И только в 1484 г. при назначении нового владыки Иван III окончательно отказался от жеребьевки 19 . В 1589 г. в Московском царстве было введено патриаршество. Первым патриархом Московским и всея Руси стал митрополит московский Иов (1598–1607 гг.). На патриарший престол Иов был возведен Константинопольским патриархом Иеремией по настоянию царя Федора Ивановича. Сама же кандидатура Иова была предложена царю Борисом Годуновым. В последовавший затем период смутного времени патриархи поставлялись на престол собором архиереев русской церкви по царскому соизволению. Но 20 марта 1642 г. по инициативе царя Михаила Федоровича была применена жеребьевка. По жребию был избран патриарх Иосиф. Введение института жеребьевки в то время было связано с необходимостью недопущения церковной оппозиции реформам, проводимым царем. Эти реформы напрямую затрагивали интересы церкви: в планах царя было установление контроля над использованием результатов хозяйственной деятельности монастырей в интересах государства. Учитывая тот факт, что к середине XVII в. должность патриарха Московского и всея Руси была по своей значимости во многом сопоставима с должностью царя 20 , Михаил Федорович хотел иметь в качестве патриарха своего ставленника. Поэтому им была выработана процедура жеребьевки, предполагавшая вытягивание жребия из панагии — небольшого ковчежца с иконой Богоматери, которой носили на груди патриархи. Всех кандидатов на патриарший престол предварительно отбирал сам царь, что символизировало одинаковое его доверие ко всем кандидатам. Право же окончательного выбора конкретного кандидата отдавалось Богу и Пресвятой Богородице. За основу предложенного способа избрания патриарха Михаилом Федоровичем был взят институт избрания по жребию, реализованный при выборах архиепископа Новгородского Сергия при Иване III. В свою очередь, не исключено, что Иван III заимствовал его у византийских императоров. В целом этот способ выглядел так. По согласованию с собором архиереев царь в Золотой палате Кремля определил шесть кандидатов из числа лучших представителей русского духовенства, лично известных ему.

http://azbyka.ru/izbranie-po-zhrebiju-ce...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии , издатель; управлял Львовской, Галицкой и Каменец-Подольской епархией в 1607-1608 гг. И. был племянником Львовского еп. Гедеона (Балабана) . Первые упоминания об И. Балабане связаны с его участием в конфликте ставропигиального Львовского братства с еп. Гедеоном. 18 янв. 1590 г. члены братства подали жалобу на то, что племянники еп. Гедеона Иван и Адам явились в львовскую братскую школу и угрожали братчикам, требуя признать епископскую власть Гедеона, при этом произошло столкновение племянников архиерея с одним из лидеров братства - И. Рогатинцем (ЦГИАЛ. Ф. 129. Оп. 1. Д. 1035. Л. 42-44; опубл.: Monumenta confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis./Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895. N 256. P. 415-420; в издании документ ошибочно датирован 1592 г.). Иван и Адам Балабаны напали на братский львовский во имя прп. Онуфрия Великого мон-рь . Этот случай обсуждался на Соборе в Бресте 22 июня 1590 г. (см. Брестские Соборы ), утвердившем принадлежность мон-ря братству и ставропигиальный статус последнего. Между 1590 и 1595 гг. И. Балабан принял постриг с именем Исаия. Как игумен (без обозначения места служения) он упоминается в грамоте кор. Сигизмунда III Вазы от 5 апр. 1595 г., по к-рой он был признан коадъютором (викарием) и преемником Львовского еп. Гедеона (Балабана), к-рый в тот период являлся сторонником унии правосл. и католич. Церквей. Решение короля вызвало протесты Львовского братства, и в янв. 1602 г. еп. Гедеон, позиция к-рого в отношении унии к тому времени изменилась, заключил с братством соглашение, по к-рому И. был лишен права на замещение Львовской кафедры, чтобы та не стала наследственным владением рода Балабанов; И. подписался под этим соглашением. С июля 1597 г. И. упоминается как игумен тесно связанного с Львовской кафедрой Уневского Успенского мон-ря (ныне с.

