Это отношение Медиоланского II собора 347 г. к сердикскому объясняет, по моему мнению, следующую до сих пор – сколько известно – неразгаданную путаницу в исторических свидетельствах. Лишь очень недавно, сравнительно, после издания в 1848 г. пасхальных посланий Афанасия в. с их  κεφλια, стало известно, что сердикский собор был в 343 г.; до тех же пор все 55 относили его к 347 г. Всех в это заблуждение ввели Сократ и Созомен . «Выл одиннадцатый год по смерти отца двух августов [Константина в. + 22 мая 337], а консулами были Руфин и Евсевий, когда состоялся собор в Сердике», пишет Сократ 56 , и его слова как нельзя более ясно указывают на 347 г. И так как 343 году соответствует omмema «Maecio Memmio Placido et Romulo coss.» 57 , т. е. имена консулов 343 и 347 г. нисколько несходны, то и нельзя объяснить слов Сократа случайным смешением консульских пар. – Весьма знаменательно, что Созомен 58 , иногда поправляющий ошибки своего предшественника, здесь следует ему и повторяет и «одиннадцатый год» и «Руфина и Евсевия». Несомненно Созомена нельзя считать любителем скрупулезной точности в хронологии: тогда как у Сократа консульскими парами отмечены 62 года, у Созомена – только 12 59 , и притом на 10 из этих 12 годов падают важные политические события. С этой стороны 347 г. не знаменит ничем; следовательно Созомен занес его на свои страницы только потому, что считал важную дату сердикского собора засвидетельствованною очень твердо. – Затем, Сократ чрез три строки после приведенной выше даты цитирует Савина. Из  Συναγωγ τν συνδων этого епископа ираклийского заимствовал конечно и Созомен своя известия о филиппопольском соборе, которых нет у Сократа 60 . – Естественно предположить, что и фальшивую дату оба они нашли уже у Савина, жившего ок. 380 г. Следовательно было что-то особенное с сердикским собором, если спустя 30–40 лет дата его была неизвестна даже Савину. С другой стороны, св. Епифаний кипрский , писавший в 377 г., говорит 61 , что Фотин осужден был сердикским собором; между тем из сохранившихся памятников видно, что о Фотине в 343 г. не было речи ни в Сердике, ни в Филиппополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Это состоялось, вероятно , 5 – го февраля 336 – го года. Евстафий антиохийский , Маркелл анкирский и Афанасий александрийский не были единственными жертвами развивавшейся на Востоке реакции никейскому символу. Церковные историки V-ro века, излагающее ход после-никейских событий следят, главным образом, за судьбою этих лиц отчасти вследствие их выдающегося положения, отчасти потому, что борьба с ним обращала на себя общее внимание. Но рассматривая документы, относящееся к изучаемым событиям, можно видеть, что сведения, передаваемые историками, не полны, что в разное время отправлено было в изгнание еще несколько других восточных епископов. Так, вместе с Евстфием антиохийским на соборе 330 года был низложен Асклепа газский, один из участников никейского собора, подобно Евстафию, видевший во всяком уклонении от его определений возражение арианства 1035 . Около того же времени пошел в ссылку Евтропий адрианопольский, личный враг Евсевия никомидийского и друг Афанасия 1036 , а вскоре за ним отправился туда же и его преемник Лукий 1037 . Известно также, что константинопольского собор 336 го года, обсуждавший дело о Маркелле, вместе с ним лишил кафедр трех епископов-Ефратия валанейского, Климатия палтского, и Картерия артаратского 1038 . Кроме этих имен Афанасий упоминает еще Киматия антарадского, Кира берийского, Диодора асийского, Домниона сирмийского и Елланика триполийского 1039 . Последним из восточных епископов подпал низложению Павел константинопольский, преемник Александра, обвиненный в том, что занял кафедру без согласия руководителей реакции-Евсевия никомидийского и Феодора ираклийского. которым, по древнему обычаю, принадлежало право рукополагать епископов в Византию 1040 . Таким образом, планы противников никейского собора блистательно осуществлялись. Защитники единосущия один за другим под разными предлогами удалялись с Востока, и их кафедры были переданы людям, стоявшим в рядах оппозиции. Голоса, отстаивавшее никейское опреление, замолкали и весь Восток сплачивался теснее в желании заставить забыть о никейском соборе, устранить его результаты из церковного сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

