Мелхиседек и Авраам В псалме 109 псалмопевец Давид называет Христа священником по чину Мелхиседека: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Это сравнение поясняет апостол Павел в своём послании к Евреям: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:1-3). Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, образ да устрашит тя содомский, горе в Сигор спасайся. Соляной столп «Жена Лота» на берегу Мёртвого моря Вспоминается история с женой Лота. Во время бегства семейства Лота из города Содома, на который Господь излил огонь и серу, жена Лота ослушалась просьбы Ангелов Божиих не оглядываться. Она оглянулась, чтобы из простого любопытства посмотреть на гибель тысяч людей, а возможно, и сожалея об оставленном полюбившемся ей развратном Содоме. И то, и другое свидетельствовало о её греховности. Жена Лота обратилась в соляной столп — возможно, по той причине, что всё остановившее своё движение в момент катастрофы мгновенно покрывалось солью и пеплом и застывало. Сигор («малый») — город-государство, входивший в коалицию пяти городов вместе с Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом. Был пощажён Господом, в него укрылся Лот. Песнь 4 Царским достоинством, венцем и багряницею одеян, многоименный человек и праведный, богатством кипя и стады, внезапу богаства, славы царства, обнищав, лишися. Аще праведен бяше он и непорочен паче всех, и не убеже ловления льстиваго и сети; ты же, грехолюбива сущи, окаянная душе, что сотвориши, аще чесому от недоведомых случится наити тебе? Иов и его друзья Речь идёт об Иове, ветхозаветном патриархе, который из-за действия диавола лишился своих детей, имения и подвергся неизлечимой болезни — проказе. Праведный Иов проявил твёрдую веру в Бога в испытаниях. Господь возвратил Иову здоровье и дал ему ещё детей. История праведного Иова, который Церковью называется многострадальным, описывается в одноимённой ветхозаветной книге. Песнь 5

http://pravmir.ru/kto-est-kto-v-kanone-a...

Поэтому когда ты убежишь из Египта, то придешь в эти места, подойдешь к этим восхождениям в делах и в вере; ты подойдешь к зданию башни; ты придешь также к морю, и волны обрушатся на тебя. Ибо путь жизни невозможно пройти, избежав волн соблазнов, как и апостол Павел говорит: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). И Иов также утверждает: «Разве не испытание есть жизнь человека на земле?» ( Иов.7:1 ). Таким образом, это и означает прийти к морю. 4 . Но если, следуя за Моисеем, то есть за законом Бога, ты пойдешь этим путем, то египтяне будут преследовать и гнать тебя. Смотри, что происходит. Сказано: «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых» ( Исх.14:19–20 ). Для народа Божьего «столп облачный» становится стеной, он воздвигает перед египтянами мрак и тьму. Потому и столп огненный не переходит к египтянам, дабы не видели они свет, но остались во тьме, ибо «более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин.3:19 ). И поэтому, если уйдешь ты от египтян и вырвешься из власти демонов, смотри, какая великая Божья помощь подготовлена для тебя, какие великие помощники будут содействовать тебе. Этой помощи довольно, чтобы оставаться тебе крепким в вере, чтобы не устрашили тебя «все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его» ( Исх.14:9 ), чтобы не возопил ты против Моисея, закона Божьего, и не сказал ты, как некоторые из израильтян: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» ( Исх.14:11–12 ). Это – слова души, слабеющей в искушении. Но кто блажен настолько и может сбросить бремя соблазнов, что в его ум не может закрасться сомнение? Посмотри на величественное основание Церкви, ее прочные камни, на которых Христос основал Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Пришел первый вестник и говорит Иову: «Волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе» ( Иов.1:14–16 ). 2. Смотри, что делает дьявол . Когда увидел враг, что праведник благородно устоял после первого и второго удара и совершенно не поколебался этими его искушениями, поражаемый, но не раненный, он ухищряется сделать нечто иное. Он бросает огонь сверху, чтобы казалось, что огонь ниспослан с неба, и чтобы, подумав, что Бог с неба воюет против него, Иов похулил Бога, столь несправедливо наказывающего его без всякого греха. «Огонь Божий, – говорит, – упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их... Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе» ( Иов.1:16–17 ). И при всех этих известиях блаженный Иов оставался несокрушимым как столп, непоколебимым как башня; борец непобедимый, устойчивый и твердый, он казался скорее низлагающим, чем низлагаемым. Ведь если кто-нибудь трудится без пользы, много нападая и ничего не выигрывая, часто сражаясь и совсем не одерживая победу, тот скорее сам принимает удары посредством своих напрасных трудов. И чтобы тебе убедиться, возлюбленный, что не человек возвестил об этом Иову, но сам дьявол , принявший человеческий образ, рассмотри со всей тщательностью эти слова: «Сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли» ( Иов.1:18–19 ). Откуда узнал ты, скажи мне, что (ветер) пришел из пустыни и коснулся четырех углов дома? Будучи человеком, как мог ты видеть ветер? Какими глазами ты рассмотрел его? И как он коснулся четырех углов дома? Если ты, будучи человеком, находился внутри дома, тогда и ты должен бы во всяком случае пострадать при падении дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пришел первый вестник и говорит Иову: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе (Иов. 1:14–16). 2. Смотри, что делает диавол. Когда увидел враг, что праведник благородно устоял после первого и второго удара и совершенно не поколебался этими его искушениями, поражаемый, но не раненный, он ухищряется сделать нечто иное. Он бросает огонь сверху, чтобы казалось, что огонь ниспослан с неба, и чтобы, подумав, что Бог с неба воюет против него, Иов похулил Бога, столь несправедливо наказывающего его без всякого греха. Огонь Божий , говорит, упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их . Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе (ст. 17). И при всех этих известиях блаженный Иов оставался несокрушимым как столп, непоколебимым как башня; борец непобедимый, устойчивый и твердый, он казался скорее низлагающим, чем низлагаемым. Ведь если кто–нибудь трудится без пользы, много нападая и ничего не выигрывая, часто сражаясь и совсем не одерживая победу, тот скорее сам принимает удары посредством своих напрасных трудов. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает . Постоянная война, но безуспешная для нападающего, множество стрел, но светлее венцы. Не позволяет ему вздохнуть ни минуты, чтобы природное благочестие подвижника не вдохновило его каким–либо мудрым ободрением. Послал все стрелы, и не победил борца; уже колчан опустел, а злоба не была утолена. Да постыдятся все, беззаконнующие тщетно (Пс. 24:3). Так и диавол остался со стыдом и срамом, после того как, сделавши много нападок, потерпел во всем поражение. Он истребил пастухов, быков, овец, верблюдов, сыновей, дочерей, дома; поразил его чрез тело, чрез друзей, чрез домашних, чрез червей, чрез раны, чрез гной.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Ради их злословилось самое православие, порицалась истина, возводилась клевета на Церковь Православную. Враги православия клеветали на Церковь Православную подобно тому, как некогда сатана клеветал перед Богом и Ангелами на праведного Иова, ибо когда Господь говорил об Иове, что он человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, то сатана говорил на это: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? ( Иов.1:9–11 ). Чтобы обнаружить клевету этого вечного врага правды, Господь подвергает праведника страшному испытанию. А последствием этого испытания было посрамление клеветавшего и вящшее прославление праведного. Нечто подобное нам видится и в настоящем положении Святой Православной Церкви. Не клеветали ли и на нее, что, не будь внешней силы закона, не поддерживай земная власть Церкви Православной, дайте свободу проповедникам сектантства, – и Церковь распадется, останутся от нее одни клочки, как выразился один из лжеучителей. И вот Церковь совлачается от