Старец сказал: «Как не может плодоносить дерево, которое постоянно пересаживают, так и монах, переходящий с места на место, не может достичь добродетели». Одного брата одолели помыслы уйти из киновии, и он рассказал об этом авве. И тот посоветовал: – Иди и сиди в келье. Свое тело отдай ее стенам как под залог и не выходи оттуда телом. А что до помысла, пусть себе думает, что хочет. Старец сказал: «Келья монаха – вавилонская печь, в которой три отрока обрели Сына Божия. Она столп облачный, из которого Бог говорил с Моисеем». Один брат девять лет сражался с помыслом уйти из киновии. Каждый день он брал свою милоть, чтобы уйти. Но когда наступал вечер, он говорил: «Уйду завтра». А наутро он говорил помыслу: «Попробуем удержаться и сегодня ради Господа». И когда исполнилось девять лет, как он это делал, Бог навсегда избавил его от этого искушения. И. Из святого Ефрема Не говори, монах, что здесь одни тяготы и брань, а где-то там – тишина и покой. Разве ты забыл, кто борется против нас? Наш враг – диавол. Вот послушай, что сказано в книге Иова: И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу: Я ходил по земле и обошел ее ( Иов. 2:2 ). Так знай, что до неба тебе высоко, и куда бы ты ни пошел, нет такого места под небом, куда бы не мог добраться наш общий враг. Поэтому оставайся в том месте, которое ты выбрал; противостань дьяволу, и он убежит от тебя; обратись к Богу, и Он придет к тебе. Горе душе, в которую проникли неверие, утрата страха Божия, неведение, неразумие и бесстыдство: такая душа достанется в добычу лисицам ( Пс. 62:11 ). Блаженна душа, в которой живет страх Божий и благочестие. Кто не хочет служить одному господину, тот служит многим. Кто не хочет подчиняться одному игумену, тот повинуется многим, но в разных обителях. В Писании сказано: Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного ( Притч. 18:1 ). Точно так же и монах, который оставляет обитель, винит во всем игумена и братию. Но ему не избежать порицания Бога и благоразумных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Священника Божия и царя уединена, Христово подобие в мире жития, в человецех подражай (Быт. 14: 18; Евр. 7: 1–3). В развязавшейся войне между царями небольших древних государств праведный Лот со всем своим имуществом и стадами был взят в плен после поражения Содомского и Гоморрского царей (шатры Лота располагались на территории Содома). Авраам со своими людьми ввязался в войну, чтобы освободить Лота, и одержал победу. После победы благословить его пришел таинственный царь Мелхиседек, который был еще и священником Бога Всевышнего. Он принес Аврааму хлеб и вино. Апостол Павел говорил о Мелхиседеке прообразовательно, как о Христе, благословляющем живую веру Авраама. Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, образ да устрашит тя содомский, горе в Сигор спасайся (Быт. 19: 19–23; 19: 26). Господь, повелевший единственному праведнику города Содома Лоту как можно скорее покинуть уготованный к уничтожению город, сказал ему уйти в горы (гора – образ восхождения и духовного подвига), но Лот испросил разрешения укрыться в городе Сигор, что значит «Маленький». Здесь есть противопоставление – в маленьком городе праведнику жить, безусловно, проще, чем в большом. Но Лот, уйдя в Сигор, проявил недоверие Богу, хоть он и был спасен от огня, но не смог избежать дальнейших искушений. Однако он без сожаления покинул развращенные города, в отличие от его жены, которая вопреки запрету Бога, удаляясь из Содома, обернулась, – в этом жесте было большое сожаление о покинутом городе. Жена Лота тут же обратилась в соляной столп. Отказ от греха должен быть стремительным, без воспоминаний о нем и сожалений, иначе воспоминания эти вновь вернут нас к этому греху. Песнь 4 Царским достоинством, венцем и багряницею одеян, многоименный человек и праведный, богатством кипя и стады, внезапу богаства, славы царства, обнищав, лишися (Иов. 1: 1–22). Ветхозаветный праведник и страдалец Иов, имевший прежде большую семью, богатство и почет, в одночасье потерял буквально все, так что ничего у него не осталось, кроме жены, утратившей от страдания рассудок и призывавшей мужа похулить Бога за все произошедшее, а вслед за этим умереть. В довершение страданий праведный Иов заболел проказой, считавшейся в древности болезнью, посылаемой Богом за особенно тяжкие грехи. Иов – пример и образ праведного страдальца, он является прообразом страдающего за грехи людей Христа. Иов обращался к Богу, искренне пытаясь понять, почему с ним все это происходит. Господь открылся Иову, дав понять, что страдания всегда посылаются не за что–то, а для чего–то. То есть не как наказание, а ради духовного становления человека, хотя, конечно, далеко не всегда человек может осознавать необходимость такого испытания. Бог вновь возвысил Иова, вернув ему здоровье, силы и состояние.

