6. Святителя Евтихия, патриарха Константинопольскаго (582). Святителя Мефодия, архиепископа Моравскаго, учителя Словенскаго (885). Преподобныя Платониды Сирския (308). Мучеников 120 Персидских (344–347). Мучеников Иеремия и Архилия иерея. 7. Преподобнаго Георгия исповедника, митрополита Митиленскаго (Мелитинскаго) (IX). Преподобнаго Даниила Переславскаго (1540). Мученика Каллиопия (304). Мучеников Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Преподобнаго Серапиона монаха. 8. Святых апостолов Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Святителя Нифонта, епископа Новгородскаго (1156). Преподобнаго Руфа, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Мученика Павсилипа (II). Святителя Келестина, папы Римскаго (432). 9. Святаго мученика Евпсихия (362). Мучеников Дисана, епископа, Мариава, пресвитера, Авдиеса и прочих 270 (362– 364). Преподобномученика Вадима архимандрита (376). 10. Святых мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33 (III). Мучеников Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). 11. Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийскаго (92). Преподобных Иакова Железноборовскаго (1142) и Иакова, сподвижника его. Святителя Варсонофия, епископа Тверскаго (1576). Преподобных Евфимия (ок. 1465) и Харитона (1509) Сянжемских. Мучеников Прокесса и Мартиниана (I). Преподобнаго Фармуфия (IV). Преподобнаго Иоанна, ученика святителя Григория Декаполита (IX). 12. Преподобнаго Василия исповедника, епископа Парийскаго (VIII). Священномученика Зинона, епископа Веронийскаго (ок. 260). Преподобнаго Исаака Сирина , в Сполете Италийском (550). Преподобномучеников Мины, Давида и Иоанна (VII). Преподобныя Анфусы девы (801). Преподобныя Афанасии игумении (860). Икон Божия Матери Муромския (XII) и Белыничския (XIII). 13. Святаго священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийскаго (303). Мученика Крискента из Мир Ликийских. Мученицы Фомаиды Египетския (V). 14. Святителя Мартина исповедника, папы Римскаго (655). Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мученика Ардалиона (IV). Мучеников 1000 Персидских и Азата скопца (ок. 341).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не может быть основанием зачатый во грехе, сам творивший грехи, повсюду блуждавший и просивший совета у женщин, чужой силой творивший какие-то дела, истлевший во гробе, имя которого приводит людей в недоумение относительно пути, истины и жизни. А Магомет и Моисей зачаты во грехе, творили грехи, истлели во гробе, и их имена приводят людей в недоумение [также, букв:, двусмысленность. – Ред.] относительно пути, истины и жизни. Посему, братья, негде нам озираться по истории в поисках какого-то иного основания, помимо Господа Иисуса Христа, зачатого без греха, не сделавшего ни одного греха, не блуждавшего и не искавшего совета ни у кого, собственной Своей силой творившего грандиозные дела, во гробе не истлевшего, Чье имя не приводит людей в недоумение относительно пути, истины и жизни. Апостол не говорит, что Христос положил некое основание, но что Он Сам по Себе есть это положенное основание. Он – вся правда, потому Он и основание всякой правды. Он – вся истина, потому Он и основание всякой истины. Он – вся мудрость, потому Он и основание всякой мудрости. Он – вся сила, потому Он и основание всякой силы. Он – всё благо, потому Он и основание всякого блага. Он – вся жизнь, потому Он и основание жизни на этом и на том свете, в сем и в горнем. Господи воскресший, Ты еси основание нашего спасения и вечной жизни. