Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, – как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, – послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области» #1#. В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская. Сирмийская митрополия была основана сразу после издания Миланского эдикта. Она состояла из приходов, находившихся на территории между притоками реки Дунай – Дравой и Савой – и дальше вниз по течению Дуная. В юрисдикции ее были такие известные города, как Сингидун (ныне Белград), Сисак, Целе, Эмона (ныне Аюбляна) и др. Салонийская архиепископия (кафедра в Салонах, позднее – Сплит) охватывала приходы римской провинции Далмации. На юго-восток ее юрисдикция простиралась до реки Дрин. Вторгшиеся в VI веке на Дунай авары во время своих опустошительных набегов уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII века, по просьбе византийского императора Ираклия (610 – 641), папа Римский прислал священников, которые многих сербов обратили в христианство. До 732 года сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В 732 году император Лев Исав-рянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в IX веке, когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 году послал к сербам греческих священников, которые с усердием потрудились в деле благовестия Слова Христова. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужения на непонятном для народа латинском или греческом языке. Христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826 – 869) и Мефодий (ок. 820 – 885) начали свою проповедь на народном – славянском – языке. Вероятно, святые братья, направляясь из Константинополя в Великую Моравию, прошли через сербские земли. Влияние святых братьев еще более сказалось после того, как их ученики святые Климент, Наум и др., будучи изгнаны из Моравии, поселились в Охридском крае в Македонии. Здесь быстро начали расцветать славянская письменность и монашество, возникла и первая славянская – Величская – епархия. Первым епископом этой епархии в 893 году стал святой Климент.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИАН СИРМИЙСКИЙ [лат. Heraclianus Sirmiensis] (сер. IV в.), участник диспута с арианином Герминием, еп. Сирмийским. Дошедшая в латинской версии запись публичного спора, состоявшегося 13 янв. 366 г. в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия), подверглась незначительной лит. обработке. Первая часть текста посвящена вопросу о божественности Св. Духа и его равенстве Отцу и Сыну. Во 2-й И. С. ведет спор с клириком еп. Герминия пресв. Феодором, к-рый ссылается на евангельские слова о неведении Христом дня Второго пришествия (Мк 13. 32; Мф 24. 36). Третья часть представляет спор с др. сторонником еп. Герминия, Агриппином, который утверждает тварность Св. Духа и подчиненность Сына Отцу. Диспут завершается монологом И. С., текст к-рого восходит к «Апологии» Тертуллиана ( Tertull. Apol. adv. gent. 21), после чего еп. Герминий обвиняет И. С. в ереси, его сторонники требуют задержать и предать суду И. С., однако еп. Герминий успокаивает их и разрешает И. С. уйти. В диалоге И. С. представлен как мирянин, сосланный в Паннонию за исповедание правосл. веры. Однако такое объяснение представляется маловероятным, поскольку диспут состоялся во времена правления имп. Валентиниана I (364-375), отличавшегося веротерпимостью. Возможно, истинной причиной ссылки стало некое выступление против ариан, к-рым покровительствовала 2-я жена Валентиниана Юстина. Еп. Герминий в отличие от пресв. Феодора и Агриппина изображен с нек-рой симпатией. Тем не менее автор представляет его гораздо более радикальным арианином, чем он был в действительности. Будучи тесно связанным с епископами-арианами Валентом и Урсакием , он принял участие в разработке 2-й сирмийской формулы , близкой к радикальному арианству. Однако в 60-х гг. IV в. он возвратился к идее подобия Сына Отцу «во всем» и его взгляды стали отражать позиции малоазийских пневматомахов, а не ариан. Весьма показательно, что непосредственно с еп. Герминием И. С. спорит только о божественности Св. Духа и не затрагивает вопрос об отношении Сына к Отцу. Богословие И. С. в свою очередь неск. архаично, оно основано на лат. традиции доникейского периода и еще не знакомо с достижениями греч. никейского богословия, к-рые были введены на Западе свт. Иларием , еп. Пиктавийским.

