В 626 г., когда Ираклий, заключив союз с хазарами, вместе с ними безуспешно осаждал Тбилиси, Шахрвараз внезапным быстрым маршем пересек Малую Азию и вышел к Босфору. Одновременно с запада к Константинополю подошли авары. Падение столицы казалось неизбежным. 7 июля авары начали ее штурм с суши и моря, но гарнизон и флот при участии горожан отбили штурм. Разгневанный аварский хакан тут же снял осаду и ушел. Персидский полководец не пошел на огромный риск переправы через Босфор и осады огромного, хорошо укрепленного города, имея в тылу армию Ираклия, и тоже отступил. Прорыв к Константинополю оказался последним успехом иранцев в этой долгой войне. В конце 627 г. Ираклий снова совершил бросок из Армении на юг, на этот раз в сторону Ниневии 340 . Двенадцатитысячная иранская армия, стоявшая здесь, чтобы преградить ему путь в сердце Месопотамии, 12 декабря была разгромлена, и Ираклий двинулся на юг прямо к Дасткарту, где находился Хосров. Попытка задержать его на переправе через Диялу оказалась неудачной, Хосров поспешно бежал в Ктесифон, оставив Ираклию многочисленные сокровища своих дворцов, из них византийцы увезли 300 римских и византийских знамен, в разное время захваченных Сасанидами. 7 января 628 г. Ираклий двинулся на Ктесифон, но был остановлен на канале Нахраван подошедшими сюда иранскими войсками и удалился в Азербайган. Непосредственная угроза царствованию Хосрова миновала, но косвенные последствия этого временного поражения оказались для него трагическими. Придворная аристократия, справедливо опасавшаяся репрессий шаханшаха, разгневанного поражениями и своим позорным бегством, составила против него заговор. Заговорщики, располагавшие значительной вооруженной силой, доставили в Ктесифон отстраненного от наследования престола старшего сына Хосрова Кавада (Шируйе), провозгласили его шаханшахом и арестовали Хосрова. 29 февраля 628 г. он был казнен 341 . Кавад, не имевший личных счетов с императором, легко пошел на переговоры о мире. Ираклий потребовал вывода иранских войск из своих владений, освобождения всех пленных и возвращения христианских реликвий, захваченных в Иерусалиме. Все эти условия были приняты, и 15 мая 628 г. в Константинополе с церковных амвонов было торжественно объявлено о заключении мира, сводившего на нет все успехи Ирана в тяжелой двадцатипятилетней войне.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Наконец, наголодавшегося они убили его, а Сироя, его сына, провозгласили царём Персидским. Сирой немедленно отправил к Ирак- —394— лию послов и дары для заключения мира. Он писал Ираклию, чтобы государства их были в союзе, имели мир от Бога и оба наслаждались тишиной. На это Ираклий отвечал, называя Сироя своим сыном, что у него никогда не было в мысли отнимать власть у царя, даже у Хосроя. „Пусть бы даже, писал Ираклий, Хосрой причинил ещё более бед Римлянам и Персам, я постарался бы, если бы он остался в живых, хотя бы я одолел его, снова поставить его на царство. Но Бог, зная намерения его, послал ему достойное наказание и для отвращения погибели многих даровал нам ныне согласие“. К этому Ираклий присоединил настойчивую просьбу о возвращении Животворящего Древа, взятого Сарваром в Иерусалиме. Сирой обещал возвратить его, если оно найдётся. О послах же, которых Саит коварно доставил Хосрою, Сирой сообщил, что Леонтий умер естественною смертью , а других Хосрой замучил в колодах, когда узнал, что сам Ираклий вторгся в Персию. Вскоре умер Сирой и царством Персидским овладел Кавой, который также спустя немного умер. После него над Персами воцаряется Ормизда. Он отправил к Ираклию послов и своего сына с деньгами и драгоценными подарками. В послании своём Ормизда писал: „как Бог ваш, по словам вашим, был передан в объятия старца Симеона, так я передаю в руки твои твоего раба моего сына, – да ведает это Бог, Коего ты чтишь“. Ираклий принял его с большими почестями, а потом по смерти Ормизды сделал его Персидским царём. Сарвар, услышав, что Хосрой, Сирой, Кавой и Ормизда умерли, удалился из Римской земли и в —395— письме к Ираклию оправдывался тем, что не по своей воле, а по распоряжению пославшего его так поступал он с Римлянами. Он просил позволения явиться к нему и быть его рабом. Удостоверенный честным словом царя, он обещал прибыть к нему и привезти из Персии денег, с которыми можно было бы восстановить то, что он разрушил в Римской земле. Между тем сын Ормизды пал жертвой заговора, и Сарвар стал просить у царя власть над Персами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хосров покинул Дастагерд 23 декабря, увезя с собой на слонах и верблюдах свои сокровища, и приказал войскам Рахзада разыскать и доставить остальное в столицу. 