Литература Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1. Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете//Альфа и Омега. М., 1994, 2. Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. 3. Афанасий Великий, свт. Синопсис//Христианское Чтение. 1841, 24 4. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 5. Афанасий (Сахаров), еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Спб.: Сатис, 1995 6. Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 7. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 8. Василий Великий, свт. Творения. Репринт по изд. «Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари Каппадокийския». М., 1845 – 1891. М., 1991 – 1993. Ч. 1. М., 1991. Ч. 2. М., 1993. Ч. 4. М., 1993. 9. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 10. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 11. Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 12. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 13. Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 14. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 15. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 16. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 17. Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Изд. «Отчий дом», 1995. 18. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908. 19. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002. 20. Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). СТСЛ, 2004.

http://sedmitza.ru/lib/text/431663/

Архимандрит Георгий 22.06.1941 — 2.10.1998 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 12 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 2-го октября скончался доцент Московской Духовной Академии, насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Георгий. Остановилась активная и плодотворная ученая деятельность. Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился в с. Книгино Ипатовского района Ставропольского края 22 июня 1941 года в день памяти русских святых, когда началась Отечественная война. В 1959 году он окончил среднюю школу, в 1962 году окончил с отличием фельдшерское отделение Ставропольского медицинского училища. С 1962 по 1964 годы служил в армии фельдшером в госпитале на территории ГДР. С 1965 года учился в медицинском институте и работал в медпункте железнодорожного техникума. В 1966 году поступил в Московскую Духовную Семинарию и после окончания ее в 1969 году поступил в братство Свято-Троице-Сергиевой Лавры. 26 декабря 1969 года пострижен в монашество наместником Свято-Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым, впоследствии епископом Воронежским и Липецким; †1975), 14 января 1970 года митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси; †1990) рукоположен в сан иеродиакона. 14 июня 1970 года ректор Московской Духовной Академии епископ Дмитровский Филарет (ныне митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси) рукоположил его в сан иеромонаха. Советом Академии ему была объявлена благодарность за активное участие в обслуживании работы Поместного Собора 1971 года, на котором был избран Патриарх Пимен. В 1973 году отец Георгий окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за сочинение на тему “Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника”. Можно говорить, что с самого начала его обучения в Семинарии у него имелась особая целеустремленность, смысл которой раскрывает сочинение, написанное им в конце первого года обучения на тему “Как я намереваюсь провести летние каникулы в текущем году”. Родившись на Северном Кавказе, он тянулся к древним православным святыням Грузии. В своем сочинении он писал: “Во время летних каникул я хочу поехать в Грузию и посетить места, где подвизались многочисленные угодники Божии. Жизнь этих святых указывает христианам путь к Царству Небесному”. В конце он пишет: “После приезда из Грузии я хочу подробно познакомиться с трудами епископа Игнатия Брянчанинова”. Несомненно, эти стремления отца Георгия объясняются тем, что святитель Игнатий жил на Северном Кавказе, управляя Ставропольской епархией. Однако в процессе учебы в Духовной школе у отца Георгия откристаллизовалась другая тема — изу­чение богословского наследия святителя Феофана Затворника. Эта тема стала основополагающей в его ученом творчестве, именно ей была посвящена кандидатская работа.

http://pravmir.ru/vechnaya-pamyat-2/

