Св. Писание ясно уча, что у Бога «несть пременения или преложения стень» (ни тени перемены) ( Иак.1:17 ), вместе с сим прямо указывает и на то, что свойство неизменяемости стоит во внутренней и неразрывной связи с природой божественной, как не созданной и потому совершенно отличной от всякого созданного естества. «Аз Господь Бог ваш», говорит о Себе Сам Бог, «и не изменяюся» ( Мал.3:6 ). Причину Своей неизменяемости Он указывает в том, что Он Господь Бог, а не то, что другие созданные им, и подчиненные Ему во всем, существа. Эта же мысль выражается, когда в Писании говорится: «Не яко человек, Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется» (Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий чтобы Ему изменяться) ( Чис.23:19 ), или: «Не обратится ниже раскается Святый израилев, зане же не яко человек есть, еже раскаятися Ему» ( 1Цар.15:29 ). Подобную же мысль выражает и Псалмопевец, говоря: «В началех Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребывавши, и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же той жде ecu» ( Пс.101:26–28 ). Ставя изменчивость тварей в зависимости от их созданности, и противопоставляя этому неизменность в Боге, как Творце и Господе всего, он ясно выражает этим то, что Бог потому и есть всегда тот же, или неизменен, что есть Сам Господь, никому не обязанный Своим бытием, тогда как наоборот другие существа, потому самому, что не себе обязаны своим бытием и подлежат неизбежным для них переменам. И древние отцы и учители неизменяемость Божию поставляли в непосредственную зависимость от Его самобытности, по которой Его бытие, будучи бытием существенно необходимым в Нем по самой Его природе, бытием, следовательно, в себе самом заключающем все необходимое для своего существования, и ни в чем стороннем не нуждающемся 150 , по этому самому естественно и необходимо должно быть неизменяемым. По словам Илария, Тот, Кто чем есть, не откуда-либо совне есть, а в Себе Самом есть, с Собой есть, при Себе есть (ad se est), Свой Себе есть (suus sibi est) и Сам для Себя все есть, чужд всякой мены, новизны, не оставляя в Себе места для возникновения чему-либо другому, по тому самому, что Сам всецело и всецел есть для Себя 151 . По Кириллу александрийскому , тогда как созданная во времени натура вместе с началом своего бытия получает и прирожденную себе способность к изменениям 152 , «натура божественная сама в себе тверда и непоколебима, а потому не допускает изменения в что-либо иное, но всегда пребывает той же и всегда остается с теми же свойствами» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

О первом члене Символа Веры 1 . Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедывать ее. Исповедывать веру – значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания, и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:10 ), говорит апостол Павел. Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека. Слова символа веры : «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него ( Исх.44:6 ; Исх.20:2–3 ; Втор.6:4 ; Ин.17:3 ; 1Кор.8:4–6 ). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии. Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога – невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух ( Ин.4:24 ), живой ( Иер.10:10 ; Фессал. 1, 9); самобытный , т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий ( Исх.3:14 ; и Ин.2:13 ), вечный ( Пс. 89, 3 ; Исх.40:28 ; Рим.14:25 ), неизменяемый ( Иак.1:17 ; Мал.3:6 ; Пс.101:28 ), вездесущий ( Пс.138:7–12 ; Деян.17:27 ), всеведущий ( 1Ин.3:29 ; Евр.4:13 ), всемогущий ( Быт.17:1 ; Лк.1:37 ; Пс.32:9 ), всеблагий ( Мф.19:17 ; Пс.24:8 ), премудрый ( Пс.103:24 ; Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ), всеправедный ( Пс.7:12 ; Пс.10:7; 2 Рим.6:11 ), вседовольный ( Деян.17:25 ), всеблаженный ( 1Тим.