Дело о крестьянине, оказавшимся старой веры, выбранном в попы, к церквям Троицкой и Богородской в Уфтюжской волости крестьянами разных сел и деревень той же волости Источник 203, апреля в 27 день, бил челом преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, Уфтюжской волости Ивашко Карпов сын Красилников, а в крестовой подал челобитную, да под нею выбор на себя за руками, А в челобитной и в выборе пишет: Государю преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, бьет челом сирота твой Уфтюжской волости Ивашко Карпов сын Красилников. В нынешнем, государь, в 203 году, апреля в 23 день, той же Уфтюжской волости, верхнего погоста, троицкие и богородкие церковные старосты Яков Иванов с товарыщем и прихоцкие люди выбрали меня сироту к тем церквам к Троицкой и Богороцкой и страстотерпца Димитрия церквам к посвящению в попы на место вдового попа Симеона Стефанова, и выбор о том за руками мне сироте дали. Милостивый государь преосвященный Александр, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй меня сироту своего, благослови, государь, и посвяти меня сироту по мирскому выбору к тем Троицкой и Богороцкой церквам в попы. Государь великий святитель, смилуйся. На обороте: Ивашка Карпов руку приложил. Лета 7203, апреля в 13 день, Уфтюжской волости, верхнего погоста, церковные старосты Яков, Иванов, Антипа Матвеев, той же волости соцкой Осип Федоров, крестьяне (имяна 43 человек). той же волости архиерейского стану крестьяне (имяна 10 человек) и все крестьяне той Уфтюжской волости выбралии есми и излюбили на верхней погост к церкви святые Троицы Живоначалной и пресвятые Одигитрия Богородицы и страстотерпцу Димитрию в попы Ивана Карпова сына Красилникова на место вдового попа Симеона Стефанова; а на прекормление ему Ивану рядили деревню u сенные покосы, коею владел прежней поп Симеон. И по сему нашему мирскому излюбу и выбору иттить ему Ивану на Устюг Великий и бити челом преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжском и Тотемскому, о новоявленной памяти. В том ему сей и излюб дали. Излюб писал, по велению церковных старост и мирских людей, Никифорко Суровцов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/delo-o-k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Предок их Григорий Иванович, по прозвищу мятель, был потомком Радши в одиннадцатом колене (см. во второй части Российской родословной книги статью о графах Бутурлиных). У него были два сына: 1) Семён Григорьевич Мятлев, воевода правой руки войск в литовском походе 1519 года, имел трёх сыновей: Ивана горбатого, Ивана ветчинку и Андрея, постригшегося в Троицко-Сергиевской лавре под именем Артемия; 2) Иван Григорьевич Мятлев, имел четырёх сыновей, которые, быв детьми боярскими по зубцовскому уезду, пожалованы поместьями в уезде московском 2 октября 1550 года: а) Яков Иванович кривый (о потомстве его см. далее); б) Андрей Иванович; в) Григорий Иванович; г) Иван Иванович; сей последний находился воеводою в Чебоксарах (1556) и в Рославле (1563), и поручился в двухъ стах пятидесяти рублях, 20 апреля 1563 года, по тех боярах, которые ручались за боярина князя Александра Ивановича Воротынского; у него был сын Андрей Иванович. Яков Иванович Кривый (см. выше) имел сыновей: Алексея и Григория, внука Тимофея Григорьевича, и правнука Ивана Тимофеевича. Сей последний имел сыновей: Сергия и Леонтия; и двух внуков, двух Иванов Сергеевичей. Из них младший умер бездетным, а Иван Сергеевич старший имел сыновей: Афанасия, Ивана и Леонтия; внуков: Якова, Григория и Петра Афанасьевичей и Карпа Ивановича, и правнуков: Афанасия, Тимофея и Матвея Яковлевичей, Алексея Григорьевича, (см. далее) и Василия Карповича. Четверо Мятлевых владели населёнными имениями в 1699 году. Сын Алексея Григорьевича (см. выше), Василий Алексеевич был, при Императрице Елисавете, генерал-поручиком по флоту и губернатором Сибирским; потом адмиралом и святого Александра Невского кавалер; умер в 1761 году, оставив двух сыновей: Василия Васильевича (рождение 21 февраля 1749 † 30 марта 1771), и Петра Васильевича (рождение 1756 † 18..), бывшего сенатором и Святого Александра Невского кавалер, женатого на графине Прасковье Ивановне Салтыковой (рождение 1772). У них дети: 1) Иван Петрович, действительный статский советник (рождение 1796 † 1844), женат был на Балк-Полевой, оставил двух сыновей; 2) Екатерина Петровна была за генерал-адъютантом (в последствии графом) Василием Васильевичем Левашовым; 3) София Петровна, за генерал-лейтенантом, генерал-адъютантом Александром Павловичем Галаховым; 4) Варвара Петровна за генералом от артиллерии Ильёю Гавриловичем Бибиковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Сляднево. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, с трапезной и колокольней, построена при помощи купцов Зайцевых. В трапезной были приделы Никольский и Симеона Персидского. Закрыта в кон. 1930-х. В настоящее время уцелели только четверик церкви и основание колокольни. Заброшена. Существовавшая ранее церковь Преображения Господня в селе Слядневе, Спасское тож. Село Спасское было некогда сельцом Слядневым и принадлежало вдове Анне, жене Сапогова, с сыном Григорием, а в 1625-26 гг. сельцо Сляднево было пустошью и находилось Рузского уезда волости Юрьевой слободы «в порозжих землях». Оно населено вновь после 1678 г., было опять сельцом и находилось во владении стольника Ивана Афанасьевича Костюрина, при котором в этом сельце построена была церковь во имя Преображения Господня. Первое сообщение о существовании сей церкви находим в приходных окладных книгах Патриаршего Приказа за 1703 г.: «В нынешнем 1703 году по указу Великого Государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского велено новопостроенную церковь Преображения Спасова, которую построил стольник Иван Афанасьев сын Костюрин в Рузском уезде в поместном своем сельце Слядневе, на попа с причетниками дани положить; по сказке новопостроенной Спасской церкви дьячка Тимофея Васильева с приходских дворов: с попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с одного помещикова, с 5 крестьянских, да с церковной земли по памяти из Поместного Приказа с 10 четвертей в поле, сена с 10 копен, по указной статье 13 алтын, заезда гривна, и те деньги велено взимать с 1793 году. Августа 21 дня те деньги платил дьячок той церкви Тимофей». С 1704 по 1739 гг. Спасская церковь в тех же приходных книгах писалась в Рузской десятине: «Церковь Преображения Спасова в селе Слядневе, в поместье Ивана Костюрина, дани 13 алтын, заезда гривна». А в 1720-36 гг. означено дани «26 алтын 2 деньги». В декабре 1722 г. по указу Синодального Казенного Приказа и по памяти Саввина Сторожевского монастыря архимандрита Сильвестра перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Рузского уезда вотчины стольника Ивана Костюрина села Сляднева приказчик Семион Иванов сказал, что в том селе Слядневе построена церковь Преображения Спасова после последнего российского патриарха Адриана, а в котором году и по чьему прошению – того он не знает, дани с той церкви платится по 26 алтын 2 деньги в год, да казенных пошлин по 5 алтын 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора; священника и церковников у той церкви нет, отошли неведомо куда в 1722 году в июне месяце, а церковь с того числа стоит без пения, а в приходе у той церкви только три двора, которые в том селе Слядневе.

