Из истории жизни и церковной деятельности Мефодя видно, что в церкви существовали две партии, из которых одна многочисленейшая принимала одобрительно все его распоряжения; другая, напротив, везде и всегда противилась ему. Теперь, всякий последующий патриарх, как скоро он становился почитателем Мефодя и хотел руководствоваться его практикой, тем самым становился на сторону многочисленнейшей партии приверженцев кроткой, рассудительной церковной политики Мефодиевой; если же он не признавал за Мефодием заслуг, порицал его церковную деятельность, тем самым становился на стороне партии, сложившейся из противников Мефодиевой церковной политики. Требовалось искусство слить и помирить эти две партии, но на первых порах такого искусства мы не видим. Преемником патриарха Мефодия был Игнатий. Его молодость прошла печально. Он был сын несчастного императора Михаила Рангаве, низвергнутого с престола Львом Армянином. Низвергнутый император Михаил с своим семейством был заключен в монастырь. Сын его Никита (в монашестве Игнатий) был оскоплен. 14-ти лет Никита сделался монахом. Целых тридцать три года остается в монастырском уединении Игнатий. Его подвиги благочестия доставляют ему высокое уважение в народе. Его монастырь, где он сделался потом игуменом, был местом убежища для православных, гонимых иконоборцами. Это еще более придало славы его имени. Он был монахом и ревностным почитателем монахов. В 846 году вдруг Игнатий по воле императрицы Феодоры призывается к высокому служению патриаршему 188 . Не легкое и может быть, непосильное бремя брал на себя Игнатий, не знавший света, людей, жизни. Чем выше тогда было положение патриарха в Византии, тем менее согласовалось оно с воспитанием и навыками Игнатия. Игнатий не мог удовлетворять всем требованиям своего положения. Качества и преимущества, приписываемые ему биографом Никитою Пафлагонянином, характеризуют его как отличнейшего инока, но не отличнейшего патриарха. К тому же суровость его характера доходила иногда до неумеренной резкости и даже надменности, что признает отчасти и его биограф, как ни ревниво он оберегает память Игнатия 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Кондак и икосы свщмч. Игнатию Богоносцу . – Кондаки и икосы разных церковных песнописцев (…)/Перев. с греч. (…) диаконом Сергием Цветковым. М., 1883 (из ЧОЛДП 1882–1883), 77–79. Исследования Савваитов П. Св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский; – ДБ I860, [т. 9], 4, 97–114. Успенский Ив. О послании св. Игнатия Богоносца к Римлянам. – Орловские епархиальные ведомости 1870, 8, 486–496. Скворцов К. О посланиях св. Игнатия Богоносца . – ТКДА 1872, т. 2, 7, 545–558. Д–ский А. Подлинность посланий св. Игнатия Богоносца и учение св. Игнатия о лице Иисуса Христа и церковной иерархии. – ЧОЛДП 1873, 6, 753–775. Послания св. Игнатия Богоносца , Еп. Антиохийского [о них]. – Вятские епархиальные ведомости 1873, 15, 495–504; 16, 525–535 (неоф.). Смирнов А. А. Святый Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский, и 7 его посланий. – ПО 1881, т. 1, 2, 289–307; 3, 489–513. Попов Ф.[И.] Церковная иерархия по учению св. Игнатия Богоносца . Брянск, 1897. 68 с. (малого формата). Филарет (Гумилевский) , архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. СПб., 19023 (Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1995р) (СПб., 18601; Чернигов, 18642), 47–50. Св. Игнатий Антиохийский . – Фаррар 1891, 21–40, 845–850, 915–918. Петрушевский П.П. Св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский (Изложение его учения в применении к обличению еретиков нашего времени). – ПрилМО 1898, кн. 1 (янв.-март), 71–87 (пагин. 2-я); кн. 2 (апр.-июнь), 274–293. С.Т. Игнатий Богоносец . – Православная богословская энциклопедия. Т. 5. СПб., 1904, 781–785. Мышцин В.Н. Церковное устройство по посланиям Игнатия Антиохийского . – БВ 1908, т. 2, 7–8, 473–508. Лебедев Ал-р. Пресвитерий по посланиям св. Игнатия Антиохийского . Харьков, 1911. 22 с. (Отд. оттиск из ВиР 1911, 18). Рункевич С. [Г.] Св. священномученик Игнатий Богоносец и его творения. – ПрЧт 1913, 46, 1357–1364; Из посланий св. свщм. Игнатия Богоносца . – Там же, 47, 1401–1406. Отд. изд.: СПб., 1914, 44 с. Ястребов А. Святой Игнатий Богоносец . – ЖМП 1952, 5, 43–47.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

