Доселе святой Иоанн говорил о Боге и о Христе. Теперь говорит Сам Христос, представляя Себя: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец . Альфа – первая буква греческого алфавита (Откровение написано Иоанном Богословом на греческом языке). Омега – последняя. Он есть Начало и Конец. В Нем начало всякого бытия, в Нем и конец всякого бытия. Всего Начало и всему Конец. Он же Сам без начала и конца, Вечно Сущий – это выражается Его словами: Который есть и был и грядет. Есть – то есть везде и вечно единственно Самосущий. Он единственный есть вечно Сущий Сам в Себе – почему и на иконах Спасителя над Челом Его всегда начертывается: «Сущий». И Он грядет, Вседержитель . Вся вселенная в Его руках и Он ее держит. Откр.1:9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Представив нам сначала Христа, Иоанн теперь пишет и немного о себе: Я, Иоанн, брат ваш – видим его смиренное о себе суждение, не возвышает себя никак, называет себя братом всех христиан. И соучастник в скорби . Отсюда видим, что Церковь в это время находилась уже в великом гонении и претерпевала многие скорби. В этих скорбях и Иоанн, ранее особо хранимый Господом, был соучастником. И тут по смиренномудрию своему называет себя только соучастником в скорбях. И в царствии. Как чудно, что христиане становятся соучастниками не только в скорбях Христовых, но и в царствии Его. Велика скорбь, но велика и радость! Однако путь только такой: соучастником в царствии можно стать через соучастие в скорбях. Утро после ночи, царство после скорби. И в терпении Иисуса Христа . Господь терпел, в терпении пребывает и Его ученик. Иоанну дарована была долгая жизнь (100 лет) и через то особо стал он соучастником в терпении. Во всем этом: скорбях, царствии и терпении – стал он соучастником Господу своему и братьям своим христианам. За Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа оказывается Иоанн в ссылке на острове Патмос. Так истинное свидетельство о Христе подвергается гонению. И хотя Господь давал и другие времена, когда Церковь Христова торжествовала над язычеством, и свидетели Господни не были внешне гонимы, все равно были великие гонения от близких изнутри. Каким, например, гонениям подвергались во времена торжества христианства такие великие свидетели Христовы, защитники правой веры от различных ересей, как святые Афанасий Великий , Кирилл Иерусалимский , Иоанн Златоуст , Максим Исповедник !

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Не только архипастыри и пастыри церковные и русский народ чтили о. Иоанна, но глубоко чтил его и Величайший из Государей, Царь Миротворец и Миродержец Император Александр III, который сказал о. Иоанну: «Я знаю кто вы и что вы». В предсмертной болезни своей Император Александр III пригласил к себе о. Иоанна, который возложил руки свои на голову умирающего Царя и Царь сказал ему: «когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю, не отнимайте их». О. Иоанн ответил Царю, что это оттого, что он пришел прямо после совершения Таинства Евхаристии за ранней обедней. О. Иоанн продолжал держать благословляющие руки свои на главе умирающего Царя до тех пор, пока Царь не предал праведную душу свою Богу. У многих вероятно напрашивается вопрос: почему ж столь великий чудотворец, как о. Иоанн, не мог исцелить обожаемого народом Царя? Один глубоко верующий и праведной жизни протоиерей академик, пробывший 20 лет инспектором семинарии и священствующий 25 лет, высказал мне, что потому о. Иоанн не исцелил своими молитвами Царя, что кончина его была решена в предвечном Совете Пресвятой Троицы. К этому могу добавить, что не всегда Господь исполнял молитвы даже Первоверховного Апостола Своего Павла. Так Апостол Павел говорит, что трижды молил он Господа, чтобы Господь избавил его от ангела сатаны – жала в плоть, но Господь сказал ему: «довольно для тебя благодати Моей». Тот же Апостол Павел в Первом Послании к Тимофею, гл. 5, ст. 23 говорит: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». Тут также напрашивается вопрос, почему же такой великий чудотворец, как Апостол Павел, не исцелил Тимофея? Здесь, в подтверждение слов упомянутого протоиерея, приведу рассказ генерала от кавалерии Абациева, из которого видно будет, что о. Иоанн, пребывая в Ливадии во время болезни Царя, исцелил силою своей молитвы заочно больного татарина. Генерал Абациев был Флигель-адъютантом Государя Императора Александра III, когда Царь умирал. О. Иоанн жил в Ливадии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   “Как Исав продал первенство за некую пищу, так многие наследие Царства Небесного, обещанного от Христа, продают за временное сокровище” (Святой Иоанн Златоуст).    “Нет никакой пользы в деньгах, когда бедна душа. Что пользы для богача в обладании всеми благами, когда он не обладает Богом – высочайшим благом” (Блаженный Иероним).    “Блажен богатый, который никогда не теряет из виду богатство благодати” (Святой Иоанн Златоуст).    “Прилепившийся сердцем к богатству земному, не взыскует небесного богатства. Погибнешь, о смертный, если только погибающие собираешь сокровища” (Архиепископ Херсонский).    “Нищ тот богач, который внутри не имеет сокровища душевного хотя бы и всё вне себя имел” (Святой Иоанн Златоуст).    “То истинное богатство, которое, обладая им, потерять не можем” (Блаженный Августин).    “Бог дал тебе богатство с тем, чтобы ты им купил небо” (Святой Иоанн Златоуст).    “Богатство и благотворительность должны быть неразлучны” (Филарет М. Московский).    “Не тот богат, который много имеет, но тот, кто много дает” (Святой Иоанн Златоуст).    “Не богатство заграждает вход в Царство Небесное, но злоупотребление богатством” (протоиерей И.Толмачев).    “Не богатство худая вещь, а худо сребролюбие” (Святой Иоанн Златоуст).    “Бедность Евангельская состоит не в лишении богатства, но в отсутствии привязанности к нему” (Святой Иоанн Златоуст). Цитаты из Библии о богатстве    “Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч.22:1).    “Не поможет богатство в день гнева” (Притч.11:4).    “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф.6:33).     “Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар.10:24).    “Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его” (Притч.28:22).    “Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал.6:7-8).    “Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:16-17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– По свидетельству Философумен, даже еретики офиты (2 стол) приводили места из этой беседы, именно: 1–3 ст., 6 и 8 ст. Таким образом, наряду с внутренними доказательствами и внешние свидетельства неоспоримо говорят в пользу несомненной подлинности и исторической достоверности беседы Господа с Никодимом. 6) Пребывание И. Христа в Иудее и последнее о нем свидетельство И. Предтечи ( Ин.3:22–36 ) Повествование Евангелиста Иоанна о пребывании Иисуса Христа в Иудее, в связи с последним о Нем свидетельством 377 Иоанна Предтечи, принадлежит к числу замечательнейших эпизодов евангельской истории. В этом повествовании, что особенно для нас дорого, сохранилось единственное известие о мессианской деятельности Иисуса Христа в иудейской земле и притом в то время, когда Иоанн продолжал еще свое служение. Деятельность эта обнимает довольно значительный период времени, от первого дня после первой пасхи до заключения Предтечи в темницу, приблизительно около девяти месяцев. 378 Несмотря на то, что И. Христос только что начинал тогда Свое служение, а Иоанн уже оканчивал, деятельность Господа имела такой успех, что возбудила зависть в учениках Иоанна. „Тот, говорили они своему учителю, Кто был с тобою по ту сторону Иордана и о Ком ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин.3:26 ). Это собственно обстоятельство и дало Иоанну случай высказать торжественно свое последнее свидетельство о Христе, – свидетельство полное глубокого прозрения в тайны царства Мессии. В самом начале этого свидетельства, как бы в ответ на завистливое чувство своих учеников к успеху крещения и проповеди И. Христа, Иоанн заявил, что „не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» ( Ин.3:27 ); затем он напомнил им о своем клятвенном заверении, что он не Христос, а только вестник, посланный пред лицом Его ( Ин.3:28 ); далее Иоанн трогательно сравнил свое отношение ко Христу с отношением друга к жениху после обручения его с невестой. Как друг жениха – Христа, в таинственном союзе Его с Церковью , Иоанн явился ближайшим и довереннейшим Его служителем и посредником. И теперь, по исполнении этого дела, он радостью радуется, слыша голос „жениха» ( Ин.3:29 ). Продолжая это сравнение, Иоанн