Они спускают на веревке корзину к воде, и проплывающие мимо рыбаки, путешественники, паломники кладут туда кто рыбу, кто фрукты, кто хлеб. Положат – монах выглянет, подтянет корзинку – есть у него пища. Если корзинка пуста – вернет обратно. На самом верху есть храм Преображения. У меня ни разу не было возможности туда собраться. На это нужно много времени и сил, потому что горная тропинка – крутая, и там, конечно, лютый холод по сравнению с той жарой, которая внизу, но усердные паломники бывают и там. Пантелеимонов монастырь – это целый город. Верхний храм – Покрова. Много каменных построек. У них были великолепные мастерские – слесарные, токарные. Помню, в нашу первую поездку переводчиком у нас был флотский офицер, он как на это посмотрел, так ахнул: «Ой, да у вас тут такие мастерские, что можно легкое вооружение сделать!» Хорошо оборудованная пристань, склады для приема и отправки товара. Конечно, содержать такой ансамбль сложно и трудно. Лет сорок тому назад был пожар, который начался в горах. Сгорело огромное количество ценного леса и чуть не пострадал сам монастырь. Там имеется богатейшая библиотека – сотрудники нашего Отдела потом скопировали всю ее на фотопленки – от всяких неожиданностей. Не знаю, цела она в Отделе или нет, но копия находится в Академии наук. Иверский монастырь был раньше грузинским, но поскольку братия была малочисленна, они продали его грекам. Там хранится одна из главных святынь Афона – Иверская икона Божией Матери. Когда ходишь по горе и говоришь с монахами, обычно спрашивают: «Во Ивéре были? Ну как лампада?» В храме у ворот монастыря – икона Божией Матери, и перед ней висит большая лампада размером с водосвятную чашу – масла в ней литра полтора, не меньше, и горит ровный, маленький огонек. У греков лампада устроена очень интересно: в нее наливают оливковое масло и фитилек пускают на пробке, а не на проволочках, как у нас. Чтобы масло не воспламенилось от близкого соприкосновения   с огнем, вниз подливают воду и масло всплывает. Как только начинаются какие-то политические обострения, конфликты или природные бедствия, иверская лампада начинает раскачиваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

А женщина села на прибрежный песок заплакала. Когда сын спросил, отчего она печалится, вдова ответила, что теперь ее, скорее всего, убьют, поскольку воины, обнаружив отсутствие иконы, вряд ли простят ей обман. — Стара я стала, сынок, куда мне бежать... А ты — спасайся, иди на запад, на гору Афон. И так, как я вручила Богородице Ее святой образ, так вручаю и тебя Ее святому заступничеству. Беги, я чувствую, что мои часы сочтены, и мне хотелось бы умереть здесь. А у тебя будет долгая жизнь. Да благословит тебя Бог... Долго еще не мог расстаться сын с матерью. Но она настояла, и мальчик, обливаясь слезами, скрылся за дальним холмом. А вдова вернулась домой, и погибла в тот же день от рук разъяренных солдат, искавших ее по всему городу. Спустя несколько лет, повидав многое на своем пути и успев повзрослеть, юноша пришел на гору Афон. Там он пристал к монахам и через некоторое время принял постриг. Поведал он братии и о том, как когда-то вместе с матерью они спасли икону, и как чудесным образом святой лик поплыл на запад. Монахи, услышав нехитрый рассказ брата, отреагировали по-разному. Кто-то не поверил, кто-то отнесся равнодушно, но были и те, кому слова юноши впали в сердце, и после смерти никейского беглеца среди монастырских преданий стала ходить и история об иконе-путешественнице. История с годами стала легендой, легенда — сказкой, и так продолжалось около двухсот лет, пока сказка однажды не стала реальностью. Читайте также: Иверская часовня в Москве Как-то за беседой на морском берегу собралось несколько монахов Иверона — Иверского монастыря, который был основан грузинами-иверами в конце Х века. Вдруг один из черноризцев, сидевший лицом к воде, вскричал: «Господи помилуй». Не в силах произнести ни слова от ужаса, он показал рукой в сторону пролива. Остальные посмотрели в указанном направлении и застыли в изумлении — в нескольких сотнях шагов от линии прилива на воде стояла икона, от которой в небо шел яркий сноп света, который озарял все вокруг так, что солнце казалось луной. Явление не было миражом, оно длилось минуту, вторую, третью и не исчезало. Спустя некоторое время на берег сбежалась братия со всей горы — они видели столп света и спешили выяснить, что это. Самые зоркие иноки разглядели на иконе лик Пречистой, и после долгих обсуждений было решено взять икону. Сначала монахи пошли по мелководью, но святой образ ни на метр не приблизился к ним. Потом решили плыть в лодке, но, сколько ни гребли, икона продолжала оставаться на прежнем расстоянии от монахов. Она словно специально отступала от них, не желая даваться им в руки.

