А святые угодники ходатайствуют, как друзья Иисуса Христа и как наши судии будущие, предстоящие теперь пред Спасителем, верховным Судиею. Поэтому, кроме Иисуса Христа, в слове Божием называются другие ходатаи, которые не предавали себя крестной смерти для искупления человеческого рода. Так, Дух Святой называется ходатаем ( Рим.8:21–27 ); Моисей называется посредником ( Гал.3:19 ); апостол Павел говорит о многих ходатаях ( 2Кор.1:11 ); Сам Бог указывает на пророков, как на ходатаев за народ ( Иер.27:18 ), и Сам искал среди народа мужа, который стал бы ходатаем пред Ним ( Иез.22:30 . Ср. 1Ин.5:6 , Иак.5:16–17 ). Ходатайство Иисуса Христа не устраняет поэтому ходатайства святых угодников. 9 . Как примирить с мыслью о ходатайстве святых то, что 1) Бог отклонил ходатайство пророка Иеремии за народ ( Иер.7:16 ; Иер.11:14,11 ) и 2) что Авраам не внял просьбе богача послать Лазаря на землю к братьям богача для предостережения их от грехов? Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа («стали спиною ко Мне, а не лицом» ( Иер.7:24 ) и предвидел совершенную нераскаянность его («и когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают, и когда будешь звать их, они тебе не ответят» ( Иер.7:27 ). По этой же причине Бог объявил народу чрез пророка Иеремию: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ); и чрез пророка Иезекииля: «Если бы нашлись в ней [в стране] сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» ( Иез.14:14 и далее). Таким образом, Бог отклонил ходатайство Иеремии не потому, что ходатайство святых вообще не угодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. За то в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, – Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость ( Иер.42:9–12 ). Авраам не послал Лазаря также вследствие того, что предвидел бесполезность этой меры: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В раннем возрасте Михаил ушёл в обитель преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая), где ранее принял монашеский постриг преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.), которого особо чтил Митрополит Макарий. Преподобный подвижник называл постриг вторым Крещением 6 . В Древней Руси существовала традиция, когда новое монашеское имя начиналось на ту же букву, что и мирское 7 . При постриге будущему Всероссийскому Митрополиту было дано имя в честь египетского подвижника — преподобного Макария Великого (†391; пам. 19 янв.) 8 . “Приемля имена святых Божиих, мы обязаны ревновать их добродетелям и своею богоугодною жизнию выражать значение своего имени, дабы стяжать их молитвы в помощь и покров себе” 9 , — говорит богослов-литургист XIX века. Это предназначение христианина ещё более актуально для монаха. О важности христианского имени говорит отец Павел Флоренский: «В Житиях, Прологах, церковных песнопениях многочисленны указания о ярком выражении святым духовной сущности своего имени. “По имени и житие” — стереотипная формула Житий; по имени — житие, а не по Житию. Имя оценивается Церковью, а за нею — и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой — как наилучший её выразитель, своё эмпирическое существование соделавший так, что чрез него нам светит благороднейший свет данного имени» 10 . Имя Макарий означает ‘блаженный’. Протоиерей Григорий Дьяченко, объясняя смысл слова блаженный, указывает на ряд текстов из Священного Писания: Блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак 1:12); Блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси (Рим 4:7). Далее он пишет: “Блаженными, кроме юродивых, святая Церковь ещё называет: 1) сокровенных святых, работавших и угодивших Богу втайне, сокровенно, посреде, как говорит предание, народа и молв житейских-мирских… 2) наконец — тех святых, коих святость засвидетельствована пред Церковью не только славою собственных дел, которая осталась сокровенною, сколько доказана свидетельством других”. В качестве примера при этом указывается на святителя Григория, Патриарха Антиохийского (†593, пам. 20 апр.) 11 . Последний был монахом-подвижником и “про­тив воли” был поставлен на Патриаршество 12 .

http://pravmir.ru/duhovnyiy-obraz-svyati...

