(?) (Византийский музей в Афинах). На иконе изображен лежащий на погребальном ложе Е. С. в окружении монахов; над ложем - образ Богоматери; вокруг, на пейзажном фоне,- сцены монашеских трудов, вдали - столпник на колонне, к-рому подают еду. Помимо иконописи («Успение прп. Ефрема Сирина», сер. XV в., Иверский мон-рь на Афоне; «Успение прп. Ефрема Сирина», 1-я пол. XV в., К-польская Патриархия) нередко встречается в храмовой стенописи, получая особую популярность в поствизант. время: собор мон-ря Йошаница, Сербия (кон. XIV в.); мон-рь Анапавса во имя свт. Николая в Метеорах (1527, мастер Феофан Критский); экзонартекс мон-ря Дохиар на Афоне (1568), и др. В древнерус. искусстве утвердилась иконография Е. С., представляющая его аскетом со впалыми щеками и редкой бородой, в темном монашеском плаще и куколе. Отсутствие надписей не всегда позволяет уверенно идентифицировать образ святого в ранних памятниках; предположительно он есть в новгородских церквах: в нартексе Николо-Дворищенского собора (1117-1136); в Троицком приделе ц. Преображения Господня (1378); в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью (80-90-е гг. XIV в.); в ц. Рождества Христова на Красном поле (90-е гг. XIV в.). Среди памятников иконописи с образом Е. С.- двусторонняя икона-святцы (2-я пол. XVI в., НГОМЗ), на которой Е. С. (в белом куколе и со свитком) представлен с преподобными Феодором Студитом и Феодосием Великим; «Прп. Ефрем Сирин в молении Св. Троице, с преподобными Макарием Унженским и Иаковом Железноборовским на полях» (Кострома, 20-е гг. XVII в., из ц. во имя прп. Ефрема Сирина в с. Ефремье (Ширь), КГОХМ); «Богоматерь Владимирская, с избранными святыми» (сер. XVII в., ГВСМЗ). Образ Е. С. встречается в храмовых росписях XVII в., в частности в ростовских церквах: Воскресения (70-е гг. XVII в.); Спаса на Сенях (1675); Иоанна Богослова (1683). Лит.: Мавродинов Н . Боянската църква. София, 1943. С. 28; Martin J. The Death of Ephraim in Byzantine and Early Italian Painting//The Art Bull. N. Y., 1951. Vol. 33. P.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Лит.: Жордания Ф. Д., сост. Описание рукописей Тифлисского церк. Музея Карталино-Кахетинского духовенства. Тифлис, 1902. Т. 2. С. 170-189; Бенешевич В. Н., ред. Памятники Синая, археологические и палеографические. Л., 1925. Вып. 1. С. 43. Табл. 23; Амиранашвили Ш. История груз. искусства. Тбилиси, 1971. С. 243 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегруз. архитектура. Тбилиси, 1974. С. 155; Mouriki D. La présence géorgienne au Sinai d " aprés le témoignagne des icônes du monastére de Sainte-Catherine, Byzance et la Géorgie: Rapports artistiques et culturels: Symp. Athénes, 1990. Р. 40; Метревели Е. Книга агапов груз. мон-ря на Афоне. Тбилиси, 1998. С. 37-38, 40, 47, 69 (на груз. яз.); Клдиашвили Д. Гареджа и паломничество в раннесредневек. Грузии//Монастырская жизнь в пуст. Гареджа и христ. Восток. Тбилиси, 2001. С. 77-101 (на груз. яз.); Bakalova E., Kolarova V., Popov P., Todorov V. The Ossuary of the Bachkovo Monastery. Plovdiv, 2003. P. 74-77. Fig. 12. Color pl. 55; Бурчуладзе Н. Мон-рь Убиси, иконы и стенная роспись XIV в. Тбилиси, 2006. С. 161-164. Ил. 62 (на груз. яз.); Схиртладзе З. Св. Нино и древнегруз. искусство//Св. Нино. Тбилиси, 2008. Ил. 8 (на груз. яз.). З. Схиртладзе Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.)

