Феодосия. Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери). Карта и ближайшие объекты Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами. Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре — Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой. В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились. Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря». Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них — храм Иоанна Предтечи — встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь. Службы здесь совершались до середины 1920-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 1990-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г. В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого.

http://sobory.ru/article/?object=06270

При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. 26 октября. ПРАВМИР. Православная Церковь чтит память иконы Божией Матери Иверской. Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею. Читайте также: Иверскаяикона с пронзенным ликом Настоящее Иверская: икона-путешественница Возвращение Иверской в Новодевичий монастырь (ФОТО) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/pravoslavnye-chtut-pam...

Иверская: икона-путешественница Реставраторы Третьяковской галереи передали в храм чудотворную Иверскую икону Богородицы. 17 апреля, 2012 Реставраторы Третьяковской галереи передали в храм чудотворную Иверскую икону Богородицы. Реставраторы Третьяковской галереи передали в храм чудотворную Иверскую икону Богородицы . История почитания Иверской Иконы Божией Матери в России началась в середине XVII века. В 1647 году афонские монахи из монастыря Ивирон рассказали настоятелю Новоспасского монастыря архимандриту Никону (будущему патриарху Всея Руси) о своей святыне – чудотворной иконе Божией Матери «Вратарнице». Рассказ был, естественно, передан и царю Алексею Михайловичу. Вскоре, по просьбе русского государя, на Афоне была сделана копия иконы. Само написание образа афонским изографом монахом Ямвлихом было молитвенным торжественным процессом, его описание сохранилось до наших дней. Позднее, государь Алексей Михайлович вложил первый список Иверской в Новодевичий монастырь. По прошествии многих лет, когда монастырь был закрыт атеистическим большевистским правительством, Иверская оказалась в коллекции Исторического музея. Недавно, на выставке в главном здании ГИМа, она выставлялась для поклонения. Вскоре после написания первого списка патриарх Никон решил основать в честь Иверского образа монашескую обитель на Валдае. Для новой обители в Греции был заказан второй список, который в 1656 году был привезен в Россию. Увы, в годы лихолетья следы этого чтимого образа затерялись. Никто не знает, была икона уничтожена или скрыта… Однако москвичи полюбили образ Вратарницы и хотели иметь его рядом с собой. Тогда с первого списка московскими мастерами был сделан новый список — увеличенного размера. В 1669 году этот образ, как и его первоначальный прототип, был установлен на вратах – только в Москве это были Воскресенские ворота Китай-города. Постепенно Иверская стала молельным образом всех пришедших в древнюю столицу. В 80-х годах XVIII века, когда в Москве свирепствовала моровая язва и у людей не осталось никакой надежды, кроме упования на помощь Божию, Иверская икона была установлена в нижней части ворот, а вокруг нее построена часовня.

http://pravmir.ru/iverskaya-ikona-putesh...

" Я пришел сюда с миром и с Христом в сердце " , -  крестный ход по Афганистану Душанбе, 26 ноября 2013 г.      В июне 2013 журналист и путешественник Александр Волощук в честь 1025-летия Крещения Руси по благословению Епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта начал свой крестный ход с Иверской иконой Божией Матери от Тырныауза до Юго-Восточной Азии и обратно. Очередное письмо с пути Александр прислал 25 ноября 2013, сообщает пресс-служба епархии.      " Добрый день! Шлю свои приветствия из Душанбе, куда я приехал после путешествия по Северному Афганистану. Пешком и автостопом преодолел 940 километров, побывав в четырех афганских провинциях: Балх, Баглан, Тахар и Бадахшан. На моей груди все это время – и днем, и ночью – висела Иверская икона Богородицы – благословение настоятеля Тырныаузского Свято-Георгиевского храма иеромонаха Игоря (Васильева) , как защита Небесных Сил.      Слава Богу, я жив и здоров, каких-либо серьезных проблем при прохождении Афганистана не возникло, если не считать того, что в кишлаке Вардуч (провинция Бадахшан) стал свидетелем перестрелки между боевиками Талибана и подразделением Афганской Национальной Армии.      В ообще же ситуация в Афганистане во многом схожа с нынешним положением в Дагестане – добрые и гостеприимные мирные жители, но озабоченная полиция и военные. Только на Кавказе – ваххабиты, а в Афгане – талибы... Свои впечатления об Афганистане представляю в нижеследующем литературном этюде " Моя 27-я страна " , который войдет в мою будущую книгу.      МОЯ 27-я СТРАНА Об этой стране редко услышишь что-либо хорошее. Война и цинковые гробы, " Аль-Каида " и " Талибан " . Но тот, кто побывал в Афганистане не с оружием, а с миром, смотрит на него совсем иными глазами. ...Пыль тысячелетий в древней крепости Балха. Изумительная изящность исламского комплекса Хазрат Али в Мазари-Шарифе. Белые голуби – птицы мира, зазывания на чай и неизменно прикладываемая к сердцу правая рука при встрече. Женщины в синих паранджах и разукрашенные грузовики. Лепящиеся к горным склонам, как ласточкины гнезда, домики афганских кишлаков. Крестьянин, пашущий землю деревянным плугом. Глинобитные стены и заборы. На мусульманском календаре – первая половина XV века...

