В-четвертых, не получаем просимого о того, что сами не знаем, чего просим, то есть весьма нередко мы только говорим слова молитвы или думаем о другом: о торговле, о богатстве, о нарядах, о чести, или подобно фарисею – пересуждаем ближних. Такая молитва не только бесплодна, но она есть оскорбление Бога. Если среди нас кто-нибудь просил бы другого о чём либо без смысла, бессознательно, не помня, что говорил и говорит, то всякий, слушающий просьбу и способный помочь – отчуждался бы от такого просителя впредь до его самосознания; то тем более для Святейшего Существа оскорбление слушать бессознательный лепет людей, носящих имя Христово. А иногда в молитве просят вредного врагу своему, на молитве поминают его живого как умершего или даже ставят восковую свечку нижним концом вверх; и всё это по злости. Жалки такие люди. Поэтому сначала нужно подумать хорошенько о чём просить и как молить Господа, чтобы молитва была достойна Бога. И потому-то как древле, так и в новом завете Сам Господь, предупреждая неразумную молитву людей, говорит о бесполезности её: приближаются Мне людие сии и устами своими чтут Меня, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе, попусту они чтут Меня, призывают Имя Мое ( Ис.29:13 ; Мф.15:8 ). В-пятых, не посылает Господь просимое и по нашему маловерию. Если сколько нибудь можешь веровать, всё возможно верующему ( Мк.9:23 ) однажды сказал Христос маловерному отцу несчастного сына. По вере вашей будем вам ( Мф.9:29 ), в другом случае сказал Христос. И весьма нередко мы первее всего в нужде своей обращаемся к людям и сильным, и знатным, и опытным, и влиятельным, и в них, как в своих покровителях, полагаем всю свою надежду, а о Боге-то и не подумаем. И только после многих неудач и безуспешности человеческих сил мы обращаемся к Господу, да и то просим без твёрдой веры в помощь. Поэтому просите с твёрдой верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да и не думает такой человек получить что-либо от Господа. Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих ( Иак.1:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Не только пред Саулом, но и пред Богом Давид играл на гуслях, ибо говорит: воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев ( Пс. 70:22 ); играл пред Саулом, чтобы отогнать от него злого духа; играл пред Богом, чтобы привлечь Благого Духа – уста моя, говорит он, отверзох и привлекох дух ( Пс.118:131 ), наставляющий на землю праву ( Пс.142:10 ). – В какие гусли пел Давид пред Богом? Думаю, что пел более на гуслях мысленных, чем вещественных, – т.е. пел в оправдания Божии, их сохраняя, оправдания Твоя сохраню, не остави мене до зела ( Пс. 118:8 ). Совершенно правильно заповеди Божии могут называться гуслями. Ибо как в гуслях гармония звуков нарушается от одной расстроенной струны, так точно и в заповедях Божиих соблюдение всех ни во что вменяется при нарушении одной. Аще кто во едином согрешит, говорит Иаков, бысть всем повинен ( Иак.2:10 ). И так, если и мы желаем отгнать от себя духов злых и привлечь Духа Благого, воспримем гусли – заповеди Божии и соблюдем все, ибо если не сохраним всех, не будет приятна Богу песнь наша. Давид говорит: благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех ( Пс.91:1–4 ). Если кто запоет на всех струнах, то есть исполнит все повеления, благо сего есть исповедание. – Упоминает Господь в Евангелии о женщине, потерявшей одну драхму, – как она прилежно ее ищет вжигает светильник, метет храмину, и ищет прилежно, дóндеже обрящет. И обретши созываешь другини и соседы глаголющи, радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую ( Лк.15:8–9 ) Почему эта женщина так радуется о приобретении десятой драхмы? Не без труда, думаю, приобрела она первую, и другую, и третью и остальные, но ни об одной так не радуется, когда же приобрела десятую, созывает другини и соседы сорадоватися ей!? Св. Григорий учит, что десятая драхма знаменует десятую заповедь Божию. Не радуясь о приобретении первой, второй и третьей драхм, но радуясь о десятой, жена тем самым показала, что человек не должен еще радоваться, если сохранить одну и другую заповеди, но тогда поистине пусть радуется, когда совершит и десятую, т е. когда делом исполнит все повеления Господни. Тогда, говорит, не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя ( Пс.118:6 ). За преступление даже малой заповеди Господь наказывает не только злого, но и доброго, если не в будущем, то в настоящем веке, ибо как без воздаяния не остается у Него даже малая добродетель, так не проходит без наказания и незначительное прегрешение. Праведный Судья воздает каждому по делам. Приложение