http://pravenc.ru/text/389215.html

126-154; Кекелидзе К. Два Евфимия в древней груз. лит-ре// Он же. Этюды. 1957. Т. 4. С. 90-104; Фонкич Б. Л. Переводческая деятельность Евфимия Святогорца и б-ка Иверского мон-ря на Афоне в нач. XI в.//ППС. 1969. Вып. 19(82). С. 165-170; Никитин В. Преподобный Евфимий Иверский, Мтацминдэли: К 950-летию преставления//ЖМП. 1978. 12. С. 41-47; Хинтибидзе Е. К истории груз.-визант. лит. взаимоотношений. Тбилиси, 1982. С. 108-112 (на груз. яз.); Esbroeck M., van. Les Acta Iohannis traduits par Euthyme l " Hagiorite//Bedi Karthlisa. P., 1975. N 33. P. 93-98; Метревели Е. Очерки из истории афонского культурно-образовательного очага. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Курцикидзе Ц. Своеобразие перевода Евфимия Святогорца 43-й гомилии Григория Богослова//Филол. разыскания. Тбилиси, 1995. Вып. 2 (на груз. яз.); она же. К вопросу жанра грузинского перевода 29-й и 31-й гомилий Григория Назианзина//Лит. разыскания. Тбилиси, 2004. Вып. 25. С. 89-94 (на груз. яз.); Отхмезури Т. Ambiqua ad Iohamem Максима Исповедника в груз. переводческой традиции//Мравалтави. 1999. Вып. 18. С. 236-252 (на груз. яз.); Безарашвили К. Теория и практика риторики и перевода по груз. переводам произведений Григория Богослова. Тбилиси, 2004. С. 18-97 (на груз. яз.). Ц. Курцикидзе Иконография Изображения Е. С. сохранились в неск. средневек. настенных росписях (костница Бачковского ( Петрицонского ) мон-ря, 2-я пол. XII в.- датировка Э. Бакаловой; кон. XI - нач. XII в.- датировка Д. Мурики; ц. Богородицы мон-ря Ахтала , 1205-1216; церковь Крестового мон-ря в Иерусалиме, XVII в.), а также на миниатюрах греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книги образцов (РНБ. Q.I.58. Л. 47, 59 об., XV в.). Е. С. представлен вместе с др. святыми Грузинской Православной Церкви - преподобными Георгием и Иоанном Святогорцами и Иларионом Грузином . Иконография Е. С. следует традиции создания образов преподобных, типичной для восточнохрист. искусства: в монашеском одеянии, седовласый, с непокрытой головой, с седой длинной остроконечной бородой, с крестом (Ахтала) или со свитком (Крестовый мон-рь) в руке.

http://pravenc.ru/text/187800.html

В зависимых от И. м. обителях подвизались известные исихасты (см. подробнее разд. «Скиты и келлии, принадлежащие И. м.»). Иверский игумен подписал Томос свт. Григория Паламы, составленный весной - летом 1340 г. (Ibid. Р. 5). Большое число келлий, принадлежавших И. м., способствовало увеличению количества отшельников, как «простого», так и «аристократического» сословия, с к-рым была связана практика зачисления в братию при условии внесения в мон-рь определенной денежной суммы - «братской доли» (адельфатон). Так, имп. Иоанн V установил ежегодно выплачивать И. м. 300 иперперов из доходов от дер. Радолив, при этом 1/3 суммы считалась «братской долей» некоего мон. Ионы (Pavlikianov. 2001. P. 73-74). В это время на Афоне возобладала тенденция особножительного (идиоритмического) устройства обителей, что не обошло и И. м. (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 8). Сер. XIV в. датируются неск. иверских документов, содержащих точную и обширную информацию о владениях мон-ря этого времени: 3 акта главного ловчего Иоанна Ватаца 1341 г., касающиеся македон. доменов монастыря (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 85-87), и грамота орфанотрофа Эдессина 1344 г. (Ibid. N 88); 2 хрисовула серб. кор. Стефана IV Душана 1346 г. (Ibid. N 89, 90) и хрисовулы визант. императоров Иоанна VI Кантакузина 1351 г. и Иоанна V Палеолога 1357 г. (Ibid. N 91, 94). Второй хрисовул Стефана Душана, выданный в Скопье при его коронации в апр. 1346 г. (Ibid. N 90), содержит полный список владений И. м. на серб. и визант. территориях, среди которых названо 7 новых: дома в Рентине (Рендине) и в Зихне, подворье вмч. Георгия «та Кувуклия», зевгилатии (крестьянские хозяйства, имеющие волов) во Врестиане близ Зихны и в Коремисте близ Пангея, 2 подворья мон-ря Пресв. Богородицы Елеусы близ Струмицы - Агия-Кали (Αϒας Καλς) и св. Феодоров (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 15). Однако были зафиксированы и потери владений И. м.: скит св. Кириакии, Малука и участок земли в Котзакии в долине р. Стримон, мельница в Антзисте близ Пангея были переданы Стефаном Душаном Русскому вмч. Пантелеимона мон-рю и серб. Хиландару (Ibid. Р. 13).

