Труды Л. посвящены важным вопросам истории Грузинской Православной Церкви, ее автокефалии, утверждению христианства в Зап. Грузии, груз. обителям за пределами Грузии - Петрицонскому в честь Успения Пресв. Богородицы монастырю в Болгарии и Иверскому монастырю на Афоне, истории Эгриси (Лазики). Л. принял участие в создании фундаментального груз. издания «Очерки истории Грузии». Он является также соавтором учебных пособий для вузов по истории Др. Востока (1986) и «Греческие и римские историки» (1998). Статьи Л. печатались в груз. научных изданиях: «Материалы по истории Грузии и Кавказа», «Шромеби» (Труды ТГУ), «Мацне» (Сообщения АН Груз. ССР), «Вопросы истории», «Дзеглис мегобари» (Друзья памятников культуры) и др. Л. перевел и издал сочинения о Грузии древних авторов Диона Кассия, Клавдия Птолемея и др. Почетный гражданин г. Тбилиси. Изд.: Сведения Диона Кассия о Грузии/Греч. текст с груз. пер., коммент., введ.: Н. Ю. Ломоури. Тб., 1966 (на груз., греч. яз.); Византиноведческие этюды/Сост.: Н. Ю. Ломоури. Тб., 1991. Соч.: К истории восстания Варды Склира, 976-979 гг.//Шромеби (Труды)/ТГУ. Тб., 1957. Вып. 67. С. 29-41 (на груз. яз.); История Эгрисского царства с возникновения до V в. н. э. Тб., 1968; Очерки по истории Картлийского (Иберийского) царства в III - нач. IV вв. Тб., 1975 (на груз. яз.); К истории Понтийского царства. Тб., 1979. Ч. 1; Грузино-рим. взаимоотношения. Тб., 1981. Ч. 1: Полит. взаимоотношения; К истории груз. Петрицонского мон-ря: Бачковский мон-рь в Болгарии. Тб., 1981; Афонский Ивирон, 1000. Тб., 1983; Грузино-визант. взаимоотношения в V в. Тб., 1989. С. 111-146 ( на груз. яз.); Утверждение христианства как офиц. религии в Грузии. Грузинская Церковь и ее автокефалия//Календарь Груз. Патриархии, 2001 г. Тб., 2000 (на груз. яз.); К истории одной из древнейших груз. областей - Абхазии. Тб., 2008 (на груз. яз.); Распространение и установление христианства в Грузии. Тб., 2009 (на груз. яз.); Связи Грузии и Визант. империи. Тб., 2011. Т. 1: IV-IX вв. (на груз. яз.); Утверждение христианства как офиц. религии в Зап. Грузии//Византинология в Грузии. Тб., 2011. Т. 1. С. 291-300 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2110685.html

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) В нач. XVI в. икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом груз. работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов, на нижнем поле - вкладная надпись на груз. языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили [Кайхосро, атабаг Самцхе-Саатабаго, сын атабага Кваркваре], а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь» (пер. Н. Я. Марра, цит. по: Кондаков. 1902. С. 167). Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 166-167. Табл. XVII, 2; Steppan T. Überlegungen zur Ikone der Panhagia Portaitissa im Kloster Iwiron am Berg Athos//Sinnbild und Abbild: Zur Funktion des Bildes. Innsbruck, 1994. Bd. 1. S. 23-49; Паттерсон-Шевченко Н. Иконы в литургии//Восточнохрист. храм: Литургия и искусство/Ред.-сост.: А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 36-54; Евсеева Л. М., Шведова М. М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336-362; Vokotopoulos P. L. Note sur l " icône de la Vierge Portaitissa//Zograf. Beograd, 1996. Vol. 25. P. 28; idem. Η εκνα τς Παναγας Πορτατισσας τς Ιερς Μονς Ιβρων//Αγιον Ορος. Θεσσαλονκη, 2001. Τ. 1: Θση-Λατρεα-Τχνη. Σ. 83-88.

