Ставрополя неблагоприятные толки о Начальстве, якобы утаивающем Манифест. Чтобы утишить эти толки, оказалось необходимым немедленное объявление Манифеста в городе. Для письменных сношений по этому предмету уже не было времени. По этой причине, по соглашению Преосвященного Игнатия с военным и гражданским Начальством, Высочайший Манифест 19 февраля был объявлен в Ставропольском Кафедральном соборе после Божественной литургии 20 марта, а по прочим церквам Ставрополя и епархии – 25 марта, о чем сообщено было отношением к Начальнику губернии и рапортом в Свят. Синод. 401 30 апр. 1861 г., за 2581, последовало циркулярное предложение Обер-Прокурора Святейшего Синода графа А.А. Толстого на имя епархиальных Преосвященных, которым поручалось, в предупреждение встретившихся в некоторых епархиях случаев неправильных объяснений духовенством Манифеста, подающих повод к крестьянским волнениям, внушить духовенству, чтобы оно, под опасением строжайшей ответственности, всячески остерегалось от произвольных, а тем более неправильных объяснений означенного Манифеста и постоянно, в образе действования на прихожан, поступало согласно правилам циркуляра за 890. «Духовенство, прежде всего, должно помнить, что главнейшая и существеннейшая обязанность духовных лиц в сем деле быть не судьями, но миротворцами». На этом циркуляре последовала резолюция Епископа Игнатия от 11 мая 1861 года, за 800: «В Консисторию. Копия с сего отношения при Указах разослать по церквам немедленно для охранения духовенства от неправильных действий по Крестьянскому вопросу. При сем проект отношения к г. начальнику губернии. И. Е. К. и Ч». 402 В отношении же на имя начальника губернии Преосвященный Игнатий полагал по важности документа рассылку копий сделать как можно скорее, в чем и просил содействия Губернатора. 403 Что касается циркуляра г. Обер -Прокурора Свят. Синода от 17 февр. 1861 г., за 890, который упоминается в отношении от 30 апр. за 2531, то он, указывая, что при Крестьянской реформе «на духовенстве лежит священная обязанность, по мере сил своих и возможности, оказывать полное и всецелое содействие к тому, чтобы эта благая мысль, при введении в исполнение, «не была превратно понята и истолкована», предлагает следующие руководственные правила: 1) При введении в действие новых постановлений, касающихся целых сословий в государстве, нередко случается, что оные не всеми принимаются с должным расположением, чему причиной могут быть иногда недоразумения, иногда неправильные внушения от людей, управляемых своими частными видами, иногда некоторые действительные затруднения, соединенные с новостью дела, прежде нежели к нему приспособились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Тогда-то и «проросли» казачьи корни Олега Владиславовича. С однополчанами — реестровыми казаками Терского войска — ему приходилось участвовать в боевых действиях во время чеченских кампаний. Быстро он дорос до звания кошевого атамана Георгиевского отдела Пятигорского округа. И вдруг, совершенно неожиданно для него самого, вспоминал отец Олег, совет атаманов решает, что у казачества должен быть свой военный священник, и тут же определяет, что этим капелланом должен быть именно он! 2 Кандидатуру вскоре одобрил своим благословением пребывавший тогда на Ставропольской кафедре митрополит Гедеон (Докукин; † 2003). Параллельно с получением духовного образования состоялись диаконская и пресвитерская хиротонии, и вскоре священник Олег Артемов стал настоятелем Сергиевского храма в небольшом поселке Комсомолец и возглавил военный отдел Георгиевского благочиния. Этот период продолжался одиннадцать лет, а затем по приглашению возглавлявшего Петропавловскую епархию архиепископа (ныне митрополита) Игнатия (Пологрудова) Синодальный отдел по работе с военнослужащими командировал отца Олега на Камчатку. И тут его снова позвало море. В должности помощника командира он стал первым в истории штатным священником 25-й дивизии атомных подводных лодок стратегического назначения. В послужном списке этого этапа биографии — четыре длительных автономных похода. Одна из экспедиций запомнилась загоревшимся на субмарине отсеком. «Молился и готовил средства пожаротушения. С Божией помощью, справились!» — вспоминал священник 3 . После того плавания отставного офицера Артемова наградили боевым знаком «За длительный поход» 4 . После прохождения курсов переподготовки военного духовенства — новое назначение: в петербургский Военный институт Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева. На должности помощника начальника по работе с верующими военнослужащими служил в домовом храме во имя святителя Игнатия (Брянчанинова), совершал таинства над курсантами и командным составом.