Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастыри (монастырские комплексы) ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.) КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция)

http://pravenc.ru/rubrics/123106_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИЕРЕМИЯ архиеп. Картли (Мцхетский), предстоятель Грузинской Православной Церкви (Мцхетского Католикосата) ИЕРОФЕЙ (Николадзе), нмч. (пам. груз. 14 авг.) Грузинской Православной Церкви - см. в ст. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИЛАРИОН свт. (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, католикос Картли (Мцхетский) (50-е гг. IX в.) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ИЛИЯ II (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 1933), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977) ИЛОРИ церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМЕНИССЫ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Гумениссы Богородицы монастырь [греч. Γουμνισσα, Ιερ Μον Παναγας Γουμενσσης, Γουμνισσας, Γουμεντσης], муж., действующий, принадлежит Гуменисской, Аксиупольской и Поликастрской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен в получившем свое название по имени мон-ря г. Гумениса в Центр. Македонии (Греция). Обитель была основана в XIV в. на месте обретения иконы Божией Матери Гумениссы. Первоначально эта икона хранилась в небольшом мон-ре, находившемся на месте, где в наст. время расположен экзокклисион (часовня) св. Параскевы,- близ с. Пендалофо у подножия горы Пайко. Однажды икона чудесным образом покинула мон-рь и спустя нек-рое время была обнаружена иноками на расстоянии 7 км к северо-востоку. Образ Божией Матери был возвращен обратно, но снова вернулся на избранное Пресв. Богородицей место. Когда это чудо произошло в 3-й раз, иноки решили оставить здесь икону и построили новый мон-рь. В 1346 г. хрисовулом имп. Иоанна V Палеолога Г. Б. М. был передан в качестве подворья (метоха) Иверскому мон-рю на Афоне. Благодаря почитаемой иконе в Г. Б. М. стекалось много паломников. Во 2-й пол. XV в. мон-рь был разорен турками, а игумен за оказанное сопротивление был повешен в окружавшем обитель лесу на платане. На месте казни игумена в наст. время находится главная площадь г. Гумениса. В годы османского владычества некий ага взял взаймы у братии монастыря 30 золотых лир. Когда иноки попросили его вернуть долг, ага пришел в ярость и похитил икону Божией Матери. Он попытался рассечь топором икону, но вырвавшийся из нее пламень испепелил агу. Икона прославилась и др. чудесами (напр., спасение ребенка Г. Папагеоргиу во время пожара 27 янв. 1921). В 1938 г. икона источала слезы. 3 марта 1975 г. она была украдена. Первоначальные монастырские постройки не сохранились. Собор Пресв. Богородицы, сооруженный в кон. XVII в. (по др. источникам, в 1760), представляет собой 3-нефную базилику. В 1802 г. к собору с юж. и зап. сторон были пристроены галереи. В 1864 г. была воздвигнута ц. во имя вмч. Георгия Победоносца.

