Валдайского. Основан по образцу Иверского монастыря на Афоне в 1653 г. патриар. Никоном, пленившимся красотою местности. По низвержении его с патриаршего престола в 1666 г. Иверский мон. судом духовного Собора признан выстроенным не по правилам и не по уставам св. Отец, почему строения в нем все прекращены, иноки разосланы по другим монастырям, и даже самое имя уничтожено. В 1668 г. монастырь снова воспользовался всеми своими правами; в 1712 г. приписан к Александро-Невской лавре; в 1730 г. получил снова независимость; в 1764 г. положен по штатам в 1-м классе. С 1657 по 1665 г. здесь существовала типография, переведенная из Кутеен-ского-Богоявленского мон., Могилевской губ., а из Иверского мон. в Воскресенский- Нов.-Иерусалим. Церквей 5; в соборе во имя Успения пресв. Богородицы, построенном патр. Никоном, находятся икона Иверской Бож. Матери, принесенная с Афона в 1648 г. в Москву, и мощи преп. Иакова Боровицкого, перенесенные сюда в 1657 г. из Духова- Боровичского м-ря. Празднество иконе совершается 12 февраля, память же преп. Иакова чтится 22 мая и 23 октября. “Сказание о чудотвор. Иверской иконе Бож. Мат., почерпнутое из достоверн. источн. Гр. М. Т-м», Москва, 1843 г., с опис. м-ря; Архим. Иннокентия с братиею, “Опис. первокласс. Иверского Богород. мон., извлечено из “Ист. Иерархии», книги “Рай Мыслей», и жизнеоп. патр. Никона», Спб., 1844 г.; Архим. Петра с братиею, “Описание первокласс. Иверского Богородиц. мон. Новгород. епар.», Спб., изд. 2-ое, 1850 г.; Архим. Леонида, “Акты Иверского Святоозерского м-ря 1582–1706 г.», Спб. 1878 г., помещено в “Русской истор. библиотеке», том V; “Валдай. Иверский м-рь. Краткое сказ. о явл. чудотв. иконы Бож. Матери Иверской, об устроении Валд. Ивер. обители и о празднестве в ней, по случаю возложения ризы», Спб. 1861 г.; Инока Стефана Святогорца и Патриарха Никона , “Рай мысленный», изд. 1659 г. в Иверской типогр. (здесь, между прочим, есть “Сказание о строении Иверского Валдай. мон.»); Силин, “Опис. Валд. Ивер. Святоезер. Богород.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С. 255-262; он же. Новое слово об Афоноиверской иконе Богоматери//ЧОЛДП. 1879. Март. С. 380-386; Сергий (Спасский), архим. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и ее списки в России. М., 1879; он же. Иверская икона Божией Матери на Афоне//ЧОЛДП. 1880. Июнь. С. 646-658; Bury J. B. Iveron and Our Lady of the Gate//Hermathena. Dublin, 1897. Т. 10. N 23. P. 71-86 [исслед.]; Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 94-105; Dawkins R. The Monks of Athos. L., 1936. Р. 257-271; Τ Αγιον Ορος νικητς το χρνου κα τς φθορς: Παναγα «Πορτατισσα», Ιερ Μον Ιβρων, Αγιον Ορος. Αθνα, 1997; Παζαρς Θ. Ν. Ιστρηση της θαυματουργικς λευσης της εικνας της Παναγας Πορτατισσας στη Μον Ιβρων//ΔXΑΕ. 1998. Περ. 4. Τ. 20. Σ. 385-398; Θεοφλακτος (Μαρινκης), ρχιμ. Θαυματουργς εκνες τς Παναγας στ Αγιον Ορος. Θεσσαλονκη, 20012. Σ. 155-217; Chryssochoidis K. The Portaitissa Icon at Iveron Monastery and the Cult of the Virgin on Mount Athos//Images of the Mother of God. Ashgate, 2005; Хрисанф, иером. Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона. М., 2009. Согласно 1-й версии Сказания об И. и. («О Святогорском монастыре, зовомем Иверский, в нем же церковь Успение Пречистыя»), она принадлежала некоему богатому купцу (назван также «человеком от великих вельмож»), жившему в Трапезунде и имевшему единственного сына, не названного в тексте по имени. После смерти купца его имущество было расхищено приказчиками, воспользовавшимися малолетством наследника, к-рый сумел сохранить только семейную икону в драгоценном окладе. Отрок обратился к Богоматери с сетованием на опекунов, умоляя Ее защитить икону и его от житейских напастей. После этого он отправился в порт и с плачем и молитвой пустил икону по воде, а она поднялась в воздух и исчезла. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря (не названного в тексте Иверским). Здесь ее увидел монастырский повар, пришедший за водой, и трижды пытался взять образ, но тот троекратно «отскочи от руку его».

