И когда мы умоляли и просили о нашем достоянии, он действовал подобно человеку, как бы оказывающему нам свою милость. И он гневается на тебя, ибо ты благословил своего благочестивого и праведного сына Иакова; ибо в нем нет ничего злого, но одно только доброе. И с того времени, как он возвратился из Харрана, до сего дня он не обидел нас ни в малейшем; но мы все получаем от него вовремя и всегда; н он радуется от всего сердца, если мы что-нибудь принимаем от него, и благословляет нас; и он не отделился от нас с того времени, как пришел из Харрана, до сего дня. И он живет всегда с нами в доме, почитая нас». И Исаак сказал ей: «Знаю и я, и вижу отношение Иакова к нам, что он нас почитает во всем. Я раньше любил более Исава, чем Иакова, ибо он родился прежде; но теперь я люблю Иакова больше, чем Исава, так как он оказался в своих делах весьма дурным и в нем нет никакой справедливости. Ибо все пути его – несправедливость и насилие, и нет в нем справедливости. Мое сердце также потрясено теперь из-за всех его дел, и ему и семени его не будет счастия, но они погибнут на земле и будут истреблены под небом. Ибо он оставил Бога Авраама и последовал за своими женами, за мерзостию и соблазном их – он и его сыновья. И ты говоришь мне, чтобы я заставил его поклясться, что он не убьет Иакова; но если он и поклялся бы, то это будет бесполезно, и он будет совершать не добро, а только зло. И если он захочет умертвить своего брата Иакова, то будет предан в руки Иакова, и не избегнет рук его, но впадет в руки его. И ты не бойся за Иакова: ибо хранитель Иакова – могущественный, и досточтимый, и достопоклоняемьй всеми». [...] И Ревекка послала и призвала Исава; и он пришел к ней. И она сказала ему: «У меня есть просьба к тебе, сын мой, и ты обещай, что исполнишь то, что я скажу тебе, сын мой!» И он сказал: «Я сделаю все, что ты скажешь мне, и не откажу в твоей просьбе». И она сказала ему: «Я прошу тебя, чтобы ты, когда я умру, перенес меня и похоронил с Сарой, матерью отца твоего, и чтобы вы любили друг друга, ты и брат твой Иаков, и никто не предпринимал бы никакого зла против своего брата, а оказывал бы только взаимную любовь, дабы вы были счастливы, сыновья мои, и были почитаемы на земле, и никакой враг не восторжествовал бы над вами, и вы были бы достойными милосердия пред очами тех, которые любят вас».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И она вошла к Исааку и сказала ему: «я имею к тебе просьбу: заставь поклясться Исава, что он не причинит обиды Иакову и никогда не будет преследовать его. Ибо ты знаешь нрав Исава, что он груб от юности, и нет в нем добродушия; ибо он замышляет после твоей смерти убить его. И ты знаешь все, что совершил он во все дни от того дня, когда брат его Иаков пошел в Харран, до сего дня; как он оставил нас всем своим сердцем и делал нам злое: как он присвоил себе твои стада, и твое достояние твое похитил пред лицом твоим. И когда мы умоляли и просили о нашем достоянии, он действовал подобно человеку, как бы оказывающему нам свою милость. И он гневается на тебя, ибо ты благословил своего благочестивого и праведного сына Иакова; ибо в нем нет ничего злого, но одно только доброе. И с того времени, как он возвратился из Харрана, до сего дня, он не обидел нас ни в малейшем; но мы все получаем от него во время и всегда; и он радуется от всего сердца, если мы что нибудь принимаешь от него, и благословляет нас; и он не отделился от нас с того времени, как пришел из Харрана, до сего дня. И он живет всегда с нами в доме, почитая нас». И Исаак сказал ей: «знаю и я, и вижу отношение Иакова к нам, что он нас почитает во всем. Я раньше любил более Исава, чем Иакова, ибо он родился прежде; но теперь я люблю Иакова больше, чем Исава, так как он оказался в своих делах весьма дурным, и в нем нет никакой справедливости. Ибо все пути его – несправедливость и насилие, и нет в нем справедливости. Мое сердце также потрясено теперь из-за всех его дел, и ему и семени его не будет счастия, но они погибнут на земле и будут истреблены под небом. Ибо он оставил Бога Авраама и последовал за своими женами, за мерзостию и соблазном их, – он и его сыновья. И ты говоришь мне, чтобы я заставил его поклясться, что он не убьет Иакова; но если он и поклялся бы, то это будет бесполезно, и он будет совершать не добро, а только зло. И если он захочет умертвить своего брата Иакова, то будет предан в руки Иакова, и не избегнет рук его, но впадает в руки его. И ты не бойся за Иакова: ибо хранитель Иакова – могущественный, и досточтимый, и достопокланяемый всеми» (...).