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Граждане с усердием согласились. Тотчас собрана была сумма более 4 тысяч рублей, и с открытием весны началась постройка деревянного на каменном фундаменте дома о восьми комнатах с девятой моленной. В этом доме поместились: архиерей, два иеромонаха, несколько послушников и прислуга. Одновременно с этим было сделано епископом сношение с гражданским губернатором о соглашении управления государственными крестьянами заменить штатных служителей, которые наряжались палатой, взносом ежегодно денег по местной уменьшенной справочной цене по 40 рублей в год за рабочего. Соглашение это, представленное Кавказскому наместнику, было утверждено; точно так же по Высочайшему повелению, испрошенному наместником, заменены были и угодья, законом определенные архиерейским домам, ежегодным соответственным денежным окладом Кавказскому архиерейскому дому из оброчных сборов палаты государственных имуществ. Этим и ограничилось улучшение содержания епископа в бытность Преосвященного Игнатия на Ставропольской кафедре. Видя представления свои Святейшему Синоду об увеличении средств существования по разным причинам неуваженными, епископ Игнатий вошел об этом с ходатайством непосредственно к наместнику Кавказскому – князю Барятинскому, представив ему вполне положение епископа Кавказского, нищего, по тем средствам содержания, которые определялись ему лично (285 руб. серебром годового жалованья), и поставленного на такое административное место, которое непременно требует соответственной внешней обстановки и некоторой независимости в материальных средствах; при этом был представлен наместнику штат Таврической епархии, по примеру которой епископ просил определить содержание Кавказской кафедре. «Не для себя забочусь я об этом окладе, – писал Преосвященный Князю, – ибо меня несомненно уже не будет тогда, когда разрешится это мое представление, а забочусь для самого дела; лучше закрыть кафедру, чем оставлять ее в таком положении нищенском, понуждающем чиновников и лиц, какими обставлен епископ, искать неправильных средств к существованию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 1//Творения. Т. 2. С. 333. – Заражение естества злом святитель сравнивает здесь с примесью уксуса в вине, отчего каждая капля вина имеет в себе примесь. В других случаях он приводит образ пищи, отравленной ядом, которая от этого и сама делается ядовитой, сама становится ядом (см., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Гл. 7. М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. С. 59. – Сама указанная глава называется: «О хранении себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому»). Ср.: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит < …> и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:26). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 1//Творения. Т. 2. С. 333. Т.е. для Богообщения и Богопознания. Ср.: Ис. 64:6 в церковнославянском переводе. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 182. Там же. С. 182-183. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве. Ч. 2//Творения. Т. 2. С. 345-346. Там же. С. 344. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Гл. 5: О состоянии по искуплении человека; Гл. 6: Об обновлении искупленного естества, в случае его повреждения, покаянием//Творения. Т. 2. С. 385-386, 394, 400. Приводится по: Там же. Гл. 5: О состоянии по искуплении человека//Творения. Т. 2. С. 400. Говоря о Крещении как возвращении общения со Святым Духом, свт. Игнатий имеет в виду и Миропомазание: Крещение, говорит он сам, запечатлевается «чрез помазание крещенного святым миром. Миропомазанием заменено возложение апостолами рук на новокрещенного. Апостолы возложением рук запечатлевали Крещение и низводили Святаго Духа на новокрещенных» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесятую неделю. О спасении и совершенстве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 335).