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

761  По житию, Евфросин ходил в Константинополь ещё будучи юношей: см. лист 34 sqq речи Евфросина посланным Иова, откуда он навык двоить песнь аллилуия, в которых не говорится это прямо, но ясно даётся знать, и лист 88 оборот, где сам автор жития прямо говорит, что Евфросин ходил к Царьграду, на вопрос к патриарху об аллилуии, „в юности своей”. А Василий в этом случае, допуская явную хронологическую несообразность, переделывает автора жития (путешествие в Царьград юноши, Псковского поселянина, „на вопрос” к патриарху, независимо от всего, не особенно вероятно: но автор жития именно затем и посылает Евферосина в Царьград юношей, что иначе это путешествие уже не было – бы в самый прекрасный цвет благочестия в Константинополе и задолго до его взятия Турками, как нужно было представлять дело автору). 762  Автор жития не сообщает, в каком году умер Евфросин, а относительно возраста говорит, что в „глубоце старости”, – лист 71. Василий, на основании сведений, им самим полученных в монастыре Евфросиновом, которые он не выдаёт за достоверные („якоже неции поведают в него обители о нем”) и которые на самом деле не отличаются достоверностью (Евфросин, по его словам, вручил перед смертью игуменство Игнатию, тогда как на самом деле игуменом был Харлампий), говорит, что Евфросин скончался в 1481г., будучи 95 лет от роду. Достоверно известно, что Евфросин был жив в 1472 году и что он скончался не ранее правления Новгородского архиепископа Феофила, который занимал кафедру с 1471г. по 1480, см. запись на рукописи, писанной в монастыре Евфросиновом и находящейся в числе рукописей, приобретённых Румянцевским Музеем от Пискарёва, – по каталогу Викторова и духовное завещание Евфросина в Актах Экспедиции I, Принимая, что Евфросин скончался в 1480г., лет 90, получим, что время 20-летней юности началось для него в 1410г., а Фотий занимал митрополичью кафедру с 1409 по 1431год. 764  Православный Собеседник стр. 141 начало. Этот Иов, т. е. действительный Иов писем неизвестного псковича, нет сомнения, есть тот священник Иов, который в 1422 или 1425г. приходил к митрополиту Фотию послом от Псковского духовенства, – Памятники Павлова col. 427. Относительно прозвания его столпом сравнить отзыв архиепископа Геннадия о митрополите Спиридоне Сатане: „сей человек в нынешняя роды беяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писания”. Когда автор жития говорит, что Иов умер после Евфросина, т. е. наделяет его слишком большим долголетием, то очень может быть, что говорит неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

8. Римские законы щадили беременную женщину-преступницу ради неповинного мла­денца; Бог щадит грешников, зная, что в их потомстве будут праведники. 9. Праведники испытывают здесь скорби для испытания, потому что они странники и пришельцы и находятся в стране чужой. 10. Праведники являются как бы звездами среди глубокой ночи, розами среди терний, овцами среди множества волков; они шли по пути, противоположному всем. 11. Праведники являются царями земли. 12. У Ноя по чувству благоговения было жертвоприношение и дым, и смрад от него были вонею благоухания (Иудифь 16, 16), то как может быть приятна Богу жертва духа и херувимского славословия. 13. Ной в течение 500 лет обуздывал порывы плоти и жил в целомудрии, но разврат и крайнее нечестие людей угрожало вселенной гибелью, и Бог благоволил праведника Ноя оставить, как корень, и закваску, и начаток будущих поколений. И в 500 лет, взяв жену, родил Сима, Хама, Иафета. 14. Бог попускает душам людей искушаться бедствиями дотоле, пока не сделаются они чистыми и светлыми. 15. Бог 25 лет испытывал Авраама, когда ему было 100 лет, а Сарре 90 лет, как от камней воздвигнулись люди – родился Исаак, от которого – избранный народ. 