Новый Завет дает нам много примеров, когда Господь Иисус Христос и святые Апостолы исцеляли единым словом. Вышеупомянутая инокиня Иоанновского монастыря Мария, рассказала про себя следующее: Часто, когда она готовилась к причащению о. Иоанн говорил ей: «Ты сегодня причащаться не будешь». В другой же раз, когда она совершенно не готовилась к причащению, о. Иоанн неожиданно говорит ей: «Мария, ты должна сегодня причаститься». И к великому удивлению у нее появлялось вдруг такое сокрушение о грехах, какого ей не удавалось вызвать долгой подготовкой. Отсюда видно, что о. Иоанн имел от Бога благодать и власть внушать людям святые чувства. На родине своей в селе Суре о. Иоанн соорудил каменный монастырь, собор с двумя приделами и школу. Монастырь этот получил название Сурского девичьего монастыря. В г. Архангельске на набережной реки Северной Двины о. Иоанн соорудил каменное здание с церковью – подворье Сурского монастыря. Очень любил о. Иоанн Леушинский женский монастырь, Череповецкого уезда Новгородской губернии, где помощью его было 12 престолов и девичье училище, чуть ли не с гимназическим курсом. В Леушинском монастыре не было хорошей воды. Игумения, престарелая Таисия, просила о. Иоанна благословить место для рытья нового колодца. О. Иоанн сказал: «хорошо, завтра после обедни я тебе укажу место». После обедни о. Иоанн указал игумении место для колодца недалеко от алтаря церкви. Колодезь был вырыт и дал отличную воду в большом количестве. Это случай часто повторяющийся с о. Иоанном. Когда он о чем-либо просил Бога, то получал от Святого Духа ответ, что молитва его услышана или указание, как поступить. Подобные случаи бывали часто со святыми Апостолами. Так, напр., Деяния Апостолов, гл. 8, ст. 29. «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице». Деяния Апостолов, гл. 10, ст. 19 «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот три человека ищут тебя». Ст. 20 «Встань, сойди и иди с ними нимало не сомневаясь, ибо Я послал их». Деяния Апостолов, гл. 20, ст. 22 «И вот, ныне я, по велению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною»; ст. 23 «Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В эти минуты и ум, и сердце, и воля его были устремлены к одному. Иоанн был весь внимание. Никакие другие думы и чувства не возникали в его душе: никакой житейский шум не доходил до его ушей, никакие мечты о внешнем не смущали его. С благоговейным трепетом, полной неизъяснимого духовного восторга и радости, он слушал Христа, боясь пропустить хотя одно слово из Его возвышенных, таинственных речей. Иоанн как бы задачею всей своей жизни поставил одно только – слушать Спасителя. Он любит спокойно наблюдать за всем; почти всегда ровный и тихий, он внимательно следит, что делает Христос, что Он говорит, о чем Его спрашивают, кто обращается к Нему с вопросом. Всею своею душею он погружается в созерцание Иисуса. Слушая своего Наставника, он всегда ближе всех находится к Нему; если где сидят они, Иоанн находится рядом со Спасителем 691 . Иногда ученики Его хотя на непродолжительное время оставляли Спасителя, а Иоанна и в это время мы видим вместе с Ним 692 . И не один год с такими чувствами следует Иоанн за Спасителем. Благодаря такому глубокому постоянному, напряженному вниманию, с каким Иоанн слушал Спасителя, от взоров этого ученика, кажется, не укрылось ни одно самое малейшее обстоятельство из Его жизни, ни одно слово, кому-либо и когда-либо Им сказанное 693 . Вот что свидетельствует он сам о себе в одном из посланий ко своим пасомым: „Пишу вам о том, что было от начала, что мы слышали и что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь“ 694 . Или вот еще пример: „и видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину“ 695 . Припоминая все, что он когда-либо слышал из уст Спасителя, Иоанн поражается необъятностью виденного и слышанного. Уже много сообщил он событий из жизни Спасителя более чем другие Евангелисты, но кончая свое Евангелие, Иоанн видит, что только самая незначительная часть записана им из того, что сотворил Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Ин.1:29 . Во утрий же виде Иоанн Иусуса грядуща к себе и глагола: се агнец Божий, вземляй грехи мира. Ин.1:30 . Сей есть, о нем же аз рех: по мне грядет муж, иже предо мною бысть, яко первее мене бе. Крещение, Господом воспринятое от Иоанна Крестителя, начертано у первых трех Евангелистов; Иоанн Богослов и не повторяет сказания о сем событии, но с одной стороны сказует о первом появлении на служение Господа, а