Но если совершенно понятен и естествен первый вопрос ( «когда это будет?»), то, напротив, второй представляет значительные трудности для толкования. Лука и, по-видимому, Марк ограничиваются только вопросами, относящимися к разрушению Иерусалима (свт. Иоанн Златоуст : δ Λουκς ν φησιν εναι τ ρτημα, τ περ τν εροσολμων), – хотя у них и не один, а два вопроса. Но Матфей к вопросу о разрушении Иерусалима присоединяет еще вопросы о так называемой парусии, не вполне точно переводимой русским словом «пришествие», и о «кончине века». Что это значит? Какая связь между вопросами о времени разрушения Иерусалима и о «присутствии» Христа и кончине века? Ясно, что для понимания этого мы должны обратить внимание на само значение выражений «парусия» и «кончина века». Слово «парусия» употреблено только в Евангелии Матфея, в первый раз здесь и потом в стихах 37 и 39 – только в одной, следовательно, рассматриваемой главе. Но оно несколько раз встречается у апостола Павла ( 1Кор.15:23 ; 1Фес.2:19, 3:13, 4:15, 5:23 ; 2Фес.2:1, 8 ), Иакова ( Иак.5:7–8 ), Петра ( 2Пет.1:16, 3:4, 12 ) и Иоанна ( 1Ин.2:28 ). Во всех этих случаях говорится о парусии Христа. Но кроме того, у одного только апостола Павла встречается употребление этого слова вообще о людях ( 1Кор.16:17 ; 2Кор.7:6–7, 10:10 ; Флп.1:26, 2:12 ) или об антихристе ( 2Фес.2:9 ); на русский παρουσα переводится то словом «прибытие», то «присутствие», то «пришествие». Парусия может означать и пришествие (adventus), но только в переносном смысле. Собственное значение слова – от παρ предлога, указывающего на близость, и εμ, есмь – есть присутствие, и притом близкое, личное явление. По употреблению у апостола Павла, когда он говорит о Христе, слово это означает вообще второе Его пришествие. Нигде в Новом Завете оно не употреблено о воплощении Христа, даже в 2Пет.1:16 . Слово встречается у Игнатия («Послание к Филадельфянам», 9, 2), где также употреблено в смысле второго пришествия Иисуса Христа ( ξαρετον δ τι χει τ εαγγλιον, τν παρουσαν το σωτρος, κυρου μν ησο Χριστο, τ πθος ατο κα τν νστασιν), Ерма (Hermas, «Pastor», 58– δ ποδημα το δεσπτου χρνος περισσεων ες τν παρουσαν ατο), Иустина (Dialogus cum Tryphone, 52, 1 – προεφητεθη, τι δο το Χριστο παρουσαι σονται). Словом παρουσα, употребленным у апостола Павла ( 1Кор.15:23 ), означается, очевидно, не только пришествие Христа само по себе, но и принадлежащая Ему сила и власть воскрешать мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   3) Наконец, без религии или веры в личного Бога не может быть подлинного содержания или качества нравственности, не может быть чистоты и высоты ее. Совершив „хищение“ достоинства и чести Божией (Филип. 2:6) и основывая себя на самом себе, человек делает себя средоточным пунктом своей жизни; и потому нравственность его неизбежно портится и извращается эгоизмом (или ложной любовью к самому себе) и гордостью. Тогда нравственность далека от своего идеала, состоящего в самоотверженной деятельности по искренней любви. А с ложною любовью к самому себе неизбежно связывается и ложная привязанность к миру и рабство миру. Только при вере в личного Бога, Который есть безусловное отрицание эгоизма, есть любы, по слову ап. Иоанна (1 Иоан. 4:16), а потому и самый высший и достойнейший предмет желания и стремления человеческого, человек может отрешиться от эгоизма и научиться истинной любви, и в то же время освободиться от ложной привязанности к миру и унизительного служения ему. Лишь пред лицом единого небесного Отца все люди суть братья и сестры. Не напрасно бл. Августин назвал языческие добродетели „блестящими пороками»; хотя они добродетели, но в самих себе носят разрушительное начало свое, эгоизм. А желая выразить душевное состояние сторонников отрешенной от религии нравственности, современные нравоучители напонинают миф о Прометее: Прометей похитил огонь с неба и сообщил людям культуру и цивилизацию, но не сделал их лучшими и благочестивыми; в наказание он прикован к скале, и коршун клюет его печень: это образ человеческого сердца снедаемого эгоизмом и страстями.    Как видим из сказанного, вера в личного Бога или религия составляет основание нравственности. Религия может быть уподоблена корню растения, а нравственность – стволу и ветвям.    Но отсюда же видим, что и религия не может остаться истинною, если отрешится от нравственности. Она выраждается тогда в пиэтизм, квифтизм, мистику. Потому говорит ал. Иаков: вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). Не любяй брата, говорит ап. Иоанн, пребывает в смерти, потому что заповедь Божия состоит не только в том, да веруем во имя Сына Божия Иисуса Христа, но и в том, да любим друг друга (1 Иоан. 3:23). Корень может оставаться живым лишь в том случае, если из него непрерывно произрастают ствол и ветви; так и религия может быть здравою лишь в том случае, если она постоянно проявляется в нравственной деятельности, развивается и укрепляется в ней. (Сост. по кн. „Нравственное богословие“ М. Олесницкого, Киев, 1892, стр. 6 – 8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Деян.26:4 .  