всего, что, казалось, сплотило и объединило ее: она лишается всех внешних опор, она предоставляется самой себе. Вратам (силам) ада 83 – служителям исконного врага Церкви – дается свобода вредить ей всячески; сатана, древний клеветник, развязан. Горе живущим на земле, горе сынам Церкви! Что же? Не падет ли в самом деле этот столп, не разрушится ли Церковь и не останутся ли от нее только обломки? Было бы так, если бы Церковь была делом рук человеческих, если бы она действительно создалась человеками, хотя бы то столь сильными, как цари и правители, столь умными, как мудрые отцы и учители Церкви, и столь крепкими, как святые подвижники. Нет, Церковь – создание Божие, как и вселенная; она непоколебима, как и вселенная, ибо имеет обетование от Создавшего ее: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Итак, чада Церкви Православной, будем тверды, будем спокойны относительно судеб этой матери нашей. Она, подобно кораблю, обуревалась, волновалась и будет волноваться, но никогда не потонет, ибо ею управляет Божественный Кормчий. Нам нет пути отходить от нее куда-либо, как бы это ни было приманчиво, ибо в Церкви – истина, в ней – спасение, с нею – Христос. Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго, что Церковь – Твоя Невеста, Тобою искупленная, Тобою очищенная, и Ты благоволил сочетать ее с Собою навеки. Она – мать наша. О, даруй нам, Господи, пребывать в лоне ее во все дни жизни нашей, даже до последнего издыхания нашего! Речь, произнесенная пред панихидой о царе-освободителе по случаю пятидесятилетнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости, 18 февраля 1911 года

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

4. Старец сказал: «Как не может плодоносить дерево, которое все время пересаживают, так не может достигнуть добродетели монах, который переходит с места на место». 5. Один брат жил в общежитии, и его беспокоили помыслы уйти оттуда. Он рассказал это авве. — Иди, — сказал ему авва, — оставайся в своей келии и отдай свое тело стенам келии, словно под залог. Главное, никогда не покидай келию телом, а что до помысла — пусть его думает что хочет. 6. Старец сказал: «Келия монаха — это пещь Вавилонская, в которой три отрока обрели Сына Божия. Это столп облачный, из которого Бог говорил с Моисеем». 7. Одного брата девять лет борол помысел уйти из обители. Каждое утро он брал свою милоть, чтобы уйти. А когда наступал вечер, он говорил себе: «Уйду отсюда завтра». Поутру же он говорил помыслу: «Попробуем удержаться и сегодня ради Господа». А когда уже исполнилось девять лет, как он это делал, Бог навсегда избавил его от этого искушения. 9. Из святого Ефрема Монах, не говори, что здесь неудобства и брань, а там — тишина и покой. Или ты не знаешь, кто борется с нами? Разве не враг наш диавол? Послушай–ка, что он говорит в книге Иова: «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» (Иов 2. 2). Так что помни, что небо для тебя слишком высоко, а куда бы ты ни пошел, нет такого места под небом, куда не мог бы добраться наш общий враг. Поэтому оставайся на том месте, которое ты выбрал; противостань диаволу — и он убежит от тебя, обратись к Богу — и Он придет к тебе. Горе душе, в которую проникли неверие, потеря страха Божия, неведение, неразумие и бесстыдство: такая душа «достанется в добычу лисицам» (Пс 62. 11). Но блаженна душа, в которой живы страх Божий и благочестие. Тот, кто не хочет служить одному господину, служит многим. И кто не хочет повиноваться одному игумену, тот повинуется многим, но в разных обителях. В Писании сказано: «Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного» (Притч 18. 1). Точно так же и у монаха, который оставляет монастырь, виноваты игумен и братья — но от порицания Бога и людей здравомыслящих ему никогда не сбежать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

