195 Много дружеской заботы и ласки было проявлено к тому, чтобы меня одеть в «духовное», тогда это по-своему было не менее трудно, как и теперь. Бог помог мне с тех дней всегда сохранять «духовный» облик, хотя были времена, когда от меня требовали ему измены под угрозой опасности смертной. 197 Прейс Николай Николаевич – друг Вяч. И. Иванова , частый посетитель собраний в квартирах Иванова в Петербурге и Москве. Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949) – русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья (сборник «Кормчие звезды», 1903; «Cor ardens», ч. 1–2, 1911). В литературно-философских трудах (в том числе в книге «Борозды и межи», 1916) развивал религиозно-эстетическую концепцию творчества. С 1924 г. жил в Италии. Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920) – князь, российский религиозный философ, правовед. Брат С. Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В. С. Соловьева о «всеединстве» с ортодоксальной христианской доктриной. Труды о Соловьеве, по теории познания, о смысле жизни. Хорошко Василий Константинович – знакомый С. Н. Булгакова. Глинка (Волжский) Александр Сергеевич (1878–1940) – литературный критик, близкий друг С. Н. Булгакова. Гершензон Михаил Осипович (1869–1925) – российский историк литературы и общественной мысли. Был близок к неославянофилам. Участник сборника «Вехи». Труды о П. Я. Чаадаеве, о «грибоедовской Москве», о западниках и славянофилах, об А. С. Пушкине и И. С. Тургеневе. Шестов Лев (наст. имя и фам. – Лев Исаакович Шварцман; 1866–1938) – философ и писатель. В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восставал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии он противопоставил «философию трагедии» (в центре которой – абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению – откровение, которое даруется всемогущим Богом. Шестов предвосхитил основные идеи экзистенциализма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Зосимовские сестры в эти годы не раз заступались за священников перед властями. Так, в селе Таширове «в 1930 году, когда отобрали у попа Чеснова их корову, то крестьяне пошли к колхозу, чтобы отобрать у колхоза священникову корову. В этой толпе были и наши монашки, в том числе и я», – показала на допросе Мария Агаркова 817 . В селе Котове произошло следующее: «В 1931 году в феврале месяце проводился сбор на тракторные акции. В том числе были обложены монашки Сахарова, Шавырина и Иванюк 818 по 25 рублей каждая. В результате оказалось, что через два дня в собравшейся толпе на улице женщины обсуждали вопрос, что вот, мол, добрались до монашек и тех обложили сбором, который, в сущности, не выполнили до настоящего времени. Как только священнику Лукьянову Валентину прислали налог, то монашки Сахарова, Шавырина и Иванюк пошли по деревне и под религиозным убеждением просили крестьян помочь священнику. После этой агитации нашлись сочувствующие, которые помогли священнику в уплате налога» 819 . Если изучать вопрос расселения осиротевших насельниц Зосимовой пустыни, станет ясно, что они находили приют в селах и деревнях, окружающих закрытый монастырь. Большее число сестер обосновалось в деревне Сотниковой в одном километре от обители 820 . В родной дом в Сотникове вынуждены были возвратиться Моховы Евдокия Константиновна, Екатерина Федоровна и Ксения Александровна 821 , их связывали родственные узы. Добавим также, что «в числе учредителей Рудневского православного общества», утвержденного властями 3 июля 1926 года, был «крестьянин деревни Сотниковой Федор Константинович Мохов» 822 . В доме Ф. К. Мохова поселились еще и Александра Солнцева и Мария Моногарова. Остальные поселились у других крестьян. 22 мая 1931 года одновременно были арестованы одиннадцать зосимовских сестер: Мохова Екатерина, Солнцева Александра, Моногарова Мария, Назарова Наталия, Герасимова Мария, Иванова Дарья, Иванова Васса, Устинова Ольга, Новикова Мария, Королева Пелагия, Полянская Прасковия 823 . Некоторые из них не скрыли, что «в начале советской власти пришлось терпеть голод и ходить по крестьянам собирать подаяния» 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

