Вера – также познание о Боге: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Вера сердечная может быть и у язычников, как, например, у сотника ( Мф. 8:10 ) и у жены хананеянки ( Мф. 15:28 ); дела добрые также могут быть и у язычников, как у сотника Корнилия ( Деян. 10:1–6 ). Следовательно, кто имеет веру сердечную и добрые дела, но не имеет истинного вероучения, тот подобен доброму язычнику, но не есть истинный христианин, а потому сектанты, не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать царствие небесное, ибо сказано: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Ефес. 4:14 ). И в другом месте Апостол Павел ясно говорит: «Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом, анафема да будет» ( Гал. 1:8 ). И вот, баптисты самоуверенно учат, что оправдание человека заключается в одной вере без дел, ссылаясь на то, что Христос принес жертву за грехи людей на все времена, и таким образом обходят молчанием учение о добрых делах Спасителя и Апостолов. Христос в Нагорной проповеди , поучая народ добрым делам, вменял в обязанность ему доходить в них до совершенства: «Будите убо вы совершении, якоже Отец ваш небесный совершен есть» ( Мф. 5:48 ), – и на Страшном суде, по учению Спасителя, оправдают верующих только дела ( Мф. 25:34–36 ). Апостол Иаков говорит: «Вера, аще дел не имать мертва есть о себе» ( Иак. 2:17 ). Апостол Павел, поучая Коринфян добрым делам, в пример им показывает Апостольские дела: «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах. Под ударами в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах». Такие же подобные дела Апостол исчисляет в послании к евреям ( Евр. 11:17–38 ). Но баптисты против таких ясных и очевидных истин выставляют ложь, по истине: «Солга неправда себе» ( Пс. 26:12 ), то есть по св. Афанасию: «изнемогла неправда». О Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания. Мелодичный музыкальный аккомпанемент с самых незапамятных времен сопровождал молитву и служение Богу ( Быт. 4:21, 31:27 ; Исх. . 32:18; Суд. 11:34 ; Екк. 2:8 ). Живший за тысячу лет до Р.Хр. царь Давид, наделенный Богом выдающимся поэтическим талантом, сочинял вдохновенные молитвы-псалмы, сопровождая их игрой на гуслях («псалтыри»). Став впоследствии царем в Израиле, Давид ввел в богослужение пение псалмов и учредил при Иерусалимском храме должности регулярных певцов и музыкантов. Пользуясь большим успехом, псалмы Давида стали неотъемлемой частью как ветхозаветного, так позже и христианского богослужения. В обработке, главным образом, русских церковных композиторов многие псалмы Давида и по сей день украшают православные богослужения. Священное Писание поощряет спокойное, молитвенно-настраивающее пение. Так, например, апостол Иаков советует: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.» Подобный совет мы читаем у апостола Павла: «Назидайте себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( 1Цар. 16:16–23 ; 2Цар. 6:5–23 ; 2Цар. 22:1 ; 1Пар. 6:31 ; 2Пар. 29:25 ; Иак.5:13 ; Еф. 5:19 ; Кол. 3:16 ). Философ Платон (427–347 до Р.Хр.) считал, что Бог вложил в человека расположение создавать и сочетать звуки не как попало и случайно, но в подражание гармонии духовного мира (Ion 534D, Е, Republic Аристотель (384–322 до Х.Р.) отметил значение музыки в деле образования молодежи. В своей «Политике» он писал, что «влияние музыки настолько велико, что разные ее формы и жанры можно классифицировать соответственно их влиянию на характер человека.» Музыковед 6-го века М. S. Bomhius писал: «Музыка это часть нашего естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Лютеране и наши русские сектанты отвергают молитвы за умерших на том основании, во первых, что в Св. Писании нет прямой заповеди о молитве за умерших, во- вторых, потому, что загробная участь человека зависит, будто бы, исключительно от того, каков он, был сам лично во время земной жизни и, наконец, потому, что у верующих есть един Ходатай, – Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос. Но, если в слове Божием, действительно, не говорится прямо о молитве за умерших, то этот долг наш по отношению к ним сам собой следует из обязанности христиан поддерживать между собою общение любви, которое в отношении к умершим и выражается в молитвах за них. Ап. Иаков убеждает нас молиться друг за друга ( Иак. 5:16 ) и прибавляет, что «много может усиленная молитва праведного»; ап. Павел увещевает молиться за всех людей ( 1Тим. 2:1 ); св. Иоанн Богослов – особенно за грешников ( Ин. 5:16 ); нельзя предполагать, чтобы эти увещания относились только к живым: умершие – такие же члены Церкви Христовой, как и мы, и смерть человека, с христианской точки зрения, не должна нарушать общения между ним и оставшимися в живых. «Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ). «....Живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим. 14:8 ). – Что же касается ссылок протестантов на места Св. Писания, где идет речь о воздаянии каждому по делам его ( Пс. 6:6 ; Гал. 6:7 ; 2Кор. 5:10 и др.), то в этих местах говорится или о том, что умершие сами не могут изменить своей участи, или о состоянии умерших после страшного суда, но не отрицается польза, молитв за умерших. Наконец, совершенно верно, что Спаситель наш, Господь Иисус Христос есть «единый Ходатай Бога и человек». Так учит Православная Церковь , так говорится неоднократно в Св. Писании, особенно часто в посланиях ап. Павла (напр.. 1Тим. 2:5 ; Евр. 9:15 и пр.). Но, ведь, мы, православные, в своих заупокойных, молениях и обращаемся именно к Нему, вашему Спасителю, кань чада Его Церкви. Поминовение усопших и церковные моления о ним изначальное, апостольское предание Церкви, свято сохраняемое ее на все века.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Примеры такого маловерия, думаю, случалось видеть каждому из вас. Больной спешит испытать все обыкновенные средства врачевания, прежде нежели вспомнит о Враче душ и телес. Скажи ему служитель Церкви, что болезни телесные происходят от болезней души, от грехов наших, – что прежде нужно облегчить совесть исповедью и подкрепить дух приобщением св. тайн; потом врачевать тело: – добрый совет его возбуждает негодование, как приговор к смерти. Где же вера? Где упование на помощь Божию? «Я умолял Бога о помощи», говорит страдалец, «и Он не услышал молитвы моей». Обдумай, с такой ли ты молился верой, для которой, по слову Господа, вся возможна суть ( Марк.9:23 )? Мы хотим, чтобы Бог все творил по нашей, а не по Своей премудрой воле. Какая мать не пожелала бы, чтобы Христос воскресил умершее дитя, как сына вдовицы наинской? Кто не дерзнул бы просить, чтобы восстал от гроба отец, мать, все близкие сердцу его? Кто захотел бы терпеть, какую-либо скорбь на земле, если бы все исполнялось по нашей воле? А между тем сами скорби бывают спасительны для души пашей, – очищают ее от грехов, как злато в горниле, – смягчают сердце, – приближают к Богу и посылаются по премудрому Его промыслу из любви к нам недостойным. Егоже бо любит Господь, наказует ( Евр.12:6 ). Дайте же место воле Божией в устроении жребия вашего. Он лучше знает, что для вас полезно и нужно. В самой молитве, от всей души, от всего сердца безропотно предавайте себя в волю Его. Угодно Ему, – Он чудодейственным образом избавит нас от всякой беды и напасти. Неугодно, – да будет святая воля Его! Значит страдания для нас нужны; ибо скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование ( Рим.5:3–4 ). Блажен муж, иже претерпит искушение ( Иак.1:12 ), и не изнеможет в вере. В каком бы положении ты ни находился, не предавайся унынию и отчаянию. Всей крепостью сердечной веры покорись воле Господа и скажи с апостолом Павлом: Кто ны разлучит от любви Божией? скорбь ли или теснота, или гонение, или глад, или гота, или беда, или меч? Во всех сих препобеждаем за возлюбленного ны ( Рим.8:35–37 ). Весть Господь благочестивые от напасти избавлявши ( 2Пет.2:9 ). Придет время, определенное в судьбах премудрости Божией, Отец щедрот к всякой утехи призрит и на твою печаль, – и в сокрушенном сердце твоем отзовется слово Его: не плачи! – и печаль твоя в радость будет ( Иоан.16:20 ). Аминь. Слово в неделю двадцать четвертую

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Руководством при выборе какого-либо из указанных мнений православному богослову должны служить следующие свидетельства. Иез.14:13–20 : «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мной… и Я послал бы на нее голод, и стал губить в ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а только они спаслись бы " … В этой речи Господь указывает на историческое существование Иова, наравне с Ноем и Даниилом, на его праведность, на спасение им дочерей и сыновей ( Иов.1 гл.), за коих он приносил жертвы и молился. Еще, Иак.5:11 : " се блажим терпящия: терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр». Здесь апостол признает несомненными страдания Иова и, по параллели невинным страданиям и кончине Христа, считает их страданиями праведника, как они и описываются во всей книге Иова. Отцы Церкви, неоднократно высказывавшие удивление праведному Иову и его «геройскому терпению», мудрости, мужеству и пр. (свт. И. Златоуст. Письма к Олимпиаде. 