http://pravenc.ru/text/293359.html

В визант. синаксарях К. имеет неск. дней памяти и сведения о нем разнятся. В Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) К. упоминается под 5 сент. и 14 июня. В кратком сказании под 5 сент. говорится, что он с юности вел благочестивый образ жизни и подвизался в добродетели. В 60 лет К. стал епископом Гортины и 25 лет окормлял паству. В правление императоров Диоклетиана и Максимиана К. был доставлен на суд к правителю Агриану; епископ смело исповедовал Христа и обращал к вере язычников. Тогда ему в рот вложили конские удила, посадили на повозку (согласно источнику, ему было 95 лет) и повезли на казнь. Когда процессия достигла местности, называемой Ракс, с неба раздался глас, и волы, впряженные в повозку, остановились. К. отрубили голову. В сказании под 14 июня говорится, что К. занял кафедру в 68 лет, был схвачен при имп. Максимиане и казнен правителем Агрианом. В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) память К. содержится под 14 июня и 9 июля. Под 14 июня говорится, что К., названный епископом Крита (Гортина не упом.), пострадал в возрасте 95 лет при имп. Максимиане. Вместе с 2 слугами - Феофаном и Феохаристом он отправился в некий мон-рь, но по дороге был схвачен и заключен в темницу язычниками; он услышал божественный глас, повелевающий ему идти в Рим. После проповеди в Риме К. возвратился на Крит, где был схвачен правителем (не названным по имени) и приговорен к усекновению мечом (место казни не указано). В сказании под 9 июля К. также назван епископом Крита, далее приводится краткая заметка, основанная на лат. Мученичестве К. В греч. служебной Минее (Vindob. Theol. gr. 300) XIII-XIV вв. память К. отмечена под 28 марта (SynCP. Col. 568). В XI в. прп. Георгий Святогорец (Мтацминдели) перевел синаксарное сказание о К. (груз. , ) на груз. язык, нач.: ... (Он с самого начала свято проводил свою жизнь...), и под 14 июня поместил его в Великий Синаксарь, рукописи которого (все XI в.) хранятся как в Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211), так и за ее пределами: в Иверском монастыре на Афоне (Ath. Iver. georg. 30), в Екатерины вмц. мон-ре на Синае (Sinait. iber. 4), в б-ке Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25) ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 254).

http://pravenc.ru/text/1840283.html

мон-рь на Афоне ( Adontz. 1938. P. 143-164; Ломоури. 1957. С. 29-46; Аристакес Ластиверци. 1968. С. 19, 20, 64-67; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 22, 23). Средства были потрачены на строительные работы и на освоение доменов (владений) в Македонии. Кроме того, И.-Т., как об этом сообщается в хрисовуле визант. имп. Василия II Болгаробойцы от 979/80 г. (утерян, фрагменты включены в акт судьи Льва от 1059 или 1074 г.- Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 32; Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 332-333), обменял принадлежавшие ему Иверский (τς Ιβηρσσης) мон-рь в К-поле и мон-рь св. Фоки в Трапезунде на мон-ри Леонтия в Фессалонике, Иоанна Колова в г. Иериссе и Климента на Афоне (общая площадь земельных угодий - 80 тыс. модиев). Согласно хрисовулу, И.-Т. получил также фискальный доход в размере 60 податных и 40 бесподатных крестьян. И.-Т. и прп. Иоанн оказывали значительную материальную поддержку афонским мон-рям. Так Великой Лавре был пожертвован полученный от имп. Василия II о-в Неон (ныне о-в Айос-Эфстратиос) с доходом от 14 до 20 литр золота в год. Лавра также получила в дар от преподобных часть Честного Животворящего Креста Господня, драгоценные богослужебные сосуды, утварь, иконы, богослужебные книги, облачения и др. («Книга агап»: НЦРГ. А 558 - Натроев. 1909. С. 35-37). Настоятелем и духовником новооснованного мон-ря был избран прп. Иоанн, И.-Т. занял должность эконома (после него - его племянник, прп. Георгий Строитель (Варазваче), настоятель мон-ря в 1019-1029). По словам Жития, одним из строителей мон-ря был «некий грузин Варасвадзе»: А. Натроев, ссылаясь на сведения колофона сб. произведений свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Сирина «Рай» (977, пергамен), считает, что речь идет о брате И.-Т., Иоване Варазваче (Чордванели) ( Джанашвили. 1886. С. 47; Бакрадзе. 1889. С. 245; Натроев. 1909. С. 30, 31, 40-43, 47). По заказу И.-Т., зачастую совместно с Иоване Варазваче, были переписаны мн. рукописи: в мон-ре Ошки (Тао-Кларджети) были заказаны гомилетический сб. (Ath.