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 21 апреля 1. Священномученик Ианнуарий и другие с ним . Сей святитель был епископом в Кампании Италийской. В гонение, воздвигнутое [императором] Максимианом, он был приведен на судилище и подвергнут различным мукам, которые переносил незлобиво и терпеливо. Когда ввергли его в огонь, пламя охладилось незримой росой, а мученик без всякого ущерба стоял посреди пламени, воспевая хвалу Богу. Строгали его тело железными щетками, пока не показались кости, но мученик всё это терпеливо и незлобиво переносил. Видя его истязания, его диакон Фавст и чтец Дисидерий рыдали по своему духовному отцу. Тогда связали и их, привели вместе с епископом в город Путеолы и ввергли в темницу. В том же застенке томились за дело Христово путеолские диаконы Прокул и Соссий и два простых Евтихий и Акутион. Всех семерых на следующий день бросили на растерзание зверям. Но звери их даже не коснулись. Тогда всех их усеклй мечом, а христиане Неаполя тайно перенесли тело святого Ианнуария в свой город и с честью положили в храме. До сего дня бесчисленные чудеса совершаются на гробнице этого святителя. Среди прочих чудес помнят и о том, когда одна бедная вдовица, у которой умер единственный сын, взяла из храма икону святого Ианнуария и, возложив ее на своего мертвого сына, с рыданием молилась святителю. И ее сын ожил. Святой Ианнуарий [благо]честно пострадал в 305 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Григорий. Истинно скажет отверженным в последний день Сама Истина: идите… во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф 25.41). Итак, если диавол и его аггелы, будучи бестелесными, осуждены на мучения в вещественном огне, что удивительного, если и души, еще прежде соединения с телами, могут чувствовать вещественные мучения? Петр. Истина очевидна, и ум не должен более сомневаться в этом предмете. 30. О смерти царя Феодорика арианина Григорий. Если ты с таким трудом убедился, то надеюсь в вознаграждение за труд умножить твою веру, когда расскажу тебе то, что сам слышал от людей, заслуживающих доверия. Юлиан, второй апокрисиарий Римской Церкви, которой я по воле Божией служу, умерший почти семь лет назад, часто ходил ко мне, когда я был еще в монастыре, и обыкновенно беседовал со мной о предметах душеспасительных. Однажды он рассказал мне следующее: «В правление царя Феодорика отец тестя моего исполнял в Сицилии должность сборщика податей и уже возвращался в Италию. Корабль его пристал к острову, называемому Липарис. Там жил один пустынник, муж, украшенный великими добродетелями. Пока корабелыцики приготовляли корабельные снасти, упомянутому отцу моего тестя вздумалось (со своими спутниками) сходить к сему человеку Божию и поручить себя его молитвам. Св. муж принял их и между другими разговорами сказал: «Знаете ли, что царь Феодорик помер?«Посетители тотчас отвечали ему: «Нет, мы оставили его живого, и ничего такого не слыхали о нем доселе». Раб Божий опять сказал им: «Действительно помер: вчерашний день он, раздетый и разутый, со связанными руками отведен был в девятом часу папою Иоанном и Симмахом патрицием и низвергнут в это соседнее жерло вулкана». Услышав об этом, они с точностью записали день и по возвращении в Италию узнали, что царь Феодорик умер именно в тот день, в который показаны были рабу Божию его смерть и наказание». За то, что папу Иоанна Феодорик замучил в темнице, а патриция Симмаха усек мечом, по правде брошен был в огонь, как показано в видении, теми, которых неправедно судил в сей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ибо как желание, чтобы великие дела оставались неизвестными, есть признак глубокого смирения, так и невозможность сокрыться этим делам приносит великую пользу другим. Посему Господь не того хотел, чтобы исполнилось невозможное, а хотел только, в научение наше, показать в своем примере, чего должны желать члены Его (таинственного) тела и что может быть вопреки их желанию. Петр. Я совершенно доволен, отче, твоим объяснением. Григорий. Как мы заговорили о св. Бонифации, то остается рассказать еще о некоторых его чудесах. — В каком-то году приближался день памяти блаженного мученика Прокула. В то время в Ференте жил некто Фортунат, человек именитый. Он усилено просил достопочтенного Бонифация, по