Ежегодные монастырские отчеты позволяют проследить темпы строительства собора: 1897 год – «работы по постройке храма закончены выкладкою стен здания на 2 арш. от уровня земли с облицовкой цоколя из белого камня». 1898 год – «работы по постройке храма закончены выкладкою стен здания на 18 арш. вышины от уровня земли, на 30 арш. пилонов». 1899 год – «работы по постройке храма состояли в кладке стен его, возведенных на высоту 29 арш». 1900 год – «работы по постройке храма состояли в конечной выкладке стен и сводов куполов высотою в 45 арш., а по углам до сводов – 38 арш». 1901 год – «работы по постройке состояли в окончательной выкладке четырех куполов, кроме среднего большого, постановке глав на них, крытых железом, в кладке главного западного входа (паперти), стены которого возведены на высоту 4-х саж». 1902 год – «работы по постройке состояли в окончательной выкладке главного купола, постановке на него главы, крытой железом, и увенчании (всех пяти глав) вызолоченным чрез огонь крестами, выкладке свода и купола паперти с постановкою на нем главы и штукатурке всего храма снаружи и частью внутри». 1903 год – «работы по постройке и внутренней отделке состояли в кладке подпольных сводов, в устройстве хор и железной лестницы на них, постановке части каркаса для иконостаса, выкладке боковых папертей, постановке глав на них и вызолоченных чрез огонь крестов и в окончательной штукатурке внутренности храма». Небезынтересно заметить, что проверкой губернского инженера А.Р. Станкевича было установлено, что работы по устройству хор оказались выполнены некачественно: «... Десятник сообщил мне, что в массу бетонных сводов не закладывались железные каркасы из прутьев. Свод без каркаса разрушается моментально, а с каркасом разрушение свода не влечет за собой катастрофу, так как груз повиснет на железных прутьях, если только каркас продолжен и за пяты свода по опоре. Итак, отсутствие каркаса в бетонной массе свода дает новый повод к опасению за нее. Очевидно каменщики работали совершенно самостоятельно, без надзора со стороны лица с высшим техническим образованием». Какие последствия имело заключение А.Р. Станкевича по архивным документам не устанавливается. Вместе с тем, его выводы сопровождены чертежами, которые дают представление об устройстве хор в Троицком соборе.

http://sobory.ru/article/?object=14898

Крупнообломочный карниз, протянутый вокруг четверика на уровне импостов архивольтов, вуалировал истинную этажность объема, отмечая не существующее междуэтажное перекрытие. Ниже этого карниза объем четверика был опоясан еще одним промежуточным карнизом. Поверхности стен, заключенные между этими карнизами (на всех фасадах четверика), были украшены крупными квадратными ширинками, утопленными в кирпичную кладку. Довольно высокий цоколь четверика и алтарной апсиды часовни был оформлен двумя рядами «бриллиантового руста» из горизонтально вытянутых блоков. Пластику стен ризалитов и алтаря дополняли массивные с «бриллиантовой» разделкой кресты (равноконечные под окнами ризалитов, католические на боковых стенах ризалитов и православные в апсиде), наложенные на плоскости стен. Ризалиты северного и южного фасадов главного объема часовни перекрывались цилиндрическими сводами, конструкции которых правдиво выявлялись на фасадах крупными килевидными архивольтами. Арки архивольтов опирались на невысокие с перехватами полуколонки, покоившиеся на уплощенных пьедесталах. Ризалиты имели по одному «венецианскому окну», форма которого, видимо, была почерпнута автором часовни из многочисленных образцовых проектов Константина Тона. Крупный размер окон был обусловлен необходимостью хорошего освещения интерьера в условиях отсутствия проемов «верхнего света». Двухъярусная колокольня часовни, вследствие своей незначительной высоты играла менее заметную роль в объемной композиции здания. Четырехгранное основание колокольни имело с трех сторон сквозные арочные проемы, из которых западный был оборудован лестничным маршем. Над этим основанием колокольни поднимался также четырехгранный ярус звона, каждая из граней которого была прорезана аркой. Верх арочных пролетов колокольни врезался в основание стройного восьмигранного с небольшой главкой шатра, который служил завершением композиции всего сооружения. Верх проемов основания колокольни был оформлен архивольтами килевидного очертания, опиравшимися на невысокие с перехватами колонки.