54 . Горский Александр, протоиерей. Неизданные места из «Дневника». Публ. священника А. М: Белорукова. – БВ, 1914, 9/10, с. 367–423. Примеч. ред., с. 367. 55 . Горский Александр, протоиерей. Разные случаи, бывшие по молитвам митрополита Филарета. Публ. П. Н. Каптерева . – БВ, 1914, 9/10, с. 365–366. Примеч. ред., с. 365. 56 . Гумилевский Илия, священник. Служба и акафист святителю Ермогену, Патриарху всея Руси. – БВ, 1916, 9, с. 3–26. 57 . Дело о несостоявшейся канонизации Сильвестра Обнорского. Переписка и документы. Сообщ. П. К[аптерев]. – БВ, 1915, 10/12, с. 545–562. Предисл. без подписи. Примеч. священника Павла Флоренского, с. 547. 58 . Евсевий, архиепископ Могилевский. Письма к А. В. Горскому. – БВ, 1914, 10/11, с. 534. Примеч. ред., с. 534. 59 . И. Магистерский диспут в имп. Московской Духовной Академии. – «Московские ведомости», 21 мая 1914, 116. 60 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Изречения, извлечённые из писем его к монахам. Сообщ. иеромонах Игнатий (Садковский). – БВ, 1913, 4, с. 703–723. Примеч. без подписи, с. 703. 61 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Письма к разным лицам. [Вып. I]. Сообщ. иеромонах Игнатий (Садковский). – БВ, 1913, 6, с. 195–226; 7–8, с. 488 – 519 9. с 1–32; 10, с. 221–229; 11, с. 437–475. То же. Сергиев Посад. 1913. Примеч. без подписи, с. 1. 62 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Письма к разным лицам. [Вып. II]. Сообщ. М. Н. Новоселов, Е. Лебедев. – БВ, 1914, 1, с. 5–12; 2, с. 238–253; 3. с. 429–449; 4, с. 633–649; 1917, 2, с. 179–237. То же. Сергиев Посад, 1917. Примеч. священника Павла Флоренского, с. 91, ред., с. 119. 63 . Игнатий, епископ (Брянчанинов) Поучение в Неделю о самарянине. Сообщ. М. Н. Новоселов. – БВ, 1914, 5, с. 1–5. Примечание без подписи, с. 1. 64 . Игнатий, епископ (Брянчанинов). Поучение о спасении. Сообщ. Μ. Η. Новоселов. – БВ, 1914, 1, с. 1–4. 65 . И. Д. Кончина праведника... югского иеромонаха Адриана (+ 1853). – БВ, 1917. 1, с. 74–76. 66 . Из хозяйственной истории «Богословского вестника» за 25 лет. – БВ, 1916, 10/12 г

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«Реквием» Высоко-Петровский монастырь Архиепископ Варфоломей (Ремов) Схимник отец Агафон Павел Корин неоднократно бывал в Высоко-Петровской обители Слева от амвона в схимническом облачении изображен духоносный старец Игнатий (Лебедев). Благословение на иноческий путь будущий старец получил от преподобного Гавриила Седмиезерного, у которого окормлялся будучи еще казанским студентом, а позже состоял с ним в переписке, прибегая к его духовным советам. Интересно, что в схиму с именем Игнатий старец был пострижен в 1929-м году, причем втайне от властей, о постриге его было известно только священноначалию и ближайшим духовным друзьям и духовным чадам, для все остальных он оставался архимандритом Агафоном, но по благословению владыки Варфоломея отец Игнатий позирует Павлу Корину именно в схиме (а без благословения владыки, как свидетельствует духовная дочь батюшки схимонахиня Игнатия (Пузик), оставившая много воспоминаний о жизни обители в 1920–1930-х годах, «батюшка не делал ни шагу»). Это очень важный момент, который характеризует владыку Варфоломея. Он понимал, насколько важно запечатлеть для истории Церкви мучеников и исповедников, и даже ее гонителей и предателей, о чем будет сказано ниже. Именно по благословению владыки все члены Петровской общины позировали Корину. С этой же целью владыка «лично направлял своих духовых чад, могущих рассказать что-либо о людях, угождавших Богу в самых трудных условиях» , к митрополиту Мануилу (Лемешевскому), собиравшему эти рассказы, как важнейший для Церкви духовный опыт. Недавно издана его книга об этих подвижниках «Люди радования». Преподобномученик Игнатий (Лебедев) К таким «людям радования» относился и отец Игнатий . В течение нескольких лет он болел паркинсонизмом и в конце жизни практически не мог самостоятельно двигаться, тяжко страдал от болезней, но не унывал и, как мог, утешал свою паству. Он был арестован весной 1935 г. Будучи в заключении, во время свидания с духовной дочерью он завещал своим духовным чадам: «Господа надо любить всем сердцем, Господь должен быть на первом месте, от веры не отрекаться».