http://pravenc.ru/text/293359.html

(PO; T. 19. Fasc. 5. [N 95]); Абуладзе И. Грузино-арм. лит. взаимоотношения в IX-X вв. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологическая экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тбилиси, 1952; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1 (на груз. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах визант. империи (XI в.). М., 1980; Мачавариани Е. Иверский мон-рь на Афоне и груз. иллюстрированная книга X-XI вв. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Джобадзе В. Ошкский храм. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); idem. Early Medieval Georgian Monasteries in History Tao, Klardjet " i and Šhavšheti. Stuttg., 1992; Цагареишвили Е. О значении «Враци Азглав» в арм. письменных памятниках//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1991. Вып. 16 (на груз. яз.); Метревели Е. Очерки истории афонских культурно-просветительских очагов на Афоне. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Гивиашвили И. , Коплатадзе И. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Силогава В. Ошки. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.). М. Рапава Афонская литературно-просветительская школа сформировалась в X-XI вв. в Иверском мон-ре и связана с именами ее основателей преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев. Здесь создавались оригинальные произведения, переводились религиозно-философские трактаты, переписывались рукописи, их большая часть посылалась в Грузию (микрофильмы фонда Иверского мон-ря, привезенные в 1982 экспедицией Г. Патарая, хранятся в Ин-те рукописей Корнелия Кекелидзе). Школа прекратила деятельность в XIII в., в XIV в. грузины потеряли право собственности на Ивирон, в XIX в. мон-рь перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата, хотя монахи-грузины долгое время подвизались здесь: Виссарион, последний из груз. монахов, скончался в 1956 г. Афонская школа оказала значительное влияние на груз. лит-ру и культуру, на развитие груз. богословской мысли, на укрепление грузино-визант. культурных взаимоотношений (напр., соч. «Мудрость Балавара» вошло в визант. и через нее в европ. лит-ру благодаря переводу с груз. на греч. прп. Евфимия Святогорца).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Такие изображения, свидетельствующие о высоком положении Д. С. в иерархии святых, сохранились в составе росписей ряда македон. храмов: Успения в мон-ре Трескавец (между 1334 и 1343); вмч. Димитрия в Марковом мон-ре (ок. 1376); св. Николая Шишевского в Нире близ Скопье (ок. 1380); в нек-рых памятниках XVI-XVII вв., напр. в росписи кафоликона монастыря Преображения в Метеорах (1483) - с надписью: Ο Μγας Δοξ; на шитой епитрахили 2-й пол. XVI в. в Иверском мон-ре на Афоне; на молдав. иконе кон. XVI в. (Музей икон в Рекклингхаузене) - с небольшой фигуркой предстоящего мч. Нестора; в росписях сер. XVI в. храмов Сучавы и Арборе, Румыния. Этот вариант иконографии оказал воздействие на многочисленные балканские произведения поствизантийской эпохи, на к-рых Д. С. изображался фронтально, вместе с др. мучениками или отдельно: на иконе Д. С. и вмч. Георгия (XVII в., мон-рь Дохиар на Афоне), на иконе Д. С. (1-я пол. XVII в., собрание митрополии в Фессалонике); в афонских росписях, напр., в трапезной мон-ря Ксенофонт (1498), в кафоликоне мон-ря прп. Дионисия (1547), в притворе старого кафоликона монастыря Ксенофонт (1564), в парекклисионе св. Архангелов в мон-ре Хиландар (1718), в храме скита св. Анны (1757) и др. В этих памятниках Д. С. часто представлен в 2 хитонах разной длины, иногда - в подбитом мехом кафтане и плаще, с тростью в руке; в XVIII-XIX вв. под воздействием западноевроп. иконографии мучеников такие изображения могут дополняться пальмовой ветвью. В искусстве XIV в. и более позднего времени также известен вариант, совмещавший черты воина и мученика. Такова фреска ц. вмч. Георгия «ту Вуну» в Кастории, Греция (ок. 1385), где святой, представленный рядом со свт. Николаем Чудотворцем, одет в мученические одежды, в правой руке держит крест, в левой - поднятый рукоятью вверх меч, уподобленный кресту как духовному оружию; в более ранних росписях храмов - ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296), и ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314) - присутствуют сходные изображения.

