Примем во внимание и то, что иноплеменниками и в другом смысле могут называться идолослужители и неким иным образом отчужденные от священного и избранного рода, разумею например еретиков, о коих можно говорить, и со всей справедливостью: «от нас изыдоша, но не быша от нас: аще бо от нас были, пребыли бы с нами» (1Ин.2:19). Они, отказавшись от божественного благородства и отделившись от священного и избранного рода, соделавшегося «в снабдение» (Мал.3:17), очевидно чрез веру во Христе, — будут пищей всепожирающего огня. Такой же участи подвергнутся от Бога и «творящии беззаконная», хотя бы они быть может и находились в числе уверовавших и избранных, и знающих Того, Кто Бог по природе и истинно. Ведь этого одного недостаточно им для отмытия от греха, если истинно, что «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20). Вера во Христа, конечно, оправдывает (Гал.2:16) и освобождает от нечистоты прежних грехопадений. Но если кто после сего окажется нерадивым и снова впадет в плотские и мирские страсти, то он как бы умертвит в себе веру, ничего не прибавляя достохвального, но напротив, возвращаясь снова к прежней неправде жития. О таковых говорит и божественный ученик: «лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшым возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди: случися бо им истинная притча: пес возвращься на свою блевотину, и: свиния омывшися, в кал тинный» (2Пет.2:21—22). Итак, и «творящии беззаконная» наравне с иноплеменниками будут «стеблие» (солома) и так же, как и оно, подвергнутся сожжению, когда настигнет огонь. Ведь зерно собирается в житницу, как и Спаситель говорит о святых жнецах, а полова сожигается огнем неугасимым (Мф.13:39—42 ср. 3и паралл.). «И не останется от них корень ниже ветвь», то есть не будут иметь никакой надежды снова возродиться к жизни, — жизни, говорю, достолюбимой и как бы во славе Божией, состоящей (жизни) в святости и блаженстве. Ведь когда корень не совсем отсечен и ветвь не до основания вырвана, остается некая надежда на возрождение снова, «есть бо древу надежда», по написанному (Иов.14:7); так что и после того как срублено, снова будет расти, и побеги ее не прекратятся. Если же снизу и с самого корня совсем вырывается и подвергнется полному отсечению ветвей, то вместе с тем, конечно, погибнет для него и всякая надежда на возможность снова возродиться к жизни. Итак, сравнением с растениями указывает на уничтожение всякой надежды для грехолюбцев. О сем и божественный Исаия возвещает ясно в словах: «червь... их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти» (Ис.66:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3524...

6. Потому что, в основание сказанного апостол указывает на волю Божью об этом, открытую Им ещё в Ветхом Завете, – в Писании сказано: вот Я полагаю на Сионе камень краеуголен, – избран, честен, и уповающий на Него, утверждающийся на Нём не должен стыдиться ( Ис. 28:16 ) 181 . Пророк Исаия этими словами утешал и ободрял иудеев во время осады Иерусалима ассирийцами, разумея под краугольным камнем и зданием на нём обетованное Давиду царство, с его защитником и избавителем Мессией (см. 7–12 гл.). Ап. Пётр, таким образом, справедливо эти слова истолковывает в приложении к Христу и верующим. Далее, чрез противоположение тому, чем Христос стал для неверующих, – апостол ещё выразительнее указывает, что в Нём получили верующие 182 . 7. Итак, для вас, верующих – камень честный 183 драгоценный, а для неверующих (πειϑοσι для упорствующих против веры) – камень, который отвергли зиждущие, т. е. камень, не годный для основания здания, не стоющий, – Он для вас верующих сделался камнем во главу угла, краеугольным, основанием для здания, а для неверующих – камень (λϑος) преткновения и камень (πτρα...) соблазна, о который они претыкаются и который приносит им гибель (ср. Мф. 22:42, 44 : всяк падый на камени том, сокрушится, а на немже падет, стрыет его) 184 ; так что 8. Они 185 , не веруя, упорствуя в неверии слову евангельскому, претыкаются об этот камень... и разбиваются, на что, на каковое упорство (высшая степень наказания Божьего) и погибель, Бог в гневе Своём и определил их 186 . 