п.) и следить за правильностью ведения их. До 1883 г. с должностью духовника Их Величеств соединялись и обязанности главного священника гвардии и гренадер, соединенный теперь в одном лице протопресвитера военного и морского духовенства. 11) Протопресвитер военного и морского духовенства 48 . С учреждением при Петре I постоянного войска, введены были полковые священники, главный надзор за которыми в военное время поручень был по армии – обер-полевым священникам (Воинск. Уст. 1716 г.; П. С. 3., 3006), а по флоту – обер-иеромонахам (Морск, Уст. 1720 г.; П. С. 3;, Но ни те, ни другие до конца XVIII-ro столетия не были самостоятельными начальниками: состоя в высшем ведении Св. Синода, они находились в непосредственном подчинении местным архиереям. Равным образом, и военное духовенство, находясь в подчинении своим особым духовным начальникам лишь во время войны, в мирное время поступало в ведение местной епархиальной власти. Только при императоре Павле I учреждена была самостоятельная должность обер-священника, в 1858 г. переименованного в главного священника армии и флота, ведению которого подчинено было вместе армейское и флотское духовенство как в военное, так и в мирное время (Высоч. повел. 4 Алр. 1800 г.; П. С. 3., 19869 и В 1816 году (П. С. З., 26099) учреждена, с такою же высшею властью, должность обер-священника главного штаба Его Императорского Величества с подчинением его управлению священнослужителей всех гвардейских полков; ему же в 1844 г. (П. С. 3., 18488) подчинно духовенство гренадерского корпуса; в 1858 г. (П. С. 3., он переименован в главного священника гвардии и гренадер. С 1883 г. заведование гвардейским и гренадерским духовенством Высочайше поручено главному священнику армии и флота. В 1890 году, с изданием 12 Июн. нового «Положения» об управлении военным духовенством 49 ), главный священник переименован в «протопресвитера военного и морского духовенства» Ц. Вед. 29). В 1892 г. (9 Март.). Высочайше утвержден штат управления протопресвитера военного и морского духовенства (П.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Санкт-Петербургская чулочно-трикотажная фабрика (и прачечная военно-учебных заведений) на Петербургской стороне (ул. Большая Спасская) с 1866 г. принадлежала немецкому предпринимателю Фридриху-Вильгельму Керстену (позднее производством управляло АО «В. П. Керстен»). Здесь выпускались чулки, перчатки, налокотники, фуфайки, пиджаки, рубашки, шаровары, кофты, юбки, безрукавки, платья. К началу ХХ в. фабрика стала крупнейшим трикотажным предприятием в России. Около 3/4 продукции в 1900-х гг. производилось по заказам русской армии и флота. Фабрика также поставляла технический трикотаж крупным предприятиям резиновой промышленности. Перед Первой мировой войной фабрика занимала 40% трикотажного рынка России, на ней трудилось более 50% от общего числа работников отрасли. Ситценабивная фабрика купцов В. Я. и Н. Я. Леонтьевых (с 1891 г. — торговый дом «Леонтьевы Н. и В., братья») располагалась по Ждановской улице на Петербургской (Петроградской) стороне. В 1907 г. при фабрике была открыта первая Колтовская фабрично-заводская школа, где обучались дети рабочих и служащих. Фабрика, основанная в 1800 г. Якимом Федоровичем Готтом, в начале ХХ в. принадлежала Товариществу на паях И. Готт. Она располагалась по Петровскому проспекту на Петербургской (Петроградской) стороне и производила канаты, снасти, веревки, лини (корабельные и рыболовные), смоленую паклю (конопать) и проч. На фабрике к 1917 г. работали около 200 человек и еще до 1 тыс. человек трудились на принадлежавших Товариществу прядильнях во Ржеве Тверской губернии. «Общество Санкт-Петербургских железопрокатного и проволочного заводов» (1884 г.). К 1913 г. объединение было переименовано в «Санкт-Петербургские железопрокатный и проволочный заводы Донецко-Юрьевского металлургического общества» (Петербургская/Петроградская сторона; ул. Малая Зеленина, д. 6–7). Бывший гражданин США, купец 1-й гильдии Вильям Хопер Ропс в 1845 г. открыл при Петербургском порте контору по продаже пеньки, керосина, бумаги и тканей, а также завод по производству смазочных масел от торгового дома «В. Ропс и Кº». В 1894 г. дело отца продолжил его младший сын, купец 2-й гильдии (с 1895 г. — 1-й гильдии), гражданин США Эрнест Васильевич Ропс, содержавший на Петровском острове в Петербурге нефтеперегонный завод. В 1896 г. на базе предприятия было учреждено акционерное общество «Ропс В. и К° в Петербурге» с численность рабочих — 250 человек. Завод производил различного назначения хозяйственные масла, керосин, астралин, вазелин и т. д.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Одновременно священствовал при Моск. Возне­сенском Девичьем монастыре. Умер в 1863 г. 341 Штатное число на 1 курсе составлялось из 60 студ.; было принято при открытии Академии 70; на обоих курсах – 120. См. там же, стр. 5 и 150. 345 «История Академии», стр. 349; «Богосл. Вестник» 1913 г. отчет академии; академические стипендии числятся под 49–50. Сведения о настоящем состоянии стипендий сообщены помощником библиотекаря академии иеромонахом о. Игнатием (Садковским) . 348 Там же, стр. 370, 371, 372, 385. Ср. обзор рус. дух. литературы. Арх. Ф. Гумилевского П. 1884 г. Изл. 3-е. стр. 341, 475. 350 «Русский Биогр. Словарь». Петерб. 1905 г. Стр. 41. «История Троиц. семинарии». 516. Обзор рус. дух. литер. 438. 351 «История Слав.-гр.-л. акад.» 383., «Истор. Моск. Акад.» 528 и «История Моск. духов. семинарии». М. 1889 г., стр. 12. Списки начальников, наставников и должностных лиц Моск. семинарии. 352 «История Слав.-гр.-лат. Акад.» 384; Московской – 528; «Русский биографический словарь» 38; цитат в словаре из истории Троиц. семинарии стр. 516–517 не ве­рен, здесь идет речь о Николае, но не о Никите Платонове. 354 Там же, стр. 35, 36, 235, 394, 414, 530; ср. списки начальников, настав­ников и воспитанников Виф. дух. сем., с 1800–1897 г., стр. 59. 358 Там же. 534, 237, 238, 484: «История Моск. дух. сем.». Списки. Стр. 13. Биогр. словарь 1912 г. 498–499 стр. 361 «Русс. Биогр. Словарь», Петерб. 1905 г. Стр. 37–38. «Истор. Акад.» 270 , 488–439. Хронологические сведения последнего источника расходятся с первым, ко­торому мы придаем большее значение, как основанному на позднейших данных. 362 «Истор. Акад.» 43, 337, 380, 384, 387, 430–431. «Ср. истор. Моск. сем.», списки. Стр. 5 и списки начальствующих, наставн. и пр. Вифан. семинарии. 363 Павловская, т.е. денежная, процент с капитала купца Павлова, пожертвовавшего 3000 р. «Истор. Ак.», 358. 365 «Истор. Акад.» 399 , 340. ср. 34–35 и 44–45, 240. «Истор. Моск. сем.» списки. 66 стр. Здесь сказано, что умер в 1874 г. 368 Там же, 42–43, 137, 388.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кромвель Оливер (1599-1658) – лорд-протектор Англии с 1653 по 1658 г. Затмились светила на тверди фонарной. – Ироническая парафраза библейской цитаты: Быт., 1, 14-15; Дан., 12, 3 и Отк., 8, 12. …выхожу специальным военным корреспондентом. – Намек на К.