http://pravenc.ru/text/674832.html

Шугин Астат, новгородский своеземец, конец XV в. (1498 г.) Шугрея кн. Михаил Федорович Гвоздев-Ростовский [см. Гвоздь], конец XVI в. Шудебов Василий, посадский человек, 1534 г., Дмитров Шуин Суморок [см. Суморок], посадский человек, 1567 г., Устюжна Шуйгин см. Шульга Шукал ( Шукол ) Михаил Владимирович Всеволож Заболоцкий [см. Заболоцкий], конец XV в.; его вотчина селение Шукалово в верховье р. Яхромы в Дмитровском уезде; от него – Шукаловские [см. Черт, Чертенок, Шапка] Шукля Алешка, крестьянин, первая половина XV в., Переяславль [см. Гусак] Шукуев Юрий Степанов, крестьянин, 1564 г., Олонец Шулев Григорий, крестьянин, 1613 г., Важская область Шульга, Шуйга, Шуйгин, Шульгин : Шульга Александр Федорович Монастырев [см. Монастырь], вторая половина XV в. (иногда – Шуйга); от него – Шуйгины, позже Шульгины; Гаврило Иванович Шульгин, 1594 г., Лух; Шуйгин Алеша Федорович, 1550 г., Новгород; Аггей и Андрей Фомичи, 1595 г., там же [см. Сорога] Шуйга, шульга, шуйца – левая рука Шум Семенович Тыртов [см. Тыртов], 1539 г., у него братья Зук и Гам [см. Зук, Гам]; Шум Нездин [см. Нездин], помещик, 1586 г., Арзамас; Меньшой Иванович Болховитин [ср. Болховитинов], убит татарами в 1590 г. [см. Мясоед] Шумалкин Василий Савельев, бортник, 1576 г., Унжа Шумаровские см. Шамины-Шумаровские Шумеевские , вотчинники, 1540 г., Тверь. Фамилия от деревни Шумеево в Микулине стане Шумило – распространено; Шумило Васильев, крестьянин, 1600–1607 гг., Важская область; Иван Шумилов, 1640 г., Белоозеро [см. Брыло] Шумиха Василий Тимофеевич Замыцкий, конец XV в. Шумиха – 1) резун, осока, 2) сусальное золото в листах Шумята Клим, крестьянин, конец XV в. (1495 г.), Новгород Шун , крестьянин, 1495 г., Новгород Шунин Соня [см. Соня], крестьянин, 1627 г., Белев Шунка Алешка, крестьянин, 1628 г., Белев Шурак см. Щурак Шурыгин Никита, посадский человек, 1582 г., Новгород; Шурыгин Михаил, стрелец, 1660 г., Ржев Шуст Иван Семенович Филимонов-Морозов [см. Мороз], 1467 г. Шустить – чистить; шуст – скребок для чистки ствола ружья

