Библиография Авель, иеромонах. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853; 4-е изд. 1884. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Собрание писем к монашествующим. Сергиев Посад, 1908–1909. 2 т.; также см. «Душеполезное чтение» 1892–1893. (Есть также современные репринтные издания.) Антоний (Путилов), игумен. Письма к разным лицам. М., 1869. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1995. Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов). Сост. священник Сергий Клюйко. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Сост. иеродиакон Софроний (Макрицкий). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. Большаков С. Н. На высотах духа. М.: 1993. Боровскова-Майкова. Нил Сорский и Паисий Величковский . Сборник в честь С. Ф. Платонова. СПб., 1911. Буланов И. Старец Гефсиманского скита иеросхимонах отец Варнава. Строитель Выкшинского Иверского женского монастыря. СПб., 1906. Валаамский монастырь и его подвижники. 3-е изд. СПб., 1903. Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1998. Герасим (Добросердов) , архимандрит. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни, о. архимандрита Моисея . СПб., 1865. Григорий, архимандрит. Первоначальник и основатель Белобережской пустыни схимонах Симон/«Душеполезное чтение». 1896. 6. Григорий (Борисоглебский) , архимандрит. Сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893. Добронравов В. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни. Владимир, 1908. Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. Жизнеописание настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря, игумена Антония. М., 1870. Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Житие старца Серафима Саровской обители, иеромонаха, пустынножителя и затворника. 2-е изд. СПб., 1863, 1884; 4-е изд. Муром, 1893. (Есть также современные репринтные издания.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ближе чем родной отец. Старец Паисий и его чада Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский старец Паисий Святогорец, книги которого так полюбили в последние годы в России. Корреспондент «НС» отправилась в Суроти, чтобы встретиться с людьми, которые помнят старца Паисия. 21 июля, 2009 Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский старец Паисий Святогорец, книги которого так полюбили в последние годы в России. Корреспондент «НС» отправилась в Суроти, чтобы встретиться с людьми, которые помнят старца Паисия. Путь на Афон открыт только мужчинам. Но в Греции есть и женский монастырь, где живут по строгим афонским правилам и служат без электричества при свечах. Этот монастырь в селении Суроти основал афонский старец Паисий Святогорец, книги которого так полюбили в последние годы в России. Корреспондент «НС» отправилась в Суроти, чтобы встретиться с людьми, которые помнят старца Паисия. Старец Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских (в Турции) в 1924 году. Кроме маленького Арсения в семье было еще девять детей. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции в Грецию. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841-1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Больше всего маленький Арсений любил читать жития святых, так что его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он выучился в школе и получил профессию плотника. Но с началом Гражданской войны в Греции (1944-1948) был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон, в 1954 году принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958-го по 1962 год он прожил в Коницком монастыре в селении Стомио, после чего отправился на Синай. Два года провел в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни легких вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

http://pravmir.ru/blizhe-chem-rodnoj-ote...