http://pravenc.ru/text/673833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМОФИЛ Димофил [Демофил; греч. ημφιλος] († 387, под К-полем), еп. Берои Фракийской (40-60-е гг. IV в.), еп. К-польский (370 - 26 нояб. 380), арианин. Род. в Фессалонике в знатной семье. Впервые упоминается как епископ Берои среди участников Собора в Филиппополе (ок. 346), состоявшего в основном из вост. епископов, удалившихся с Сардикийского Собора ( Hilar. Pict. Fragm. hist. IV 3). Папа св. Либерий называет его среди членов посольства вост. епископов к имп. Константу в Медиолан, представивших ему принятое Антиохийским Собором в 344 г. «Многострочное изложение» (Ibid. VII 4), хотя свт. Афанасий Великий, перечисляя участников этого посольства, не называет Д. ( Athanas. Alex. De synod.//PG. 26. Col. 728). В 355 г. папа св. Либерий по приказу имп. Констанция II из Рима был отправлен в ссылку в Берою Фракийскую под надзор Д.; возможно, в результате общения с Д. Либерий подписал проарианскую сирмийскую формулу ( Hilar. Pict. Fragm. hist. IV 11; Sozom. Hist. eccl. IV 15). В 359 г. Д. присутствовал на Сирмийском Соборе, где примкнул к партии 87 арианствующих епископов. В числе арианствующих епископов Д. был осужден Аримино-Селевкийским Собором 359 г. ( Theodoret. Hist. eccl. II 23). В 360 г. на К-польском Соборе Д. поддержал еп. Евдоксия, переведенного из Антиохии на Константинопольскую кафедру ( Epiph. Adv. haer. LXXIII 3). В 360 г. Д. совместно с епископами Евдоксием К-польским и Дорофеем Ираклийским поставил Евномия в епископы Кизика вместо низложенного омиусианина Елевсия. Однако вскоре крайние арианские взгляды Евномия привели его к разрыву с епископатом столичного региона и к отречению от кафедры ( Philost. Hist. eccl. V 3; VI 1-3; IX 13; Sozom. Hist. eccl. VI 8, 26-27; Theodoret. Hist. eccl. II 27). После смерти Евдоксия в нач. 370 г. Собор во главе с еп. Дорофеем Ираклийским принял решение перевести Д. из Берои на кафедру К-поля, несмотря на протесты части паствы. Решение было принято вопреки воле имп. Валента, к-рый поддерживал некоего Евагрия, уже канонически рукоположенного ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 14; Sozom. Hist. eccl. VI 13). В отличие от еп. Евдоксия Д. проявил терпимость к сторонникам правосл. никейского вероисповедания; при нем прибывший в 379 г. в К-поль свт. Григорий Богослов мог проповедовать и объединить вокруг себя столичную правосл. общину. Безупречную нравственность и авторитет Д. признавали и православные, его противники; в частности, об этом говорит свт. Василий Великий (Ep. 48//PG. 32. Col. 385). Богословское неприятие Д. никейского вероисповедания было вызвано опасением того, что использование термина «единосущный» в описании отношений Отца и Сына может привести к ереси савеллианства. В этом вопросе взгляды Д. были близки к взглядам еп. Евсевия Кесарийского.