308 Ираклий немедленно послал часть своего войска захватить Дастагерд, а сам, взяв другое направление, захватил и предал огню замок Бебдарх. По свидетельству автора Жития Анастасия Перса, войска Ираклия появились в Дастагерде 1 января. 309 Дастагерд был любимой резиденцией Хосрова и в течение всего своего правления он копил здесь свои сокровища. 310 Сам Ираклий прибыл в Дастагерд 3 января и здесь отпраздновал праздник Богоявления. Хотя Хосров вывез оттуда большинство ценного имущества, но на долю Ираклия досталась огромная добыча. Здесь было найдено 300 римских знамен, взятых в войнах прежнего времени. Огромные запасы алоэ, перца, сахара, имбиря и других припасов, а также множество шелка-сырца и шелковых одежд, походные палатки Хосрова, расшитые ткани и ковры были сожжены за невозможностью увезти это богатство. Много было всякой живности: страусов, оленей, онагров, а также диких зверей, тигров и львов. Ираклий предал огню весь роскошный дворец Хосрова. В Дастагерде явилось к императору множество пленников, уведенных персами из Александрии и Эдессы. От некоторых чинов двора, захваченных в Дастагерде, Ираклий узнал подробности о бегстве Хосрова из Дастагерда, а также и о том, что Хосров не остался в Ктесифоне, а перенес свою резиденцию в город Селевкию (по-персидски – Гундешир) на правом берегу Тигра. Из своего многочисленного семейства он удержал при себе свою любимую жену Ширин, с ее детьми, и трех жен, которые были его дочерьми. Остальные жены и их дети были отправлены в укрепленный город в 40 милях от Ктесифона к востоку. Из Дастагерда Ираклий обратился к Хосрову с письмом такого содержания: «Преследуя тебя, я стремлюсь к миру. Не по доброй воле я разоряю и жгу Персию, но будучи вынужден к тому тобою. Бросим оружие и заключим мир! Потушим огонь раньше, чем все погибнет в пламени». 311 Хосров не внял этому совету, не дал ответа Ираклию и принимал чрезвычайные меры защиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Итак, выходит, что фемы существовали до Ираклия, что в одной провинции Вифинии Ираклий застал несколько фем, что славяне добровольно переселялись в Малую Азию и воздействовали на образование фем. Что же осталось делать исаврам, которым автор приписывает однако «развитие» фемного строя? И в чем могло состоять это развитие, если фемы существовали даже до Ираклия? При такой неясности общих представлений автор не мог ничего дать от себя в углубление и уяснение вопроса о возникновении фемного строя и его существа. Он не только не использовал источников, но затемнил их ясные свидетельства домыслами, каков, например, этот «укрепленный лагерь в Вифинии», где Ираклий будто бы оставался шесть месяцев. Георгий Писида и заимствовавший из него Феофан писали не для акад. Успенского: он оставил их в стороне и все переделал по своему. Никакой новой системы военного искусства Ираклий не создавал, и вовсе не ей обучал свое войско, а делал лишь то, что должен был делать каждый начальник экспедиционной армии по условиям тогдашнего состава военных сил государства. Ясные и вполне определенные сведения об этом дает автор «Стратегикона» Маврикия и Феофилакт Симокатта в описании войн конца VI столетия. Ни о какой иммиграции славян в Вифинию, раньше насильственного переселения их при Юстиниане II, нет известий в нашем предании, никакой «конторы» для записи добровольцев из славян не было в Фессалонике, вопреки заверению почтенного академика (стр. 802). Процесс образования фем шел не с запада от славян, как хочет уверить своего читателя акад. Успенский, а с востока, от угрожаемой границы, и первой фемой, которую знает наше предание, были армениаки. В том христолюбивом воинстве, с которым Ираклий совершил два своих вторжения в недра персидской державы, в 623 и 627–628 годах, армяне составляли видную часть, и в числе вождей выделялись представители армянской знати. После разгрома персидской державы Ираклий восстановил зависимость от империи армянских областей в тех границах, какие были установлены по договору Хосрова с имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