В акафисте Иверской Божией Матери (кондак 7) повествуется о чуде, бывшем некогда в Византии. Однажды многочисленные, хорошо вооруженные персидские войска ополчились на Константинополь одновременно с суши и с моря. Узнав, что на Св. Горе находятся многие монастыри, персы под предводительством Амира направились туда на пятнадцати кораблях и остановились недалеко от Иверского монастыря. Как дикие звери, набросились варвары на святую обитель. Видя их неукротимую ярость, монахи взяли с собой из храма священные сосуды и всечестную икону Божией Матери и заперлись в одной крепкой башне-сосудохранительнице. Не встретив никакого сопротивления, персидские ратники вторглись в монастырь и разграбили его. Наконец, опутав корабельными канатами столбы соборного храма, они с громкими криками старались разрушить их. Видя и слыша все это, иноки из глубины сердца взывали к Господу: «Восстани, вскую спиши, Господи! Воскресни и не отрини нас до конца!» ( Пс.43:24 ). «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, разориша храм святый Твой» ( Пс.78:8 ). Затем, подняв икону Пресвятой Богородицы, они стали горячо молиться: «О, Владычица, Ты ведь обещала быть нашей Заступницей и Помощницей! Не предаждь нас до конца, хотя мы грешные и недостойные, не оставь нас, да не рекут враги наши: «Где есть Бог их?». Со слезами молились монахи Взбранной Воеводе. И Пречистая Дева, Скорая Помощница в бедах и Хранительница Своей обители, не пренебрегла их молитвами, не отступила от Своих обещаний. Но кто может рассказать Ее дивные чудеса! Ночью разразилась страшная буря, и все персидские корабли с находящимися на них воинами потонули в море. Остался в живых только их предводитель, и это случилось для того, чтобы безумный сознал свой грех и покаялся в нем. Пораженный гибелью своих кораблей и смирившись от всего случившегося, Амир пришел с покаянием к монахам и просил у них прощения, говоря: «Молитесь за меня, рабы Бога Истинного, чтобы не погибнуть и мне злой смертью». Потом, дав им много золота, он сказал: «Возьмите эти деньги и постройте заново стены вашей обители. Сделайте их высокими, чтобы враги не могли входить больше сюда и грабить вас». Монахи взяли золото и окружили монастырь крепкими и высокими стенами, которые стоят до сих пор (1, сс. 91 –92).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

В Ростовской епархии состоялся социальный марафон «Спешите делать добро» 28 сентября 2022 г. 11:54 22 сентября 2022 года в рамках выставки «Дон православный» по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия состоялся социальный марафон «Спешите делать добро». Организаторы мероприятия — отдел по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской епархии и православная служба помощи «Милосердие-на-Дону». Марафон открыл руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению иерей Евгений Осяк. Мероприятие включало в себя три встречи, первая из которых была посвящена сестринскому служению и больничному добровольчеству. Своим опытом поделились представители православных сестричеств Ростовской епархии. О жизни сестер самого молодого сестричества епархии в честь великомученика и целителя Пантелеимона г. Батайска рассказала старшая сестра София Михайлова: «Мы всегда приглашаем наших подопечных на причастие, стараемся, чтобы люди воцерковлялись, участвовали в церковной жизни. Сестры дежурят в церковном пункте временного размещения беженцев в Иверском монастыре, помогают инвалидам, одиноким старикам, многодетным семьям и тем людям, которые воспитывают детей с инвалидностью». Директор региональной благотворительной общественной организации «Дела милосердия» Татьяна Истомина рассказала об организации кормления малоимущих. Проект «Дела милосердия» реализуется приходом святителя Луки Крымского г. Азова уже более двух лет. Идея родилась во время пандемии, когда сестры милосердия начали разносить горячие обеды тем, кто не может выйти из дома. «Когда ходили по адресам, то увидели, как много людей нуждаются в помощи. Поэтому решили продолжить. К нам стали присоединяться прихожане, потом их родственники. Сработало сарафанное радио. Многие были не против выделить час времени, чтобы по пути на работу завезти еду одиноким пожилым людям, — отметила Татьяна Истомина. — На средства Фонда президентских грантов была приобретена мобильная кухня для приготовления обеда с печкой и другим оборудованием. За время существования проекта было приготовлено более полусотни тысяч обедов. Также сестры ухаживают за тяжелыми пациентами в больницах: страдающими онкологией, перенесшими сложные операции».

http://patriarchia.ru/db/text/5963345.ht...