http://foma.ru/yavivshayasya-v-ognennom-...

Андрея Критского . Однако ватопедский скевофилак в ответ на вопрос русского путешественника ответил, «яко ложь напечатася в Поклоннику (то есть в Проскинитарии. – Б. Ф.) 68 Проследив по документам историю перенесения ватопедских реликвий в Москву, мы можем утверждать, что легенда (живущая, кстати говоря, в монастыре и по сей день) о замене главы св. Иоанна Златоуста главой св. Андрея Критского появилась на свет вскоре после 1688 г. 2 Грамота ивиритов царю не сохранилась ни в подлиннике, ни в переводе Посольского приказа (в указанном в прим. 1 деле на л. 12–15 имеется перевод лишь грамоты Кирилла Лукариса царю Михаилу Федоровичу), грамота же к патриарху дошла до нас в виде подлинника (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 37); см.: Фонкич Б. Л. Греческо-русские связи середины XVI – начала XVIII вв. Греческие документы московских хранилищ. Каталог выставки. М., 1991. С. 17, 15; Международная конференция «Крит, Восточное Средиземноморье и Россия в XVII в.». Греческие документы и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства московских собраний. [Каталог выставки]/Отв. ред. Б. Л. Фонкич . М., 1995. С. 43, 46–47. 3 См.: Буланин Д. М. Сказание об иконе Богоматери Иверской//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Часть 2. Л-Я. Л., 1989. С. 362–365. 6 Грамота Ивирского монастыря от 1 июня 1639 г. с просьбой о жалованной грамоте писана по-славянски: РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 26. Челобитная архимандрита Пахомия царю, «чтоб государь пожаловал, велел им в монастырь дати свою государеву жаловалную грамоту против иных монастырей, чтоб им приезжати было к Москве бити челом о милостине поволно и без зацепки»: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1639/40 г. 2. Л. 20, 22. 9 Об этом см., например, справку Посольского приказа: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1639/40 г. 2. Л. 23. 12 РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 307: грамота архимандрита Ивирского монастыря Пахомия и братии царю Алексею Михайловичу; Там же. 308: грамота архимандрита Пахомия архимандриту Новоспасского монастыря Никону. Оба документа датируются 15 июня 1648 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Ист.: Рай мысленный. М.: Иверский мон-рь, 28 окт. 1658 - 3 авг. 1659. Л. 35-48; Иоанникий (Галятовский), архим. Небо Новое. Львов, 1665. Л. 101 об.- 107; Повседневных дворцовых времен государей царей и великих князей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича записок. М., 1769. Ч. 2. С. 219; Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божьей матери, принесенной в Россию в 1648 г. М., 1879; Сергий (Спасский), архим. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России. М., 1879; Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 125-126, 304-305; Павел Алеппский. Путешествие. 2005р. С. 445-448. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей в Нижегородской губ. СПб., 1857. (ЗРАО; Т. 10); Леонид (Кавелин), архим. Ист. очерк Иверской Святоозерской обители в ее патриарший период (с 1653 по кон. 1666 г.)//Акты Иверского Святоозерского мон-ря, 1582-1706. СПб., 1878. (РИБ; 5); Каптерев Н. Ф. Рус. благотворительность мон-рям св. горы Афонской в XVI, XVII и XVIII ст.//ЧОЛДП. 1882. Май. С. 455-490; Силин П. М. Ист. описание Валдайского Иверского Святоезерского 1-кл. Богородичного мон-ря. СПб., 1885, 19012. С. 27; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р. С. 166-167. Табл. XVII, 2; он же. Иконография Богоматери. СПб., 1915, 1998р. Т. 2. С. 214-216; Успенский. Царские иконописцы. 