Услышав такую благую весть, женщины вышли из пещеры и побежали в город возвестить о том Апостолам. Тем временем Мария Магдалина успела уже прибежать к Апостолам, Петру и Иоанну, и, входя к ним, с отчаянием воскликнула: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его ( Ин. 20, 2 ). Приход Иоанна, Марии и Петра Испуганные этой вестью Апостолы побежали к пещере; но Иоанн был помоложе и бежал скорее, поэтому первый и прибежал; войти в пещеру он почему-то побоялся один и потому только заглянул в отверстие ее и увидел лежащие пелены. Вслед за ним прибежал и Петр, вошел в пещеру, увидел пелены в одном месте, а платок, которым закрыта была голова, в другом, причем платок был свернут. И пошел Петр назад, удивляясь всему происшедшему. Тогда вошел в пещеру Иоанн, и увидел то же, и уверовал . По поводу этого выражения – и уверовал – Иоанн Златоуст говорит, что Иоанн уверовал в то, что Христос воскрес. Того же мнения держатся Феофилакт и епископ Михаил. При всем глубочайшем уважении к мнениям святителя Иоанна Златоуста нельзя не допустить и другого толкования: если Евангелист Иоанн после слов – и увидел, и уверовал – говорит : Ибо они (то есть Петр и он же, Иоанн) еще не знали из Писания, что Ему (Иисусу) надлежало воскреснуть из мертвых ( Ин. 20, 9 ), то это пояснение заставляет полагать, что Иоанн, как не знавший из Писания, что Иисусу надлежало воскреснуть, не мог по одной лишь пустоте гроба заключить о том, что Он воскрес; тем более, что раньше, когда Иисус неоднократно говорил Апостолам о предстоящей Ему смерти и последующем за смертью Воскресении, то слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного ( Лк.18, 34 ); к тому же, по сказанию Евангелиста Луки, Петр возвратился от гроба, дивясь сам в себе происшедшему ( Лк. 24, 12 ); а остальным Апостолам слова возвратившихся от гроба женщин, возвестивших им о воскресении Иисуса, показались... пустыми, и не поверили им ( Лк. 24, 11 ). Все это дает основание думать, что Иоанн, увидев пустой гроб и лежащие пелены и плат, уверовал лишь в то, что тела Господа нет во гробе, что Мария Магдалина в этом отношении не ошиблась. Возвращение Петра и Иоанна в Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Потом, осмотревшись, пришел к дому, где многие христиане собрались и молились. Когда Петр постучался у ворот, вышла послушать служанка. Узнав голос Петра, от радости она не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. Ей сказали: «в своем ли ты уме?» Но она утверждала свое. Тогда сказали; «это Ангел его». Между тем Петр продолжал стучать. Когда отворили, то увидели его и удивились. Петр рассказал им, как вывел его Господь из темницы. Затем, вышедши из дома, Петр пошел в другое место. Потом апостол Петр удалился из Иерусалима и из Палестины, посетил разные города, и наконец прибыл в Рим. Здесь он проповедовал о Христе. При императоре Нероне началось гонение на христиан. Верующие умоляли Петра скрыться из Рима; он послушался. Выходя из городских ворот, Петр встретил идущего в город Иисуса Христа и спросил: «куда Ты идешь, Господи?» Господь сказал: «иду в Рим опять распяться» – и сделался невидим. Петр понял из этого, что Господь желает, чтобы он пострадал. Тогда Петр возвратился в Рим, и был схвачен воинами. Осужденный на распятие, Петр упросил, чтобы они распяли его вниз головой, считая себя недостойным уподобиться в распятии Господу. †† 143. Апостол Иоанн Богослов Возлюбленный ученик Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов до успения Божией Матери жил в Иерусалиме, служа Ей, как сын. После сего он отправился в Малую Азию, управлял там многими церквами и главным образом жил в Ефесе. Император Домициан, подняв гонение на христиан, вытребовал Иоанна в Рим. Здесь его били, пытались отравить ядом, варили в котле с кипящим маслом, но он остался невредим. Домициан сослал его на остров Патмос. Здесь Иоанн научил жителей учению Христову; здесь же он написал Апокалипсис (Откровение) о судьбах церкви Христовой до конца мира. После смерти Домициана апостол Иоанн возвратился в Ефес и продолжал проповедовать христианство . Однажды Иоанн пришел в один город, недалеко от Ефеса, обратил там ко Христу одного юношу, который был очень умный и способный, и поручил его заботам епископа. Епископ воспитал юношу, но рано отпустил от себя. Юноша подружился с худыми людьми и, наконец, сделался предводителем шайки разбойников. Через несколько времени Иоанн опять пришел в тот же город и спросил епископа об юноше. Епископ отвечал: «он погиб, стал разбойником». Иоанн тотчас отправился в то место, где скрывался юноша с разбойниками. Как только юноша увидел Иоанна, со стыда бросился бежать. Апостол, позабыв свою старость, погнался за ним и кричал: «зачем ты бежишь от меня, от своего отца. Остановись. Христос послал меня к тебе дать тебе прощение грехов. Я за тебя пострадаю. Пусть на мне будет кровь, которую ты пролил». Юноша остановился, задрожал и заплакал и, бросившись к Иоанну, стал со слезами целовать его, прося прощения. Иоанн взял его в Ефес, долго наставлял его, молился с ним и не прежде его, как увидел совершенное исправление его.