-Ф.-Г. Мастермена, издателя газеты «Дейли Ньюс», друга и коллегу Честертона, военного корреспондента во время англо-бурской войны. …любые два врача немедля отправили бы в лечебницу. – В Англии времен Честертона достаточно было подписи двух врачей, чтобы человека признали сумасшедшим. …меня зовут… Пинкер. – Возможно, намек на Аллана Пинкертона (1819-1884), американского сыщика и героя детективных рассказов, положивших начало «массовому чтиву» XX столетия. Черная Свинья в ирландской мифологии. – Точнее: вепрь; почитался у кельтов как священное животное. …во время осады Парижа в 1870-м. – Речь идет о кульминационном эпизоде франко-прусской войны, когда войска фельдмаршала Мольтке осадили Париж и взяли в плен Наполеона III. …мудрил, как Мольтке. – Имеется в виду прусский фельдмаршал Хельмут фон Мольтке (1800-1891), начальник генштаба прусской армии; его боевые операции отличались тщательной и продуманной тактикой. …точно смотришь этакую пьесу старика Метерлинка. – Пьесы бельгийца Мориса Метерлинка (1862-1949) пользовались неслыханной популярностью в Англии девятисотых годов. О Метерлинке Честертон писал в эссе «Споры о Диккенсе» (сб. «Вкус к жизни»), «Могильщик» (сб. «Безумие и ученость») и некоторых других. Боже, храни короля Оберона! – Ироническая парафраза первой строки британского гимна («Боже, храни короля!»). Ты победил, Галилеянин! – Слова, приписываемые императору Юлиану (332-363), прозванному Отступником. …частица души Афин была в тех, кто твердой рукой подносил к губам чашу цикуты. – Речь идет о гибели Сократа (470– 399 гг. до н. э.), описанной в платоновском диалоге «Федон»: обвиненный афинскими властями в том, что он обирает и развращает молодежь, Сократ был приговорен к смертной казни; по легенде, он умер, выпив отвар цикуты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Правление утвердило инструкции (от 9 апр. 1836 г.), постановив «объявить оную письмоводителям, с подписками к точному и непременному исполнению, что по ней до кого из них касаться будет, под опасением в случае самовольного отступления от оной штрафа вычетом из жалованья или другими строгими мерами, – копии же с инструкции выдать и членам семин. правления». Само собой разумеется, что при значительных полномочиях письмоводителей и доверии к ним, могли быть и некоторые злоупотребления, в случае недосмотра секретаря, или вообще начальства. Одно из таких и указано выше (на стр. 113), когда письмоводитель (1832 г.) улучшил отметки в аттестате одного воспитанника, что было замечено ректором Макарием. Из дела не видно, какому взысканию подвергся за это письмоводитель, но штрафы, введенные по постановлению правления 1836 г. могли, конечно, предупреждать подобные злоупотребления, или недосмотры. Относительно порядка поступления семинарских дел к митрополиту и от него имеется следующее свидетельство ректора Афанасия: «владыка, сказать в добрый час, очень ко мне расположен. При прежних ректорах, слышал я, семинарские бумаги доходили ко владыки и от владыки в семинарское правление чрез руки Ал. Ив. Суслова (письмоводителя при митрополите); но при мне ни одной такой бумаги еще не было. Я принесу бумагу, я же и унесу в тоже самое время, вовсе не заходя к Ал. Ив–чу. И владыка ни в чем еще со мной не спорил, а все утверждал беспрекословно». (Из пис. в Тверь в сент. 1838 г. Душ. Чт. 1868. VIII. 338). Архив правления семинарии заключает в себе дела с 1789 