16. Иов был богачом и бедняком и был праведником. 17. Иов после болезней и скорбей восстал и получил овец, быков, верблюдов, ослов вдвойне, а детей, потеряв десять, не получил двадцати. Так как скот и имущество погибли для него окончательно, а дети, похищенные смертью, для Бога живы и восстают в воскресе­нии, то Бог и не дает Иову детей более десяти, ибо Он найдет и других десять, сам перейдя в жизнь вечную. 18. Не так славен царь, сидящий на троне, как Иовстолп терпения, сидящий на гно­ище и благословляющий Бога. 19. Он же (Иов) в червях и гное сидел на навозной куче, закапывая червей и отпада­ющие куски своего тела, и сидел на открытом воздухе, чтобы не задохнуться от зловония, и благословлял Бога. Его навозная куча была драгоценнее царского престола, ибо здесь – Царствие Небесное, а там – грех и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

11. Праведники являются царями земли. 12. У Ноя по чувству благоговения было жертвоприношение, и дым, и смрад от него были вонёю благоухания ( Иудиф. 16:16 ), то как может быть приятна Богу жертва духа и херувимского славословия? 13. Ной в течение 500 лет обуздывал порывы плоти и жил в целомудрии, но разврат и крайнее нечестие людей угрожало вселенной гибелью, и Бог благоволил праведника Ноя оставить, как корень, и закваску, и начаток будущих поколений. И в 500 лет, взяв жену, родил Сима, Хама, Иафета. 14. Бог попускает душам людей искушаться бедствиями дотоле, пока не сделаются они чистыми и светлыми. 15. Бог 25 лет испытывал Авраама, когда ему было 100 лет, а Сарре 90 лет, как от камней воздвигнулись люди – родился Исаак, от которого – избранный народ. 16. Иов был богачом и бедняком и был праведником. 17. Иов после болезней и скорбей восстал и получил овец, быков, верблюдов, ослов вдвойне, а детей, потеряв десять, не получил двадцати. Так как скот и имущество погибли для него окончательно, а дети, похищенные смертью , для Бога живы и восстают в воскресении, то Бог и не дает Иову детей более десяти, ибо Он найдет и других десять, сам перейдя в жизнь вечную. 18. Не так славен царь, сидящий на троне, как Иов – столп терпения, сидящий на гноище и благословляющий Бога. 19. Он же (Иов) в червях и гное сидел на навозной куче, закапывая червей и отпадающие куски своего тела, и сидел на открытом воздухе, чтобы не задохнуться от зловония, и благословлял Бога. Его навозная куча была драгоценнее царского престола, ибо здесь – Царствие Небесное, а там – грех и смерть. 20. Для человека вредно то, что вредит его совершенству и спасению – соблюдению истинного учения и добродетельной жизни. Знает об этом и бес лукавый, поэтому он и Иова лишил имущества не для того, чтобы сделать его бедным, но чтобы заставить его произнести хулу, и тело пронзил не для того, чтобы сделать его больным, но чтобы поколебать добродетель души. Из богатого сделал бедным, из многочадного – бездетным, из здорового – растерзанным и пожираемым червями. Иов от всего этого не потерпел вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А какую? Такую, что ежели вы и все пренебрежете мое учение, и меня только одного здесь оставите: то мне и тогда ни мало бы еще не следовало возмущаться, болезновать, изнемогать, отчаиваться, усматривая, что тож самому моему некогда случалось Господу. Небесного того, так вы уже слышали, проповедника, грешные люди не послушали и оставили: его действительнейшим словом их не умягчались сердца, Спаситель имея власть, все поднебесные собравши стрелы пустить на преслушников, и образ их потребить от земли, не гневался, не отмщевал, уступал, снисходил, терпел, умолчевал: а я кто бы такой был, которой бы отважился гневаться а наипаче когда моя от того ни мало на небеси не уменьшается награда; только бы я верно мне преданное отправлял звание? «Кто есть Павел? Кто же ли Аполлос? Но точию служители, ими же веровасте, и комуждо, якоже Господь даде, ...