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Начавшаяся в 1605 году в Русском государстве великая смута сильно отразилась на благосостоянии Спасского монастыря. В 1607 году мятежный астраханский воевода князь стольник Иван Хворостинин отобрал у обители большую часть их монастырских рыбных ловлей, служивших для обители единственным источником пропитания. А захватившие Астрахань в 1613 году воровской атаман Иван Заруцкий с самозванной царицею Мариною Мнишек полностью разграбили монастырскую казну, похитив все жалованные грамоты, данные обители прежними государями. Во время ожесточённых боёв весной 1614 года между астраханцами и воровскими казаками Заруцкого была превращена в груду развалин большая часть Белого города. Сильно пострадал и Спасский монастырь – чудом уцелела соборная церковь и часть братских келий. В 1615 году игумен Иосиф писал царю Михаилу Фёдоровичу, прося вернуть монастырю прежнее жалование и отнятые у него рыбные ловли. «Без жалования и без рыбных ловель, – писал игумен, – нам прокормиться нечем, а ныне никакого дохода в монастыре нет, а братии в монастыре ныне пятьдесят человек, а прислуг и всяких монастырских служебников иногда бывает и больше того, а постригаются в монастыре всякие служивые люди при старости и при скорби (увечье), и сами все наги и босы, а монастырские строения около монастыря: ограда и келий – ныне все ветхи, и впредь нам монастырь строить, и старый долг платить, и братию прокормить нечем». Государь в ответ на прошение игумена Иосифа велел астраханским воеводам выдавать им денежное и хлебное жалование, и вернуть им рыбные угодья, и разрешить беспошлинно сгребать две тысячи пудов соли. Монастырь начал благоустраиваться, но до 40-х годов XVII века все его строения оставались деревянными. В 1646 году в Астрахани произошёл страшный пожар, испепеливший многие городские здания, в том числе и монастырскую деревянную церковь, и все остальные деревянные монастырские строения. Все эти скорбные события подтолкнули являвшегося в то время настоятелем монастыря игумена Гедеона начать в обители строительство нового каменного соборного храма в честь Преображения Господня. Но крайняя бедность монастыря не давала возможности достроить храм на свои средства. Каменная церковь с трапезой была уже выведена под верхние своды, когда скудные монастырские сбережения закончились, и игумен Гедеон с мольбой обращается к царю Алексею Михайловичу за помощью. Государь помог, и в 1647 году при новом игумене Михаиле соборный храм был достроен и освящён. По прошению игумена Михаила 17 июня 1653 года Спасскому монастырю был пожалован царём Алексеем Михайловичем учуг Чурка, ставший на долгое время главным источником благосостояния обители.

http://sobory.ru/article/?object=41500

161 О смерти царевича Димитрия Иов выражается так: «И Вел. Гос. нашего царевича Димитрия на Угличе не стало 99 (1591) году: прият заклание неповинно от рук изменников своих». 162 Заключение грамоты: «И в тех во всех прежних и нынешних клятвах и в преступлении крестного целования, аз Ермоген, патриарх Московский и всея Русии и аз смиренный бывый Иев патриарх царствующаго града Москвы, по давней нам благодати от Пресв. и Животв. Духа, и полагался на премилостивыя щедроты Божия, вас вкупе всех правосл. христиан прощаем и разрешаем в сий век и в будущий.» 163 Патриарх Иов преставился 8 марта 1607 года. В «книге о Росс. святых» он причислен к лику московских чудотворцев По воле царя Алексия Михайловича, мощи первого патриарха Русского перенесены в Москву, поставлены в Успенском соборе поверх пола и над ними устроена каменная надгробница. В сборнике Румянц. Музея (скоропис. в 4-ку, конца XVII и начала XVIII в. 364), после изложения жизни патр. Иова описаны следующие чудеса его: 1) при погребении была великая роса» на лице почившего святителя. 