http://sobory.ru/article/?object=11679

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Максим († после 1716), иконописец Оружейной палаты Московского Кремля посл. четв. XVII - нач. XVIII в. Очевидно, сын жалованного иконописца Максимова Ивана и брат Максимова Василия (см. ст. Максимовы ). Проживал в Москве, в приходе ц. вмч. Никиты на Швивой горке в Семёновской слободе. Первые сведения о его деятельности в Оружейной палате относятся к 1677-1678 гг., когда в составе большой группы иконописцев он работал над миниатюрами к напрестольному Евангелию для дворцовой ц. Воскресения словущего в Московском Кремле. В 1679 г. в группе мастеров принимал участие в написании 14 икон праотеческого ряда иконостаса Покровского собора в Измайлове (частично сохр., находятся в Покровском соборе). В 1689-1694 гг. совместно с Петром Федоровым Билиндиным , Николаем Соломоновым Вургаровым и Петром Семеновым Коробовым писал иконы для иконостаса ц. Воскресения Христова в Кадашах. Среди сохранившихся икон комплекса автограф мастера имеется на двери в жертвенник с изображением арх. Михаила (1694, Музей-усадьба «Останкино»). Имя И. упомянуто среди др. художников и на происходящей из того же храма иконе «Богоматерь Боголюбская, с припадающими преподобными Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и Иоанном Дамаскином» (1689, ГТГ). В надписи указано, что И. вместе с Петром Коробовым выполнил на ней изображение преподобных. Образ был написан за 5 дней. В 1702 г., к Пасхе, писал за 60 р. иконостас для новопостроенной ц. Воскресения Христова в Андреевском мон-ре в Пленницах по заказу игум. Феофана и братии (не сохр.). Поручителем при заключении договора был иконописец Билиндин, с которым И. совместно работал. В 1703 г. И. выступил поручителем Билиндина и В. Максимова при заключении ими договора на написание иконостаса в вотчине боярина Т. Н. Стрешнева с. Рождествене (Шарапове) Московского у. Наиболее позднее известное произведение И.- икона «Ап. Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе», написанная в 1706 г. для московской ц. свт. Власия Севастийского в Староконюшенном пер. В 1716 г. его имя еще упомянуто в переписных книгах Москвы.