http://sobory.ru/article/?object=33255

Первым этапом осуществления идеи воссоздания часовни Даниила Столпника стал проект регенерации градостроительного комплекса Иверского монастыря в Енисейске, выполненный в 2013 году нами совместно с архитектором Я.В. Никольской. Анализ чертежей планов и графических изображений монастыря XIX-haчaлa XX вв. позволил локализовать место расположения утраченного в 1920-х годах здания, выявить значение архитектурного объема часовни в формировании облика православной обители, а также в основных чертах наметить перспективы её восстановления. Следующий этап работы, посвященный разработке предложений по воссозданию непосредственно архитектурных форм часовни, нашел отражение в проекте, разработанном нами вместе с архитектором Л.С. Чудиновой в 2014-2015 годах. Основной достигнутой целью этого проекта стал положительный ответ на вопрос о возможности воссоздания часовни на основе всей совокупности выявленных документальных источников. Обнаруженный же в 2015 году в ходе археологических раскопок на территории Иверского монастыря хорошо сохранившийся фундамент часовни, а также найденные фотоснимки её интерьера, не только подтвердили ранее сделанные нами выводы о первоначальном месте её нахождения, но и окончательно уверили нас в возможности целостного восстановления памятника. Таким образом, в условиях приближающегося 400-летнего юбилея Енисейска, требующего особого внимания к актуальным проблемам регенерации архитектурно-исторической среды этого города-памятника, наличие полноценной документальной базы (научных данных в трактовке Федерального Закона 73) и материальных фрагментов здания, дающих необходимые правовые основания для его объявления объектом культурного наследия, позволяет реализовать идею воссоздания часовни Даниила Столпника как выдающегося символа православной духовности и мемориала, связанного с событиями всегосударственного значения исторического прошлого нашего Отечества. Автор: Константин Юрьевич Шумов. Список литературы: 1. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. - М., 2004.; 2. Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации 73-ФЗ от 23.06.2002, Ст.47.; 3. Шумов К.Ю. Церковные постройки во имя святого Даниила Ачинского в Енисейской губернии//«Этно-Мир на Енисее», 9/2013 год.; 4. Предварительные материалы научно-технического отчета о проведенных археологических раскопках на территории Иверского монастыря в Енисейске. ООО «Красноярская Геоархеология», 2015г.

http://sobory.ru/article/?object=33255

В 2011 году в связи с приближением 200-летнего юбилея победы русского народа в Отечественной войне 1812 года Красноярским краевым обществом любителей военной истории была выдвинута идея восстановления в енисейском Иверском монастыре здания часовни, возведенной на месте упокоения старца Даниила – героя Бородинского сражения и участника Заграничных походов Русской армии 1813-1814 годов. Решительную поддержку этому начинанию оказали представители духовных властей, выразившие заинтересованность в восстановлении утраченной постройки, связанной с именем Даниила Ачинского – праведника, канонизированного в 1999 году в лике местночтимых святых Сибири. Особый смысл идея воссоздания часовни приобретала в связи с подготовкой правительственной программы, обусловленной предстоящим празднованием 400-летия основания Енисейска - одного из старейших городов Сибири. С этой целью нами был предпринят расширенный поиск документальных источников, могущих лечь в основу будущего проекта научно-восстановительной реконструкции памятника. В ходе историко-архивных изысканий были выявлены и обобщены значительные по объему материалы описательного и что особенно примечательно изобразительного характера. Важнейшими из них стали полностью сохранившиеся в фондах Енисейского краеведческого музея проектные чертежи здания часовни, созданные рукой архитектора С.С. Худзинского в 1892 году. Продольно-осевая композиция здания часовни Даниила Столпника, реализованная почти полностью в соответствие с проектом С.С. Худзинского, включала в себя собственно храм с пятигранной алтарной апсидой, небольшой объем притвора и колокольню. План часовни имел крестообразную форму. Главный кубический бесстолпный объем здания завершался «горкой» разновеликих, расположенных " вперебежку " килевидных кокошников, и увенчивался одной массивной луковичной главой на вертикально вытянутом круглом барабане. Двухъярусная колокольня часовни, вследствие своей незначительной высоты играла менее заметную роль в объемной композиции здания. Её четырехгранное основание имело с трех сторон сквозные арочные проемы. Над этим основанием колокольни поднимался также четырехгранный ярус звона, каждая из граней которого была прорезана аркой. Верх арочных пролетов колокольни врезался в основание стройного восьмигранного с небольшой главкой шатра, который служил завершением композиции всего сооружения.