http://pravenc.ru/text/578028.html

множество немалое», а также стремившиеся подвизаться на Св. Горе воины и др. светские лица, было решено на имеющиеся средства возвести груз. мон-рь. И. С., по-прежнему тяготеющий к отшельнической жизни, был против основания обители, средоточия груз. общины на Афоне. Однако ради прп. Иоанна-Торникия и «ради покоя грузин» он благословил строительство. И. С. был избран игуменом (979/80-1005) и духовником новооснованного мон-ря. Средства, полученные в качестве военных трофеев, были потрачены на возведение в 980 г. кафоликона мон-ря, ц. Пресв. Богородицы - одного из наиболее ранних зданий, появившихся на Афоне, а также на постройку монастырских помещений и освоение владений в Македонии. При И. С. Великой Лавре был отдан о-в Неон вместе с подтверждающим право владения хрисовулом (979/80) имп. Василия II; в ответ в дек. 984 г. Лавра предоставила Иверскому мон-рю право иметь мореходное судно. В 985 г. И. С. и прп. Евфимий получили от Протата разрешение построить в Галеагре убежище для моряков, где позже намеревались устроить порт ( Порфирий (Успенский). История Афона. К., 1877. Ч. 3/1. С. 152; Аристакес Ластиверци. 1968. С. 19, 20, 64-67; Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21-23, 37). Значительную роль И. С. сыграл в духовном развитии сына, прп. Евфимия. Мальчик получил хорошее груз. и греч. образование. И. С., рано заметив у сына лит. талант, всячески развивал его способности. В сер. 70-х гг. X в. прп. Евфимий тяжело заболел, «уже и речи не осталось при нем, ни голоса». И. С., потерявший надежду на выздоровление сына, горячо молился перед иконой Божией Матери о скором и безболезненном исходе его души, а священника попросил скорее причастить умирающего. Вернувшись в келью сына, И. С. застал его здоровым. Юноша рассказал, что перед ним предстала Пресв. Богородица, Она взяла его за руку и сказала: «Нет у тебя никакой болезни... по-грузински молви свободно». После исцеления И. С. стал замечать, что речь прп. Евфимия, к-рый до этого с трудом говорил по-грузински, стала «безостановочно, как источник, изливаться чище, чем у всякого грузина».