—379— После убиения императора Маврикия царской властью овладел Фока, совершивший это убийство. В его правление дела христиан пришли в такое расстройство, что народ в песнях повторял, что Персы разоряли Римскую державу извне, а Фока ещё хуже их делал внутри. Для Римлян это стало невыносимо. Посему тогдашние правители Ливии (два брата Ираклий и Григорий), от Маврикия получившие власть стратигов, ободряемые большой отдалённостью, с общего согласия послали в Византию своих сыновей, условившись между собой, что прибывший из них первым овладеет, если будет в состоянии, царством. Ираклия, сына Ираклия, с громадным флотом, который был наполнен Африканцами и Мавританцами, они послали морем, а Никиту, сына Григория, с большим конным войском отправили сухим путём. Ираклий, споспешествуемый счастьем, при попутном ветре приплыл в Византию прежде Никиты и, пристав к городу, произвёл нападение. —380— Между тем Крисп (это был зять Фоки, занимавший в то время место градоначальника, человек сильный при дворе), возненавидев Фоку за оскорбление, причинённое ему удалением его изображения, которое члены состязавшихся партий поставили рядом с изображением Фоки, хитро проводил его, уверяя, что старается для него, и притворно утверждая, что Ираклий пришёл на собственную погибель. В тоже время он помогал Ираклию и действительно сделал для него очень много. Тем временем поднялись сторонники Фоки, участники зрелищ, принадлежавшие к числу граждан (ибо члены партии зелёных подожгли дворец Кесаря и возглашали императором пришельца), но увидев сильно наступавшие на них войска Ираклия, оставили императора и смирились перед ними. Некто Фотий, когда-то оскорблённый Фокой, который посягнул на его жену, войдя во дворец с толпой солдат, схватил его и, сняв с него царское облачение, надел на него чёрное платье, связал ему руки назади, посадил в лодку и связанным доставил к Ираклию. Увидев его, Ираклий сказал: „так-то ты, презренный, управлял государством!“ Фока ответил: „ты будешь управлять лучше“. Тотчас же, когда Фока ещё был в лодке, Ираклий приказал казнить его мечом, изувечить, отрубить правую руку, начиная с плеча, отрезать студные члены, поднять их на копье, а тело, оттащенное на так называемую бычачью площадь, предать сожжению. Велел он подвергнуть участи Фоки и брата его Доментиола, Воносса и Леонтия, хранителя царских сокровищ. Так это и было сделано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Устранив Приска, Ираклий искал в среде оскудевшей знати человека, опытного в военном деле, и остановил свой выбор на Филиппике, зяте имп. Маврикия, который в 603 г. принял пострижение в связи со следствием о первом заговоре против Фоки и проживал в своем монастыре в Хрисополе. Филиппик принял предложение и, сложив духовный сан, отправился в Кесарию, где и вступил в командование армией. В 612 году Сирия подверглась нашествию арабов, о чем сохранил краткую заметку Феофан, 105 а в 613 г. Ираклий сделал попытку задержать наступательные действия персов. Ираклий приказал Филиппику совершить поход в персидскую Армению, а сам, вместе с братом Феодором, став во главе военных сил, выступил на отвоевание Сирии. Так как Шахин увел из Армении свои войска на соединение с Шахрбаразом, то Филиппику удалось вторгнуться в персидскую Армению. Он вступил в провинцию Арарат и достиг реки Аракса в области города Валаршапата (Эчмиадзин). Шахин, по приказанию Хосрова, быстро сделал обратный поход и, дойдя до Аракса, разбил свой лагерь поблизости от римских позиций. Хотя персы были страшно ослаблены быстрым походом, но Филиппик не чувствовал себя достаточно сильным для встречи с ним. Он покинул свои стоянки в области Ниг и, пройдя через области Ширак и Вананд, прошел на Феодосиополь и вернулся в Кесарию. Персы не могли его преследовать ввиду истощения лошадей от большого похода и заняли свои прежние стоянки в Армении. 106 Попытка самого Ираклия дать отпор персам в Сирии окончилась полной неудачей. Его противником был Рахзад, с которым он встретился много лет спустя при более счастливых обстоятельствах. 107 В области Антиохии произошло кровопролитное сражение, окончившееся победой персов. Ираклий отступил к Киликийским воротам. Здесь произошла вторая битва, в которой победа досталась Ираклию; но персы получили подкрепление, и войска Ираклия бежали. Киликия была открыта, и персы заняли Тарс. 108 По-видимому, еще раньше этих военных действий Шахрбараз овладел Дамаском. 109 После этого нового удара Ираклий попытался вступить в переговоры с Хосровом и отправил к нему посольство; но послы не были приняты. Таково сообщение Феофана. 110

