И когда Писание говорит: «Я Господь Бог, Святой Израиля, который показал Израиля Царем вашим» 419 , то не следует ли вам по истине разуметь Христа вечного Царя? Ибо вы знаете, что Иаков, сын Исаака, никогда не был царем; поэтому Писание, изъясняя нам, кого оно разумеет под Иаковом и Израилем Царем, говорит так: «Иаков раб Мой, Я поддержу Его; и Израиль избранный Мой, душа Моя обнимет Его. Я положил дух Мой на Него, и Он произнесет суд народам. Он не будет кричать и не услышится голос Его вне. Трости разбитой Он не переломит и льна дымящегося не погасит, пока Он не взнесет победу, воспримет суди не сокрушится, пока не установит на земле суд; и на имя Его будут уповать народы» 420 . Ужели на патриарха Иакова, а не на Христа уповают язычники, да и вы сами? Как, поэтому, Писание называет Христа Израилем и Иаковом, так и мы, из утробы Христа как бы отсеченные, составляем истинный израильский род. Но послушаем лучше самые слова Писания: «и изведу, – говорит оно, – семя от Иакова и от Иуды, и оно наследует святую гору Мою, и Мои избранные и Мои рабы наследуют ее, и будут там жить; и будут в лесу ограды для стад, и долина Ахоркая (будет) местом отдыха для скота людям, которые взыскали Меня. Но вы, которые оставляете Меня и забываете святую гору Мою и приготовляете для демонов трапезу и наполняете растворение демону, – Я предам вас мечу, вы все падете от убийства, потому что Я звал вас, и вы не послушали, Я говорил и вы не внимали, и сделали злое предо Мною и избрали, чего Я не хотел» 421 . Таковы слова Писания; и вы конечно сами понимаете, что есть какое-то другое семя от Иакова, о котором теперь сказано, и никто не подумает, чтобы здесь говорилось о вашем народе. Ибо невозможно, чтобы потомки Иакова оставили начало для семени Иакова, и чтобы Тот, кто укорял народ, как недостойный наследия, с другой стороны обещал его тому же народу, как будто одобрял его. Но как там пророк говорит: «и ныне ты, дом Иакова, придите, пойдем во свете Господа; ибо Он оставил народ Свой, дом Иакова, потому что наполнилась земля их, как с начала, гаданий и предсказаний» 422 , так и здесь нам должно разуметь два семени Иуды и два рода, как два дома Иакова, – один рожденный от крови и плоти, другой – от веры и Духа. Глава 136

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Патриарх Иаков (Израиль) Борьба Иакова с Ангелом. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия      Исав возненавидел Иакова и после смерти отца хотел его убить. Опасаясь за сына, Ревекка советует Исааку послать Иакова в Месопотамию, чтобы взять жену. Исаак благословляет выбрать в жены одну из дочерей Лавана, брата Ревекки. Получив благословение, Иаков отправляется в Месопотамию. Он вышел из Вирсавии. Ему предстояло пройти долгий и трудный путь. Сначала нужно было пройти на север по Ханаану, потом через Иордан, Галаад, Васан; идти по направлению к Дамаску и далее — до Харрана, где жил Лаван. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает добродетели Иакова: «Посмотри же теперь на этого юношу, воспитанного дома, никогда не испытавшего ни трудностей путешествия, ни жития на чужой стороне, ни других каких-либо беспокойств, — поучись как совершает он путешествие, и поучись высокому любомудрию» (Беседы на книгу Бытия. 54. 3). Ночь застала его близ города Луз. Иаков положил под голову камень и лег ночевать. Ему было замечательное видение, имевшее высокий пророческий смысл. Он увидел во сне лестницу от земли до неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Иаков увидел на лестнице Господа, Который сказал: Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28, 13–15). Лестница от земли до неба была выражением тесной связи небесного и земного. Восхождение по ней Ангелов и нисхождение их означает, что они возносят за людей молитвы к Богу, ходатайствуют за них и низводят на людей милости Божии. Лестница Иакова. Монастырь Дионисиат, Афон      Это место из книги Бытия читается в качестве паремии на Богородичных праздниках. Лествица Иакова — это связь Неба с землею, человека с Богом. Совершеннейший образец такого соединения явила Пречистая Дева Мария. Она Сама стала той лестницей, которая возводит к Богу. Большинство ветхозаветных пророческих откровений имеет как общечеловеческий, мессианский смысл, так и ближайший (в пределах ветхозаветной истории). Видение Иакова имело и конкретную цель: укрепить праведника в многотрудном деле соучастия в планах Божественного домостроительства. Патриарх Иаков еще не знал, какие испытания его ждут. Господь заранее укрепляет его веру Своими обетованиями и обещает защиту. Иаков назвал это место Вефиль (евр. Бет-Эль — дом Божий).