http://pravenc.ru/text/178257.html

Первостепенное значение в этом споре имеют данные в так haзыbaeмыx fragmenma ex opere hismorico cb. Илария пиктавийского 4 . В этом высоко важном историческом памятнике сохранилось послание Либерия «Рго deifico», aдpecobahhoe «возлюбленнейшим братиям пресвитерам и соепископам восточным». Здесь он заявляет, что Афанасия он более не защищает и в вере мудрствует совершенно согласно с восточными, так как он без всякого прекословия принял «кафолическую веру», изложенную, принятую и подписанную «братиями и соепископами» в Сирмии. Этой вере, которую благоволил изложить ему «господин и брат» Димофил [епископ Берии фракийской], он, Либерий, следует, ее он содержит. На основании всего этого он усерднейше просит восточных – употребить все свое влияние, чтобы его, Либерия, возвратили из ссылки на его кафедру. Ни Либерий, ни св. Иларий, не приводят одного слова из этого сирмийского вероизложения; но, взамен того, в сопровождающем это послание пояснении перечислены имена 22 епископов, написавших в Сирмии эmy «perfidia»; эmom список открывается именами Наркисса, Феодора, Василия. Епископские кафедры их не названы, но отождествить 5 этих деятелей не трудно. В данное время между выдающимися главарями евсевиан Наркисс,епископ нерониадский-иринупольский в Киликии, и Феодор, епископ ираклийский в Европе фракийской, представляли ив себя такую же нерасторжимую пару 6 на востоке, какою на западе были пресловутые Урсакий, епископ сингидунский, и Валент, епископ мурсский. – Но еще в августе 355 г. сам Либерий заявил имп. Констанцию, что Феодор ираклийский уже умер 7 . Это устанавливает kameropuчho merminus ante quem cupuuйckoro вероизложения, предложенного Димофилом Либерию: Феодор не мог принимать участия в составлении даже так называемой второй сирмийской формулы 8 , изданной (в августе?) 357 г.; да и Василий, очевидно епископ анкирский, подписавшийся третьим под вероизложением, о котором речь, никогда не подписал бы второй сирмийской формулы: именно энергичная борьба против этой последней и прославила заслуженно имя Василия и его единомышленников. По-видимому нет другого выбора, как признать, что вероизложение, подписанное Либерием, есть так называемая первая сирмийская формула 9 , составленная в конце 351 г. II. Споры об одном месте у св. Илария

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

После смерти Констанция (3 нояб. 361) новый имп. Юлиан Отступник разрешил вернуться из ссылки всем епископам, изгнанным при его предшественнике. Прибыв в Александрию, Е. принял участие в «Соборе исповедников», созванном свт. Афанасием Великим (362). Решения Собора были изложены в «Томосе к антиохийцам», составленном свт. Афанасием. Подпись Е. на латыни находится под томосом на последнем месте, однако в тексте он вместе со св. Астерием , еп. Петры Аравийской (на территории совр. Иордании), назван наиболее деятельным участником Собора. Именно Е. и Астерию было поручено доставить томос в Антиохию. Участники Собора рассчитывали на примирение 2 правосл. партий в Антиохии: мелетианской во главе со св. Мелетием , архиеп. Антиохийским, и евстафианской во главе с пресв. Павлином (в 362 рукоположен еп. Луцифером во епископа для евстафиан). Не имея точных указаний Собора, Е. отказался вступить в общение с обоими архиереями и вскоре покинул город, воздержавшись от осуждения действий еп. Луцифера. Буд. преемник Павлина Евагрий , ученик Е., покинул Антиохию вместе с ним (362). О жизни Е. по возвращении в Италию известно мало. В соч. «Диспут мирянина Ираклиона с Герминием, епископом Сирмийским» сообщается, что Е. в 362/3 г. по пути из Антиохии посетил г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия) и беседовал с еп. Герминием (PLS. Vol. 1. Col. 345-346). Еще в 360 г. Герминия посетил свт. Иларий Пиктавийский и безуспешно пытался склонить того к поддержке никейской партии. После смерти имп. Констанция Герминий, бывш. друг Валента и Урсакия, перешел к умеренному арианству - омиусианству, не признав открыто Никейского Символа веры . В «Диспуте...» он выступал как защитник омийской ариминской формулы (см. ст. Аримино-Сирмийский Собор ). В 364/5 г. вместе со свт. Иларием Е. попытался сместить с кафедры арианина Авксентия I , еп. Медиоланского. Авксентий обратился с жалобой к имп. Валентиниану I . Император выступил в защиту Авксентия, увидев в действиях Е. и Илария начало церковной смуты. Е. покинул Медиолан, не дожидаясь офиц. решения императора, а свт. Иларий по приказу Валентиниана I был выдворен из города ( Hilar. Pict. Liber contra Arianos vel Auxentium. 13-15//PL. 10. Col. 617-618).