http://pravenc.ru/text/471496.html

встречаются изображения в саккосе и митре), с Евангелием в руках. Е. представлен в числе участников V Вселенского Собора в росписи 2-й пол. XIII-XIV в. нартекса ряда балканских и нач. XVI - кон. XVII в. рус. храмов (примеры см. в ст. Вселенский Собор , разд. «Иконография»//ПЭ. Т. 9. С. 570-571). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота,- в главе о том, как надо писать «Святые Вселенские Соборы», Е. назван 2-м после папы Римского Вигилия, стоящим у престола имп. Юстиниана (Ерминия ДФ. 1868. С. 180). Изображение святого устойчиво встречается в минейных циклах под 6 апр. в миниатюрах рукописей: в Синаксаре Захарии Вагаршакертского (Кекел. А 648. Fol. 49r (97). Иверский мон-рь на Афоне, 1-я четв. XI в.) - оплечно и в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 109) - в рост, старцем с седыми вьющимися волосами длиной до середины ушей и окладистой бородой, облачен в полиставрий, в покрытой правой руке держит Евангелие, левой прикасается к нему; в настенных минологиях церквей: Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, св. Апостолов [Св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- погрудно, свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; на иконах: «Минея годовая с праздниками» (XI-XII вв., Византия, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - во 2-м ряду сверху, 6-й в группе слева, святитель в лиловой фелони и синем хитоне, с Евангелием в левой руке, на рус. иконах «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Музей икон в Рекклингхаузене; нач. XIX в., УКМ) или «Минея на апрель» (кон. XVI в., ЧерМО); на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722; в саккосе и митре) и И. К. Любецкого (1730; в саккосе). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) о Е. говорится: «…поживе лет 70; подобием лицеем и брадою аки Иоанн Златоустый, ризы святительския, саккос и омофор. Сей бе в лето 6046 и на пятом Вселенском Соборе бысть» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 146). Лит.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 87; Менолог. С. 357, 371, 386; Евсеева. Афонская книга. С. 294; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 6-7, 23, 133. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/187544.html

Iver. georg. 9, 977 г. Л. 374 об., 375), Ошкская Библия (Ath. Iver. georg. 1, 979-980 гг. Т. 1. Л. 148 об., 220 об., 399; Т. 2. Л. 219 об., 258, 302 об., 427-428 об.), агиографический сб. (Ath. Iver. georg. 3, 979-980 гг. Л. 141); на Афоне - Лествица св. Иоанна Лествичника в переводе прп. Евфимия (Ath. Iver. georg. 5, ок. 983 г. Л. 324 об.), ркп. ГИМ. Греч. 62 (981 г., Л. 377) и др. ( Lefort. 1985. Vol. 1. P. 8-10). В Житии описаны мн. духовные подвиги И.-Т.: полное отсечение воли, высокое смирение, послушание прп. Иоанну, с к-рым И.-Т. связывала особая духовная дружба. Прп. Иоанн «достойно почитал его и уважал, и покоил, и миловал старость его». Так, заметив, что И.-Т. «любил поговорить» с братиями и паломниками о своей прошлой светской и полковой жизни, прп. Иоанн долгое время «оберегал его и не хотел обличить его, дабы не уязвить разум его», и лишь когда «мужи избранные и почетные» указали святому на это, прп. Иоанн посоветовал И.-Т. разговаривать о мирском только с «Габриелом священником», из уст к-рого «мирского слова не исходило, но все божественное и духовное». По сведениям Натроева, И.-Т. перед смертью принял сан архимандрита. После кончины И.-Т. в Иверском мон-ре начались нестроения. Прп. Иоанн, «принявший ее (настоятельскую должность.- Авт.) на себя преимущественно ради блаженного Торникия», решил покинуть мон-рь, дабы «избавиться от житейских забот», и, взяв сына и неск. учеников, в 985 г. направился в Испанию, где надеялся встретить «немалое число иверов (грузин.- Авт.)». Лишь вмешательство императора убедило прп. Иоанна вернуться на Афон. Мощи И.-Т. были упокоены в приделе Архангелов ц. св. Иоанна Предтечи. Настоятелем мон-ря прп. Георгием Святогорцем (1044-1065) мощи И.-Т., прп. Иоанна, прп. Евфимия и др. груз. подвижников были перенесены в кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы. По свидетельству путешествовавшего по Афону в 1754-1757 гг. архиеп. Кутаисского Тимофея (Габашвили) , в ризнице Иверского мон-ря хранились шлем, латы, кольчуга и сабля И.-Т.

