В Троицком жен. мон-ре находится рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В обители также находится чудотворный Виленский крест-мощевик, преподнесенный в дар мон-рю в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. Микулиным. В Благовещенском муж. мон-ре почивают в раке мощи благоверных князей Константина и его чад Михаила и Феодора. Там же хранятся местнопочитаемые иконы Божией Матери «Иверская», «Знамение», «Козельщанская». В Преображенском муж. мон-ре почитаются список иконы Божией Матери «Скоропослушница» (привезена в дар от Русского Пантелеимонова мон-ря со Св. Горы Афон в 1878), частица мощей прп. Илии Муромца, Киево-Печерского чудотворца. В Михаило-Архангельском храме архиерейского подворья с. Лазарева находятся в раке мощи прав. Иулиании Лазаревской. В кафедральном храме в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в г. Вязники находится чудотворная икона Божией Матери «Казанская-Вязниковская» (согласно преданию, написана иноком Николо-Шартомского муж. мон-ря Иоакимом в 1623). Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. До начала гонений на Церковь в XX в. на территории М. и В. е. существовали традиции проведения крестных ходов. В Муроме общегородским был крестный ход с Иверской иконой Божией Матери, установленный в память принесения одноименного чудотворного образа, находившегося в Москве у Спасских ворот, в муромский Благовещенский муж. мон-рь в 1812 г. После победы России в войне с Наполеоном святыня была возвращена в Москву; почитаемый в Муроме список находился в Благовещенском мон-ре. Ежегодно в Муроме в день памяти благоверных князей Константина, Михаила и Феодора после Божественной литургии совершался городской крестный ход к часовне во имя св. кн. Михаила, воздвигнутой на месте его убиения. В Вязниках проводился крестный ход с чудотворной Казанской-Вязниковской иконой Божией Матери в память об избавлении города от эпидемии холеры в 1891 г.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Главная святыня монастыря Обновившаяся икона Божией Матери «Иверская» [ править править код ] В конце XIX в.- начале XX в. для иконостаса церкви села Решеты Кочковского района Новосибирской области был заказан на Святой Земле список Иверской иконы Божией Матери. После закрытия церкви советской властью икона находилась у местного жителя. Он закрывал святым образом бочку с соленьями, использовал как загородку в свинарнике. Спустя годы родственница хозяина принесла благочестивой мирянке Саломии Протасенко, пострадавшей в годы репрессий за исповедание православной веры, черную доску, в которой с трудом угадывалась икона. Двадцать лет Саломия просила у Господа и у Его Пречистой Матери прощения и оставления грехов своих и своих близких. Молитва ее была услышана, постепенно стала сходить чернота, и явно проявился образ Иверской иконы Божией Матери. Уже после смерти Саломии Герасимовны игумен Филипп (Новиков), будучи в то время благочинным Центрального областного округа Новосибирской Епархии, узнал о чудесно обновившейся иконе. Вместе с игуменом Артемием (Снигур), наместником образованного в селе Козиха в 1997 году мужского монастыря во имя святого Михаила Архангела, и монахиней Марией (Серопян) — ныне игуменьей женской обители в селе Малоирменка, он направился к Евдокии Шульге, племяннице Саломии Протасенко, к которой перешел святой образ. На просьбы передать образ в монастырь Евдокия Макаровна разрешила взять его вначале только на время, а потом, увидев благоговейное почитание образа Божией Матери, и навсегда. С января 1999 года каждый день в обители начинается с молебна перед иконой как благословения Самой Пресвятой Богородицы. 13 апреля 2004 года по благословению архиепископа Тихона Иверская икона была привезена в строящийся Троице-Владимирский собор — Новосибирское подворье Михаило-Архангельского монастыря. С этого времени возникла традиция привозить в понедельник Светлой седмицы чтимый образ на монастырское подворье на вечернюю службу, за которой поется акафист Пресвятой Богородице. На следующий день после крестного хода святыню увозят обратно в монастырь. Подробнее... Подворья [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Михаило-Арханг...