http://bogoslov.ru/article/6177850

ОСУЖДЕНИЕ НЕПОКОРНОСТИ (см. также: Послушание). Будучи крайне недоволен Вашим отказом на мое приглашение, паче же не на мое точию, но на приглашение Высокопреосвященнейшего митрополита посредством меня, начинаю с Вами браниться. Благоволите выслушать с благодушием и утешьте исправлением Вашей погрешности. Что Вы хвалитесь неупустительностью в послушании, возложенном на Вас Святейшим Синодом? Суетна похвала сия, когда Вы не внемлете гласу призыва, приводя пустые отговорки. «Начный в Вас дело благое, и да совершит е» (см.: Флп.1:6 ), – сказал Апостол. И Вам надо совершить послушание Ваше, а без доброго конца доброе начало не может принести никакого плода. Неужели Промысл Божий, приведший Вас в Югскую пустынь, уже перестал бдеть над Вами? Неужели Вы так думаете? Не предположив в Вас сих мыслей маловерия, чем объяснить Вашу шаткость, Ваше двоедушие? И едете, и не едете; взяли паспорт, и ни с места! На что это походит? Таковая коловратность, таковое непостоянство простительно новоначальному, в авве же отнюдь непростительна! Вижу! Вы испугались, Вы подозреваете, не повстречается ли Вам по приезде какое перемещение. Ваше тело возопило: не езди, мне здесь тепленько и мягонько, а то, пожалуй, они сунут тебя туда, где я замучусь от климата, да и над Алимпием сжалься: он здесь воскрес, а в другом месте могут к нему возвратиться прежние болезни. Так Вам советовало Ваше тело, а Вы его и послушались. «Зело бо сильны ласкания тела», – сказал святой Исаак. Вы в послушании у Вашего тела, а не у Синода. Как хвалитесь, думая меня, как глупого, обморочить. Кроме того, что Вы маловерием Вашим погрешаете перед Промыслом, еще впадаете и в другую немаловажную погрешность. Как судить о мнении Вашем относительно Высокопреосвященнейшего митрополита? Значит, опасаясь ему доверить себя, Вы в нем не предполагаете ни любви, ни рассуждения духовного! Словом сказать, с какой стороны ни посмотрю на Ваш поступок, нахожу оный решительно безрассудным. Итак, исправьтесь! Отложив все хохлацкое упрямство, еще же и мудрование со злохитростью, скорее приезжайте, возвергнув на Господа печаль твою, и Той тя препитает. Советую и Митрополита не прогневать, ибо ныне вакансий настоятельских много и ему стоит только предложить в Синоде, тотчас полетит указ, и дерзостный ослушник, по своему токмо мнению послушник, полетит с юга на север оплакивать свое самонравие и непокорство. Сим кончаю мою брань, к которой бы не хотелось прибегать, да нечего делать, когда честь неймет. Помирюсь с Вами при личном свидании! И бранюсь, а все-таки остаюсь Ваш усерднейший слуга и собрат. 33 . Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)/под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Борис Якеменко опроверг информацию «Интерфакса» о предполагавшейся исповеди «на месте»: «Мы сразу решили не приводить на акцию священника, потому что мы должны сделать что-то, чтобы человек завтра захотел увидеться со священником, и пусть он с ним увидится в храме, а не посреди площади. В акции участвовали студенты богословских вузов, сестры из сестричества св. Игнатия Ставропольского, ведь известно, что многие люди готовы слушать молодых, а не священника, потому что они не знают, как со священником общаться. Если священник говорит о покаянии, это не профанация, а если о покаянии говорят молодые люди — это профанация? Тот, кто обрушился на нас с критикой, сами акции не видели. Какое право они имеют так говорить? Они вообще не приемлют никакую форму нетрадиционной проповеди, а я считаю, что если не выходить к людям на площади, то в храмы они никогда не придут. И это слова патриарха Алексия, благословившего деятельность нашего Корпуса. Люди, которые ходят по улицам, понимают язык современных перфомансов и современной культуры. Нужно на этом языке с ними разговаривать, то есть им нужно дать подойти к этому столбу и написать свои грехи на бумаге. Если человек готов признать грехи, это уже не плохо. А после этого мы дадим ему книжку святителя Игнатия (Брянчанинова)». Скептически об акции высказался один из крупнейших в России художников «актуального» искусства Дмитрий Врубель: «Покаяние — это христианский термин, он принадлежит Церкви. Так же как постмодернизм — термин современного искусства и принадлежит современному искусству. У искусства и религии свои площадки, если я начну использовать церковный язык в современном искусстве, это, может, и не кощунство, но это будет занятие не своим делом. Я художник и должен использовать язык художественный, а не богословский. Если бы они выбрали слово «напиши свои плохие качества» — это не было бы профанацией, но говорить именно о покаянии такими средствами — неправильно». Как сообщил нам глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, православный корпус «Наших» работает в плотном контакте с возглавляемым им отделом, однако эту акцию с Патриархией «Наши» не согласовывали.