http://pravoslavie.ru/103643.html

Праотец Иуда. Икона из иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (КГОИАХМЗ) Праотец Иуда. Икона из иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (КГОИАХМЗ) Среди сыновей Иакова И. предшествовали по старшинству Рувим (первенец Иакова), Симеон и Левий, однако в кн. Бытие говорится о грехах старших братьев, и это указывает на то, что главным среди сыновей Иакова суждено стать именно И. Рувим «переспал с Валлою, наложницею отца своего» Иакова (Быт 35. 22), и потерял свое преимущество (Быт 49. 4). Симеон и Левий обманом перебили жителей Сихема (Быт 34), восстановив против Иакова и его сыновей окрестные народы (Быт 34. 30), и потому были осуждены отцом (Быт 49. 5-7). В повествовании об Иосифе (Быт 37-50) И. выступает на первый план по отношению к остальным братьям (исключая самого Иосифа). В Быт 37. 26-27 И. советует братьям не убивать Иосифа, а продать его иноземцам («что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?») и этим спасает своему младшему брату жизнь. Раньше (Быт 37. 22) аналогичный совет («не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне») дает Рувим, также с желанием спасти Иосифа. В Быт 43. 8-9 И. берет на себя перед отцом ответственность за судьбу Вениамина: «Я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицом твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни». В Быт 42. 37 Рувим говорит отцу почти то же самое: «Убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе». Такие варианты повествования нередко объясняют соединением 2 традиций. Сторонники гипотезы о наличии в Пятикнижии 4 источников полагают, что в источнике E (относящемся к т. н. элохистической истории) ведущая роль среди братьев принадлежит Рувиму, в источнике J (относящемся к т. н. яхвистической истории) - И. (см., напр.: Skinner J. A Critical and Exegetical Comment. on Genesis. Edinb., 1930 2. P. 446, 473). В любом случае очевидно, что в Быт 37. 22, 42. 37 Рувим выступает как старший брат, ответственный перед отцом за благополучие семьи, между тем как в параллельных сценах (Быт 37. 26-27, 43. 8-9) роль старшего брата берет на себя И. В дальнейшем повествовании Рувим уже не упоминается как отдельное действующее лицо, главой братьев представлен И.: он от всех говорит с Иосифом (Быт 44. 16-34), к-рый после слов И. разрыдался и открылся братьям (Быт 45. 1-2); именно И. отец посылает оповестить Иосифа о приходе Иакова со всем его родом в Египет (Быт 46. 28). И. в благословениях Иакова (Быт 49) и Моисея (Втор 33)

http://pravenc.ru/text/1237745.html

И вот Исаак благословляет Иакова, он говорит ему, куда надо идти и что от него, Иакова, произойдет «множество народов» ( Быт. 28:3 ). Не один еврейский народ – чада Авраама по плоти, но именно «множество народов» ( Быт. 28:3 ), то есть в формате христианства чад Авраама по духу! Почему дважды говорится об одном и том же: «да расплодит тебя» и «да размножит тебя» ( Быт. 28:3 )? Такая, казалось бы, тавтология. Но в действительности, когда говорится: «да расплодит тебя» ( Быт. 28:3 ) – имеются в виду, именно его потомки по плоти, а когда говорится: «да размножит тебя» ( Быт. 28:3 ) – имеются в виду его потомки по духу. И с этим трудно поспорить! «Возлюбленные, когда благословенный Исаак отправлял своего сына в Месопотамию, он являл собой образ Бога Отца, а Иаков – Господа Христа. Отвергнув женщин тех мест, где он жил, благословенный Исаак послал сына за женой в отдаленную страну, потому что Бог Отец отвернет синагогу евреев и пошлет Сына Своего единородного создать Церковь из язычников. Это истинно исполнилось, когда апостолы говорили евреям: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» ( Деян. 13:46 )» 314 . И далее мы читаем: « И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава » ( Быт. 28:5 ). Вот здесь о Ревекке говориться, как о «матери Иакова и Исава» ( Быт. 28:5 ). Она не перестает быть матерью Исава, хотя Исав – злодей. Она продолжает оставаться матерью обоих братьев, и святые Отцы говорят, что она искала спасения и для Исава, и благословений Божьих искала для Иакова, об этом мы уже беседовали выше. Помните этот диалог, когда она говорит: «Для чего мне в один день лишиться обоих вас?» ( Быт. 27:45 ). Имеется в виду, что если Исав убьет Иакова, то Иаков умирает физически, а Исав, который станет убийцей, умирает духовно. Эта женщина до конца боролась за своих двух сыновей. Но то, что она проявила инициативу в деле перехвата благословения от слепого патриарха Исаака, было связано с тем, что она знала внутренние качества Исава, она понимала, что Исав не сможет стать духовным лидером, настоящим патриархом народа Божьего. И если бы это произошло, то это была бы не только трагедия народа Божия, но и личная трагедия Исава.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