совершении торжественного Богослужения в честь блаженного мученика, посетить дом его для благословения. Угодник Божий не мог отказаться от того, что предлагаемо было ему сердечным расположением Фортуната. Поэтому, совершив торжественное Богослужение, он приходит в дом упомянутого Фортуната ко времени вкушения трапезы. Но прежде, чем он совершил обычную предтрапезную молитву, у дверей дома явился какой-то человек с музыкальными инструментами и стал бить в кимвал (так как у некоторых есть обычай вкушать пищу под звуки музыки). С неудовольствием слушая звуки этой музыки, святой сказал: «Ах, умирает, умирает этот несчастный! Я пришел к этой приятной трапезе и еще не успел открыть уст своих к славословию Божию, как он уже начал заниматься своей музыкой». Потом он присовокупил: «Пойдите, и с любовью предложите ему пищу и питие, но знайте, что это мертвец». Действительно, как скоро этому несчастному человеку вынесли из дома хлеб и вино и он пошел назад, вдруг огромный камень упал с крыши дома и поразил его в самое темя. После этого удара он полуживой был поднят с земли и на другой день, по предсказанию святого, совсем простился с жизнью. Посуди же теперь, возлюбленный Петр, какой благоговейный страх должны мы питать к святым людям, в которых видимо обитает Бог! И как скоро возбуждается на что-нибудь гнев во святом человеке, к кому мы должны относить это, как не к Тому, Кто невидимо обитает в душе святого? Посему тем более должны мы опасаться, чтобы не возбудить гнева в праведнике, чем несомненнее то, что в сердце его присно обитает Тот, Который всегда силен воздать нам отмщение, по его желанию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

88 Мейер, Годе; из русск. Кибардин в статье о крещении Господа (Прав. Обозр. 1885 г. кн. 3), Казанский о крещ. Господа (Чтен. Общ. люб. дух. просв. 1885 г. кн. 3). 90 Чтение русск. перевода: и увидел Иоанн Духа Божия нужно считать не более, как свободным толкованием, которое явилось в подражание немецкому переводу. 91 Последнего, впрочем, мы не можем ни утверждать, ни отрицать, потому что о том, чтобы присутствовал народ при крещении И. Христа, ничего не говорят нам евангелисты. 93 Здесь нельзя пройти молчанием одного возражения Штрауса, которое он делает против этого чудесного знамения. Ему кажется непонятным, для чего необходимо было сошествие Св. Духа на Христа при крещении, если Он был Сын Божий? Прекрасный ответ на это возражение дает Эбрард. «Дух Святый, говорит он, вступил при крещении в новое отношение к И. Христу, чем в каком был доселе к Нему, подобно тому, как тот же Св. Дух, данный еще при жизни Господа Его ученикам, в день Пятидесятницы вступил к этим последним в новое отношение». Wissenschaftl. Krit d. Evang 1850 г. p. 261. 94 Такое мнение высказывает г. Кибардин в своей статье о крещении И. Христа (см. Прав. Об. 1855 г. 3 кн. 654 стр. 95 В Кембридж кодексе (Д) и некоторых италийских, a также и у Иустина мученика (Разговор с Трифон. гл. 88 и 103) слова: о нем же блоговолих заменены другими: аз днесь родих тя (из 2-го псалма). Такую замену сделали евионеи в своем апокрифическом евангелии (Епифан. Против ересей 30, 13). Они же допускали рождение Христа Богом, но думали, что Божество соединилось с Ним при крещении, и потому, для подтверждения этого своего мнения, вместо: о нем же благоволих внесли слова: аз днесь родих тя. Отсюда и распространилось это чтение по некоторым рукописям, а также и вошло в сочинения св. Иуст. мученика, у которого, очевидно, были под руками апокрифические евангелия. 98 Евангелист Иоанн совсем не говорит об этом событии, у него нет даже намека на него. О это понятно почему, Иоанн опускает все, о чем уже и так много было сказано в первых трех Евангелиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