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

У греха нет сущности, но есть начальник У греха нет сущности, но есть начальник. Клеветником (диаволом), противником (сатаною), отцом лжи и прочими именами именует это существо Писание. С этим существом у христиан борьба, если только они не дезертиры или не имитаторы христианской жизни. Никакой духовной перспективы нет у человека, если короткие, словно воинские команды, призывы апостола Иакова не отразятся в душе. Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные (Иак 4: 7–8) Греха быть не должно. Это говорит Бог, и это известно сердцу. Греха не будет. Это обещано. Но пока что греха много и будет, судя по всему, еще больше. Собранные воедино, эти мысли мучают. Но исход есть, и он не в философии. Исход в борьбе. В том противостании начальнику зла, в том очищении рук и исправлении сердца, о которых говорит апостол. Умножение греха есть плод отсутствия борьбы с ним, как и заросший травой участок земли – это знак лени хозяина. Желающий жить должен биться за жизнь. Не с людьми, конечно, но биться. У каждого бьющегося будет свой судный день и свой малый Апокалипсис. Главное, чтобы бьющийся был зряч, то есть видел сердцем и понимал: с кем дерется, за что дерется, каков венец победившему и какой урон проигравшему. Во всех этих вопросах без опытности в опознании греха не обойтись. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2588 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Anastasia 14 ноября 2023, 12:49 Если больной человек разбил градусник, доказывает ли это, что у него нет температуры? Если вор говорит, что не верит тому, что написано в законе, то означает ли это, что он невиновен в совершении преступления? Подобно этому, то, что многие люди не считают нужным жить в согласии с библейскими нормами, не означает, что нет греха. 24 августа 2017, 20:59 Батюшка дорогой, это святоотеческий текст! Но, удивляет что Вы такой молодой, а размышляете и пишете как будто у вас многолетний опыт в борьбе с грехом. Ну, кажется что вероятно и есть так. Спаси Вас Господ! Спасибо что делитесь с нами Вашы просвещающие мысли.

http://pravoslavie.ru/105896.html

6). НЗ следует представлениям ВЗ о Г. как о месте, где «червь… не умирает и огонь не угасает» (Ис 66. 24/Мк 9. 44). В огне Г., к-рый не угасает (Мк 9. 43; 9. 48), гибнут и душа и тело грешников (Мф 10. 28). Мучение в Г. изначально уготовано диаволу и его ангелам (Мф 25. 41). Из сопоставления параллельных мест видно, что «осуждение в геенну» (κρσεως τς γεννης - Мф 23. 33) является «будущим гневом» (μελλοσης ργς - Мф 3. 7) Господа. Упоминание о Г. служит этическим целям, пробуждая совесть грешника, его благоговейный страх перед гневом Небесного Судии (Мф 10. 28; Лк 12. 5). Наказание Г. ожидает даже учеников Спасителя, если они будут презрительно относиться к своим братьям (Мф 5. 22). Эта мысль аллегорически выражена и у ап. Иакова, к-рый предупреждает об опасности «воспаления» огнем Г. языка человека (Иак 3. 6). Угроза Г. прежде всего обращена к фарисеям (Мф 23. 33) и их ученикам, к-рых они приобщили к своему лжеучению (Мф 23. 15). Чтобы избежать Г., верующий должен идти на самые серьезные жертвы (Мф 18. 9; Мк 9. 43 сл.). Описанию наказания Г. соответствуют в НЗ понятие бездны (βυσσος) и такие выражения, как «печь огненная» (κμινος το πυρς - Мф 13. 42, 50; ср.: Откр 9. 2) и «озеро огненное» (λμνην το πυρς - Откр 19. 20; 20. 10, 14 сл.), где будут также истреблены как безбожники, так и зверь (сатана) с его лжепророком. В Талмуде встречается упоминание не только о наказующем, но и об искупительном характере Г. (Санхедрин. 13. 3) для тех грешников, чьи заслуги и прегрешения уравновешивают друг друга. Возможно, что представление об очистительном характере последнего огня нашло отражение в ряде книг НЗ (Мк 9. 49; 1 Кор 3. 13-15; 2 Петр 3. 7-13). Долина Еннома, юго-запад Иерусалима Долина Еннома, юго-запад Иерусалима Святоотеческое богословие продолжает раскрывать библейское учение о Г., определяя ее как место мучения для неправедно живших и не поверивших во Христа ( Iust. Martyr. I Apol. 19. 8). У Климента Александрийского сохранилось предание о Г. как об огненной реке ( Clem.