и кийждо свою мзду приимет по своему труду» ( 1Кор.3:5, 8 ). Но уже ли я так несчастлив, или лучше сказать, уже ли вы так несчастливы, слушатели, что я будто усматривая ваше к слушанию нерадение, принужден вам то Христово слово сказать: уж ли и вы меня оставите; еда и вы хощете ити? Но как мне сие сказать? Разве бы я захотел явную Божию милость скрывать, которая столь сильно созывает всех на место злачное, на покойные воды: когда усматриваю моих слушателей, не меньше внятностью к слушанию утвержденных, как столп, который бы сильно воюющую презирал бурю, свое благородство и при жестких не погублял бы непогодах. Ты злой противник, ты горький клеветник, домашний наш враг, имеешь ли, почему бы сих слушателей, сие святое братство пред Богом оклеветать, как некогда оклеветал ты святого Иова? Он, праведного мужа, которого много сам выхвалял Бог, не постыдился некоторыми скверными уничтожать клеветами: «Еда туне Иов чтит Господа? Не ты ли ...дела рук его благословил еси, и скоты его мнози сотворил еси на земли» ( Иов.1:10 )? То есть, есть за что Иову Бога почитать, когда Бог толиким его пожаловал богатством. О безстудный клеветник! да смотри: Иов, каков в палатах, и на гноищи таков: каков в богатстве, не другой и в нищете: оная ужасная язва его не заградила уста, которыми он непрестанно Господа благословлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

6. Но, чтоб избежать грозящего мучения, приидите, предварим лице Господа исповеданием, и исправлением жизни привлечем к себе милосердие Владыки Бога; ибо, во аде кто исповестся Тебе? говорит Давид ( Псал. 6,6 ). Бог даровал нам все двойственным, два глаза, два уха, две руки, две ноги; если один из сих членов повредится, у нас остается еще другой: а душу Бог даровал нам только одну. И так если мы ее погубим, то с какою будем жить? Почему о ней наипаче мы должны заботиться, ничего не предпочитая ее спасению; потому что она предстанет и будет судима, или оправдываема вместе с телом пред судилищем Христовым. Если ты тогда скажешь: меня прельстили деньги, то Судия возразит тебе: а разве ты не слышала: Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Матф. 16,26 )? Если скажешь: меня соблазнил диавол; то опять Он тебе скажет: никакой не принесло пользы Еве ее извинение: Змий прельсти мя ( Быт. 3,13 ). И так, имея сие в уме, приидите, востанем, прежде нежели смеркнется, прежде нежели придет великий и просвещенный оный день Господень, о котором говорит Пророк: Се грядет, и кто постоит? кто стерпит день пришествия Его ( Малах. 3,1–2 )? Ужасен день сей, день мглы и мрака! Ты спросишь: как же можно избежать предреченных зол? Слушай, я тебе скажу: избежишь, если не только сохранишь тело чистым, но и терпя обиды, будешь благотворить, будучи поносима – любомудрствовать, злословима – благословлять, постясь – не превозноситься, так как пост состоит не столько в воздержании от пищи, сколько в удалении от грехов. Испытай Писания; посмотри, – Пророк сперва видит ореховый жезл, потом поджигаемый котел, ( Иер. 1,11–13 ), показывая сим, что того, кто не снесет наказания от жезла, восхитит огонь. Так Бог и чрез Моисея показал некогда столп огненный, вещая чрез сие событие, что повинующийся закону видит свет, пренебрегающего же восхищает огонь. Читайте учение Спасителя, и научитесь, что никто не может подать нам помощи после того, как туда переселимся. Брат брата, друг друга, родители чад не искупят от нескончаемых мучений; и что я говорю о людях достойных милосердия, когда, хотя бы предстал Ной, Иов и Даниил, и из них никто не умолил бы тогда Судию?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Postnik/...