С особенной трогательностью изображает Иуда преимущественную привязанность Иакова к Вениамину ввиду, особенно, потери Иосифа (последнее упоминание должно было особенно живо затронуть сердце Иосифа). Быт.44:30–31 . Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. На образном языке еврейском любовь Иакова к Вениамину представляется так: душа Иакова связана неразрывными связями с душой Вениамина (ср. 1Цар. 18:1 ), так срослась с ней, что с исчезновением Вениамина, погибнет и жизнь Иакова. Такой нежности родительской любви к детям не знал мир языческий. Говоря о том, что возвращение братьев к Иакову без Вениамина повлечет за собою смерть отца, Иуда употребляет тоже выражение: «сведут... седину... отца... во гроб», которое Иаков сам употребил в ответе сыновьям ( Быт. 42:38 ). Этим выражением Иуда, неведомо для себя, и Иосифа сопричисляет к виновникам будущей смерти Иакова. Это последнее более всего могло усилить впечатление речи Иуды на Иосифа. Быт.44:32–34 . Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе [и не поставлю его пред тобою], то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего. В этот момент высшего напряжения Иуда предлагает самого себя в рабы вместо Вениамина по двум основаниям: • он взял у Иакова его любимца на поруки (ст. 32) и навсегда останется виновным перед отцом (ст. 33); • он не может быть зрителем трагической смерти отца, одним из виновников которой он не может не считать самого себя. Этими двумя основными идеями своими – изображением горя и страданий Иакова и выражением благородного мужества и решимости на самопожертвование – Иуда окончательно побеждает сердце и разум Иосифа, от сострадательности которого теперь все зависело: он получает и полное нравственное удовлетворение видя, что братья раскаялись, и глубокое душевное потрясение. Все это побуждает его открыться братьям, что он далее и делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По раввинам, Иаков, как бы предчувствуя обман со стороны Лавана, с особою точностью называет именно Рахиль, младшую дочь Лавана; высказывал этим и то, что, как младший сын Ревекки, он должен жениться на младшей дочери Лавана. Лаван охотно соглашается на предложение Иакова, обеспечивавшее ему семилетнюю даровую работу его; но согласие свое Лаван мотивирует и более благовидным основанием – требованием обычая Востока (доселе там имеющего силу) предпочитать браки в близком родстве бракам с посторонними лицами. Быт.29:20 . И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Пример любви Иакова показывает, что древним семитам не чужда была самая возвышенная любовь между полами. Некоторые толкователи полагали, что брачное сожитие Иакова с дочерьми Лавана началось уже при начале первой седьмины лет службы первого, так как иначе трудно понять, как в течение следующих семи лет у Иакова родилось 12 детей, причем у Лии был еще более или менее значительный промежуток между рождением Иуды ( Быт. 29:35 ) и Иссахара ( Быт. 30:17–18 ). Но в объяснение последнего затруднения следует помнить, что и некоторые дети у Иакова родились – от разных жен и наложниц – одновременно. Самое же предположение прямо опровергается ст. 21, где говорится, что Иаков требует брака только по прошествии 7 лет службы. Быт.29:21 . И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней. Мидраш дает следующий перифраз: «Господь обещал мне, что от меня произойдет 12 колен; но мне уже 84 г. от роду, когда же я стану родоначальником тех колен?» (Beresch. r., s. 345). Женитьба Иакова на Лии Быт.29:22 . Лаван созвал всех людей того места и сделал пир. Несмотря на свою расчетливость, Лаван собирает много гостей на пиршество: может быть, с целью иметь свидетелей