http://pravenc.ru/text/200483.html

Н.А. Маясова Указатель мастеров 972 Агапова, мастерица Строгановых (уп. в 1680 г.) – с. 55 Анастасия Романовна, жена царя Ивана Грозного (1547–1560), хозяйка мастерской и мастерица – с. 35; кат. 18, 19 Афанасия, мастерица, старица Горицкого (Горского) монастыря (уп. в 1706 г.) – кат. 151 Борис, священник, смоленский знаменщик (уп. в 1516 г.) – с. 9 Борисов Иван, иконописец Оружейной палаты (уп. в 1628–1644 гг.) – с. 50, 51; кат. 98 Бугурлина Акулина Петровна, жена стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина, хозяйка мастерской и мастерица (уп. в 1691–1711 гг.) – с. 63, 73; кат. Васса, мастерица, жившая около Тфоице-Сергиева монастыря (уп. в начале XVII в.) – с. 55 Владимиров Иван, иконописец, знаменщик Серебряной палаты (уп. в 1625–1677 гг.) – с. 48; кат. 79 Волкова Домна (Домникея), мастерица, старица Варсонофьевского монастыря (ул. в 1631–1649 гг.) – с. 11,54 Волонская Ненила, «светлишная писица» Царицыной мастерской палаты (уп. в 1643 г.) – с. 9 Гаврилов Третьяк (Кушников Третьяк Гаврилов), царский иконописец (уп. в 1626–1639 гг.) – с. 47,48; кат. 94 Гомулин Андрей, жалованный знаменщик Золотой и Серебряной палат, словописец (уп. в 1640–1670-х гг.) – с. 47, 51; кат. 101, 119–121 Гомулин Иван, знаменщик Серебряной палаты, словописец (уп. в 1630–1660-х гг.) – с. 10, 46, 47, 51; кат. 80–82 ,85, 86, 87, 92, 96, 99, 100 Горяинова Мария, мастерица Царицыной мастерской палаты (ул. в 1680 г.) – кат. 125 Дашкова Дарья Ивановна, боярыня, хозяйка мастерской и мастерица (уп. в 1673 г.) – с. 9 Дермин Постник (Постник Дмитриев сын Ростовец), жалованный царский иконописец (уп. в 1584–1591 гг.) – с. 9 Евдокия Лукьяновна Стрешнева, жена царя Михаила Федоровича (1626–1645), хозяйка мастерской и мастерица – с. 47; кат. 85–87,89,90,92–96,98, 174 (?) Елена (Олена), княгиня Верейская, хозяйка мастерской и мастерица (ул. в 1466 г.) – с. 56 Зубов Федор Евтихиев, царский жалованный иконописец (V п.в 1647–1689гг.) –кат. 128 Иванов Кирилл, иконописец Оружейной палаты (уп. в 1642–1696 гг.) – с. 50, 51; кат. 98