До воцарения Лжедимитрия (с 4-го января 1604 по 20 июня 1605 года) было заключено три крепости, именно: 1 марта 1604 (7112) года слуга Кириллова монастыря Третьяк Данилов сын, прикащик Ненокоцкого монастырского промысла, купил у Афанасия Иванова сына Непытаева двор (в Пробойной улице) с поддворною землею, с капустным огородом, с хоромами во дворе, за 5 рублей московских 1328 . 10 марта 1604 года тот-же слуга выменил в Кириллов монастырь у Ивана Степанова Коковина в Неноксе на наволоке 13-ый сугреб росолу в Новой варнице с соответствующим участком. Вместо этого Иван Степанов получил от Кириллова монастыря 13-ый сугреб на наволоке в Глубокой варнице (купленный у Василья Поротина?) и 5 рублей московских 1329 . Чрез этот обмен Кириллов монастырь стал владельцем 13-ти сугребов в Новой варнице. 12 марта 1604 (7112) года тем-же слугою в Неноксе же было куплено у ненокшанина Афанасья Иванова сына Непытаева в Ненокоцком усолье «поле» его (свое) земли с огородом за 3 рубля московских 1330 . По воцарении Самозванца (во время игуменства Сильвестра) было куплено: 19 сентября 1605 (7114) года у Федора Михайлова сына корелянина кузнеца Холмогорское дворище его на Глинском посаде в нижнем конце – «поперег 4 сажени без локти и без пяди, а в длину от реки до лесу» (в межах со двором Кириллова монастыря) за 40 алтын с гривною 1331 . В Неноксе: 30 марта 1606 (7114) года прикащиком Ненокоцкого промысла Богданом Прокофьевым сыном Кафтыревым у Федора и Василья Федоровых детей Вепрева – пожни их с сенными покосами на Большой Режме, смежные с Кириллова монастыря пожнями (что куплены у Рагозы), за 3 рубля московских 1332 . Наконец, 1 июля 1606 года вдова Василиса, Карпова дочь Щекина Ждановская жена Квашенинникова, отдала в Кириллов монастырь свою лавку без четверти, с погребом на Степановском крестце 1333 . Таким образом новые владения, вошедшие в состав монастырской вотчины во время игумена Сильвестра и Самозванца, были незначительны. И это тем более замечательно, что при следующем игумене Матфее, несмотря на ряд неблагоприятных условий, развитее монастырской вотчины подвигалось гораздо успешнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Относительно канонов мы имеем свидетельство митрополита Фотия, из которого видно, что в его, по крайней мере, время они уже были петы в мирских церквах. В одном из своих посланий в Псков он даёт ответ на один недоуменный касательно их пения вопрос, который был обращён к нему именно мирскими священниками 720 . Таким образом, из сказанного видно, что до времени Стоглавого собора монастырский устав был исполняем у нас в мирских церквах не во всей полноте в отношении к количеству служб и их объёму, но что эта неполнота была незначительная. Нужно, однако, различать то, что признавалось должным от того, что было на самом деле. Об этом последнем мы скажем ниже. [К числу служб общественных относится освящение воды накануне Богоявления и 1 Августа. О богослужении в эти дни, – см. у И. Д. Мансветова Митрополит Киприан в его литургической деятельности, М. 1882г., стр. 52–53 и Церковный устав (Типик), М. 1885г., стр. 111, 156–159, 212–213, 238, 416–417; А. А. Дмитриевского Богослужение в Русской церкви в XVI в., Казань 1884г., стр. 188–189]. [За время до Стоглавого собора мы имеем следующие предписания относительно наших служб]. [В ответах Константинопольского патриаршего собора на вопросы епископа Сарайского Феогноста, предложенные в 1276г., находим следующие вопросо-ответы: „Въпросил. В киа дни подобает и в годы чести святителю евангелие? Ответ. Четыржды в лето, рекше, страстныа недели в Великий четверток первое евангелие, и на Пасху на литоргии и на вечерни, и в первый день сентября месяца, егда ходять с кресты. Еже с игуменом в великиа праздники да чтуть, при инех попех не чтуть, развое нужда. – Вопрос. Пети ли в великий пяток службу? Ответ. Святыми Отци уставлено: служьбы в том дни несть. – Вопрос. В сырную неделю, в среду и пяток, постнаа служба, или Иванова служити? Ответ. Не поется тогда служба ни постная, ни Иванова, но в 9 час часы с вечернею поють. – Вопрос. Аще не будеть епископа в граде, лзе ли игумену крест въздвизати? Ответ. Сего не бранять канони святого Феодора Студийского”].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