с другой записывает свидетельство Иоанна Крестителя о личности Господа при Его появлении и о схождении на Него Духа Святого, когда Иоанн крестил Его. Здесь в стихе 29-м рисуется первое появление Господа народу. Господь восприял крещение от Иоанна, Дух Святой, сходящий на Крещаемого и Глас с небеси «Сей есть Сын Мой возлюбленный о немже благоволих» ( Мф. 3:16–17 ) в торжественном Богоявлении возвестили Иоанну, что это есть Тот, о котором он должен свидетельствовать и возвещать. После сего Господь во плоти отведен был Духом в пустыню и искушен быв, поразил диавола словом Своим. Тогда наступила минута появления Господа на проповедь. Эту минуту изображает Евангелие. В начале бе Слово, говорит Евангелист: Слово стало плотию: предвестником Его был Иоанн Креститель, он засвидетельствовал о Нем народу, что Он среди их и грядет; и се Он в смиренном образе человека появляется: все взоры обращены на Него, и Иоанн восклицает: «се агнец Божий вземляй грехи мира». Народ и книжники, стоявшие в безмолвном ожидании и посланные от Синедриона не могли не понять, что Грядущий, на Коего указывал Иоанн, был предсказан пророками. Они не могли не помнить, что пророк Исайя говорил о Мессии «Он был презираем и мы ни во что ставили Его»... «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни»... «Он истязуем был, но страдал добровольно»... как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих» 115 . В этом именно смысле с прямым указанием на пророчества и называет Иоанн грядущего Господа «агнцем иже вземляй грехи мира». И агнец пасхальный был прообразованием великой жертвы, приносимой за греха наши. Но указывая на человеческую личность, являющуюся народу, Иоанн опять повторяет те таинственные слова, которые мы читали в ст. 27 (и ст. 15) «предо мною бысть», «первее мене бе», то есть удаляет существование Сего (по образу) человека в таинственную глубь прошедшего, и ныне указывая на Него, свидетельствует, что он о Нем вещал, когда вещал о Великом, Коему он недостоин развязать ремень обуви Его. Далее Иоанн еще величественнее раскрывает откровение, от Бога им полученное, и священное видение, указавшее ему Агнца Божия, Крестящего Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Все пришли в ужас. Иоанн подал рукою знак к молчанию; все замолчали. Тогда Иоанн взошел на возвышающееся подле Миронова дома место и начал говорить им: «Не заблуждайтесь, братия, и не богохульствуйте; я не Бог». Потом, объясняя Писания, начиная с Моисея, и продолжая пророками, толковал им о Сыне Божием и о том, как Бог Отец послал на землю единородного Сына своего, родившегося от женщины, ставшего под законом, чтобы спасти тех, кои были без закона. «Этого-то Сына Бога живого, сказал он, я – недостойный раб. Он послал меня на этот остров, чтобы я удалил от вас заблуждение, и Его именем и Его силою совершаю я все эти знамения и чудеса, которые вы видите». Рассказав им многое из Писаний, Иоанн сошел со своего места и опять вошел в дом Мирона. Сюда сошлись тогда некоторые из народа, прося Иоанна, чтобы крестил их. Иоанн, продолжив наставление, крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа. XXXI. Божественный Иоанн разговаривает с иудеем о законе и исцеляет больного. На следующий день я, Мирон и тридцать человек, принявших крещение, вышли с Иоанном на ипподром, т. е. на место, где бывает обыкновенно скачка лошадей. Там находился иудей, знающий закон по букве. Увидев его, Иоанн начал спрашивать его от книг Моисея и пророков. Тот отвечал ему по букве, а Иоанн толковал ему по духу. Когда они не сошлись, Филон сказал: «Нет нужды спорить о Писании многословием; для него нужны сердце чистое и непорочное, и Богу угодна правая и добрая вера». Когда он сказал это, Иоанн перестал говорить с ним. И вот неподалеку лежал один человек, страдавший сильнейшею лихорадкой. Подле него сидел юноша. Сей, увидев мимоидущего Иоанна и сопровождающую его толпу, воскликнул громким голосом, говоря: «Апостол Христов! Сжалься над этим больным, жестоко страдающим от лихорадки». Иоанн тотчас подошёл к больному, сделал крестное знамение и сказал больному: «О имени Господа нашего Иисуса Христа, которого я раб, хотя недостойный, и апостол, встань и иди в дом свой здоровым». Больной немедленно встал здоровым и, преклонив колена к ногам апостола, благодарил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он тотчас сделался хром на обе ноги, так что не мог ходить. Иоанн сказал одному человеку, чтобы позвал меня. Я тотчас подошёл к нему, а он сказал мне: «Сын Прохор! Иди к сыну