http://sobory.ru/article/?object=33255

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иверская икона Богоматери. Почитание в России 1 мин., 25.02.2014 Царь Алексей Михайлович О чудотворной Иверской иконе Богоматери на Святой Горе Афон издавна было хорошо известно в России. В XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, Иверская икона была особо чтимой. По заказу царя в 1648 году в Афонском Иверском монастыре был написан точный список иконы, находившийся в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесенный в Новодевичий монастырь. Здесь он пребывает и ныне. Икона, находящаяся в Новодевичьем монастыре Вторая точная копия афонской святыни была исполнена в 1655 году по заказу патриарха Никона. Он задумал по подобию Афонского Иверского монастыря устроить на одном из островов Валдайского озера монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери. Был составлен точный план Иверской обители. В 1656 году список Иверской иконы с Афона был торжественно принесен в Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на Валдае. Созданная патриархом Никоном, эта обитель стала воплощением идеи преемственности России в наследии византийской культуры. Богатейший и известнейший из обителей России, монастырь стал центром духовного просвещения, книгопечатания. После революции Иверская икона из обители бесследно исчезла. Но с 1991 года, когда монастырь вновь стал действующим, паломники могут поклониться чтимому списку валдайской святыни. Среди других чтимых списков Иверской иконы, которым можно поклониться и ныне, посетив обители в разных местах России, – Иверская икона Новоиерусалимского монастыря (XVII век), Нижегородская Иверская икона (1672 год), Моздокская Иверская икона (1878 год), Тамбовская Иверская икона (1855 год), Иверская икона в Серпуховском Пречистыя Богородицы Высоцком мужском монастыре. Моздокская Иверская икона (1878 год)   Иверская икона, находящаяся в Серпуховском Пречистыя Богородицы Высоцком мужском монастыре. Смотрите также: Иверская часовня в Москве История Иверской иконы Пресвятой Богородицы Иверская икона Божией Матери. Иконография Интересные факты об Афоне     Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/iverskaya-ikona-bogomater...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иверская икона Пресвятой Богородицы: явившаяся в огненном столпе Незадолго до окончания иконоборческого лихолетья в дом одной никейской вдовы ворвался отряд солдат. Они искали священные изображения и уничтожали их. Увидев на стене в одной из комнат икону Божьей Матери, воины сбили ее и стали ругаться над ней. Их не остановили ни крики, ни просьбы, ни слезы хозяйки. В конце своего кощунственного действа кто-то из солдат взял копье и пронзил им пречистый лик Богородицы 26.10.2023 История Иверской иконы Пресвятой Богородицы В IX веке икона, которая известна ныне как Иверская и хранится на Афоне, находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места тотчас потекла кровь. 24.10.2015 Иверская часовня в Москве В 1669 году для афонского списка Иверской иконы был сделан небольшой деревянный навес рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города 24.02.2015 Иверская икона Богоматери. Почитание в России В XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, Иверская икона была особо чтимой. По заказу царя в 1648 году в Афонском Иверском монастыре был написан точный список иконы, находившийся в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесенный в Новодевичий монастырь. 25.02.2014 Иверская икона Божией Матери. Иконография Иверская икона Божией Матери, Вратарница или Привратница принадлежит к иконописному типу Одигитрия. 24.02.2014 Иверская Икона Пресвятой Богородицы Незадолго до окончания иконоборческого лихолетья в дом одной никейской вдовы ворвался отряд солдат. Они искали священные изображения и уничтожали их. Увидев на стене в одной из комнат икону Божьей Матери, воины сбили ее и стали ругаться над ней. Их не остановили ни крики, ни просьбы, ни слезы хозяйки. В конце своего кощунственного действа кто-то из солдат взял копье и пронзил им пречистый лик Богородицы. 26.10.2012 Иверская икона и ее главный чтимый список О значении Иверской иконы Божией Матери, истории обретения и о возвращении чтимого списка иконы в Новодевичий монастырь, 300 лет до этого находившего в обители. 24.05.2012 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tag/iverskaya