1910. Т. 2; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи: Изображения Богоматери. СПб., 1911. С. 13-16; Извеков Н. Д., прот. Моск. придворный Архангельский собор. Серг. П., 1916; Μαμαλκης Ι. Π. Το ´Αγιον ´Ορος (´Αθως) δια μσου των αινων. Θεσσαλονκη, 1971; Осташенко Е. Я. Иконостас Похвальского придела Успенского собора Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. [Вып. 4]: Произведения рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в.; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αγιον Ορος, 1988; Holy Image, Holy Space: Icons and Frescoes from Greece. Athens, 1988. P. 235-236. Pl. 79; Буланин Д. М. Сказание об иконе Богоматери Иверской//СККДР.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Иноки поникли. Они поняли, что Богородица чего-то ждет, но чего — понять не могли. Вместе с настоятелем они пришли в храм и стали молить Бога и Пресвятую Деву о том, чтоб Они указали, как поступать дальше. Так прошло несколько дней. Огненный столп по-прежнему стоял над морем, монахи с изумлением смотрели на это необычное явление. Спустя некоторое время к настоятелю Иверона пришел отшельник Гавриил, живший в самом труднодоступном уголке Афона. По нему было видно, что он спешил, вид его был взволнованным. — Сегодня, когда я творил обычное молитвенное правило, было мне видение. Явилась Пречистая и повелела прийти к вам, выйти на берег и, ступая по воде, взять Ее икону. Отче, что бы это могло значить? — А ты не видел чего-либо необычного по пути сюда? — спросил настоятель. — Нет, я спустился сюда южной тропой. А до этого не выходил из кельи неделю... — Так смотри же! — Воскликнул настоятель, и подвел Гавриила к окну, за которым простиралась морская гладь, и неземным светом озарял воду огненный столп. Отшельник понял, почему к нему являлась Богородица. Иверский монастырь в XVIII веке. Зарисовка грузинского путешественника и писателя Тимоти Габашвили И вот, процессия из иноков с факелами в руках спустилась к берегу. Впереди шел Гавриил, смутно представляя, что станет делать дальше. Он был в молитве. Когда крестный ход поравнялся с местом, где стояла икона, отшельник сделал первый шаг. Сначала он шел по мокрому берегу, чувствовал, как вода обнимает его стопы. Дальше мель кончалась, но он продолжал идти, веря, что Богородица не оставит его. И вдруг инок ощутил под ногами опору — а ведь здесь уже была глубина! Гавриил шел по воде! Окрыленный радостью и верой, он благополучно добрался до иконы, трепетно взял ее и пошел обратно к берегу. Как и прежде — по воде! Монахи встретили святыню и торжественно отнесли ее в главный храм обители, благодаря Бога за такую великую милость. Но на следующий день икона исчезла. Трудно представить печаль, которая охватила иноков: вчера они обрели великую святыню, а сегодня она пропала. Но горевали недолго — обходчик обнаружил пропажу над въездными воротами монастыря. Удивленные насельники подумали, что это — чья-то злая шутка, сняли икону со стены, и опять поставили в храме. На следующее утро история повторилась, и снова обходчик обнаружил святой образ на стене ворот. Монахи задумались, но, не зная, как поступать, вернули икону в храм. Через день ее опять нашли над въездом в Иверон. Так продолжалось много раз, пока Гавриилу не явилась сама Богородица и сказала:

http://foma.ru/yavivshayasya-v-ognennom-...

