13 МАЯ Память преподобного отца нашего Иоанна Иверского 129 Богоносный отец наш Иоанн был родом из Иверии (Грузии), из области Тао, происходил от царского рода иверского и славился в своем отечестве, но из любви к Богу оставил мир и вся, яже в мире, и, приняв на себя иноческий образ, подвизался сначала в находящихся в Иверии монастырях. Сперва поступил он в братство монастыря, находившегося близ его родины; потом, как мудрая и трудолюбивая пчела, желая более собрать меду добродетелей с цветов сада духовной мудрости, перешел в монастырь, тоже в Иверии, бывший на горе, называемой Колпа, а отсюда – на Олимп, где и безмолвствовал довольно времени. Но слава добродетели Афанасия афонского достигла и высочайших гор, и неприступных высот, и таким образом оттуда привлекла сего подвижника, как магнит железо, к подвижнику афонскому. Пришедши на Афон к Афанасию, Иоанн сделался искренним его другом и истинным послушником, поэтому впоследствии святой Афанасий отзывался о нем с особенной похвалой. Чрез некоторое время, оставив лавру святого Афанасия, он, иждивением Василия, сына Романа, греческого царя, создал славную обитель, которая и доныне известна под названием Иверской, – вместо дотоле бывшей малой и скудной, называемой Климентовой. Житие преподобного и богоносного отца нашего Евфимия нового (Иверского) 130 Преподобный отец наш Евфимий был родом грузин (иверец) из области Тао. Отец его, именитый и богатый, по сердечному влечению к ангельской жизни оставил богатство и славу мира и, в духе нищеты Христовой шествуя крестным путем жизни под именем Иоанна, принятым в пострижении, удалился из Грузии в Константинополь. Между тем, Евфимий, бывший в то время еще в младенческих летах, оставался на родине со своим дедом – под старческим руководством которого и воспитывался в правилах строгой христианской нравственности. Впрочем, и дед недолго оставался с ним в Грузии: взяв с собой Евфимия, он отправился тоже в Константинополь, чтоб найти там сына своего Иоанна и убедить его возвратиться в отчизну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Борщевое. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Заложен 2 сентября 1896 г., строился 20 лет на пожертвования благотворителей и доброхотных дателей. Храм бывшего женского монастыря, соборный, двухэтажный. В верхнем этаже три престола: главный - в честь Иверской иконы Божией Матери, в приделах: в честь Успения Божией Матери и свт. Феодосия Черниговского. В нижнем этаже три придела: в честь иконы " Скоропослушницы " Божией Матери, святителя и Чудотворца николая, великомученика и целителя Пантелеимона. Освящен в 1913 г. После 1917 г. закрыт. Сохранились лишь стены и своды без куполов и кровли. В августе 2000 г. была зарегистрирована община. Храм восстанавливается. Единственный сохранившийся храм этого монастыряИверский – пока не имеет статуса памятника. Это выявленный объект культурного наследия, согласно списку выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность по Тульской области от 24.11.2004 г. С архитектурной точки зрения этот храм и весь бывший монастырский комплекс представляют определенный интерес. В середине XIX века село Борщевое, а в то время сельцо, было приписано к приходской Троицкой церкви села Богородицкое Веневского уезда. Село принадлежало дворянам Хрипковым. Первый храм был построен по ходатайству Елизаветы Хрипковой. Первоначально храм хотели построить деревянным, но в 1859 г. построили каменный, однопрестольный, из-за значительного накопления средств. Но на приобретение церковной утвари и богослужебных книг средств недоставало. Тогда храмоздательница возобновила сбор денег, для облегчения и успешности которого выхлопотала разрешение печатать и продавать копии с чудотворной иконы Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима. Этот труд не пропал даром и все необходимое для храма было приобретено. В 1862г. храм был освящен Епископом Тульским и Белевским Никандром в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и приписан к близлежащей церкви села Богородицкого. Елизавета мечтала устроить при церкви небольшую женскую общину, но при жизни мечте ее не суждено было сбыться, т.к.