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Нужда в деньгах заставила его одобрить грабеж папской казны в Риме. Число недовольных в ближайшем окружении императора росло, и его настойчивость в обеспечении права на трон своим детям от кровосмесительного брака усиливала недовольство и вызывала интриги в среде придворной знати. Как выяснили последующие события, Ираклий не имел вблизи себя верных и преданных людей в тяжкое для него время. Ближе других был к нему патриарх Пирр, которого он вовлек в свои семейные интересы. Хотя Анастасия-Мартина была облечена саном августы и старший ее сын был провозглашен августом и соправителем своего отца и брата, но Ираклий предвидел возможность, что верная спутница его жизни будет вытеснена из того положения, каким она пользовалась и какое он хотел обеспечить за нею по своей смерти. Это опасение сказалось в том, что он доверил Пирру большую сумму денег на случай, если Мартине придется покинуть дворец. 490 Надломленный физически и морально, Ираклий впал в тяжкую болезнь, которая имела своим последствием водянку. Некоторые проявления его телесной немощи были истолкованы зложелателями, как явное проявление кары от Господа Бога за кровосмесительный брак. 491 С тяжелым сознанием разбитых надежд и в тревоге за дорогих ему людей Ираклий скончался 11 февраля 611 года, в возрасте 66 лет, процарствовав 30 лет, 4 месяца и 6 дней. Погребение совершилось с обычной торжественностью по давно установленному придворному чину. Согласно выраженному им при жизни желанию, гроб его в храме св. Апостолов оставался три дня открытым под охраной дежуривших при нем придворных евнухов. 492 Он был погребен в мраморном саркофаге и с головы его не был снят царский венец, богато украшенный драгоценными камнями, который оценивался в 70 фунтов золота. По приказанию Константина, эта оплошность была исправлена: через несколько дней гроб был вскрыт и венец снят с разложившегося уже трупа. 493 Так среди тяжких разочарований и разбитых надежд закончил Ираклий свой жизненный подвиг. В расцвете сил и энергии он принял в свои руки верховную власть в империи, которая пришла в полное расстройство в правление его недостойного предшественника.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Геймбаху следовало смотреть дальше, и тогда он увидел бы, что правильное отношение индиктов и лет исчезло в хронографии Феофана около 1-го года Ираклия, с 6102-го (по Феофану) года от сотворения мipa 350 и продолжалось действительно до последнего года Константина Копронима (775 г.), как утверждает и Геймбах 351 . Обращаясь затем к решению основного вопроса, почему и как началось это несоответствие у Феофана, мы должны заметить, что такое решение не может удовлетворить всех требований любопытства по недостатку данных для полного разъяснения дела. С имеющимися данными можно почти только констатировать факт, но не объяснить его. Посмотрим, прежде всего, что говорят люди, задумывавшиеся над этим фактом. Гоар полагает, что пропущен (detractus) один год или Фоки или Ираклия 354 , отчего, естественно, индикты, считаемые по порядку, ушли вперед на единицу сравнительно с соответствующими им годами. Паги также только просто заявляет о пропуске Феофаном одного года, не обмолвливаясь ни одним словом в объяснение факта 355 . Подробнее говорит об этом Геншен; он старается угадать причину начавшегося несоответствия индиктов и лет. Так как индикты опередили года на единицу, то необходимо допустить, что один год действительно пропущен. «Какой? – 5-й год Фоки, который соединен (у Феофана) с 4-м годом этого же императора, потому что, по свидетельству Пасхальной хроники, патриарх Кирияк умер 29-го октября в субботу и похоронен 30-го в воскресенье, а это должно было быть в 599-м году эры александрийской, 10-го индикта. Как могло случиться, что пропущен один год, видно из рассказа Пасхальной хроники под первым годом Ираклия: A septimo Octobris praesentis indictionis 14 usque ad 13 Januarii indictionis ejusdem, scriptum est in publicis tabulis imperii Heraclii. Et a 14 ejusdem indictionis ejusdem mensis scriptum est in " reliquum tempus anni usque ad Decembrem nempe expletum: XV Indictione et Consulatu ejusdem Piissimini Domini nostri 356 . Таким образом, один и тот же первый год Ираклия, разделенный на 2 индикта, дал повод считать первым годом его тот, который на самом деле предшествовал его воцарению и который всецело должен быть отнесен к правлению Фоки. Благодаря этому, необходимо было все деяния Ираклия и его преемников излагать на год ранее» 357 . При этом Геншен утверждает, что начало индиктов с 1-го сентября было перенесено на другое время; а Феофан этого не знал; и естественно должна была начаться путаница 358 . Мнение Геншена ближе к истине, но и оно возбуждает много недоумений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что кият Мамай, как типичный представитель «степной аристократии», даже являясь формально мусульманином, мог оставаться приверженцем и древних семейно-родовых культов (в духе религиозного синкретизма или «двоеверия»), одним из косвенных свидетельств чего является и «птицеобразная тамга». В данной связи уместным было бы, по моему мнению, упомянуть также о достаточно любопытной «расшифровке» В.