А женщина села на прибрежный песок заплакала. Когда сын спросил, отчего она печалится, вдова ответила, что теперь ее, скорее всего, убьют, поскольку воины, обнаружив отсутствие иконы, вряд ли простят ей обман. — Стара я стала, сынок, куда мне бежать... А ты — спасайся, иди на запад, на гору Афон. И так, как я вручила Богородице Ее святой образ, так вручаю и тебя Ее святому заступничеству. Беги, я чувствую, что мои часы сочтены, и мне хотелось бы умереть здесь. А у тебя будет долгая жизнь. Да благословит тебя Бог... Долго еще не мог расстаться сын с матерью. Но она настояла, и мальчик, обливаясь слезами, скрылся за дальним холмом. А вдова вернулась домой, и погибла в тот же день от рук разъяренных солдат, искавших ее по всему городу. Спустя несколько лет, повидав многое на своем пути и успев повзрослеть, юноша пришел на гору Афон. Там он пристал к монахам и через некоторое время принял постриг. Поведал он братии и о том, как когда-то вместе с матерью они спасли икону, и как чудесным образом святой лик поплыл на запад. Монахи, услышав нехитрый рассказ брата, отреагировали по-разному. Кто-то не поверил, кто-то отнесся равнодушно, но были и те, кому слова юноши впали в сердце, и после смерти никейского беглеца среди монастырских преданий стала ходить и история об иконе-путешественнице. История с годами стала легендой, легенда — сказкой, и так продолжалось около двухсот лет, пока сказка однажды не стала реальностью. Как-то за беседой на морском берегу собралось несколько монахов ИверонаИверского монастыря, который был основан грузинами-иверами в конце X века. Вдруг один из черноризцев, сидевший лицом к воде, вскричал: «Господи помилуй». Не в силах произнести ни слова от ужаса, он показал рукой в сторону пролива. Остальные посмотрели в указанном направлении и застыли в изумлении — в нескольких сотнях шагов от линии прилива на воде стояла икона, от которой в небо шел яркий сноп света, который озарял все вокруг так, что солнце казалось луной. Явление не было миражом, оно длилось минуту, вторую, третью и не исчезало. Спустя некоторое время на берег сбежалась братия со всей горы — они видели столп света и спешили выяснить, что это. Самые зоркие иноки разглядели на иконе лик Пречистой, и после долгих обсуждений было решено взять икону. Сначала монахи пошли по мелководью, но святой образ ни на метр не приблизился к ним. Потом решили плыть в лодке, но, сколько ни гребли, икона продолжала оставаться на прежнем расстоянии от монахов. Она словно специально отступала от них, не желая даваться им в руки.

http://foma.ru/iverskaya-ikona-presvyato...