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Ибо Бог содержит в Себе Самом полноту бытия (λον т εναι) как некое бесконечное и безграничное море сущности». б) Неизменность (ναλλοωτον) – это Божие свойство, означающее, что Бог недоступен переменам и изменениям, ибо Он всегда один и Тот же во всесовершенной полноте Своей самобытности и всегда Себе подобен и равен во всех Своих свойствах и во всем Своем бытии. Несомненно, что неизменность как свойство Божия существа равносильна Божией самобытности. Бог неизменен, ибо Он – абсолютная полнота бытия, ибо Он независим бытием, ибо Он ничего не заимствует от кого-либо и от чего-либо для того, чтобы существовать вечно. «Богу свойственно не иметь нужды ни в чем и ничего не требовать ни от кого, но всем подавать все блага». Будучи всесовершенной полнотой бытия, Бог не переходит и не может переходить из одного вида бытия в другое, но Он всегда равен Себе во всем. Вечная неизменность – свойство не только Божией сущности, но и всех действ Его воли. В Боге невозможно никакое изменение, ибо Он – абсолютная полнота всех совершенств, в которой нет места для перехода из одного состояния в другое. " Аз есмь Господь Бог ваш, и не изменяюся», – возвещает Сам Бог через пророка Малахию ( Мал.3:6 ; ср.: Чис.23:19 ; 1Цар.15:29 ). Изменение свойственно существам несамобытным, имеющим начало и из мгновения в мгновение шествующим к своему концу, заимствуя опосредованно или непосредственно от Единственного Самобытного всё необходимое для бытия. Бог безначально и бесконечно самобытен и как Таковой не изменяется ни в существе, ни в свойствах, ни в действиях (см. Евр.6:17 ; Пс.32:11 ; Ис.46:4 ; Притч.19:21 ). У Него «несть пременение или преложения стень» 14 (προπς ποσασμα, Иак.1:17 ; ср.: Ис.46:10 ). Как самобытный Творец, Бог в отношении к созданной твари всегда Тот же и неизменен, посему псалмопевец обращается к Нему со словами: «В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребывавши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ( Пс.101:26–28 ; ср.: Евр.1:10–12 ; Ис.51:6 ; Мф.24:35 ; Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Как мы помним, теософы обвиняют христиан в вере в «изменчивого» Бога? 67 Видимо, теософы имеют весьма относительное представление о православном вероучении. Бог обладает, в частности, следующими онтологическими свойствами: самобытность ( Ис.43:10 ), вездеприсутствие ( Ис.66:1 ), вечность ( Пс.101:26–28 ), неизменяемость ( Мал.3:6 ) и т.д. Священное Писание учит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). То же сказано и в Ветхом Завете: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» ( Чис.23:19 ). «Махатмы» Е.П. Блаватской, рассуждая о христианстве, позволяют себе не слишком уважительные высказывания о христианской вере: «… Более того, читающий наши буддийские писания, предназначенные для суеверных масс, не найдет в них демона, столь же мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как сей небесный тиран, которому христиане с рабским усердием воздают поклонение» 68 . Вероятно, в словах «мстительного, несправедливого, жестокого и тупого» 69 нужно видеть доказательства высокой духовности «махатм» и их толерантности к инакомыслию. Действительно, с таким отношением к окружающим, несомненно, можно построить «всемирное братство человечества». Что касается их «буддийских писаний», то «в чём же разница между буддизмом, религией, основанной принцем Капилавасту, и будхизмом, «учением мудрости», который, как вы говорите, есть синоним теософии?... В том же, в чём разница между тайными учениями Христа, которые назывались «тайнами царства небесного», и позднейшей обрядностью и догматическим богословием церкви и сект...» 70 . Как видно, из «махатм» 71 получаются такие же буддисты, как и христиане. Учение же Е.П. Блаватской имеет к буддизму такое же отношение, как «эзотерическое христианство » к историческому, т.е. никакого! Теософы всегда пытаются разложить все на атомы, всему найти логическое, в их понимании, объяснение. Христианство утверждает, что Иисус Христос есть истинный Бог ( Ин.1:1–5 ). Не «высшее я» человека, а Бог, явленный во плоти ( Лк.1:26–38 ). Как это стало возможным, мы не знаем, но знаем, что для Бога нет ничего невозможного ( Мф.19:26 ). Мы не пытаемся изучать Бога под микроскопом, не раскладываем Его на составляющие «принципы», мы принимаем то, что открывает нам Священное Писание , потому что так учили апостолы, потому что так учил Иисус Христос. Мы верим в это, потому что истинность всего вышесказанного была подтверждена Воскресением Христовым ( 1Кор.15:13 ). Без Воскресения Христа нет христианства: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). Смысл Воскресения в том, что Иисус Христос победил смерть. Как через грех Адама все человечество приобщилось к смерти, так Иисус Христос приобщил человека к бессмертию через Свое восстание из мертвых. По выражению апостола Павла: «поглощена смерть победою» ( 1Кор.15:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/teosofij...