г. относящиеся к Главной семинарии и Алекс-невской академии – до 1799 г. С 1800 же года по 1808 включительно (кроме 1806 г.) нет ни одного дела; затем многих дел недостает особенно до 20-х годов, частию и после, хотя по старым описям эти дела значатся. Журналов нет на лице за 1828 и 29 годы. До 20-х годов архив не имел описи и находился в беспорядке, как доносил в янв. 1823 г. секретарь Кудрявцев, заявляя, что дела принимать от бывшего секретаря Виноградова, вследствие того, неудобно. Правление постановило: поручить секр. Кудрявцеву привести в порядок архив и составить опись его, и довести о том до сведения высш. начальства. По исполнении возложенной на него обязанности, он в награду представлен был к чину IX кл. вместо следующего ему Х-го; письмоводителям, по его представлению, объявлено благоволение правления, старшему же письмоводителю дана денежная награда (см. стр. 200). Секретарь Нарбеков продолжал опись, начатую Кудрявцевым. В 1826 г. при рассмотрении правил для канцелярии, составленных Е. Успенским, правление между прочим постановило, чтобы секретарь наблюдал за целостию архива. В конце же 20-х годов назначена была особая комиссия для разбора старых дел; в ней кроме секретаря Мелиоранского занимался и бывший секретарь Е. Успенский, который сдал Мелиоранскому не все дела, при оставлении секретарства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кросс Э.Г. У Темзских берегов. С. 65; АВПРИ. Ф. 1, IV-20 (1818 г.). Д. 4, 12. Этот вопрос подробно исследован в книге Алексеева и в одной из статей Кросса. Последний отмечает тот факт, что Смирнов способствовал популяризации в Великобритании именно ломоносовской традиции, наиболее ценимой и любимой в русской литературе им самим. – Кросс А.Г. Русское посольство в Лондоне и знакомство англичан с русской литературой в начале XIX в.//Сравнительное изучение литератур. Л., 1976. С. 106 (далее – Кросс А.Г. Русское посольство в Лондоне…). Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи... С. 144. И.Я. Смирнов (ум. в 1884 г.?) – служил курьером и переводчиком, потом секретарём в российском посольстве в Лондоне, в 1836 г. назначен генеральным консулом в Генуе. Подробнее о нём см.: Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи… С. 180. Прим. 100. Кросс Э.Г. У Темзских берегов. С. 67. Там же. С. 82-85, 97, 106-107. Александренко В.Н. Русские дипломатические агенты… Т. I. С. 427. О контактах Смирнова с Академией художеств подробнее см.: Кросс Э.Г. У Темзских берегов. С. 66. Сумароков П.[И.] Прогулка за границу. Ч. III. СПб., 1821. С. 26, 144, 145; Тургенев А.И. Хроника русского. Дневники (1825–1826 гг.). М.–Л., 1964. С. 395, 407; Необыкновенные похождения и путешествия русского крестьянина Дементия Иванова Цикулина и пр[очее] (окончание)//Северный архив, 1825. Ч. 15, IX. Раздел III. Путешествия. С. 64; Паулович К.[П.] Замечания о Лондоне. Харьков, 1846. С. 521, 527, 528. В письме к президенту Академии художеств А.Н. Оленину от 14/26 апреля 1831 г. Смирнов, сообщая о том, что по его ходатайству Иордану определили годовой оклад в 200 ф.ст., отмечал: «О поведении и прилежании сего молодого человека я слышу от г. Рейнбаха (так в тексте. – А.О.) самые лучшие отзывы». – Отдел рукописей Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ОР РНБ). Ф. 542 (Оленины). Оп. 1. Д. 300. Л. 14. Записки ректора и профессора императорской Академии Художеств Фёдора Ивановича Иордана, 1800–1883 гг. Гл. X–XI//Русская старина, 1891. Т. 70, 5. С. 321.