http://pravenc.ru/text/578028.html

Др. сохранившиеся сходные греч. версии Сказания (BHG, N 1070, 1070b и 1070c) не могли служить источником для редактора версии 1540 г. (BHG, N 1070е) из-за отсутствия в их повествовании ряда подробностей. Видимо, все версии восходят к одному несохранившемуся архетипу. Наиболее ранняя из версий - «Воспоминание» (Υπμνημα), к-рая содержится в Сборнике из Линкольн-колледжа в Оксфорде (Oxon. Lincoln. 10), была переписана в К-поле Михаилом Анеристом в 1599 г. Сказания в Сборнике Paris. Suppl. gr. 1116, XVII в., и опубликованное по неизвестной рукописи в «Проскинитарии Иверского монастыря» отличаются нек-рыми деталями. Сказание в рукописи ГИМ. Син. греч. 436, 1-я пол. XVII в., озаглавленное «Повествование» (Διγησις), помимо ряда различий содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов в отместку за погибших товарищей (Л. 32 об.- 34). В нек-рых поздних источниках арап назван Рахаем и указано его имя в монашестве - Дамаскин ( Θεοφλακτος (Μαρινκης). 2001. Σ. 168-169). Однако он просил братию именовать себя Варваром. Ни в одной версии, кроме BHG, N 1070е, не упоминаются проэстос Павел и местность Сисик, а рассказ об обретении И. и. предваряется историей распространения христианства на Афоне и основания Иверского мон-ря. Подчеркивается, что икона была подарена Пресв. Богородицей населявшим Иверский мон-рь грузинам за их простоту. В этих версиях содержится ряд противоречий. Сын вдовы, живший во времена императора-иконоборца Феофила, принимает постриг в Иверском мон-ре, к-рый в тот период не существовал (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 20; Προσκυνητριον. 1857. Σ. 11; Bury. 1897. Р. 93). Согласно «Повествованию», икона находилась в море 70 лет (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 20; «Воспоминание» и «Проскинитарий...» не уточняют срока), тогда как если считать, что время ее обретения приходится на игуменство преподобных Иоанна или Евфимия Святогорцев, то срок составляет примерно 170 лет. Груз. историки П. Иоселиани и А. Натроев согласны с тем, что никейская вдова и ее сын жили в правление имп. Феофила, однако архиеп. Кутаисский Тимофей (Габашвили), митр. Руисский Иона (Гедеванишвили), Д. Пурцеладзе, М.-Г. Сабинин , А. Калиновский считали, что икона не могла находиться в воде долгое время и была пущена по морю в кон. X в. Архим. Сергий (Спасский) предполагал, что она приплыла к Св. Горе еще в годы правления Феофила и была помещена в груз. обители Афо, а после основания прп. Иоанном Святогорцем Иверского мон-ря перенесена туда ( Сергий (Спасский). 1880. С. 658).