Это поразительное событие глубоко впечатлило брата Иосифа и его спутников. Когда они находились в пути и плыли по направлению к Дафне, властный внутренний голос настойчиво говорил брату Иосифу: «Иди в Иверский монастырь и приложи твой образ к знаменитой чудотворной иконе Иверской, находящейся в этом монастыре». Брат Иосиф исполнил это внутреннее повеление, и, прибыв в Иверский монастырь, приложил икону к первообразу. Так список с иконы Иверской Божией Матери, освятившись самим Афонским Чудотворным образом Портаитиссы, отправился в свое далекое путешествие в Канаду. Возвратясь домой в Монреаль, брат Иосиф затеплил лампаду и поместил Святой образ Богородицы между мощами некоторых святых Киево-Печерской Лавры, переданных ему владыкой Леонтием, и рядом с иконой-фотографией святой преподобномученицы княгини Елизаветы. Брат Иосиф много молился Пресвятой Богородице и в течение трех недель каждую ночь читал Ей Акафист. И вот после трех недель пребывания святого образа в скромном жилище брата Иосифа вдруг происходит явление великой силы Божией – Святой образ стал изливать чудесное целительное и благодатное миро. С этого момента икона никогда не переставала источать миро, кроме нескольких дней Страстной Седмицы. Явленное чудо Иверской Мироточивой Божией Матери иконы с Афона совершило потрясение среди православных верующих Зарубежья и, конечно, в России, а также среди неправославных; многих чудо приводило к вере. Уже в первое время фотоиконочки с Мироточивой Монреальской были переданы в Россию. Православные верующие с новым духом, верою, упованием и с великой молитвой потянулись к Пресвятому Образу Владычицы. С 1983 г. образ Пресвятой Владычицы Иверской Божией Матери начал свое странствование, которое продолжалось до 1997 года. Икона посетила православных во всех епархиях Русской Зарубежной Церкви. Слава об Иверской Мироточивой Монреальской иконе распространялась неимоверно быстро и повсюду. Ее везде ждали, и она спешила, спешила и спешила, особенно на помощь страждущим, больным, умирающим. Как открыты были сердца молитве при встрече этого «идущего» к нам Чуда! Пение, слезы, а там вдалеке, в обычной темной своей одежде, тихий и кроткий облик всегдашнего странника – брата Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

После прикладывания я начал служить опять, причем акафист, на этот раз обычный, иконе Иверской пелся по-английски. Часть прихожан пошла домой, но пришло и много новых людей, американцев, так что храм оставался полон молящимися. После второго акафиста опять было прикладывание к Иконе, и я опять раздавал иконки с ваткой тем, кто их еще не получил. В субботу утром мы поехали с Иконой сначала в новостроящийся храм Св. Блаженной Ксении Петербургской на старом русском кладбище, основанном в 1925 или 26 году. Там молебен с акафистом Иверской иконе Божией Матери пелся по-английски, т. к. это миссионерский приход, основанный несколько лет тому назад о. Николаем Баргут, американцем сирийского происхождения, рукоположенном и ранее служившим в нашем Богоявленском храме. Храм, заложенный епископом Иларионом, еще не освящен, и это было первое в нем богослужение. После Молебна о. Николай также благословлял каждого иконкой и кусочком благоуханной ватки. Из Метухена мы поехали в Ипсвич, в храм Св. Иоанна Русского, заехав по дороге к дьякону и к казначею нашего прихода. Этот храм также был основан как миссионерский приход американцами, выходцами из нашего Богоявленского храма. О. Спиридон также отслужил молебен с акафистом по-английски и благословил каждого иконкой с ваткой, напоенной елеем от иконы. По дороге из Ипсвича мы заехали в дом старосты нашего храма и в дом бывшей старшей сестры и почти в назначенное время прибыли в Богоявленский храм для служения воскресного всенощного бдения. Храм был уже полон народом, ожидавшим икону Пресвятой Богородицы. На полиелее, после каждения всего храма и малой ектении, хор опять запел акафист Иконы Богородицы Иверской Мироточивой умилительным московским напевом. После чтения Евангелия и обычной ектении, во время пения канона, опять было прикладывание и помазание каждого святым елеем с раздачей иконок каждому, кто ее еще не получил. Прикладывание продолжалось до девятой песни канона. После всенощной и торжественных проводов Иконы в храме продолжалась исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