http://sedmitza.ru/text/6102722.html

До kohцaXIX в. Дерптский университет оставался преимущественно немецким посоставу преподавателей и учащихся и по основному языку преподавания, хотя с 1880-х гг. начались попытки его русификации. В 1889 г. на него распространился общий университетский устав 1884 г. Многие профессора-немцы оставили университет, их заменили русскими преподавателями. Применительно к учебным планам других университетов были изменены программы, введены экзамены в испытательных комиссиях, усилена власть ректора и правления университета и т. д. 27.12.1893 г. переименован в Юрьевский университет (Юрьев – русское название Тарту в бытность его славянским поселением). К этому времени значительная часть немцев-преподавателей уже достаточно хорошо владела русским языком, и он стал языком преподавания до 1918 г. Численность русских студентов увеличилась благодаря допущению в университет окончивших курс в Духовных семинариях, которые стали стекаться сюда со всех концов России. К 01.01.1903 г. в университете обучалось более 1800 студентов. В 1914 г., в связи с Первой мировой войной и усиливающейся русофобией, преподавательский состав (в том числе и из российских немцев) эвакуировали в Воронеж, где был сформирован Воронежский государственный университет. В 1919 г., после становления независимости Эстонии, Тартуский университет был реорганизован в национальный университет собучением на эстонском языке, хотя русскоязычная наука в нем продолжала развиваться. См.: Петухов Е.В. Возникновение и первоначальная организация Дерптского университета в начале XIX в.//Журнал Министерства народного просвещения. 1901. С. 295–319; С. 1–28; Он же. Вопрос об университете в Лифляндии в XVIII в.//Там же. 1901. С. 1–11, Он же. Дерптский университет в первый период его существования (1803–1820)//Там же. С. 303–363.) (...получил от профессора богословия Юрьевского университета протоиерея А. Царевского ... речь... в заседании филологического факультета пред избранием Л. Толстого в почетные члены Университета... Царевский высказал протест...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1905 году в Лондоне был создан так называемый «Всемирный союз баптистов», центр которого в настоящее время находится в США, в Вашингтоне. Главная задача Союза – распространение баптизма во всех странах земного шара. Известно, что «в 1930 году в этом Союзе было около 2 миллионов человек» (Брошюра. Религиозное сектантство и его сущность. Иркутск, 1958. С. 28). В настоящее время баптистов во всем мире насчитывается более 30 миллионов человек, из которых около 25 миллионов приходится только на США. Баптисты издают десятки газет и журналов, располагают 25-тью университетами и высшими школами. 14 Баптизм в Германии В конце первой четверти XIX столетия из США баптизм перешел в Германию и здесь нашел себе новых прозелитов. Под влиянием американского баптизма в Германии баптизм принял строго определенную форму. Баптистские идеи распространялись в Германии и ранее, но к 30-м годам XIX столетия они начали принимать более определенный вид, подвергаясь постепенной систематизации. В Германии баптизм обязан своим распространением пионеру, основателю и главе первой баптистской общины, Иоаганну Онкену (род. 1800, ум. 1884 г.). Последний в 1823 г. прибыл из Англии в Гамбург в качестве миссионера одного английского общества. В Германии Онкен присоединился к реформатской церкви, а в Америку ездил по торговым делам и там хорошо познакомился с баптистским (Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Новый энциклопедический словарь. СПб. том 5, стр. 142). Изучая Священнее Писание и убедившись, что «крестить должно только верующих и притом через погружение» 15 , он пришел к баптизму и страстно ожидал случая креститься». 16 Вечером 21 апреля 1834 г. Онкен вместе с шестью своими единомышленниками был крещен в реке Эльбе баптистским профессором литературного и богословского института в Гамильтоне (США) Барнабом Сэрсом, который прибыл из Америки в Германию для научных занятий и чтобы привести в исполнение желание Онкена. На следующий день после крещения была основана первая немецкая баптистская община, и «брат» Онкен через рукоположение посвящен (по всей вероятности, тем же профессором) в проповедника (Ж-л «Баптист», 1911, 42, стр. 330).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