Валдай. Иверский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1653. Ссылки:     Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, Сельвицкий остров Координаты: 57.989356, 33.301665 Проезд: Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 км от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее можно воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Валдайский Иверский монастырь находится в юго-восточной части Новгородской области, в 10 км от города Валдая. В Валдае есть железнодорожная станция, поэтому доехать до него не представляется затруднительным. Далее можно воспользоваться такси. На автомобиле до монастыря следует двигаться по трассе Москва — Санкт-Петербург (М-10). Едучи со стороны Москвы, надо повернуть, не доезжая Валдая, на Боровичи, а через два километра повернуть еще раз налево — уже к самому монастырю. Если ехать со стороны Петербурга, город Валдай нужно проехать (но не заезжать в него), повернуть на трассу до Боровичей и дальше следовать «московским» указаниям. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Иверский монастырь основан в 1653 г. патриархом Никоном. Многократно горел, в 1927 г. закрыт и разорен. Икона Иверской Божьей Матери вывезена неизвестно куда. Вновь открыт в 1997 г. Монастырь расположен в одном из островов живописного Валдайского озера, в 3-х км от г.Валдая. В монастыре было 5 храмов: Успенский собор 17 в., Богоявленская церковь, церковь во имя Сошествия Святого Духа, храм во имя св. Иакова Боровичского, во имя Архангела Михаила и храм свт. Филиппа, митр. Московского. По книге: Справочник-путеводитель " Монастыри Русской Православной Церкви "/под ред. Рудин и Кузнецов. 2001 г. Иверский Богородичный Святоезерский монастырь, 1 класса, близ города Валдая, на одном из островов Валдайского озера. Основан в 1653 году патриархом Никоном по образцу Афонского Иверского монастыря. Здесь находится часть мощей блаженного Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В Успенском соборе, построенном патриархом Никоном, находится принесенная сюда с Афона в 1656 году Иверская икона Божией Матери (см. 31 марта); празднество этого перенесения совершается 12 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=00327

Валдай. Иверский монастырь. Собор Иверской иконы Божией Матери. Бывший Успенский собор Карта и ближайшие объекты На самом красивом и высоком месте Валдайского острова в 1656 году было возведено первое кирпичное строение — собор Иверской Богоматери, позднее получивший название Успенского. Собор является главным сооружением Иверского монастыря. Он отличается большими размерами и монументальностью. Это одна из самых крупных построек XVII века в России. Он задумывался Патриархом Никоном, как архитектурный образец. Избрав место для постройки каменного соборного храма, патриарх Никон освятил его молитвою. 14 мая 1655 года началось строительство. Руководил строительством «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев, присланный из Калязинского Свято-Троицкого монастыря. Помощником был плотнический мастер Иван Белозер, а приставом при постройке боярский сын Артемий Токмачев. Через год строительство завершилось. В 1652 году царь Алексей Михайлович (по настоятельному совету самого Никона) повелел перенести в кремлёвский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычёва), убитого по приказу Ивана Грозного и погребённого в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия " туда и обратно " митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере. Надо сказать, что Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озёрной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот. Страхования приходилось переживать и первым строителям монастыря. Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал его в Святое озеро. Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежцы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери. К этому моменту на острове уже достраивали великолепный каменный собор, посвящённый Иверскому образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине " никоновыми " темпами.

http://sobory.ru/article/?object=05291

Валдай. Иверский монастырь. Усыпальница Панаевых с часовней (Серафима Саровского?). Часовня. Действует.   Год постройки:1870. Адрес: Новгородская область, Валдайский район, Валдай Координаты: 57.9903, 33.30627 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1870 году с благословения архимандрита Лаврентия в Иверском монастыре была устроена семейная усыпальница Панаевых, расположенная в северо-восточной части монастыря, в саду. Она представляет собой изящную часовню, возвышающуюся на высоком цоколе, внутри которого и находится собственно усыпальница. Там под тремя каменными саркофагами покоится прах членов семьи Панаевых. Вход в усыпальницу — через западную нижнюю небольшую дверь, над которой находится большая филенчатая дверь, ведущая в часовню. С правой и с левой сторон от входа в часовню спускается двухмаршевая легкая металлическая лестница. Все четыре фасада оформлены треугольными фронтонами. Сложная палаточная форма кровли завершается невысоким шатром, увенчанным крестом. Усыпальница возведена Валерьяном Александровичем Панаевым (1824-1899), двоюродным братом знаменитого И.И. Панаева (1812-1862), журналиста, писателя, соредактора некрасовского журнала «Современник». В.А. Панаев, как и его брат Ипполит, тоже принимавший участие в сооружении усыпальницы, был «путейским инженером». Братья закончили Корпус инженеров путей сообщения и определились на службу при строящейся Николаевской железной дороге, принимая участие в изыскании, проектировании, эксплуатации Московско-Петербургской железной дороги. В.А. Панаев поселился недалеко от Валдая, в деревне Кузнецове на реке Шегринке, во владениях Квашниных-Самариных. Он часто бывал в имении Квашниных Новотроицком, принадлежавшем тогда семейству Фроловских: Наталье Александровне (урожд. Квашниной-Самариной) и Ивану Петровичу . Там он познакомился со своей бу дущей женой — Софьей Михайловной Мельгуновой, мать которой, Анна Александровна (урожд. Квашнина-Самарина) была сестрой хозяйки Новотроицкого и владела соседним имением Байнево.