http://sobory.ru/article/?object=02230

В то время, когда Соборная Дума только что открыла свои заседания и приступила, на основании указа 21 Декабря 1662 г., к собранию сведений о винах патриарха Никона , как заявили против него свои жалобы знакомые уже нам соседние с Воскресенским монастырем, землевладельцы Сытин и Бобарыкин. Крутицкий митрополит Питирим к числу улик, собиравшихся против Никона, принес на него челобитную и жаловался, что он наложил на него клятву, за то, что он, Питирим, на соборе 1660 г. свидетельствовал об отречении Никона от патриаршего престола; Питирим просил соборного суда над Никоном, чтобы развеять соблазн в народе, так как многие стали говорить об нем, что он славолюбив и чести великого архиерейства похититель. Конечно, Никон без собора не мог налагать клятвы на Питирима по 34 правилу Св. апостолов 21 ; но и созвать собор против Питирима едва ли бы Никону удалось, так как в это время архиереи были уже на стороне бояр и действовали вместе против Никона, который все это знал, поэтому и решился провозгласить Питириму за его самовольство отлучение от Церкви по своим личным соображениям 22 . Затем явились новые лица с новыми жалобами и посыпались на опального патриарха челобитные со всех сторон: новгородцы, дворяне и дети боярские, всем городом, били челом государю на обиды от властей и от крестьян Иверского монастыря, и в это дело вмешали Никона, что он в обидных делах сыску и челобитчикам расправы не дает; помещики жаловались на тягость, что с вотчин Иверского монастыря даточных крестьян не берут, а Никон просил об освобождении от этой повинности означенных крестьян, так как в царские походы с этих вотчин поставлено было для солдатской службы в один раз пятьсот, а в другой раз, триста человек 23 . Новгородец Прокофий Хмелев бил челом царю на увечье, что его побили и высекли Иверского монастыря крестьяне 24 , а патриарх потакает, сыску не делает; между тем как Никон отдавал приказание того монастыря властям: по челобитью Хмелева сыскать и виновным перед ним учинить наказание 25 . Здесь во всем и у всех Никон представляется человеком неспокойным, обидчиком, готовым отнять чужую собственность и завладеть чужим имуществом; но это было время, когда отовсюду и от всех, из всех монастырей и из всех церквей Русского царства собирались вины и обличения против патриарха Никона ; принималось от всех все, кто бы что ни сказал на патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Монреальская Икона Божией Матери: 20 лет прошло со дня гибели Иосифа Муньоса Монреальская Икона Божией Матери: 20 лет прошло со дня гибели Иосифа Муньоса       Коренной перелом в жизни Иосифа Муньоса наступил в ноябре 1982 года, когда он поехал паломником на Афон. Там, в небольшом скиту Рождества Христова, он увидел копию древней афонской Иверской иконы Божией Матери, написанную насельниками этого скита. Икона так поразила Иосифа, что он стал просить монахов продать ее, предлагая им все свои наличные деньги. Однако монахи просьбам не вняли, сказав, что эта святыня не продается. Как рассказывал потом в одном из интервью сам Иосиф, во время ночной литургии он на коленях молился Богородице, прося ее исполнить его желание. Уже на выходе из скита его неожиданно догнал настоятель, схиигумен Климент, и вручил ему пакет с иконой со словами: " Пресвятая Дева хочет ехать с тобой " . Монахи отдали икону Иосифу безвозмездно, и тогда же он дал обет, что икона никогда не станет для него источником обогащения. Перед тем как покинуть Афон, он почувствовал, что должен заехать в древний Иверский монастырь, где находится оригинал Иверской иконы, чтобы приложить к нему свою икону. . - Афон     В ночь с 30 на 31 октября 1997 года в Афинах произошло событие, потрясшее весь православный мир: в отеле при загадочных обстоятельствах был жестоко убит Иосиф Муньос-Кортес, хранитель чудотворной мироточивой Иверской Монреальской иконы Божией Матери. С того времени прошло уже 20 лет, однако убийцы (по некоторым предположениям, сатанисты) так и не найдены. Неизвестна и судьба чудотворной иконы, она бесследно исчезла. О таинственном трагическом событии и его последствиях — в материале РИА Новости. " Мы никогда не забудем эту ночь, когда зазвонил телефон в три часа утра. Звонил священник из Калифорнии, чтобы сообщить о том, что убили, замучили брата Иосифа в Афинах... Это было очень страшно. И выяснилось, что пропала икона, которую он хранил. Мы все ощутили свою вину в потере такого чуда: Божия Матерь к нам " пришла " , и она от нас скрылась по нашим грехам " , — вспоминала супруга священнослужителя Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) из США Мария Потапова.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2745