http://pravenc.ru/text/178231.html

А. Натроев, ссылаясь на описание в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев чудесного выздоровления прп. Евфимия, полагал, что в месте, где речь идет о молитве прп. Иоанна за сына перед образом Пресв. Богородицы, подразумевается именно «Портаитисса». Т. о., он относит время появления иконы в И. м. к более раннему сроку, периоду игуменства прп. Иоанна, и в подтверждение цитирует опубликованный Церковным музеем Грузинского Экзархата пергаменный Афонский сборник, содержащий Житие прп. Евфимия, где нет сведений о чудесном обретении иконы в настоятельство прп. Евфимия, но говорится о том, что иверские монахи уже к началу правления прп. Евфимия, перед тем как «вступать в церковь... сначала преклоняли колена и творили молитву перед образом Божией Матери, что на вратах храма» (Хаханашвили. 1901. С. 37). По мнению ученого, в том же году, когда икона была пущена по воде вдовой из Никеи, отшельник Гавриил (Натроев полагает, что он и подвизавшийся во время прп. Иоанна инок Гавриил - разные лица) по распоряжению игумена Афо Павла вытащил икону из воды и принес ее в мон-рь (находилась в мон-ре Афо свыше 160 лет). Ок. 982 г. в связи с обустройством И. м. и возведением там кафоликона прп. Иоанн перенес икону «Портаитиссы» на ворота И. м. (Натроев. 1909. С. 94-105). Ж.-Б.-Ф. Питра предположил, что прп. Гавриил и визант. гимнограф Гавриил одно и то же лицо. В наст. время общепринятым стало отождествление Гавриила, обретшего икону Портаитиссы, с Гавриилом, упоминаемым в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев. За время игуменства прп. Евфимий приобрел для И. м. большие территории как на Афоне, так и за его пределами: Магулу (Гарантийный акт мон. Андрея от дек. 1007 г.//Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 14; Договор дарения прп. Евфимия своему духовному сыну Иоанну от апр. 1012 г.//Ibid. N 17), Палео-Хорий (Акт прота Никифора от апр. 1013 г.//Ibid. N 18), мон-рь Фессалоникийца во имя вмч. Пантелеимона, Сисик, вотчины Сисикского мон-ря (Акты прота Никифора от апр. 1015 г.//Ibid. N 20, 21), ниву вблизи Иерисса (Ibid. N 23) и др. По совету свт. Арсения Ниноцминдского и Иоанна (Грдзелисдзе) прп. Евфимий, оставив переводческую деятельность, отказался от настоятельства, отклонил предложение визант. имп. Василия II Болгаробойцы занять вакантную кафедру Кипрского архиепископа и перебрался в скит св. Евфимия, к-рый он приобрел в Фессалонике для И. м. Продолжая занимать должность епитропа в Великой Лавре, он и здесь стал вводить суровые правила Типикона И. м., что вызвало недовольство монахов. Они выразили протест, имп. Константин VIII для ознакомления с обстоятельствами дела вызвал прп. Евфимия в К-поль, где 13 мая 1028 г. святой скончался в результате несчастного случая: его сбросил мул, напуганный нищим. Тело преподобного перевезли в И. м. и погребли в ц. св. Иоанна Предтечи (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 91).