а) всякую изменяемость, замечаемую в человеке: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» ( Числ.23:19 ), «и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» ( 1Цар.15:29 ); б) всякую изменяемость, замечаемую и во внешней природе: «в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ); «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мк.13:31 ); и – в) свидетельствует, что в Боге нет и тени перемены: «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ); г) наконец, представляет Самого Бога говорящим: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» ( Мал.3.6 ). 7) Всемогущество . Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, отчего называется безразлично всемогущим или всесильным (παντοδναμος), и вседержителем (παντοκρτωρ). В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: «знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» ( Иов.42:2 ); «Авва Отче! все возможно Тебе» ( Мк.14:36 ); «Богу же все возможно» ( Мф.19:26 ). В частности, изображают всемогущество Божие – б) в творении: «ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ); «Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ); «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» ( Откр.4:11 ). в) в промышлении о тварях и владычестве над ними: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс.103:27–30 ). И еще точнее свидетельствуют о всемогуществе Божием –

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1Пет. 5:5, 4:16 ; 2Пет. 1:3, 16 ; Деян. 3:12, 4:33, 10:38 ) 10 . Великий советом и отпускающий беззаконие: ( Ис. 11:2 ; Иер. 32:19 ; Мал. 7:18 ; Ос. 10:11 ) 11 . Открывающий глубины из тьмы, ( Иов. 12:12 ) 12 . Сидящий в сокровенности и видящий всякую тайну. ( Пс. 27:5, 91:1, 101:5 др. 1Пет 3:4 ; Деян. 1:24 и Деян. 15:8 ) () 13 . Премудрость и ведение исходят из уст Его, ( Ис. 44:19, 40:28 ; Притч. 2:6 ; Еккл. 10:5 ; ср. 2Пет. 1:2, 3, 8, 2:20 ) 14 . Очи Его всезрящи, но глаз (человека) не увидит Его: ( 2Пар. 16:9 ; Иов. 20:9 ; Зах. 4:10 ; 1Пет. 1:8, 2:12, 25, 3:12, 5:2 ) 15 . Слова Его глубокомысленны и владычество Его вечно, ( 1Цар 9:19 ; 2Пар. 8:6 ср. Пс. 103:22, 51:28 ). 16 . Полна (букв: полнота всей земли) вся земля славы Его и высота не выдержит Его. ( Ис. 6:3 ср. Авв. 3:3 ; Пс. 19:2 ; Иоил. 2:11 ср. Мал 3:2 ср. 1Пет. 2:14 ) () 17 . Облеченный в великолепное одеяние Свое, живущий вечно! ( Ис. 63:1 ; Дан. 12:7 ) 18 . Слава и блеск, сила и красота – как имя Его, так и крепость Его: ( Пс. 96:6 ср. Пс. 111:3 и Пс. 104:1 ср. 1Пет. 1:17 и вообще δξα к 1 мол. стр. 5) 19 . Бог всесовершенный, твердыня (скала) вечная, ( Втор. 32:4 ; 2Цар. 22:3, 31 ; Пс. 17:31 ; Ис. 26:4 ср. 1Пет. 5:10 ; Мф. 16:18 ; 1Пет. 2:4–7 ; Деян. 4:11 ) 20 . все проникает Он и один царствует. (Ср. 1 мол. 6 стр. и 2 мол. 25 стр.) () 21 . Не Он ли утвердил землю в пустоте? ( Пс. 89:12 ; Ис. 45:18 ) 22 . и Он сильнее шума вод (моря): ( Пс. 93:4 ) 23 . и высота – обитание Его, и Он превознесен над всем, ( Ам. 6:3 ) 24 . и взирает (взирающий) на смиренного и сокрушенного (убогого) духом ( Ис. 66:2 ср. Мф. 5:3 ; Иак. 1:5; 4:6; 5:1 ) () 25 . Длань Его содержит небеса в силе Его, ( Ис. 40:12 ср. Иов. 28:25 ) 26 . светила (солнце и луна Пс. 73:16 ) и звезды – дела (создания) перстов Его: ( Пс. 8:4 ) 27 . тверд и постоянен в намерениях и целях, ( Пс.101:27 ср. Ис. 9:5, 14:27, 23:9 ) 28 . советник в сердце Своем, и тверд (устоит) совет Его. ( Ис. 9:5 ; Пс. 33:11 ) () 29 . Праведный в делах Своих, милостивый к прибегающим к Нему, ( Пс. 144:17, 58:17 ; Иер. 16:19 ; 2Цар. 22:3 ) 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Аз есмь Сый, так Сам Бог определяет Себя, как существо самобытное, возвещая Моисею Свое имя при купине. Как бы пояснением этих слов в Новом Завете служат слова: Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый и Иже бе, и грядый, Вседержитель (Апок 1, 8). Особенно же прямо и сильно изображается мысль ο самобытности Божией в словах Спасителя: якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе (Ин 5, 26). Как такое существо, Бог в Св. Писании изображается дающим всем живот, и дыхание, и вся (Деян 17, 25; Пс 35, 9–10). Ему же никто ничего не может дать, никто ни в чем не подает наставления или совета (Исх 40, 13–14; Рим 11, 34–35). Через пр. Исаию Он говорит: Аз есмь; прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет (43, 10).   