12) Орловской губернии, Елецкого уезда, Становлянской волости, дер. Подольной, государственная крестьянка Мария Николаева Рощупкина, 70 лет от роду вдова, получила исцеление от немоты. У нее отнялась речь более года тому назад, после постигшего ее удара. По молитвам у раки святителя Феодосия к ней возвратилась речь, и она теперь свободно говорит. 13) Отставной старший унтер-офицер Иван Феодоров Плеснивый, 35 -лет от роду, живущий в дер. Маслакове, Репицкой волости, Городнянского уезда, Черниговской губернии, сильно болел глазами более двух недель. Он приехал в Чернигов и во время моления у честных мощей святителя Феодосия получил исцеление от своей болезни. (Личное заявление у.-о. Плеснивого ключарю собора). 14) После поздней литургии в кафедральном соборе получила исцеление от беснования крестьянка Тульской губ., Орловского у., Сомовской вол., с. Яхонтова, Агафия Иванова Мурашкина, 36 лет от роду. Заболела она с 6-го августа сего года. По ее словам жгло у нее всю внутренность, и страшная боль ощущалась в голове и сердце. В храм, где почивают мощи святителя, она идти не желала; ее как будто бы не допускала какая-то сила. Ввели ее и приложили к мощам силою. Это делали три раза, и только за третьим разом она пришла к сознанию и почувствовала себя совершенно здоровою. 15) В с. Людкове, смежном с г. Новозыбковом, дворянка Екатерина Иванова Зенченко, девица 31 года, страдала раком груди. В Петербурге ей сделали операцию, но вскоре по возвращении ее домой она стала испытывать ужасные страдания. Три месяца не вставала она с постели; кормили ее с ложечки супом и чаем; когда ее поворачивали, боли становились нестерпимыми. Она и мать ее, свидетельница ее страданий, просили у Бога ей смерти. Но болезнь, как видно, была «не к смерти, а к славе Божией». Шея ее распухла, жилы на ней были напряжены, глаза мучительно вело, а голова испытывала нестерпимую боль. Узнав, что одна ее знакомая собирается в Чернигов на открытие св. мощей, Екатерина Зенченко пожелала поставить трудовую свечу «с твердою верою, что жертва ее будет принята угодником Божиим». И вот, лежа на постели, с большими усилиями и страданиями исполнила она заказ и получила 20 копеек, на которые и поручила поставить 9 сентября перед ракой святителя свечу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1-го июня 1578 года там-же (?) было куплено у Меркурия, Иванова сына Детятева, и Ждана, Яковлева сына Звягина, четверть лука со всеми угодьями, речными ловлями, тонями, пожнями и проч за 10 рублей 1224 . 7-го июня 1578 (7086) года Семен, Иванов сын Пирожников, и Игнатий, Никифоров сын, продали в Кириллов монастырь четверть лука угодья за морем в Умбе реке «промеж Умские волости жильцы со всеми рыбными ловлями, сенными покосами и проч. за 10 рублей 1225 . 8-го июля 1578 (7086) года у Степана Иванова сына Межникова была куплена в Турчасове около посаду половина деревни Осначевской обжа без получетверти земли и с дворовым местом, и с хоромами – за 30 рублей 1226 . 2-го августа 1578 (7086) года игуменом-же Козьмою была куплена за 30 рублей у Ивана Григорьева сына Ботыги (Каргопольского уезда) в Волковской волости деревня его («а словеть та деревня») Киприяновская Сидорова, в которой по писцовым книгам состояло в тягле 1 1 / 2 обжи 1227 . 20 августа 1578 (7086) года у Павла Ананьина сына Тарьянина («ненокшанина», Двинского уезда) был куплен двор его в Неноксе на посади со всеми хоромами, но другую сторону от проездной улицы и кроме того на Великих Местах «росолу три двенадцатых сугреба, четверть варницы, в Григорьевской варницы» (и проч.). В купчей сказано, что за все это заплачено 100 рублей московские 1228 . Но Вкладная книга утверждает, что двор и сугребы были даны в монастырь вместо вклада в 150 рублей 1229 . 26 августа того же (7086) года, по наказу Ивана IV, Захарья, Дмитриев, сын Сущев, отписал в Поморье «в Умской волости в Кирилов монастырь игумену Козьме 22 лука, опричь того, что их государь пожаловал пятью луки и что они сами прикупили пять-же луков», и велел Государь учинити им «всего 32 лука з дворы и со всеми угодьи» и со «хрестьаны» 1230 . 5 октября 1578 (7087) года каргопольский крестьянин Иван сын Григорьев сын Бутыга (или Ботыга) дал деревню стоимостью в 30 рублей, отстоявшую от Каргополя на три версты («в Поиге) 1231 . (Сравн. выше; вклад этот не=ли упомянутой покупке?).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