Жизнь мою от юности моей, которую сначала про­водил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи;: Деян.26:5 .  они издавна знают обо мне, если захотят свиде­тель­ство­вать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем веро­исповедании уче­нию. Указанием на строгое, фарисейское – «по строжайшему в нашем вероисповедании учению» – воспитание, в самом центре религиозной жизни иудейства – Иерусалиме, от лет ранней «юности», – Павел имеет в виду усугубить значение совершившегося в нем переворота, о котором он намерен сказать далее, значение, имеющее силу не для него одного, а и для всех людей здравого смысла и искренних, честных искателей истины. «Если захотят свидетельствовать...». Выражение предполагает отрицательный смысл: для иудеев большая невыгода свидетельствовать обо всем этом, служащем к большей чести и оправданию христианства, и естественно, что они не захотят об этом свидетельствовать. Деян.26:6 .  И ныне я стою перед­ судом за надежду на обетование, дан­ное от Бога нашим отцам, «И ныне я стою пред судом за надежду на обетование». «Какое вероломство хочет учинить строжайшее иудейство! – как бы так хочет сказать апостол. Это строжайшее иудейство не могло не одобрять разожженной жажды обетования в своем наиболее ревностном последователе. А потом, когда эта жажда честно и истинно нашла себе верное удовлетворение, то же самое строжайшее иудейство выступает его казнителем. Явная несообразность! «Не безумно ли всячески стараться, чтобы она (надежда) исполнилась, и – гнать того, кто в нее верует?» (Златоуст). «За надежду на обетование» – для Павла уже получившую живое осуществление в лице Господа Иисуса, для остальных иудеев еще ожидаемую так напрасно и так запоздало (ср. Деян.13:32, 23:6 ). Деян.26:7 .  которого исполне­ние надеют­ся увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Деян.26:8 .  Что же? Не­ужели вы невероятным по­читаете, что Бог воскрешает мертвых? «Наши двенадцать колен» – древнее теократическое обозначение всего народа израильского, как одного целого народа Божия. Хотя это разделение на колена давно уже сгладилось неоднократными пленениями евреев, а также позднейшими – и вынужденными, и добровольными – переселениями в языческие страны, однако в сознании народном всегда оставалось представление о целом народе, как состоящем из XII колен, где бы ни обитали их представители – в Палестине ли, или в рассеянии (ср. Иак.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(Иуд.1:9) Не оскорбляй ближнего, не ругайся матерными словами, следи за речью. Если нечего сказать хорошего – лучше промолчать: «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (Притчи, глава 11:12). И частный случай этого правила: «Недопустимы оскорбления в адрес инославных». Из принятых в 2000 году на Архиерейском соборе РПЦ Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию. Не оскорбляй христиан других конфессий. 6. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:19-20). Дай собеседнику высказаться. Слушай то, что говорит тебе оппонент. Это позволит ответить ему по сути. 7. «Не ходи переносчиком в народе твоем» (Левит 19:16). Не распространяй слухи и сплетни. Пиши о том, что твердо знаешь. 8. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). Помогайте друг другу в дискуссиях с людьми из мира и другой веры. Вступайтесь за истину Христову, не оставляйте брата (сестру) в дискуссии с атеистом либо иноверцем — подсказывайте и помогайте. Но помните, при этом про то, что нельзя оскорблять ближнего, но лишь увещевать. 9. «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божьей» (Римл 10:32). Это означает — не соблазняй другого человека на грех в Интернете. Не оставляй ссылки на порталы, где собеседник может увидеть неприличный (эротику, порнографию) или оскорбительный (богохульный, матерный) контент. Прежде чем оставлять ссылку — подумай, на что ты ссылаешься. 10. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12:36-37). Не дискутируй, если в этом нет необходимости. Дискутировать необходимо только тогда, когда ты убежден, что тема действительно важна. Никогда не нужно стремиться к дискуссии ради дискуссии. Дискутировать необходимо только о том, что знаешь, о том же, чего не знаешь, дискутировать и даже просто высказываться не следует.