Глава XVI В Николо-Бабаевский монастырь преосвященный приехал 13 октября 1861 года. 243 С ним прибыли: управвлявший при нем Кавказским архиерейским домом игумен Иустин, присный духовный сын епископа, ризничий иеромонах Каллист, из послушников Сергиевой пустыни, иеромонах Феофан, состоявший духовником при Андреевской церкви Ставропольского архиерейского дома, из иноков Никифоровской пустыни Олонецкой епархии, и несколько послушников. Последние состояли на Кавказе под духовным руководством иеромонаха Феофана, который, равно как и игумен Иустин и иеромонах Каллист, пользовался сам советами и духовными наставлениями владыки Игнатия. Таким образом, все лица, прибывшие с Кавказа в Бабаевскую обитель, составляли одну духовную семью, и их дружный образ действий скоро повлиял на весь внутренний и внешний быт обители. Время основания Николо-Бабаевского монастыря с точностью определить нельзя, потому что письменные документы его истреблены многократными пожарами. Известно, что местность, занимаемая ныне Бабаевским монастырем, принадлежала Московскому Николо-Угрешскому монастырю, основанному великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Основание Бабаевского монастыря, таким образом, должно отнести ко временам преемников Донского. Николо-Бабаевский монастырь по уставу своему есть общежительный, а по иерархическому значению – заштатный. В монастыре имеются две чудотворные иконы: 1) Иверской Божией Матери и 2) Святителя Николая Чудотворца, особенно чтимая народом как в городах Ярославле и Костроме, так и во всей окрестной местности. При иконе этой имеется частица мощей угодника Божия, хранящаяся в особо устроенной серебряной раке. Местное предание говорит, что частица эта святых мощей святителя пожертвована князем Потемкиным Таврическим, которому в окрестностях монастыря принадлежало более двенадцати тысяч душ крестьян. Князю частица эта прислана была в дар от папы, а князем прислана в обитель через управлявшего его имениями Аладова. Сама же икона святителя обретена на бабайках – веслах, сделанных из цельного бревна, употребляемых на плотах, в кои связываются бревна, сплавляемые по реке на продажу, и которые при вводе плотов в речку Солоницу складывались за ненадобностью близ монастыря на правом берегу речки при впадении ее в реку Волгу. По этой причине и икона и обитель названы Бабаевскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Нам оставлено покаяние «Нам оставлено покаяние» — собрание писем игумена Никона (Воробьева). Игумен Никон продолжал традицию Игнатия (Брянчанинова): акцент на трезвении, покаянии, борьбе со страстями. В частности, он писал: «Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное — понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодными для царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному». Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга». Покаянием жива Церковь. О книге писем игумена Никона (Воробьева) Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный (Пс.11; 2) " Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное – понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодным для царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: " Боже, будь милостив мне, грешному " . Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга " . Во все века христианства самым важным вопросом для любого православного человека был вопрос о спасении: " Как жить, что делать для того, чтобы спастись? " В первые века на этот вопрос вслед за апостолами отвечали живые носители благодати: богодохновенные Отцы и учителя, духоносные старцы-подвижники. По мере оскудения духовности среди христианских народов, оскудевали среди них и столпы благодати. По мысли свт. Игнатия Ставропольского, Отцы первых веков, предвидя это оскудение, для того, чтобы не оставить без назидания нас, христиан последних времен, написали свои богодохновенные творения, руководствующие на пути ко спасению. Но каждая эпоха ставит свои вопросы. Духовная жизнь, вечная по существу, в разные века принимает различные формы. На эти изменения указывает в своих творениях св. Игнатий (Брянчанинов): " изменения не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность существенное влияние " . Святитель пишет о том, что " писаниями древних должно пользоваться, применяя их к современности, избегая того ложного положения с его последствиями, в которое поставляется всякий непонявший и неприметивший необходимости применения " (T.V, " Приношение современному монашеству " , Предисловие, стр. 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об истинном стремлении молодых 28.10.2012 463 Время на чтение 10 минут О миссионерском служении в среде неформальной молодежи, о проповедях на рок-концертах, об издательской деятельности в интервью «Живоносному Источнику» рассказали настоятель храма Сошествия Святого Духа в Москве отец Сергий (Рыбко) и Юрий Агещев, координатор Союза Православных Братств. - Отец Сергий, мы находимся в храме, в котором Вы служите. Расскажите о нем. - Вообще-то я настоятель пяти храмов, которые разделены на два прихода. Главный храм - Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище Москвы. Храм был построен в 1784 году купцом Лукой Долговым. Он получил титулярного советника от императрицы Екатерины Великой - так отмечены его труды по уходу за больными холерой. И когда он лично ухаживал за больными, то дал обет Богу: если никто из его семьи не пострадает, то построит храм. Лука остался жив и, реализуя обет, он начал эту стройку. Мы находимся в здании бывшей богадельни на 50 лиц духовного звания. Матушки, монахи доживали здесь свой век. И они жили по уставу, написанному для них святителем Иннокентием, Митрополитом Московским. Первым ктитором храма был сын Луки Долгова. Сам Долгов получил разрешение на