8, 7; свт. Григорий Нисский . Излож. на бл. Иова; свт. Афанасий. Синопсис, и др.), признавали историчным все повествование книги. Православная Церковь празднует 6-го мая память «праведного многострадального Иова». Вот какие части содержания книги Иова православному богослову следует обязательно признавать исторически достоверными: праведность, невинные страдания и прославление Иова и спасение им сыновей и дочерей, т. е. главное содержание пролога и эпилога. В остальных же частях, как в учительной книге, должно обращать внимание более на учение, нежели на форму, в коей оно раскрывается, опуская вопрос, говорил ли Иов в болезни прозою или стихами. Нужно, впрочем, заметить, что все содержание речей Иова с их отрывочностью, быстрыми переходами от страданий и отчаяния к ясной вере и наоборот, речи друзей, обнаруживающие их страстное, возбужденное состояние, их колебание между теоретической верою и действительностью, – слишком историчны, чтобы посчитать их лишь созданием писателя, а потому и в главной части много историчного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Еще одна необходимая добродетель, особенно в искушениях и испытаниях, — мудрость: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему ( Иак. 1, 5). Эти слова апостола отсылают читателя в далекие времена правления царя Соломона, просившего у Господа сердце разумное, чтобы судить народ… и различать, что добро и что зло; и благоугодно было Господу, что Соломон просил этого (3 Цар. 3, 9–10). Но для мудрости необходима вера: Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак.1, 6). Именно мудрый и несомневающийся человек может осознать настоящую причину искушений: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 13–14). Причина не где-то вне человека, и тем более — не Господь Бог виновен в искушениях. Каждый искушается собственными страстями, победить который можно только с помощью Господа. Не взирайте на лица Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица (Иак. 2, 1). Все равны перед лицом Божиим, поэтому и верующие должны без лицеприятия исполнять закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Иак. 2, 8). Любовь не совместима с лицемерием и пристрастностью. Особенно же любовь нарушается тогда, когда в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих… (Иак. 2, 2–3). Лицеприятие побеждается милосердием. Милосердие — еще одна добродетель, которую должен стяжать христианин вместе с терпением и мудростью, потому что суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак. 2, 13). Любовь проявляется, прежде всего, в делах. Апостол Иаков задается вопросом: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (Иак. 2, 14). Вера, не подтвержденная делами, будет подобна вере… бесов: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). Как духи злобы не могут совершать добрых дел, так и отсутствие добрых дел у человека не приближает к Богу. Вера и дела должны стать одним целым, как целостен человек, состоящий из души и тела, потому что как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).

http://pravoslavie.ru/69476.html

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). “Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?” или “почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?” (Ст. 17). “Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.” (Ст. 18) “О повиновении родителям.” (Ст. 20) “Начало благочестия нужно полагать в юности.” (Ст. 22) “Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.” и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 7:21; Иак. 2:26; Рим. 2:13; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . (Мф. 5:22–25; l Иоан. 3:15; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй (Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй (Ефес. 4:25; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. (Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. (Рим. 7:18–23; Иак. 1:14–15; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи “ божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ” (2 Пет.1:3) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . (Фил. 2:13; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — “ ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен ” (2 Кор. 12:9–10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Мф.4:4 . «Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»» ( Втор.8:3 ). Объяснение. Если и Сам Иисус Христос взалкал ( Мф.4:2–3 ), то нельзя отвергать веществен. хлеб, как равно нельзя полагаться в деле спасения и на одно только чтение Писания, нужны и дела, с ним согласные: Рим.2:13 ; Иак.1:22 . Кроме хлеба естественного и кроме Священного Писания есть ещё хлеб жизни: Ин.6:48–55 . Ин.1:12–13 . «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Объяснение. Здесь разумеются уверовавшие во Христа и крестившиеся во Имя Его: Гал.3:26 , и соблюдающие заповеди Его: Ин.15:10 , а кто хотя и уверовал, и читает Слово Божие, но не творит того, что повелевает Господь, услышит: Лк.6:46 . Ин.12:48 . «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Объяснение. Благодать Божия даётся не чрез одно чтение слова Божия, ибо Царство Божие не в слове, а в силе: 1Кор.4:20 . Господь дал нам быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит: 2Кор.3:6 ; Иак.2:22–26 ; да и чтение Священного Писания должно быть осмысленное: 2Кор.2:17 ; Сир.3:21–24:38:24–25 . Иак.1:5 . «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему». Объяснение. Здесь говорится не о той мудрости, которая есть разумение Священного Писания: 1Кор.14:38 ; Сир.3:21–24 ; а о мудрости нравственной, т.