прибавил: „Ему подобает расти, а мне умаляться» ( Ин.3:30 ). В конце свидетельства Иоанн объяснил ученикам, почему расположение народа ко Христу, доверие к Нему и слава Его возрастает? – потому, говорит он, что И. Христос по природе Своей неизмеримо выше всех людей, Он не просто человек, но принявший природу нашу – Сын Божий, и поэтому вера в И. Христа, как истинного Бога, есть необходимое условие и единственный путь нашего спасения: веруяй в Сына, имать живот вечный, а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В отличие от Спасителя, Иоанн Креститель не провел свои ранние годы в родном доме. Захария и Елисавета умерли, когда он был еще очень юным. Подобно ессеям, но, по всей видимости, не вместе с ними, Иоанн удалился в пустыню Иудейскую. Здесь к нему был глас Божий, и он начал свое общественное служение. Вскоре толпы со всей Палестины стали стекаться к избранному им месту на берегу реки Иордан, чуть севернее Мертвого моря. Здесь они встречали Иоанна, продолжавшего строго поститься и молиться, как и в пустыне, когда он готовился к пророческому и учительному служению. Одет он был в верблюжью шкуру, с кожаным поясом вокруг чресел и питался исключительно акридами и диким медом. За несколько сотен лет до этого пророк Исаия сказал, что раздастся «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему». Иоанн проповедовал, что люди должны раскаяться в своих грехах. Это означает, что они должны отвернуться от греха, «изменить свои мысли», жить так, как велит им Господь. «Сделать путь прямым» – всегда и везде люди должны следовать единым путем Божиим, избегая множества неправильных дорог, которые уводят их от Бога. Иоанн крестил людей, которые покаялись и осознали свои грехи против Бога. Крещение было для них, как и сегодня для нас, началом новой жизни с Богом. Это та жизнь, каждый день которой мы пытаемся соблюсти Божии заповеди и никогда не забываем о Его любви ко всем нам. Илия или Христос? Многие люди сначала полагали, что Иоанн сам и есть Христос, однако Предтеча всегда решительно отрицал это. Некоторые допытывались, не он ли пророк Илия, но Иоанн отвечал «нет». Когда они спрашивали, почему же тогда он крестит людей, то Иоанн говорил им в ответ: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете... Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Он идет за мною». 10 – Значение воды в жизни христиан Когда мы читаем об Иоанне Крестителе, окруженном толпами людей, желающих креститься в Иордане, мы начинаем понимать, что вода очень существенна для таинства крещения. Однако она необходима не только для крещения, но и для поддержания всей нашей жизни. Значение воды

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В той же последовательности излагают события двое других синоптиков ( Мф. 3:1–4:16 ; Лк. 3:1–18, 21–22; 4:1–14 ). При этом хронологический промежуток между крещением Иисуса и Его появлением в Галилее присутствует только у Матфея. Иоанн начинает повествовательную часть своего Евангелия с рассказа о событиях, происходивших в течение четырех дней подряд. В первые три дня действие происходит «в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» ( Ин. 1:28 ). Сначала Иоанн Креститель, беседуя с иерусалимскими священниками и левитами, говорит им: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Ин. 1:26–27 ). Из этих слов, если их понимать буквально, явствует, что Иисус находится в толпе рядом с Иоанном. Следующий эпизод начинается словами «на другой день». В этом эпизоде Иисус приходит к Иоанну, и Иоанн говорит народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». И затем свидетельствует: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» ( Ин. 1:29–32 ). Очевидно, Иоанн говорит о событии, имевшем место не сегодня и не вчера, а в некоторый момент в прошлом. Об этом моменте Иоанн не упоминает, но говорят синоптики, повествующие, как Иисус крестился от Иоанна и как в момент крещения на Него сошел Дух Святой в виде голубя. Третий эпизод опять предваряется словами «на другой день». Именно в этом эпизоде мы впервые встретимся с Петром ( Ин. 1:35–42 ). Наконец, Евангелист говорит о том, что «на другой день восхотел Иисус идти в Галилею» ( Ин. 1:43 ), а затем «на третий день» Иисус оказывается в Галилее ( Ин. 2:1 ). Очевидно, третьим этот день назван по отношению к