17.04.2018 Почему Московский Кремль мог быть разрушен? 12 марта 2017 года исполняется 280 лет со дня рождения Василия Баженова. Талантливый архитектор был зодчим Ее Императорского величества, а его проекты — смелыми и необычными. Не все замыслы архитектора были завершены. Но мало кто знает, что проект Баженова мог полностью изменить облик Московского Кремля. 12.03.2017 8 самых известных московских проектов Василия Баженова География его архитектурных произведений охватывает как минимум Москву и Петербург, а по неподтвержденным данным – и некоторые российские провинции. Ко дню рождения архитектора мы составили карту памятных московских строений, с которыми так или иначе связано имя Василия Ивановича. 12.03.2017 Храм-путешественник Деревянные северные храмы в России спасают по-разному. Деревянный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, построенный в 1685 году на берегу небольшой реки Ерги, правого притока Северной Двины, в 2010 году по частям перевезли в Москву 13.05.2016 Поруганная святыня, роман Дюма и наша История Александр Дюма побывал в России спустя 20 лет после написания романа «Учитель фехтования», который пользовался колоссальным успехом в Европе и России, хотя был запрещён русским императором. По некоторым данным, Дюма встретился с прототипами своих героев — супругами Анненковыми — в Нижнем Новгороде. Также по биографии Анненковых снят фильм «Звезда пленительного счастья» с Игорем Костолевским в главной роли. 12.10.2015 Не сгоревшие в огне 200 лет или около того – средний возраст большинства «старинных» московских зданий. Пожар 1812 года уничтожил большинство исторических построек. Сегодня облик дореволюционной столицы представляют относительно новые сооружения. Тем не менее, в Москве есть здания, которые уцелели в пожаре 1812 года. Мы решил вспомнить несколько наиболее известных из них ко дню Бородинского сражения. 08.09.2015 Иверская часовня в Москве В 1669 году для афонского списка Иверской иконы был сделан небольшой деревянный навес рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города

http://foma.ru/stati/prostranstvo-kultur...

Не менее поражало их и монастырское русское хлебосольное гостеприимство. Не говоря уже о сановных посетителях, находящих в монастыре широкое гостеприимство, стены его часто переполняются русскими поклонниками из простонародья, возвращающимися большею частью поистратившимися из Иерусалима. Кроме поклонников, монастырь прокармливает круглый год и ежедневно в стенах своих до 1000 человек братии и рабочих. Множество келиотов афонских существуют исключительно подаяниями монастыря. Каждый день у врат монастыря происходит громадная раздача хлеба и денег. Поклонники, монахи других монастырей и путешественники в ожидании пароходов проживают иногда по нескольку дней в отдельном корпусе вне стен монастырских на иждивении монастыря» 7 . Благодаря решительным действиям в сочетании с мудростью богопросвещённого разума отца Иеронима, значение Русского монастыря стало гораздо важнее значения других монастырей, влияние его как на кинотские решения, так и вообще на всю святогорскую жизнь стало весьма ощутимо и для всех очевидно. На покровительство и помощь русских старцев, иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария, возлагали надежды многие афонцы. В то время когда грузинские монахи, вытесненные греками из Иверского монастыря, решили возобновить заброшенную киновию святого Иоанна Богослова, а греки отказались продавать им строительные материалы, отец Иероним повелел своему монастырскому эконому отцу Павлу закупать где только возможно лес и доставлять его для постройки киновии. Отец Иероним и отец Макарий принимали живое участие в делах греческих монастырей и старались всячески поддерживать правое дело и везде водворять нарушенный мир и братскую любовь, хотя сами они нередко в благодарность за всё это получали неприятности, огорчения и даже доносы. Старцы всегда предпочитали «худой мир доброй ссоре». Старцы Пантелеймонова монастыря никогда не отказывались от высокой роли миротворцев и добрых советников, когда их просили об этом свои братия – русские (как было во время недоразумений в Андреевском и Ильинском скитах), что указывает на высокий авторитет старцев, каким они пользовались