2. Неизменяемость. — Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же и в существе Своем, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях, не подлежа никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния — лучшего или худшего в другое — худшее или лучшее. Это свойство нераздельно соединено в Боге с свойством Его самобытности и необходимо им предполагается. Конечные существа подлежат непрерывной изменяемости в своем бытии, и это что они не самобытны и зависимы по бытию от сторонних причин и условий. В Боге же потому самому и не мыслимы никакие случайные видоизменения в бытии, что Он независим ни от кого и ни от чего по бытию. Таковым откровение и изображает Бога. Сам Он ο Себе свидетельствует: Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся (Мал 3, 6). Свящ. писатели утверждают, что у Отца светов… несть пременение или преложения стень (ни тени перемены — Иак 1, 17; ср. Евр 6, 16–17). Они отвергают в Нем изменяемость, замечаемую и в видимой природе, и в человеке. Первая мысль особенно ясно выражена Псалмопевцем: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела рук у Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза, обетшают, и яко одежду сви е ши я, и измен я тся. Ты же тойжде еси, и л е та Твоя не оскудеют (Пс 101, 26–28). Отвергается откровением в Боге и изменяемость, замечаемая в человеке. He яко человек, Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется: Той глаголаше, не сотворит ли (Чис 23, 19) ? Иисус Христос, по словам апостола, вчера и днесь, тойже и во веки (Евр 13, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

– Что Бог выступает и ведет войну против народов, и что ноги Его стоят на горе Масличной, и все остальное, выраженное в священном Писании человекообразно ( νδρωποπδως), и чувственно понимаемое, мы должны понимать достойным Бога образом, в противоположном значении, так как Апостол говорит: Он есть образ Бога невидимого ( Кол.1:15 ), и снова: Царю же веков, нетленному невидимому Богу ( 1Тим.1:17 ) и в Евангелии написано: Бога никто не видал никогда: Единородный Сын, Который в лоне Отца, Он явил ( Ин.1:18 ) и снова: Ибо Бога никто не видал кроме Того, Который от Отца ( Ин.6:46 ). И как соответственно различию действий и значения толкования мы понимаем и гнев Его, и раскаяние, и душу, и руки, и ноги, и чрево, и глаза, и другие члены тела; подобно этому и написанное здесь: Выступит Господь и ополчится должно быть истолковано соответственно тому, что мы читаем у Аввакума: Ты выступил на спасение парода Твоего, на спасение со Христом Твоим ( Авв.3:13 ), у Михея: Ибо вот Господь выступит от места Своего, сойдет вниз и наступит на высоты земли, и истребятся горы под Ним и долины расступятся ( Мих.1:3–4 ); также и у Исаии: Выступит Господь сил и сокрушит рать, и возбудит рвение, и с крепостию возопиет против врагов своих ( Ис.42:13 ). Итак выступит Господь от места Своего, когда пожелает прекратить покой и обнаружение кротости и милосердия Своего в прощении грешников; Он хотя по естеству Своему и кроток, но пороками нашими преогорчевается, т. е. делается горестным ( παραπικρανεται) не Себе, а претерпевающим страдания, которым горестны мучения. Он, в другом месте говорящий через пророка: Я есмь Бог и не изменяюсь ( Мал.3:6 ), и Тому говорит: Ты же один и тот же и остаешься неизменным ( Пс.101:28 ), и в послании Иакова: У Которого нет перемены ( Иак.1:17 ); ныне Он выступает и воюет, как в дни битвы, когда Он потопил Фараона в Красном Море и выступил в защиту народа Израильского ( Исх.14 ). И станут ноги Его на тех, над которыми Он умилосердился, так что о Нем снова может быть сказано: И Господь возгремит трубою, и будет ходить в движении страшного гнева Своего ( Зах.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