В слепотствующей своей злобе противники наши не ограничиваются досаждением на словах только, бывали случаи, что они готовы были оскорбить действием слуг Премудрости Божией, звавших их на вечерю духовную. 3 Но оставим обидящих нас суду Божию ( Пс.42:1 ) и обратимся к тем, кои послушались благоразумного гласа призывающих их внити на брачный пир в Церковь Христову. Среди вошедших на брачный пир, повествуется в притче, оказался человек в одежде небрачной, не подходящей к торжеству. Царь велел его связать и удалить с пиршества в темницу. Так и вступившие в Церковь Христову должны иметь одежду светлую, брачную. Говоря это, мы, конечно, разумеем не одежду тела, а то, что душа должна быть чиста, светла, незапятнанна грехами. И всякий, кто вступает в Церковь Христову, получает эту светлую одежду, ибо душа омывается от грехов в водах таинства крещения. Но сохраняется ли навсегда по крещении эта чистота души, светлость её, незапятнанной грехами? Увы, нет! И христиане грешат, ибо все мы много согрешаем ( Иак.3:2 ), и если говорим, что греха не имеем, себя обольщаем ( 1Иоан.1:8 ). А между тем, с грехами, оскверняющими душу нашу, пятнающими нашу духовную одежду, мы не можем оставаться на брачном вечере, в Церкви Христовой. Как же быть, и что нам делать? А что мы делаем, когда загрязнится одежда наша? Начисто вымываем ее водою. Так и душу свою, омраченную грехами, мы должны омывать слезами покаяния. Для того в Церкви и установлено св. таинство покаяния, в котором человек, христианин, приносит Богу чрез священника искреннее сокрушение во грехах, получает прощение оных, и духовное одеяние его снова становится белым как снег ( Ис.1:18 ). Посему и вам, братие, дабы не быть изгнанными с брачной вечери, надлежит как можно чаще омывать слезами покаяния одеяние души своей и для сего чаще приступать к св. исповеди. Измыйтеся и чисти будете, и тогда удостоитесь на вечери духовной в Царствии Божием вкусить тех неизреченных благ, яже Господь уготова любящим Его. К тем же из зде присутствующих, кои еще не вступили в Церковь православную, не вошли на брачную вечерю, Премудрость Божия чрез нас, смиренных служителей её, взывает: приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам, оставите безумие, и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении ( Притч.9:5–6 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Общественная активность в Интернете — это очень важно. Мы не должны молчать. Но мы должны отдавать себе отчет, что за наши слова кто-то будет расплачиваться репутацией, а кто-то — и свободой. Это особенно важно, когда речь идет о спорах внутри Церкви. Легко поддаться порыву обличить зло в лице своих же братьев и сестер, которые разошлись с нами во мнениях по тому или иному поводу. Уж поводы-то нам обеспечат, не сомневайтесь, над этим работают серьезные духовные силы. Православные люди в недогматических вопросах могут не соглашаться между собою — это нормально. Ненормально другое — когда ярость благородная вскипает, как волна, и в адрес оппонентов (как мирян, так и священноначалия) бросаются самые тяжкие и страшные обвинения, которые считается необязательным обосновывать. Ведь когда человек охвачен таким благородным негодованием, ему не до проверки фактов или выбора выражений. Он борется за Правду — и ему некогда думать о том, не ложь ли он говорит. Поэтому когда Вы охвачены праведным гневом — это сигнал тревоги. Вы собираетесь сделать или сказать что-то, о чем потом будете сожалеть. Как сказал святой апостол Иаков, Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак 1 :26). К клавиатуре это тоже относится. Рейтинг: 10 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр 29 марта 2012, 13:36 Острые комментарии оппонентов - это лишь зов их сердец сказать что-либо про них самих!!! Ну не знаю, из-за ответов подобным смельчакам " моим знакомым " закрыли несколько диалогов на сайтах " РС " " Немецкая волна " и прочих по мелочи. Такие оппоненты в продолжение дискуссии (перед физическим закрытием басурманского форума), в лучшем случае бессвязно ругались, а обычно отмалчивались на задиристые приглашения продолжать дискусию. Иногда нужно перевести тему разговора например на язычество католиков - это вообще " самая любимая " тема всех оппонентов. а говорить по ней можно бесконечно... Католицизм - это не христианство - там нет преломления хлеба, " причащаются " показательно непреломленными лепешками - антипричастием!