Патриаршее служение в праздник Иверской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого 26 октября 2016 г. 22:19 26 октября 2016 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь г. Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого, викария Московской епархии. Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Иверской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Иверской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Иверской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Иверской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Иверской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Иверской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Иверской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Божественная литургия. Хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого»

http://patriarchia.ru/db/text/4649438.ht...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Русская Иверская икона       Русская Иверская икона   Русская Иверская икона была написана на Афоне в монастыре Ивирон иром. Ямвлихом. Сохранилась даже дата написания - 1648 год, потому что автор подписался и указал год написания - 7136 год... Икона создана в бытность настоятелем Ивирона греческого архимандрита Пахомия. Именно эта Иверская икона и почиталась на Руси как Иверская Богоматерь. И действительно, эта икона Богоматери представляет собой историческую ценность, или даже целую веху в нашей истории. Икона была прислана патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу. Царь же отправил ее в Новоспасский монастырь. По преданию, все время Иверская Богоматерь находилась в Новоспасском  монастыре, где был тогда архимандритом Никон, но точно проверить это мы не смогли. Эта икона  - настоящая историческая тайна. Не случайно вместе с иконой была послана грамота архимандрита Пахомия, которая открывает перед нами, поистине, глубочайшие таинства Церкви. В рукописи грамоты описывается древний афонский чин или обряд создания иконы. Правильнее назвать этот обряд - передачей благодати от Иконы и иконе или, в данном случае, от Греции к России. Не удивительно, что новая Иверская Икона тоже стала чудотворной!               Вот эта рукопись (перевод с древнегреческого - портала Святая Гора Афон ): ...Я смиреннный архимандрит бью челом твоему величеству вместе с 365 братьями.   По просьбе твоего Величества и архим. Никона, пребывающего в Новоспасском  монастыре, когда я вернулся на Афон, то собрал всю братию - 365 человек... Мы сотворили перед Иверской иконой великий молебен, которые продолжался всю ночь - от вечера и до утра. Мы освятили воду со святыми мощами (т.е. окунали мощи в воду с молитвой - Святая Гора Афон ) и утром омыли чудотворную иконы Поратаитиссы этой водой. Затем мы собрали эту чудотворную воду и омывали ей доску для новой иконы, которую я сам изготовил из кипариса. Затем мы собрали эту воду в сосуд и с великим благоговением служили Божественную Литургию, молясь об иконе. После литургии я выбрал самого достойного из духовных отцов - иером. Ямвлиха (Романова) - и вручил ему эту воду, чтобы он смешал ее с красками и написал икону.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=864&...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Крестный ход с Иверской иконой, вторник Светлой Седмицы     Крестный ход с Иверской иконой         Крестный ход с Иверской иконой проходит в Светлый Вторник. После утрени (которая начинается в 4.30) в монастыре Ивирон, шествие с Иверской сначала направляется к храму, где старец  Гавриил увидел свет с моря от иконы, и далее с иконой обходит весь монастырь, направляясь к месту обретения иконы на море. Там служится Литургия с храме. Затем Икону выносят и у чудотворного источника, который забил в месте встречи Иверской иконы, все прикладываются к иконе и получают керасму - конфету и сок. Это всеафонский праздник. День встречи монахов, которые целый год не видели своих знакомых и друзей. Радость от встречи друзей, радость молитвы, радость от Иконы, - все складывается в одну общую радость. А кому удается понести Иверскую икону , а это удается всем желающим, - понести дают всем понемногу, тот получает нечто особое, о чем мы умолчим... Не все же писать!   Крестный ход с Иверской иконой оканчивается около 14.30 трапезой.   Комментарии Всего комментариев: 21 2020/05/04, 11:47:47 Божия мати Мария, касаюсь твоей святой иконы Иверской, помоги мне пожалуйста, покрый нас честным своим омофором, я буду очень очень хорошей. 2020/04/23, 15:48:45 Дорогие братья !!! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! Поздравляю всех со Святой Пасхой!!! В эти тяжелые времена пусть Господь укрепит силы и здоровье!!! Молитесь за нас братья за Белоруссию!!! Мы просто в критической ситуации!!! 2019/04/30, 15:31:50 Раз в году и на Седмицу, Чудотворный Образ Твой, Крестным ходом и под пение, Сад обносят стороной. И монахи, и миряне, Тебе Славу воздают, И Христово Воскресенье Громким голосом поют! Где Ты на морЕ явилась, Служба дивная прошла, Благодать ко всем спустилась, Богородица пришла! Святая Гора Афон 2012 P.S.Npucymcmbyю на втором фото сверху Пресвятая Богородица, моли Бога за нас. Владимир Болтунов 2019/04/30, 15:27:43 Образ Матери Афонский Крестным ходом пронесли, Солнце радугой сияло,