http://sobory.ru/article/?object=11968

«— …Ворочь, Антипушка, к Царице Небесной… нипочем мимо не проходят. Иверская открыта, мерцают свечи. На скользкой железной паперти, ясной от скольких ног,— тихие богомольцы… Мы ставим свечки, падаем на колени перед Владычицей, целуем ризу. Темный знакомый лик скорбно над нами смотрит — всю душу видит. Горкин так и сказал: ″Молись, а она уж всю душу видит″». Эти теплые строки из «Богомолья» Ивана Шмелева вспоминаются, когда речь заходит об Иверской. Простыми словами сказано самое важное: Иверская икона Божией Матери издавна была окружена в Москве исключительным почитанием. В часовне у Воскресенских ворот благая Вратарница несколько веков встречала и провожала всех, кто прибывал в древнюю столицу. И сами москвичи, и пришлые просили у Нее благословения на предстоящие труды и на далекий путь. И здесь же – объяснение, почему люди так любят эту икону: правда ведь – в самую душу смотрит! Лик Пресвятой Богородицы на этой иконе скорбный и строгий, что не случайно. Вспомним, что отличительной чертой Иверской является рана на лике: в IX веке, в период богоборчества воин ударил копьем икону Божией Матери, хранившуюся у одной вдовы в Никее, и из раны тут же истекла кровь. Впоследствии икона чудесным образом «пришла» на Афон по морю и стала хранительницей Иверской обители. Список с этой чудотворной иконы впервые был доставлен в Москву со Святой Горы в середине XVII столетия. С большой долей вероятности можно сказать, что, несмотря на все перипетии ХХ века, древние чтимые московские иконы сохранились до наших дней, и это настоящее чудо. «Всю душу видит» Первый Иверский образ для Москвы был изготовлен на Святой Горе по просьбе будущего патриарха Никона, тогда архимандрита московского Новоспасского монастыря, в годы правления царя Алексея Михайловича. На иконе сохранились греческие автографы: «Писал со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского». Иконописец старался создать изображение Матери Божией, полностью идентичное тому, что на Иверской иконе, однако дополнил свой список живописными изображениями ангелов и двенадцати апостолов на полях образа. Первоначальная Иверская омывалась святой водой, и на этой воде разводились краски. Перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». «Иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее»,— сообщается в грамоте за подписью архимандрита Пахомия, присланной в Москву вместе с иконой и хранящейся ныне в одном из государственных архивов.