на случай энергичных возражений Иакова по поводу предстоящего обмана или сделать (через попойку) более легким последний, или же, наконец, имея в виду разом отпраздновать обе свадьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.35:21–22 . И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. И услышал Израиль [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. К тяжкому семейному горю патриарха присоединилось другое: бесчестие ложа его со стороны первенца его Рувима (может быть, стоявшее в связи со смертью Рахили и притязанием Рувима на фактическое первородство), имевшее место около «башни Гадер» или «башни стад» (Vulg: «turris gregis»), по преданию, лежавшей к югу от Вифлеема (некоторые, впрочем, на основании Мих. 4:8 сближали эту башню стад с «овечьими воротами» ( Ин. 5:2 ) в Иерусалиме, но к повествованию данного места более подходит первая дата). «И услышал Израиль», – несомненно с огорчением, как и дополняют еврейский текст LXX толковников. За это тяжкое преступление Рувим лишен был Иаковом прав первородства ( Быт. 49:3–4 ). Иудейские толкователи, однако, смягчали вину Рувима; между прочим, указывали, что 1-й пророк – Осия был из колена Рувима. Быт.35:23–26 . Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. С рождением Вениамина исполнилось число сыновей Иакова – 12, почему все они, с указанием деления их по 4 матерям, здесь перечисляются. Замечание, что все они родились в Месопотамии, требует, конечно, ограничения относительно Вениамина, родившегося в Ханаане. Быт.35:27–29 . И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, [ибо он был еще жив,] в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон [в земле Ханаанской,] где странствовал Авраам и Исаак. И было дней [жизни] Исааковой сто восемьдесят лет. И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его. Иаков со всем своим станом приходит, наконец, к отцу своему Исааку. Последний в это время имел около 167 лет (от бегства Иакова прошло ок. 30 лет, ср. толкование на Быт. 27:1 ), так что смерть его (ст. 28) последовала еще лет через 13, (цифра 167 л. может быть получена и так: Иосиф продан был в Египет в 17 лет, Быт. 37:2, 28 , и до прибытия туда Иакова с семьею жил в Египте около 23-х лет; следовательно, Иакову, во время прихода в Египет имевшему 130 лет, Быт. 47:9 , при продаже Иосифа было около 107 лет; откуда Исааку – 167 л., Быт. 25:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Речь идет о состязании патриарха Иакова с таинственным незнакомцем, оказавшимся Богом, – о поединке, который, будь он воспринят церковной культурой, мог бы стать символом богоугодного богоборчества, символом обожения и богосыновства, символом богопознания и встречи с Богом. Вот как передает эту захватывающую историю Русская Библия: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари; И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.» Быт.32:24–32 ). Может показаться, что считать это «темное» место Писания белым пятном в христианской культуре нет никаких оснований. Богоборчество Иакова было запечатлено в гравюрах Г. Доре, украшающих многие современные издания Библии, оно было воспето Рильке, о нем размышляли русские религиозные мыслители В. Соловьев, С. Булгаков , Д. Мережковский. Но в том-то и дело, что этот образ стал темой гравюры и живописи, а не иконописи, темой лирики и философии, а не гимнологии и литургики. При всей своей выразительной силе и смысловой емкости этот образ мог бы встречаться в православных молитвословиях не реже, чем прохождение Израильтянами воды «яко суши» или «попрание пламени» иудейскими отроками в Вавилонской пещи. Но он не упоминается в них. Он мог бы служить незаменимой иллюстрацией мысли святоотеческих проповедей и поучений, но Святые Отцы предпочитали умалчивать о нем не то что в гомелитических, а даже в экзегетических трудах. Конечно, описание поединка Иакова содержится практически в каждом кратком изложении священной истории, и каждый из толкователей, бравшихся за книгу Бытия, оставил свой комментарий, в частности, и к этому месту. Однако эти изложения и комментарии только подтверждают тот факт, что поединок Иакова не был воспринят церковной культурой как символ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poedino...