7. В начале своего монашеского жительства авва Евагрий пришел к некоторому старцу и сказал ему: авва! преподай мне душеспасительное слово. Старец сказал ему: если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде, нежели он спросит тебя. 8. Однажды по какому-то делу было собрание в келлиях, и авва Евагрий говорил тут. Пресвитер говорит ему: мы знаем, авва, что если бы ты был на своей стороне, уже давно бы мог быть епископом и начальствовать над многими; а теперь ты сидишь здесь как странник. Авва Евагрий, хотя был тронут сим, но не смутился и, кивнув головою, сказал: точно так, отец, но единою глаголах, – второе не приложу (Иов. 39, 35). 9. Евагрий в своем Гностике говорит: мы научились у праведного Григория, что главных добродетелей четыре: разумность (φρονησις), мужество, целомудрие и справедливость. Дело разумности, говорил он, состоит в том, чтоб созерцать умные святые силы; дело мужества – стоять в истине и, хотя бы встретилось противоборство, не уклоняться к не сущему; приняв семена от первого земледельца, – отвращаться от всевателя (врага) свойственно, по его мнению, целомудрию. А дело справедливости – воздавать каждому по достоинству. 10. Там же говорит он: столп истины – Василий Каппадокийский говорит: знание, происходящее от людей, усовершается постоянным занятием и упражнением; а происходящее от благодати – правдою, кротостию и милосердием: первое могут приобретать и люди страстные; а последнее в состоянии принимать только бесстрастные, которые во время молитвы зрят свет, осиявающий их ум. 11. Еще говорил он там: Ангел Тмуитской церкви Серапион сказал, что ум очищается, упоеваясь духовным ведением, любовь врачует гнев, воздержание обуздывает похоть и пожелание. 12. Еще: Дидим говорил: непрестанно беседуй сам с собою о Промысле и о суде, и предметы их старайся содержать в памяти. Промысл особенно виден в возведении нас от греха и неведения к добродетели и ведению. Примечания Дотоле работа под навесом, или в сенях, кои назывались иногда внешнею келлиею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Глава 17 Третье сопоставление: 1–20. тяжелая страшная ночь над Египтом – XVIII:1–4, и свет над Израилем. XVII глава и первые четыре стиха XVIII-oй содержат третью параллель между египтянами и израильтянами. Египтяне были наказаны трехдневным мраком ( Исх. 10 с 21-го ст. ), это время было для них сплошным ужасом; напротив евреям и в это время светил величайший свет и впоследствии они никогда не страдали от мрака: им освещал и указывал путь светоносный столп. Прем.17:1 . Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение. 1 . «…суды Твои…» Божественные определения, способ и образ действования в мире человеческом. (Ср. Пс. 118:75 ст.; Рим. 11:33 ). «…ненаученные души…» Те, кто не имеет правильного познания о Боге и Его отношениях к миру; ближайшим образом здесь разумеются египтяне. Мысль стиха та, что необходимо иметь истинное откровенное богопознание, чтобы не заблуждаться относительно способов действия Божественного промысла в мире человеческом. Прем.17:2 . Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла. 2 . Определяется, в чем состояло заблуждение египтян. Прежде всего в том, что они «задумали угнетать святой народ», а потом, когда их постигла страшная «казнь», трехдневный мрак ( Исх. 10:21–23 ), и они были как бы «пленники долгой ночи», они не захотели признать в этом событии действие Божие и покориться Его воле, но пытались спастись от всемогущей десницы Божией в своих домах: «затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла». Прем.17:3 . Думая укрыться в тайных грехах, они, под темным покровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и смущаемые призраками, 3 . Этот стих заключает иронию над египтянами. Последние даже наказанием Божиим, посланным на них мраком, хотели воспользоваться для прикрытия своих тайных грехов. (См. Иов. 24:15–16 ; Ис. 29:15 ). Но эти расчеты не оправдались. Беспросветная ночь мешала даже темным делам: они «рассеялись, сильно устрашаемые… призраками».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И далее мы читаем: Исх.15:7–9 . «Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря. Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя». Здесь мы видим, что огненный столп посреди вод, стоящих стеною, по-прежнему угрожает египтянам. То есть Бог не только потопил, но и «попалил их, как солому». Здесь дается и объяснение, как воды могли стать стеною: «огустели пучины в сердце моря». То есть Создатель изменил плотность атомов воды. Но, несмотря на все, враг продолжает заклинать себя самого: «погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя»! «Враг не понимает силы таинства Господня, которая бывает от спасительного крещения для тех, кто верит и надеется на это таинство. Он еще думает, что грех продолжает господствовать над крещеными, так как и они искушаются немощью плоти. Не знает он, где и как совершается окончательно обновление всего человека, начало которому полагается в крещении, которое предуказывается здесь и содержится, как упование, твердою надеждой» 163 . Исх.15:10 . «Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах». Когда человек гневается, его дыхание потоком воздуха с силою вырывается из его ноздрей. Сказано: «Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него» ( Пс.17:9 ). Дословный перевод здесь будет: «Поднялся дым из ноздрей Его». Конечно, все это очень антропоморфно, но как нельзя лучше передает атмосферу происходившего тогда. Подобное читаем и в Книги Иова: «От дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают» ( Иов.4:9 ). Дословно здесь: «От дыхания (из) ноздрей Его гибнут». «Наконец и сам Моисей говорит в песне: «Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море». Ты видишь, что переход евреев через море, в котором египтяне погибли, а евреи спаслись, уже прообразует святое крещение. Так чему же еще мы поучаемся в сегодняшнем таинстве, как не тому, что вина потопляется и грех погибает, а благочестие и невинность преодолевают все?» 164

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Недозволенное в пищу по закону означает многочисленные виды порока, изображённые посредством животных и птиц, обитающих в воде и на суше. А употребляемое в пищу обозначает различные виды добродетели. 253. Философу Афродисию Какая тебе польза от того что, не радея о добродетельной жизни, занимаешься философией, убеждая себя, что знаешь меру солнца, действенность звезд, величину неба. Нередко отваживаешься ты богословствовать, вторгаясь туда, где истина недоступна, а исследование опасно, при этом живя хуже, чем валяющиеся в грязи свиньи. И если послушаешь мои укоризны и вознамеришься когда-либо приступить к похвальному деланию, то и тогда не будет тебе пользы, если ты не согласишься познать Владыку всех. 254. Царю Аркадию Как же ты хочешь увидеть Константинополь избавленным от частых землетрясений и пожаров, когда в нём совершаются тысячи нелепостей, великой свободой пользуется порок, изгнан же из города столп Церкви, свет истины, глашатай Христов – блаженнейший епископ Иоанн? Как же просишь ты меня молиться о городе, колеблемом Божиим гневом и ожидающем громовых ударов свыше, когда я сам горю в огне гордыни, потрясён помыслами, мысль моя убита чрезмерностью беззаконий, творимых ныне в Византии? 255. Диоскоре, вдове Всевидящий Бог сказал Пророку Илии, имевшему нужду: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя ( 3Цар. 17:9 ). Не потому что устами явно изрёк Господь этой вдове, но потому что вложил ей в сердце благочестивые помыслы позаботиться о пророке. Поэтому и ты не малодушествуй, но молись, с благодарностью перенося нищету. Господь всяческих внушит сердцам людей состоятельных обеспечить тебя не только необходимым, но и сверх того. 256. Криспу, возвратившемуся из плена По милости Божией ты избавился от горького владычества варваров. Почему же так быстро ты заснул в беспечности и не умилостивляешь Бога, чудесно избавившего тебя от рук чуждых и нечестивых, но еще больше поработился грехам? 257. Чтецу Евфимию Тех, кто презирает и отвергает естественные добрые понятия, Божественное Писание и советы добродетельных мужей, Господь подвигает к целомудрию страшными сновидениями, болезненным изнурением, а иногда другими различными вразумлениями. Бог по-разному обращает человека к добру, в этом да убедят тебя слова Елиуя из книги Иова: Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость ( Иов. 33:14–17 ). 258. Скорописцу Ганимеду

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010