на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого. По материалам сайта pravoslavie.ua Храм Иверской иконы Божьей Матери расположен в южной части города Феодосии около моря в районе Карантин по адресу ул. Портовая, 16. Постройка датируется примерно 14-м веком. Храм Иверской иконы Божьей Матери представляет собой квадратную в плане простую базилику, выполненную в стиле древнеармянских церквей. Выстроена обитель из камня, снаружи ничем не отделана. Позже к зданию пристроили притвор. Купол стрельчатой формы находится на восьмиугольном световом барабане, увенчан крестом. На барабане видны узкие окна. Вход оформлен арочной дверью. На фасаде строения разместилось несколько окон также арочной формы. Изначально это была церковь во имя Иоанна Предтечи. Уже в XIX веке ее переосвятили во имя Иверской иконы Божией Матери. В XV веке ее посетил по дороге домой из Индии путешественник Афанасий Никитин. Комиссия, исследовавшая в начале XX века фрески собора, предположила, что часть из них выполнены Феофаном Греком (XIV в.). К сожалению, к настоящему времени они утрачены. Сохранились изображения в камне под куполом и у алтаря. После прихода советской власти храм Иверской иконы Божьей Матери в Феодосии закрыли и помещения отдали под склад. Позже они практически стали бесхозными. В 90-е годы прошлого века началось восстановление культового объекта, храм возвращен Православной Церкви в 1996 году. Своим архитектурным обликом храм схож с армянскими церквами XIII-XIV веков: квадратное в плане здание, увенчанное куполом на восьмигранном барабане с узкими окнами. Позже церковь перестраивалась: со стороны главного входа пристроили довольно вместительное помещение, разделенное столбами на три нефа, перекрытых сводами с опирающимися на консоли арками. Благодаря этому храм мог принимать большее количество прихожан. Минуя мрачноватую пристройку, верующие попадали в высокий, светлый купольный зал. Он был замечательно украшен: по бокам полукруглой апсиды стояли в полный рост фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вырезанные из камня. Торжественные, освещенные солнечным светом, они производили на посетителей неизгладимое впечатление. В верхней части апсиды находилось изображение Христа и двенадцати апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=06270

Время безжалостно к строениям, но еще в конце XIX века епископ Таврический и Симферопольский Гермоген видел внутреннее убранство церкви таким: «В церкви замечательны древние, выбитые на стенах изображения: на горнем месте - Спасителя, а по сторонам Его - 12 апостолов, по 6 на каждой, над жертвенником - Иоанна Крестителя с агнцем на руках, на южной стене - святителя Николая Чудотворца с книгою в руке, под куполом - лик Господа, близ входа в храм на северной стороне - святого великомученика Георгия на коне. Храм небольшой, но очень прочен...». Храм был расписан удивительно красивыми фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней. В 1927 году средневековые храмы Феодосии осматривала реставрационная комиссия, в состав которой входил русский художник и искусствовед И.Э. Грабарь. Он предположил, что некоторые фрески храма Иоанна Предтечи принадлежат кисти знаменитого византийского живописца Феофана Грека (1340-1405), выдающегося мастера фрески, иконописи, миниатюры. В 70-е годы XIV века он работал в России. Сохранились выполненные им иконы в Благовещенском соборе в Москве и фрески церкви Спаса-на-Ильине в Новгороде. С храмом Иоанна Предтечи связано еще одно историческое событие, еще одно имя. Осенью 1474 года в Кафу прибыл русский путешественник Афанасий Никитин, возвращавшийся на родину в Тверь из далекой Индии. В «Хождении за три моря» он писал: «Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста (Бог-Творец!). Милостию Божией прошел я три моря». В то время причал и главные ворота города находились у генуэзской крепости. Тому, что произошло после, нет документальных подтверждений, но предание утверждает, что Афанасий Никитин увидел церковь Иоанна Предтечи и услышал пение молитв. Поскольку отважному путешественнику долгое время пришлось жить среди людей, исповедовавших буддизм и мусульманство, то он с радостью молился в храме, благодаря Бога о своем благополучном возвращении.

