Мы и ранее касались данного вопроса. Сказал же святой Иоанн Дамаскин : «Надлежит твердо помнить, что Бог все предвидит, но не все предопределяет; ведь в нас Он предвидит все, но [отнюдь] не все [в нас] предопределяет» 549 . Ибо, как может показаться, наши праведные и грешные поступки всецело наши, иначе бессмысленным было бы воздаяние за добро и наказание за зло. Но означает ли это, что мы абсолютно свободны в наших намерениях и деяниях? Дамаскин называет предопределением ту неизбежность, посредством которой все мы в той или иной степени участвуем в домостроительстве Божьего спасения, он пишет: «Он не желает зла, но и не принуждает к добродетели» 550 , – но и это не означает, что мы абсолютно свободны в наших намерениях и поступках. Сказано о добродетелях: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак.1:17 ). Сказано и о зле: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» ( Ис.45:7 ). – То есть, и добро и зло находится под полным контролем Бога. Но святые Отцы показывают нам, что само наличие тела в человеческой природе своей изменяемостью обеспечивает для человека возможность относительного выбора. В чем святые Отцы отказывают Ангелам как бестелесным созданиям. Впрочем, похоже, что падшие ангелы (бесы) утратили возможность для перемен, утратив власть над материей, над Землей, им и наследовал человек, став земным владыкой (см. Быт.1:28 ). А верные Богу Ангелы, не последовав за дьяволом, окончательно определившись в добре, уже не могут измениться. Собственно, неизменяемость как свойство Бога (см. Иак.1:17 ) и есть конечная цель всех мыслящих существ и осуществляется тогда, когда мыслящее творение окончательно определяется в добре или во зле. Сказано: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). И когда спасенные народы «придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ), для них возникнет блаженная неизменяемость. Равно как и грешники, оказавшись в аду, обретут мучительную неизменяемость. Сказано: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

[Некоторые же называют полем любостяжание, парами волов – пристрастие к телесным трудам, а женой – сластолюбие] 548 . (14, 21) И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Он сказал об этом не потому, что Отец не знал об их отказе, но для связности притчи. Ведь обычно те, кого посылают позвать кого-нибудь, возвращаются и доносят об этом. (14, 21) Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. Теми отказавшимися были первосвященники, книжники и фарисеи, и те, которые были почетнее народа. А этими, приводимыми вместо них, были простые, рядовые, и обычные нищие, увечные, хромые и слепые, какими они были во мнении тех первых, как неученые и неразумные, которые напротив, послушались Христа, когда Тот учил. Или понимай это сказанным о тех, которые охвачены этими чувственными страданиями; или же, что освободившись от этих страданий, были приведены через веру к упомянутому прежде наслаждению. [Итак, Отец послал Сына, а Сын – Апостолов. Ведь Он сказал: «Как Ты послал Меня в мир, (так) и Я послал их в мир»] 549 . (14, 22) И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Эта речь человеколюбивая, напоминающая и о язычниках. (14, 23) Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и заставь 550 придти. Дороги – это обиталища язычников, поскольку они не были ограждены стенами закона и попечением Божиим, как у иудеев, и поскольку их попирали бесы. Это также изгороди, поскольку они были огорожены терниями греха и имели стены, заслуживающие огня. Повелел же Он язычников «заставить» не в том смысле, что Он требовал принуждения силой, но намекая, что проповедь в них необходимо вести более настойчиво и упорно, поскольку они с силой удерживаются бесами и спят в глубокой тьме лжи. (14, 23) Чтобы наполнился дом мой. Ведь Он желает всех привести по беспредельному богатству Своей благости. (14, 24) Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина 551 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Немалая дискуссия велась по поводу общего числа тех, кто был засчитан в переписи – 603 550. В это число не включены левиты, все женщины и все дети младше двадцати лет. Общее число народа должно было приблизительно достигать двух миллионов. Исследователи Библии предлагали различные объяснения. Согласно одному предположению, эти цифры довольно неправдоподобны и не представляют никакой исторической ценности. То есть это – плод