http://pravoslavie.ru/137157.html

Чтобы оценить стойкость и мужество первого русского патриарха, достаточно сказать, что не только бунтующая чернь, не только многие архиереи, но и видные бояре, и даже родная мать царевича Димитрия инокиня Марфа из страха перед самозванцем признали в нем «подлинного» царевича, якобы чудесно спасшегося в свое время от рук убийц, и присягнули ему 7 . И все же среди епископата нашлись и смелые люди. Архиепископ Астраханский Феодосий при личной встрече с Лжедмитрием обличил его как самозванца, указав на то, что подлинный царевич Дмитрий давно убит. Феодосий знал, что может заплатить за это жизнью. Но самозванец ограничился его арестом. Лжедмитрий поставил на русское патриаршество выгодного ему архиепископа Игнатия. Грек по национальности, Игнатий, по одним данным, был с о. Кипра, учился затем в Риме, там принял унию. По другим данным, он был епископом г. Эриссо близ Афона. Игнатий приехал в Россию во время восшествия на престол Феодора Иоанновича как представитель александрийского патриарха и остался здесь. В 1605 году он получил Рязанскую кафедру. В июне 1605 года Игнатий первым из русских архиереев отправился в Тулу к самозванцу, признал его и привел других к присяге лжецарю. 24 июня, после вступления в Москву Лжедмитрия, собор русских иерархов по указке самозванца признал Игнатия патриархом, но над ним не было совершено того чина посвящения в патриархи, какой был совершен над Иовом и какой по тогдашним московским понятиям был обязателен для патриарха (это полный чин архиерейской хиротонии). 3 декабря 1605 года кардинал Боргезе писал из Рима папскому нунцию в Польше Ронгони, что Игнатий готов на унию 8 . Игнатий венчал на царство самозванца, одновременно совершая его бракосочетание с Мариной Мнишек и одновременно якобы приводя ее к православию через миропомазание только (тогда как по московским обычаям того времени ее требовалось непременно вторично крестить). Игнатий поддерживал все прокатолические настроения самозванца и «Маринки», в частности латинские богослужения иезуитов в отведенном для них доме в Кремле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Судя по известиям наших документов, происходит некоторый перерыв в заседаниях собора, и они возобновляются только чрез несколько дней. Следующее заседание собора открывается тем, что решено было снова пригласить Игнатия на собор. Представляется не совсем понятным или лучше сказать не выясненным в источниках, зачем именно приглашался Игнатий на собор? Не желали ли от Игнатия того, чтобы он сам осудил свое поведение после лишения кафедры, выразившееся в противодействии управлению Фотия Церковью, что конечно грозило расколом? Во всяком случае на соборе никаким образом не мог быть поставляем вопрос: быть ли патриархом Фотию или восстановить в патриаршем достоинстве Игнатия. Но про должаем рассказ, руководясь нашими бедными источниками. На новое требование явиться на собор Игнатий отвечал отказом, ибо собор и легаты, по его словам, не наблюдают церковных правил, ибо легаты не только не прервали общения с узурпатором, т.е. Фотием, но ели, пили с ним и даже во время дороги в Константинополь принимали от него подарки; таких подкупных судей, замечал Игнатий, он не признает, он будет апеллировать папе, и только его суду, он готов подчиниться. Окружавшие Игнатия духовные лица, ему преданные, рассуждали в том же духе; для ободрения Игнатия ими припоминалась деятельность папы Иннокентия I в защиту Златоуста, без суда низложенного с кафедры, а также при поминалось 4-е правило собора Сардикийского, которым требовалось, чтобы не считалась вакантною та кафедра, епископ которой апеллирует к папе, прежде чем рассмотрено его, епископа, дело в Риме 118 . Впрочем, Игнатий не решился отвечать отказом на дальнейшее приглашение прибыть на собор. Он только счел долгом сделать то замечание, что отцы собора не знают правил церковных, ибо епископа должно приглашать на собор при посредстве тоже двух епископов за ним прислали одного иподиакона, а другого просто мирянина. Когда он узнал при этом, что против него хотят выставить свидетелей, которые готовы клятвенно заверить, что он, Игнатий, незаконным образом избран и посвящен, то он стал говорить: какие это свидетели? Кто им поверит? Какое правило повелевает, чтобы царь создавал свидетелей? Если я не епископ, то и Михаил не царь; нет здесь (в столице) и действительных епископов, и сам Фотий не епископ (при чем тут Фотий, которого Игнатий не посвящал – непонятно).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