http://pravmir.ru/gvozdi-pokayaniya/

Кавказская епархия во время управления Игнатия Брянчанинова только к северо-западу граничила с православным народонаселением – с землей Донских казаков. На восточной оконечности своей она примыкала к Каспийскому морю, на западе – к Азовскому и Черному морям. Значительная часть Ставропольской губернии составляла необитаемую пустыню и весь край Кавказский наиболее населен был по своим окраинам. Самая обширная грань к югу; здесь жили соседи русских – горские племена магометанского вероисповедания. Как Китай отделяется от Монголии стеной, так мирные селения гражданские Кавказского края отделяются от горских народов непрерывной цепью станиц Черноморского и Линейного казачьих войск. По берегу Каспийского моря граница епархии весьма непродолжительна; по ней между русскими жили в значительном количестве ногайцы и туркмены, народы татарского племени. Пространная северная и северовосточная граница занята была татарами-магометанами; небольшое количество калмыков идолопоклонников (до 4000 душ) кочевало на северной оконечности епархии. И так почти всю границу обширной по местности епархии занимали магометане татарского племени, или магометане-горцы; между последними татарский язык был общепринятым и общеупотребительным, как между европейцами-французский. Этого мало, горцы, в значительном количестве, под названием мирных жили на русской стороне цепи казачьих станиц, внутри страны, или находились в самой цепи; также татары жили в значительном количестве в селениях гражданского ведомства, или постоянно или временно; нанимаясь в работники. Из такого положения очевидна была для Преосвященного Игнатия главнейшая церковная потребность во время его управления Кавказской епархией. Заключалась она в том, чтобы основательное изучение татарского языка развито было в Кавказской семинарии, чтобы преподавание этого языка начиналось в духовных училищах, чтоб воспитанники были ознакомлены с языком не только книжным, но и разговорным. Знание осетинского языка нужно было в гораздо меньшем размере, нежели татарского. Осетин было немного; да и все они, подобно прочим горцам, знали татарский язык. Познание татарского языка дало бы возможность священникам иметь общение с горцами и татарами и склонять их к принятию христианства, тем более, что эти магометане имеют о магометанской религии самое сбивчивое и неверное понятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Правлением Кавказской семинарии постановлено: 1) Предписание сие, приняв к сведению приложить к делу; 2) дело о введении в Кавказской семинарии преподавания языков французского и немецкого почитать оконченным; 3) для успешного хода преподавания осетинского языка сим журналом просить Его Преосвященство отнестись к Его Высокопреосвященству Евсевию, экзарху Грузии, о назначении в Кавказскую семинарию достойного преподавателя сего языка, из окончивших курс Тифлисской семинарии; поскольку студент Кузьмин был назначен на эту должность только временно и имеет занятия по Ставропольскому духовному училищу, которые могут препятствовать точному оной исполнению; притом Правление семинарии не уверено в достаточности его сведений для звания преподавателя осетинского языка, которому сам он обучался не долгое время». На журнале этом положена резолюция Преосвященного Игнатия от 5 февраля 1859 года: «Исполнить. По 5-му пункту не видно основания, на каковом можно бы считать дело о преподавании французского и немецкого языка в Кавказской семинарии оконченным. Также не видится, каким образом оно кончено: введено ли преподавание сих языков, или оно отменено. Это нужно объяснить. И. Е.КиЧ». Но преподавание осетинского языка в Кавказской семинарии встретило немалые затруднения в недостатке лиц, способных занять учрежденную должность. На отношение Епископа Игнатия по этому предмету Экзарх Грузии Архиепископ Евсевий, отношением от 14 июля 1859 года, за 594, уведомил, что между воспитанниками Тифлисской семинарии прежних курсов нет желающего занять должность преподавателя осетинского языка в Кавказской семинарии, а в числе кончивших курс учения в нынешнем году нет способного поступить на означенную должность, так как нет между ними природного осетина. На этом отношении значится резолюция Его Преосвященства: «В семинарское Правление, которое имеет озаботиться об удовлетворении потребности средствами, каковые может представить Кавказская епархия. Правление Кавказской семинарии 19 августа 1859 года по этому случаю постановило: Во исполнение резолюции Его Преосвященства, просить Кавказскую духовную Консисторию уведомить Правление семинарии, не имеет ли она в виду по епархиальному Ведомству лиц, могущих занять должность учителя осетинского языка при Кавказской семинарии с жалованием 225 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Из такого состояния