необузданного воображения последующего автора, склонного к гиперболе. И, согласно второму предположению, эти числа представляют историческую ценность, но отражают последующую перепись, проведенную во время царствования Давида. Третье предположение основано на переводе слова елеп, которое обычно звучит как «тысяча». Уже в 1905 году выдающийся археолог Флиндерс Петри предложил переводить это слово не как «тысяча», а как «семья» 76 . Гораздо позже его поддержал Иаков Милгром 77 . Чтобы подтвердить этот тезис, цитировались Книги: Судей (6:15): «Вот, и племя мое (елеп) в колене Манассиином самое бедное», Чисел (1:16): «Избранные мужи ... начальники ... главы тысяч (елеп) Израилевых»); Первая Книга Царств (10:19): «...Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам (себет) вашим и по племенам (елеп) вашим» (Иерусалимская Библия; Новая интернациональная версия; «тысячам», Американское исправленное издание Библии), Первая Книга Царств (10:21): «И велел подходить колену (себет) Вениаминову по племенам (мишпахах) его...». Эти последние два стиха, на первый взгляд, указывают на то, что слова «племя» и «семья» являются синонимами. Таким образом, согласно этой системе население Иуды не составляло 74 600 человек. Скорее, оно насчитывает 74 семьи и 600 человек. Третье предположение очень похоже на предположение Петри. Джордж Менденхолл считает, что слово елеп означает не «семью», «племя» или «шатер», а военную единицу (см. Чис.1:3 ) 78 . Следуя этому истолкованию, мы должны перефразировать Книгу Чисел (1:26:27) так: «Сынов Иуды по родам их, по племенам их, по семействам их: всех мужчин от двадцати лет и выше, всех годных для войны, исчислено в колене Иудином семьдесят четыре единицы, и из них 600 мужчин было зачислено на военную службу».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Облачение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во время Литургии При восхождении архиерея на кафедру, по обычаю, исполняется песнопение: На гору Сион взыде благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком 549 . Это песнопение заимствовано из утрени праздника Входа Господня в Иерусалим. Оно посвящено Христу, входящему в Иерусалим и несущему спасение не только Израильскому народу, но и язычникам. На Патриарха Московского и всея Руси Кирилла надевают омофор Во время облачения архиерея диаконы стоят на солее спиной к алтарю, лицом к архиерею, и кадят его. Как и при облачении священника, на каждую одежду положен свой стих из Священного Писания, который произносится первым диаконом; второй диакон предваряет каждый стих возглашением «Господу помолимся». При облачении архиерея в подсаккосник произносится тот же стих, что и при облачении священника в подризник, а диакона в стихарь. Надевая епитрахиль, пояс, палицу и поручи, архиерей слышит те же слова, что произносятся священником при облачении в соответствующие одежды. Молитва при облачении в саккос соответствует молитве священника при облачении в фелонь. При этом стихи из Священного Писания, в которых присутствует первое лицо единственного числа (например «возрадуется душа моя о Господе»), переводятся во второе лицо («возрадуется душа твоя о Господе»), а слово «священники» заменяется на слово «архиереи». Когда на архиерея надевается омофор, старший диакон произносит слова, представляющие собой парафраз одного из тропарей канона на праздник Вознесения Господня: На рамо Христе, заблуждшее взем естество, вознеслся еси, к Богу и Отцу привел еси, всегда ныне и присно и во веки веков 550 . Взяв на плечи заблудшую овцу, Ты, Христос, вознесся и к Богу Отцу привел ее всегда, ныне и присно и во веки веков. В основе этого тропаря лежит образ из притчи Иисуса Христа о заблудшей овце в версии Евангелия от Луки: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» ( Лк.15:4–6 ). Как мы помним, символика омофора связана именно с образом пастыря, возлагающего найденную овцу на свои плечи. В тропаре из канона Вознесению под заблудшей овцой понимается падшее человеческое естество, которое Господь Иисус, исцелив Своей крестной смертью , взял на плечи и вознес к Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ответ Агриппы тем не менее демонстрирует толерантность к новому религиозному движению. Он не называет его «Назорейской ересью», как это делали иудеи, а использует то самоназвание движения, которое уже получило широкое хождение в греческом языке. В дальнейшем мы не слышим о каких-либо гонениях на христиан со стороны Агриппы. Более того, когда первосвященник Анан самовольно учинит суд над Иаковом и добьется его смерти, Агриппа сместит его с должности. 