К этому Игнатий еще прибавил будто, что Фотий не только не пастырь, но даже и находится вне общения с Церковью. В поставлении Фотия в патриарха он находил тот важный недостаток, что Фотий сделался епископом прямо из мирян. Без сомнения, все эти порицания на собор, епископов, императора Игнатий мог высказывать не на самом соборе, где не потерпели бы таких оскорблений, а пред теми лицами, которые являлись от собора приглашать Игнатия сюда, а также пред людьми, составлявшими его свиту. Когда прибыл Игнатий на собор, то, по рассказу описателей собора, его опять заставляли дать отречение от патриаршей кафедры 119 (что, впрочем, как мы сказали выше, едва ли могло иметь место на соборе). – Между этим соборным заседанием, действительная деятельность которого остается неопределённою, вследствие односторонности показаний источников, и дальнейшим заседанием проходит десять дней. Затем наступает последнее заседание по делу Игнатия. Он вызван на собор и против него представлено семьдесят два свидетеля. Такое число свидетелей в основе своей имело некоторые канонические основания 120 . Свидетели принадлежали к лицам разных сословий; между ними были люди и низшего сословия – ремесленники, торговцы рыбой и т. д., но были сенаторы и придворные лица. Во главе свидетелей из высшего сословия были патриции Лев Критик и Феодотакий. Все эти свидетели клялись и подтверждали свою клятву подпиской, что Игнатий противоканоническим образом возведен в патриархи 121 . Смысл этого обвинения был том, что Игнатий возведен в патриархи волею императрицы Феодоры, без участия собора, которому по правилам принадлежит право избрания епископов 122 . На основании показаний этих свидетелей, к Игнатию приложено было тридцатое правило апостольское по которому, епископ, мирскою властью введенный в обладание Церковью, отставляется и отлучается 123 . Подробности неизвестны 124 . Игнатий, после этого, был объявлен осужденным и лишенным патриаршеского достоинства. По известиям наших источников, на самом же соборе будто произошел акт расстрижения Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Во всяком случае, на соборе никаким образом не мог быть поставлен вопрос: быть ли патриархом Фотию или восстановить в патриаршем достоинстве Игнатия? Но продолжаем рассказ, руководясь нашими бедными источниками. На новое требование явиться на собор Игнатий ответил отказом, потому что, собор и легаты, по его словам, не соблюдают церковных правил, ибо легаты не только не прервали общения с узурпатором, т. е. Фотием, но ели-пили с ним и даже во время дороги в Константинополь принимали от него подарки; таких подкупных судей, заметил Игнатий, он не признает, он будет апеллировать к папе и только его суду он готов подчиниться. Окружавшие Игнатия духовные лица, ему преданные, рассуждали в том же духе; здесь для ободрения Игнатия припоминалась деятельность папы Иннокентия I в защиту Златоуста, без суда низложенного с кафедры, а также припоминалось правило 4-е Сардикийского собора, которым требовалось, чтобы не считалась вакантной та кафедра, епископ которой апеллирует к папе, прежде чем рассмотрено его, епископа, дело в Риме. 216 Впрочем, Игнатий не решился отвечать отказом на дальнейшее приглашение прибыть на собор. Он только счел долгом сделать то замечание, что отцы собора не знают правил церковных, ибо епископа должно приглашать на собор при посредстве тоже двух епископов, а за ним прислали одного иподиакона, а другого просто мирянина. Когда он узнал при этом, что против него хотят выставить свидетелей, которые готовы клятвенно заверить, что он, Игнатий, незаконным образом избран и посвящен, то он стал говорить: «Какие это свидетели? Кто им поверит? Какое правило повелевает, чтобы царь создавал свидетелей? Если я не епископ, то и Михаил не царь; нет здесь (в столице. – А. Л.) и действительно епископов, и сам Фотий не епископ (при чем тут Фотий, которого Игнатий не посвящал – непонятно. – А. Л.)». К этому Игнатий еще прибавил будто, что Фотий не только не пастырь, но Даже и находится вне общения с Церковью, В доставлении Фотия в патриархи он находил тот важный недостаток, что Фотий сделался епископом прямо из мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ответ Фотиан был тот же. как и прежде. Они отвечали, что