2) Вскоре по преставлении, блаж. Иов явился настоятелю обители, где он скончался, св. Дионисию, в последствии знаменитому архимандриту Сергиевой лавры. 3) В 1609 году больной Иван Тулупов исцелился по молитве над могилою святителя. 4) Мощи, вынутые из могилы для перенесения в Москву, оказались нетленными и благоуханными. 5) Тогда же исцелился бесноватый, посадский человек Иван Александров. 6) В 13 верстах от Старицы в селе Ильинском исцелилась бесноватая девица Улита Харитонова, приложившись к мощам, несомым в Москву. 7) На продолжении пути, в церкви села Латашина, исцелилась бесноватая женщина деревни Горохова, Агрипина Тарасова. 8) По принесении мощей в Москву, исцелился в Успенском соборе крестьянин Устьянской волости Исаакий, глухой, страдавший нарывом в ухе и беспрестанным шумом в голове. На конце приписка: «Списана с монастырского Успенского Старицкого (?) история сия в лето 7297 (т.е. 1699) году слово в слово». 164 Современники уверяют, что кн. Михаил умер, сраженный внезапным недугом во время обеда у царского брата кн. Димитрия Шуйского, выпив чару вина, поднесенную хозяйкою княгинею Екатериною, дочерью того, кто жил смертоубийствами – Малюты Скуратова.... Думали, что и сам царь Василий не был чужд участия в злом умысле, потому что душа его страдала подозрениями с того времени, как голос народный стал предназначать Михаилу венец царский. Истина в этом деле ведома единому Сердцеведцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Сам же Никольский храм построен в 1910 г., и освящён архиереем в 1912 г. в честь Святителя Николая Мир-Ликийского чудотворца и именовался Николаевской церковью, при деревне Малышево (Клировая ведомость за 1916 год фиксирует строительство здания храма 1912 годом, но это год освящения храма, когда всё необходимое для совершения Богослужения было к тому времени уже приготовлено). Изначально задумано было строительство однопрестольного храма, но в 1914 году в храме были устроены приделы: справа в честь святых мучеников Космы и Дамиана Асийских (Римских) чудотворцев (1/14 ноября), а слева - св. Архистратига Михаила (8/21 ноября), которые и были освящены в этом же году. В ведомости о церкви значится: Престол один во имя святителя Николая. (Лист 24. ЦИАМ. Ф. 1607. Оп.1. Д.61. (Клировая ведомость о церквах 1-го благочиннического округа Бронницкого уезда за 1916 год). Храм строился на собранные средства «ревнителей и жертвователей» крестьян деревень Малышево, Кузнецово и Юрово. Лепту на строительство храма внес «Его Сиятельство Александр Александрович Голицын–Прозоровский», которого крестьяне именуют в своем прошении на имя Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского и Коломенского и священно-архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Господина нашего Владимира жертвователем и ревнителем православия «Светлейший наш и родной Князь». Участником в строительстве храма было и общество Московско-Казанской железной дороги. Строитель храма Иван Парфенов Евдокимов вместе со своим братом Василием Парфеном Евдокимовым были крестьянами состоятельными, но разорились на строительстве. Много недоброжелателей было против строительства храма при деревнях Малышево, Юрово и Кузнецово, жители которых желали иметь свой храм, т.к. им приходилось добираться на молитву в храм за 15 верст в Фаустово, где находился храм Засимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Дело доходило до того, что привезенный лес (лиственница) в ночь либо бесследно весь исчезал, либо похищалось ½ воза. Искать злоумышленников не удавалось (или не хотели этим заниматься), и Евдокимов Иван вынужден был опять прилагать усилия для повторной доставки бревен на строительство, т.к. он хранил капитал, собранный на строительство храма и вкладывал средства для нового (повторного) привоза материала на строительство из своих средств.