Недавно в Иверском монастыре, в Одессе, скончался иеромонах. От сердечного приступа - бывает даже и со сравнительно молодыми людьми. Что же, кончина нашего ближнего должна побуждать нас к молитве об упокоении его души и к размышлению о том, что и мы сами неизбежно, чуть раньше или чуть позже, отойдем в путь всея земли и предстанем на суд. К сожалению, некоторых она побуждает к совсем другому - распространению сплетен о новопреставленном. Специфически известный журналист Сергей Бычков сообщил, а о. Андрей Кураев растиражировал в своем блоге, что " Один скандал сменяется другим – сразу после Рождества в Иверском монастыре в Одессе, где наместником является викарный епископ, в его доме во время трехдневной попойки скончался иеромонах... Это был весьма странный священнослужитель – практически не служил, а если видели его во время богослужения, то обычно нетрезвым... митрополит Агафангел изо всех сил стремится замять этот скандал. Хотя уже стало известно, что в крови покойного иеромонаха было обнаружено большое содержание кокаина " . Новость быстро разошлась в социальных сетях, вызвав, естественно, бурные комментарии про крайнюю развращенность и гнилость РПЦ МП. Вскоре МВД Украины выступило с опровержением - " Согласно результатам экспертизы, 28-летний мужчина скончался в результате острого сердечного приступа. Наркотиков и алкоголя в его крови экспертиза не обнаружила " , сообщила сотрудник пресс-службы горУВД Татьяна Хмельницкая. Как же отреагировали блогеры? Признали свою ошибку - мол, бывает, напутали, поверили сплетне, впредь будем осторожнее? Извинились перед одесской Епархией, друзьями и близкими покойного? Нет. Либо просто никак не отреагировали на опровержение, либо заявили, что одесское УВД лжет, выгораживая развратных монахов. Что же, давайте подумаем, кто тут лжет. Может ли оказаться, что Одесское УВД взирает на лица и берет дары, и обманывает общественность в вопросе экспертизы? Теоретически да, чего только не бывает. Может ли оказаться, что лжет Бычков - либо его информаторы? Давайте признаем, что и это возможно. Что более вероятно? Попробуем без эмоций, чисто рассудочно оценить это.

http://pravoslavie.ru/67765.html

Об этом чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России 30 апреля. ПРАВМИР. Во вторник Светлой недели православные верующие отмечают праздник в честь Иверской иконы Божией Матери.       В IX веке, во времена ереси иконоборчества, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она в надежде сохранить святыню упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону и поставил её в храме. Но на другой день икону не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою». История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Слово в день Иверской иконы Божией Матери Празднуем мы, братие и сестры, в честь святой иконы Божией Матери Иверской, которая сначала была в доме одной благочестивой вдовы в Никее в IX веке, в годы гонения на святые иконы при императоре Феофиле. Не будучи в состоянии спасти святую икону от поругания, вдова пустила ее в море, икона же чудесно направилась к святой горе Афонской, которую уже ранее Божия Матерь избрала земным уделом Своим вместе с Иверией, послав в последнюю страну святую равноапостольную деву Нину, просветительницу Иверии. Афонские иноки видели огненный столп, возвышавшийся над святою иконою, но не могли достигнуть ее. Тогда по особому откровению один инок Иверского монастыря – Гавриил пошел по водам моря и взял на руки святую икону, внес ее в храм Иверского монастыря, но на другой день она была найдена над вратами монастыря, где избрала Божия Матерь место пребывания Своего. В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне, затем Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве. Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложится к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. д. – это всем известно. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери. Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как на­поминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Изра­иля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, пред­водимого столпом облачным и огненным, а еще ранее – явление Бо­га Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бед­ствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в кото­рой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый си­лою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а це­лое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного вни­мания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни.

http://pravoslavie.ru/1516.html

19. Мечты о православной империи Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Мероприятия патриарха Никона по исправлению книг почти невозможно понять, не принимая во внимание его интерес к внешней политике Московской Руси и ко вселенскому православию. Уже неприязнь к иноверцам и Западу неизбежно приводила патриарха к вмешательству в международные отношения России. Неоднократно он старался направлять московскую дипломатию на защиту православия, выступая как вселенский покровитель единоверцев, находившихся под гнетом поляков, турок и шведов. Вовсе не московский узкий национализм, а глубокое чувство ответственности России за судьбы православных, живших за ее пределами, являлось стимулом его действий. В этом отношении он был далек от взглядов Филарета и большинства боголюбцев, которые интересовались судьбами только Московской Руси, последней сохранившей православие и оставшейся независимой христианской нации Востока, и наоборот, даже высказывали некоторое опасение перед иногда “шаткими” в вере православными Польши или Оттоманской империи. Взгляды Никона были гораздо ближе к убеждениям Бориса Годунова, который, еще будучи регентом, указывал на вселенскую роль Москвы в деле охранения всего православного мира, поддерживал восточных патриархов, а в 1590-х годах даже двинул русские войска для защиты православной Грузии от мусульман. Теперь, в 1650-х годах, едва избранный патриархом, Никон в свою очередь старается влиять на русскую политику и направлять ее с целью покровительства и объединения всех православных. Даже такое политически нейтральное событие, как создание новой обители на Валдае, Никон стремится превратить в манифестацию вселенско-православной солидарности, посвящая свое любимое детище Иверской, т. е. Грузинской Божьей Матери. Это посвящение валдайского монастыря иконе Иверской Божьей Матери было связано с возобновлением тесных контактов с Грузией, сношения с которой восходили еще ко временам Андрея Боголюбского. В 1619 и 1623 годах грузины снова посылали в Россию новые посольства с просьбой о помощи, а в 1636 году, даже не запрашивая Москву, поставили свою страну под покровительство русского царя. Ввиду роста опасности со стороны турок и персов, дипломатические отношения с Россией делались все более и более а в 1650 году имеретинский царь Александр со своим двором и феодалами принес присягу на верность Алексею Михайловичу, объявив себя подданным русского Правда, эти связи с Грузией еще в течение следующего полутора века были довольно случайны и не шли дальше отдельных случаев помощи деньгами и войсками грузинским повелителям, а само “принятие подданства” имело более символический, чем практический характер, но тем не менее своим жестом Никон подчеркнул свой интерес к грузинской церкви и свое молитвенное общение с ней.

