Таким образом, и здесь мы опять видим, что противоречие в изъясняемых нами местах Библии существует только для тех, которые или не знают слова Божия, или же неправильно понимают его. Раздел 4 И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. 1Цар.15:29 И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся,что воцарил Саула над Израилем. 1Цар.15:35 Здесь опять, по-видимому, прямое противоречие, к которому мы должны отнестись тем с большим вниманием, что выражение «раскаялся Бог» и тому подобные обороты речи в Священном Писании повторяются довольно часто, как например Быт.6:6–7 , Иер.18:8–10 , Иез.24:14 , Иоил.2:13 , Ион.3:9–10 и 4:2. Вся трудность заключается здесь единственно в том, что для двоякого рода предметов и понятий употреблено одно и то же слово; и гармония или согласие обоих мест вытекает их того обстоятельства, что слово «раскаяние» или «раскаяться» имеет двоякий смысл, именно – прямой (буквальный) и непрямой (образный). В первом приведенном выше месте 1Цар.15:29 слово «раскается» употреблено в своем собственном прямом и буквальном смысле, неизменяемость Бога противополагается там непостоянству и изменчивости человека, как это прямо подтверждается словами: «ибо не человек Он чтобы раскаяться Ему». Точно так же и в другом месте говорится: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» ( Числ.23:19 ). Люди, так как они не всеведущи и не могут провидеть будущего, нередко вынуждаемы бывают изменять свои планы и предприятия или раскаиваться в своих поступках – но у Бога этого быть не может. Как Существо бесконечно Премудрое и Всеведущее, Он так же хорошо знает будущее, как и прошедшее. Он видит мысли людей «издалеча» ( Пс.138:2 ), «ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян.15:18 ). И история всегда подтверждает то, что говорит здесь Священное Писание . Далее истина неизменяемости Бога в Его существе, Его планах и действиях, во всей ее полноте содержится и излагается в следующих местах Священного Писания: Пс.101:26 , Мал.3:6 , Притч.8:22 , Иак.1:17 , Евр.13:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   б) Неизменность (ναλλοωτον) — это Божие свойство, означающее, что Бог недоступен переменам и изменениям, ибо Он всегда один и Тот же во всесовершенной полноте Своей самобытности и всегда Себе подобен и равен во всех Своих свойствах и во всем Своем бытии. Несомненно, что неизменность как свойство Божия существа равносильна Божией самобытности. Бог неизменен, ибо Он — абсолютная полнота бытия, ибо Он независим бытием, ибо Он ничего не заимствует от кого-либо и от чего-либо для того, чтобы существовать вечно. «Богу свойственно не иметь нужды ни в чем и ничего не требовать ни от кого, но всем подавать все блага». Будучи всесовершенной полнотой бытия, Бог не переходит и не может переходить из одного вида бытия в другое, но Он всегда равен Себе во всем. Вечная неизменность — свойство не только Божией сущности, но и всех действ Его воли. В Боге невозможно никакое изменение, ибо Он — абсолютная полнота всех совершенств, в которой нет места для перехода из одного состояния в другое. «Аз есмь Господь Бог ваш, и не изменяюся», — возвещает Сам Бог через пророка Малахию (Мал.3:6; ср.: Чис.23:19; 1Цар.15:29). Изменение свойственно существам несамобытным, имеющим начало и из мгновения в мгновение шествующим к своему концу, заимствуя опосредованно или непосредственно от Единственного Самобытного всё необходимое для бытия. Бог безначально и бесконечно самобытен и как Таковой не изменяется ни в существе, ни в свойствах, ни в действиях (см. Евр.6:17; Пс.32:11; Ис.46:4; Притч.19:21). У Него «несть пременение или преложения стень» (προπς ποσασμα, Иак.1:17; ср.: Ис.46:10). Как самобытный Творец, Бог в отношении к созданной твари всегда Тот же и неизменен, посему псалмопевец обращается к Нему со словами: «В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребывавши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» (Пс.101:26—28; ср.: Евр.1:10—12; Ис.51:6; Мф.24:35; Евр.13:8).    