http://pravenc.ru/text/187312.html

Христ. жизнь, укоренившаяся здесь со времен Римской империи, и окончательное заселение этих территорий сербами в нач. VII в. предопределили дальнейшую судьбу и историческую роль города. В соч. «О народах» имп. Константина VII Багрянородного (X в.) сохранились ценные сведения о крещении сербов, к-рое происходило в неск. этапов. В нач. VII в. имп. Ираклий, позволивший славянам заселить опустевшие области Византии («нынешняя Сервлия и Пагания, и земля захлумов, и Тервуния, и земля Канали»), отправил к ним священников, к-рые их окрестили и, «научив правильно совершать дела благочестия, изложили им Христово вероучение». Но поскольку проповедь шла не на родном языке сербов, процесс их христианизации затянулся вплоть до времени св. равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия и их учеников (между 867 и 874). Именно к этому времени у сербов оформилась церковная организация и Б. («Белиград», как впервые он упоминается в 878 в письме папы Иоанна VIII болг. кн. Борису-Михаилу ) стал центром епископии, престол к-рой занимал еп. Сергий, славянин по происхождению. По всей видимости, кафедра Б. входила в состав более крупной церковной области под юрисдикцией Рима (возможно, Паннонско-Моравской епархии). В X-XI вв. Сербия попадает под контроль Византии и Белградская епископия (греч. Σιγιδν τοι Βελεγρδων) упоминается в составе кафедр К-польского Патриархата ( Darrouzè s. Notitiae. N 11). Согласно грамоте имп. Василия II , в 1019 г. она являлась частью Охридской архиепископии и охватывала значительную область с городами Градац, Ужице, Глава и Бела-Црква, будучи по числу клириков сравнима с такими крупными епархиями, как Нишская или Средецкая. В IX-XII вв. Б. владели болгары, византийцы, венгры. За обладание этими стратегически важными территориями в XI-XII вв. участились столкновения между Византией и Венгрией, а в сер. XIII в. Венгрия образовала в сев.-зап. Сербии отдельную территориальную единицу - Мачванскую бановину, куда вошел и Б. с окрестностями; в то время он потерял, по-видимому, статус епископии и был подчинен юрисдикции Сирмийской кафедры (Срема).

http://pravenc.ru/text/77876.html

Величайшее явление христианской богословской мысли, крупнейший богослов всех времен, именно богослов par excellence, Ориген, со времен соборов середины VI века, был, понятно под подозрением и потому являлся пугалом для христианского благочестия. Неправославие Оригена в ряде вопросов очевидно, и нечего говорить о таком общем месте. Но если Ориген не стал святым отцом, то у него все же был бесспорный исключительный богословский ум. Он предвидел и предуказал чуть ли не все богословские проблемы на века вперед. Его аргументами и сравнениями пользовались православнейшие отцы церкви. И если не весь Ориген православен, то почти все позднейшие мысли, церковью санкционированные, как православные, восходят в конечном счете к Оригену. Богослов может и не быть причислен к отцам церкви, отчего его богословская, научная ценность нисколько не умалится. Точно так же история знает отцов церкви, которые были хорошими защитниками православной истины, но слабыми богословами, не обладали богословской интуицией и не имели дара богословствовать. Эта богословская интуиция в позднейшие века византийской истории не находила для себя поля деятельности. Богословская интуиция и дерзание уступили место принципу охранения богословского богатства с готовностью всегда наложить запрет на дальнейшее его раскрытие. Если хорошенько припомнить историю догмы, то не мало можно найти примеров таких запретов. Во избежание «соблазна», ради большей безопасности, власть, как гражданская, так и церковная неоднократно пытались наложить печать молчания на богословствующие уста. К этому прибегали, как к средству крайнему, когда остальные аргументы не имели уже силы, и этим думали задушить догматическое сознание. Вспомним лишь некоторые, наиболее яркие примеры: так наз. «вторая сирмийская формула» во времена арианских споров, которую ученый исследователь назвал «наложением оков на богословскую пытливость»   ; выведенный блаж. Феодоритом в диалоге «Эранист», очень типичный монофизит выставляет очень ходячий аргумент: «сокровенного не должно исследовать   ; запрещение императорами монофилитами православным богословствовать, выраженное в указах, известных под именем «экфесис», императора Ираклия (638 г.) и «типос» императора Константина II (648 г.); современник Паламы, ученейший Никифор Григора пишет в одном письме 1332 г.: «не нужно касаться спорных научных положений»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