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И это было десятое 151 испытание, которым был искупаем Авраам; и он обнаружил верный и покорный дух. И он не сказал никакого слова о том, что Бог обещал ему дать страну ему и его семени после него, но он просил там только о местах, чтобы похоронить свою умершую. Так оказался он верным и покорным, и записан был, как друг Господа, на небесных скрижалях. И в четвертый год ее (второй седмины) взял он сыну своему Исааку жену по имени Ревекку, дочь Вафуила (Bathuel), сына Нахорова, брата Авраама. И Авраам взял себе третью жену по имени Кетуру (Ketura), из дочерей своих домашних рабов; ибо Агарь умерла прежде Сары; и она родила ему шесть сыновей: Ценбари, и Якзана, и Мадая, и Иясбока и Зигийю 152 . Во второй год шестой седмины Ревекка родила Исааку двух сыновей, – Иакова и Исава (Esau). И Иаков был благочестив, а Исав – муж грубый, земледелец и волосатый; и Иаков жил в шатрах. И юноши подросли: и Исав научился, так как он был зсмледельцем и охотником, войне и всякому грубому занятию. И Иакова любил Авраам, а Исава Исаак. И Авраам видел занятие Исава и уразумел, что в Иакове будет наречено ему имя и семя. И он призвал Ревекку и дал ей повеление относительно Иакова, ибо он видел, что она также любила гораздо более Иакова, нежели Исава. И он сказал ей: «дочь моя! береги сына моего Иакова, ибо он будет вместо меня на земле во благословление между сынами человеческими и всему своему семени имя его будет во славу. Ибо я знаю, что Господь произведет от него народ, и он будет предпочтен пред всеми, которые на лице земли. И вот, сын мой Исаак любит Исава более, нежели Иакова, и я вижу, что ты действительно любишь Иакова. Так сделай ему еще больше добра, и да будет он твоим возлюбленным сыном, ибо он будет мне во благословение на земле, отныне до всех родов века. Да укрепятся руки твои, и да возрадуешься ты о сыне твоем Иакове, ибо я люблю его более всех моих сыновей; ибо он будет благословен во век, и семя его наполнит всю землю. Ибо как не может человек сосчитать пыль земную, так не может быть исчислено и семя его. И все благословения, которыми Господь благословил меня и мое семя, будут также уделом Иакову и его семени во все дни. И в его семени будет благословлено мое имя, и имя моих отцев Сима, и Ноя, и Еноха, и Малалела, и Сифа, и Адама. Да послужат они к тому, чтобы основать небо, и утвердить землю, и обновить светила, которые на тверди небесной» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

18Это потомки Иакова и Зелфы, которую Лаван дал в служанки своей дочери Лии. Всего шестнадцать человек. 19Сыновья Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин. 20Манассию и Ефрема родила Иосифу в земле египетской Асенат, дочь Поти–Феры, жреца города Она. 21 Сыновья Вениамина: Бела, Бехер, Ашбель, Гера, Нааман, Эхи, Рош, Муппим, Хуппим и Ард. 22Это потомки Иакова и Рахили. Всего четырнадцать человек. 23 Сын Дана – Хушим. 24 Сыновья Неффалима: Яхцеэль, Гуни, Ецер и Шиллем. 25Это потомки Иакова и Валлы, которую дал Лаван в служанки своей дочери Рахили. Всего семь человек. 26Всех прямых потомков Иакова, которые пришли с ним в Египет, не считая его снох, было шестьдесят шесть человек, кроме самого Иакова и Иосифа. 27Вместе с сыновьями Иосифа, теми двумя, что родились в Египте, всех членов семьи Иакова, поселившихся в Египте, было семьдесят . 28Иаков послал Иуду вперед, к Иосифу, чтобы заранее узнать от него о земле Гошен и о пути к ней. И когда все они пришли в землю Гошен, 29Иосиф велел подать ему колесницу и выехал навстречу своему отцу Израилю. Увидев отца своего, он тут же пал ему на шею и, обняв его, плакал долго. 30«Теперь мне и умереть можно. Я увидел тебя, увидел живым!» – произнес Израиль. 31 Тогда Иосиф сказал своим братьям и другим домочадцам отца своего: «Я должен пойти и известить о вас фараона, скажу ему, что мои братья и вся семья отца моего пришли ко мне из Ханаана, 32что люди эти – пастухи овец, и так уж повелось, что скотоводство – их занятие с давних пор. И сюда они привели с собой крупный и мелкий рогатый скот, и привезли всё, что у них было. 33 И поэтому, когда позовет вас фараон и спросит, каким трудом свой хлеб добываете, 34отвечайте ему так: «Мы, рабы твои, всю свою жизнь только и знали одно дело – пасти скот, занимались этим и отцы наши“. Скажите ему об этом, чтобы остаться вам жить отдельно в земле Гошен, с ее выпасами, ибо у египтян, живущих оседло, отвращение вызывает всякий пастух овец, кочующий с места на место». 