http://pravoslavie.ru/52524.html

Оголтелая семидесятилетняя атеистическая пропаганда, казалось, не достигла желаемого результата. Подавляющее большинство наших сограждан являются людьми верующими и даже считают себя православными. Но вот то, что все-таки удалось богоборческим силам, так это почти тотальное искоренение из сердец наших соотечественников понятия и ощущения Церкви 5 . А ведь русский народ давно воспринял слова святителя Киприана Карфагенского: “Кому Церковь — не мать, тому Бог — не Отец!”, — как выражение истины и практическое руковод­ство к действию 6 . Сейчас мы путаем Церковь и с учреждением, и с организацией, то есть с какими-то институтами, которые имеют к ней исключительно внешнее отношение. Церковь прежде всего есть тело Христово, по определению апостола Павла (см. Еф 1:22–23), а мы являемся частицами этого тела (Рим 12:5) или живыми камнями этого церковного здания (1 Пет 2:5). Только мистически соединенные воедино мы движемся по пути спасения. И поэтому расхожее выражение: “А у меня Бог — в душе!”, с пафосом озвученное Михаилом Задорновым, — воспринимается в православном мире не иначе как профанация самой идеи Церкви. Да никто и не пытается спорить с тем, что Бог должен быть прежде всего в сердце человека. Вопрос ведь в том, как соединить эту свою искренность со служением Богу 7 , ибо вера без дел мертва (Иак 2:20). А Церковь есть там, где двое или трое собраны во имя Христово (Мф 18:20). И, пока не определим для себя, зачем нам необходимо таковое единение, наша душа будет находиться в мятущемся состоянии, ибо в православном Символе веры, а это по сути своей — программный документ верующего человека, есть очень четкие слова: Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. То есть Церковь является предметом нашей веры 8 . А это значит, что я верую в то, что мое спасение происходит исключительно через Церковь, когда я соединяюсь с телом Христовым или становлюсь живым камнем этого Божьего дома. И действие это — таинственное, незримое и ощущается исключительно изнутри, и пока я не войду в церковное пространство, я не смогу уловить Божие дыхание. И получается замкнутый круг: я не вхожу потому, что не понимаю, а не понимаю потому, что не вхожу. И, быть может, наиболее выпукло и осязаемо, это незримое Божье присутствие представлено в Таинстве Крещения, которое и открывает верующему человеку Врата Царства через рождение от воды и Духа (Ин 3:5) 9 .

http://pravmir.ru/utrachennaya-radost-vo...

Священное Предание не только помогает нам правильно понимать Священное Писание, но авторитет самого Писания зиждется на авторитете Предания. Кто нам сказал, что Евангелие от Матфея написал Матфей? Кто нам сказал, что Евангелие от Марка написал Марк? Кто нам сказал, что посланий апостола Павла должно быть 14 – не больше и не меньше? Церковь на основании древних преданий установила, какие книги Ветхого Завета и Нового Завета – канонические, а какие – второканонические или даже апокрифические, не заслуживающие права находиться в библейском своде. И Церковь уничтожила многие ложные гностические апокрифические евангелия и на основании Предания создала библейский канон в том виде, в каком мы его имеем. И, признавая библейский канон, вольно или нет, но даже сами протестанты признают Священное Предание, а в Писании сказано: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]?» (Иак. 3: 11). Если кто-то признаёт канон Библии, пусть признает и другие каноны Церкви. А если он сомневается в любом из канонов древней Церкви, тогда он должен сомневаться и в каноне Священного Писания, потому что, действительно, из одного источника не может течь сладкая и горькая вода. Православные христиане изучают Библию по истолкованиям святых отцов, и такие святые отцы, как святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Августин, блаженный Феофилакт, открывают перед нами горизонты настоящего постижения библейского текста, библейского откровения – то, что недоступно для человека, существующего вне традиции. Поэтому как в древности, так и теперь актуальным остается вопрос, который некогда задал Иисус Христос человеку, спросившему Его, как спастись, – Христос задал ему вопрос: «Как читаешь?» Рейтинг: 9.7 Голосов: 416 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии И. 1 марта 2016, 16:14 Чтение отцов церкви придает столько сил, удивляешься, как люди, жившие за тысячелетие от нас смогли так все сказать, что верно и для нас.