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1071

Самара. Иверский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1860. Архитектор:Н.А. Красько, А.В. Шошин, О.Ю. Глухов (все - восстановление, реставрация) Ссылки:     Адрес: Россия, Самарская область, г. Самара, Волжский пр-т, д. 1 Координаты: 53.200438, 50.099566 Проезд:Остановки " Иверский монастырь " (11,61 маршруты автобуса; 61д,247,261 маршруты маршрутного такси), " Площадь Куйбышева " (24 маршрут автобуса; 24,92,297 маршруты маршрутного такси), " ул. Вилоновская " (5,15,20,20к,22 маршруты трамвая). Изменить описание Добавить фотографии Вид снизу по течению Волги. Слева от монастыря - кафедральный Храм Христа Спасителя, в монастыре слева-направо церковь Сретения, церковь иверской иконы Божией Матери, старая трапезная церковь, колокольня, ниже - монастырская часовня в Струковском саду; правее - Драматический театр. Фотография начала 1900-х годов, источник - страница humus.livejournal.com/4094860 Валерий Долженко ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Иверский монастырь, общежительный, в городе Самаре. Основан в 1860 году из существовавшей с 1855 года женской общины. Здесь находится особо чтимая Иерусалимская икона Божией Матери. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Самарский Иверский монастырь был центром духовной жизни дореволюционной Самары. Монастырь был воззведён по инициативе граждан Самары, которые в январе 1850 г. вышли к епископу Симбирскому Феодотию с просьбой открытия в Самаре женской общины. К этому времени 38 сестёр выявили желание посвятить свою жизнь иночеству. Община была названа Иверской, исполняя желание елабужской купчихи Екатерины Ивановны Марихиной, которая пожертвовала возведённому храму семейную икону " Иверской " Божьей Матери с ценным золотым покрытием. Открытие монастыря или, вернее, переименование общины в Самарский Иверский монастырь, произошло 21 августа 1860 г. В 1882 г. был заложен камень в тёплый храм имени Иверской иконы Божьей Матери. В 1888 г. храм был освящён, начались службы. В 1879 г. купчихой Параскевой Шибаловой был построен просторный 2-этажный госпиталь для монастыря на каменной основе. 8 сентября 1889 г. в монастыре была открыта приходская школа для девочек и приют для сирот. В 1877 г. настоятельница Антонина, будучи превосходной золотошвейкой, лично приняла участие в шитье Самарского знамени, созданного по инициативе П.В. Алабина. Под этим знаменем русские и болгары боролись за независимость Болгарии с турецким игом, оно стало символом единства славянского народа.

http://sobory.ru/article/?object=02519

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010