47 И, придя к фараону, Иосиф сказал ему: «Мой отец и мои братья пришли из Ханаана, пришли они вместе со своими стадами мелкого и крупного рогатого скота и со всем, что у них есть, и теперь они в земле Гошен». 2(Он взял с собой только пятерых братьев, которых и представил фараону.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Быт. 46:6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, – Иаков и весь род его с ним. Быт. 46:7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет. В таблицах наименована лишь одна дочь Дина, которая осталась незамужнею, и внучка Серах; между тем из стиха 7 видно, что их было несколько; разуметь ли под этим именем жён сыновей Иакова или же других замужних дочерей его, которых мужья-иноземцы не поименованы в списке рода Иакова, – разрешить трудно. Быт. 46:8 Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: М. Филарет говорит, что под именем перешедших в Египет нельзя разуметь тех именно лиц, которые сопровождали Иакова во время его переезда из земли Ханаанской в землю Гесем, потому что в списке их упомянут Иосиф и его дети, не участвовавшие в переезде, а также и внуки Иуды от Фареса и внуки Вениамина, которые не могли родиться прежде переезда. Блаж. Августин высказывает мнение, что список «перешедших» заключает в себе всё время жизни и владычества Иосифа, но м. Филарет указывает, что это расширяет значение слова перешедших без очевидного основания. М. Филарет говорит: прехождению сынов Израилевых в Египет противополагается, с одной стороны, постоянное пребывание их в земле Ханаанской, а с другой, постоянное же пребывание их в Египте. Поэтому первый предел прехождения есть пришествие Иосифа, последний – кончина Иакова, ибо когда Моисей замечает, что по кончине Иакова Иосиф остался в Египте сам и весь дом отца его ( Быт. 50:22 ), то этим предполагается, что евреи доселе почитали себя кратковременными только пришельцами Египта и помышляли о скором возвратном переселении. По сему понятию перехождения в Египет список перешедших в него представляет состояние племени Иакова по его кончину: из сего и делается понятным то, как вошли в него рождённые в Египте (Зап. Ч. II. 246). Сравни комментарий к Быт. 43:8 . Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим. Быт. 46:9 Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы (Исход. I, 1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях. Исх. 1:1–5 . Сие имена сынов Исраилевых, входящих в Египет вкупе со Иаковом отцем их, кийждо со всем домом своим внидоша: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир. Иосиф же бяше во Египте. Бяше же всех душ, исшедших из Иакова, седмьдесят пять. Имена сыновей Иакова, водворившихся в Египте, перечисляются как имена родоначальников отдельных колен, происшедших от каждого из них; перечисление сынов Израиля делается не по порядку рождения, а по матерям; сперва мы видим имена сынов Иакова от Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон; за ними следуют сын Иакова от Рахили Вениамин, младший между братьями, наконец сыновья Иакова от служанок Лии и Рахили: Дан, Неффалим, Гад и Асир. Иосиф, сын Рахили, не поминается наряду с братьями, но о нем замечается только, что он бяше во Египте, т.е. прежде них водворился в Египте и тем предуготовил им переселение в страну, где их потомство возрасло в народ. – Кийждо со всем домом своим, т.е. со всем семейством – женами детьми и внуками, также со всем имуществом, именно рабами, скотом и прочим хозяйством. Такое обширное значение, в сем случае, дома подтверждается свидетельством книги Бытия, где ясно сказано, что «с Иаковом пришли в Египет сыны его и сыны сынов его, и весь род его, дочери его и дочери сынов его, и что они взяли с собою скот свой и все имущество свое» ( Быт. 46:6–7 ). В той же книге перечисляются поименно члены рода Иаковлева, которые вместе с Иаковом, как там сказано, пришли в Египет. Но как надобно понимать употребленное о них выражение пришли или переселились вместе с Иаковом? Так ли, что все они лично переселились вместе с Иаковом в Египет? Нет. Ибо известно, что один из них, именно Иосиф, поселился в Египет задолго до переезда Иакова, а другие из обозначенных в помянутом перечислении книги Бытия членов рода Иаковлева, например, дети Иосифа Ефрем и Манассия ( Быт. 46:27 ), внуки его (20), внуки Иуды от Фареса (12), и внуки Вениамина (21), – родились уже в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