http://pravenc.ru/text/293359.html

Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1652 г. (КГОИАХМЗ) Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1652 г. (КГОИАХМЗ) Помимо основного дня памяти (14 нояб.) в визант. Синаксарях и служебных Минеях имя И. обозначено также под 25 февр., 5, 30 и 31 марта, 15 нояб. и под др. числами; в разных рукописях «апокрифического» Мученичества говорится, что И. пострадал 8, 19 янв. или 31 марта. В К-поле рядом с мавзолеем равноап. имп. Константина Великого находилась часовня, посвященная И., с нартексом и атриумом ( Janin. Églises et monastères. P. 491). В наст. время частицы мощей И. находятся в Греции во мн. мон-рях: часть главы И. хранится в мон-ре прор. Илии недалеко от Коринфа, др. частицы находятся в Иверском мон-ре на Афоне , в мон-рях св. Агафона (близ Ипати, ном Фтиотида), Пресв. Богородицы Хрисоподаритиссы (ном Ахея), Иерусалим (ном Беотия), Вулкану , Введения во храм Пресв. Богородицы (Облу) близ Патр, Успения Пресв. Богородицы (Макеллария) близ Калавриты (ном Ахея), прор. Илии (о-в Самос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), а также в ц. Успения Пресв. Богородицы (Калаврита). И. особо почитался у славян. Апокрифическое Житие И. содержится в серб. списке 1-й четв. XIV в. (Ath. Pantel. Slav. 22). В сер. XVI в. прп. Зиновий Отенский составил Похвальное слово И. В Костроме был основан Ипатиевский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . 2 марта 1997 г. представитель Антиохийского Патриархата при Московском Патриархе передал в мон-рь частицы мощей И. В календаре РПЦ содержится указание, что И. пострадал в 326 г. Однако нек-рые совр. исследователи на основе Жития и списка участников Гангрского Собора предлагают датировать кончину епископа 362 г. ( Бугаевский. 2008. С. 39-40). И. считается покровителем г. Тиджано в обл. Апулия на юге Италии, где его память празднуется 18 янв. Ист.: BHG, N 759-759f; MartRom. P. 521; PG. 117. Р. 159-160 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 223, 228, 489, 573, 576; Ferri S. Il «bios» e il «martyrion» di Hypatios di Gangrai//SBN. 1931. T. 3. P. 69-103; Halkin F. Un recueil de légendes hagiographiques: le ms. Bollandien 1009//BZ. 1951. Bd. 44. S. 253-257; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 163-166; ЖСв. Март. С. 610-614; Бугаевский А. В. Священномученик Ипатий, еп. Гангрский, славный чудотворец и целитель. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Свт. Митрофан I, еп. Византия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 116 об.) Свт. Митрофан I, еп. Византия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 116 об.) Образ М. в минейных циклах: на миниатюре в Синаксаре Захарии Вагаршакертского (Кекел. А 648. Иверский монастырь на Афоне, 1030 г.); на синайской иконе из состава тетраптиха (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, XII в.); в настенных минологиях в притворах церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18), Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (между 1334 и 1343) и др. В иконографии М. встречаются особенности, касающиеся его возрастной характеристики (напр., в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница он показан с редкой сединой в темных волосах, борода густая клиновидная), и, что более важно, отсутствуют символы сана первоиерарха. Так, на миниатюре в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 116 об., кон. XV в.) ростовой образ св. старца с надписанием имени Митрофан (на груз. яз.) помещен в минейной части под датой памяти святителя (4 июня), однако он облачен в монашеские одежды - хитон, мантию, схиму и аналав (голова не покрыта), в правой руке - крест. Второй раз святой с именем Митрофан (на греч. яз.) в том же типе изображения, что в минейной части рукописи в разд. «Господние и Богородичные праздники» на л. 48, показан в паре со св. Титом (в монашеских одеждах) по сторонам композиции «Уверение ап. Фомы». Имп. равноап. Константин Великий, святители Митрофан I, еп. Византия, и Евтихий. Фрагмент композиции «I Вселенский Собор» в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1350 г. Имп. равноап. Константин Великий, святители Митрофан I, еп. Византия, и Евтихий. Фрагмент композиции «I Вселенский Собор» в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1350 г. В руководствах для художников (подлинниках), описывающих, как должно изображать I Вселенский Собор, М. нет среди его участников, что соответствует исторической действительности. Однако, напр., создатель фресок в нартексе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1350) счел возможным включить образ патриарха в композицию Собора, поместив его фигуру рядом с троном имп. равноап. Константина, слева от него. Он представлен не в полиставрии, как 3 др. святителя, а в белой фелони; М. показан сидящим в статичной позе (обеими руками держит на коленях Евангелие), тогда как др. святители изображены жестикулирующими в общении. Борода вьющаяся, окладистая, средней длины, высокий лоб с залысинами.

http://pravenc.ru/text/2563448.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010