смерти грешника: Иезек.33:11. 94 Но для спасения грешников послал Сына своего в мир. Ин.3:16 . Мф.9:13 ., безмерною ценою крови Христовой, за всех излиянной. 1Ин.н.1:7; 2:2, в коей имамы избавление, и оставление прегрешений по богатству благодати Божия. Ефес.1:7 , Колос.1:14 . Да утешить також примерами грешников помилованных: Давида по прелюбодеянии и убийстве, Манасий по идолослужении и других нечестиях, Петра отвергшегося, Павла гонителя бывша, Мытаря, блудницы, разбойника, и других бесчисленных 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

«Для смотрения за священными вещами и для хранения их избрано было Богом колено Левия. Оно было утверждено и освящено как особенная собственность Иеговы вместо первенцев мужеского пола всего народа, которые должны были принадлежать Иегове; вследствие избрания левитов сверхкомплектные выкупались только пятью сиклями каждый и эта сумма искупления отдавалась священникам ( Чис. 3 и 8:14–18). Это избранное колено было призвано к тому, чтобы хранить закон Иеговы в его неповрежденности и чистоте, учить ему народ, наблюдать за его исполнением, судить по нем и сохранять его для потомков ( Лев. 10:11 ; Втор. 31:9–13; 33:10; 17:18 , срав. 2Пар. 17:8  и сн. Нам. 8:9; Иезек. 44:23; Малах. 2:7  и дал.). Но не все левиты имели одинаковые привилегии: напротив, призвание, служение и права их были почти разграничены. Из всего колена, еще прежде его избрания, племя Аарона было отделено для священнического служения ( Исх. 28:1  и дал.), так что Аарон, а после него глава его дома, избирался в первосвященника, а его сыновья и прямые потомки образовали вообще священство. Это расчленение соответствовало разделению святилища таким образом, что службу во святом святых мог совершать только первосвященник, а служба во святом принадлежала вообще священникам, прочие же не жертвенные и не таинственные, но священные дела исправляли (не священники) левиты, как служители и помощники священников. Цель избрания левитства была – осуществление завета, через который Авраам должен был сделаться благословением для всех народов ( Быт. 12:2  и дал.). Для достижения этой цели Бог, как Израиля принял в собственный народ, делая его святым, священническим народом, и воспитывал, так из всего народа выделил колено, а из колена племя, которые должны были реализовать идею народа завета, в особенном и особеннейшем смысле». На основании Числ. 16:5  «идея священства заключается в трех моментах: 1) быть избранным Иеговой или принадлежать Ему, 2) быть святым и 3) приближаться к Богу. Священник, как попечитель о святилище, есть посредник между народом и Божеством» 498 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вслед за проклятием смоковницы евангелист повествует об очищении храма (ст. 15–18). Смысл происшедшего ясно указан в словах Самого Иисуса: «Не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? А вы сделали его вертепом разбойников» (ст. 17). Дому молитвы для всех народов (в этих словах слышится указание на мировую миссию утверждающегося на Ветхом Завете иудейства) противополагается настоящее. Его подчеркивает перфектная форма πεποικατε: искажение, происшедшее в прошлом, остается налицо в проистекающих из него последствиях. Теперь это – вертеп разбойников. Разбойники – это те, которые ныне владеют храмом, т.е., в первую очередь, те, которые его занимают своими коммерческими предприятиями. Но не только они, а в равной мере, и те, которые это допускают. Недаром, иудейские начальники, услышав эти слова, принимают меры к устранению влиятельного и потому опасного проповедника (ст. 18). Изгнание торгующих из храма есть обличение современного религиозного состояния иудейства. Такой же смысл имеет и проклятие смоковницы. Перед нами – два символических акта. С символическими актами мы знакомы из Ветхого Завета. Это – притчи в действии, средство, к которому очень часто обращались пророки. Так, Исайя, по указанию Господа, ходил нагой и босой, образно предрекая участь, уготовляемую Египту (Ис. Мк.20:1 и сл.). Иеремия, предсказывая порабощение от Навуходоносора, надевал на себя узы и ярмо (Иер. Мк.27:2 и сл.). Иезекиилю было повелено положить на землю кирпич, начертать на нем Иерусалим и делать против него осаду (Иезек. 