http://isihazm.ru/?id=748

К 1-му десятилетию после основания И. м. относится и появление на Афоне выходцев из Юж. Италии и с Сицилии: в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев говорится о приезде Льва Беневентского, брата венецианского дожа Беневенто Пандольфа II, и его 6 учеников, к-рые были приняты в И. м. Льва связывало духовное братство с прп. Гавриилом Иверским, их часто видели беседующими. Когда число приверженцев Льва выросло, иверские монахи оказали беневентанцам финансовую помощь в возведении единственного на Афоне лат. Амальфитанцев мон-ря (ок. 993; уничтожен в кон. XIII в., при нашествии каталонцев, сохр. башня), организованного по уставу прп. Венедикта Нурсийского. Ок. 984 г. скончался прп. Иоанн-Торникий и в И. м. наступил кризис. Прп. Иоанн решил вместе с сыном, прп. Евфимием, и неск. учениками уехать в Испанию, где надеялся встретить «немалое число иверийцев [грузин]», чтобы, как указано в Житии, «избавиться от житейских забот, связанных с настоятельской должностью. Ибо он принял ее на себя преимущественно ради блаженного Торникия, чтобы помогать ему в построении и утверждении новой Иверской обители». В 985 г. он покинул мон-рь, однако в портовом г. Авидос его друг, правитель города, воспротивился этому и сообщил в К-поль. Император, не желая упадка И. м., вызвал прп. Иоанна в К-поль и убедил вернуться на Афон и принять настоятельство И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 32-33). Сохранилась дарственная, выданная в нояб. 996 г., где говорится о пожертвовании бывш. мандатора (офицерский чин) Захарии, сына Михаила, своему духовному отцу прп. Иоанну и его Великой Лавре своего имения на о-ве Лемнос, куда входили: ферма, 10 домов, мельница, 4 глиняных кувшина емкостью 500 тетарт (1,25 тыс. литров), виноградник площадью 20 плинфиев (ок. 0,5 га), пахотная земля и пастбище на 2 тыс. модиев, 3 пары волов, 2 коровы и 2 осла (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Однако болезнь вынудила прп. Иоанна передать управление мон-рем сыну, прп. Евфимию, ставшему экономом. В Житии цитируется письмо преподобных Иоанна и Евфимия, относящееся к периоду их совместного управления И. м. и адресованное груз. подвижникам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе), ранее подвизавшимся в Великой Лавре, но затем перебравшимся в Отхтаэклесиа. Преподобные просили монахов прибыть на Афон, с тем чтобы помочь прп. Евфимию в его переводческой деятельности, т. к., будучи настоятелем, он не имел времени на лит. деятельность. Прп. Иоанн и свт. Арсений вначале обосновались в построенных для них келлиях и близ Кареи, в Караве, основали скит во имя прп. Симеона Столпника, а позднее перебрались в И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 34).

http://isihazm.ru/?id=748

Paper Icons: Greek Orthodox Religious Engravings, 1665-1899. Athens, 1990. Vol. 1, 2. N 453, 455; Гравюра Греческого мира. 1997. С. 16, 21, 23. 6а-б, 30, 37). Чудо обретения И. и. прп. Гавриилом, с крестным ходом идущим к морю из врат мон-ря, помещается также на гравюрах, изображающих Иверский мон-рь или панораму Афона (Гравюра Греческого мира. 1997. С. 20-21. 26). К болг. примерам И. и. со Сказанием принадлежит литография XIX в. из мон-ря в Арбанаси. Лит.: Bakalova E. Zwei Ikonen der Muttergottes Portaitissa (von Iviron) in Bulgarien//ΔΧΑΕ. 1993/1994. Περ. 4. Τ. 17. Σ. 347-358; Гравюра Греческого мира в моск. собраниях: Кат. выст. М., 1997; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. Э. П. И. Списки И. и. в XX в Под названием «Монреальская» (празд. 11 нояб.) прославилась чудотворная мироточивая И. и., список афонского первообраза, созданный в 1981 г. мон. Хризостомом в греч. келлии в честь Рождества Христова на Афоне. Осенью 1982 г. правосл. паломник, испанец по происхождению Иосиф Муньос Кортес (13 мая 1948 - 31 окт. 1997), сбившись с пути, остановился в скиту на ночлег. Там он увидел икону и просил продать ее, предложив все имевшиеся у него деньги, но получил отказ. После горячих молитв на литургии Иосиф покинул скит, но был остановлен настоятелем игум. Климентом, к-рый вручил ему икону со словами, что Матери Божией угодно отпустить с ним Свой образ в мир. В афонском Иверском монастыре Иосиф приложил икону к древнему чудотворному первообразу. По возвращении в Монреаль (Канада) 3 нояб. 1982 г. Иосиф поместил икону в домашний иконостас рядом с частицами мощей Киево-Печерских святых и иконой-фотографией (по др. версии, частицей мощей) вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и ежедневно читал перед ней акафист. Спустя 3 недели, 24 нояб., Иосиф проснулся от сильного благоухания, а на другой день обнаружил его источник - из руки Пресв. Богородицы истекало миро. Вскоре мироточивая икона была освидетельствована архиеп.