По вопросу сотворены ли небо и земля в первый день или ранее, существуют различные мнения. Ряд авторов отделяет сотворение неба и земли в Быт. 1:1, называемого Прологом первой главы Книги Бытия (или более кратко — Прологом), от Шестоднева, или разделяет Пролог и Шестоднев. Другие авторы включают Пролог в первый день творения. Это различие, по видимому, обусловлено тем, что в контексте Быт. 1: 1 нет   ясного указания на данное временне соотношение. Действительно, с одной стороны, слова: И был вечер, и было утро: день один (Быт 1: 5) , можно считать относящимися ко всем приведенным ранее событиям, в том числе и к Быт. 1: 1, то есть толковать Быт. 1: 1 как: «В первый день, в начале сотворил Бог небо и землю…», или «В начале первого дня сотворил Бог небо и землю…». С другой стороны, фраза «В начале», введенная в текст Быт 1: 1, позволяет говорить о неком Прологе, который предшествует первому дню творения. Иначе говоря, позволяет толковать данный Пролог, как: «В начале сотворил Бог небо и землю, а затем, в первый и последующие дни — все остальное». (См. подробнее о данном вопросе (1 : 30-42). «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;  ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20: 8-11). «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис. 23: 19); «В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;  но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101: 26-28); «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь…» (Мал. 3: 6); «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1: 17); «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8).

http://bogoslov.ru/article/417745

В разделе неск. раз цитируются речи, к-рые произносят возможные оппоненты Яхве и пророка: народ Израиля (Мал 1. 2; 1. 5) и жители Эдома (Мал 1. 4). Второй раздел (Мал 1. 6 - 2. 9) посвящен теме пренебрежения священниками своих обязанностей и принесения ими недостойных жертвоприношений. Раздел начинается с риторических вопросов, которые задает Яхве священникам, оскверняющим Его имя: «...где почтение ко Мне? ...и где благоговение предо Мной?» (Мал 1. 6a-bα). Встречный вопрос: «Чем мы бесславим имя Твое» (Мал 1. 6bβ), к-рый могли задать священники, дает повод для раскрытия темы раздела (Мал 1. 6 - 2. 9). Священники обличаются в том, что они приносят в жертву непригодных для этого животных: слепых, хромых, больных, украденных (Мал 1. 8, 13-14), а также, возможно, совершают и недоброкачественное хлебное приношение (Мал 1. 7, 13). При этом текст содержит аллюзии на законы Пятикнижия, регламентирующие порядок совершения жертвоприношений (ср. Мал 1. 8 с Лев 22. 18-23; Втор 15. 21). Священникам предлагается молить Яхве о помиловании (Мал 1. 9). Кроме того, священников обвиняют в неправильном социальном поведении. Вместо того чтобы учить народ соблюдению закона, они вовлекли многих в соблазн своим учением (Мал 2. 7-8) и нарушили завет Бога с Левием , предком-эпонимом левитов , к-рый должен служить образцом для всех служителей храмового культа (Мал 2. 4-8). Яхве обещает отвергнуть нечистые жертвоприношения, подвергнуть проклятию недостойных священников и сделать их объектом презрения (Мал 1. 10; 2. 2-3, 9). Сам Яхве не нуждается в подобных жертвах, поскольку по всей земле «от востока до запада» Ему везде приносят жертвы и делают «чистые подношения» (Мал 1. 11). В разделе многократно цитируются речи, к-рые произносят или могут произнести оппоненты пророка - священники (Мал 1. 6; 1. 7 (2 раза), 1. 12; 1. 13). Третий раздел (Мал 2. 10-16) посвящен теме социальной справедливости и отношения к женам. Древнеевр. текст раздела понятен меньше, чем др. тексты Книги прор. Малахии, и, вероятно, в нек-рых частях был испорчен. Наибольшие проблемы возникают при интерпретации Мал 2. 12 и 2. 15.

http://pravenc.ru/text/2561704.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010