http://pravmir.ru/zapovedi-internet-obsh...

1854г. 30 янв. ¾ 6 часа вечера... Под исповедничеством я разумею: 1) верность в делах, словах, помышлениях и самых чувствах ко Господу нашему И. Христу, и 2) тот героизм, который не знает ни стыда, ни страха действовать всегда и везде, согласно духу Христову, по заповедям Его. Молитву я разумею тайную и только с твоей стороны, за несколько минут и спустя пред и после свидания заранее условленного. Возвращаюсь к руководимой тобою Софии. У родных нехристианского духа пусть держит себя она, как христианке прилично: по совести, и согласно духу заповедей Божиих, небоязненно исповедуя делами своими имя Господа нашего ( Лк.10:8, 9 ), как бы на это ни смотрели вольномыслящие, если не хочет быть отвергнута Отцем небесным ( Мф.10:33 ) за человокоугодие. Ведь любы мира сего, соединенная с нелюбовью ко Господу; есть вражда к Нему ( Иак.4:44 ) ... Или она не знает сего? – Молитвою более умной там заниматься она должна поминутно, представляя одесную себя Господа вездесущего ( Пс.15:8 ). В концерт съездить может, избирая из двух зол – меньшее, если только, в случае отказа, встретит ее гнев отца. Чоточки пока не нужны для нее. Детям французские книги С. читать может, если нет в них дурного; а если есть глупости, – как яда не должна давать им. В семинарии могла бы она взять «Училище Благочестия», или «Лавсаик» . Основательнее мне писать и некогда; можешь однако сказать, чтобы, ложась в постель, с чувством прочитывала псалом (90-й): «Живый в помощи Вышнего»... Сокрушение ее о скоромной пище в пост достойно всякого уважения. Но, мне кажется, почему бы не возвысить ей голоса во имя истины и не сказать господину-супругу о необходимости приучать детей к соблюдению церковных заповедей... Пусть после молитвы попробует, да и детям внушит, что грешат они, кушая то, чего не должно бы... Ал. Еф-на и с немцем живет, по природе колбасником, и не потрусила же детей хранить от нарушения заповеди святой матери нашей ( Гал.4:26 ) Церкви. 1854 г. февр. 10-го дня, 7 час. веч. Берусь говорить о необходимости внешней молитвы, дома ли в клети, или вне дома совершаемой, во имя Господне. – Необходимость такой молитвы условливается:

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Не менее ясно говорят о втором пришествии Христа апостолы. Вера в близость этого пришествия была очень сильной в первохристианскую эпоху. “Пришествие Господне приближается”, — говорит апостол Иаков ( Иак.5:8 ). “Близок всему конец”, — говорит апостол Петр ( 1Пет.4:7 ). Он же пишет о внезапности последнего дня: “Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда” ( 2Пет.3:10, 13 ). Апостол Павел говорит о том же: “О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень придет, как тать ночью. Ибо когда будут говорить “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба… Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться” ( 1Фес.5:1-3, 6 ). По-видимому, апостол Павел предполагал, что пришествие Христа произойдет при его жизни: “не все мы умрем, но все изменимся” ( 1Кор.15:51 ). В 1м Послании к Фессалоникийцам он говорит: “…Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших… мертвые во Христе воскреснут прежде; потом и мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу” ( 1Фес.4:15-17 ). Однако во 2м Послании он подчеркивает, что слова из 1го Послания нельзя понимать буквально, “будто уже наступает день Христов”. Апостол Павел указывает, что признаком близости последнего дня будет помимо скорбей и бедствий пришествие антихриста: “Да не обольстит вас никто никак, ибо (день тот не придет), доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… Откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих… того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” ( 2Фес.2:2-5, 8-9 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/zhizn-budus...