http://sobory.ru/article/?object=06270

Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Афонскими монахами для успокоения паломников была сложена легенда, что в Москву вместо главы И. З. была послана глава свт. Андрея Критского. Однако еще в 1709 г. в перечне ватопедских святынь значилась глава свт. Андрея Критского и не упоминалась глава И. З. ( Ипполит (Вишенский), иером. Пелгримация, или Путешественник... во Святый град Иерусалим. М., 1877. С. 111). Версия о замене нашла отражение в печатных проскинитариях монастыря Ватопед. Однако в откровенных разговорах ватопедцы отрицали напечатанное ( Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 199-200). Вопрос о святынях остается открытым. В настоящее время в Ватопеде выставлена для поклонения глава, почитаемая как глава И. З. (с нетленным левом ухом). Глава же, привезенная Алексею Михайловичу, была возвращена РПЦ в 1988 г. музеями Московского Кремля и передана в Богоявленский (Елоховский) собор, а затем - в храм Христа Спасителя. В февр. 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эту главу возили для поклонения в Знаменский Синодальный собор в Нью-Йорке. По кипр. преданию, часть главы И. З. хранится в мон-ре Пресв. Богородицы Троодитиссы . В др. греч. мон-рях также хранятся части мощей И. З.: кисть десницы - в Филофея мон-ре , др. часть десницы - в Большом Метеорском монастыре , 2 части левой руки - в Великой Лавре (плечо - дар императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII), еще одна часть левой руки - в мон-ре Варлаама (Метеоры), 2 небольшие частицы руки - в монастыре св. Таксиархов на о-ве Серифос, персты - в мон-рях Дохиар , Успения Пресв. Богородицы на о-ве Идра и вмч. Георгия близ Эдипсоса на о-ве Эвбея. Колено находится в мон-ре Варлаама (Метеоры), большая часть голени и еще 4 частицы - в монастыре Пантократор , палец ноги - в мон-ре Вознесения Господня в Гераки (Ераки) близ Амальяды. Небольшие частицы мощей имеются в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Богословской школе на о-ве Халки в Мраморном м., на Кипре - в Киккском мон-ре , мон-ре Хрисорройятисса и в архиепископской резиденции в Никосии, на Афоне - в Иверском мон-ре , Ксенофонта монастыре , Ксиропотаме , Григория преподобного мон-ре , Ставрониките, Павла святого мон-ре , Дионисия преподобного мон-ре , Русском вмч. Пантелеимона мон-ре , Кастамоните , румын. скиту св. Иоанна Предтечи, скитах Новая Фиваида, Ксилургу (Пресв. Богородицы) и ап. Андрея Первозванного. Частицы мощей И. З. хранятся во мн. местах в Центр. Греции: в каталоге О. Мейнардуса указаны 25 мон-рей и 6 храмов (церквей и соборов), в т. ч.- мон-ри Прусу , Дусику , св. Стефана (Метеоры), Иоанна Богослова мон-рь на Патмосе .

http://pravenc.ru/text/541598.html

Также существует предположение (И. В. Абашидзе, Б. Гасс), что население расположенного близ К. м. в Вади-эль-Вард (т. н. «Лощина роз») сел. Малха имеет груз. происхождение (внешне оно значительно отличается от араб. населения региона, жители Малхи именуют себя гурджами, до нач. XX в. они обслуживали обитель и обрабатывали земли К. м., передавая ему треть урожая). По мнению груз. историков, это косвенно может подтверждать сведения некоторых груз. источников о том, что в V в. груз. царь св. Вахтанг Горгасали поселил здесь гарнизон груз. всадников с целью охраны груз. святынь Иерусалима и, очевидно (исходя из мест их поселения), уже существовавшего к тому времени К. м. ( Гасс. 1990. С. 3). Исторически доказано присутствие в Палестине в IV-V вв. иберийских (грузинских) монахов и паломников (в особенности царского рода), однако современные тому периоду сведения о груз. мон-ре в окрестностях Иерусалима, посвященном Св. Кресту, отсутствуют. Часть груз. ученых связывают основание К. м. с именем известного груз. богослова V в. Петра Ивера , еп. Маюмского. В Житии святого, написанном Захарией Грузином, указано, что Петр и его сподвижник Иоанн Лаз до 50-х гг. V в. подвизались в мон-ре Гроба Господня в Иерусалиме, затем основали мон-рь «в пустыне» близ Иерусалима, получивший название Иверский, и еще один мон-рь на берегу р. Иордан (Житие Петра Ивера. 1896. С. 90-92; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. T. 1. 256-272; КЦ. 1955. Т. 1. С. 133-134; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 194, 261-263; Давид. 1976. Т. 1. С. 263; Иоселиани. 1978. С. 314; Лолашвили. 1989. С. 116, 262; Тархнишвили. 1994. C. 273-273). Схожая пара мон-рей упоминается в сочинении Прокопия Кесарийского, где сказано, что имп. Юстиниан I (527-565) вместе с монастырями св. Талале и св. Григория восстановил «обители иверов и лазов» ( Иона ( Гедеванишвили). 