изображение патриарха Константинопольского в Евхологии Гоара, Парижское издание стр. 115, и из него у Дюканжа Glossarium Graecitatis перед началом и у Гейнекция Abbildung ч. III, к стр. 60, также в Туркогреции Крузия, стр. 106. Кантакузен, говоря по поводу Константинопольского патриарха Иоанна Глики, что патриархи, если они будут не из чина монашествующих, носят головной покров покрытый белым полотном. (Хроники кн. 3, гл. 36, выписка у Дюканжа в Gloss. Graecit. под сл. καμελακιον), даёт знать, что мирские священники, если не всегда и обычно, то большей частью носили головные покровы или шляпы белого цвета (это опять к ответу на вопрос: отчего мирские священники – белое духовенство). 1072 На наш нынешний монашеский клобук надеть священническую шляпу, конечно, неудобно; но надеть её на этот клобук в его древней форме, которую мы указали, нет никакого неудобства; на наш непривычный взгляд это будет только немного странно. 1073 Летопись занятий Археографической Комиссии, выпуск 3, СПб, 1865, приложения стр. 42 нач. („шляпа проезжая”; см. ещё в Описании государственного архива старых дел Иванова стр. 277 и во Временнике, кн. XV, стр. 20, описание домовой казны Никона; в последнем: «шляпа патриарша с кистями»). В натуре две шляпы патриарха Никона – одна в Ново-Иерусалимском монастыре, другая в Московской Синодальной ризнице. 1074 Симеон Солунский , – выписка у Дюканжа в Gloss. Graecit. под сл. σταυροφροι, изображения патриархов в Евхологии Гоара (и из него у Дюканжа и Гейнекция) и у Крузия, в натуре шляпа патриарха Никона в Синодальной ризнице, с которой спорот крест, но на которой явственно видны его швы. О патриархе Иоанне Глике Кантакузен сообщает (цитата выше), что он обернул священническую шляпу (по тулье) белой материей и на ней написал (спереди) образ Спасителя с Божьей Матерью и Предтечей.– Главные шесть чиновников или клириков патриарха Константинопольского, так называемые ξωκατκοιλοι, по подобию архиереев, имели крест на шляпах, от чего назывались σταυροφροι, – крестоносные чиновники или сановники (в наших известиях о них Супрасльская летопись, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Arhiva Consiliile arhiereti ale mitropoliilor de Oriol i de Ciuvaia au acordat sprijin hotrârii Sfântului Sinod cu privire la încetarea comunicrii euharistice cu Patriarhia Constantinopolului 6 decembrie 2018 10:37 3 декабря 2018 года в резиденции управляющего Орловской митрополией под председательством митрополита Орловского и Болховского Антония состоялось заседание Архиерейского совета Орловской митрополии. В заседании также приняли участие епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий , епископ Мценский Алексий , благочинный Орловского округа протоиерей Александр Прищепа, секретарь Орловской епархии протоиерей Владимир Сергеев, секретарь Ливенской епархии протоиерей Виктор Яковец. Участники совещания обсудили антиканонические действия Константинопольского Патриархата на Украине и единогласно поддержали  решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года ( журнал 71 ) о признании невозможным дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с Константинопольской Церковью. Митрополит Антоний и протоиерей Александр Прищепа проинформировали собравшихся о наиболее важных событиях, произошедших в Орловской епархии в уходящем 2018 году. Епископ Нектарий выступил с сообщением о подготовке к строительству кафедрального собора в Ливнах (Орловская область) и реализованных Ливенской епархией в 2018 году молодежных и социальных проектах. Епископ Алексий рассказал о церковной жизни Мценского викариатства, молодежной и просветительской работе, взаимодействии с мценским казачеством. 5 декабря в здании Епархиального управления Чувашской епархии состоялось очередное заседание Архиерейского совета Чувашской митрополии . Заседание прошло под председательством митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы  при участии епископа Канашского и Янтиковского Стефана , епископа Алатырского и Порецкого Феодора , епископа Мариинско-Посадского Игнатия и секретаря Архиерейского совета протоиерея Николая Иванова. Обсудив ситуацию, связанную с антиканоническими действиями Константинопольского Патриарха на Украине, участники Архиерейского совета единогласно поддержали решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года. Правящие архиереи обменялись информацией о текущем положении дел в своих епархиях, обсудили вопросы развития епархиальной жизни. В ходе заседания была рассмотрена новая редакция  «Положения о митрополиях Русской Православной Церкви».  По материалам сайтов Орловской и Чувашской митрополий Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5318683...