9. Вы же, – торжественно и величественно изображает апостол высокое достоинство верующих, какое они получили во Христе, – не имея никакого родства между собой по плоти, принадлежа к различным племенам и народам, во Христе – один род Божий (ср. Ис. 43:23 ), избранный, возлюбленный, при том роду царский и священнический (ср. Исх. 19:6 ; Откр. 1:6; 5:10 ), одно племя (ϑνος язык, нация) святое (ср. Исх. 19:6 ), народ, взятый Богом в Свою собственность (ср. Исх. 19:5 ; Мал. 3:17 ; Ис. 43:21 ), как драгоценное владение, с высоким назначением – возвещать славу (по еврейскому тексту Ис. 43:21 ), совершенства и великую милость к вам грешникам (ср. 1:3; 2Пет. 1:3 ) Призвавшего вас из тьмы неведения и безнравственной жизни, из состояния греха и отчуждения от Него (ср. Кол. 1:13 ) в Свой чудный свет, в котором Он Сам обитает ( Иак. 1:17 ; 1Тим. 2:16 ) и который в мир принёс Его единородный Сын, Господь наш Иисус Христос ( Ин. 8:12 ). возвещать эту славу тем, которые находятся вне Церкви Христовой (ξαγγελητε).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Дерзаем, ибо веруем, яко елико величество Его, толика и милость Его; веруем сердцем и исповедуем устами ( Рим.10:10 ), что где истинная вера в Бога, там и Господь со Своей вседетельной силой, со Своей особенной благодатью. Веруем и исповедуем, что благословение Божие, ниспосылаемое за твердость веры, есть единственный источник, из которого цари и народы почерпают силу, крепость и истинное благоденствие. Другого источника народного счастия нет и быть не может. Посему-то, когда возрастает вера, возрастает и царство, преуспевает и просвещение в народе, не лжеименное просвещение мудрствователей, закрывающих глаза свои от Солнца правды ( Мал.4:2 ) – Иисуса Христа и ищущих света во тьме противоречивых измышлений, но просвещение истинное, исходящее свыше от Отца светов ( Иак.1:17 ) и основанное на премудрости ( 1Кор.2:7 ), открытой нам в евангелии. Тверда вера, твердо царство; колеблется вера, колеблется царство; ослабевает вера, ослабевает царство; иссякает вера, иссякает благоденствие народа; исчезает вера, исчезает и царство. Закон сей неизменен, как непременна правда Божия. То только благоденствие народа твердо, неизменно, которое основано на благочестии, на смиренной вере в Бога. Из чистого источника истинной веры в Бога, естественно, проистекает непоколебимая верность, любовь и благоговение к Царю – Помазаннику Господню. Одно с другим соединено неразрывным союзом, одно без другого быть не может. Неверность Царю есть исчадие неверия в Бога. Так, истинная вера в Бога и святая верность Царю, Помазаннику Господню, составляет краеугольный камень, единое твердое основание, на котором зиждется благоденствие народа. И где очевиднее сия истина, как не в нашем благословенном отечестве? Обратим взор свой на судьбы отечества нашего со времен древних до настоящего. Краеугольным камнем, на котором утверждалось наше царство в тяжкую годину испытаний, всегда служила православная вера, наследованная нами от православной Греции. Угодно было Богу посетить Россию страшным нашествием монголов, по-видимому, в конец разрушивших её благоденствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Если нужно: то есть если Богу угодно будет попустить таковым искушениям найти на верующих. Выражение предполагает, что скорби от искушений не непрерывны и не сверх сил искушаемых попускаются, что их время и мера точно определены божественною премудростию и не могут ни продлить, ни превысить этой меры. И притом «прибавляет — если нужно, научая, что не всякий верный и не всякий грешный испытывается скорбями и ни тот, ни другой не оставляются в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцов, а грешники — для понесения наказания за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальною и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное» (Феофилакт). Дабы испытанная вера ваша и проч.: изречение, определяющее цель этой скорби от искушений, состоящую в том, чтобы, прошедши чрез эти искушения как испытания, явилась в полном совершенстве. Искушения для веры (ср. прим. к Иак. 1:3—4) — то же, что испытание золота огнем (сравнение, нередко употребляемое в ветхозаветных книгах, Иов. 23:10; Пс. 65:10; Иер. 9:7; Зах. 13:9; Мал. 3:2). Золото — металл драгоценный, вера — драгоценнее этого драгоценного металла; золото очищается чрез огонь, вера очищается скорбями искушений; чрез огонь от золота отпадают всякие примеси, чрез искушения от веры отпадает все чуждое ей, все эгоистическое, личное, всякое доверие к собственной мудрости и силе, всякий расчет на какую-либо помощь, кроме помощи Божественной. Золото называется гибнущим для более сильного оттенения понятия веры, как вечной, непрестающей по ее существу, а равно и понятия драгоценности ее сравнительно с золотом. — К похвале и чести и славе: этими словами указывается награда, какую получат верующие за испытанную искушениями веру свою, при втором пришествии (в явление; ст. 7) Иисуса Христа (ср. Феофилакт). Эта награда состоит: 1) в похвале за испытанную твердость и чистоту веры (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