А. Романовым приведённого выше отрывка из «Сказания о Мамаевом побоище» с упоминанием «богов», к которым взывал беклярбек Мамай. Обратив внимание на достаточно странное чередование и звучание их имён, этот исследователь пишет в своей статье «Об одном фрагменте " Сказания о Мамаевом побоище " » (2001 г.), что «в этом отрывке наличествует тайнопись, и его можно прочесть следующим образом»: «Согласно " Лексикону словенороському " Памвы Берынды начала XVII в., слово " Перун " означает " Гром " . В соответствии с " обратной " тайнописью слово " Салават " следует читать справа налево (с заменой русского " в " на латинское " б " ) - " Табалас " , что значит " Таблица " (лат. - tabulae, греч. - τβλα, польск. - tabela). " И Раклиа " объединяется в одно слово - " Ираклиа " . Слово " гурс " означает " круг " (греч. γρος). Кроме " обратной " тайнописи в этом фрагменте использована также тайнопись " фигурная " , когда допускалось чтение " скачками " от буквы к букве и от слова к слову. Из сказанного следует, что слова " Перун " ( " Гром " ) и " Ираклиа " вместе означают " Громник Ираклиа " , а " Табалас " и " гурс " - " Таблица круглая " . Такое прочтение рассматриваемого фрагмента подкрепляется материалом рукописей. " Громник Ираклиа " был известен А.Н. Пыпину, который издал его в 1862 г. под заглавием " Громник дванадесятимъ месяцамъ, събрано Ираклиемъ царемъ от звздозакониа " (РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, 762, XV в.). Этот " Громник " и ещё целый ряд громников с аналогичным названием приводит в своей книге " К истории Громника " В.Н. Перетц: " Громовникъ угатаниа имуще о звздочьтии извдени от Раклиа царя " (РГБ, собр. П.И. Севастьянова, 43 (20), XV в.), " Kniga Gromnic, творение премудраго Ираклиа, царя перскаго " (из собр. Тверск. Музея, 131 (3172), XVIII в.) и др. Как следует из книги А.И. Соболевского " Переводная литература Московской Руси " , среди переводов, сделанных в Московской Руси, существовали сборники астрологических статей. В одном из таких сборников XVIII в. (ГИМ, собр. Уварова, 561 (1865)) находилась " Книга Громник, творение премудраго Ираклия, царя перскаго " и " Tablica Pitagoresowa " , т.е. " Таблица Пифагора " . В " Сказании " " Таблица " названа " круглой " . Но как следует из рукописи XVIII в. РНБ, F. III. 11 (л. 25 об. - 26), где находится " Таблица философа Пифагора гадательная " , эта " таблица " действительно круглой формы [...].

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

Закрыть «Нам оставалось только одно войти во Временное Революционное правительство» Ираклий Георгиевич Церетели (1881—1959) 09.01.2017 2344 Время на чтение 11 минут В рамках рубрики «Исторический календарь» мы продолжаем наш историко-популярный проект , посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный одному из лидеров меньшевизма И.Г. Церетели . Ираклий Георгиевич Церетели родился 20 ноября 1881 года в Кутаиси и принадлежал к древнему, но обедневшему грузинскому княжескому роду. Его отец Георгий Ефимович был известен как писатель-романист, поэт и публицист. В студенческие годы Г.Е. Церетели увлекся демократическими идеями и за участие в антиправительственной демонстрации в 1861 году был арестован и ненадолго заключен в Петропавловскую крепость. Мать будущего политика Олимпиада Яковлевна, была сестрой известного грузинского либерального журналиста Нико Николадзе. Во время обучения в Тифлисской гимназии Ираклий Церетели увлекся народническими идеями, которые разделяли его отец и дядя. Но познакомившись с марксистским учением, Церетели изменил свои взгляды на социал-демократические. В 1900 году он поступил на юридический факультет Московского университета и уже на первом курсе был избран председателем Исполкома студенческих землячеств Москвы . С головой окунувшись в «освободительное» движение, Ираклий Церетели принял самое активное участие в организации студенческих забастовок и демонстраций. За антиправительственную деятельность в 1902 году студент Церетели был сослан в Сибирь, но в связи с болезнью летом 1904 года ему разрешили вернуться в родную Грузию, где он был взят под полицейский надзор.

http://ruskline.ru/history/2017/01/10/na...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010