жреца Аполлонова и скажи ему: «Учитель мой Иоанн сказал: о имени Сына Божия, распятого при игемоне Понтии Пилате, иди ко мне». Я пошел к сыну жреца и сказал ему слова, которые велел мне сказать ему Иоанн. Тот немедленно встал здоровым и невредимым и пошел за мною. Когда пришёл я к Иоанну, выздоровевший, повергшись к ногам его, благодарил его. Отец, видя, что сын его выздоровел, воскликнул громким голосом: «Сжалься надо мною, апостол благословенного Бога»! Иоанн тотчас сжалился над ним и знаменовал его крестным знаменем, повелевая, чтобы встал. Тот немедленно встал и, повергшись к ногам апостола, просил, чтобы крестил его. Иоанн крестил его, а он ввел нас в дом свой, где и пробыли мы день тот. XXXIV. Страждущий водяною болезнью исцеляется по письму Иоанна и принимает крещение. На другой день мы пришли в галерею, называвшуюся Домициановою. И туда собрались многие толпы к Иоанну. Там был один человек, страждущий водяною болезнью; он семнадцать лет сидел со своею болезнью, не могши ни двигаться, ни говорить. Попросив знаком чернил и бумаги, он написал Иоанну: «Апостол Христов Иоанн! Я, несчастнейший, прошу тебя сжалиться надо мною в столь крайней моей немощи». Иоанн, получив и прочитав это письмо, обрадовался вере мужа и написал ему: «Человеку, страждущему водяною болезнью, Иоанн, раб и апостол Христов, желает здоровья. Ты просишь меня помочь тебе в твоей немощи. Итак, именем Отца и Сына и Святого Духа ты освобождаешься от немощи своей и будь здоров». Когда страдавший получил и прочитал письмо Иоанново, то встал здоровым, не ощущая в себе никакого вреда от болезни. Толпы, видя это знамение, сделанное Иоанном над страдавшим водяною болезнью, пришли в удивление и тем более воспламенились желанием слушать его проповедь , а выздоровевший пал к ногам Иоанна и просил его дать ему печать Христову. Иоанн крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но Господь сказал мне: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " . И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Святой Иоанн Златоуст: бесед. 3 против хул. мон. жизни. Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 к Ефес. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. Сказал я в сердце моем: " дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром " ; но и это — суета! Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан. Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан. Святой Дмитрий Ростовский Летоп. ч. 1, ст. 218. Тычинка — колышек, представляющий собой опору для молодого дерева (прим. ред.) Святой Иоанн Златоуст: бес. 3 прот. хулит. мон. жизни. Блаженный Иероним посл. к Лете Святой Тихон. Бор. наст. род. ст. 188. Святой Иоанн Златоуст: т. V uзд. Бенед. Блаженный Иероним к Лете. Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 в Ефес. Ibid. Блаженный Иероним посл. к Лете. Блаженный Августин; Нот. 50 Sup. Ioonn. Святой Амвросий; Serm 2 in ps. 118. Святой Иоанн Златоуст; бес. 9 к Евр. Святой Василий Великий; бес. на 32 Псал. Святой Иоанн Златоуст; бес. 60 на Мат. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Ибо ты говоришь: " я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды " ; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Святой Иоанн Златоуст: бесед. 3 против хул. мон. жизни. Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 к Ефес. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета! Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан. Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан. Святой Дмитрий Ростовский Летоп. ч. 1, ст. 218. Тычинка — колышек, представляющий собой опору для молодого дерева (прим. ред.) Святой Иоанн Златоуст: бес. 3 прот. хулит. мон. жизни. Блаженный Иероним посл. к Лете Святой Тихон. Бор. наст. род. ст. 188. Святой Иоанн Златоуст: т. V uзд. Бенед. Блаженный Иероним к Лете. Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 в Ефес. Ibid. Блаженный Иероним посл. к Лете. Блаженный Августин; Нот. 50 Sup. Ioonn. Святой Амвросий; Serm 2 in ps. 118. Святой Иоанн Златоуст; бес. 9 к Евр. Святой Василий Великий; бес. на 32 Псал. Святой Иоанн Златоуст; бес. 60 на Мат. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