http://pravoslavie.ru/91010.html

Христос вознёсся на небеса после Своего воскресения, однако Он неоднократно говорил о том, что придёт в этот мир опять в силе и славе небесной ( Матф. 24 и 25; Марк 13 ; Лук. 21 ). Во время Его вознесения Божии ангелы подтвердили это обещание апостолам ( Деян. 1:10–11 ). Поэтому апостолы проповедовали людям о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа ( Иак. 5:8–9 ; 2Пет. 3; 2 Фес. 1:7–10; Отк. 22:12, 20 ). Однако важно заметить, что в связи со Вторым Пришествием Христа, было неоднократно сказано, что людям не дано знать, когда именно оно будет. Нам даны лишь признаки и предупреждения. Пришествие Спасителя, согласно Новому Завету, будет неожиданным как для верующих, так и для неверующих ( Матф. 24:36, 42–44; 1 Фес. 5:1–30). Верующие должны быть всегда готовы к Его Пришествию ( Матф. 24:44; 25:13; 1 Фес. 5:4–6). Христос сказал ученикам, и мы должны принять, что Он имел в виду не только апостолов, но и всех нас: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Матф. 24:36 ). А после Своего воскресения, перед тем как вознестись на небо, Он еще тверже предупредил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян 1:7 ). Несмотря на это, в истории церкви неоднократно бывали случаи, когда люди в том или ином виде пытались предсказать год и время Второго Пришествия Христа и установления Его видимого Царства. Этим до настоящего времени занимаются многие еретики и, к сожалению, некоторые верующие христиане. Одним из таких верующих был американский проповедник Вильям Миллер, баптист, живший в Америке в первой половине 19-го века. Он сделал попытку предсказать дату Второго Пришествия Христа и потерпел неудачу. Поэтому движение адвентизма – это проявление крайности в толковании Библейского учения о Втором Пришествии Христа, а также нарушение предупреждения Спасителя не заниматься этим. Этот первоначальный адвентизм не имел ничего общего с соблюдением субботы и требованием соблюдения Ветхозаветного закона, как практикуется сегодня в церкви адвентистов седьмого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

„Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы (пресвитеры) пасти Церковь ». ( Деян. 20:28 ). „Всякий должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». ( 1Кор. 4:1 ) (Ср. 2Тим. 1:6 ; Деян. 14:23 ). „Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей и будет два в плоть едину. Тайна сия велика есть». ( Еф. 5:31–32 ; Ср. Мф. 10:12; 19:11–12 ; 1Кор. 7:8–9 ). „Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». ( Иак. 5:14–15 ). Изречения „Кто знает, сколько каждый, живущий на земле, оставляет семян, которым суждено взойти только после его смерти? Кто скажет, какою таинственною цепью связана судьба человека с судьбою его детей, его потомства и как отражаются на них его стремления, как взыскиваются с них его ошибки». (Тургенев). „Легче испорченное возстановить, чем сделать новое из ничего; Господь совершил второе, ужели Он не совершит перваго?» ( Григорий Богослов ). „Чтобы сделать человека святым, необходима благодать; сомневающиеся в этом не имеют понятия ни о святости, ни о человеке». (Паскаль). „Раскаяние есть кровь души» (Бл. Августин). Одни таинства оно сопровождает (крещение, покаяние, приобщение и елеосвящение), другим предшествует (мирропомазание, священство и брак). И цель таинств – одна: теснейшее общение со Христом, приближение к Нему. По покаянному характеру и по цели родственны таинствам: посвящение в иноческий чин и погребение, знаменующее переход души из Церкви воинствующей к Церкви торжествующей. Кто один раз родился, дважды умрет; а кто дважды родился и остался верен второму рождению, умрет лишь однажды. Погружение при крещении – погружение в истину смерти Христовой, в любовь до смерти. (Архим. Феодор Бухарев). „Помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, потом – на ушах, дабы получить вам слух слышания божественных тайн, после на ноздрях, чтобы облагоухались вы божественным мирром, далее на груди, да облекшеся в броню правды, станете противу кознем диавольским». (Св. Кирилл Иерусалимский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