4:1 и сл.). «Это будет знамением Дому Израилеву» (ст. 3). Ему же было указано на собственном примере изобразить переселение перед глазами народа ( Мк.12:1 и сл.). Таких примеров из Ветхого Завета можно привести очень много (ср. еще Иер. Мк.13:1 и сл.; 19:1–2, 10; 3 Цар. Мк.22:10 и сл. и др.). Проклятие смоковницы вполне отвечает всем признакам символического акта. Как символический акт его понимали и древние толкователи. В данном случае притча делом допускает сопоставление с притчей словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

„Удовлетворение невозможно в отношении к Богу Отцу, следовательно, не могло совершишься“, – возражают еще социниане. Probatur antecedens: „невозможно солгати Богу“ 697 . Но Бог объявил, что Он не будет наказывать одного вместо другого: ни отца за сына, ни сына за отца. Душа согрешающая, та умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается 698 . Ответ: 1) Per inversionem: говорится подлинно, что никто не понесет грехов за другого; и, однако же, вместе с тем говорится, что Бог все грехи всех нас возложил на Христа 699 , и что Христос взял на Себя грехи целого мира 700 . Говорится также, что нечестивый сам понесет последствия своего нечестия (по цитованному месту Иезекииля), и вместе говорится также и то, что Праведный за неправедных, один за всех умер 701 . Эта смерть на суде Божественном грешникам так вменена, как если бы они сами умерли 702 . 2) От отрицания (возможности удовлетворения одним вместо другого) на основании только одного места Св. Писания (Иезек. 18 гл.) к отрицанию (этой возможности) безусловному non valet consequentia. Что сказано у Иезекииля, то – по закону, а это (т. е., что Христос за нас наказан) это – по евангелию. То и другое, однако, справедливо. То κατ κρβοδκαιον, а это κατ ιθιεκειαν. Закон вменения, изложенный у Иезекииля, имеет силу не во всех случаях, в применении к грехам только личным, а не общественным, которые посещает Бог и в сыновьях и вообще в лицах, тесно связанных с согрешившими 703 . 3) Иезекииль говорит об обычном постановлении закона, а во Христе мы видим чрезвычайную волю Божию. В заключение считаем нелишним обратить наше внимание еще на некоторые более важные возражения социниан и на способ решения их в богословии Феофана. Так, напр., социниане утверждали: Бог оставил нам грехи наши по благоутробному милосердию Своему 704 , следовательно, ложно все то, что говорят об удовлетворении; оставление грехов и удовлетворение взаимно друг друга исключают. Ответ: В книге Левит 4, 20 читаем: „так очистит их священник, и прощено будет им“ 705 . Таким образом, в данном случае прощение грехов следует за удовлетворением. Так точно и в деле искупления оставление грехов предполагает удовлетворение за них Христом, как свою причину, и Бог оставляет грехи по благоутробному милосердию Своему тогда уже, когда Он примирился с людьми чрез Христа 706 . Мы освобождаемся от грехов даром но ради Христа; даром – это есть характер милосердия, ради Христа – характер правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Разве мы для того стараемся говорить, чтобы только тешить ваш слух, или заслужить похвалу от вас? Если вы не намерены извлекать для себя пользу из наших слов, то лучше нам уже замолчать: я не хочу подвергать вас большему осуждению. Купец, который собрал большой груз товаров и наполнил свой корабль великим богатством, представляет собой жалкое зрелище, когда внезапно поднявшаяся буря и сильный напор ветра затопит корабль его и с людьми: он вдруг является нагим, после великого и неисчислимого богатства оказывается в крайней бедности. Точно то же сделал теперь с вами дьявол: нашедши духовный ваш корабль наполненным великого богатства и увидев неисчислимое сокровище, которое вы успели собрать от поста и непрерывных поучений, он навел, как бурю какую, это бесплодное и гибельное позорище, и через него лишил вас всего богатства. 