Всё изменяющееся самой своей переменой свидетельствует о том, что оно сотворено, тогда как Богу свойственна абсолютная неизменяемость по причине всесовершенной полноты бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так и изображает Бога Откровение. Он Сам говорит о Себе: «Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся» ( Мал.3:6 ). По ап. Иакову: «У Негоже (Отца светов) несть пременение или преложения стень» ( Иак.1:17 ). Эта мысль ясно выражается Псалмопевцем и Моисеем: «В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ( Пс.101:2628 ). Божие бытие есть жизнь. Внутренняя неизменность Бога сохраняется потому, что все разнообразные внешние действия Божии не случайны, ничем посторонним не вызваны и всегда Им предвидены. Св. Иоанн Дамаскин сущность бытия Божия выражает так: Бог Отец, рождая из Собственной Сущности одинаковое с Собою по естеству, рождает внутри Своей Сущности, а не вне, рождает Сам собою и вечно, нескончаемо и непрестанно, так что Сын всегда был и остается с Отцом и в Отце. Поэтому неизменяемость Божия нисколько не нарушается. Подобное рассуждение приложимо и по отношению к исхождению Святаго Духа. В Существе самобытном и вечном это рождение и изведение являются самобытными и вечными, а потому никак не могут отражаться на свойстве неизменяемости. Учение о неизменяемости Божией изъясняет воплощение Бога Слова в Лице Иисуса Христа. Учение древних отцов о двух естествах в Иисусе Христе при единстве Ипостаси разъясняет, что Божество в Иисусе Христе приняло в Свою Ипостась человечество, но не смешалось с ним в одно естество; поэтому Божество в Иисусе Христе осталось неизменным. С неизменяемостью Божией связано творение мира. И отцами Церкви давался такой ответ: творение мира и мысль о мире существовали в уме Бога от вечности, и притом мысль о мире, имеющем быть созданным во времени. «Разумна (ведомы) от века суть Богови вся дела Его» ( Деян.15:18 ). Творение мира, следовательно, есть осуществление вечной и неизменной мысли Божией. С другой стороны, творение мира не может отразиться на свойстве неизменяемости Существа Божия и потому, что оно (творение) есть внешний процесс Его деятельности. Бог не из Своего Собственного Существа произвел мир, а создал его через внешнее творческое действие Своей воли, которое не могло произвести никакой перемены в Его Существе.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

4) Следовательно, должна существовать Первопричина нынешнего существования этих сущностей. «Это заключение является логическим продолжением первых трех предпосылок... Действительно, если последний аргумент о невозможности бесконечной последовательности соответствует истине, эта Первопричина и должна быть той самой первопричиной вне меняющихся сущностей, без каких бы то ни было промежуточных причин между ними». 5) Первопричина должна быть бесконечной, необходимой, вечной, простой, неизменной и единственной. И это опять-таки является логическим следствием. Если эта причина является первопричиной всех зависимых причинных сущностей, тогда она должна быть безграничной в любой форме своего существования (бесконечной), она должна быть (она необходима), если она должна быть, значит она всегда была (она вечна) и т. п. Только одна такая сущность может существовать. Во-первых, потому что самодостаточная сущность представляет из себя полную реальность, и следовательно, две такие сущности не могут существовать. Во-вторых, эта самодостаточная сущность по самой своей природе безгранична. «Многие вещи могут обладать существованием, но только одна вещь может являться существованием». В-третьих, чистая реальность не может быть разделена или умножена в бытии. Но сила аргумента в том, что подобная Сущность не может не существовать, потому что конечные ограниченные сущности имеют место. 