41, 4; 44, 6–7; 48, 12). Древние учителя самобытность простирали не только на существо Божие, но и на все Его свойства, почему усвояли Ему такие выразительные наименования, как „самобог“ (υτοϑες), „саможизнь“, „самосила“, „самоблагость“, „самомудрость“, „самосвятость“ и др. „Веруем, – говорит св. И. Дамаскин, – во единого Бога.., в силу, которая есть самый свет (υτφως), самая благость (υτοαγαϑτης), самая сущность (υτοουσα), так как она ни бытием, ни своими свойствами не одолжена ничему другому, но сама есть источник бытия для всего существующего, источник жизни для всего живущего, источник разума для имеющих разум, для всех причина всех благ“ 200 . 2. Неизменяемость. 1 . Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же и в существе Своем, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях, не подлежа никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния – лучшего или худшего в другое – худшее или лучшее. Это свойство нераздельно соединено в Боге со свойством Его самобытности и необходимо им предполагается. Конечные существа подлежат непрерывной изменяемости в своем бытии, и это потому, что они не самобытны и зависимы по бытию от сторонних причин и условий. В Боге же потому самому и немыслимы никакие случайные видоизменения в бытии, что Он независим ни от кого и ни от чего по бытию; как Сам причина Своего бытия Он всегда и всецело обладает Своею сущностью, так что в каждое данное мгновение Его жизнь должна являться полным и всецелым выражением Его сущности, быть всегда равною по своему внутреннему содержанию. Таковым откровение и изображает Бога. Сам Он о Себе свидетельствует: Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся ( Мал. 3, 6 ). Свящ. писатели утверждают, что у Отца светов несть пременения, или преложения стен (ни тени перемены – Иак. 1, 17 ; ср. Евр.). Они отвергают в Нем изменяемость, замечаемую и в видимой природе, и в человеке. Первая мысль особенно ясно выражена Псалмопевцем: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Священное Писание говорит: се, дах пред лицем твоим жизнь и смерть, благо и зло ( Втор. 30:15 ); то есть: я предложил тебе два пути – путь добродетели и путь порока. Что путь порока ведет в глубину ада, о сем говорит то же Священное Писание . Итак, будем удаляться его и ходить по тому пути, по которому ходили святые, ибо блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни ( Пс. 118:1 ). Чтобы ходить по пути святых, должно исполнять закон Господень, то есть: иметь чистоту тела, чистоту зрения, чистоту осязания, чистоту слуха и наипаче – чистоту сердца. А для сего должно воссылать к Богу молитву Псалмопевца: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей ( Пс. 50:12 ). Слово девятнадцатое. О двуязычии Возлюбленные братия, прошу вас именем Господа нашего Иисуса Христа: избегайте гибельного семени, от которого происходит всякое зло и о котором так говорит Священное Писание : язык мал уд есть, но сквернит все тело. Тем благословляем Бога и Отца и тем кленем человеки бывшия по подобию Божию ( Иак. 3:5–6, 9 ). Двуязычный человек заключает союз со смертью и приуготовляет себе погибель во аде. Он не будет иметь наследия на земле живых, которые исполняют волю Господню. Двуязычный человек погубляет души других, производит ссоры между друзьями, разрушает общества, старается везде производить зло и всегда злоумышляет коварство на ближнего. Молитва, милостыня и пост двуязычного неприятны Богу. Молитва его, по словам Писания, обращается ему в грех ( Пс. 108:7 ). Итак, братия мои возлюбленные, удаляйтесь двуязычного и не входите с ним в дружество, потому что дружество с ним есть дружество со смертью . Опасайтесь даже и говорить с ним, чтобы не быть участниками его грехов и чтобы он не заразил вас своим ядом. Блажен тот человек, который хранит свой язык, который предохраняет себя и от самых малых грехов. Он услышит некогда сии блаженные слова: рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего ( Мф. 25:21 ). Слово двадцатое. О коварстве