Это приводит в том числе и к тому, что пока мы стесняемся быть такими «косными» или «старомодными», как наши предки, исконно христианские земли заполняются людьми, не принимающими Христа и исповедующими совсем другие ценности. В день славянской письменности и культуры мы с автором фильма иеромонахом Игорем (он в Москве фильм заканчивал) отправились на Красную площадь, где был большой концерт: выступали 2000 хористов. Публика пришла, но не то, чтобы заполнила площадь до отказа – тем более, что накануне прошел сильный дождь. Мокнуть никому не хотелось. Мне по интеллигентской привычке всё не нравилось: и ходившие в небе тучи, и ведущие, и усы у солиста... Вдруг слышу: «А представляете себе, если бы мусульманам дали на Красной площади что-нибудь подобное устроить? Они бы все пришли, - все, что в городе есть. Продемонстрировали бы своё единство. А нам – ничего не надо». И это правда. Но пора вернуться к фильму, Северному Кавказу и восхождению на Эльбрус, Божие благословение на которое явилось в том числе и в чудесном явлении Иверской иконы Пресвятой Богородицы в храме, где служит отец Игорь. Явление Иверской иконы Жил-был один человек, раб Божий Сергий, который все не мог понять, нужно ли ему идти монашеским путем или следует жениться. Была у него любимая икона, Иверской Божией Матери, покровительница монашества, которую он возил с собой, пока несколько лет скитался по Отечеству, но так все устроилось, что в итоге он женился. И он повесил икону в красный угол. И вот однажды явилась ему в тонком сне Пресвятая Богородица и повелела отдать Свою икону в храм святого великомученика Георгия Победносца в Тырныаузе. Он какое-то время медлил – потому что очень любил этот образ, – но, в конце концов, препроводил. И на Преображение Господне икона в храм и пришла. А как раз на следующий день начиналась экспедиция. Иверская икона Божией Матери, пришедшая в храм накануне экспедиции Взяв икону с собой, иеромонах Игорь и его друзья – певчий из Москвы Виктор Арчвадзе и профессиональный путешественник Александр Волощук – вышли на восхождение.

http://pravoslavie.ru/61990.html

При благоверном царе Феодоре Иоанновиче жалованная грамота на владение обителью была подтверждена и монастырь окончательно переместился к Никольскому храму, тогда как старую монастырскую территорию передали Казанскому подворью . В 1603 году царь Борис Годунов пожаловал монастырю соседний двор с богатыми хоромами за вечный помин. На территории монастыря находился Никольский крестец (место, где людей приводили к присяге - целованию креста) - один из трёх в Москве. В этой связи обитель иногда называли Никола Старый у Большого Крестца и Никола Большая Глава, что у крестного целования . По воцарении Михаила Феодоровича , новый царь подтвердил жалованную грамоту на владение обителью. В 1644 году при братских келиях была воздвигнута вторая монастырская церковь во имя святых царей Константина и Елены , выходившая на улицу. Под ней в 1646 году расположили часовню во имя святителя Николая Чудотворца , выступавшую за линию фасадов боковых зданий. В этой часовне, очень почитаемой в народе, была помещена святыня - икона святителя Николая, привезенная с Афона архимандритом Пахомием. Перед святым образом горела неугасимая лампада. До начала XVIII века между местными жителями существовал обычай ежедневно в сумерки брать огонь из часовни и зажигать им свечи в своих домах. В 1648 году с Афона в Москву привезли великую святыню - список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери , которую поместили в Никольский монастырь. В благодарность за это в 1653 году царь Алексей Михайлович разрешил грекам Никольского монастыря совершать службы на родном языке. Насельниками обители впредь должны были быть лишь греческие монахи. В то время особую благосклонность монастырю выказывал патриарх Никон . Монастырь был закреплён как подворье Афонского Иверского монастыря . Спустя некоторое время Иверская икона была передана Валдайскому монастырю , а в Никольском был оставлен новый список. В мае 1669 года чудотворную икону перенесли в часовню, специально выстроенную у Неглинских ворот. Тогда же, 19 мая того года, царь Алексей Михайлович пожаловал греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольской обителью. Рядом с Никольским греческим монастырем был выстроен Греческий гостиный двор, где останавливались приезжие греческие купцы. Также по приказу царя Алексея Михайловича греческому монастырю приписали Крестовоздвиженский монастырь и убогий дом на Божедомке, где монахи выстроили себе загородную резиденцию. Ансамбль монастыря к концу XVII века был столь обширен, что видевший его путешественник Я. Рейтенфельс писал, что обитель " малым, чем уступала греческому кварталу в Риме " . Монахи с Афона приезжали в Никольский монастырь и оставались здесь на 4-7 лет, а затем сменялись. Монастырь служил духовным центром для православных иностранцев, живших в Москве - не только греков , но и сербов , грузин и армян .

http://drevo-info.ru/articles/13675485.h...