У И. Я. Франко: «...i море своï xbuлi виливало аж до nepbichux границь» (с.213). Ср. в гл.2 у Анастасия библиотекаря: «mare quippe fluctus suos and nonnulos retractos spatia in proprios sinus collegerat» (Антология). 1021 ...от многих набегов варваров храм оставлен и разрушен, страна эта опустела и сделалась необитаемой – multitudinem incursantium Barbarorum locus ille desertus est, et templum neglectum atque destructum, et magna pars regionis illius fere desolata et inhabitabilis reddita («от многих нападений варваров место это брошено (оставлено, покинуто, пустынно), храм оставлен без внимания и притом разрушен, большая часть области (страны) этой почти покинута и сделалась необитаемой»), У В. А. Бильбасова: «...вследствие частых вторжений варваров то место опустело, храм оставлен без внимания и разрушен, и большая часть той страны опустошена и сделана необитаемой». У И. Я. Франко: «Надто й задля множества варварських hanaдib се мicцe зanycmiлo i храм занедбаний та зруйнований i велика часть тο okoлuцi сталася майже безлюдною та незамешканою» (с.213). Следовательно, как и в письме Анастасия библиотекаря, передающем рассказ Константина Философа (см.: Антология, § 2), текст Италийской легенды отмечет, что лишь часть области, а не вся она, «почти покинута» (fere desolata). Ср. письмо: «почти таким образом покинута» (ргоре m odum desolate est). 1022 ...сам гроб св. мученика с телом – ipsa sancti Martyris area cum corpore. У В. А. Бильбасова: «...самая гробница св. мученика вместе с его телом». 1023 У В.А. Бильбасова: «...была погребена волнами». Эта подробность тоже перекликается с сообщением Константина, отраженным в письме Анастасия библиотекаря 1025 ...митрополита из самого города, именем Георгий, вместе с причтом церковным и народом – civitatulae ipsius Metropolitain, nomine Georgium, simul cum clero et populo. У В. А. Бильбасова: «...митрополита того небольшого города, именем Георгия, вместе с духовенством и народом» (Бипьбасов В. А. Кирилл и Мефодий. – С. 315, гл.З).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Правитель велел терзать св. Феодота острыми железными когтями. Св. Феодот терпеливо сносил мучения и молился Богу об укреплении его в страданиях: «Дай помощь в немощи моей, да узнают все, что Ты — Бог, дающий крепость тем, которые уповают на Тебя». Господь дал св. мученику силу перенести все страдания. Феодота положили на железный одр, раскаленный на огне. Св. страдалец находил укрепление в молитве, но молился он уже не о себе, а о Церкви Божией, чтобы Господь даровал ей мир, а христианам — силу и терпение в перенесении гонений.    После долгих мучений св. Феодота отвели в темницу. Но теперь наступил конец его страданиям. Гонитель христиан Ликиний был побежден императором Константином, и гонения прекратились. Священномученик Феодот был освобожден из темницы и правил Киринейской Церковью еще 2 года, после того скончался в мире.    Не во все времена и не всем христианам приходилось терпеть мучения и гонения за Христа, но тяжкие телесные болезни приходится испытывать многим. У христианина имеются средства сделать легкими самые тяжкие страданий — это молитва, покаяние, смирение, вера, надежда и любовь к Богу.    Тяжко страдал св. Феодот, но он говорил: «Я вижу уготованные мне вечные блага и, помышляя о них, не чувствую мучений, ибо душевная радость превозмогает телесную боль». Мысль о вечном блаженстве в общении со Христом, уготованном для всех страждущих со Христом и за Христа, услаждала горесть страданий мученика.    «В наказаниях Божиих (тяжелыми болезнями), — говорит свт. Григорий Двоеслов, — никто не бывает оставлен благодатью (укрепляющей в терпении). Если бы милосердный Отец, полагающий наказание, не оказывал снисхождения, то самое исправление грехов (скорбями) только умножило бы в нас грехи через наше нетерпение, и таким образом вместо уменьшения вины, на которое можно было надеяться, вина увеличивалась бы. Поэтому Бог, знающий наши немощи, с ударами Своими соединяет (благое Свое) попечение и в самом наказании милосердно справедлив к избранным детям, чтобы после (перенесения ими скорбей) сделать их такими, которым по справедливости следовало бы оказать милосердие». Так было с одним святым подвижником, настоятелем одного италийского монастыря возле Нурсии, о котором рассказывает свт. Григорий Двоеслов следующее: он был 40 лет слепым, но Господь, наказывая его тьмою, не лишил его внутреннего света; во время телесных страданий он, по благодати Святого Духа, чувствовал благодатные утешения сердца. Перед смертью он был утешен тем, что прозрел и, обходя ближайшие монастыри, проповедовал братии правила богоугодной жизни и в скором времени, причастившись Святых Таин, при пении братией псалмов с молитвою на устах почил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

На каком основании воспоминаемому Церковью 5/18 марта Конону усвоено наименование градаря? Это наименование происходит не от слова " град - город " , а от слова " гряда " для овощей на огороде. Преподобный Конон был по занятиям своим усердный огородник из простых крестьян города Назарета в Галилее. Он жил в 3 в., отказался принести жертву языческим богам и был замучен (Пролог). Конона вертоградаря не должно смешивать с Кононом Исаврийским, празднуемым в тот же день. 7/20 марта совершается память преподобного исповедника Павла Прусского (Прусиадского). Как понимать наименование Прусский?. - От города Пруссы (Прусиады), близ Олимпа в Вифинии, а не от Европейской Пруссии. Преподобный епископствовал там в первой половине 9-го века. Святой Григорий Двоеслов (память 12/25 марта) и преподобный Иоанн Лествичник (память 30 марта/12 апреля) названы так по своим творениям. Первый среди своих трудов оставил нам " Разговоры о жизни и чудесах италийских отцов " , а второй - " Лествицу " духовного восхождения к совершенству. Почему преподобный Алексий (память 17/30 марта) назван " человеком Божиим " ? - Это святое наименование, как видно из жития святого, открыто Римскому первосвященнику Иннокентию и императору Гонорию Самим Богом (Четьи Минеи). Чем обусловились наименования преподобного Моисея Угрина (память 26 июля/8 августа) и преподобного Моисея Мурина (память 28 августа/10 сентября)? - Первое наименование заимствовано от родины преподобного - Венгрии или Угорской земли, второе - от цвета лица преподобного. Преподобный Моисей был ефиоплянин родом и имел черный цвет кожи. Следовательно, происходил из той Муринской страны, из которой был родом и вельможа - муж Мурин, крещенный святым диаконом Филиппом (Деян.8,27). Что означает выражение месяцеслова под 11/24 июля " святыя мученицы (в греческом месяцеслове - великомученицы) и прехвальныя Евфимии, сиречь предела отцев " ? Т.е. святой мученицы и всеславной Евфимии, когда она утвердила определение веры. Речь идет об одном чудесном событии, совершившемся на 4-м Вселенском Соборе. Святая великомученица Евфимия родилась, воспитывалась и приняла всехвальный великомученический венец в г. Халкидоне. Впоследствии здесь был сооружен храм в ее честь, в котором почивали святые мощи великомученицы. В этом-то храме в 451 г, происходили заседания 4-го Вселенского Собора; и когда отцы его положили в гробницу святой великомученицы свое исповедание православной веры, то рука великомученицы приняла свиток. Это и названо в наших святцах пределом отцев (Деян. Вселен. Соб., т. IV, стр. 402, Казань).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Худож. Ф. М. Гране. 