– А где плохо-то? Бог халявщикам не помогает – На меня крестная, помню, однажды буквально наорала. Да-да, наорала: я ее просил о чем-то помолиться, говорю ей, мол, много может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5, 16) – апостола Иакова даже вспомнил по такому случаю, – так помолитесь обо мне, пожалуйста, а то грустно мне. И смотрю так смиренно-умилительно. Крестная – она строгая такая, монахиня, – как взовьется: «Ты, – говорит, – никогда над словом поспешествуема” не размышлял?! Не думал, что своими просьбами и записочками ты можешь всем святым, праведным, друзьям-знакомым надоесть, завалить их звонками да бумажками поминальными, а сам и пальцем не шевельнешь для исправления? Ты в храме давно был? Когда причащался? Постишься всерьез или от случая к случаю? Милостыню давно подавал? Нет, крестничек, так далеко не уедешь!» – орет, главное, а я с каждым ее словом все ниже балду горемычную опускаю. Ладно, успокоилась, смотрит печально и говорит с улыбкой: «Конечно, все молятся – и святые, и друзья с приятелями, и крестные. Ты только поспешествовать им не забывай, хорошо?» Вот я и думаю, что наше поспешествование – это те самые колеса у велосипеда, которых у Вани Верти-Головы нет. Можно просить и требовать со слезами, чтобы тебя «подтолкнули», можно вхолостую крутить педали и делать вид, что рулишь. Но если ты колеса отстегнул – куда ж ты, такой красивый и скорбный, поедешь? Ваньке-то ладно, он болезный – а мы чего? «Ой, батюшка, помолись; ой, святой Спиридон , выручай; ой, спасите-помогите», – а сами зад оторвать от кресла не хотим, чтобы, действительно, и в храм сходить, и милостыню подать, да и вообще хороших добрых дел поделать. Вывод, господа: стоп, машина-лисапед! Бог халявщикам не помогает. Пашка попрощался и скрылся. Но молиться все равно попросил. Это завсегда пожалуйста. Мы его тоже просим. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1329 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Любовь 21 июня 2018, 15:01 Спаси, Господи! Хороший повод для размышлений. И для перечитывания святых отцов:)

http://pravoslavie.ru/113712.html

В Деяниях святых апостолов первыми проповедниками Евангелия называются святой архидиакон первомученик Стефан, исполненный веры и Духа Святого (6, 5), и диакон Филипп, который, пришедши в город Самарийский, проповедовал им Христа (8, 5). (Диаконство в теперешней иерархии фактически утратило право самостоятельного церковного проповедания и в этом отношении приблизилось к мирянству.) При этом, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины ( Деян. 8:12 ). Здесь и Крещение совершилось без участия апостолов, то есть иерархии. (В настоящее время в отношении самостоятельного совершения таинства Крещения, диаконство не отличается от мирян.) В теперешней практике при отсутствии священника и наличии опасности для жизни крещаемого его может крестить диакон, причетчик или мирянин (как мужчина, так и женщина) по сокращенному чину. Далее, если мы обратимся к проповеди не только среди неверующих, но среди христиан, то и здесь мы найдем многочисленные свидетельства в Слове Божием о том, что миряне (впрочем, этого термина вовсе не знает Слово Божие, которое называет христиан верующие, верные, ученики, братия) принимают участие в учительстве, так что существует даже особый дар учительства. Апостол Иаков говорит, обращаясь ко всем верующим: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак. 5:19–20 ), – здесь на всю общину возлагается ответственность за души братьев и сестер и обязанность учительства, связанного даже с душепопечительством (срав. также 1Фес. 5:11 ; Евр. 3:13 ; 1Пет. 4:10–11 ; Гал. 6:1 ). Известно, что в Коринфской общине (как, по-видимому, и вообще в первенствующей Церкви) миряне учили не только в частных, но и в церковных собраниях ( 1Кор. 14:26 ; Кол. 3:16 ), хотя в конце апостольского века, ввиду сильного распространения лжеучений, обязанность церковного учительства сосредотачивается на предстоятелях Церкви ( 1Тим. 1, 7; 3, 2; 5, 17 ), и в конце II века это становится господствующей практикой, а вместе с этим исчезает и сословие самостоятельных учителей церковных, которые занимают такое высокое место в «Дидахи».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010