17 Рассказ о мученической кончине этого святого, достоверный в общем, был снабжен впоследствии добавлениями, переносящими конец его в Италию. См. Anall. Bol. Т. XVI р. 25. 20 Lactantius., L. c.; cp. Eusebius, Η. E. VIII, 11. – Евсевий говорит, что самый городок (πολχνην) был сожжен с куратором, дуумвиром и прочими служащими; Лактанций упоминает лишь о церкви, но он тоже сообщает, что все население погибло: universum populum cum ipso pariter conventiculo concremavit. (Сжег весь народ вместе с самым домом собрания). 21 Suscepto imperio Constantinus aug. nihil egit prius quam chistianos cultui ac Deo suo redderet. (Получив власть, Константин август прежде всего возвратил христиан религии и их Богу.) Lactantius, De mort. pers., 24. 22 О жертвах гонения в области, подчиненной Галерию, сохранилось несколько серьезных и достоверных преданий в документах, по времени довольно близких к событиям. Они позволяют судить об обычном применении эдиктов, но не могут служить характеристикой личного воздействия императора, который руководил здесь этим делом. Я подразумеваю тут документы, относящиеся: к св. Филиппу ираклийскому с пресвитером Сенером и диаконом Ермием (22 октября); к трем святым женщинам из (Фессалоники: Агапии, Хионии и Ирине (1 апреля); к доросторским мученикам – Пасикрату, Валентиону (25 мая), Маркиану, Никандру (17 июня), Юлию (27 мая), Психию (15 июня); к пресвитеру Монтану сингидунскому (26 марта); к епископу сирмийскому Иринею (6 апреля), отшельнику Синеру из того же города (22 февраля); к Поллиону, главному чтецу в Цибале (28 апреля); к епископу сисцийскому Квирину (5 июня; ср. Hieronymus, Chron., а. Abr. 2324); к епископу петавионскому Викторину (2 ноября; ср. Hieronymus, De viris, 74); к св. Флориану из Лавриака в Норике (4 мая) и т. д. Не следует думать, что этот перечень исчерпывает все имена; я упомянул лишь несколько мучеников этих областей, которых осторожнее отнести к гонению Диоклетиана, чем к какому-либо другому. Мартиролог Иеронима приводит гораздо больше имен в перечне дунайской области, особенно по нижнему Дунаю, начиная от Сирмия; весьма вероятно, что они большей частью относятся к жертвам последнего, а не предшествовавших гонений. (Дни памяти мучеников обозначены по западному календарю, не совпадающему с календарем восточной церкви. Перевод точно воспроизводит подлинник, так как указанные в последнем месяцы и числа имеют значение ссылки на исторические документы, напечатанные под соответствующими числами в известном собрании болландистов Acta Sanctorum. Прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Величайшее явление христианской богословской мысли, крупнейший богослов всех времен, именно богослов par excellence, Ориген, со времен соборов середины VI века, был, понятно под подозрением и потому являлся пугалом для христианского благочестия. Неправославие Оригена в ряде вопросов очевидно, и нечего говорить о таком общем месте. Но если Ориген не стал святым отцом, то у него все же был бесспорный исключительный богословский ум. Он предвидел и предуказал чуть ли не все богословские проблемы на века вперед. Его аргументами и сравнениями пользовались православнейшие отцы церкви. И если не весь Ориген православен, то почти все позднейшие мысли, церковью санкционированные, как православные, восходят в конечном счете к Оригену. Богослов может и не быть причислен к отцам церкви, отчего его богословская, научная ценность нисколько не умалится. Точно так же история знает отцов церкви, которые были хорошими защитниками православной истины, но слабыми богословами, не обладали богословской интуицией и не имели дара богословствовать. Эта богословская интуиция в позднейшие века византийской истории не находила для себя поля деятельности. Богословская интуиция и дерзание уступили место принципу охранения богословского богатства с готовностью всегда наложить запрет на дальнейшее его раскрытие. Если хорошенько припомнить историю