http://pravenc.ru/text/геенне.html

Возможность познания о Боге 1. поставляет выше всякого сомнения св. писание. Разумное Божие – γνοςον του Θεου, познаваемое о Боге, яве есть в них, говорит апостол о язычниках: Бог бо явил есть им ( Рим. 1:19 ). Это значит, что люди могут знать, что можно знать о Боге; поскольку Сам Бог открыл им то, что они могут знать о Нем. Поскольку же для того, чтобы открытое могло быть принято, необходима приемлемость, способность к принятию: то слова апостола заключают две мысли – мысль об откровении Божием и мысль о способности людей к принятию открываемого; – последняя мысль указана словами: яве есть в них. Итак, по учению апостола, люди могут иметь познание о Боге и эта возможность основывается на том, что Бог открывает им себя, и в них есть способность к принятию открываемого. Эта возможность богопознания называется естественною, поскольку находится в богосозданной природе нашей. Тот же апостол учит, что Бог ( πολυμερς) многочастно – в разные отделения времени, и многообразно ( πολτροπως) разными способами глаголал людям чрез пророков, самое же высшее, самое полное откровение Его для людей было в св. Сыне Своем, Который есть блистание славы вечного Отца ( Евр. 1:13 ). Поскольку сие последнее откровение – откровение Бога в Сыне Божием имеет в своем основании действительное и полное бытие Бога в сыне Своем, как поучал сам Сын Божий ( Иоан. 14:7–10 ): то познание Бога во Христе – познание несомненно верное и познание несомненно действительное. Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне его ( Иоан. 5:20 ). Не смотря на то, что Бог открыл себя людям, не все одинаково знали его. Бог открыл славу Свою во Христе, как дотоле не открывал её, а иудеи не познали её. От чего? Вы по плоти судите, говорит им Спаситель ( Иоан. 8:15, 19 ), то есть в вас способность знания настроена не так, чтобы могли вы понимать и принимать учение новое; вы судите по требованиям испорченной природы своей. Это показывает, что для принятия откровения Божия нужна не только приемлемость ума, о чём говорит апостол, но и приемлемость сердца, или чистота сердца. Так и поучал сам Спаситель: аще кто волю Его творит, сей весть о учении Моем; от Бога ли есть, или Аз о Себе глаголю? ( Иоан. 7:17 , то же Иоан. 5:40 . Лук. 13:34 ). Так учили и апостолы: всяк согрешаяй не виде Его, не позна Его ( 1Ин. 3:6, 4:6 , Иак. 4:8 ). Поскольку же с падением Адама повреждение проникло во всю природу человеческую и откровение Бога в природе стало недостаточным к тому, чтобы сообщать людям верное и полное знание о Боге, так что самые мудрецы мира, предоставленные самим себе, объюродеша и измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероногих и гад ( Рим. 1:22, 33 ): то отселе совершенно необходимо благодатное возрождение человека для богопознания, или что тоже, необходимо нравственное благодатное усовершенствование для очищения и усовершения умственного богопознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни. Гордость через Люцифера, низверженного за нее, вкравшись потом в первосозданного (Адама), произвела слабости и поводы ко всем порокам. Ибо когда он думал, что может приобрести славу божества свободою воли и своим старанием, то потерял и ту, которую получил по благодати Творца. Глава 6. Гордость по порядку борьбы бывает последняя, а по времени и началу — первая Итак, примерами и свидетельствами Св. Писания ясно доказывается, что страсть гордости хотя последняя по есть гордость можно победить не раньше, как после истребления прочих страстей) борьбы, но первая по происхождению, есть начало всех грехов и пороков (Сир 10, 15). Она, не как прочие пороки, не одну только противоположную ей добродетель, т.е. смирение, истребляет, но и все вместе добродетели губит, и не только посредственных и малых искушает, но особенно стоящих на высоте мужества (добродетелей). И потому блаженный Давид хотя и охранял свое сердце с такой осмотрительностью, что дерзновенно взывал к Тому, от Кого не скрыты тайны его совести: Господи! не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое; не смирялся ли я? (Пс 130, 1, 2); и еще: не будет жить в доме моем поступающий коварно (гордо) (Пс 100, 7); однако, зная, как трудно это оберегание сердца даже для совершенных, не полагается на одно свое старание, а в молитве испрашивает помощи Господней, чтобы не уязвленным избежать стрелы этого врага, говоря: да не наступит на меня нога гордыни (Пс 35, 12), опасаясь и боясь, чтобы не подвергнуться тому, что говорится о гордых: Бог гордым противится (Иак 4, 6), и еще: мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч 16, 5). Глава 7. Гордость есть такое зло, что самого Бога имеет противником Гордость есть столь великое зло, что заслуживает иметь противником не ангела, не другие противные ей силы, но самого Бога. Надо заметить, не сказано, что Бог противится подвергшимся прочим порокам, например, чревоугодникам, блудникам, гневливым или сребролюбивым, но одним гордым. Ибо эти пороки падают только на согрешающих или на их соучастников, т.е. других людей, по-видимому, касаются; а эта касается собственно Бога, потому и достойна иметь Его противником. Глава 8. Как Бог посрамил гордость дьявола добродетелью смирения

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1783...