1852. С. 51-52, 58-61; Тимофей (Габашвили). 1956. С. 72-90, 014-016, 052-057, 0194-0197; Георгика. 1956. Т. 1. С. 77-78; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 22-24; Мамиствалишвили. 2002. С. 11-13). Нек-рые ученые отождествляют лазский мон-рь с К. м. ( Жанен. 1992. C. 16). О К. м. как о мон-ре «гогаренов» (грузин) писал арм. путешественник Л. Алишан ( Григорий (Перадзе). 1995. C. 19-26).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Ужин этот затягивается иногда довольно долго, а посему, по окончании его, утомленные трудами минувших ночи и дня, гости не засиживаются в архондарике на обычном угощении («сполоканье») и спешат на покой. В 1 ч. ночи начинается утреня, а после нее служатся торжественные по случаю ктиторского дня литургии – игуменом обители в греческом соборе, а в Покровском соборе архиерейская литургия. Обильным обедом в архондарике для гостей торжества в обители оканчиваются, и гости разъезжаются по домам. После трапезы братской и для всех богомольцев-пришельцев, на порте раздаются портарем (привратником) сухари и по 2 черека на каждого келлиота, а, с благословения игумена, в рухальном (вещевом) складе многим из бедняков-ксиромахов выдаются принадлежности монашеского одеяния и некоторые продукты питания. Вечером этого дня монастырь принимает обычный свой покойный вид. На архондарике устрояется обильный ужин для монастырских певчих на долю коих в эти праздничные дни выпадают тяжелые труды, требующие чрезмерного напряжения физических сил. Ужин этот – благодарность им за усиленные их труды. Паломники, прибывшие в обитель на праздник из России, на следующий день предпринимают путешествие по Св. Горе, имея руководителем или спутником одного из иноков обители. Располагающие большим временем и досугом из Пантелеимоновского монастыря отправляются на мулах или пешком по берегу Святогорского залива, попутно посещая на короткое время монастыри Ксеноф и Дохиар, в болгарский монастырь Зограф, оттуда едут на поклонение святыням в монастыри сербский Хиландарь и греческий Ватопед и ночуют или в малороссийском скиту св. пророка Илии, или в русском скиту св. апостола Андрея Первозванного. На другой день, после литургии и обеда, покинув гостеприимный родной скит, совершают паломничество в Иверский монастырь и ночуют на пути в лавру преподобного Афанасия Афонского в русской Артемьевской келлии. На третий день эти путешественники обозревают Лавру и молятся у гроба пр. Афанасия Афонского , на короткое время заезжают в благоустроенный молдовлахийский скит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Мученичество вмч. Иакова Персянина. Роспись нартекса ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. Ок. 1348 г. Частицы мощей И. П. широко распространены на христианском Востоке. В записках неизвестного арм. путешественника упоминается о мощах И. П. в мон-ре св. Стефана в Манганах в К-поле ( Brock S. P. Medieval Armenian Pilgrim " s Description of Constantinople//REArm. N. S. 1967. Vol. 4. P. 87). Согласно свидетельству рус. паломников XIV в. (Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина, дьяка Александра, диак. Троице-Сергиева мон-ря Зосимы), в мон-ре Пантократора в К-поле существовало почитание главы святого ( Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. Р. 43, 95, 153, 187, 293, 387). В наст. время глава великомученика хранится в мон-ре вмц. Анастасии Узорешительницы на п-ове Халкидики, а часть главы - в ц. вмц. Екатерины на о-ве Керкира. Часть ноги находится в мон-ре свт. Николая Чудотворца близ Апикии на о-ве Андрос, др. частицы мощей - в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Киккском мон-ре на о-ве Кипр, в ряде афонских мон-рей (Иверском, Ксиропотаме, Великой Лавре, Дохиаре, прп. Дионисия, Симонопетре, Пантелеимоновом, в скитах Нов. Фиваида и Богородица), в греч. мон-рях Агафона, Дусику, Мега Спилео, ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, в мон-рях нмч. Феодора, Таксиархов близ Нафплио на п-ове Пелопоннес, Живоносного Источника на о-ве Андрос, Неа-Мони на о-ве Хиос, Честного Креста Господня на о-ве Самос, в исихастирии Вознесения Господня в Козани (Македония) и др. Часть мощей И. П. хранится в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун (Египет) и в ц. аль-Тахира в Мосуле (Ирак). На Западе существуют др. версии местонахождения честной главы И. П. Известно лат. сказание (BHL, N 4102), согласно к-рому в 1103 г. мон. Вильгельм (Людовик) привез главу в аббатство Кормери (близ г. Тур, Франция) из К-поля, где он получил ее от архимандрита мон-ря св. Диомида в Никомидии (Turris S. Diomedi - башня св. Диомида). Однако, как сообщается в Проприях на день памяти И. П. из Бревиария базилики св. Петра в Ватикане за 1674 г., мощи И. П. были перенесены в Италию римлянином Кириллом, а глава при папе Евгении IV (1431-1447) была передана собору св. Петра в Ватикане кард. Иорданом Урсином.