Выразительно прочла свой прозаический текст об Ужусаляйской церкви Александра Невского ковенчанка Вера Свинцова. Виленчанин Валерий Зубаков долго и интересно рассказывал о городке Ужусаляй, расположенном близ Каунаса, назвав его одним из особенных земных „мест силы“, наполняющих духовной благодатью. Валерий Зубаков прочитал также свои поэтические строки, наполненные глубоким осмыслением бытия. Нина Хижий, Галина Иванова внесли свои особый лирический тембр в звучание праздника. Ковенчанка Валентина Киселёва исполнила вместе с супругом Анатолием две прекрасные песни. Стихотворение Александра Блытушкина из Клайпеды прочёл Александр Фёдоров. На фестивале воодушевлённо выступил ансамбль Каунасского клуба «НАДЕЖДА» Русского собрания Литвы… Представители каунасского клуба «НАДЕЖДА» Фестиваль духовной поэзии «ПОКРОВА» поддерживает департамент национальных меньшинств при правительстве Литовской Республики. Партнёром фестиваля «ПОКРОВА» является Каунасский центр развития культур разных народов. Александр БЛЫТУШКИН (Клайпеда) ПОКРОВА Зело верно своим родным богам Застывшее в язычестве славянство, Миссионеров христианских чванство С трудом ломало Правоверья храм. там Кто на Руси был знахарь и колдун? – Волхвы – поборники и тьмы, и света, А после них, прикрыв юродством ум, Юродивые чтили тон Завета. У христианства было два пути, Опоры обе – Рим и Византия. Мечту в единоверье воплоти! - Призывы шлют церковные витии. Дорога из язычеств непроста... Константинополь параллельно с Римом, В мир продвигая веру во Христа, Встречал напор славян и сарацинов. Константинополь, он же – Царев град, Молился днём и ночью от досады: Олег – князь русский встал у самых врат; Стенанья. ужас вражеской осады … Но, – Чудо! Зрит юродивый Андрей: С небес Мария (редко так бывало), Платком взмахнув над скопищем людей, Защитное раскрыла покрывало. И,– Чудо! Ярость усмирил Олег, Сменив резню на договор о дани. Язычник, значит, – тоже человек, Когда лик Богородицы меж нами. Платком волшебным в древности веков Святая дева гибель отвратила.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/18/ix_fes...

К участию были также приглашены: глава Златоустовского городского округа В.А. Жилин, глава Саткинского муниципального района А.А. Глазков, заместитель главы г. Златоуст по социальным вопросам О.А. Иванова, исполнительный директор ассоциации муниципальных образований Челябинской области «Горный Урал» К.Н. Дорофеев, директор по реконструкции и развитию АО «ТД МЗ «Красный Октябрь» А.А. Лыска, генеральный директор мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛИК» А.А. Лохтачев, главный редактор «Злат-ТВ» В.О. Белькова. Правящий архиерей рассказал присутствующим о решениях Священного Синода Русской Православной Церкви, принятых на заседании,  состоявшемся 15 октября с.г. в Минске. Было подробно рассмотрено Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о невозможности дальнейшего евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом в связи с его незаконными действиями на канонической территории Русской Православной Церкви. Собравшиеся единодушно постановили выразить всестороннюю поддержку Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и членам Священного Синода в их соборном решении, направленном на сохранение целостности и единства православного мира, а также осудили антиканонические действия Константинопольского Патриархата на территории Украины и принятие им в евхаристическое общение раскольников. Члены Епархиального совета и приглашенные для участия в заседании лица высказали особую обеспокоенность в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на колыбель Святой Руси город Киев и на Украинскую Православную Церковь , которая является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви и входит в каноническую территорию Московского Патриархата. Во всех приходах Златоустовской епархии будет проводиться работа по разъяснению позиции Московского Патриархата, духовенство и миряне призываются к молитве о сохранении единства Православия. В ходе заседания также состоялось обсуждение текущих вопросов епархиальной жизни. По материалам сайтов Бузулукской и Златоустовской епархий.

http://patriarchia.ru/db/text/5297595.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010