2002 г. Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители был архим. Иосиф (Невский) , хиротонисанный в 1921 г. во епископа Валдайского, викария Новгородской епархии. В июне 1918 г. братия и прихожане В. м. оказали сопротивление отряду милиции, пытавшемуся описать и изъять монастырские запасы продовольствия, архим. Иосифу удалось предотвратить кровопролитие. Осенью 1918 г. из В. м. были изъяты золотая риза с чудотворной Иверской иконы, др. старинная драгоценная утварь, вещи Патриарха Никона, но по распоряжению комиссара Наркомпроса 1 янв. 1919 г. ценности были возвращены в обитель. Вскоре монастырские рабочие, объединившиеся в «рабочий комитет», захватили ключи от монастырских кладовых и начали хозяйничать в мон-ре. В 1919 г. В. м. был преобразован в Иверскую трудовую артель. Одновременно в помещениях зап. стены был размещен «Никоновский музей», которым заведовал археолог Д. Д. Франц, с 1924 г.- И. Ф. Лукашевич (в 1920 был издан путеводитель по музею). Постановлением коллегии Петроградского отдела по делам музеев 22 февр. 1921 г. здания В. м. «со всем находящимся в нем церковным имуществом признаны имеющими исключительное исторически-бытовое и художественное значение». В то же время состоялось публичное вскрытие мощей св. Иакова (их совр. местонахождение неизвестно). В 1927 г. трудовую артель при В. м. ликвидировали за «связь с Иверской чудотворной иконой». Настоятель был арестован и сослан в Рыбинск, затем жил в г. Валдае, 6 бывш. насельников В. м. в кон. 30-х гг. служили в селах Валдайского р-на. В монастырских помещениях разместились музей, мастерские, в 1941-1945 гг.- госпиталь, затем дом инвалидов - участников войны, лесная школа для детей, больных туберкулезом, с 70-х гг.- база отдыха. К началу реставрационных работ 1959 г. большинство построек В. м. находилось в аварийном состоянии, автором проекта реставрации и научным руководителем работ был архит. Л. Е. Красноречьев. В 1991 г. В. м. был передан Новгородской епархии, первым наместником стал игум. Стефан (Попков).

http://pravenc.ru/text/153903.html

По завещанию святой, крест ее, обвитый собственными ее волосами, перешел к царю в наследственное владение, и таким образом он находился во дворце царском от смерти святой до страдания св. муч. Шушаники, которая хранила у себя его. Как достался он ей – истории не известно. Известно только то, что он передан был св. Шушаникой своему духовнику перед страдальческой ее кончиной в Цуртагской крепости, на случай, чтобы не подвергнуть его поруганию от огнепоклонников и в особенности от своего мужа Вазгена, вассала Вахтанга Великого I, желавшего во что бы то ни стало надругаться над ним. Воевода армянский, узнав о таковом сокровище, хранившемся у иеромонаха, взял его вместе с другими мощами, находившимися у св. мученицы, и поставил в крепостной церкви Капоэтской. Там он скрывался около 175 лет; оттуда впоследствии похищен был армянским католикосом и поставлен в нарочно устроенном для него монастыре Ванадад, где находился 459 лет. По разорении его арабами унесен в город Карс, где находился 164 года; затем армянский католикос Василий отыскал его и поставил в г. Ани, где скрывался с лишком 150 лет, согласно сказанию отца Чамчиана; по взятии этого города св. груз. цар. Давидом Строителем († в 1125 г.), с честью перенесен как сокровище Иверской Церкви в Мцхет, но не надолго: в смутные времена он был отправлен в Кавказские горы и укрыт в храме Св. Троицы или Самеба, что у подошвы горы Казбек в виду казбекской станции, на западной стороне селения того же названия, на левом берегу Терека. Чтобы сохранить св. крест от новой потери, царь Теймураз II († 1746 г.), приказал отцам Грузинской Церкви перенести его для хранения в горную крепость Ананур в церковь Божией Матери, где он сохранялся до митрополита Тифлисского Романа, а по Иосселиани – Тимофея, который тайно увез его в Россию в 1749 г. и вручил его царевичу Бакару, – внук его Георгий Александрович в 1801 г. поднес его императору Александру I, который повелел отослать святыню назад в Грузию, как достояние Иверской Церкви, с грамотой. Он был поставлен в Сионском кафедральном соборе, где находится до сих пор за иконой св. Нины у северных дверей иконостаса. См.: История армии Чамчиана. Т. II. С. 87–599 и Синаксарь арм. на 20 марта. Император другую, нижеследующую грамоту пожаловал самому царевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«О, Пресвятая Богородице, мосте, преводящий сущих от земли на небо, теплая помощнице, отгоняющая нападения злых духов и во время нашего исхода из этой жизни далеко прогоняющая от нас страшные лица лукавых бесов, – спаси всех нас!» Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский. 1983 г. Наша жизнь под благословением Мироточивой иконы Первая наша встреча с мироточивой иконой Иверской Божией Матери была еще в 1985 г., когда наша семья была в небольшой группе людей, которые встречали эту икону в аэропорту рано утром, в субботу, и т.к. народу было мало, и детей было всего четверо наших, то, даже провожая икону до машины, мы успели познакомиться и поговорить с братом Иосифом. По прибытии в собор народу было больше, и после молебна брат Иосиф уже беседовал с нашими детьми и нами, как будто мы давно уже знакомы. Брат Иосиф пообещал нам, что посетит наш дом с иконой, когда она будет в нашем районе. Мы живем в Кабраматте, недалеко от храма Покрова Пресвятой Богородицы, куда икону привезли на следующий день, в воскресенье вечером, к акафисту. Мы тут же при встрече иконы в храме спросили брата Иосифа, посетит ли он наш дом после акафиста, на что он очень расстроено ответил, что Владыка Павел распорядился не возить икону по частным домам. Расстроенные отказом, мы простояли акафист, и когда Владыка пошел в алтарь снимать облачение, то Феодор прошел в алтарь попросить владыку заехать к нам с иконой. Владыка не сразу согласился, но зная нашу семью хорошо, он решил, что им всем надо покушать где-то, и на вечернюю трапезу они с братом Иосифом и иконой заедут к нам. Все мы были в восторге. Феодор сел в машину с Владыкой и братом Иосифом, чтобы указывать шоферу дорогу, а мы с детьми побежали домой, чтобы накрыть на стол и встретить икону. Так вот мы получили благословение от мироточивой иконы тем, что она посетила наш дом. Запах мира пропитал скатерть на столе, и вообще в доме долго чувствовался запах мира. Впечатление чуда, творившегося на глазах у нас в наш грешный век, было незабываемым, и мы ездили каждый день на молебны и акафисты в разные храмы в Сиднее.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Тело Владыки до 23 ноября находилось в Крестовой церкви на Троицком подворье, куда шла масса народу для прощания. После заупокойной литургии, начавшейся в 10 ч. утра, тело было перенесено с торжественным шествием в Кремль (по Самотеке и Садовым улицам до Триумфальных ворот на Тверской к Иверской часовне и далее, через Красную площадь, в Кремль в Алексиевский храм Чудова монастыря). Порядок шествия был принят следующий: 1 . Впереди, как обычно – хоругвеносцы, за ними следовали: 2 . Родные и священники с образами – Преподобного Сергия, Казанской иконы Божией Матери и четырех святителей Московских. 3 . Четыре диакона с гробовой крышкой. 4 . Чудовские певчие. 5 . Выборные от всех городских сословий. 6 . Члены Московской Общей Думы. 7 . Городской глава и старшины городских сословий. 8 . Чиновники консисторий в мундирах, наставники семинарий и училищ по два в ряд. 9 . Духовенство (так же). 10 . Иподиаконы, несшие награды, полученные митрополитом: 1) Золотую медаль в память освобождения крестьян, крест св. Нины 1-й степени, и наперсные кресты; 2–6) Ордена 1-й степени; 7) Докторский крест и крест от Александра I; 8) Панагии (от Государя). 11 . Синодальные певчие. 12 . Священники с Евангелием, запрестольным крестом и иконой Божией Матери. 13 . Преосвященные архиереи. 14 . Иеродиаконы с Крестом, лампадой и посохом Владыки. 15 . Иеромонах с белым клобуком и с малым омофором на блюде. 16 . Иеромонах с митрой, с крестом и омофором (так же). 17 . Диаконы с трикириями (2), рипидами (2 – по бокам гроба), кадилами (6) и светильниками (4). 18 . Гроб, который несли: 7 архимандритов (и 7 ассистентов), 18 протоиереев (и 18 ассистентов-священников). Архимандриты несли вначале (до Семинарии) и в конце (от Иверской часовни до Чудова монастыря). Остальное время – протоиереи и священники. При гробе по углам 4 лаврских хоругви (4 иеродиакона и 4 ассистента). По дороге совершались литии перед Троицким и другими храмами на пути, у Иверской часовни, при встрече в Чудовом монастыре. Шествие началось ровно в 12 часов дня и длилось около четырех с половиной часов, после чего в Алексеевском храме была отслужена панихида, закончившаяся в 6-м часу (повторена в 8 часов вечера).