1-я пол. XIX в. (частное собрание) Впервые память мучеников встречается в италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.), где день их поминовения (26 июня) указан между днями памяти св. Иоанна Предтечи (24 июня) и ап. Павла (30 июня). Под 27 июня в Мартирологе упоминаются рим. мученики Крисп и Криспин (Криспиниан), сведения о к-рых содержатся во 2-й версии Мученичества И. и П. Беда Достопочтенный († 735) включил краткий пересказ Мученичества в свой Мартиролог, однако там, как и в более поздних календарях, память Криспа и Криспина отсутствует. В Мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда) указан день памяти св. Галликана (накануне дня поминовения И. и П.). Биографические заметки об И. и П. в этих Мартирологах представляют собой пересказ 2-й версии Мученичества. В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес память И. и П. и Галликана в Римский Мартиролог. Корпус из 8 проприев мессы в день памяти И. и П. сохранился в составе Веронского Сакраментария - древнейшего собрания молитв рим. обряда (кон. VI - нач. VII в.), однако их текст состоит в основном из общих мест, лишь в одной молитве мученики названы по именам. В ранней редакции Геласия Сакраментария (составлен между 628 и 715) содержатся проприи мессы в канун дня памяти мучеников (25 июня) и в день поминовения, однако в более поздних литургических источниках канун дня памяти И. и П. не отмечается. Проприй мессы из Григория Сакраментария (2-я пол. VII-VIII в.) лишь частично совпадает с молитвами в Сакраментарии Геласия. В тридентском Римском Миссале 1570 г. память И. и П. была отнесена к праздникам категории duplex. После реформы церковного календаря (1969) общецерковное литургическое поминовение И. и П. в католич. Церкви было отменено. Имена И. и П. содержатся в древнейшем тексте рим. канона мессы (в молитве «Communicantes et memoriam venerantes»), включенном в Сакраментарий Григория, а также в расширенной версии рим. литании Всем святым, к-рая сформировалась в позднем средневековье и была включена в тридентские богослужебные книги (Breviarium Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum.

http://pravenc.ru/text/471229.html

В 663 г. он высадился в Таренте (ныне Таранто), опустошил Апулию, захватил и полностью уничтожил города Луцерию (ныне Лучера), Эклан (после разрушения превратился в дер. Квинтодечимо; ныне на территории Мирабелла-Эклано), затем осадил Беневенто. Однако из-за сопротивления, оказанного Ромуальдом I, герц. Беневенто (662-677), и внезапного прихода с военным подкреплением его отца короля лангобардов Гримоальда I (662-671) Констант был вынужден снять осаду с города. Три монаха, охранявшие мощи М., получив откровение во сне, притворились больными и вместе с реликвией скрылись в разрушенном Эклане. По повелению М., явившегося монахам во сне, они построили церковь в Эклане и скрыли мощи святого под плитой у входа во внутренний двор. Спустя примерно 95 лет Арехис II решил построить в Беневенто роскошную базилику во имя Св. Софии (Премудрости Божией) по образцу Св. Софии К-польской. По воле Божией он отыскал мощи М. и 26 авг. 768 г. перенес их в построенную церковь в Беневенто (в версии BHL, N 5938а это событие ошибочно датируется 7 авг. 738). Сохранились документы, согласно которым в нояб. 774 г. Арехис предоставил мон-рю и базилике Св. Софии в Беневенто различные привилегии и подношения, в числе к-рых - ц. Меркурия в Эклане (Memorie istoriche della pontificia città di Benevento. R., 1763. Vol. 1: Dal secolo VIII al secolo XVIII. P. 279, 305-306). Делеэ предположил, что в Беневенто привезли мощи не М., а одноименного мученика из Эклана, память которого отмечена в Иеронимовом Мартирологе под 25 или 26 авг. ( Delehaye. 1908. P. 92). В 3 наиболее ранних рукописях Мартиролога (бернской, из Эхтернаха и из аббатства Вайсенбург, VIII в.) содержится запись: «В Апулии, в городе Эклане, мученика Меркурия» (Et Apolia civitate Eclano Mercori martyris - MartHieron. P. 467). Т. о., в сер. V в. в Эклане почитался местный мч. Меркурий, но впоследствии сведения о нем были забыты. Л. Дюшен отождествил Меркурия из Эклана с М., однако, по мнению других исследователей, эта гипотеза является ошибочной, поскольку текст Иеронимова Мартиролога из этих рукописей восходит к его италийской редакции, датируемой V в., когда мощи М.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010