http://isihazm.ru/?id=748

Ист.: Рай мысленный. М.: Иверский мон-рь, 28 окт. 1658 - 3 авг. 1659. Л. 35-48; Иоанникий (Галятовский), архим. Небо Новое. Львов, 1665. Л. 101 об.- 107; Повседневных дворцовых времен государей царей и великих князей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича записок. М., 1769. Ч. 2. С. 219; Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божьей матери, принесенной в Россию в 1648 г. М., 1879; Сергий (Спасский), архим. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России. М., 1879; Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 125-126, 304-305; Павел Алеппский. Путешествие. 2005р. С. 445-448. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей в Нижегородской губ. СПб., 1857. (ЗРАО; Т. 10); Леонид (Кавелин), архим. Ист. очерк Иверской Святоозерской обители в ее патриарший период (с 1653 по кон. 1666 г.)//Акты Иверского Святоозерского мон-ря, 1582-1706. СПб., 1878. (РИБ; 5); Каптерев Н. Ф. Рус. благотворительность мон-рям св. горы Афонской в XVI, XVII и XVIII ст.//ЧОЛДП. 1882. Май. С. 455-490; Силин П. М. Ист. описание Валдайского Иверского Святоезерского 1-кл. Богородичного мон-ря. СПб., 1885, 19012. С. 27; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 166-167. Табл. XVII, 2; он же. Иконография Богоматери. СПб., 1915, 1998р. Т. 2. С. 214-216; Успенский. Царские иконописцы. 1910. Т. 2; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи: Изображения Богоматери. СПб., 1911. С. 13-16; Извеков Н. Д., прот. Моск. придворный Архангельский собор. Серг. П., 1916; Μαμαλκης Ι. Π. Το ´Αγιον ´Ορος (´Αθως) δια μσου των αινων. Θεσσαλονκη, 1971; Осташенко Е. Я. Иконостас Похвальского придела Успенского собора Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. [Вып. 4]: Произведения рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в.; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αγιον Ορος, 1988; Holy Image, Holy Space: Icons and Frescoes from Greece. Athens, 1988. P. 235-236. Pl. 79; Буланин Д. М. Сказание об иконе Богоматери Иверской//СККДР.