Послушаем же внимательно и блаженную пророчицу Анну, и сохраним твердо в уме своем ее непогрешительное и боговдохновенное мудрование. Она ясно и твердо говорит, заграждая незатворяющиеся уста последующих латинству германцев, усиливающихся вкоренить свое заблуждение в мысли православных. Послушаем же внимательно, что говорит эта блаженная пророчица, про­свещенная Духом Святым, а не как халдеи, которые были омрачены и обмануты духом бесовским. «Не хвалитеся , — говорит, — и не глаголите высокая в гордыни» , и сле­дующее за сим. Затем приводит, говоря: «Господь мерт­вит, и живит, низводит во ад, и возводит: Господь убожит и богатит, смиряет и высит, восставляет от земли убога, и от гноища воздвизает нища» . Для чего? «Посадити его , — говорит, — с могущими людей, и престол славы дая в наследие им» (1 Цар. 2:3, 6—8). Есть ли в этих достопоклоняемых словах что-либо о счастье или о колесе, ко­торое возводит и низводит будто бы некоторых по предназначению звезд и планет? Что скажут на это те, которые утверждают, что движение звезд бывает при­чиною для одних-богатства или славы и начальнического достоинства, а для других-убожества, бесславия и крайнего бесчестия? Следовательно, не от звезд и зодиака и планет, но от Самого Создателя, «Отца светов» , исходит «всякое даяние благо, и всяк дар совершен» (Иак.1:17) на достойных такового дара и такой благодати. И доказательств сему найдем не мало, если достоверно и с любовно к истине поищем сего в Ветхом и Новом Завете. В Ветхом найдем сказание о совершившемся божествен­ным промыслом и благодатью над Саулом и Дави­дом, первыми царями израильскими. Увидим, что Саул, отправившийся отыскивать пропавших ослят, был при­веден к пророку Самуилу не счастьем и колесом, как ложно утверждают звездочетцы, но Самим Создателем всего, Который предвозвестил о нем пророку и повелел помазать его в царя над израильтянами, и когда он после помазания скрылся, то Господь сказал о нем Самуилу, где он скрывается. Потом, когда Господь вознегодовал на него за его безумное преслушание, когда он преслушался дважды и трижды, то повелел Самуилу идти в Вифлеем к Иессею и помазать на царство сына Иессеева. Когда же пророк хотел по­мазать Елиава, первого сына Иессеева, который отличался среди прочих братий и красотою, и возрастом телесным, то Господь возбранил ему, сказав пророку о каждом из братий, коих было семь, что ни одного из них Господь не избрал на царство. Тогда был призван «от стад овчих» (Пс.77:70) младший их брат Давид, ко­торый, когда предстал, то пророк тотчас помазал его, так как Господь сказал ему о нем: «Это тот са­мый, которого Я избрал; встань и помажь его » (1 Цар. 16:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3608...

Точно так же Поликарп в послании к Филиппийцам внушает пресвитерам удаляться от сребролюбия (6 гл.), беречься любостяжания (11) и прямо говорит, что проступок пресвитера Валента заключался в любостяжании. То и другое предполагает, что пресвитеры управляли финансами общины. Послание Иакова ( Иак.5:14–15 ) усвояет пресвитерам литургические функции. В послании Климента Римского пресвитеры являются совершителями евхаристии (44). Наконец, тем и другим одновременно приписываются учительские обязанности ( 1Тим.3:2 ; 1Тим.5:17 ). 8) В сирском переводе Нового Завета (Пешито) слово πσоπоς обычно переводится выражением kaschische, значащим пресвитер ( 1Тим.3:2 ; Тит.1:7 ; Флп.1:1 ). Здесь таким образом мы имеем древнейшее свидетельство (II в.) о тождестве терминов епископ и пресвитер. 9) Таков был вообще взгляд древней церкви, как это можно видеть из ясного свидетельства бл. Иеронима (Comment. in Tit. 1, 5 ). Все эти факты, говорят, не оставляют никакого сомнения в том, что в апостольское время термины епископ и пресвитер безразлично употреблялись для обозначения одних и тех же лиц, одной и той же церковной должности. Все епископы были пресвитерами, и все пресвитеры – епископами. Разница между обоими терминами исключительно филологическая и формальная, а не в содержании понятий. В то время как термин πσоπоς обозначает самую должность или функцию предстоятеля, слово πεσβτεος было его почетным титулом. При этом первое обозначение употреблялось сначала по преимуществу у христиан из язычников, второе у христиан из иудеев, будучи прямым заимствованием из иудейской терминологии. Таковы аргументы, приводимые в пользу отождествления терминов епископ и пресвитер. Как мы уже отчасти видели, ни один из этих аргументов не имеет безусловной силы. Самое большее, в чем они могут действительно убеждать, это то, что функции пресвитеров и епископов сродны, что оба понятия в значительной части своего содержания совпадают, что некоторые лица могли быть и действительно были и епископами, и пресвитерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

“Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом” – Пс. 35:3-5 . Табакокурение есть непотребство, то есть то, что для человека не предусмотрено при его творении. Рот курящего – клоака. Для тела нужен воздух, а не угарный газ с никотином. И кто лишает свое тело потребного для жизни, разрушает тело, того покарает Бог, лишит жизни сей и Царства Небесного ( Иак. 2:6 ) . Из сердца человеческого исходит непотребство ( Марк 7:21-22 , Рим. 1:28 , “чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали” – 2Кор. 12:21 , Гал. 5:19 ). Демоны требуют дыма в жертвах идольских сожжений и табакокурения и этой утончённой материи табака, соединённого с похотью злого сердца ( Иоан. 8:44 ). Кадят демонам, диаволу почти непрерывно. “Уста курящего – демонская кадильница”, – говорит св. Иоанн Кронштадтский . И если даже разрешённое курение благовоний из кадильницы священника отвратительно Богу (“Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!” – Ис. 1:13 ), когда люди живут во грехе, то что говорить о демонской кадильнице со смертоносным, самоубийственным дымом? (“И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение” – Чис. 16:35 ). И вот видим, как почернели лица курящих (Послание Иер. 20 ), как вся земля осквернена мерзостью окурков. Желая сказать о себе доброе, пишут: “без вредных привычек”, имея ввиду также, конечно же, и табакокурение. Курить начинают шутя, крадучись, а бросить не могут по серьёзному, прожигая себе легкие, поражая все 5 органов чувств. За самоубийц нет приношения, отпевания церковного (“Вопрос 14: Если кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли быти приношение, или нет? Ответ: О таковом священнослужитель должен разсудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие.

http://azbyka.ru/polyubil-tabak-vperedi-...

Вопросишь: Из сего следует, что тому, который хочет спастись, надобно иметь истинную веру в единого Бога, и Искупителя Христа? Отвечаю: Неотменно для того, что кто хочет спастись, тому надобно своего Спасителя познать, и нечто об Нем уразуметь, а сие делает вера ( Рим.10:14 ), 2) Что и познавши Бога, надобно знать, как Ему служить и почитать: а мы сего без веры, то есть, без откровения знать не можем ( Мф.16:17 ). А откровение как непонятное уму плотскому одной верою постигается, и потому-то обще с Павлом говориться, что «без веры Богу угодити не можно» ( Евр.11:6 ), 3) что С. Писание подтверждает, ( Рим.1:17 ); Гал.3:11 ; Ин.34:16 ). Вопросишь: Так что есть вера? И как она к нашему спасению служит? Отвечаю: " Вера есть, по божественному Павлу, уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» ( Евр.11:1 ). Что можно так яснее изложить: вера есть представление или представляет почти пред глаза те вещи, которых ожидаем и чаем: следовательно, есть обличение вещей невидимых, то есть учение или довод, которым будто насильно разум принуждает согласиться и принять представление. ( Рим.4:18 ): «Авраам паче упования во упование верова, во еже быти ему отцу многим языком по реченному, тако будет семя твое». И сие С. Павла веры определение есть самое общее, которое, чтоб нашему предложению помогало, должно на некоторые части разобрать, и так к нашему оправданию, которое бывает верою, придти. Вопросишь: Каким же убо образом такою верою мы оправдаемся, то есть, причастниками становимся благодеяний Христовых? Отвечаю: Чтоб сие выразуметь, то знай, что вера от православных Богословов называется иная Историческая, или повестная, другая оправдающая. Вера Историческая есть, по которой верим, что все то есть истинно, что Бог ни открыл в своем святом слове, ни мало притом не имея внутренней горячести и сердечного упования. Такую веру не только люди нечестивые имеют, но и самые бесы. ( Иак.2:19 ; Лк.8:28 ): «отвеща лукавый дух, ...что мне и тебе Иисусе Сыне Вышняго»? И такая вера никого спасти не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010