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   В большинстве обвинительных речей Иакова используется «ветхозаветная форма пророчества о суде, которая обнаруживает свои параллели и в ряде произведений еврейской мудрости, и в «апокалиптических текстах. Отличие его речей, в которых он обличает богатых, от призывов к насилию, которые он сам осуждает (1:19,26; 3:1—12; 4:11), в том, что он обращается к суду Божьему, а не к человеческому возмездию (4:12; ср.: Втор. 32:35; Прит. 20:22). Его «пророчество было своевременным, поскольку несколько лет спустя, во время восстания против Рима, вся иудейская знать была практически уничтожена.     5:1. Призывы плакать и рыдать здесь являются просто обычным риторическим приемом, который означает: «У вас будут причины плакать и рыдать» (Иоил. 1:8; Мих. 1:8; ср.: Иак. 4:9). О выражении «послушайте» см. в коммент. к 4:13.     5:2. Одежды в древности в первую очередь указывали на богатство; многие крестьяне имели только одну смену одежды.     5:3. Некоторые древние писатели высмеивали скопидомство, приверженность к накоплению богатства и указывали на его тленность. О «ржавчине» и «моли» (ст. 2) см. в коммент. к Мф. 6:19. Как часто отмечалось в еврейских источниках, богатство — это тщета, ничто, в виду неизбежно надвигающегося суда Божьего.     5:4. Закон Моисея запрещал удерживать плату у работников, даже ночью; если обманутый работник взывал к Богу, Бог мог вступиться за него (Втор. 24:14,15; ср., напр.: Лев. 19:13; Прит. 11:24; Иер. 22:13; Мал. 3:5). В Ветхом Завете также само зло, содеянное против бедного, могло вопиять к Богу (Быт. 4:10). В Палестине в I в. многие поденные работники ежедневно зависели от заработанных денег, на которые они могли купить пищу для себя и своей семьи; если они не получали платы за день, то оставались голодными.    Доход от сельского хозяйства, который получали живущие вне своих поместий землевладельцы, был таким высоким, что деньги, которые они выплачивали своим работникам, по сравнению с ним были ничтожно малы. Хотя богачи поддерживали общественные строительные проекты (в ответ на воздаваемые им почести), они менее всего стремились достойным образом оплачивать труд наемных работников. Иудейские учителя уже в начале II в., или даже ранее, отмечали, что богатые хозяева обворовывали бедных даже в том, что лишали их возможности собирать оставшиеся на поле после жатвы колоски (см.: Лев. 19:9,10; 23:22; Втор. 24:19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как вездеприсутствие Божие есть не разлитие существа Божия по всему пространству, а отрицание от него всех форм пространства: так и вечность Божия состоит не в том только, что Бог не имеет ив начала ни конца бытия своего, но и в том, что для Него нет никаких форм времени, нет ни прежде, ни после, ни завтра ни вчера, а только одно непрерывное ныне. Он обладает всем бытием своим не по частям, не преемственно, а объемлет оное вдруг, как настоящее и присущее. Для нашего представления, заключённого в формы времени, это непостижимо; впрочем, достаточно утверждает и объясняет сие Псалмопевец, говоря, тысяча лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража ночная ( Пс. 89:5 ); и апостол Петр: день един пред Господем, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко день един ( 2Пет. 3:8 ). Вечен и присносущен Бог: следовательно, твердо и неложно упование, возложенное на Него. Ищи только вечного, а не временного; стремись к бессмертному, а не к тому, что тленно и минутно, и не полагайся на того, чья жизнь как пар, как дым, как цвет сельный. § 25. Неизменяемость Бог есть Дух неизменяемый. Неизменяемость Божия состоит в том, что Бог непричастен никаким переменам или переходам из одного вида бытия в другой, а есть всегда един и тот же. Сие свойство Божие находится в теснейшей связи с вездеприсутствием и вечностью Божиею: ибо если Бог везде, и обладает совершеннейшим бытием своим не преемственно, а всем вдруг: то как Он может изменяться, или переходить из одного состояния в другое? Между тем и сам Бог свидетельствует о сем свойстве бытия своего, когда говорит: Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся ( Мал. 3:6 ). В другом месте в священном Писании говорится: не яко человек Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется: Той глаголаше, не сотворит ли речет, и не пребудет ли? ( Числ. 23:19 ) В начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют ( Пс. 101:26, 27 ). Апостол Иаков свидетельствует, что у Нею несть пременение или преложения стень ( Иак. 1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Что же касается упомянутой молитвы, которую священноначальник совершает над усопшим, нам нужно сказать предание, дошедшее до нас от богопросвещенных наших началовождей. 