Ревекка решила поступить так потому, что ещё при рождении Бог открыл ей, что младший поработит старшего; и Ревекка думала, что теперь настало время, когда должны были исполниться слова Господа; а потому, когда Исав ушел, она велела Иакову выбрать из стада козленка приготовить из него кушанье; потом руки Иакова покрыла кожей козленка, чтоб он мог казаться таким же косматым, как и Исав одела на него одежду последнего и послала к отцу. Исаак спросил «кто тут?» – «Исав, первенец твой», отвечал Иаков, «я сделал, как ты сказал мне; сядь, поешь дичи моей и благослови меня». Исааку послышался голос Иакова; он велел подойти к нему, ощупал его и сказал: «голос, голос Иакова, а руки, руки Исава». Когда же он почувствовал запах от охотничьей одежды, то сомнения его рассеялись. Он поел кушанье и потом благословил Иакова. Он положил на голову его руки и сказал: «Да даст тебе Господь множество хлеба и вина; да послужат тебе народы и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими; проклинающие тебя – прокляты, благословляющие тебя – благословенны». Едва ушел Иаков, как пришел Исав. Узнав, что брат его был уже и получил благословение, Исав в горести воскликнул: «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня!» Исаак понимал, что тем благословением, которым он благословил Иакова, благословить Исава он не мог, потому что оно было произнесено по вдохновению Божию; но он пожалел Исава и тоже благословил его, говоря: «Ты будешь жить в местах плодородных; будешь жить мечом твоим (т. е. будешь вести войны). Ты послужишь брату твоему, но придет время, когда ты избавишься от власти его». В этом благословении предсказана вся дальнейшая судьба потомков Исава – эдомитян, которые долго находились в подчинении у потомков Иакова – иудеев, но впоследствии из них даже вышел царь – Ирод Великий, который подчинил себе последних. Потеряв право первородства, Исав задумал убить Иакова. Ревекка узнала об этом и посоветовала Иакову удалиться в Месопотамию к брату её Лавану. Не желая огорчать престарелого Исаака, Ревекка выставила другую причину для путешествия, а именно, чтобы он мог жениться на ком-нибудь из родных: «Я жизни не рада от дочерей хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей этой земли, то к чему мне жить». Исаак внял её жалобе, благословил Иакова и сказал: «Бог всемогущий да благословит тебя, да размножит тебя, да даст тебе благословение Авраама, отца моего, тебе и твоему потомству, чтоб наследовать землю эту, которую Бог дал Аврааму». Иаков жо потихоньку от брата ушел из родительского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Такова была борьба. Мидраш утверждает, что то был ангел Исава. Чем больше делаешь в помощь, тем еще больше предстоит сделать, и этому нет конца. Далее незнакомец попытался устрашить Иакова огнем. Иаков выстоял, сказав: «Мой дом, дом Яакова, называют огнем!» Мидраш толкует его слова: «Шекина, которая и есть огонь, покоится на мне и на моих потомках, ибо мы занимаемся огненосными законами Торы» 1094 . «Тогда Ангел напал на Яакова, чтобы в битве победить его физически. Борьба между ними продолжалась всю ночь, но Ангел так и не смог одолеть Яакова» 1095 . – Всевозрастающие трудности, умножающиеся по мере их преодоления; – Таинственный огонь, вырвавшийся из земли (темная мистика); – Физическая брань. Ничто не могло одолеть Иакова, не одолеет и его потомков, носителей Торы. Всему этому подтверждением – вся жизнь Иакова и вся история Из­раиля. Во всем этом Иаков остался не побежден. И боролся Некто с Иаковом до появления зари. Кончалась ночь. А борьба не кончалась. И увидев, что не одолевает его, Сей Некто коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. Иаков борется за то, чтобы в смертельной вражде находящийся Исав бла­гословил его. Светало. На горизонте появилась заря. По иудейскому верованию, анге­лы в это время восходят на небеса к Богу, чтобы воздать Ему хвалу. Однако Иаков боролся с Ангелом – и превозмог! 1096 . За Ангелом – Бог. Иаков боролся с Богом, и не отпускал Его. Тогда Боровшийся, видя, что победить Иакова невозможно, что Он не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова. Не сокрушив дух, намерение и желания Иакова, Боровшийся с ним Муж поражает его телесно. – Иаков, теперь ты слаб, теперь ты отстанешь от Меня! Отпусти Меня, ибо взошла заря. Казалось, борьба окончена. Не хотел по-доброму, ты поражен физически. Угомонись! Не тебе знать пути Божии, не тебе менять Его намерения. Но – о человек! Борьба не кончена. И, пораженный телесно, теперь на­всегда хромлющий, Иаков не отпускает Боровшегося с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010