Знаменитый путешественник по святым местам (1723—1747 гг.) Борский, описывая икону Иверскую, говорит: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских царей и цариц, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком. Сверху же святыя сея иконы есть покров с главою, осеняющею ради падения праха и ради украшения и великолепия, иже весь упещрен есть мелкими художнотворными и различновзорными кожами Маргаритными, от него же повешены суть пред святой, чудотворной иконой кандилы великие, иные от чистого сребра, иные же сребропозлащенны, числом четыренадесять. Низу же ея есть едина завеса, вся изрядно удобренная различными дарами многоценными благоговейных христиан, многоценными дарами малыми и сребропозлащенными наперсниками; не точию же сия, но и иные многие в том храме кандилы и дары многоиждивительны висят во славу и честь святой оной иконы и в память незабвенную неизреченных ее чудес. Предстательство и прилежное тщание храма сего и благоговейное служение иконе сей имеет един иеромонах, от всех прочих братий избран и определен, аки благоговейнейший, иже послушания ради оного, еже имать, от всех обще именуется приснопребывающий, понеже ино что не творит, точию там внутрь да пребывает множайшее время нощеденствия, украшая храм и имея тщание всегдашнее о предреченных четыренадесяти, иже пред иконой, кандилах, да не едино же от них когда угаснет, имущи к тому и свещу, на сребренном свещнице, неусыпно горящую, и поюще тамо правило и параклисию по вся дни и нощи и прислужащи общему седмичному, иже тамо приходит дважды в седмицу и литургисает в славу Божией Матери».

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

В 1665 г. извлечение из «Рая мысленного», посвященное посещению Пресв. Богородицей Афона, истории И. и. и принесению списка чудотворной иконы в Россию, было включено иером. Иоанникием (Галятовским) в качестве отдельной главы «Чуда Пресвятой Богородицы Иверской», разделенной на 17 «чудес», в книгу сказаний о чудесах Богоматери «Небо Новое с новыми звездами», изданную во Львове (2-е изд.: Могилёв, 1699). Ок. 1715 г. была создана сильно сокращенная компилятивная редакция Сказания об И. и., вошедшая как гл. 26 в антииконоборческий трактат «Солнце Пресветлое» (НБ МГУ. Инв. 10535-21-71. Л. 48-48 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 40-41). Подробный пересказ версий «Рая мысленного» и «Спасения грешников» с добавлением ряда чудес от И. и. до нач. XVIII в. содержится в путевых записках Григоровича-Барского, к-рому была известна южнослав. рукопись первого из сочинений, находившаяся в то время в Зографе ( Григорович-Барский. 2004. С. 138, 140-147). Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и 2 случая, записанные отшельником иеродиак. Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. и о сладости лобзания чудотворного образа И. и. и Честного Животворящего Креста Господня (Там же. С. 147-150). В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы (образование комков на иконе в области шеи Богоматери), отмечавшееся паломниками и путешественниками. В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» (ГИМ. Муз. 42. Л. 40-41). Григорович-Барский пишет: «Имат же еще святая она икона знамение или шрам язвы на вые» ( Григорович-Барский. 2004. С. 138-139). По наблюдению архим. Антонина (Капустина), сделанному в 1859 г., «язва на ланите Богоматерного лица менее заметна, чем повреждение красок на шее, отчего иногда первая смешивается с последним в рассказах поклонников» ( Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Святой Горы. К., 1864. С. 57). Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. и. На иконах и гравюрах XVIII-XIX вв. изображение раны на лике Божией Матери могло находиться довольно высоко на правой щеке (московские гравюры 1851 г. и сер. XIX в.- Гравюра Греческого мира. 1997. 36, 37), на подбородке (гравюры - Афон, 1779 г., Галле, 1805 г.- Там же. 5, 6а) или на шее (гравюра - Москва, 1838 г.- Там же. 30).

http://pravenc.ru/text/293359.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010