догмы, то не мало можно найти примеров таких запретов. Во избежание «соблазна», ради большей безопасности, власть, как гражданская, так и церковная неоднократно пытались наложить печать молчания на богословствующие уста. К этому прибегали, как к средству крайнему, когда остальные аргументы не имели уже силы, и этим думали задушить догматическое сознание. Вспомним лишь некоторые, наиболее яркие примеры: так наз. «вторая сирмийская формула» во времена арианских споров, которую ученый исследователь назвал «наложением оков на богословскую пытливость»   ; выведенный блаж. Феодоритом в диалоге «Эранист», очень типичный монофизит выставляет очень ходячий аргумент: «сокровенного не должно исследовать   ; запрещение императорами монофилитами православным богословствовать, выраженное в указах, известных под именем «экфесис», императора Ираклия (638 г.) и «типос» императора Константина II (648 г.); современник Паламы, ученейший Никифор Григора пишет в одном письме 1332 г.: «не нужно касаться спорных научных положений»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Пересчитать множество священномучеников, пострадавших тогда в каждой области, особенно же в Африке, Мавритании, Фиваиде и Египте, представлялось современникам делом невозможным 311 . Так пострадали, после Анфима епископа Никомидийского: римский епископ Марцеллин, сирмийский Ириней, ираклийский Филипп, путеольский Ианнуарий, формийский Еразм, егский в Киликии Зиновий, и за ними тысячи других славных лиц, о которых в последствии воспоминали областные и местные церкви 312 . Когда же эта война была объявлена всем христианам без исключения, то и паствы оказали себя достойными своих пастырей. Для исполнения последнего эдикта в каждом городе объявляемо было, чтобы все жители места, мужчины, женщины и даже дети, явились для принесения жертвы в языческий храм, где заседали судии. Здесь поочередно вызывали явившихся по составленным наперед спискам всего местного народонаселения, и таким образом каждый должен был или принести жертву, или оказаться христианином и подвергнуться суду. Бегство было почти невозможно и не всегда избавляло от опасности. В судах поставлены были так же жертвенники и, чтобы как-нибудь по недосмотру не упустить христианина, каждый приходящий прежде рассмотрения его дела должен был совершить жертву 313 . Не повелевая смертной казни за христианство, но узаконивая все роды мучений, эдикт открывал полную свободу фанатической жестокости; так что осуждение христианина на смерть было знаком снисходительности судии, или особенного уважения к богатству, благотворительности, знатности рода, наконец общественным заслугам, которыми отличался подсудимый. Для большинства же ежедневно были изобретаемы новые, медленные и ужаснейшие истязания. Одних распинали, терзали бичами, черепками, или железными крючьями, других скоблили, вешали вниз головой, морили голодом, обливали расплавленным свинцом; иным просверливали острыми тростями пальцы, медленно жгли, или, что был всего невыносимее, растягивали составы и члены, или обрезали ножами одну часть тела за другой: так что некоторые из мучеников имели самый бедственный конец жизни и, умирая таким образом, едва удерживали человеческий вид 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

[С] Притом же [а] об этих трех документах в и чего не знала вся христианская древность, и [b] нигде они кроме этой веронской рукописи и не встречаются. По всему этому мы не можем признать их подлинными». Таким образом Гефеле предлагает три довода против подлинности посланий: довод объективно-исторический А, довод субъективно-эстетический В и довод kocbehhый ad hominem C. Начну обзор их с последнего. Гефеле удачно ставит его на последнее место, потому что С есть своего рода нуль, способный увеличивать (хотя и не в десятеро) впечатление от предшествующих доказательств, если стоит позади их, но он может и ослабить и даже совсем испортить это впечатление, поставленный впереди их. Са. «Вся христианская древность ничего не знала об этих документах». Разумеется: вся христианская древность, нам известная. Но когда мы бесспорно знаем, как много документов умудрилась растерять