http://sobory.ru/article/?object=15412

В то же время проживали в монастыре из (опальных?) бояр: неизвестный по фамилии старец Вассиан и родственник Шереметевых Федор Кобылин. О первом из них в расходной книге 1586 г. сделана такая запись: «что было взяти на старце на Васьяне никольских полтретья рубли казенных денег, и в тех деньгах положена была в заклад шуба кунья, а в полах соболи. И деялося нынешнаго 95 году сентября в 22 день приезжали с Москвы государевы посланники Иван Иванов сын Олферьев да Богдан Семенов сын Губарев по старца по Васьяна, – взяли и повезли его на Вологду в Каменный монастырь, а шубу его кунью взяли из казны безденежно, и повез ее Иван Олферьев к Москве.» 19. Иосиф (1602 – 1606 г.) Начавшиеся в это время смуты в России немного на первый раз отозвались на монастыре. При первом Самозванце монастырь продолжал улучшать свое благосостояние. В декабре 1605 года игумен Иосиф, после монастырского праздника, был с Никольскими св. водами у царя Лжедимитрия и поднес ему Николин образ; а в январе следующего года Лжедимитрий пожаловал монастырю семь пустошей 45 для выгона ямских монастырских лошадей; в марте (в великий пост), по тогдашнему обычаю, ездили к царю Никольские слуги «с хлебы и с капустою» от монастыря; а в июне игумен, был с Николиным образом у царя Василия Иоанновича Шуйского. 20. Кирилл (1607 – 1613) С появлением второго Самозванца наступило бедственное время для всего государства. После того как жена первого Самозванца Марина признала второго своим мужем, с каждым днем росли измены: многие бояре перешли к Самозванцу; некоторые города последовали их примеру, другие – сдались по договору, а иные не имея возможности сопротивляться, захвачены силою. Городецк (Бежецк) и его окрестности, а за ними и монастырь, волей – неволей признали Тушинского самозванца царем, хотя Новгород, от которого зависили Городецк и монастырь, оставался верен законному царю Шуйскому. В декабре 1608 года игумен Кирилл ездил к царику «в полки» с образом Николы Чудотворца и св. водою. Но покорность самозванцу не спасла монастырь от грабежей и разбоев бродивших- около него поляков и русских мятежников. Не имея каменных стен, он не мог защищаться даже от мелких шаек вольницы и каждой из них, и тем более панам воеводам, должен был «для оберегания себя и своих вотчнн» давать деньги и фураж. Приводим некоторые статьи расхода того времени, указывающие на положение монастыря:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епитрахиль, патрахель – (греч. Επιτραχλιον – то, что вокруг шеи) принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускаю щаяся на грудь. Пимен Львов Панов, дьяк Патриаршего дворцового приказа в 1666–1675 гг. Банберек – плотная шелковая и парчовая ткань. Феофилакт, архимандрит Костромского Богоявленского монастыря в 1701–1720 гг. Иван Петрович Кутузов († 1734 г.) Петр Михайлович Кутузов († до 1720 г.), его жена Мария Григорьевна – после 1734 г. Алексей Михайлович Кутузов († до 1720 г.), стольник в 1688 г. Иов, архимандрит костромского Богоявленского монастыря в 1722–1739 гг. Михаил Васильевич Кутузов († 1687 г.), стряпчий в 1658—1672 гг., стольник в 1672–1676 гг. Его вдова Агафья Афанасьевна скончалась в 1733 г. Так в рукописи. Следует читать: Номоканон. Кандея (кандия) – церковная утварь в виде чаши или глубокого блюдца, используется для водоосвящения. Гривна, гривенка – древнерусская мера веса, бытовало две гривенки: большая (96 золотников) и малая (48 золотников). В первом случае это было более 7,5 кг, во втором –более 3,77 кг серебра. Олферий Плакидин Зюзин, дворянин московский в 1627–1640 гг. Зендень – хлопчатобумажная ткань среднеазиатского происхождения. Название происходит от города Зендана в Бухарском ханстве. Макарий, игумен Корнильева Комельского монастыря в 1604–1610 гг. Феофил, архимандрит Спасо-Ярославского монастыря в 1598–1619 гг. Окончание записи нет, между листами 52 и 53 – следы вырезанного листа. Вероятно, Афонасий Федорович Вяземский, князь, стольник в 1605 г. Серапион, игумен ярославского Афанасьевского монастыря в 1600-х гг., в справочнике П. М. Строева не указан. Матвей, игумен Кирилло-Белозерского монастыря в 1606–1615 гг. 7 февраля 1615 г. поставлен в митрополиты Казанские. Золотник угорский – западноевропейский дукат венгерской чеканки, весом в 3,5 грамма золота. Филарет, игумен Троицкого Павлова Обнорского монастыря в 1607–1612 гг. Иван Никитич Теряев, из записи следует, что его крестильное имя было Павел.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