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Скачать epub pdf Преподобный Антипа Валаамский (Афонский): главы из книги «Тайна будущего века» Святая северная Русь… Недаром называли ее нашей Фиваидой, ибо дух особого «пустыннолюбия» отличал ее с самых древних времен. Потому-то и было у нас на Русском Севере так много островных обителей… А остров, как известно, что в сказке, что в мифе, что в устном предании, всегда представал читателю и слушателю, или же наяву, в действительности – путешественнику и мореплавателю, как мир не просто обособленный, но совершенно другой, как иное, часто полное неведомых тайн и своих законов, пространство земного бытия. Остров же святой, на котором особился монастырь или скит, представал таким миром тем более. Не море житейское, воздвизаемое зря, билось на каком-нибудь дальнем острове северной Руси в монастырские врата и подступало к самым дверям келий, а суровые и бурные воды защищали надежно от многомятежного и суетного мира тех, кто от более южных пределов приходил в полунощную нашу сторону в поисках никем и ничем не нарушаемой пустынной тишины и молитвенного уединения… И была та островная пустыня – всем пустыням пустыня. Сколько же их было, этих обителей, на озерных островах и «в морских отоцех», в Архангельской, Вологодской, Выборгской, Новгородской, Олонецкой, Санкт-Петербургской губерниях… Крестный Онежский монастырь – на острове Кие в Онежской губе Белого моря; Спасо-Каменный – на Кубенском озере; Валдайский Иверский Свято-Озерский Богородицкий монастырь; Кириллов-Белый Новоозерский – на одном из островов Нового озера; Череменецкий Иоанно-Богословский – посреди Череменецкого озера; Клименецкий Свято-Троицкий монастырь – на Клименецком острове Онежского озера; Рождество-Богородичный Коневский – на Коневце посреди Ладоги… И совсем уже на севере – Соловки со знаменитым Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. Но нет, был, был у нас еще северней Николаевский Новоземельский скит при Карельском Николаевском монастыре, основанный за тысячу с лишним верст от него, на Новой Земле, в страшной ледяной пустыне Северного Ледовитого океана с его бесконечно длящейся зимней темью…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На первом, например, листе другой Ватопедской рукописи 14 века 567 (которую я непосредственно за этим описываю) преп. Симеон назван уже богословом, но без прибавления «новый»; также в одной из рукописей Пантелеимонова монастыря 6271, лист 1, копирующей, очевидно, в этом месте Ватопедскую), равно как и в одной Ксенофской рукописи 721, см. отд. 5: διλογος σχολαστικο τινος πρς Συμενην τν γιον κα θεολγον). Ηο уже из Ватопедской рукописи 14 века (лист 52) и изо всех позднейших рукописных кодексов, содержащих в себе житие или творения преп. Симеона, видно, что св. отцу усвоено было название не просто богослова, но именно Нового Богослова, которое, образовавшись, быть может, из соединения раннейшего и позднейшего наименования 18 , так навсегда и утвердилось за преп. Симеоном, как указывающее, с одной стороны, на высокое уважение Церкви к его богословствованию, так, с другой стороны, и ясно отличающее Симеона Нового Богослова от других лиц, носящих, во-первых, одно и то же имя, a во-вторых, пользующихся тем же высоким титулом богослова (в последнем случае разумеются св. ап. Иоанн Богослов и св. Григорий Богослов ). Однако некоторые рукописи вместе с этим сохранили за преп. Симеоном и вышеуказанное название «великого отца», отчего мы читаем в них: το σου κα μεγλου πατρς μν Συμεν το νου θεολγου. Таковы: Ватопедская рукопись 14 в. 567, см. листы 173 об. и 175), Иверская 5457, см. отд. οθ, т. е. 79) 19 и две рукописи Пантелеимонова монастыря 6271, лист 95 об. и 6272, начальный лист рукописи без счета и оборот 1-го листа). Все эти рукописи в указанных местах копируют, несомненно, древнейшую Ватопедскую рукопись 12 века 566) 20 , прибавляя только от себя наименование богослова, усвоенное преп. Симеону позднее и в их время всегда уже употребляемое в приложении к этому св. отцу. При этом высоком и исключительном титуле было излишним уже именовать Симеона «великим», почему определение это постепенно и утратилось. Оно сохранилось и упрочилось, как нам известно, преимущественно за теми отцами, которые не получили другого более специального названия, указывающего на их выдающееся и высокое значение в Церкви, таковы: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010