радивость и любовь к почитанию книжному тех генераций, которые заместили на земной поверхности великих и невеликих дeяmeлeй IV b.; когда мы, даже не выходя из пределов moльko IV b., можем похвастаться, что для нас утрачены α) все пасхальные послания Афанасия в. в греческом подлиннике [уцелели только отрывки на греческом и несколько полных посланий на сирском]; β) все пасхальные послания преемников Афанасия в. в IV в.; γ) подробная александрийская церковная хроника времени Афанасия в. – общий ucmoчhuk «hismoria acephala», « κεφλαια» и Созомена ; δ) хроника египетского монаха Панодора; ε) хроника египетского монаха Анниана; ς) александрийский источник для «Ехсегрта latina barbari», если он не тождествен с  γ или 8 или  ε; и из не александрийских литературных памятников ζ)  Συναγωγ τν συνδων Савина ираклийскаго; η) история Филосторгия; θ)  Χριστιανιχ στορα Филиппа сидского: то можно без труда согласиться, что ваша компетенция в вопросе о том, что знала и чего не знала вся христианская древность, – очень скромная. Но если бы и ничего для нас не было утрачено и однако нигде не встретилось бы указаний на эти три послания, и тогда эmom argumenmum a silenmio becuл бы очень не много.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Вдовствующей кафедрой стал с 1394 года управлять митрополит Иеремия, назначенный на нее Константинопольским патриархом. В начале XV века отмечаются попытки Охридских архиепископов подчинить себе Болгарский диоцез, которые властно пресекались Константинопольскими патриархами. Судя по некоторым данным, ликвидация Тырновского Патриархата происходила без всякого канонического обоснования, явочным порядком, в силу невозможности болгарским архиереям составить Собор и выбрать патриарха либо организовать временное церковное управление . Часть болгарских епархий вплоть до 1767 года находилась в составе Охридской архиепископии и Печского Патриархата и пользовались относительно благоприятным положением для развития славянской письменности и сохранения славянского богослужения. Остальные епархии оказались под властью Константинопольского патриарха. Как считают исследователи, одной из первых христианских кафедр на Западных Балканах была Сплитская архиепископия . Один из ее первых предстоятелей – священномученик епископ Домн – пострадал в 304 году. Большое значение для севера Западнобалканского региона имела Сирмийская митрополия (первый известный епископ – священномученик Ириней Сирмийский). Из других древних кафедр, основанных в IV веке, находившихся на территориях, заселенных позднее сербами, следует упомянуть Наисс (Ниш), Сингиндун, Ремесиану . Особое значение занимала Юстиниана Первая – родина императора Юстиниана, который основал в ней автокефальную архиепископию. Позднее архиепископы Охридские в обоснование своих прав ссылались на традиции Юстинианы Первой . Аварское и славянское нашествия в значительной степени разрушили здесь церковную жизнь, однако около 629 года при архонте (князе) Порге по просьбе византийского императора Ираклия (610–641) папа Римский прислал священников, которые многих сербов обратили в христианство . Сведения о епископе из сербов, в отличие от ситуации с хорватами, отсутствуют; возможно, в это время сербы зависели от Сплитского архиепископа. Вероятно, смена юрисдикции сербами произошла после 732 года, когда император Лев Исавр отобрал у папы Григория III балканские и южноиталийские епархии , однако за отсутствием источников трудно определить, какой конкретно кафедре подчинялись сербы. Возможно, что с конца IX века большую роль в просвещении и церковном окормлении сербов играла Охридская кафедра , однако, опять-таки, в силу скудости данных, об этом трудно судить . Рашская епископия упоминается в сигиллии Василия II Болгаробойцы за 1020 годом, и одно время она подчинялась архиепископу (или патриарху) Болгарии , однако затем, вероятно, перешла под контроль Охридской архиепископии. Зета (Черногория) частично зависела от епископа Антибари, подчинявшегося папе Римскому , отчасти же от митрополита Диррахийского. В XII веке епископ Рашки был признанным духовным возглавителем сербов и зависел от Охрида.