их дело должно быть решено в Константинополе. Прения потеряли интерес стали лишь повторением задов. В виду бесплодности прений, при которых Фотиане показали себя стойкими и решительными, собор занялся чтением различных документов, имевших близкое отношение к делу Фотия. Так прочитаны были письма папы Николая и палы Адриана, писанные в 866 и 869 годах на Восток; прочитаны были также акты Римского собора при Адриане, против Фотия. После этого собор приступает в заключительным действиям против Фотия и Фотиан. Легаты предъявляют для чтения небольшую увещательную записку, в которой они предлагают, в виду упорства и многих преступлений Фотия, еще раз предать его анафеме. Затем следует чтение очень интересного документа: писанной речи Игнатия к собору 256 . Вот содержание этой речи: прежде всего он воздает благодарность Богу за свое восстановление на патриаршем престоле, упоминает об обстоятельствах, при каких лишился он этого престола, причем он называет Фотия новым Каиафою, и Анною и говорит, что Фотий не принес с собою при вступлении на престол ничего достойного, а одно лишь вожделение быть патриархом; упоминает о низвержении Фотия и утверждает что оно совершилось на веки-вечные (в чем, однако, Игнатий очень обманулся); причиною таких перемен был император Василий, которому Игнатий, при этом случае, приписывает великие добродетели и благочестие (о чем едва ли можно было говорить с таким пафосом, как делает Игнатий), приписывал ему старание поучаться в законе Божием день и ночь, выставляет императора послушным орудием воли папы Николая; затем Игнатий переходит к восхвалению достоинств собора; легатов и представителей патриарших он называет «исполненными божественной мудрости и благодати и блещущими своими речами, как молниями; весь собор, по его деятельности и его качествам, он считает чем-то дивным, таким, чего будто бы желали видеть и слышать цари и князи прежнего времени, но не видели и не слышали (чуть ли Игнатий не прилагает к собору ветхозаветных мессианских пророчеств); наконец Игнатий выражает желание, чтобы исчезло разъединение в членах Церкви, чтобы прекратились раздоры, подобные тем, какие были во времена апостола Павла, когда христиане говорили: я Павлов, я Кифин, я Аполлосов, я Христов; таких раздорников, замечает оратор, ожидает погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

177 Беглов А. «Миссионерская разведка» отца Николая Трубецкого. Как начиналась Псковская миссия//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 243–251. 178 Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов) : Argumentum advocati Dei. Настоятель Высоко-Петровского монастыря по материалам архивов его прихожан// Церковь в истории России. Вып. 5. М., 2003. С. 222–240; М Д " Эрбиньи, S.J. Церковная жизнь в Москве/Авторизированный перевод с французского с предисловием И. Ф. Наживина. Париж, 1926. С. 36–39,41; Архиепископ Варфоломей (Ремов) . Из духовного наследия//Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 122–125. 179 Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 81, 321; Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения//Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 218. 182 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 14–16. 185 Наиболее подробно см. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004. С. 245–286. 186 Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 66, 68, 70,126,128,140–143. 193 Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. С. 325. Ср. Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 276 и др. 195 В архиве м. Игнатии сохранилась примечательная фотография, запечатлевшая группу тайных монахинь за книгой. (См. иллюстрацию на этой странице.) Не зная, кто изображен на снимке, сцену можно принять за урок ликвидации безграмотности или занятие кружка культпросвета. 196 Имеется в виду дом старшей по постригу сестры, который члены общины между собой называли «скитом» и где сосредотачивалась жизнь их тайной монашеской общины: читались служба и монашеское правило, совершались тайные постриги, собирались сестры для обсуждения возникавших вопросов. 204 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 65. Лл. 305–306. Опубликована в Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 262–263. Ср. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 250.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010