2. Знаю, что я употребил сильное обличение; но простите, прошу: такова уже огорченная душа. Не по вражде говорю это вам, но по заботливости, от души, любящей вас. Поэтому, смягчив несколько строгость свою, так как я остановил самое расширение раны, хочу обратить вашу любовь и к добрым надеждам, чтобы вы не упали духом и не пришли в отчаяние. Здесь не так бывает, как в делах чувственных. Там богачу, дошедшему до крайней бедности, нельзя вдруг опять разбогатеть; а здесь, по милости Божьей, если только захотим признать виновность дел своих и не простирать далее свою беспечность, можем скоро сделаться по-прежнему богатыми. Таков наш Владыка, так Он щедр и милостив; вот Он через пророка вопиет: хотением не " хочу смерти беззаконника, но чтобы он обратился от путей своих и был жив " (Иезек. 18:23). Знаю, что вы, как добросовестные, сознаете свой грех; а сознание тяжести грехов не мало способствует обращению к добродетели. Только никто не говори мне опять этих дьявольски обольстительных слов: что это за грех - посмотреть на конские ристалища? Если захочешь тщательно смотреть все, что бываете, там, то найдешь все исполненным сатанинской силы. Там можно видеть не только бегающих коней, но и слышать крики, богохульства и бездну неприличных слов; там являются перед всеми и непотребные женщины, и женоподобные юноши.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

16 В посеченней την χαταχεχομμενην concisam, с Евр. в Махтеше, Махтеш, по Гезениусу, Nam einer Gegend von oder um Ierusalem – название известнаго места в Иерусалиме; по бл. Иерониму – Pila часть города близ Силоамского источника; Кокцей разумеет также часть города или квартал (vicum urbis), получивший название от ступы (mortario), а Тирин, Калмег и др. разумеют весь Иерусалим. Адрихомий в описании Иерусалима под Махтешем разумеют долину – Кедрон vallis Cedron, quae in mortarii simitudinem disposita est, Hebraice Machtes, latine autem vocabatur. Халд. перев.: torrentem Cedron. См. у Корнел. Калм., Шток., Гезениуса. 17 Уподобишася ωμοιωθη, в Еврейск. нидма (от дама similis, aequalis fuit, также cessavit), в форме нифал, значит подобень Иезек. 32:2. и excisus est – истреблен, напр. Ос. 10:15 удержали первое значение. Так переводит и Халд, переводчик – «весь народ, коего дела подобны делам народа земли Ханаанской». У Розен. 18 Величающиеся πηρμενοι (от αιρω возношу, горжусь), по бл. Иерониму, erecti т.е. высоко думающие о своем богатстве, гордые им, презиравшие бедных. 19 У Розенмил. Халдейск. перевод: «поставлю исследователей (pervestigatores), которые осмотрят Иерусалим так, как осматривают (scrutantur) с светильником». 21 Стражбы φυλαγματα – μα – стражы, стояние на страже, бодрствование. В Еврейском: гаккафим (от кафа concrevit, coagulavit сгустил) – сгустились, т.е. утвердились, успокоились в своем нечестии; LXX это слово поняли в смысле бездействия, нерадения, а вместо Евр. слова: шемарим fæces – дрожжи, читали: шамерим (шамера custodia, шамар servavit хранил) – стражбы. Мысль в Еврейском – та, что Бог накажет тех, которые, подобно перебродившемуся и ссевшемуся на своих дрожжах вину, утвердились в нечестии, спокойно, без зазрения совести, совершают свои злодяния, пришед во глубину зла, нерадят о добром. Халд. переводчик: tranquillitate fruuntur in divitiis suis – спокойно наслаждаются своими богатствами. В Вульгата: «et visitabo super viros, defexos in fæcibus suis» – отомщу тем, которые неподвижно остановились или утвердились на своих дрожжах.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010