строительство, утвердил проект и умер. Трудились два архитектора: Петр Казаков и Назар Баженов. - А в советское время храм закрывался? - Конечно. В 1932 году был закрыт храм, а в 1936 году было упразднено кладбище. В 1991 году деятельность была возобновлена. Первым настоятелем вновь открывшегося храма был протоиерей Иоанн Мазур. Доныне на кладбище множество захоронений, но на их месте сейчас парк отдыха " Фестивальный " . Это, конечно же, очень печально. - А здание, в котором находилась богадельня, как теперь используется? - Оно считается домом причта. У нас здесь помещаются разные хозяйственные службы, трапезная, небольшая иконописная мастерская, издательство на втором этаже, сестричество святителя Игнатия Ставропольского. - А много ли сестер, каков распорядок, устав?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Закрыть Поп-рок Один день из жизни православного священника 17.11.2004 305 Время на чтение 6 минут Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил настоятеля московского храма Сошествия Святого Духа премией " Обретенное поколение " за миссионерскую и пастырскую работу среди хиппи, рокеров и панков. Как сообщили в патриархии, лауреат - игумен Сергий (Рыбко) - хорошо известный в молодежных кругах священник: " Благодаря его проповеди и пастырской работе, сотни молодых любителей рока нашли дорогу к храму, а некоторые даже стали священниками " ... (из информационных сообщений). Он пьет чай. Много чая. Каждое его утро начинается с богослужения (с 9 до 12 часов), до службы ничего есть нельзя. Пододвигает мне вазочку с вареньем из фейхоа. " 35 рублей - килограмм, смешиваем с сахаром, получается варенье " . Манерой общения он напоминает системного администратора средней московской конторы - если бы не крест и не ряса: - Я в 17 лет попал в хипповскую систему. Некоторое время играл на ударных в группе. Наркотики были, но я с самого начала был их противником. Кстати, тема повальной наркомании среди хиппи - это большое преувеличение, тогда наркотики просто было неоткуда взять. Да и опасно - когда вязали, первым делом на вены смотрели. Гораздо больше было книг, много верующих, иногда во все сразу - в буддизм, индуизм, христианство, язычество, Маккартни и Моррисона. В первую же встречу с хиппанами мне дали Евангелие. А в 25 лет я уже так веровал, что мог за свои убеждения пойти в тюрьму. Мне еще повезло, что я с 79 года работал при храме, звонарем, потом на пять лет ушел в монастырь, в Оптину пустынь. Если бы сразу стал священником - точно бы посадили. Кстати, первое Евангелие у меня отобрали менты, побили очень сильно, пригрозили, что в следующий раз срок впаяют. А я только еще сильнее в вере укрепился. " Помадой к иконам не прикасаться " - надпись на дверях храма, где служит о. Сергий. В пристройке - сестричество имени святого Игнатия Ставропольского: 40 - 50 женщин и девушек живут при храме, готовятся к монашеству. Одна из сестер до того работала юристом в аппарате президента, а другая сейчас продает свою квартиру в Москве и деньги хочет пожертвовать на строительство храма. После такого можно уверовать в любое чудо. На полках аквариумы с рептилиями, клетки с попугайчиками (один на днях отдал Богу душу, звали Берия, говорящий). В трапезной развешаны обьявления на бумаге формата А4:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Иеромонах Пафнутий (Фокин): «Путешествие к будущему веку» 24.01.2023 15:44:56 25 лет назад, 2 октября 1998 года, отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... 1 Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2023 , PDF-bepcuя ). Выбор пути Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в первый день Великой Отечественной войны. По окончании школы в 1959 году поступил в Ставропольское медицинское училище на фельдшерское отделение и окончил его с отличием. В качестве медика прошел срочную службу в рядах Советской армии в военном госпитале в ГДР, а затем поступил на вечернее отделение Оренбургского медицинского института и одновременно начал работать в медицинском пункте железнодорожного техникума. Но, видимо, карьера врача не вполне отвечала запросам его души. Через год Николай оставил институт и поступил в Московскую духовную семинарию (МДС). Именно здесь начинается тот путь, который был уготован архимандриту Георгию, — ученому, пастырю, наставнику и проповеднику. В семинарии Николай сблизился с преподавателем Московской духовной академии (МДА) и заместителем заведующего Церковно-­археологическим кабинетом игуменом Марком (Лозинским; †1973), который изучал творческое наследие святителя Игнатия (Брянчанинова). В начале 1969 года игумен Марк прочитал в академии доклад на тему «Великий учитель Русской Церкви (к 75-летию со дня кончины Феофана Затворника)». Под влиянием своего наставника Николай углубился в исследование творений Вышенского затворника и под руководством игумена Марка подготовил и опубликовал первые труды о святителе: «Памяти епископа Феофана. Библиографический очерк» и «Значение подвига в жизни христианина (по творениям еп. Феофана Затворника)».

http://radonezh.ru/2023/01/24/ieromonah-...