http://pravoslavie.ru/98084.html

Глава XVII. Приезд нового владыки, посещение им Угреши; первая моя поездка в Санкт-Петербург; назначение меня в должность благочинного; прежнее распределение монастырей, новое; численность монашествующих; вторичный приезд владыки; вторичная моя поездка в Петербург Со дня кончины владыки до дня назначения нового митрополита временное управление Московской митрополией Высочайше поручено было преосвященному Леониду, епископу Дмитровскому, викарию Московскому. Дела епархиальные, приостановленные на некоторое время, потекли снова прежним порядком, потому что преосвященный Леонид был вполне проникнут духом и образом мыслей в Бозе почившего святителя. В конце декабря того же года преосвященный утвердил программу нашего вновь открытого училища и в начале января 1868 года разрешил построить в Угрешском монастыре архиерейский дом для приема владык, во время их посещения, с домовой крестовой церковью во имя Преподобного Сергия. 1868, мая 25, как только сделалось известно, что на Московскую митрополию назначен 5 января Высокопреосвященнейший Иннокентий, архиепископ Амурский и Камчатский, по распоряжению преосвященного Леонида предписано было во всей епархии на службах возносить молитвы о благополучном прибытии нового архипастыря нашего. До Казани владыка ехал в черном клобуке, а по прибытии в этот город он получил Высочайший рескрипт и возложил на себя присланный ему белый клобук и отсюда продолжал свое путешествие митрополитом Московским. В Москву прибыл он по Нижегородской дороге мая 25. Его встретили преосвященные викарии Московские, настоятели обителей и почетное духовенство. Преосвященный Леонид поднес ему икону и говорил приветственное слово. С железной дороги владыка проехал прямо к Иверской, а все встречавшее его духовенство между тем отправилось на Троицкое подворье и, когда он прибыл на подворье, преосвященный Леонид представлял ему настоятелей монастырей, которые ему подносили иконы, и прочее Московское духовенство. В день, назначенный для первого служения, владыка прибыл в Казанский собор, где облачился, и сопровождаемый крестным ходом, шествовал в Успенский собор, в котором была ему торжественная встреча, совершил литургию и после того произнес речь к Московской пастве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Глава XVI В Николо-Бабаевский монастырь преосвященный приехал 13 октября 1861 года. 243 С ним прибыли: управвлявший при нем Кавказским архиерейским домом игумен Иустин, присный духовный сын епископа, ризничий иеромонах Каллист, из послушников Сергиевой пустыни, иеромонах Феофан, состоявший духовником при Андреевской церкви Ставропольского архиерейского дома, из иноков Никифоровской пустыни Олонецкой епархии, и несколько послушников. Последние состояли на Кавказе под духовным руководством иеромонаха Феофана, который, равно как и игумен Иустин и иеромонах Каллист, пользовался сам советами и духовными наставлениями владыки Игнатия. Таким образом, все лица, прибывшие с Кавказа в Бабаевскую обитель, составляли одну духовную семью, и их дружный образ действий скоро повлиял на весь внутренний и внешний быт обители. Время основания Николо-Бабаевского монастыря с точностью определить нельзя, потому что письменные документы его истреблены многократными пожарами. Известно, что местность, занимаемая ныне Бабаевским монастырем, принадлежала Московскому Николо-Угрешскому монастырю, основанному великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Основание Бабаевского монастыря, таким образом, должно отнести ко временам преемников Донского. Николо-Бабаевский монастырь по уставу своему есть общежительный, а по иерархическому значению – заштатный. В монастыре имеются две чудотворные иконы: 1) Иверской Божией Матери и 2) Святителя Николая Чудотворца, особенно чтимая народом как в городах Ярославле и Костроме, так и во всей окрестной местности. При иконе этой имеется частица мощей угодника Божия, хранящаяся в особо устроенной серебряной раке. Местное предание говорит, что частица эта святых мощей святителя пожертвована князем Потемкиным Таврическим, которому в окрестностях монастыря принадлежало более двенадцати тысяч душ крестьян. Князю частица эта прислана была в дар от папы, а князем прислана в обитель через управлявшего его имениями Аладова. Сама же икона святителя обретена на бабайках – веслах, сделанных из цельного бревна, употребляемых на плотах, в кои связываются бревна, сплавляемые по реке на продажу, и которые при вводе плотов в речку Солоницу складывались за ненадобностью близ монастыря на правом берегу речки при впадении ее в реку Волгу. По этой причине и икона и обитель названы Бабаевскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010