http://sedmitza.ru/lib/text/439517/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Кахетинскому царю Теймуразу I о принятии Иверской земли под покровительство России. 1641 г. мая 31. Документы о вхождении Грузии в состав России Бога единого безначальнаго и безконечнаго... в Троицы славимого, милостию мы, великий государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии самодержец [п. т.], пожаловали есмя Иверские земли началника Теймураза царя и сына ево царевича Давыда, велели им дати сю нашу царскую жаловальную грамоту вперед для утверженья, по ево, Теймуразову цареву, челобитью и прошенью, потому что изначала Грузинские земли цари и князи нашие православные крестьянские веры, а в послушанье были за много лет у прародителей наших у великих государей царей и великих князей российских. А принял дед наш блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец под свою царскую высокую руку грузинского Леонтья царя, царева Александрова отца, во оборону для православные христианские веры. А после Леонтья царя сын ево Александр царь з детьми по тому ж были послушны дяде нашему блаженные памяти великому государю царю великому князю Федору Ивановичу всеа Русии самодержцу и по нем бывшим великим государем царем российским и крест им великим государем целовали, и грамоты докончальные грузинских царей в нашей царской казне есть многие. И в прежних годех присылали к нам великому государю бити челом он, Теймураз царь, да башачюжской Юрьи царь, да Гурелской Мануйло царь, что кизылбашской Абас шах Грузинскую землю повоевал, и церкви разорил, и ево, Теймураза царя, из ево земли изогнал. А в прошлом во 127-м присылал к нам великому государю он же, Теймураз царь, з грамотою в послех Курмигинские пречистые Богородицы монастыря игумена Харитона бити челом о помочи на кизылбашского Абаса шаха, что землю Грузинскую разорил и церкви Божьи обругал .

http://sedmitza.ru/lib/text/439145/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1997 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 18–23 ФЕВРАЛЯ 1997 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря, в деяниях Собора участвовали 133 архипастыря; вопрос о созыве Архиерейского Собора был рассмотрен на заседании Священного Синода 17 февраля 1997 г. В соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) 1994 г., который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В докладе, прочитанном Святейшим Патриархом Алексием II в 1-й день соборных заседаний, нашли отражение важнейшие события церковной жизни за время, прошедшее после Архиерейского Собора 1994 г.,— были восстановлены или образованы епархии: Абаканская, Белгородская, Томская, Элистинская, Сыктывкарская, Мурманская, по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви были образованы 2 епархии на Украине — Владимиро-Волынская и Криворожская. Святейший Патриарх привел данные о действующих монастырях Русской Православной Церкви: 185 мужских и 205 женских, из них 242 в России, 89 на Украине, 57 в др. странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также 47 монастырских подворий. Патриарх Алексий напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших в период между Соборами: празднование 600-летия московского Сретенского монастыря (7 сент. 1995), торжественная встреча верующими во главе с Патриархом нового списка с Иверской иконы Божией Матери, привезенного с Афона (24 окт. 1995), освящение Иверской иконы Божией Матери часовни и Воскресенских ворот на Красной пл. (25 окт. 1995). Одной из важнейших задач служения Церкви в условиях активной прозелитической деятельности инославных миссионеров и пропаганды сектантства Патриарх назвал миссионерскую работу, отметив, «что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей». Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 г. в феврале 1995 г. была образована группа, которая разработала концепцию возрождения миссионерской деятельности РПЦ, утвержденную Священным Синодом 6 октября этого года. В декабря Священный Синод принял решение об образовании Миссионерского отдела, председателем которого был назначен епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Для координации работы епархиальных миссионерских учреждений Миссионерский отдел начал издание журнала «Миссионерское обозрение», в котором публикуются информационно-консультативные материалы по проблемам миссионерской деятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010