В этом же смысле прежде всего и главным образом называется святою и Церковь ( Еф. 5:27 ), и члены Церкви ( 1Кор. 1:2 ). Много есть религиозных обществ, но выделенное из них, истинное праведное общество есть Церковь Христова. Как сектанты понимают слово свящ. Писания, что Церковь Христова свята? Они думают, что святость Церкви Христовой в том заключается, что Церковь состоит из людей безгрешных, а того не видят, что на свете нет ни одного безгрешного человека. «Все мы много согрешаем», говорит Апостол Иаков ( Иак. 3:2 ), и Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин 1:8 ). Да и Спаситель научил молиться каждодневно Отцу Небесному: «прости нам грехи наши» ( Лук. 11:4 ). В чем можно легко обвинить лжемудрствование сектантов и доказать им, что Церковь , хотя и свята, но не из безгрешных людей состоит? Нужно показать сектантам, что не только новозаветная, но даже ветхозаветная Церковь называется в Писании святою. Когда Господь выделил для Себя израильский народ, то назвал его «народом Божиим» ( Суд. 20:2 ). и народом святым. Господь говорил обществу Израильскому так: «если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов», то есть, израильтяне выделяются из всех народов, ибо, продолжает Господь: «Моя вся земля» ( Исх. 19:5 ). Как же за эту выделяемость Израиля называет Господь общество Свое? «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», – сказал Господь ( Исх. 19:6 ) Также и в другом случае Бог подтверждает: «будете у меня людьми святыми» ( Исх. 22:31 ). Поэтому-то читаем об израильтянах и во Второзаконии ( Втор. 7:6 ): «ты народ святой у Господа, Бога твоего, и вот почему: тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле» (ср. Втор. 14:2, 28:9 ). «И увидят народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя» ( Втор. 28:10 ). Не говорится, что народы будут удивляться безгрешности Израиля, но свидетельствуя, что они будут бояться выделенности и принадлежности израильтян Богу, имя Которого на Израиле, называющемся Божиим народом, святым обществом. В смысле выделенности израильского общества говорит и псалмопевец: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его.» ( Пс. 113:1, 2 ). Также и пророк Иеремия говорит: «Израиль был святынею Господа» (Иерем. 2:3), и св. Иоанн Златоуст , объясняя это место, говорит: «Свят Израиль Господу», то есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Все искупительное странствие Иисуса Христа по земле является откровением имени Божьего: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю» (Ин. 12:28); «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (Ин. 17:6); «Отче Святый! соблюди их во имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое» (Ин. 17:11:12). Искупление людям придет только лишь через имя Божие. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21); «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12); «но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (I Кор. 6:11). Именем Бога совершается таинство (Мф. 28:19; Иак. 5:14). Только имя Божие прощает долги и только оно одно достойно поклонения (Флп. 2:10–11); все добрые дела, чудеса святости совершаются лишь во имя Бога (Кол. 3:17; Деян. 3:6; 4:29–30 и т. д.). Деяния Апостолов вообще – книга о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа (4:16–18, 29–30; 5:28, 40:41; 8:12–16; 9:13–16; 9:21, 27, 28; 10:43, 48; 14:10; 15:17, 25–26; 16:18; 19:5, 13–17; 21:13; 22:16; 26:9). Само греческое выражение «именем» (eis onoma или en onomati) доказывает, что имя является определенным местопребыванием Божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нем всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего. b) Это мистическое обоснование имяславия остается в Церкви непоколебленным в течение столетий. Представителями этого учения были составлены тысячи трактатов, начиная с апостола Ермы («имя Сына Божьего велико и невыразимо и неизмеримо, Оно содержит в себе целый мир»), а затем – Юстином Мучеником, Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Афанасием Великим , Григорием Нисским , Кириллом Александрийским , Исихием Иерусалимским , Феодором Студитом , Максимом Исповедником , Григорием Синаитом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Обращаемся мы к Богу посредством молитвы. Мы имеем возможность обратиться к Небесному Отцу не только в храме, не только на богослужебном церковнославянском языке, не только перед