550 Павел не реагирует на иронию, содержащуюся в словах Агриппы. Вместо этого он дерзновенно заявляет о том, что хотел бы, чтобы все его слушатели уверовали во Христа. Выражение «мало ли, много ли» (κα ν λγ κα ν μεγ­λ) является прямым ответом на «еще немного» (ν λγ), прозвучавшее из уст Агриппы. Смысл ответа Павла следующий: я молюсь о том, чтобы все слушающие меня сегодня пришли к вере во Христа, займет ли это короткое или долгое время. Ответ Павла Агриппе содержит фразеологию, напоминающую некоторые характерные выражения из Павловых посланий. В Первом послании к Коринфянам он пишет: «...умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). В том же послании, касаясь темы безбрачия, он говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» ( 1Кор. 7:7–8 ). О своих узах Павел многократно упоминает в так называемых посланиях из уз. В частности, в Послании к Филиппийцам Павел пишет: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» ( Флп. 1:12–14 ). Свое служение Павел называл «посольством в узах» ( Еф. 6:20 ), подчеркивая, что находится в узах за возвещение «тайны Христовой» ( Кол. 4:3 ). Говоря Агриппе о том, что он хотел бы, чтобы все слушающие его сделались такими, как он, «кроме этих уз» (παρεκτς τν δεσμν τοτων), Павел указывает на цепи, в которые был закован. В Иерусалиме Клавдий Лисий освободил Павла от оков перед заседанием синедриона ( Деян. 22:30 ). Здесь же Павел был оставлен в оковах и в них выступал перед высоким собранием. До конца повествования книги Деяний Павел останется в цепях ( Деян. 28:201 . Что это за цепи, мы точно не знаем. Нередко правое запястье заключенного приковывали цепью к левому запястью охранявшего его солдата. 551 Тяжелыми цепями сковывали руки, ноги, шею заключенного. 552 Однако, учитывая то обстоятельство, что Павел протянул руку в начале своей речи, мы можем предположить, что в цепи были закованы его ноги и что он не был прикован к солдату в момент выступления перед Агриппой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Попробуем лингвистически определить смысл имени Авранам. «Ав» – отец, «нам» – корень слова «намон» (множество). Авранам – «отец множества» народов. Но в имени осталась лишняя буква «рейш» (). Вспомним, что имя Аврам произведено от слова «эвер» – «крыло». Терех, давший сыну это имя, хотел духовно взмыть им. Этот же смысл сохраняется в имени Авранам, но с добавлением корня «нам», говорящего о множестве. Если подъемная духовная сила Аврама имела отношение только к роду Тереха, к «арам», арамейцам, то теперь духовная сила Авранама относится к множеству народов. Авранам – та маховая духовная сила крыла (эвер), которая подымает ввысь человечество» 550 . Таким образом, сохранение кажущейся теперь лишней буквы (рейш), сохраняет прежний смысл имени праотца (отец выси, маховое крыло), а внесение новой буквы (ней) распространяет этот смысл с одного народа (арам – арамейского) на множество народов (нам – намон – множество). Даровав Аврааму новое имя, Бог вновь дает ему обетование: И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. ( Быт. 17:6 ). О многих народах, имеющих произойти от Авраама, уже ранее было много сказано. Теперь же появляется и еще новое: и цари произойдут от тебя. От пастуха-кочевника произойдут царские династии. Св. Филарет Московский : «И цари произойдут от тебя. Еврейские, иудейские, израильские, идумейские, сарацинские и пр. Наконец, от Авраама Сам Царь царей и Господь господей ( Откр. 19:16 ) и поставляемые им цари и священники ( Откр. 1:6 ) " 551 . Еврейские цари: – Саул, Давид, Соломон; Иудейские: – Ровоам и его потомки-цари; Израильские: – Иеровоам и ряд непродолжительных династий десятиколенного царства; Идумейские: – цари, потомки Исава; Сарацинские: – арабские князья, потомки Измаила. И, наконец: – Царь Иудейский, Христос Мессия. Далее, Господь вновь обновляет Завет с Авраамом. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом ( Быт. 17:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Посему иудеям особенно не оставляется никакого предлога к извинению; потому что, не восхотев верить Господу, признавая Его богопротивным поверят антихристу. Хотя Господь не называл Себя открыто Богом, а говорит, что послан Отцем, приял от Него заповедь, и делает угодное Богу и Отцу; антихрист же напротив того назовет себя Богом всяческих; однако же Иудеи ожидают его и поверят, когда придет» (т. VII, стр. 546–550, изд. 1861 г.). IX. Св. Ириней Лоинский: О тиранническом царстве антихриста, а) Из того, что будет при антихристе видно, что он, будучи отступник и разбойник, хочет, чтобы поклонялись ему, как Богу, и, будучи раб, хочет, чтобы его провозглашали царем. Он, получив всю силу дьявола, придет не как царь праведный и законный, но как нечестивый, неправедный и беззаконный, как богоотступник, злодей и человекоубийца, как разбойник, повторяющий в себе дьявольское богоотступничество; он устранит идолов, чтобы внушить, что он сам Бог, но себя превознесет как одного идола и в себе самом сосредоточит разнообразное заблуждение, относящееся к прочим идолам, чтобы те, которые посредством разных мерзостей поклоняются дьяволу , служили ему посредством этого идола; о нем апостол во втором послании к фессалоникийцам так говорит: пока не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего называемого Богом или святынею так, что в храме Божием сядет он, представляя себя, как он будто есть бог ( 2Фес.2:3–4 ). Апостол ясно показывает его богоотступничество и что он будет превозноситься выше всего называемого Богом или святынею, т. е. выше всякого идола, ибо называемые у людей боги не суть боги, и что он тиранически будет стараться представить себя Богом. Сверх того апостол открыл и то, что в Иерусалиме храм был построен по распоряжению истинного Бога. Ибо сам апостол от своего лица определительно назвал его храмом Божиим. А я показываю, что ни одинъ апостол от своего лица никого не называл Богом, кроме истинного Бога, Отца Господа нашего, по повелению Коего построен иерусалимский храм: в нем-то будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом, как и Господь говорит: когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, состоящую на святом месте (читающий да разумеет): тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне и не будет ( Мф.24:15–17, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Пророк Божий исполнил волю Божию, собрал войско в 603, 550 человек. Вот как говорит об этом Слово Божие: „И сказал Господь Моисею: от 20 лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их». ( Числ.1:1–3 ). „И было всех вошедших в исчисление шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят» (Там же. 46 ст.). Привлечены ли были Богом к военной службе духовные лица ветхозаветной церкви? Нет. Вот как свидетельствует об этом Слово Божие: „Только колено Левиино не вноси в перепись и не исчисляй их вместе с сынами Израиля, но поручи Левитам скинию Откровения и все принадлежности её». (Там же. ст. 49 и 50). Со времен Царей у Израильтян было постоянное войско. Вот что сказал Бог народу Израильскому при избрании первого Царя: „Сыновей ваших Он возьмет и приставит к колесницам своим и сделает всадниками своими и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесяти начальниками, и чтобы они делали воинское оружие и колесничный прибор его» ( 1Цар.8:11–12 ) (Ср.: 1Цар.13:2,14:52,24:3 ). Войско израильского народа состояло из конницы и пехоты. Оно разделено было на части «по полкам», каждый полк имел. своего командира или Начальника, а все войско имело одного верховного Начальника или главнокомандующего. Бог повелел Моисею учредить в каждом полку особое знамя и держать его постоянно на высоком месте для того, чтобы все воины, взирая на драгоценную священную хоругвь, возлагали свою надежду и во время мира и на поле битвы на Всемогущего Творца, Господа воинств. Воодушевляемые священными знаменами израильские воины храбро сражались со врагами. Бог повелел Моисею: «Сделай две серебряные чеканные трубы для созывания воинов, снятия станов, тревоги и разных других сигналов как в мирное, так и в военное время». ( Числ.10:2–10 ). Молодые войска израильского народа сначала обучались военному искусству, а потом приводились к присяге, которою воины обязывались служить верно и правдиво как Истинному Богу, так и своим военачальникам ( Числ.10:8 ). Израильское войско, имея все известные в то время роды оружия, руководствовалось в своих действиях разными приемами военного искусства, как то: посылкой разведчиков или «соглядатаев», устройством засады, обходов, приступов и т.