http://pravenc.ru/text/293359.html

В предстоятельство Мелхиседека III (Пхаладзе) были открыты церкви в Моцамете, Бодбе, Поти, выстроена церковь в Хашури, возвращены и перезахоронены в Моцамете мощи святых Давида и Константина Аргветских. Особое внимание Католикос-Патриарх Мелхиседек уделял возрождению груз. церковных песнопений. Несмотря на стесненное материальное положение, ГПЦ удалось обеспечить финансами хоры певчих. Католикос неоднократно ходатайствовал о разрешении на издание печатного органа ГПЦ, а также об открытии курсов по подготовке молодых священников, поскольку средний возраст духовенства (70 лет) был весьма преклонным. Отношения с РПЦ стали более динамичными: ГПЦ участвовала в III Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве (27-29 нояб. 1951), Конференции всех Церквей и религ. объединений СССР (18 мая 1952), IV Всесоюзной конференции сторонников мира (1952); Патриарх Мелхиседек присутствовал на юбилейных торжествах в Москве по случаю 40-летия восстановления Патриаршества РПЦ (1958). Католикос-Патриарх Мелхиседек († 10 янв. 1960) был похоронен в Тбилисском Сиони, при погребении присутствовала делегация РПЦ. Делегация принимала участие и в заседаниях Церковного Собора, избравшего следующего Католикоса-Патриарха. В послевоенные годы ГПЦ возобновила заботы об Иверском мон-ре на Афоне. На имя К-польского Патриарха Афинагора I (Спиру) и Правительства Греции в июле 1953 г. был отправлен Меморандум Грузинской Православной Церкви о Святой Горе Афон, подписанный Католикосом-Патриархом Мелхиседеком. Меморандум предваряла краткая справка о появлении грузин на Афоне и основании Иверского мон-ря. В гл. «Права грузинских иноков на поселение в Иверской лавре» были рассмотрены исторические основания прав груз. стороны на мон-рь, а также приведены постановления Лондонской мирной конференции 1913 г., Лозаннского мирного договора 1923 г., Берлинского трактата 1878 г., требующие соблюдения в международном масштабе прав и свобод негреч. мон-рей на Афоне (текст см. в кн.: Герман (Веретенников). 1974. С. 145-158). Грузинская Церковь в 60-70-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Пожертвования атабагов привозил в И. м., а также в Иерусалим и на Синай воспитанник Кайхосро Амвросий (впосл. архиепископ Самцхе-Саатабаго), доставивший иверским монахам дары на сумму 25,5 тыс. туманов. На свои средства он украсил серебряным окладом икону Божией Матери Портаитиссы, о чем свидетельствует вычеканенная асомтаврули надпись на нижнем поле оклада иконы (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 196; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 167; Натроев. 1909. С. 96-98; Схиртладзе. 1994. С. 78). XVI в. Возрождению И. м. способствовали также правители Валахии. На перестройку кафоликона, видимо, были использованы пожертвования господаря Раду Великого (1495-1508). Нягое Басараб (1512-1521) оплатил проведение в мон-рь воды, его супруга Милица Деспина подарила шитую пелену (ныне утрачена) под икону Божией Матери Портаитиссы. Имена воеводы Раду Паисия и его сына Влада указаны на др. пелене, вложенной в мон-рь в 1544-1545 гг. (Nsturel. 1986. P. 107-110; Moldoveanu. 2002. P. 187). Изображение на юж. стене кафоликона валашского воеводы Михни II Потурченца (1577-1583; 1585-1591) c сыном Раду Михней (1611-1616; 1620-1623) (см. подробно в разд. «Иконное собрание») позволило предположить, что храм был расписан на средства, предоставленные этим правителем. Существует предание, что господарь Михня II, потеряв престол и будучи вынужден принять ислам, укрыл Раду Михню в И. м., откуда монахи отправили его в Венецию и затем в Падую. Позже, взойдя на трон Валахии, Раду Михня щедро отблагодарил ивиритов (Nsturel. 1986. P. 111). В 1582 г. (или даже ранее) И. м. получил во владение от спафария Стели мон-рь Успения Пресв. Богородицы (Стеля) в Бухаресте (Μαρινσκου. 2007. Τ. 1. Σ. 24). Согласно хронике «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов», число груз. насельников в нем уменьшалось и постепенно всей обителью овладели греки. Однако долгое время И. м. фактически продолжал считаться собственностью Грузии, поскольку за помощью иверские монахи по-прежнему обращались к груз. царям и князьям, «надеясь на главный источник своего материального существования» (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 80). Так, в 1592 г. монахи И. м. в знак повиновения передали ключи от обители груз. царю Александру (вероятно, царь Кахети Александр II (1574-1605)), а он предоставил И. м. для уплаты долгов 12 тыс. флоринов (Там же).