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1812 г. праздник Сретения Владимирской иконы 26 авг. совпал с днем Бородинской битвы. Крестный ход этого дня с В. и. и др. чтимыми иконами Божией Матери (Смоленской и Иверской) вокруг стен Китай-города и Белого города по своей духовной значимости был близок Большим крестным ходам XVII в. Накануне сдачи Москвы эти 3 иконы были отправлены во Владимир. Там В. и. ежедневно носили крестным ходом по городу. Затем ее вместе с Иверской иконой перевезли в Муром, а оттуда - в освобожденную столицу. В ознаменование победы 1 дек. 1812 г. совершили крестный ход в Китай-город, В. и. несли в сопровождении чтимых икон Богоматери - Иверской, Грузинской, «Утоли моя печали» ( [Снегирев И. М. ] Очерки жизни моск. архиеп. Августина. М., 18413. С. 26-52). 26 мая 1883 г., в день освящения храма Христа Спасителя, В. и. возглавляла торжественный крестный ход из Успенского собора к новому храму. В 1918 г. служба В. и. была использована еп. Афанасием (Сахаровым) при создании им новой службы всем святым, в земле Российской просиявшим ( Чинякова Г. П. Служба всем святым, в земле Российской просиявшим,- словесная икона Св. Руси//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 71-76). Им же была составлена новая иконография этого праздника с изображением В. и. в Успенском соборе Московского Кремля, осеняющим сонм рус. святых (икону в 20-30-х гг. ХХ в. написала мон. Иулиания (Соколова) ). В дек. 1918 г. В. и. была взята из закрытого для богослужения Успенского собора на реставрацию, законченную в апр. 1919 г. С 1926 по 1930 г. она находилась в ГИМ, затем была передана в ГТГ. Почитание иконы как чудотворной святыни возобновилось в 90-х гг. XX в. В один из тяжелых периодов новейшей истории, когда нависла угроза вооруженного столкновения противоборствующих сторон власти, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 окт. 1993 г. В. и. была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. В 1995 г. отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы, 26 авг. из Успенского собора Московского Кремля после литургии был совершен торжественный крестный ход в восстановленный Сретенский мон-рь, куда из ГТГ принесли на поклонение В. и. В эти годы шла дискуссия о передаче В. и. из ГТГ в ГММК - на место ее исторического пребывания, в Успенский собор Московского Кремля. После освящения в 1996 г. ц. свт. Николая в Толмачах при ГТГ В. и. периодически приносили туда на поклонение; с 1999 г. она находится там постоянно. В. и. в миниатюрах рукописей, иконах и настенных росписях

http://pravenc.ru/text/154962.html

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице!». Внимая непрестанным просьбам Пречистой Матери, Господь непрестанно изливает на нас Свою великую милость и через Ее чудотворные иконы. И вот даже в наши страшные дни отступления от Церкви и веры, во дни показного, бездеятельного Христианства, во дни нравственного развала, богоборчества и гонений на Церковь и верующих, несмотря на оскудение в нас любви и ежедневно порабощающие нас зло и вражду – Господь даровал Свою милость в поддержку верующих и в назидание маловерных явлением чудотворной мироточивой Иконы. Недавно и мы, православные в Австралии, оказались свидетелями этого великого чуда. Ниже приводим описание посещения мироточивой Иконой Божией Матери Иверской (написанной в 1981 г. на Афоне о. Хризостомом) приходов Русской Зарубежной Церкви в штате Виктория. Встреча в мельбурнском аэропорту В течение нескольких дней приходы штата Виктория готовились к встрече Пресвятой Богородицы в Ее чудотворном образе. Наступила суббота 16/29 июня – день прибытия Иконы из Сиднея в сопровождении ее хранителя Иосифа Муньоза. Аэроплан ожидали в 3.15 дня, и к этому времени на аэродром приехали настоятель Св.-Покровского собора о. Николай Карыпов, о. Николай Далинкевич, настоятель Св.-Успенской церкви в Данденонге о. Михаил Протопопов, многие певчие и верующие; привезли автобусом детей-школьников. Авиакомпания ТАА предоставила в распоряжение верующих небольшой приемный зал для первого приветственного молебна перед св. Иконой. Священнослужители с частью певчих и верующих направились в конец коридора, где ожидали пассажиров указанного полета. Все были охвачены особым волнением и боялись пропустить момент появления Иосифа Муньоза с Иконой. Всколыхнулись, увидав приближающегося высокого брюнета в темном пальто, поддерживающего спускающийся с правого плеча темно-синий бархатный чехол со звездочкой. Неторопливые движения рук хранителя Иконы, и из чехла плавно поднимается образ Приснодевы с Младенцем и передается о. Михаилу на его попечение в течение вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010