19 «Palamite rigide» называет его M. Jugie. (Controverse palamite, DTC, col. 1799). Самое большое произведение Марка 2против Акиндинитов», написанное против византийского доминиканца Мануила Калеки, никогда не было издано. Его заключение, так наз. Capita Syllogistica напечатаны отдельно у W. Gass , Die Mystik des Nic. Cabasilas. 1849. Appendix V, pp. 217–232. Срв. интересный богословский анализ у L. Petit . DTC., lo,c. cit. 1982–1983. В  Афинской Национальной Библиотеке мне попалось в руки произведение св. Марка «О Божественном Свете» (Codex 2092, f° 374–375) неизданное и не отмеченное в каталоге L. Petit. К «паламитскому» аспекту его творчества относится также трактат об Иисусовой молитве , имеющийся в Cod. Paris. 1292 f° 94 v. – 97, напечатанный в свое время без имени автора и в новогреческом переводе в венецианской греческой «Филокалии». Из каталога афонских рукописей с. Лампроса видно, что Марка много читали и переписывали на Св. Горе, причем наряду с его анти-униональными произведениями, успех имели именно его трактаты об умном делании. Наконец, в интереснейшей рукописи Cosinitzensis 192, списанной в свое время А. Пападопуло-Керамевс (Ελλ Θιλολ. Ε λλος, t. XVII, Констаитинополь 1886, pp. 47–48 и его·же Μαρκου υγενικου Ε γγραματα Διαφορα in Ανεκδοτα Ελληνικ Μαυρογορδατ ιως Βιβλι θηκη. Константинополь, 1884, p. 94 и сл.) и являющейся, по всей вероятности, автографом Марка, имеется стихира в честь св. Григория Паламы , составленная Марком. К несчастью, эта ценнейшая рукопись пропала при передаче библиотеки Косиницы Афинской Народной Библиотеке после Великой войны. В настоящее время я приготовляю к изданию два указанные выше произведения св. Марка, что позволит более полно изучить паламитские истоки его богословского творчества. 20 См. M. Jugie . Controverse palamite, DTC, col. 1800–1801. «Oeuvres complètes» t. III. Paris 1930. pp. XVII et suiv. 22 De fid. orth. 1. I, cap. 2, – MPGr. t. 94, col. 792; 3 – col, 796, 4 – coL 797, 8 – col. 808, 813; 9 – col. 833; 13 – col. 85.2; lib. II, 12 – col. 920.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Интересно проследить, как Толстой путается в решении вопроса о самом происхождении заповеди (?) непротивления злу. Сначала он приписывал это учение только одному Иисус Христу; но, затем, прочитав IV том сочинений Шопенгауэра он уже отказался от этого мнения и стал доказывать, что учение о непротивлении злу принадлежит не Христу, а Конфуцию, Будде, стоикам, еврейским талмудистам. Тем н менее в своем последнем сочинении учение о непротивлении злу он постоянно называет истинно-христианским. Другой вопрос: кто первый изъяснил людям действительный смысл этого учения? Десять лет тому назад эту честь Толстой при писывал только одному себе. Теперь, однако, он говорит уже не то, и таким образом сам начинает лишать себя славы открытия великой истины, до него бывшей будто бы совершенно неизвестною людям. По этому поводу   Вот что говорил Толстой в 1884 году: Вот что говорит Толстой в 1894 году: «Открытие это (учения о непротивлении злу) сделано было мною так 32 ... Но долго я не мог привыкнуть к той странной мысли, что после 1800 лет исповедания Христова закона миллиардами людей, после тысяч людей, посвятивших свою жизнь на изучение этого закона, теперь мне пришлось, как что-то новое, открывать закон Христа. Но как ни странно это было, это было так». 33 Учение о непротивлении злу насилием с самого основания христианства исповедовалось и исповедуется меньшинством людей 34 Как объяснить возможность такого противоречия самому себе, такого самоотрицания и самопобиения? Объяснить это очень легко. До последнего времени Толстой, как он и сам знается, имел лишь смутное представление о сектах менонитов, гернгутеров и квакеров. Но когда Толстой ложно приписал себе открытие закона Христова о непротивлении злу, американские квакеры первые уличили его в ложном самовосхвалении и прямо заявили ему, что честь этого открытия принадлежит не кому другому, как только одним им, более 200 лет исповедующим на деле учение Христа о непротивлении злу насилием и не употребляющим для защиты себя оружия. В доказательство этого они вместе с письмами прислали Толстому свои брошюры, журналы и книги. После этого Толстой делает новое открытие и спешит порадовать им мир. «Из этих присланных мне журналов, брошюр и книг, говорит он 35 , – я узнал, до какой степени уже много лет тому назад ими неопровержимо была доказана для христианина обязанность выполнения заповеди о непротивлении злу насилием и была обличена неправильность церковнаго учения, допускающаго казни и войны». «Знакомство с деятельностию квакеров и их сочинениями: с Фоксом 36 , Пэном 37 и в особенности с книгой Даймонда (Dymond) 1827 г. – показало мне, что не только давным-давно сознана невозможность соединения христианства с насилием и войною, но что эта несовместимость давным-давно так ясно, и несомненно доказана, что надо только удивляться, каким образом может продолжаться это невозможное соединение христианскаго учения с насилием, которое проповедовалось и продолжает проповедываться церквами» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010