http://pravenc.ru/text/293359.html

И. м. в XIII в. Одним из последствий 4-го крестового похода 1204 г. стало основание Фессалоникийского королевства, возглавленного одним из руководителей похода - кор. Фессалоники Бонифацием Монферратским, а также появление латинян на Афоне. Не исключено, что латиняне появились в И. м. сразу после 1204 г.: это объяснило бы присутствие в маргиналиях неполно сохранившейся греч. рукописи «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (Ath. Iver. georg. 463), ее частичного перевода на франц. язык в нач. XIII в. Груз. часть общины пыталась поддержкой Рима укрепить свое положение (Lefort. 1994. Vol. 3. P. 3, 5). Грек Григорий (Икодомопул) после назначения в 1217 г. на должность предводителя греч. общины И. м. обратился в письме к Охридскому архиепископу, вероятно к Димитрию II Хоматиану (с 1216/17; † после 1236), с вопросом, «должно ли иметь отношения с теми, которые во времена бедствия отвернулись, связались с латинами и приняли их правила» (Ibid. P. 4), имея в виду действия предводителей груз. общины И. м. по отношению к представителю папы Иннокентия III в Фессалонике, кард. Бенуа из мон-ря св. Сусанны. Охридский архиепископ осудил поведение грузин, но не опротестовал управление мон-рем грузинами, как на то рассчитывала греч. община, заявив, что «по традиции церковного прощения те, которые поступились церковными правилами, могут покаяться и опять вернуться к церковным правилам» (Ibid. P. 5). Эти слова спасли И. м. от внутреннего раскола. В марте 1230 г., в битве при Клокотнице, победу над деспотом Феодором одержал болг. царь Иоанн Асень II, и в регионе на 10 лет установилось болг. правление. Афонцы, в т. ч. и иверские монахи, признали новую власть: Иоанн Асень издал хрисовул (утерян; сохр. постановление Синода от мая 1250 г.- Actes d " Iveron. 1994. Vol. 3. N 57), к-рым были узаконены права И. м. на старый мон-рь Пресв. Богородицы Елеусы (ныне Велюса) близ Струмицы. С 1232 г., после того как в Грузию вторглись монголы, связи между Византией и Грузией надолго ослабли. Нек-рые монахи все же приезжали из Грузии в И. м. и возвращались обратно: напр., в период царствования в Грузии вмч. Димитрия II Самопожертвователя (1269/70-1289) с Афона в Грузию приехал насельник И. м. мон. Василий, дядя буд. католикоса всей Грузии Евфимия III (10-е - 2-я пол. 30-х гг. XIV в.), обличавший царя и некоторых вельмож в многоженстве. Груз. насельников в И. м. по-прежнему было меньше, чем греческих, и тот факт, что И. м. управляли грузины, постоянно вызывал их недовольство. Положение усугублялось двоецарствием, восстанием против монголов и другими политическими событиями в Грузии.

http://isihazm.ru/?id=748

К особым спискам И. и. следует отнести иконы, к-рые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича царевнам Софии и Евдокии (обе в ГИМ, музей «Новодевичий монастырь»), написанные, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий мон-рь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе мон-ря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне,- среднего размера, с клеймами чудес,- заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными с технике выемчатой эмали, характерной для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список И. и., как и храмовый образ Валдайского Иверского мон-ря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на рождение царевны в сент. 1657 г. (Поствизант. живопись. 1995. Кат. 82, 96; Евсеева, Шведова. 1996. С. 340-342). Этот афонский список значительно отличается от 2 первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к И. и. 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты Сказания об истории образа и о чудесах от И. и.: на верхнем поле: «Воины имп. Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу».