Как должно готовиться к Причастию Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского " ( ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   Назначение, с которым Господь сотворил человека, — постоянно совершенствуясь в добре, приближаться к Богу, Источнику добра и жизни, и тем достичь вечного блаженства. Господь дал человеку для этого и средства, сотворив его совершенным по душе и по телу. Но, впав в грех, человек утратил дарованные ему совершенства, потерял силу делать добро, даже если желал бы этого, и тем обрек себя на вечную муку в аду. Господь Иисус Христос Своими страданиями и смертью на Кресте освободил осужденного от гнева Божия и наказания, даровал ему оправдание, восстановил в его душе утраченную силу и влечение к богоугождению, так что верующий во Христа, возрожденный в Таинстве Крещения является новым человеком, способным к добру и имеющим возможность приближаться к Богу. Возродив человека для новой духовной жизни, Господь, по милосердию Своему, не оставил его Своею помощью и при самом прохождении им указанного пути на небо. Предвидев, что и после Крещения человек по немощи своей будет впадать в грех, Господь дал грешнику возможность снова получить прощение и оправдание через Таинство покаяния и сообщил благодатные силы, необходимые для богоугодной святой жизни, через Таинство Причащения. В этом великом Таинстве, вкушая под видом хлеба и вина самое пречистое Тело и самую честную Кровь Христа Спасителя, верующий теснейшим образом соединяется со Христом, Христос входит в него и пребывает в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, — говорит Господь (Ин. 6, 56, 53, 54).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского " ( ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Введение Божиих, следующих за своим Господом и покорных словам Его. Подвижник и воин Христов не только должен переносить укоризны, но и богатство считать прахом. А если встретит славу и начальство - не превозноситься и не надмеваться; если похвалы и почести от людей - считать их незаслуженными. Лучше же сказать, обо всем, что считаем славным, скорбеть и что бесчестно в мире, тому радоваться. Желающий быть христианином в скорбях и искушениях (как при внешних, людьми причиняемых обидах, или гонениях, или ущербах, или подобном тому, так и при внутренних нападениях духов злобы) да будет сам себе равен, мужественно перенося все, что ни случится. Твердыней, ограждением и столпом крепости от лица вражия имея всегда Господа, к Нему да прибегает он во время брани. Преподобный Ефрем Сирин Помимо жизнеописания известной подвижницы благочестия иг. Марии (Тучковой), создавшей Бородинскую обитель ради молитвенного поминовения защитников Отечества, павших в войне 1812 года, - читатель сможет познакомиться с письмами сет. Филарета Московского к иг. Марии, открывающими взаимоотношения двух праведников, двух глубоко духовных людей. Письма публикуются впервые. Жизнеописание игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) Не даром помнит вся Россия Про день Бородина. М.Ю. Лермонтов Рядом с великими воспоминаниями и образами, нераздельными с именем Бородина, возникает в памяти каждого и светлый образ основательницы Бородинского монастыря. Становится отрадно при мысли, что на обширном поле, где шестьдесят два года тому назад в страшной битве полегли десятки тысяч православных воинов-мучеников, трудами этой подвижницы была воздвигнута обитель, посвященная их памяти, и каждый день возносятся теплые о них молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2149...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского " ( ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Введение Во все времена истинных рабов Божиих уничижали. Апостол говорит в Послании к Тимофею: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3; 12). Большинство людей, даже в христианском обществе, не понимали и не принимали монашества. То, что монашество было, есть и будет - это исключительно действие силы Божией. Это чудо Божие, что в условиях совершенно враждебных Господь хранит Свое стадо, как Он сказал: посылаю вас как овец среди волков (Мф. 10; 16). И в золотые века христианства были не только христиане, были и язычники, и еретики; и если рассмотрим историю Византийской империи или историю Египта, Сирии и Палестины, где подвизались иноки, то увидим, что там всё время происходили какие-то войны, нашествия варваров, всяческие бедствия, восставали лжеучителя, императоры становились еретиками-гонителями. Поэтому и в те времена к инокам достаточно часто относились с пренебрежением и уничижением, тем более, что люди, погруженные в мирскую жизнь, просто не понимают монахов, иногда даже боятся их, как какого-то сверхъестественного явления, имеют перед ними суеверный страх. Благочестивые же христиане не могут не почитать и не уважать монашества; они искренне, с любовью смотрят на иноческий подвиг. " Инокам свет - Ангелы, а мирянам свет - иноки " . Иеромонах Сергий (Рыбко) Сегодня мы поговорим с о. Сергием об очень странном явлении - странном с точки зрения современной цивилизации; о явлении, которое явно не вписывается в рамки привычного. Тем не менее, на протяжении веков и даже уже тысячелетий оно являлось, пожалуй, определяющим в развитии христианства. Речь идет о монашестве. - Отец Сергий, от людей нецерковных, околоцерковных и вовсе безрелигиозных часто приходится слышать, что христиане, а в особенности - монашествующие, - это какие-то ненормальные люди. В каком- то смысле, это так, ведь то, что для современного нерелигиозного общества, пытающегося строить свое бытие автономно от Бога, не воспринимающего мир в духовном плане, кажется нормальным и даже основополагающим, отвергается монашеством. И наоборот: монашество живет такими ценностями, которые для современного общества вообще никакими ценностями не являются. Возьмем момент, который прежде всего бросается в глаза, хотя он, может быть, не является самым главным: основная ячейка общества - это семья, монашествующие же от семьи отказываются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2148...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010