Задача Плутарха как автора заключалась в том, чтобы показать величие поступков и мыслей древних, первое – в его «Сравнительных жизнеописаниях», второе – в его «Моралиях», и вдохновить современников на подражание их примеру. Вместе эти книги представляют собой энциклопедию четко изложенных фактов греческой и римской учености. Этот человек не был выдающимся творцом, но он был очень талантлив, эрудирован, любезен и вызывал всеобщую симпатию. Эмерсон называет его «главным примером просвещения интеллекта силой нравственности» 631 . Плутарх пытался воспитать нравственность через религию. Он был противником Лукиана, который высмеивал народную религию и подрывал ее основы, тем самым губя людей. Он верил в бога, и его доводы против атеизма стоит здесь процитировать. «Атеистического государства, – говорит он, – никогда не существовало. Вы можете объехать весь мир, вы можете найти в нем города без стен, без царя, без монетного двора, театра или гимназиума, но вы никогда не найдете ни одного города без бога, без молитвы, без жертвоприношений. Скорее вы найдете город без фундамента, чем государство без веры в богов. Это узы любого общества и столп любого закона» 632 . В своем трактате «Неподобающий страх перед богами» он противопоставляет суеверие и атеизм как две часто встречающиеся крайности и рекомендует благочестие или подобающее почитание богов как золотую середину. Из двух крайностей худшей он считает суеверие, потому что оно превращает богов в капризных, жестоких и мстительных, в то время как они – друзья людей, спасители (σωτρες), а не губители. (Однако суеверных людей проще обратить к истинной вере, чем атеистов, которые уничтожили в себе все религиозные инстинкты). Его замечательный трактат «Об отсрочке наказания грешников божественным правосудием» 633 мог бы стать гордостью любого христианского богослова. В нем Плутарх предлагает свое решение проблемы зла, или свою теодицею. Он обсуждает эту тему с несколькими своими родственниками (как Иов обсуждал с друзьями) и подкрепляет сказанное примерами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Итак Ренан поступил неосторожно, когда для обоснования своего учения о первом, радостном периоде сослался на нагорную беседу: в этой последней, как видим, заключается и «мрачная часть», учение о страдании, что должно бы по мнению Ренана относиться уже ко второму периоду, – Иудейскому. Но допустим, что Христос на горе проповедовал только то, что привел у себя Ренан, т. е. о тесном пути и страдании не упоминал, и посмотрим, будет ли тогда христианство иметь характер «упоительного очарования» и земного веселья. Разберем сначала заповеди блаженства. Первое, что нас поражает в изречениях о блаженстве, – это самые образы, которыми Господь изображает духовное совершенство; образы эти – тяжелые и скорбные. Он говорит: «блаженны нищие», но кому не известно, что нищета – состояние, далекое от блаженства, пусть это будет даже нищета духовная, которую собственно и имеет в виду Господь: видеть свое падение и сознавать свои язвы не так то весело и приятно. Далее, «блаженны плачущие». И это тоже не радостное состояние. Ребенок понимает, что если кто плачет, значит ему тяжело; и не просто – тяжело, но нестерпимо тяжело, так что невмоготу стало и терпеть человеку. Спаситель, ублажая их, и добавил, что они «утешатся». Если «утешатся», значит настоящее положение их далеко неутешительное. Слушаем дальше: «блаженны изгнанные за правду..., блаженны, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Итак, за