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деисус («Седмица»), со святыми на полях. Икона. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Сын Ярца, Дерма Иван Ярцев (Иван Дермоярцев), в качестве иконописца («писца») великого князя участвовал в создании серии минейных икон или лицевого подлинника (на окт.), описанных в иконописном подлиннике краткой редакции 1-й пол. XVII в. из б-ки ОЛДрП (РНБ. ОЛДП. О. 21). В 1509 г. по повелению св. Серапиона (Курцова) , архиеп. Новгородского, совместно с Андреем Лаврентьевым «дописал» иконы деисусного и праздничного чинов главного иконостаса собора Св. Софии в Новгороде (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461, 469, 537). Сохранилось 6 икон Деисуса и 7 икон праздничного чина (каждая с 3-4 сюжетами) под басменными окладами 1537, 1537-1558 гг. (НГОМЗ). Больше сведений имеется об одном из сыновей Ивана Дермы - Поснике Иванове Дермине Ростовце (известен также как Петр Иванов Дмитриев). Родом из Ростова, в 80-х гг. XVI в. состоял жалованным царским иконописцем. В 1584 г. «Посник Дмитриев сын Ростовец» «знаменил» покров на гроб царя Иоанна Грозного ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1901. Т. 2: Домашний быт рус. цариц. С. 723). В 1586 г. за 7 р. написал Смоленскую икону Божией Матери с праздниками (список с чудотворного образа) в Герасимов Болдинский мон-рь (РИБ. Т. 37. Стб. 41-42). В 1589 г. «Петр Дермин с товарыщи» был отправлен с посольством в Грузию, где в течение 3 лет писал фрески и иконы в мон-рях Тога и Алаверди в Кахети. В 1591 г. посольству было предписано возвратить Посника с мастерами или же одного, но дальнейшая его судьба неизвестна (по сообщению груз. царя Теймураза 1642 г., присланные «при прежних... царех» 12 иконников «все в Грузех и померли» - Полиевктов М. А. Новые данные о моск. художниках XVI-XVII вв. в Грузии. Тбилиси, 1941. С. 9, 13, 157). В описи Антониева Сийского монастыря 1597 г. в алтаре Троицкого собора упоминается Деисус из 3 икон-пядниц - Спасителя, Богородицы, св. Иоанна Предтечи - «на золоте» письма Посника «Дербина» (очевидно, вариант написания фамилии), вклад старца Ионы, ризничего митрополита Ростовского (БАН. Арханг. Д. 375. Л. 7 об.).

http://pravenc.ru/text/171745.html

Вексицы. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Село Вексицы до 1764 года принадлежало ростовскму архиерейскому дому. В 1798 году здесь была построена Георгиевская церковь. Двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, обработан по углам парными пилястрами. Он увенчан декоративной группой пятиглавия, главки легко взлетают над тонкими глухими барабанами. Выразителен декор церкви. Медальоны, помещённые в верхнем ярусе четверика, перекликаются с арочной формой его окон, завершённых дугообразными сандриками и аркой портала. Широкий карниз охватывает нижнюю часть храма, объединяя объёмы колокольни, трапезной, первого яруса четверика и апсиды, имеющих единый рисунок наличников окон, напоминающий стилизованный триглифо-метопный фриз. Нарядный карниз верхнего яруса четверика из сухариков и мелкого, напоминающего деревянную резьбу поребрика, проходящего так-же над цоколем церкви. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Вексицы, село при реке Вексе, в 9 верстах от Ростова, 61 двор, 216 ревизских душ, 215 наделов, принадлежит государственным крестьянам. Жители кроме землепашества занимаются огородничеством и разведением душистых трав. До 1764 г. Вексицы принадлежали Ростовскому архиерейскому дому. В с. Вексицах настоящая церковь св. вмч. Георгия с двум теплыми приделами; по правую сторону - во имя св. Живоначальной Троицы, а по левую - во имя Успения Божией Матери. Церковь каменная пятиглавая, соединенная с каменною одноглавою колокольней. Как видно из храмозданной грамоты, данной архиепископом Арсением, вследствие прошения священника Матфея Гаврилова и церковного старосты Ивана Яковлева (от 1789 г.) означенная каменная церковь выстроена, по ветхости деревянной, старанием прихожан и освящена в 1798 г. строителем Белогостицкого монастыря иеромонахом Исаакием. Прежде существующей каменной церкви были две деревянные, (что видно и по месту престолов, которые ограждены деревянными срубами). Первая была холодная во имя св. вмч. Георгия. Когда она выстроена - нет данных, только из указа 1771 г. видно, что она в то время была хотя и не новая, но довольно твердая, поэтому постройку ее можно предположительно отнести к концу XVII столетия. Церковь эта, как видно из того же указа, была довольно высока, а потому прихожанин, «коллежский регистратор Иван Иванов сын Ушаков», желая иметь теплую церковь, просил епископа Афанасия разрешить ему под оною устроить на свои средства теплую церковь во имя Успения Божией Матери, на что и получил дозволение. Он же Ушаков в следующем 1772 г. по чрезвычайной высоте холодного Георгиевского храма и опасению, чтобы «от того не случилось какого повреждения», отменил постройку внизу холодного теплого храма и просил уже разрешения у того же епископа Афанасия устроить теплый храм в особом месте, каковой и построил исключительно на собственные средства, со всеми подобающими принадлежностями.