иконой, но в любой момент дня и ночи своими словами. Главное в молитве — искренность и смирение,   « Бог гордым противится , а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Прародители человечества имели возможность прямого, непосредственного общения с Творцом. Грехопадение отделило падшее человечество от Всесвятого Бога и закрыло для людей видение мира духовного. Тем не менее, Бог не оставил Своё творение. Священное Писание даёт нам примеры, когда Бог говорил с избранными Им праведниками непосредственно ( Исх.33:11 ), в облачном и огненном столпе ( Исх.13:21 ), во сне ( 3Цар.3:5 ), через посредство Ангелов ( Быт.22:11 ; Тов.5:4 ),  пророков ( 2Цар.12:1 ) и даже животных ( Чис.22:28 ). Новый Завет свидетельствует о воплощении, вочеловечении Бога, Бог становится человеком и общается со множеством людей. Каким же образом современному человеку получить ответ от Бога? свт. Феофан Затворник о внутреннем Богообщении «Цель, к которой должен все свое внимание и все труды направлять обратившийся, и есть последняя цель человека и домостроительства спасения, именно богообщение, живой союз с Богом, удостоение вселения Его. Тогда только успокоится ищущий и ревнующий дух, когда стяжет Бога, вкусит Его и насытится. Потому для него первый закон: ищи Бога, взыщи лица Его всегда  (ср.: Пс.104:4 ). В чем состоит сие благо – для человека непостижимо. Сам он даже и не подумал бы о такой высоте. Но когда Богу угодно было назначить ему сей чин, дерзко было бы человеку отвергать его неверием, невниманием, опущением из мысли, даже при трудах. Вселюся в них, говорит Бог, и это всеми Лицами Пресвятыя Троицы ( 2Кор.6:16 ). О Боге Отце и Себе говорит Господь: к нему (верующему и любящему) приидем, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). О Себе Едином: …вниду к нему и вечеряю с ним  ( Откр.3:20 ); и еще яснее: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас ( Ин.14:20 ). О Духе же Святом говорит Апостол: Дух Божий живет в вас ( Рим.8:9 ).

http://azbyka.ru/bogoobshhenie

Отв. 1) Монарх не имеет над собою обладателя на земли, но имеет на небеси – Того, Который небом и землею владеет ( Дан. 4:22 ). Не имеет повелителя на земли, но имеет на небеси; – не имеет надзирателя и судию человека, но имеет (судиею и надзирателем) Бога, Который не щадит лица, ниже усрамится вельможи ( Прем. 6:7 ). Сего ради благочестивый монарх, что подданным своим повелевает, то сам в первых имеет долг исполнять; и что им запрещает, от того сам прежде удалиться должен, дабы, за что подданных судит, в том – самаго совесть не судила пред Богом. 2) Царь на высоком месте сидит, и потому – всем виден, все на него обращают взоры свои, дела и слова его замечают, и все желают знать, что делает в палатах своих, и образ жизни своей от него приемлют и его в пример себе поставляют. Посему всем христианам, а наипаче – на высоком свещиице поставленным, надлежит помнить сие слово Христово: тако да просветится свет ваш пред человеки (и пр. Мф. 5:16 ). 3) Царский престол множество окружает льстецов и ласкателей, из которых одни домогаются в милость царскую вкрасться, другие исполнить злобу свою на своих соперников и пр... Посему благочестивая корона долженствует не скоро таковым верить, но испытывать, а клеветников изгонять, по примеру св. Давида ( Пс. 100:5 ). 4) Царскую корону украшают премудрость, правда и милость. Правда требует, чтобы всем воздавать должная: добрым и верноподданным за верность их – награду, злым и неисправным – наказание, да и прочие страх имут. Милость хощет объятиями своими всех согревать; но поскольку многие оказываются недостойными милости, премудрость растворяет ее правдою... Тако поступает с нами Царь Царей... Гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). 5) Царю благоверному долг надлежит защищать и распространять Церковь святую, по пророчеству: и будут царие кормители твои ( Ис. 49:23 ). 6) поскольку не человеческою, но Божиею мудростию управляется царство, и не человеческою, но Божиею всемогущею силою защищается и сохраняется: то царь благочестивый молится Царю небесному, да сам Он наставит и умудрит его управлять царством. 7) Царь великое бремя трудов несет, и много скуки, печали и изнеможения терпит: посему благоверное сердце царское утешает себя и ободряет надеждою будущаго в вечном животе воздаяния... Праведен бо Господь: всем воздаст по делам их ( Пс. 24:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010