В пользу храма получаются % с 4489 р. 20 к. и, кроме того, % во 120 р. с капитала, завещанного в пользу храма Лепешкиным. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В пользу причта получаются % с капитала 10289 р. 29 к.; усадебной земли 2400 кв. саж., полевой 32 дес., из них неудобной 3 д. и около 4 д. отрезано дли городского выгона; сенокосу 9 д. и лесу 25 дес. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Ефремовский уезд, стр. 395 Один из старейших городов Подмосковья, Кашира, впервые упоминается в 1356 году в духовной грамоте как село, завещанное внуку Ивана Калиты Дмитрию. В 1480 году Кашира уже была городом, который Иван III приказал сжечь, не надеясь защитить его от ожидавшегося набега хана Ахмата. С 1497-1526 гг. Каширой владели бывшие казанские татарские цари, поддерживающие московского князя. В 1517 году был совершён первый набег крымских татар, после чего до конца столетия Кашира пережила более 20 набегов татар. После таких набегов, эпидемии чумы и военных действий 1607-1611 гг. Кашира запустела. К тому же каширская крепость была основательно разорена казаками гетмана Сагайдачного. Тогда каширяне постепенно стали переселяться на другой берег Оки. Отчаявшись возродить город, они попросили царя Михаила Фёдоровича позволить им перенести Каширу на новое место. И хотя официально царское разрешение и благословение на это было дано только осенью 1619 года, строительство городской крепости началось раньше. К 1629 году был возведён земляной вал с деревянной крепостью, служившей одним из опорных пунктов Большой Засечной черты. И сердцем Каширской крепости стал как раз Успенский храм. Бывшая деревенька Козловка преобразовалась: теперь на её месте вырос большой город, новая Кашира, с могучими защитными сооружениями и нарядной соборной церковью. Строительством крепости с проездными башнями и главным городским храмом поначалу руководили " кормовые немцы " - обрусевшие и крещёные Давыд Францев и Иван Жемажен. Правда, потом они были изгнаны из города, но официальный указ, изданный по этому поводу, - " дело о каширских кормовых иноземцах " , оставшись в истории, подсказал краеведам дату основания храма. Именно в 1629 году в честь рождения наследника царского престола Алексея Михайловича каширяне торжественно закладывали фундамент соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Посмотреть на такие праздничные работы на центральной площади Каширы собралось всё население города и посадов.

http://sobory.ru/article/?object=01457

Подробно о местоположении Никольского женского монастыря сообщается в описи начала XVII века: «…в меньшом остроге (имеется в виду ограда монастыря, очевидно, состоящая из частокола бревен - А. П.), вышед из города от Настасейских ворот, и идучи к Кузнечным воротам, на правой стороне от городовыя стены десять сажен — девич монастырь; церковь Николая Чудотворца Можайского да придел Космы и Дамиана, да церковь теплая Богоявления Господня да великомученника Георгия…». В первое время своего существования число монахинь в Николаевском монастыре не превышало 30 человек. В древних синодиках (поминальная книга - А. П.) были записаны имена первых настоятельниц обители. Игуменьи: Фотиния, Феврония, Агафья, Елена, Надежда и Мария. Начало XVII века для Николаевского монастыря было тяжелым, он вместе со всей страной переживает жестокие голодные годы. Без хлеба вымирали целые деревни. Начались разбои и грабежи, появились шайки воров и в окрестностях Арзамаса. Боярская дума во главе с царем Василием Шуйским уничтожает Лжедмитрия I, пытается спасти страну от гибели и развала. В том же 1606 году, с которого начал царствовать Шуйский, Николаевский монастырь получает в свое владение грамотой от царя Василия Шуйского водяную мельницу на реке Теше и участок луга для заготовки сена. Однако царскому правительству не удается сдерживать бурно развивающиеся события. Смута разрасталась, охватывая все новые территории страны. Арзамас оказывается в центре событий. Город осаждают и штурмуют: в 1607 году остатки разбитого под Тулой войска И. Болотникова, в 1608 году — тушинцы, в 1611 году — смоляне и т. д. Расположенную рядом с городской стеной женскую обитель это не могло не затрагивать и не влиять на ее жизнедеятельность. Как пережил монастырь эти бурные годы — неизвестно, но, возможно, этими события­ми объясняется то странное обстоятельство, что монастырем первой половине XVII века управляли не игуменьи, а простые монахини. В 1612 году второе народное ополчение под руководством К. Минина и князя Д. М. Пожарского освобождает Москву от польско-литовских захватчиков. А в 1613 году, уже в бо­лее спокойной обстановке в стране, на соборе избирают на царство 16-летнего Михаила Фе­доровича Романова. На собор — собрание — от всех слоев населения были выбраны пять человек арзамасцев: игумен Спасского монастыря Иов, служилые дворяне Иван Путятин, Фе­дор Дементьев, Иван Нармацкий и Федор Чемезов.

http://sobory.ru/article/?object=04969

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010