что же будут гнать и злословить? Конечно, не за хороводы, не за веселье и не за «земное упоение». Будут гнать за правду, т. е. за праведность, за добродетель; правда праведного обличает «мирскую» неправду; за это мир и мстит ему. «Что кажется страшнее таких наставлений, – замечает св. Иоанн Златоуст , – называть то вожделенным для человека, чего должно избегать по мнению других, т. е. нищенствовать, плакать, быть гонимому, слыть худым? Но он говорит об этом и убеждает в том не двух или десять, и не двадцать или сто, или тысячу человек, но убеждает весь мир. И многочисленное собрание народа, слушая столь тяжкие, трудные и противные общему понятию наставления, изумлялось. Особенно тяжела была заповедь о терпении злословия. Даже в опасностях есть много такого, что облегчает скорбь, например, сочувствие и одобрение других; но в злословии отнимается и самое утешение. Ибо переносить злословие не представляется ничем великим, хотя оно уязвляет подвижника более, нежели самые опасности. Многие удавились, не могши перенести худой о себе молвы. И Иов, этот адамант терпения, легко переносил потерю своего имущества, детей, здоровья. Когда же увидел друзей, порицаюших его и упрекающих в тайных грехах, то и этот мужественный столп поколебался и пришел в смятение» 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

якоже и сопротивное, яко овии убо и зде и тамо наслаждаются, овии же зде убо никакоже, но тамо точию. равно же нецыи и сущих зде и тамошних отпадают. зде убо человекоугодия ради злострадавше, и сего ради иже тамо благ вечных отпадше. Достоит убо всем благочестивым милостивным ведети известно, яко не точию о нихже содеяша согрешениях истяжутся милование и требующим показати, но и о всех, ихже тем Бог дарова благих. ни бо достоит мерити яже нищим даемая, но яже от Бога нам даруется. да не како и о самых тех Божиих дарех, в суд страшный впадем, многащи бо и недостойным и грешным Бог богатство дарует. яко да тем ( Сир.3:30 ) милостынями своя грехи отмыют и очистят. милостынями бо, якоже рече Божественное Писание, очищаются греси. Вопрос 71. И что хощем глаголати о иже внезапу умирающих или от высоты падающих или от иных таковых смертей умирающих. Ответ. Яко убо безвестна таковая суть и Богу единому ведома, не подобает не веровати, обаче Господу глаголющу, они ( Лк.13:4 ) осмьнадесят на сих же столп Силоамский паде, грешнейши ли бяху паче всех живущих во Иерусалиме. ни глаголю вам. от сего убо познаваем, яко не вси нечествии, или неправедни суще, горкою смертию скончающеся умирают, ибо дети ( Иов.1:19 ) Иовли праведни суще, умиленну подъяша смерть. Тем же нам о сих две подобает разсмотрети. яко (Григория Беседа кн.4 гл.14,31, Пат. скит. сл.27, 3Цар.13 ) благоговейнии убо горкою умирают смертию, мало что согрешение имеяху и сего избавишася таковою горкою смертию, яко да болшим воистинну честен сподобятся. прочее же, яко да и мы зряще уцеломудримся по реченному словеси: аще «праведник едва спасется, нечестивый же и грешник где явится» ( 1Пет.4:18 ), такожде же и грешнии таковою смертию умирающе, всяко от сего отчасти милость получают. купно же паки зрящии тех, ползу некую приемлют, видяще напрасно кого восхищаема, якоже не весть человек. Аще ли и младенцы суще умирают, не дивися, тии убо от сего никакоже вреждени быша ниже своих ради грех се пострадаша, но яко да и тех родителие целомудренейши или благоговейнейшии будут помышляюще, яко тех ради грех сице тех младенцы умроша.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010