http://pravoslavie.ru/33796.html

Иннокентий, муч. Аполлониадский, с Исавром диак. и др. 6 июля. Иннокентий, еписк. Иркутский, ум. 1731. 26 ноября. Ипатий трибун, муч. Трипольский в Сирии при Веспасиане, с Леонтием. 18 июня. Ипатий отрок, муч. Византийский при Аврелиане, с Лукиллианом и др. 3 июня. Ипатий священномуч., еписк. Гангрский, ок. 326 года. 31 марта. Ипатий еписк., муч. Персидский 343 г., с еп. Нирсой и др. 20 ноября. Ипатий, Руфианский игумен, ум. ок. 446. 31 марта. Ипатий преп., из числа избиенных в Синае и Раифе в 5 в. 14 янв. Ипатий, еписк. Ефесский, и Андрей пресв., мучч. при Льве Исавр., около 730 года. 21 сент. Иперехий, муч. Египетский при Максимиане. с Маркианом и др. 5 июня. Иперехий преп. В субб. с. Иперехий, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Ипполит и прочие с ним, мучч. Римские при Валериане, ок. 259. 13 авг. Ипполит Остинск., муч. Римский, Кенсорин и др. при Клавдии, ок. 268. 30 янв. Ираида, или Ироида, муч. Египетская в Антинополе 23 сент. и 5 марта. Ираклемон, пустынник из Оксиринха, с Иоанном и др. 2 дек. Ираклий, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Ираклий воин, муч. с Александром еписк. и др. 22 окт. Ираклий, Павлин и Венедим, мучч. Афинские. 18 мая. Ирина, до обращения Пенелопа, великмученица, сконч. в Ефесе в конце 1 в. 5 мая. Ирина, мученица Коринфская, ок. 251 года. 10 апр. Ирина дева, мученица Иллирийская в 304 г., с Агапией и Хионией. 10 апр. Ирина муч., с Софией. 18 сент. Иринарх и семь жен мучч., пострад. в Севастии Армянской в 303 году. 28 ноября. Ириней, еписк. Лугдунский, муч. при Севере, ок. 203 года. 23 авг. Ириней, муч. Римский при Валериане, с Ипполитом и др. 13 авг. Ириней, еп. Сирмийский, муч. при Диоклетиане. 20 марта. Ириний, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Ироида, или Ираида, муч. 5 марта и 23 сент. Иродион, ап. из 70, еписк. Неопатрский. 8 апр. Исаакий, преп. Далматский, исповедник, ум. 383. 30 мая и 3 авг. Исаак праотец. В нед. праотец. Исаак, муч. Персидский при Сапоре (4 в.), с Симеоном и Вахтисием. 18 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

II, с. 250). 60 Четии-Минеи, ч. I, 6 сентября. Подобные же заметки см.: января 18-го – о преп. Маркиане (еще воспоминается 2 ноября); марта 4-го – о свв. Павле и Иулиании, 17 августа; 11-го – о св. Епимахе, 31 октября; апреля 17-го – о преп. Зосиме, он же и с Савватием 27 сентября; 30-го – о св. Василии Амасийском, 26 апреля; о еп. Аполлониадском, «той и септ. 28-го» (архиеп. Сергий – Полный месяцеслов Востока, II, 188 и 302 – считает последнего иным и указывает для первого повторную память 30-го октября); июля 13-го – о св. архистратиге Гаврииле, марта 26-го; 22-го – о св.м. Фоме, «память его септ. 22-го»; 30-го – о св. Андронике, 17-го мая; и августа 13-го – о св. Максиме исповеднике , 21 января; (архиеп. Сергий относит и память, и перенесение мощей преп. Максима к 13 августа (Полный месяцеслов Востока, т. II, с. 32 заметок). 61 Четии-Минеи, ч. I, 7 сентября. Подобные же заметки смотри: 11 сентября – память свв.мм. Серапиона, Кронида, Леонтия, Уалерия и Селевка переносится на 13 сентября; 13-го – св. Феодота-Феодора Александрийского на 3 декабря; 16 ноября – св. Ипатия Гангрского – на 31 марта (против служебной Минеи); 23-го декабря – св. апостола Никандра – на 28 июля; 3 марта – св.