только Вы, Ваше сиятельство, можете извлечь Кавказское епархиальное ведомство и устранить ту невозможность, которая изложена в отзыве г. синодального обер-прокурора, ибо если Святейший Синод не имеет в настоящее время суммы, то, как мне кажется, можно б было назначить оклад для Кавказской епархии из государственного казначейства, с тем чтоб оклад сей при первой возможности был внесен в ту сумму, которая отпускается государственным казначейством в ведомство Святейшего Синода. Иначе можно полагать с достоверностию, судя по предшествовавшему образу действий, что для удовлетворения потребностям Кавказской епархии никогда не будет свободной суммы. Призывая на Ваше сиятельство обильное благословение Неба с чувствами отличного уважения» и проч. Как письмо это, так и вышеприведенное представление за 20 епископ препроводил при отношении от 10 июня за 21 к управляющему гражданскою частию Кавказа статс-секретарю А. Ф. Крузенштерну, прося его вручить их князю наместнику. Это ходатайство, подкрепленное участием фельдмаршала, увенчалось успехом, но уже тогда, когда преосвященный Игнатий оставил Кавказскую кафедру, теперь одну из самых обеспеченных в материальном отношении. Отношением от 26 января 1860 года за епископ благодарил управляющего гражданской частью Кавказского наместничества статс-секретаря А. Ф. Крузенштерна за уведомление о всемилостивейшем пожаловании ставропольского купца почетного гражданина Деревщикова орденом св. Станислава 2 степени, украшенным императорской короной, за его влиятельное содействие, как гражданского головы, к денежным пожертвованиям, сделанным обществом на поправку временного приюта, заменявшего в Ставрополе архиерейский дом. К числу замечательных документов, оставшихся в черновых бумагах по кончине епископа, находим его рапорт в последних числах января 1860 года в Святейший Синод с представлением дела о злоупотреблениях настоятеля моздокской Успенской церкви и благочинного протоиерея Братановского. Из самого рапорта видно, до какой степени при предместнике епископа Игнатия была распущена администрация епархиальная в угоду влияния Крастилевского, который в этом деле покровительствовал Братановскому как близкому родственнику своему (родной племянник его), против очевиднейших злоупотреблений Братановского, вызвавших личное вмешательство князя наместника Кавказского, потребовавшего от епископа вывода Братановского из Моздока и поручившего гражданскому губернатору проследить за исполнением его просьбы и ему о времени исполнения донести. Рапорт этот вносим полностью. Все черновое изложение представления писано собственноручно епископом Игнатием 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ЛОЖЬ (см. также: Прелесть). Ложь, хотя бы и облеклась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределительности, переменчивости, развлечению, мечтательности или же она только обольщает сердце – льстиво приносит ему довольство, упитательство собой, какое-то неясное, мутное наслаждение. 186 . Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому представлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие. «Сущие во Иудеи да бежат в горы» (см.: Мф.24:16 ). 353 . ...Напечатана в «Московском вестнике» статья, в которой в основную мысль поставлено, что ложь может иметь только минутные торжества, что ложью ничего нельзя взять прочно, что она не усиливает, а ослабляет и роняет дело, которому служит. Это великая, величайшей важности истина! Ее надо начертать золотыми буквами! Ее надо знать, и знать всякому, кто хочет правильно управлять собой, в особенности кто хочет правильно управлять людьми и общественными делами. Что же оказывается? В «Аскетических опытах» эта мысль развивается в статье «Разговор об Иисусовой молитве», в начале статьи о монастыре и во многих других местах. Отчего случается иногда, что люди становятся в фальшивое положение и действуют во вред себе и всем? От принятия и усвоения ложных мыслей и понятий, от действий из области человекоубийственной лжи. Вся история человечества доказывает это поразительнейшими фактами. О, когда бы у нас в России развилось величественное и благотворное для временного и вечного быта человеков правильное понятие о Святой Истине! Когда бы вся деятельность, и частная, и общественная, потекла из этого Божественного источника! Ложь не усиливает, а роняет дело, которому она служит! Как верно! Особенно это верно выказывается в делах религии. Между прочим, доказательством этому служит недавно вышедшая в Москве книжка 26-ти московских лжепророков. Книжка опубликована в журнале «Странник», и в книжке наведена тень на святость лица не названного, но мной угадываемого. Ход дел таков, что обличение в больших размерах неминуемо. 354 . Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)/под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010