http://pravenc.ru/text/293359.html

м. по инициативе прп. Евфимия Святогорца , настоятеля груз. Иверского монастыря на Афоне, и груз. царского дома - Баграта IV и его матери царицы Мариам. Мон-рь должен был стать домом для груз. иноков, разбросанных по обителям Св. земли. Прп. Евфимий избрал для этой миссии своего ученика - прп. Прохора Грузина (в миру - Георгий Шавшели, в груз. традиции - прп. Георгий-Прохор). Синаксарная редакция Жития прп. Прохора Грузина является важным источником по истории К. м. и др. груз. обителей на Св. земле в XI в. В нач. XI в. К. м. находился в состоянии сильного упадка и нуждался в основательной реконструкции. По мнению Мамиствалишвили, настоятелем мон-ря и, возможно, его возобновителем в это время был Георгий Джварели (т. е. из Джвари, от груз. - крест), чье дело продолжил и завершил прп. Прохор ( Цагарели. 1888. C. 110, 127, 144; Тимофей (Габашвили). 1956. C. 0172; Кекелидзе. Этюды. 1962. T. 8. C. 22-23; Он же. Др.-груз. лит. 1980. T. 1. C. 80, 103; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. C.82, 281, 424). Прп. Прохор происходил из южногруз. исторической пров. Шавшети. Он долгое время подвизался на Афоне, затем в груз. общине Саввы Освященного лавры в Иерусалиме. Житие передает слова прп. Прохора о возобновлении К. м.: «Я... стал достойным, сам грешный и убогий, всего лишь священник, по делу недостойный, стал... строителем святого монастыря на месте Животворящего Святого Креста» ( Цагарели. 1888. С. 186-187; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 178). По мнению Э. Габидзашвили, Житие было создано в стенах К. м. По подсчетам ученого, прп. Прохор родился ок. 985-990 гг., в 1010-1015 гг. уехал в Иерусалим и подвизался в лавре св. Саввы, в 1025-1058 гг. занимался строительством кафоликона К. м., в 1061 г. уединился в пуст. Арнона (по мнению Е. П. Метревели , в пуст. Шехана.- Метревели. 1975. С. 35), скончался он в 1066 г. в возрасте 76 лет или 81 года. Судя по колофонам рукописей из собрания К. м., монастырская церковь была построена к 1039 г., строительство др. зданий монастыря продолжалось и в 1056 г.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Тбилиси, 1946. Вып. 1. С. 371-383 (на груз. яз.); Ефрем Мцире и вопросы греческо-визант. стихотворения//Шромеби (Труды)/Тбилисский гос. ун-т. Тбилиси, 1946. Вып. 27. С. 67-74 (на груз. яз.); «Картлис Цховреба» и «Всеобщая история»//Шромеби (Труды)/Кутаисский пед. ин-т. Кутаиси, 1947. Вып. 7. С. 1-7 (на груз. яз.); Гелатская Академия. Тбилиси, 1948 (на груз. яз.); Жизнь и деятельность Иване Джавахишвили//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1948. 3. С. 112-127 (на груз. яз.); Лекции по истории Византии. Тбилиси, 1948. Т. 1: IV-VII вв. (на груз. яз.); Новые материалы к изучению списков «Картлис Цховреба»//Шромеби (Труды)/Кутаисский пед. ин-т. Кутаиси, 1948. Вып. 8. С. 1-8 (на груз. яз.); Учебник лат. языка для студентов ун-та и педвузов. Тбилиси, 1948 (на груз. яз.); Античные материалы по истории Батуми//Шромеби (Труды)/Кутаисский пед. ин-т. Кутаиси, 1950-1951. Вып. 10. С. 17-23 (на груз. яз.); История антич. лит-ры: Учебник для студентов пед. вузов Груз. ССР. Тбилиси, 1953 (на груз. яз.); Давид Гурамишвили в груз. гусарском полку//Литературные разыскания. 1955. Вып. 9. С. 123-165 (на груз. яз.); О передаче греч. муж. имен в груз. языке//К истории склонения имен в картвельских языках: Сб. Тбилиси, 1956. Т. 1. С. 145-161 (на груз. яз.); Латино-груз. словарь с приложением грузино-лат. соответствий. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Шота Руставели и Крестовый мон-рь//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1961. 2. С. 114-119 (на груз. яз.); Что рассказывают древние греки о Грузии. Тбилиси, 1964 (на груз. яз.); Методические указатели для практикума по греч. языку. Тбилиси, 1967 (на груз. яз.); Новый фонд греч. источников по истории Грузии: О грамотах в архиве Иверского мон-ря на Афоне//Цискари (Заря). Тбилиси, 1968. Вып. 10. С. 126-128 (на груз. яз.); Григорий Филимонович Церетели: Филолог. Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1969; Иване Джавахишвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Греческо-груз. документированный словарь. Тбилиси, 2002-2007. 7 т. (на груз. яз.). Изд.: Хронограф Георгия Монаха: Древнегруз.

http://pravenc.ru/text/1683927.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010