7. Божественный священноначальник есть, как говорит слово Божие, провозвестник богоначальных судов (оправданий): Ангел бо Господа Бога Вседержителя есть (Мал. 2, 7). И знает он из богопреданного слова, что праведно пожившим воздается по заслуге, определяемой пра веднейшими весами, светоноснейшая и божественная жизнь, а прибыв шую им по человеческой немощи нечистоту богоначальное Человеколю бие по благости своей презирает, потому что никто, как говорит слово Божие, не чист от скверны. Все это священноначальник знает как возве щенное в истинном слове Божием, и просит, чтобы это так именно было и праведно пожившим дарованы были священные воздаяния; с одной сто роны, просит, сам благообразно настраиваясь к богоподражанию и испрашивая даров другим, как бы милости себе, а с другой — в собственном живом убеждении, что неложные обетования несомненно сбудутся, и при сутствующим благовестительно внушая, что испрашиваемое им по свя щенному установлению непременно сбудется над преуспевшими в боже ственной жизни. Стал ли бы в самом деле священноначальник, истолко ватель богоначальной Правды, испрашивать когда–нибудь того, что не было бы вполне приятно Богу и дарование чего не было бы Им боголеп но обетовано?! Потому–то Он не испрашивает этого усопшим, непричаст ным освящения, не только потому, что в таком случае он отступил бы от долга истолкователя воли Божией и дерзнул бы священноначальничес кое действие совершить по собственной воле, а не по движению от Тай носовершителя, но и потому, что не получил бы исполнения этой нечис той молитвы, услышав по справедливости от праведного слова Божия: Просите, и не приемлете, зане зле просите (Иак. 4,3). Итак, божествен ный священноначальник испрашивает того только, что Богом обетовано, и благоприятно Ему, и несомненно будет даровано, являя, таким образом, и пред благолюбивым Богом собственное благоустроенное расположе ние души, и присутствующим провозвестнически открывая несомненно будущие для праведных дары.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Другие так хотят понимать апостола, что будто он говорит о постоянных своих внешних скорбях, гонениях, бедах, как 1Кор. 2:3 . Рим. 8:35. 36 . 2Кор. 11:29. 30 . Но первое объяснение, кроме словозначения, подтверждается и в следующем стихе. Ст. 14. искушения моего, еже во плоти моей, – по древнейшим лучшим спискам, перевод, итал. булг. Коптс. у Евсевия эмесийск., Кирилла, Иеронима Пειρασμον υμων ν τι σαρκ μου – «искушения вашего от моей плоти» 38 искушения, испытания, – (таково собственное значение искушения Сирах. 27, 5 . πειρασζεσθαι ν τινι Мф. 6:13 . 1Пет. 4:12 ), которое представляла для вас, для любви вашей ко мне, моя тяжкая телесная болезнь, – ни уничижисте, ни оплевасте – не пренебрегли, не оплевали. Eκπτυειν хотя сходно в значении с словом ξουτενειν, но сильнее сего; κπτυειν значит отбросить что инбудь как гнусное, ξουτενειν пренебречь, Рим. 14, 3. 10 . Но яко ангела Божия приясте мя, – приняли меня с великим уважением, с благоговейною любовью, как будто послан к вам ангел с неба; ( 2Цар. 19:27 . Мал. 2:17 ), – яко Христа Иисуса, даже более, чем ангела, как самого Спасителя приняли. Прекрасная постепенность в выражении и чувствовананиях и замечательная для тех, которые не принимают Иисуса не только более чем ангела, – но и как ангела. Сл. Евр. 1:12–14 . Ст. 15. τισ ουν ην ο μακαρισμς υμων; μακαρζειν ублажать Иак. 5; 2 . Лк. 1:48 . μακαρισμος; – самое действие, когда называют кого блаженным Рим. 4:9. 6 . Апостол напомнает галатам, – как считали они себя счастливыми, приняв в первый раз проповедь Павла, сколько было восторгов, сколько радости! Свидетельствую вам, яко очеса ваша извертели быша: вы готовы были для меня на величайшие пожертвования: око на языке св. писания означает вещь драгоценную. Втор. 32:10 . Зах. 2:8 . Пожертвовать для кого-нибудь глазом – присловие употребительное у греков и римлян, и означает самое великое пожертвование. (Horaf. Sat. 2, 5. 55. Terent. Adelph. 4, 5 67) Итак, апостол в ст. 13–15. изображает, что аа) галаты при первом обращении к вере, не смотря на немощи Павла (13)., не только не презрели его, напротив приняли со всем уважением и любовью (14); бб) они считали себя блаженными и готовы были на самые тяжкие пожертвования – для него.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010