15. Благословение Исава и Иакова Однажды Исаак сказал Исаву: «Вот я состарился; не знаю, когда наступит день смерти моей; возьми теперь колчан и лук твой, пойди в поле, налови мне дичи и приготовь мне кушанье». За это Исаак хотел благословить Исава пред своею смертью . Ревекка слышала, что говорил Исаак Исаву, и желала, чтобы отцовское благословение было дано не Исаву, а Иакову. Она велела Иакову сходить в стадо и взять оттуда двух козлят, молодых и хороших, и взялась приготовить из них Исааку кушанье. Иаков опасался, как бы не навлечь за этот обман проклятия отца вместо его благословения. Но Ревекка успокоила Иакова и велела ему ее слушаться. Исаак был так стар, что зрение его притупилось, и он сделался слеп. Ревекка приготовила кушанье, которое любил Исаак, взяла одежду Исава и одела в нее Иакова, а руки и гладкую шею его обложила кожею козлят. Затем она дала в руки Иакову кушанье и хлеб и велела ему идти к отцу просить его благословения. Когда Иаков подошел к отцу своему, то сказал: «Отец мой!» Исаак отвечал: «Вот я, кто ты, сын мой?» Иаков отвечал: «Я – Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя». Исаак сначала не поверил, что это Исав. Он велел Иакову подойти, чтобы ощупать его. Иаков подошел. Исаак, ощупав его, сказал: «Голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы». Иаков подал кушанье отцу, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Затем Иаков подошел к отцу, и он поцеловал его и благословил его, как своего первенца. Как только Исаак благословил Иакова, Исав пришел с ловли своей. Узнав, что благословение уже получено Иаковом, он начал громко и весьма горько плакать и просил отца, чтобы он благословил и его. Исаак сначала «затрепетал», узнав, что младший сын обманул его и получил от него благословение, которое он желал преподать старшему сыну. Он молчал. Исав же опять возвысил голос свой и заплакал. Тогда Исаак дал свое благословение и Исаву, но не такое, какое он дал Иакову, сказав, что потомки Исава будут служить потомкам Иакова, но потом свергнут с себя их иго. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Глава 1 1–7. Умножение потомков Иакова в Египте. 8–22. Угнетение их новым фараоном. Исх.1:1 .  Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим: Исх.1:2 .  Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Исх.1:3 .  Иссахар, Завулон и Вениамин, Исх.1:4 .  Дан и Неффалим, Гад и Асир. Исх.1:5 .  Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте. Исх.1:6 .  И умер Иосиф и все братья его и весь род их; Перечислением имен сынов Израилевых, вошедших в Египет, и упоминанием о смерти Иосифа Моисей отсылает читателя к последним главам кн. Бытия ( Быт. 46:8–27, 50:26 ) и тем самым дает понять, что кн. Исход находится с ними в тесной связи. Подобно им, она имеет своим предметом описание жизни потомков Иакова в Египте, а начиная его с момента смерти Иосифа, является их продолжением. Перечисление сыновей Иакова – глав поколений ведется в порядке их матерей ( Быт. 35:23–26 ). В общее число переселившихся ( Быт. 46:27 , Втор. 10:22 ), большее в греко-славянском по сравнению с еврейским на пять ввиду того, что LXX переводчиков прибавляют троих внуков и двух правнуков Иосифа ( Быт. 46:20 ), не включены жены сыновей Иакова ( Быт. 46:26 ) и другие, принадлежащие к патриархальной семье лица – рабы и рабыни ( Быт. 32:6 ). С присоединением этих последних, право на что дает выражение 1-го стиха «вошли каждый с домом своим», – с семейством, включая жен, детей, слуг ( Быт. 7:1 ), вообще с поколением ( 1Цар. 20:16 ), – число вошедших в Египет справедливо увеличивают до нескольких сот. Смерть Иосифа и всего старого поколения отмечается, как начало нового, ниже описываемого периода в жизни семьи Иакова. Он характеризуется двумя чертами: усиленным размножением евреев и новыми отношениями к ним египтян. Исх.1:7 .  