6) Эта беспричинная Первопричина соответствует Богу Иудео-христианской традиции. Часто говорится: «Ну ладно, Вы доказали необходимость беспричинной Первопричины, с чего Вы решили, что этот Бог и есть христианский Бог?». Если Вы понимаете формулировку, то этот вывод достаточно прост. Во-первых, как уже говорилось выше, только одна такая сущность может существовать. Во-вторых, описывая характерные черты такой Сущности, Вы даете точное определение того, что Библия и христиане называют Богом. Он – творец ( Быт.1:1 ; Послание к Евр.11:3 ), Вседержитель (Псалтирь 35:7; Кол.1:17 ), Единственный и верховный ( Втор.6:4 ; Исх.20:3 ), бесконечный и вечный (Псалтирь 146:5, 40:14), неизмененный (Псалтирь 101:28; Мал.3:16 ; Иак.1:17 ), абсолютно совершенный и любящий (Евангелие от Мф.5: 48 ; Послание 1Ин.4:16 ), и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Не льститеся, братие моя возлюбленная; Иак.1:17 .   Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, Под Отцом светов разумей Бога, а под светами или силы ангельские, или просвещенных Духом Святым людей. у Которого нет изменения и ни тени перемены. у Негоже несть пременение, или преложения стень. У Бога светов нет изменения, ибо Он Сам взывает через пророка: «Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся» ( «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» ) ( Мал. 3, 6 ), а выражение «преложения стень» означает, что в Боге нельзя даже помыслить какой-либо перемены. Иак.1:18 .   Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его. Сказал «восхотев», потому что есть люди, которые по наваждению беса умствуют, что мир составился как бы случайно. Выше сказал: у Негоже несть пременения и тем показал, что Божество неизменяемо; теперь присовокупляет: «восхотев бо породи нас». Если мы произошли, то явно, что мы не неизменяемы, ибо возможно ли, чтобы неизменяемым было то, что из небытия пришло в бытие через изменение? А чтобы по поводу слова «породил» не подумал кто, что Бог и Сына родил так же, как нас, апостол присовокупил: «словом истины», ибо, по словам Иоанна Богослова: «все чрез Него начало быть» ( Ин. 1, 3 ), то есть через Слово истины; посему, если мы произошли через Слово, то не однородны с Тем, от Кого произошли по бытию. Слова «начаток некий» означают преимущество и высшее достоинство, а «созданием» называет видимую природу. Иак.1:19 .   Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, Темже, братие моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати [и] косен глаголати, косен во гнев Скорым нужно быть на слышание не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу, ибо известно, что кто слушает прилежно и внимательно, тот готов будет и исполнять слышанное, а кто, напротив, медленно располагается к чему-нибудь и откладывает то, тот впоследствии может и совсем отстать от предприятия. Посему относительно изучения Божественных предметов апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, медленность. Таковы слова, гнев. Ибо говорливость в гневе не оканчивается добром. Посему один богомудрый муж часто раскаивался в том, что он говорил, а в том, что молчал, никогда не раскаивался 2 . Так и блаженный Давид заповедует: «гневайтеся, и не согрешайте» ( Пс. 4,5 ), то есть не гневайтесь скоро и не впадайте от гнева в бешенство. Подобна этой и настоящая заповедь о словах и о гневе, особенно о гневе, который, быв допущен до безрассудства, лишает правды Божией. Почему и говорит апостол:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Самая большая опасность нарушения внешней благопристойности может угрожать от необузданности и несдержанности нашего языка. Наш язык стоит в большей связи с нашею душою, чем другой какой-либо орган нашего тела, и через него мы выражаем то, что есть внутри нашего духовного существа. Между тем в своем проявлении он похож на неукротимого коня, который, не будучи сдержан строгой уздой, может подвергать нас большим неприятностям. Будучи мал и незаметен, он скорее, чем какой другой член наш, может нарушать то приличие, о соблюдении которого мы должны заботиться, – скорее, чем другой член, может наносить безчестие человеку, не умеющему владеть им. Еще Господь, внушая особенную осторожность в слове, сказал некогда народу, собравшемуся слушать Его: слышите и разумейте: не входящее во уста сквернит человека: но исходящее изо уст, то сквернит человека ( Мф. 15:11 ). И апостол Иаков, давая наставление братиям о воздержании языка, замечает, что язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим (продолжает он, указывая на опасную силу языка), а язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоноснаго яда ( Иак. 3:6–8 ). Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ( Иак. 3:2 ). Эти священныя и богодуховновенныя слова побуждают служителя Божия быть крайне внимательными к своему слову. Одно неосторожное, срамное или бранное, слово может нарушить ту стройную гармонию, которую всегда и везде должен выдерживать священник в своем внешнем поведении. У св. Амвросия Медиоланского есть несколько замечаний, предостерегающих священнослужителя от нарушения благопри­стойности словом. По его наставлениям, строго должны смотреть священники, чтобы как-нибудь случайно не сказать чего-либо не благопристойного или не скромного, чтобы из уст их не вышло ничего срамного. «Это и у простаго народа (говорит он) считается постыдным, безчестным; в нашем же духовном звании никакое неприличное, а тем более бранное слово не должно оскорблять и поражать чувства стыдливости» 29 . Этого мало, что священникам никак не следует говорить ничего не благопристойного; им не прилично и слушать чужие беседы, обнаруживающие бесстыдство, полные грубости и цинизма. Как скоро услышит священник что-либо, оскорбляющее его благородный слух, привыкший к священным словам, его чувство должно побудить его оставить то место, которое оскверняется произношением неприличных слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

11, 37–38). Несомненно, многое из того, что совершил Иисус Христос, мы поймем глубже, если взглянем на евангельские события сквозь призму тех рассказов о пророках, которые содержатся в Третьей и Четвертой книгах Царств. Однако для всех внимательных читателей Священного Писания совершенно очевидно: Илия не остался полностью в прошлом, он не только персонаж Священной истории. Бог уготовал Своему пророку важное служение в эсхатологическим будущем — в конце времен. Текст из книги Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), содержит загадочные слова: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр. 11, 3). 1 260 дней — это три с половиной года, то есть столько, сколько, согласно Преданию, длилась засуха, когда Илия своей молитвой затворил небо: Илия... молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев (Иак. 5, 17; 3 Цар. 17, 1; 18, 1; Откр. 11, 6). В двух свидетелях Апокалипсиса древнехристианская экзегеза в лице святителя Ипполита Римского, преподобного Иоанна Дамаскина и других видела Еноха и Илию — двух угодников Божиих, чья земная жизнь окончилась не обычной для всех смертью, а восхищением на небо (Быт. 5, 24; 4 Цар. 2, 11). И христианское, и иудейское предание единогласно утверждают: взятый на небо пророк Божий Илия еще вернется, он придет в конце времен, пред наступлением дня Господня, великого и страшного (Мал. 4, 5). Таким образом, пророчество Малахии имеет двойную перспективу: оно уже исполнилось на Иоанне Крестителе во время Первого пришествия Христа и еще ждет своего исполнения перед Его Вторым пришествием, когда на землю сойдет восхищенный на небо Илия, чтобы вновь пророчествовать... во вретище (Откр. 11, 3), призывая к покаянию. «Покаяние» у пророков — это возвращение ото лжи к истине, от суеверий и ложных богов — к единому Богу, живому и истинному. И, быть может, сегодня еще более, чем в ветхозаветные времена, важны слова пророка Илии — слова, которые он обратил в молитве к Богу: Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе] (3 Цар. 18, 37). Эти молитвенные слова, пожалуй, больше всех других слов выражают суть пророческого служения.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_il...