[С] Притом же [а] об этих трех документах в и чего не знала вся христианская древность, и [b] нигде они кроме этой веронской рукописи и не встречаются. По всему этому мы не можем признать их подлинными». Таким образом Гефеле предлагает три довода против подлинности посланий: довод объективно-исторический А, довод субъективно-эстетический В и довод kocbehhый ad hominem C. Начну обзор их с последнего. Гефеле удачно ставит его на последнее место, потому что С есть своего рода нуль, способный увеличивать (хотя и не в десятеро) впечатление от предшествующих доказательств, если стоит позади их, но он может и ослабить и даже совсем испортить это впечатление, поставленный впереди их. Са. «Вся христианская древность ничего не знала об этих документах». Разумеется: вся христианская древность, нам известная. Но когда мы бесспорно знаем, как много документов умудрилась растерять радивость и любовь к почитанию книжному тех генераций, которые заместили на земной поверхности великих и невеликих дeяmeлeй IV b.; когда мы, даже не выходя из пределов moльko IV b., можем похвастаться, что для нас утрачены α) все пасхальные послания Афанасия в. в греческом подлиннике [уцелели только отрывки на греческом и несколько полных посланий на сирском]; β) все пасхальные послания преемников Афанасия в. в IV в.; γ) подробная александрийская церковная хроника времени Афанасия в. – общий ucmoчhuk «hismoria acephala», « κεφλαια» и Созомена ; δ) хроника египетского монаха Панодора; ε) хроника египетского монаха Анниана; ς) александрийский источник для «Ехсегрта latina barbari», если он не тождествен с  γ или 8 или  ε; и из не александрийских литературных памятников ζ)  Συναγωγ τν συνδων Савина ираклийскаго; η) история Филосторгия; θ)  Χριστιανιχ στορα Филиппа сидского: то можно без труда согласиться, что ваша компетенция в вопросе о том, что знала и чего не знала вся христианская древность, – очень скромная. Но если бы и ничего для нас не было утрачено и однако нигде не встретилось бы указаний на эти три послания, и тогда эmom argumenmum a silenmio becuл бы очень не много.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  ИППОЛИТ, ПОЛИТ . Распрягающий коней, возничий (греч.) и имя греческого мифического героя, превращенного после смерти в созвездие Возничего (вариант – Гипполит). 12 февраля (30 января) – священномученик Ипполит. 26 (13) августа – мученик Ипполит Римский.   ИРАКЛЕМОН, ИРАКЛАМВОН, АРАКЛАМОН . Гераклов (сын, потомок) (греч.); Геракл – греческий мифический герой, совершивший двенадцать славных подвигов (римский вариант – Геркулес). 25 (12) июня и 15 (2) декабря – преподобный Ираклемон.   ИРАКЛИД . Сын Геракла (греч.). 30 (17) сентября – священномученик Ираклид.   ИРАКЛИЙ . Посвященный Гераклу (римский вариант – Геркулес). 22 (9) марта – мученик Ираклий Севастийский. 25 (12) июля и 27 (14) июля – мученик Ираклий. 4 ноября (22 октября) – мученик Ираклий, воин.   ИРИНАРХ . Начальник мира (греч.). 26 (13) января и 5 июня (23 мая) – преподобный Иринарх, затворник Ростовский (Рус.). 30 (17) июля – преподобный Иринарх Соловецкий (Рус.). 11 декабря (28 ноября) – мученик Иринарх.   ИРИНЕЙ (ИРИНИЙ), РИНИЙ . Мирный (греч.) ср. Ирина; Ирена, Эйрена – греческая богиня мира (римский вариант – Пакс). 13 января (31 декабря) – преподобный Ириней. 8 апреля (26 марта) – священномученик Ириней, епископ Сирмийский. 18 (5) июня и 18 (5) августа – мученик Ириней. 26 (13) августа – мученик Ириней Римский. 4 сентября (22 августа) – мученик Ириней. 5 сентября (23 августа) – священномученик Ириней, епископ Лионский.   ИРОДИОН (РОДИОН) . Возможно, геройский (греч.). 17 (4) января – апостол Иродион (Родион). 21 (8) апреля – апостол Иродион. 16 (3) июля – блаженный Иродион Сольвычегодский (Рус.). 11 октября (28 сентября) – преподобный Иродион Илоезерский (Рус.). 23 (10) ноября – апостол Иродион (Родион).   ИРОН . 23 (10) августа – праведный Ирон, Философ.   ИСААКИЙ, ИСААК, ИСАК, ИСАКИЙ . Смех (евр.). 27 (14) января – преподобный Исаак. 10 февраля (28 января) – святитель Исаак Сирин, епископ Ниневийский. 27 (14) февраля – преподобный Исаакий затворник Печерский (Рус.). 4 апреля (22 марта) – преподобный Исаакий исповедник, игумен Далматский.