http://pravoslavie.ru/66126.html

414-415 415-416 416-424 425-426 БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) 426-432 432-433 БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым 433-436 436-439 439-440 440-441 441-442 БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии 442-443 БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников 443-444 444-445 445-446 446-447 447-452 452-453 453-454 454-455 455-457 457-458 458-459 459-461 461-462 462-463 463-465 465-466 466-467 457-503 503-504 504-505 505-506 506-508 508-509 509-510 510-511 511-515 516-517 515-516 517-518 518-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог 527-528 528-529 529-530 530-532 532-534 БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия 534-535 535-536 536-538 538-540 540-542 БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери 542-556 556-557 557-559 562-563 563-564 564-565 565-571 571-572 572-574 574-575 575-576 576-584 БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже 584-585 585-586 586-588 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 596-597 597-598 599-600 600-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 608-610 610-611 БЕНЕДИКТ БИСКОП (628 (?)-690), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель монастырей Вермоут и Ярроу

http://pravenc.ru/vol/iv.html

В обители также берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса. В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие современники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...». Иверская икона Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон будучи еще Новоспасским архимандритом обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а также снять и прислать точный план Иверского Афонского монастыря. К этому времени восходит замысел создать на русской земле Новый Афон. В ответ на эту просьбу на Афоне был совершен молебен братией числом 365 человек перед началом писания образа. Иконописец Иамвлих Романов написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года в Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и Патриархом при большом стечении народа. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора. По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии. История обители в XVII нач. XX вв.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

Сравнение с имеющимися фотографиями, сделанными до 1929 года, говорит о том, что перед нами часовенный образ. Сразу после реставрации Иверская была передана в храм свт. Николая в Толмачах – домовый храм Третьяковской галереи, и сейчас каждый может почтить Царицу Небесную перед Ее чудотворным образом… Трудно описывать икону, любые слова о милосердном и спокойном взгляде Богородицы кажутся искусственными, лишними. Лучше прийти и помолиться… Читайте также: Иверскаяикона с пронзенным ликом . В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2021 26 октября, 2018 20 июля, 2018 26 октября, 2014 22 апреля, 2014 25 октября, 2013 7 мая, 2013 27 февраля, 2013 24 мая, 2012 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/iverskaya-ikona-putesh...