http://pravenc.ru/text/168304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иеросхим. Виссарион (Толмачев). Фотография. Сер. XIX в. (Толмачёв Василий Максимович; 1808, г. Венёв Тульской губ.- 26.04.1862, Афон), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне (см. Андрея апостола скит ). Род. в купеческой семье. Рано потерял отца и вынужден был работать приказчиком в Москве, где познакомился с Василием Вавиловым, своим будущим сподвижником иеросхим. Варсонофием Афонским. Имел 2 младших братьев Ивана и Александра, Иван впосл. стал ктитором основанной В. обители. Первым духовником В. был архим. Кирилл из афонского Иверского мон-ря, проживавший на Никольском подворье в Москве. От него В. впервые услышал об афонских подвижниках. В 17 лет вместе с Василием Вавиловым В. тайно покинул родительский дом и ушел в Белобережскую брянскую муж. пустынь , в то время возглавляемую игум. Моисеем. Через 4 года оба были пострижены в рясофор. Старец Серапион, в послушании у к-рого находились духовные братья, убедил игум. Моисея благословить отправить их на Афон. 3 июня 1829 г. В. и Варсонофий прибыли в Иверский мон-рь, где встретили своего духовника архим. Кирилла, с помощью к-рого поселились в Никольской келье на территории этой обители. Позже они перешли в Преображенскую келью того же мон-ря, где и прожили до 1836 г. Главным средством для пропитания и расширения кельи была красильня, к-рую устроили иноки, хорошо освоившие это ремесло в миру. Белобережские старцы неск. лет подвизались под рук. старца-болгарина Харалампия, прожившего на Афоне 72 года († 1841) и имевшего власть над бесами. Он никого не брал в ученики, сделав исключение для рус. иноков. В 1834 г. иеросхим. Арсений Афонский постриг В. и Варсонофия в схиму по афонской традиции. Вскоре по указанию Арсения иноки перешли в более обширную келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита . По настоянию старцев Арсения и Харалампия в апр. 1836 г. В. был рукоположен во иерея еп. Христодулом. В это время братия Ильинского скита изгнала нового игумена, известного подвижника иером. Павла, ставшего впосл. первым духовником рус. братства в Пантелеимоновом мон-ре. Игуменом скита и духовником рус. иноков стал иеросхим. Арсений, с к-рым перешли в скит В. и Варсонофий. Продолжавшиеся нестроения укрепили В. и Варсонофия в намерении создать новую рус. общежительную обитель. Этой обителью стал скит ап. Андрея, основанный в 1841 г. на месте заброшенной кельи Серай, принадлежащей мон-рю Ватопед . На эту келью В. и Варсонофию указал афонский блж. Яни со словами: «Вот Серай, скит руссов и москов». Однако окончательное формирование скита затянулось на неск. лет. Огромную поддержку новой рус. обители оказал камергер имп. двора А. Н. Муравьёв . Поставление В. во игумена состоялось 22 окт. 1849 г. Весной 1850 г. В. привез из К-поля подтверждение того, что Серай официально считается скитом. Посильную помощь оказывал скиту брат В., московский купец И. М. Толмачёв.

http://pravenc.ru/text/158790.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1.05.1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых - Собор мучеников, на Афоне просиявших). А. (в крещении Афанасий) был сыном благочестивых родителей, живших в сел. Нивори близ Фессалоники. Когда ему исполнилось 9 лет, родители отдали его учиться ремеслу к башмачнику, к-рый часто бил его. Не вынеся жестокости хозяина, мальчик ушел от него и под влиянием встретившихся ему турчанок согласился отречься от Христа и принять мусульм. веру. Турчанки отвели Афанасия к хазнадару Юсуф-бею, к-рый оставил его в своем доме и вскоре совершил над ним обрезание, дав ему новое мусульм. имя вместо христ.; после этого он усыновил его и любил как сына. Прожив 9 лет в богатом доме в довольстве и роскоши, Афанасий достиг 18-летнего возраста. Жена хозяина воспылала к нему плотской страстью и стала склонять его к прелюбодеянию, но юноша, подобно библейскому Иосифу , бежал от нее. Разгневанная турчанка сказала мужу, будто бы юноша хотел склонить ее к измене. Юсуф, выслушав жалобу жены, немедленно выгнал Афанасия из дома. Афанасий отправился в Фессалонику к родителям. Те, увидев сына, к-рого считали погибшим, обрадовались, особенно когда узнали, что он оставляет мусульм. веру и хочет снова стать христианином. По совету родителей Афанасий отправился сначала на Св. гору Афон в Хиландарский мон-рь , затем по совету старцев этой обители - в Ксенофский скит к духовнику Николаю. Тот, выслушав исповедь Афанасия, прочитал над ним разрешительные молитвы, помазал его святым миром и отпустил обратно в Хиландар. Прожив в Хиландарской обители около года, Афанасий перешел в Иверский мон-рь и был пострижен в монашество с именем А. Через нек-рое время духовник благословил его отправиться на мученический подвиг и дал ему в спутники старца Григория. Простившись с братией мон-ря, они 1 апр. оставили Св. гору и отплыли в К-поль. Здесь за отказ от мусульманства и исповедание христ. веры А. после жестоких мучений был обезглавлен.