http://sobory.ru/article/?object=03227

Помясово, урочище. Церковь Спаса Преображения. Церковь Преображения Господня; Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Помясово, урочище. Спаса Преображения церковь. Сооружена в 1798 г. помещицей Е.И. Полозовой. В 1717 г. в Помесове построена деревянная церковь Преображения Господня - стольником Яковом Ивановым сыном Полозовым. Деревянная церковь разобрана и употреблена на обжиг кирпича для церкви. В 1799 г. освящена каменная церковь. http://yarklad.ru/index.php?showtopic=295 Преображенская с. Помясова, каменная, построена в 1798 г. тщанием помещицы Елизаветы Ивановны Полозовой. Церковь приписная к Тихвинскому храму села Качаева. Престолов два: в холодной - во имя Преображения Господня и в теплой - во имя Федоровской иконы Божией Матери. Расстояние по прямой до Ярославля 59 в., до Данилова 21 в. Ближайшие церкви: Тихвинская с. Качаева в 2 в., Предтеченская с. Неверовского Любимского уезда в 5,5 в., Богородицкая с. Богородского в Ившине Любимского уезда в 6 в., и Воскресенская с. Глазова в 8,5 в. В марте 1717 г. " по Указу великаго государя и по помете на выписке казначея иеромонаха Антония Яковлева, велено новопостроенной церкви во имя Преображения Господня да в приделе Пресвятыя Богородицы Федоровския, которую по челобитью своему построил стольник Яков Иванов сын Полозов в Костромском уезде в вотчине своей в селе Помесове и тое церкви на попа с причетники дани положить по сказке человека его Ивана Моисеева с дворов с попова, с дьячкова, с просвирницына, да с приходских с 1 вотчинникова, с 6 крестьянских средних... " http://old-churches.ru/dn_217.htm Прошение Е.И. Полозовой о дозволении строительства церкви: «Великому господину преосвященнейшему Арсению Архиепископу Ростовскому и Ярославскому Любимского уезду села Спасского Помясово тож прихожанки помещицы вдовы гвардии прапорщицы Елисаветы Ивановой дочери Полозовой покорнейшее прошение. В показанном селе Помясове церковь состоит деревянная во именование Преображения Господня с пределом по левую сторону Федоровской Пресвятой Богородицы, которая несколько начала приходить в ветхость а посему и положила я намерение чтоб вместо оной в тож именование и с таким же пределом построить вновь каменную на другом пристойном церковном месте к чему и материал изготовляется; а ко оной церкви в приходе 41 двор собственные одни мои крестьяне но однако без позволения Вашего Высокопросвященства сего учинить мне не можно...

http://sobory.ru/article/?object=39734

свящ. Михаил Благонравов 13. Епископ Варлаам Линицкий Варлаам Линицкий, епископ Астраханский и Ставропольский, родом малоросс, был священником, а потом игуменом в Киево-Злато-Верхо- Михайловском монастыре. В 1719 г. посвящен в епископа в Суздальскую епархию, в 1724 г. переведен в Коломенскую, а оттуда 28 июня 1728 г. в Астрахань, куда прибыл 15 сентября того же года. Как человек ученый, епископ Варлаам заботился о просвещении своей паствы. При нем заведена была в Астрахани славяно-латинская школа, в которой обучали детей духовенства и иных сословий азбуке, псалтири, часослову и латинской грамматике. Епископ Варлаам старался всячески побудить духовенство отдавать своих детей в школу, чтобы ими впоследствии пополнить большой недостаток в священно и церковно-служителях. Но в первое время в школе обучались дети посадских и дворовых людей, а духовные всячески уклонялись от школы. Приходилось насильно забирать детей духовенства в школу, но и чадолюбивые родители, спасая своих детей от школьного обучения, прибегали к хитрости, а иногда и к насилию. Так, напр., Камышинский протопоп Тимофей Никифоров, посылая преосвященному ведомость о детях духовенства своего округа, не внес в ведомость своих сыновей; но вскоре эта хитрость его раскрылась, потому что он стал просить об определении их в дьячки. Саратовский поп Иаков Иванов тоже утаил сына своего Ивана и в Астрахань для школьной науки не выслал. Когда по особому указу Консистории – выслать попа Иакова с сыном в Астрахань «не отменно» десятские приходили силою взять его, то он запирался в своем доме. Вызванный, наконец, в Консисторию, Иаков объяснил, что сын его «к школьной науке в указные годы еще не пришел и окривел от оспы». А Черноярский пономар Никита силою отбил своего сына Степана ночью на дороге, когда его везли уже в Астрахань. Еп. Варлаам в своих действиях был настойчив и строг. Уклонявшимся от посылки своих детей в школу посылались указы с угрозой штрафов и отрешения от должности. По отъезде же его из Астрахани, духовенство под разными предлогами стало разбирать из школы своих детей; а потом «Астраханское купечество от вышних и до нижних», приговором от 18 ноября 1731 г., решило закрыть школу, «понеже латинского диалекта обучение к купечеству не приличествует».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010