Слава Иверской иконы Божией Матери распространилась по всему христианскому миру. В XVII в. Всероссийский патриарх Никон (1652–1666 гг.), вступив на патриарший престол, задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь этой чудотворной иконы, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать копию с древней Иверской иконы Божией Матери и снять точный план Иверского монастыря. Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь основан в 1653 г., а в 1656 г. с Афона принесена новонаписанная Иверская икона (акафист, кондак 8, икос 8). Первое чудо от этой иконы совершилось еще в пути (икос 9). Несшие икону иноки, не имея чем заплатить мусульманским перевозчикам за переправу через реку Дунай, решили возвратиться на Афон, но явившаяся им во сне Пресвятая Дева уверила их, что они благополучно совершат свой путь. Явившись богатому греку Мануилу, Она повелела ему переправить через Дунай благочестивых путешественников и защитить их от бесчинств турецкой стражи. Благочестивый грек заплатил за них требуемую пошлину и впоследствии отказался от богатого дара, посланного ему патриархом, за что Пресвятая Богородица щедро наградила его (3, стр. 114). Много раз Пресвятая Богородица спасала от бед Свою обитель (акафист, икос 7). Однажды в Иверском монастыре не стало муки, и настоятель впал в большую печаль и уныние. Тогда всепетая Матерь Божия, явившись ему во сне, сказала: «Зачем ты скорбишь, чадо, не за то ли, что в обители нет больше муки? Иди сам и увидишь, что амбары переполнены, и узнай из этого Мою помощь и Мою заботу о вас». Настоятель пошел и, увидев, что действительно все амбары полны муки доверху, собрал всю братию и возвестил о чуде. С радостными слезами прославили иноки Бога и Святую Приснодеву. В другой раз, когда в обители не хватало вина, Богоматерь снова явилась и наполнила все сосуды. Новое вино было таким сладким и вкусным, что все уверились, что оно не обыкновенное, но действительно совершилось чудо. И опять чудесным образом во время нужды Пресвятая Богородица наполнила сосуды елеем и кладовые фасолью. Так многократно являла Она братьям Свое попечение, и Своею всечестною иконою совершает вплоть до сего дня множество чудес и благодеяний. Учительница милосердия

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Сведения об истории И. м. X-XI вв. и более позднего периода сохранились в документах др. афонских мон-рей, в частности в материалах, связанных с прп. Афанасием Афонским, а также в неск. визант. и груз. хрониках («Картлис Цховреба», «Хронография» Иоанна Скилицы и др.). 1511-1674 гг. датируется написанный по-гречески «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов, который обязаны знать все монахи», т. н. Хроника, которая в XVIII в. была переведена на груз. язык и дополнена. В 1-й ч., автором к-рой указан некий иером. Феодосий (по мнению акад. Грузинской АН прот. К. Кекелидзе, возможно, грузин), кратко описаны события истории И. м. 1259-1264 гг.; 2-я ч., в к-рой повествование ведется от 1-го лица, от имени выходца из К-поля и уроженца с. Неохорион грека Иеремии, посвящена 1592-1626 гг.; автор 3-й ч., также грек, описывает события 1659-1674 гг. В кон. XIX в. греч. историк М. Гедеон опубликовал эту «Хронику» (Γεδεν. 1885. Σ. 172-179), в 1947 и 1955 гг. ее изучал и издал Кекелидзе, составивший на ее основе список настоятелей И. м. до XVII в. (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 69-85). Источники XVIII-XIX вв.- это в основном путевые заметки и сведения путешественников и исследователей: Григоровича-Барского (в 1744 - Григорович-Барский. 1887. Ч. 3; 2004), архиеп. Кутаисского Тимофея (Габашвили) (в 1754-1757 - Тимофей (Габашвили). 1852. С. 33-44), митр. Руисского Ионы (Гедеванишвили) (в 1782 - Иона (Гедеванишвили). 1852. С. 31-34). В 1845 г. в И. м. побывал и описал его архим. Порфирий (Успенский; с 14 февр. 1865 епископ Чигиринский) (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 155-327; 2006. С. 551-723), в кон. XIX в.- прот. Петр Кончошвили (с 1905 епископ Алавердский) (Кончошвили. 1901. С. 175-176). История монастыря в византийский период. Первая грузинская колония на Афоне и основание И. м. Еп. Порфирий (Успенский), ссылаясь на «письменные Памяти афонские», указывает, что вскоре после 787 г. грузины основали на расположенной над обителью Климента горе Афо (также Гавриилова гора) груз. общежительный мон-рь Афо, рядом с к-рым жил отшельник прп. Гавриил Иверский. Позже на этом месте был основан принадлежащий И. м. скит св. Иоанна Предтечи. В начале царствования визант. имп.-иконоборца Феофила (829-842) в Афо принял постриг некий юноша, мать к-рого, опасаясь поругания иконф Божией Матери, тайно опустила ее в море близ Никеи. Рассказ об этом событии лег в основу предания о главной святыне И. м.- иконе Божией Матери «Портаитиссы» («Вратарницы») (см. в ст. Иверская икона Божией Матери). Сохранился документ 943 г. «Дело о размежевании земель афонитов и иериссовцев на Афонском перешейке», подписанный по-грузински игум. Афо Иоанном (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156-157).

http://isihazm.ru/?id=748

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

  001     002    003    004    005    006    007