м. Василиска – на 22 мая и св. Феодорита Антиохийского – на 8 марта; 8-го – св. апостола Ерма – на 5 ноября; 9-го – св. Дионисия Коринфского – на «утро»; 26-го – св. Иринея Сирмийского – на 23 августа; 2-го апреля – св. Феодоры – на 29-е мая; 3-го – свв.мм. Агафии, Ирины и Хионии – на 16-е августа; 5-го – свв. Клавдия, Диодора и иже с ними – на 31 января; свв. Феодоры и Дидима – на 27 мая; 12-го – перенесение пояса Богоматери – на 31 августа; 13-го – св. Фусика – на 17-е апреля; 21-го – св. м. царицы Александры – на 23-е апреля; 27-го – преп. Исаакия Печерского – на 14-е февраля; 5-го мая – преп. Илариона – на 28-е марта; 11-го – преп.-м. Феодосии – на 29 мая; 13-го – свв. мм. Ираклия, Павла и Венедикта – на 18-е мая, где им служба; 18-го – преп.-м. Феодосии – также, как и 11-го, на 29 мая; 20-го – св.м.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

и 15. В Александрии диакон Коллуф. (В Иероним. 18 марта Коллег (или Коллектик) диакон и Колот диакон и еще поименованы восемнадцать в Александрии. Полн. Мес. Вост. Т. I. Прилож. 22. Мар. 18 . В Деян. св. и у Штадлера, кроме 20, еще 8 непоименованные). и 19. Васс и Серапион (по Иероним. Васс пострадал в Африке с Аполлониею, Аммонием и другими 19 марта. У Евсевия VI, 42. Васс и Серапион с Аполлонием, Аммонием и многнми другими пострадали в Александрии в гонение Декия, по посланию современника св. Дионисия, епископа александрийского). и 25. В Никомидии Дул. (В Иеронимов. и других римских древних Дула служанка, у Миня Феодула, 25 же марта пострадавшая в Никомидии. Полный Мес. В. Т. I. Приложение 22). и 26. В Ираклии во Фракии из древних мучеников Маркиан (в Иеронимовом 26 же епископ). и 27 Адара, Филипп епископ в Антиохии (был епископ в Антиохии Филипп (234–235), но святым нигде не значится, это однако, вероятно, он; не называется мучеником). Нисан (Апрель). Согласно со счислением греков. 2 Нисана. В Солуни Хиония и Агапа мученицы. (У нас 16 апр. с Ириною. В Иероним. 1 апр. с Ириною). и 3 Нисана. В городе Томах Христос и Папп. (Христос есть ныне в Иеронимов. и других древних с дружиною в Скифии в Томах (ныне Кюстенджи) в Малой Скифии, ныне в Болгарии). и 4 Нисана. Мученики Феодул и Агафопод. (У нас 5 апр. пострадали ок. 303 и в Солуни. В Иероним. 4 же апреля). и 5. В Александрии Клавдиан и Дидим. (В Иеронимовом мартирологе ныне Клавдиан с Плавтом и Иринеем в Никомидии в Вифинии. Дидим пресвитер ныне же в том же мартиролоие с другою дружиною в Александрии. В славян. прологе, в греч. синаксарях и в древних слав. минеях (со службою) ныне Клавдий и у Никодима Клавдиан с Диодором и другими пострадал в Воринфе при Декии. Эта же дружина еще у нас 31 января). и 6. В Сирмии епископ Ириней. В Никомидии Кириака (Ириней сирмийский у нас 26 марта. В Иеронимовом мартирол. Ириней ныне, есть и Вириака в Никомидии). В пятницу после Пасхи память всех мучеников в городе Низивии, Ерм мученик также в пятницу после пасхальной недели. (Память всех святых была празднуема в воскресенье после пятьдесятницы еще во времена Златоуста (Т. 2 стр. 848). Ерм или Ерма в Низивии неизвестен).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004