а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. О размножении евреев говорит и еврейское выражение «ваишрецу» – стали кишеть, подобно быстро размножающимся мелким животным ( Быт. 1:20 ), и ясно свидетельствует количество вышедших из Египта израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сыны Рахили, жены Иакова: Иосиф и Вениамин. И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. Сыны Вениамина: Бела и Бехер и Ашбел; [сыны Белы были:] Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муппим и Хуппим и Ард. Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ. Сын Дана: Хушим. Сыны Неффалима: Иахцеил и Гуни, и Иецер, и Шиллем. Это сыны Валлы, которую дал Лаван дочери своей Рахили; она родила их Иакову всего семь душ. Дается перечень ближайших потомков Иакова, переселившихся с ним в Египет или – частью – уже в Египте родившихся. Эта генеалогия, по понятиям и обычаям древнего Востока вообще и древних евреев в частности, имела значение чрезвычайно важного документа; с одной стороны она показывает, что позднейшее деление народа по коленам, поколениям, родам и т.д. имело корни в соответствующем делении патриархальной семьи, – показывает, следовательно, и то, что последующее размножение потомства Иакова в целый народ в Египте происходило путем естественного прироста населения и естественного развития в политическом и этнографическом смысле, без насильственного влияния со стороны египтян и их политического устройства; с другой стороны родословие это могло иметь и юридическое значение, поскольку доказывало право каждой линии потомства Иакова на занятие территории в обетованной земле, в силу известного всем происхождения ее от того или иного сына или внука Иакова. Не лишенным значения является и число членов данной генеалогии 70, ввиду символического значения чисел 7, 10, 70 в библейском языке (как и на языке древности вообще). «Число 70 во всей священной истории является особенно знаменательным: оно появляется в таблице народов ( Быт. 10 ), в 70 старейшинах Моисеевых, в иудейском Синедрионе, в 70 учениках Господа, в переводе LXX, в иудейском счислении народов мира и определении их числом 70. 10 есть число законченного человеческого развития; 7 – число совершенного дела Божия, 70 же, следовательно, означает совершенное, законченное развитие народа Божия. Но полное развитие предполагает семя, зерно: это и есть дом патриарха из 70 душ. Число 70, таким образом, в переселенческой семье предуказывает священное семя народа Божия» (Негельсбах, Делич).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Где именно написано это послание, определить нет возможности за недостатком данных. Глава 1. Приветствие и вступление (1–3). Лжеучители: примеры Божия суда (4–8). Архангел Михаил (9). Дальнейшее изображение обольстителей (10–13). Пророчество Еноха и апостолов (14–19). Увещание (20–23). Заключительное славословие (24–25). 1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: 2 милость вам и мир и любовь да умножатся. 1–2. Иуда: см. предисловие к посланию. – Раб Иисуса Христа: см. прим. к Иак. 1:1 .– Брат Иакова: праведного, первого епископа Иерусалимского (см. предисловие к посланию Иакова и Иак. 1:1 ; Иуд. 1:1 ). Делает это прибавление апостол, может быть, для того, чтобы отличить себя от Иуды Искариота и от другого известного ученика апостольского Иуды, прозванного Варсавою ( Деян. 15:22 ). Апостол Иаков праведный, по глубокому своему смирению, не пожелал сказать, что он брат по плоти (названный) его Учителя и Господа, а наименовал себя рабом Его. Так же поступил и брат его апостол Иуда, не назвав себя братом Христа по плоти и еще по смирению поставив себя и ниже брата своего Иакова, отдавая ему предпочтение пред собою. Может быть, указанием на апостола Иакова имелось в виду обратить особенное внимание читателей на послание, так как Иаков праведный пользовался особенным уважением в Церкви Христовой. – «По моему мнению, для настоящего апостола, достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова» (Феофилакт). – Призванным: к вере во Христа, чрез проповедь Евангелия, из царства греха и смерти ( 2Сол. 2:14 ; Деян. 26:18 ) в Царство благодати и жизни, призванным как из иудеев, так и из язычников, без различия ( Рим. 8:28 ), которые вняли гласу божественному ( Ин. 6:44 ) и обратились от тьмы к свету и от заблуждения к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010