последнему из упомянутых в связи с Иоанном Крестителем дней, в которых события разворачивались в Вифаваре. От Вифавары до Галилеи было добрых три дня пути. Если попытаться синхронизировать события, описываемые синоптиками и Иоанном, то вырисовывается такая последовательность. Сначала Иисус принимает крещение от Иоанна. Затем Он идет в пустыню, где проводит сорок дней. Потом – сразу или после некоторого временного промежутка – Он вновь появляется на берегах Иордана, куда приходит как минимум три дня подряд (возможно, были и другие посещения, о которых Евангелист Иоанн не упоминает). Лишь после этого Он отправляется в Галилею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда же наступил тридцатый год Его жизни на земле, и настало время Его явления людям, то, как говорит Евангелие, “ был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне ”. Господь сказал ему, чтобы он шел крестить в Иордане народ и дал ему знак, по которому он должен был узнать пришедшего в мир Христа: на Спасителя должен сойти Дух Святой. Послушавшись повеления Божия, Иоанн ходил вдоль реки Иордан и проповедовал крещение и покаяние для того, чтобы Господь простил людям грехи. О том, что в мире перед пришествием Спасителя будет такой человек, как Иоанн, предсказывал еще пророк Исайя, живший за семь веков до Рождества Христова. К Иоанну на Иордан приходил весь народ и принимал от него крещение и исповедовал ему свои грехи. В то время пришел к нему и Иисус из Галилеи. Он подошел к Иоанну как раз в тот момент, когда тот рассказывал о Спасителе народу: “ Идет за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, Он будет крестить вас Духом Святым ”. И когда Иоанн говорил это, Иисус подошел к нему. Он и не нуждался в крещении, потому что был безгрешный и непорочный. Он родился от Чистой Девы Марии, и Сам был источником святости и чистоты. Но Он взял на Себя грехи людей всего мира и поэтому пришел к реке, чтобы креститься. Христос пришел на Иордан и для того, чтобы освятить воду Своим крещением и чтобы нам дать пример крещения. Иоанн должен был увидеть сходящего на Иисуса Духа Святого и услышать голос Бога Отца, чтобы потом рассказать об этом людям. Когда Христос подошел к Иоанну, тот сразу узнал Его, почувствовав духом, что наконец здесь Тот, кого он ждал. Иоанн сам хотел просить у Него крещения, но Христос сказал ему: “ Оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду ”. 71 Иоанн со страхом крестил своего Господа, и Иисус сразу же после крещения вышел из воды. Существует предание, что святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и так держал его, пока он исповедовал ему все свои грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иоанн Колов однажды сказал своему брату: «Я решился не иметь никаких забот, как не имеют их Ангелы, которые ничего не работают, а непрестанно служат Богу» – и, скинув с себя одежду, пошел в пустыню. Прожив там одну неделю, возвратился к своему брату. Когда постучался в двери, брат узнал его, но, не отворяя дверей, спрашивает его: «Кто ты?» Он сказал: «Я Иоанн, брат твой». Брат отвечал ему: «Иоанн стал уже Ангелом, и его нет между людьми». Иоанн упрашивал его и говорил: «Это я». Но тот не отворял ему, а оставил его скорбеть до утра. После, отворив ему двери, сказал: «Ты человек, и тебе опять нужно работать, чтобы пропитать себя». Иоанн поклонился ему и сказал: «Прости меня». Достопамятные сказания… Древние египетские иноки, «чтобы не напал на них сон, совершая частые молитвы, вместе занимаются и рукоделием, так что у них не бывает ни минуты без дела и размышления. Ибо, равно упражняя телесные и духовные силы, они уравнивают выгоды внешнего человека с пользою внутреннего, страстным движениям сердца противопоставляют тяжесть рукоделия, как какой-нибудь твердый, непоколебимый якорь, которым можно бы удерживать рассеянность и блуждание сердца внутри кельи, как в безопасной пристани». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Покой и беспечалие Слова Господа нашего Иисуса Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Никогда не попускал я себе повиноваться своему помыслу, не вопросив старца. И поверьте мне, братия, что я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я даже скорбел об этом, ибо слышал, что «многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ); и, видя, что у меня нет никакой скорби, я боялся и был в великом недоумении, не зная причины такового спокойствия, пока старец не объяснил мне этого, сказав: «Не скорби, ибо каждый, предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Кончина чудного безмездного врача прп. Агапита последовала не позже 1095 г., так как болезнь, после которой спустя три месяца умер он, случилась вслед за исцелением Мономаха, черниговского князя, который пробыл в Чернигове до 1094 г., а Иоанн был печерским игуменом с 1088 г. Июнь 2 Иоанн Новый, Сочавский, великомученик Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский жил в XIV веке в городе Трапезунде. Называется Сочавским, потому что мощи его почивают в соборной церкви в Сочаве. Иоанн занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным. По роду своих занятий он часто плавал в другие страны. И однажды ему пришлось плыть на корабле, владелец которого не был православным христианином. В споре о вере святой Иоанн, хорошо знавший Священное Писание и творения святых отцов, обличил неправомыслие корабельщика, и тот затаил на святого злобу. Во время стоянки корабля в Белграде Босфорском (по другим источникам, в Аккермане — Белгород на Днестре) хозяин корабля донес правителю города, язычнику-огнепоклоннику, что святой Иоанн хочет отречься от Христа и поклоняться огню. Правитель пригласил святого во дворец и с честью принял его. «От многих мы знаем, что ты человек достойный, — ласково говорил он, — и весьма рады слышать, что ты пленен прекрасной и истинной верой нашей. И как ты добровольно любишь ее, то не медли быть нашим другом, отвергнись смешной и постыдной веры христиан, громко посрами закон их перед собравшимся теперь народом, восхвали нашу веру и, как обещал, сделай это немедленно! За это почтен будешь от царя и станешь жить в довольстве как брат наш». Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой (Мк. 13, 11). И Господь дал ему мужество и разумение. Исполнившись Божественной ревности, св. Иоанн, грозно взглянув на правителя, сказал: «Ты явно лжешь! Все это твоя выдумка и ухищрение сатаны! Лучше сам, несчастный, познай истину и крестись, чтобы удостоиться Царства Небесного».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Поэтому, крайне важно остановиться на этом вопросе подробно и привести свидетельства Библии, и отцов и учителей древней Церкви, подтверждающие ту истину, что Дух Святой подаётся и всегда подавался (за малым исключением в самом начале) в Церкви верующим посредством миропомазания священнослужителями Церкви. Пророчества о миропомазании верующих мы находим ещё в Ветхом Завете, в Иез.9:4 и Ис.66:18–19 . Но эти места уже рассматривались во 2-й главе (абз. 111–112), и здесь я не буду повторяться. В Новом Завете ещё конкретнее говорится о миропомазании. Так, ап. Иоанн Богослов пишет: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все... Впрочем, помазание , которое вы получили от Него , в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему , и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин.2:20,27 ). О каком помазании говорит здесь Апостол? Если мы внимательно проанализируем слова, которые использует Иоанн Богослов для описания этого помазания, то увидим явные сходства с теми словами, которыми Христос описывал должного прийти Духа Святого. Так, ап. Иоанн пишет, что это помазание « в вас пребывает » – и Христос говорил, что Дух Святой « в вас будет » ( Ин.14:17 ); ап. Иоанн пишет о том, что «сие помазание учит вас всему ... чему оно научило вас , в том пребывайте» – и Христос говорил, что Дух Святой « научит вас всему » и " наставит вас на всякую истину » ( Ин.14:26; 16:13 ); ап. Иоанн называет помазание « истинным и неложным» – и Христос называл Духа Святого «Духом истины » ( Ин.14:17 ). То есть, ап. Иоанн говорит о помазании так, как говорил Христос о Духе Святом, из чего следует, что помазание и дар Духа Святого есть одно целое; или же, точнее, что через это помазание и подаётся Дух Святой. Более того, ап. Иоанн пишет, что помазание это «вы имеете… от Святаго», и что это помазание «вы получили от Него». Эти слова ещё больше убеждают в том, что это помазание совершенно не обычное, и что оно дано от самого Бога: то есть через это помазание Сам Святой Бог подаёт верным Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010