е. истинно-христианской жизни, основанной на правильном познании высоты и назначения христианского звания: Иак.3:13–15 . Вот истинная мудрость, в которой нуждаемся и которую нужно просить у Бога: Иак.3:17 ; Еф.5:15–16 ; Кол.4:5 , но есть и ложная мудрость, ничтожная перед Богом: 1Кор.1:25 . 2Кор.3:14–16 . «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся не снятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лк.1:37 . «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Объяснение. Не остаётся у Бога бессильным никакое слово для тех, кто верит в это слово и в слово посланных Им проповедников: Лк.10:16 ; причём вера должна сопровождаться исполнением заповедей и добрыми делами: Мф.7:21 ; Иак.1:22:2:26 . Лк.8:48 . «Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». Объяснение. Если бы и мы такой верой прикасались ко Христу, какая была у женщины, то и нас эта вера спасла бы: Ин.20:29 ; 1Пет.1:8 ; 2Кор.5:7 ; но «в злохудожную душу» уклонившихся от Церкви Христовой, не придёт благодать: Иак.4:6 ; Иуд.1:4 . Лк.9:26 . «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей, и Отца, и святых Ангелов». Объяснение. Из предыдущего стиха (25) видно, что здесь речь идёт не об одних словах Господа, а главная мысль та, чтобы мы не для себя только собирали сокровища мира, а в Бога богатели; Лк.12:21–22 . И на страшном суде оправдают не слова, а дела: Мф.25:35 ; Лк.6:46 . Ин.3:15–18 . «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». Объяснение. Одной верой бездеятельной не спасёшься: Иак.2:19–20 , ибо сказано ещё – соблюди заповеди: Мф.19:17 ; Ин.14:15 . Царство Небесное силою берётся: Мф.11:2:7, 13–14 . Упокоение обещано труждающимся и обремененным: Мф.11:28–29 . Необходимо и милосердие: Мф.25:35 . Ин.6:28–29 . «Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Объяснение. Дела Божии не ограничиваются одной бездеятельной верой: Иак.2:17 ; но они сопровождаются, во-первых, исканием Царства Божия: Мф.б:33; соблюдением дел Божиих до конца: Откр.2:26 ; небрежение к делу Божию заслуживает проклятия: Иер.48:10 ; Вар.2:9 . Деян.13:38–39 . «Да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов. И во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Богатство часто служит препятствием христианину при восхождении в царство небесное: Иисус сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в царство небесное ( Мф.19:23 ). Обольщение богатством заглушает в сердце человека глас слова Божия: Посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно ( Мф.13:22 ; Мк.4:18–19 ). Любовь к богатству есть корень всех зол: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:10 ). Богатство часто ведет: а) к гордости и забвению Бога: Ум твой возгордился богатством ( Иез.28:5 ). Когда всего у тебя будет много, то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего ( Втор.8:14 ); б) к оставлению Бога: Утучнел Израиль, отолстел и разжирел, и оставил он Бога, создавшего его ( Втор.32:15 ); в) к заботам: Пресыщение богатого не дает ему уснуть ( Еккл.5:11 ). Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога ( Притч.15:16 ); г) к притеснению: Не богатые ли притесняют вас? ( Иак.2:6 ); д) к роскоши и обману: Вы роскошествовали на земле и наслаждались: напитали сердца ваши как бы на день заклания. Вот плата, удержанная вами у работников, вопиет ( Иак.5:4–5 ). Удовольствия приводят богатого к бедности: Кто любит веселье, обеднеет, а кто любит вино и тук, не разбогатеет ( Притч.21:17 ). Богатство от суетности истощается ( Притч.13:11 ). Жизнь человека зависит не от изобилия богатства: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.11:15 ). Алчущий богатства а) навлекает несчастие на свой дом: Корыстолюбивый расстроит дом свой ( Притч.15:27 ); б) впадает в искушения и похоти: Желающие обогатиться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу ( 1Тим.6:9 ). Богатство не может избавить в день гнева: Серебро их [Иудеев] и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа ( Иез.7:19 ; Соф.1:18 ). Не поможет богатство в день гнева ( Притч.11:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010