При самом призвании своем, Иоанн назван был от Господа «Сыном громовым», потому что богословие его, как гром, должно было слышаться во всем мире и наполнить всю землю 6053 . И ходил Иоанн за благим Учителем своим, поучаясь исходящей от уст Его премудрости; и был он весьма любим Господом своим Христом за совершенное незлобие свое и девственную чистоту. Господь почтил его как изряднейшего и из числа двенадцати апостолов: он был одним из тех трех ближайших учеников Христовых, которым много раз Господь открывал Свои Божественные тайны. Так, когда Он восхотел воскресить дочь Иаирову, то не позволил идти за Собой никому, кроме Петра, Иакова и Иоанна. Когда на Фаворе восхотел показать славу Своего Божества, взял Петра, Иакова, а также и Иоанна. Когда молился в вертограде, и там был не без Иоанна, ибо сказал ученикам: «посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там; и взяв с собой Петра и Обоих сыновей Зеведеевых» ( Мф. 26:36–37 ), т.е. Иакова и Иоанна. Всюду Иоанн, как возлюбленный ученик, неотлучен был от Христа. А как любил его Христос, это видно из того, что Иоанн возлежал на персях Его. Ибо, когда на Тайной Вечери Господь предсказал о Своем предателе, и ученики начали переглядываться между собой в недоумении, о ком Он говорит, тогда Иоанн возлежал на персях любимого Учителя; как сам он повествует об этом в своем Евангелии: «один из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит; он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это?» ( Ин. 13:23–25 ). Так любим был Иоанн Господом, что один только он мог беспрепятственно возлежать на персях Господних и дерзновенно спросить Его об этой тайне. Но и Иоанн проявил к любившему его Учителю взаимную любовь свою, большую иных апостолов: ибо во время вольных страданий Христа все они, оставивши Пастыря своего, бежали, а он один неотлучно смотрел на все мучения Христовы, сердечно Ему сострадая, плача и рыдая с Пречистою Девою Марией, Матерью Господа, и даже не отошел с Ней от пострадавшего за нас Сына Божия до самого креста и смерти Спасителя. За это и был он усыновлен от Господа при кресте Пречистой Деве Марии: вися на кресте Господь, «увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин. 19:26–27 ). И относился он к Ней, как к матери своей, со всяким уважением и служил Ей до честного и славного успения Ее. В день же Ее успения, когда честное и святое тело Божией Матери несли на погребение, святой Иоанн шел перед одром Ее с блистающим, как свет, царским скипетром, который принес Пречистой Деве архангел Гавриил, возвещая Ей о принесении Ее от земли на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1. Словами этого чтения, нам, возлюбленнейшая братия, представляется в пример смирение Иоанна, который, имея такую святость, что мог быть признаваем за Христа, решился твердо держаться в самом себе, дабы от мнения человеческого не восхититься выше себя. Ибо он «Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос». Поскольку же он сказал: «не»; то совершенно отверг, чем не был, но не отверг того, чем был, дабы, говоря истину, быть членом Того, Коего имени ложно не присвоил себе. Итак, когда он не желает имени Христа, тогда соделывается членом Христа, потому что, ревнуя о смиренном сознании своей слабости, справедливо заслуживает место на высоте Его. Но когда мы припоминаем мысль Искупителя нашего из другого чтения, тогда из слов этого чтения рождается вопрос, для нас весьма запутанный. Ибо в другом месте Господь на вопрос учеников о пришествии Илии ответствует: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.» (И если вы хотите знать, то сам Иоанн есть Илия) ( Мф 17.12 ). А спрошенный Иоанн говорит: «несмь» (Илия). Что же это такое, возлюбленнейшая братия, Пророк Истины отвергает то, что утверждает Истина? – Ибо выражения: «есть» и «не есть», весьма различны между собой. Следовательно, каким образом он есть Пророк Истины, когда не согласуется в словах с этой Истиной? – Но если мы тонко разберем саму Истину, то звучащее между собой разноречием перестанет быть противоречащим. Ибо Ангел об Иоанне говорит Захарии: «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» ( Лк 1.17 ). Следовательно, он (Иоанн) называется грядущим в духе и силе Илии, потому что, как Илия будет предшествовать второму пришествию Господа, так Иоанн предшествовал первому. Как тот будет Предтечею Судии, так сей был Предтечею Искупителя. Итак, Иоанн был в духе и силе Илии, но лично не был Илией. Следовательно, что Господь утверждает о духе, то Иоанн отрицает о лице, потому что этому так и должно было быть, дабы и Господь высказал ученикам мысль об Иоанне духовную, и этим Иоанн ответствовал плотскому народу, не о духе, но о плоти. Следовательно, хотя и кажется противным истине то, что отвечал Иоанн, однако же он не отступил от стези истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010