http://isihazm.ru/?id=748

Соч.: Ответ старца Илариона г-ну Саломону// Антоний Святогорец, иером. Очерки жизни и подвигов старца иеросхим. Илариона Грузина. Джорд., 1985. С. 93-95. Ист.: Муравьёв А. Н. Письма с Востока в 1849-1850 гг. СПб., 1851. Т. 1. С. 290-292; Inventaire détaillé des manuscripts géorgiens du monastére d " Iviron, au mont Athos, rédigé, en 1836, par le pére Hilarion, confesseur de Salomon II, dernier roi d " Iméreth, а la demande de l " archim. Séraphin et traduit du géorgien par M. Brosset//Jurnal asiatique. Ser. 7. P., 1867. Vol. 9. P. 331-339; Макарий (Сушкин), архим. Дневник: Выписка// Антоний Святогорец, иером. Очерки. 1985. С. 74-78; Савва, иером. Письмо к Русинскому мон. Денасию//Там же. С. 68-73; он же. То же// Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы горы Афон. М., 2000. С. 609-614; Саломон П. И. Письмо о. Илариону// Антоний Святогорец, иером. Очерки. 1985. С. 92-93. Лит.: Калиновский А. Где правда?: История Афонского Иверского мон-ря. СПб., 1885. С. 44; Цагарели А. Каталог груз. рукописей и старопечатных книг Иверского мон-ря на Афоне: сост. в июне месяце 1883 г.// Он же. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 1-16, 18; Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне. Тифлис, 1909. С. 202, 355, 402; Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Рукописи бывш. Церк. музея (Колл. А)/Ред.: К. С. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. Т. 4 (сост.: К. Шарашидзе); Тбилиси, 1955. Т. 5 (сост.: Л. Кутателадзе) (на груз. яз.); Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 236-239; Антоний Святогорец, иером. Очерки. 1985; он же. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX в. Джорд., 1988. С. 31, 32; он же. Старец Иларион. Житие: подвиги и чудеса. М., 1991; Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы горы Афон. М., 2000. С. 317-331. В. И. Силогава Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/389217.html

поэзии. Самые искусные лицевые рукописи XVI в. лишь повторяют визант. образцы или восходящие к ним произведения критских мастеров на миниатюрах с образами евангелистов в Евангелии-тетр (Ath. Cutl. 290, XVI в. Fol. 7r, 63r, 97r, 154r), появившемся в К. в авг. 1562 г., в 2 кодексах Евангелия-апракос (Ath. Cutl. 291, XVI в. (ок. 1576), и Ath. Cutl. 292, XVI в.). К образцам печатной графики с причудливым соединением вост. орнаментальных мотивов и имперской символики (двуглавый орел) восходят заставки Евангелия-апракос (Ath. Cutl. 293, ок. 1597), написанного в Москве «при державе царя Феодора» иером. Матфеем из Погонианы - протосинкеллом Великой ц., входившим в московский кружок греч. интеллектуалов архиеп. Арсения Елассонского и написавшим в рус. столице др. рукописи, ныне хранящиеся в различных б-ках и мон-рях. Благодаря активным греческо-рус. культурным связям в эпоху позднего средневековья в Россию попали нек-рые пергаменные рукописи из К., напр. вывезенная иером. Арсением Сухановым в 1654 г. Лествица, написанная на Синае (?) в 899 г. (ГИМ. Син. греч. 145), или Евангелие-тетр 999 г. письма мон. Николая (ГИМ. Муз. 3644). Иллюминация поздних рукописей являет пример причудливого синтеза различных художественных традиций: мотивов печатной гравюры в рукописном исполнении - в Служебнике (Ath. Cutl. 562м, (1657)), в т. ч. воспроизведение заставки из Апостола Ивана Фёдорова 1564 г. (Fol. 80), европ. барочной книжной орнаментики и средневек. «плетенки» - в Служебнике (Ath. Cutl. 531м, 1677) или вост. (турецких?) цветочных мотивов - в Евангелии-тетр (Ath. Cutl. 286, XVIII в.). Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004. С. 53, 226; Θησαυρο το Αγου Ορους Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. 1. Εικ. 295-403. Σ. 236-309, 451-470; Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: Греч. рукописи в России. М., 1977. С. 60-61, 100; Treasures of Mount Athos: Exib. cat. Thessal., 1997. Cat. 2.101, 2.108, 2.123, 2.130, 8.7, 11.35, 12.4, 18.20, 18.28, 21.15, 21.18; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья: Кат. М., 2004. С. 120, 131-134. Кат. II. 4, 7, 47; Τ οτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθνα, 2010. Σ. 295-314. Κατ. 7.1-7. 3. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон

http://pravenc.ru/text/2462351.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010