http://pravenc.ru/text/63794.html

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «Ελεοσα» (рус.- «Милостивая») Иверская икона Божией Матери (Вратарница). Где она находится на Афоне? В чём помогает Иверская Богородица страждущим? Об этом читайте в нашей статье! Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне) Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества , когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители. В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

http://pravmir.ru/iverskaya-ikona-s-pron...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Драгалевский мон-рь Драгалевский монастырь («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Входит в т. н. группу болг. мон-рей «Софийская Малая Св. гора». Находится в бывш. с. Драгалевци (ныне в черте Софии). По преданию, основан ок. 1345 г. при болг. царе Иоанне Александре . Впервые письменно упоминается в т. н. «Витошкой златопечатной грамоте» болг. царя Иоанна Шишмана (1371-1393). Вскоре после основания стал большой обителью и назывался «царским монастырем». При завоевании Софии в 1382 г. османами мон-рь не пострадал, но монахи покинули его. Надпись над входом в притвор сообщает, что мон-рь был обновлен; в 1476 г. церковь была расписана на средства софийского боярина Радослава Мавра. В XVII в. повторно расписали центральную часть храма. В обители действовал скрипторий: поп Никола в 1469 г. переписал Евангелие; в 1534 г. неизвестный мастер переписал т. н. Драгалевское Евангелие, украшенное в 1648 г. серебряным окладом; в 1598 г. братья Даниил, Стоян и Владко переписали и иллюминировали Псалтирь, к-рая позднее была перенесена в Иверский мон-рь на Афоне. В период османского владычества при мон-ре действовало келейное уч-ще. “Св. Троица Ветхозаветная”. Роспись нартекса ц. Успения Богородицы Драгалевского мон-ря. 1476 г. “Св. Троица Ветхозаветная”. Роспись нартекса ц. Успения Богородицы Драгалевского мон-ря. 1476 г. Во 2-й пол. XIX в. братия мон-ря принимала активное участие в освободительной борьбе: игум. Геннадий был близким другом болг. революционера В. Левского, часто предоставлял ему убежище в обители и помогал в организации комитетов в Софийском окр. Из-за преследований османскими властями игум. Геннадий был вынужден бежать в Сербию, его преемник о. Игнатий (с 1873) возобновил работу освободительного комитета в Софии. При игум. Игнатии были построены жилые здания, мон-рь имел ок. 20 дка пашни, ок. 10 дка лугов, 60 голов крупного рогатого скота и ок. 500 коз.

http://pravenc.ru/text/180377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии), на одном из о-вов Валдайского оз. в 3 км от г. Валдай Новгородской обл. XVII в. Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2002 г. Валдайский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 2002 г. Замысел основания монастыря в честь Иверской иконы Пресв. Богородицы («Портаитиссы») возник у буд. Патриарха Никона , вероятно, в годы настоятельства в Новоспасском московском мон-ре . В 1648 г. архим. Никон просил посетившего Москву архим. Иверского мон-ря на Афоне Пахомия выполнить список с чудотворной иконы и прислать его в Москву вместе с планом Иверской обители, «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России». По свидетельству архидиак. Павла Алеппского , Никон предполагал выстроить мон-рь в афонских архитектурных традициях, облачения братии хотел сшить по «греческим обычаям». В нач. 50-х гг., уже будучи Новгородским митрополитом, во время одной из поездок в Москву Никон обратил внимание на благоприятные для устроения мон-ря окрестности Валдайского оз. В 1652 г., путешествуя на Соловки за мощами сщмч. митр. Филиппа , Никон имел видение - сщмч. Филипп благословил Никона построить на одном из о-вов Валдайского оз. обитель. После поставления на Патриарший престол Никон рассказал царю о своем намерении основать мон-рь в честь Иверской иконы и получил поддержку. Вскоре был выбран остров («не особенно большой, но очень красивый, окруженный рыбными ловлями»), и в авг. 1653 г. Патриарх направил на Валдай «достойного старца-строителя» - архим. новгородского Свято-Духова мон-ря Иакова и «с ним боярского сына из своего Патриаршего дома и других людей, нужных для строительства, дав им достаточно золота, серебра, церковной утвари и книг для новой обители» ( Шушерин. С. 52).