161 ]. 2.3.3.3. Неизменяемость Этим свойством за Божественной природой отрицаются видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства. «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3, 6). Ап. Иаков говорит, что у Бога «нет изменения и тени перемены» (Иак. 1, 17). Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное Писание говорит, что Бог есть «жизнь» (Ин. 14, 6). Жизнь — одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий «покоя» и «движения». В произведении «О божественных именах» (VI b.) говорится, что Бог «при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, Он остается в самом себе» [ 162 ]. Неизменяемость — отрицательное свойство, и положительно мы не знаем, что это такое. Посредством этого термина мы лишь выражаем ту мысль, что Бог через проявления Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не упадает и не возрастает в Своем бытии. От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл Божий о мире и человеке. 2.3.4. Духовные (катафатические) свойства Божии 2.3.4.1. Всеведение Свойство всеведения означает, что «Бог… знает все» (1 Ин. 3, 20). Божественное всеведение включает в себя: 1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы: «Дух все проницает, и глубины Божии … и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 10-11). 2) совершенное ведение о Своих делах: Богу «ведомы … все дела Его» (Деян. 15, 18), «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4, 13). Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего: «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир. 23, 29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

53 ...золото и серебро храмов ваших... – «Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь... Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий... переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде... А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих... не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их. И в красных нарядах своих они превращали его в гордость... и отдам его в руки чужим в добычу и беззаконникам земли на расхищение, и они осквернят его» ( Иак. 5:3 ; Мал. 3:2–3 ; Пс. 113:12 ; Иез. 7:19–21 ). Последний раз для Церкви на Руси предсказанное сбылось в ХХ веке. Пока в последний... 54 ...мир неискуплённый лежит во зле. – 1Ин. 5:19 . Так и будет продолжаться, пока мы не выполняем священную миссию – «преобразовать мир, который пал в грехе, преобразовать его в священный, в святой мир, который станет элементом Царствия Божия» (Виталий Боровой, протопр. Проповеди на пассиях в Богоявленском патриаршем соборе (1977 г.)//Православная община. 1994. 24). «Ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3:9 ), и от каждого зависит преображение естества. 56 ...всё вернуть к первобытному христианству. – Характерный для того времени термин (встречается у Г. В. Плеханова, в русских переводах Е. Дюринга, Э. Ренана, К. А. Сен-Симона) часто употреблялся как антитеза нынешнему состоянию христианства. Но возврат не есть отречение от Церкви, а утверждение в ней. Человек не должен «понимать вечную Истину первобытного христианства иначе, как в её полноте, т. е. в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной любви. Таково Православие» (Хомяков А. По поводу Гумбольдта//О старом и новом. М., 1988. С. 203). Всякое другое понятие о христианстве ложно. «Если вы в состоянии заглушить в себе разум, забыть Предание первобытной Церкви, отказаться от прав христианской свободы и принудить свою совесть к молчанию: смиритесь перед папством и будьте римлянами. Если вы можете держаться за свидетельства Церкви первых веков, искажая в то же время их смысл тогда будьте протестантами. Это опять не христианство ; это не более как скептицизм, худо замаскированный». (Хомяков А. Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1994. С. 236–­237). Но путь духовного роста иной: «Переродиться и достигнуть в возраст первобытного христианства. А что значит переродиться? Умереть и воскреснуть» ( Порфирий (Успенский) , еп. Книга бытия моего. 1894–1902).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

    Апофатические свойства — это свойства, получаемые путем отрицания по отношению к Богу недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию. 1.1. Самобытность    Этим свойством за Богом отрицается ограниченность по началу и причине бытия. Бог не происходит ни от чего другого и не зависит ни от какого другого бытия, но причину и необходимые условия Своего бытия имеет только в Самом Себе.    Свидетельства Священного Писания о самобытности Бога весьма многочисленны:     Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет (Ис.43:10).     Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26).     [Бог] не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян.17:25).    Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Веруем во единого Бога, единое начало, безначального, несозданного... в силу, никакою мерою не определимую и только собственною волею измеряемую... которая... не имеет от другого ни бытия, ни чего-либо из того, что есть, но сама есть источник бытия для всего существующего». 1.2. Неизменяемость    Этим свойством за Богом отрицаются любые видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства. Неизменяемость — следствие самобытности: Бог есть Один и Тот же и в сущности Своей, и в Своих свойствах.    В Священном Писании можно найти много свидетельств неизменяемости Бога:     Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (Чис.23:19).     Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь (Мал.3:6).     [У] Отца светов... нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17).    Свят. Григорий Нисский пишет: «Истинно Сущее... всегда остается точно таким же, не возрастает и не умаляется, равно не подвержено изменениям ни в лучшую, ни в худшую сторону, ибо худшему оно чуждо, а лучшего для него нет».    Согласно свят. Иоанну Златоусту, «Бог Существо бессмертное и неизменяемое, слава непреходящая и неподвижная».    Когда говорят о неизменяемости Бога, возникает некоторая психологическая трудность: искушение мыслить Его как некий статичный, застывший абсолют, неподвижный кристалл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010