http://zavet.ru/b/names/001.htm

После мурсийской победы и гибели Магненция Констанций для удобства приложения своей власти над Западом переехал со своим штабом как в столицу в императорскую ставку в Сирмиум на Дунае (ныне Карловцы). Наиболее активные церковные политики из «восточных» сочли нужным сконцентрироваться и подолгу оставаться около трона императорской власти. Кроме вышеупомянутых в эту группу вошли и Георгий Александрийский, и Василий Анкирский, и Феодор Ираклийский, и Марк Аретузский, и др. И Констанцию, и этой отныне командующей епископской группе нужно было ослабить римский «староникействующий» западный стан епископата. И вновь выжить с " " Востока поневоле туда возвращенных Констанцием изгнанников. Констанций уже в 350 г. вновь сослал Павла из Константинополя. Афанасия он пока не трогал. Очень уж неловко было Констанцию делать это после недавних троекратных вызовов и гарантий. Враги готовили Афанасию удар канонический . Под защитой Запада Афанасий всегда ускользал от суда всей вселенской церкви. Новые «придворные соборяне» решили сломать иерархический церковный Запад. По мере реального завладения Западом новые церковные политики Востока, следуя за Констанцием, переносили свои «церковно-боевые операции» на почву Запада. Сирмийские формулы Продолжая традицию символьного творчества эпохи Антиохийских соборов, новые восточные деятели и здесь, в императорской ставке в Сирмиуме (Среме), начали издавать серию вероизложений. Но эти вероизложения являются не честью, а бесчестием «восточных». В них начинают брать верх уже злокачественные арианские взгляды Урсакия, Акакия и Евдоксия. Так уже в 351 г. была издана 1-я Сирмийская формула , явно проводившая субординатизм. План церковного завладения Западом застал западных епископов неподготовленными. Живя отдельно, они упирались на никейской вере и на личности Афанасия. Вблизи и под давлением императора (неожиданно враждебного им) «западные» в массе пришли в замешательство. Констанций в 353 г. окончательно доканал Магненция уже в Галлии, под Арлем и Лионом. За Констанцием следовали и придворные церковные политики. Они составили около победителя тотчас же небольшой, но диктаторский собор. Собор 353 г. в Арле

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

  001     002    003