http://pravenc.ru/text/153903.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНСТИТУТ РУКОПИСЕЙ ИМЕНИ КОРНЕЛИЯ КЕКЕЛИДЗЕ АН Грузии [груз. ; ИР]. Основан в 1958 г., с 2007 г.- Национальный центр рукописей Грузии, находится в Тбилиси. В ИР хранится наибольшая часть известных рукописей, созданных на груз. языке (ок. 10 тыс.). Фонды ИР включают памятники как церковной, так и светской лит-ры 15 веков (V - нач. XX в.), созданные на папирусе, пергамене, бумаге и бомбицине и охватывающие все сферы средневек. науки (богословие, философию, агиографию, гимнографию, литургику, экзегетику, аскетику, гомилетику, художественную лит-ру, языкознание, историю, медицину, право, химию, астрономию, алгебру и геометрию, физику и др.). «Литургия ап. Иакова». XIII в. (НЦРГ. S 4980) «Литургия ап. Иакова». XIII в. (НЦРГ. S 4980) Груз. манускриптами располагают также др. архивы, музеи и б-ки Грузии (Национальный архив Грузии, ГМИГ, Зугдидский историко-этнографический музей, Кутаисский гос. историко-этнографический музей , ЦГИАГ, ИЭМС, Национальная б-ка парламента Грузии, Историко-этнографический музей г. Гори, Исторический музей Самцхе-Джавахети, Аджарский гос. музей и др.), России (РГАДА, РГБ, РНБ, СПбФИВ РАН, РГВИА и др.), Польши (Музей Чарторыйских в Кракове), Греции (мон-рь св. ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, Иверский мон-рь на Афоне), Египта ( Екатерины великомученицы мон-рь на Синае ), Израиля (архив Патриархии Иерусалимской Православной Церкви, Крестовый мон-рь в Иерусалиме), Франции (Национальная б-ка в Париже), Великобритании (б-ка Кембриджского ун-та, Бодлианская б-ка Оксфордского ун-та, Британский музей), Ватикана , Австрии (Австрийская национальная б-ка в Вене, б-ка Грацского ун-та, Гос. архив Австрии), США (б-ка Принстонского ун-та, б-ка Гарвардского ун-та), Армении (хранилища ин-та древних рукописей Матенадаран в Ереване, мон-рь Эчмиадзин ), Чехословакии, Германии (б-ка Лейпцигского ун-та), Болгарии (Народная б-ка им. равноап. Кирилла и Мефодия), Эстонии (Лит. музей им. Ф. Р. Крейцвальда в Тарту) и др. История

http://pravenc.ru/text/468825.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЛА СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ [Греч. Ιερ Μον Αγου Παλου] в честь Сретения Господня на Св. Горе Афон , занимающий 14-е место в иерархии 20 ставропигиальных мон-рей Афона, расположен на юго-зап. побережье полуострова. С 1974 г. настоятелем П. м. является игум. Парфений (Мурелатос), начавший подвизаться здесь в 1954 г. Общее число братии обители вместе с насельниками скитов - 110 чел. Кроме иноков греч. происхождения в мон-ре живут выходцы из России, Ливана, Сирии, Румынии, Великобритании и Америки. История Монастырь св. Павла Ксиропотамского на Афоне. Фото: www.athonian.gr Монастырь св. Павла Ксиропотамского на Афоне. Фото: www.athonian.gr Ранняя история П. м. тесно связана с историей афонской обители Ксиропотам . В X-XI вв. Ксиропотам и П. м. носили одни и те же имена: «Ксиропотам» или «Монастырь св. Павла» (в отдельных документах эта двойственность сохр. до XIV в.: Παπαχρυσνθου. 1992. Σ. 187). Ксиропотам также был известен как мон-рь во имя св. Никифора. Обе обители основал прп. Павел Ксиропотамский: в сер. X в.- будущий Ксиропотам, в 70-х гг. X в.- будущий П. м. Согласно выводам греч. исследователей ( Γουναρδης. 1989; Παπαχρυσνθου. 1992. Σ. 187-191), Павел, упомянутый в документах Ватопеда и Иверского монастыря как игумен П. м. в 1007-1018 гг.,- это не прп. Павел, основатель мон-ря, а его ученик (Actes d " Iviron/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès e. a. P., 1985. T. 1: Des origines au milieu du XIe s. N. 14. P. 182-185; N 19. P. 206-207. ArAth; 14); Actes de Vatopédi/Ed. J. Bompaire, J. Lefort e. a. P., 2001. T. 1: Des origins à 1329 . N 4-5. P. 76-87. (ArAth; 21)). Известны имена еще 2 настоятелей 1-й пол. XI в.: Нил (в документе 1019 г.) и Антоний (в документе 1030 г.). В поздневизант. эпоху П. м. утратил самостоятельность и стал келлией Ксиропотама. Акт 1329 г. из собрания мон-ря Кутлумуш упоминает П. м. в числе обителей «разрушенных до основания… где ничто даже не напоминает о былом благолепии» (Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 19882. N 15. P. 73. (ArAth; 2)).

http://pravenc.ru/text/2578598.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010