п, ( Нав.2:1,7:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Псалом 95 Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей. Хвалебная песнь Давида. На построение храма после пленения. «И это надписание, – говорит бл. Феод., – сделано не бл. Давидом и не теми, которые вначале истолковали пророчество 550 , но кто-нибудь другой, вероятно, не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил это надписание. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божий храм; потому что в них предъизображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение». «В настоящем псалме, – говорит св. Афан., – пророк говорит о призвании язычников, по окончании мысленного их плена, когда в целой вселенной основана будет Церковь ». Весь этот псалом, с небольшим различием в словах, пет был по перенесении ковчега в Сионскую скинию. См. 1Пар. 16:23–33 . В этот день Давид в первый раз дал свой псалом (только в большем размере) для славословия Господу чрез Асафа и братьев его. – Ст. 7. 1 . Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля. «Дух повелевает, – говорит св. Афан., – Апостолам петь новую песнь, т.е. народам целой вселенной возвестить новый завет». 2 . С Евр.: «Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его». 3 . С Евр.: «Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его». 4 . С Евр.: «Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов». 5 . Яко вси бози язык бесове. «Именуемые богами демоны оказались лукавыми» (св. Афан.), – «лукавыми демонами» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил». Сн. Пс. 105:37 . 6 . Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его. С Евр.: «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его». Т.е. языческие боги – не боги, ничто, следовательно и дать ничего не могут, а Сотворивший небеса славен и велик, сила и великолепие Его видимы во святилище Его, т.е. в храме, Церкви, на небе, всюду. «Святило Его (т.е. Спасителя), – говорит св. Афан., – Церковь . Она и свята и велелепна. Ибо украшение Церкви возвышенно». По бл. Феодориту, Сын Божий, «восприяв естество человеческое, издает блистания собственного Своего великолепия, и всех влечет к поклонению. Святилом же пророк нарек восприятый на Себя храм (т.е. человечество). Пс. 44:3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

– «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. ... Он явился на земле и обращался между людьми » ( Вар.3:36–38 ) 545 ; – «Я хлеб живый, сшедший с небес ; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя , которую Я отдам за жизнь мира » ( Ин.6:51 ) 546 . Каждый раз, после цитирования соответствующего отрывка, преподобный задаёт своим оппонентам вопрос: о Ком говорит Писание? Если о простом (ψιλς) человеке, то почему тогда о Нём говорится как о Боге? А если только о (γυμνς) Боге Слове, то почему о Нём сказано как о Человеке? Поэтому и нельзя сказать о Христе, – делает вывод преподобный, – что Он простой человек или только Бог Слово, так как Свящ. Писание говорит о Христе как об Одном, который есть Бог Слово с Его Собственной плотью 547 . Преподобный обращает внимание на слова ап. Павла: «один Господь Иисус Христос» ( 1Кор.8:6 ). Господь не может быть простым человеком, так как «над всем Бог» ( Рим.9:5 ) и рождается из сущности Отца 548 , является Божией силой и Божией Премудростью 549 . Не может быть и только Богом Словом, так как рождается от жены 550 , распинается 551 . Поэтому Христос может быть только «един из двух» (ες ξ μφον) 552 . Для подтверждения единства Христа преп. Марк ссылается на места из Свящ. Писания, в которых нет различия между действиями человека Иисуса и Бога Слова ( Ин.20:13 ; Ин.9:37–38 ; Лк.8:46 ; Ин.18:22, 19:11 ; Мф.27:28 ; Мк.8:23 ; Ин.14:12, 20:27 ) 553 . Преподобный приводит свидетельство ап. Фомы, который, осязав ребра и руки Спасителя, исповедал Его Господом и Богом ( Ин.20:28 ). Апостол назвал Христа так не по причине Его удивительных дел или слов, – пишет преп. Марк, – чтобы никто не сказал, что слова ап. Фомы относятся к обитающему внутри Божеству, но осязав руками Его святое Тело 554 . Приводя слова о Христе ап. Павла: «за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:15 ), – преп. Марк пишет, что если Умерший и Воскресший – простой человек, то это значит, что христиане живут для простого человека, а не для Сына Божия 555 . Если Сам Христос и Его апостолы повелевают веровать в Него, то «неужели они принуждают нас веровать в простого человека?» 556 – вопрошает преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010