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Любовь к Богу проявляется в любви к людям; если ее не хватает для последних, то тем более не хватит для Создателя. Иоанн говорит даже больше того: всякий не любящий брата своего, не может любить Бога. Он проводит отличие между братом, которого видишь, и Богом, Который невидим. Утверждать, что любишь невидимое, тогда как не можешь любить видимого, – всего лишь тешить свое воображение. 21 Иоанн завершает этот раздел напоминанием о заповеди, которую мы имеем от Него, где от Него – относится как к Богу, так и к Христу. Как обычно, Иоанн здесь не делает четкого разделения. Он уже говорил о заповеди любви (3:23) и теперь вновь напоминает нам о том, что любовь – это не наш выбор. Это вполне определенное повеление. 5:1–5 Победа веры От любви Иоанн переходит к взаимоотношениям с Богом, а затем – к победе. Любовь и вера тесно связаны (см.: 4:16), и верующий побеждает мир. 1 Вера полагается на то, что Иисус есть Христос (эта истина красной нитью проходит через все послание), – и верующий, который имеет такое упование, от Бога рожден. Исповедание Иисуса Христом – результат не человеческого понимания, а Божественного действия (см.: 1Кор. 12:3 ). И это же Божественное действие производит любовь к ближним – верующим, так как любовь к Родившему подразумевает и любовь к рожденному от Него. 2 Иоанн продолжает настаивать на том, что любовь к Богу и любовь к людям тесно связаны. Обычно он говорит о том, что любовь к Богу проявляется в любви к людям, а здесь, наоборот: мы любим детей Божиих тогда, когда любим Бога. Любовь к Богу и любовь к людям идут бок о бок и связаны воедино. Практический склад ума Иоанна не позволяет ему просто остановиться на мысли о любви к Богу, и он идет дальше, добавляя: когда мы соблюдаем заповеди Его. Истинная любовь проявляется в исполнении Божьей воли. 3 На самом деле Иоанн может просто сказать, что любовь к Богу в том, чтобы мы соблюдали заповеди Его. Иоанн не формалист, но он осознает, что любовь – это действие; она естественно выражается в том, чтобы делать приятное тому, кого любишь, а что можно найти лучше, чем заповеди Его? Когда Иоанн добавляет: заповеди Его не тяжки (см.: Мф. 11:20 ), он не имеет в виду, что это очень просто выполнять наши обязательства перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И так эти три события в жизни Христовой дают нам самый ясный и непосредственный урок Божественного смирения и Божественного послушания. Небесная радость и возвышенность каждого из них переплетаются с ужасом человеческого злодеяния и диавольского соблазна. Но во всех трех случаях Христос одержал блистательную победу: над человеком Иродом, после Своего рождества; над сатаною, после Своего крещения; и над собравшимися вкупе людьми и сатаною, после Своей смерти. Крещение же на Иордане Божественный Матфей описывает вот как: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Иоанн познал Христа, но не познал Его плана спасения. И ныне открывается единственная в истории человеческой сцена: Бог соревнуется в смирении с человеком! Иоанн совершает над грешниками крещение покаяния. Между тем, к нему приходит Безгрешный, не имеющий, в чем каяться, и требует от него крещения. Иоанн, будучи духовно сильнее всех окружающих его смертных людей, вдруг узнает во Христе Сильнейшего себя. И прежде нежели увидеть Его, Иоанн уже ведал, что Он пришел на землю и находится среди людей. Но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете (Ин.1:26). Однако только встав с Ним лицем к лицу, Иоанн познал Его и указал на Него перстом людям: вот Агнец Божий. Узрев Его, святой Иоанн мог подумать, что его роль как Предтечи завершена, и сказать, как некогда праведный Симеон: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром (Лк.2:29); или как он сам скажет позднее, в другом случае: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин.3:30). Но нет; вместо того, о чем думает Иоанн и чего он ожидает, Христос ставит пред ним неожиданную задачу. Присоединившись к грешным людям, безгрешный Христос требует от Иоанна, чтобы последний сделал с Ним то же, что и с другими, то есть крестил Его в реке, как и прочих. Возражения Иоанна совершенно понятны смертным людям. Ах, страшно, братия, ввести в воду Чистейшего воды! Страшно-престрашно творению опустить руку свою на главу Творца. Как дерзнет человек из праха и пепла возложить руку на Того, для Кого херувимы - подножие ног Его!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Мое, говорит, крещение производит удержание от грехов, а Его – доставляет причастие Святого Духа. Марк и Иоанн сказали: «Духом Святым» ( Мк.1:8 ; Ин.1:33 ), а Лука: Духом Святым и огнем ( Лк.3:16 ), откуда опять очевидно, что Креститель говорил и то и другое, но в различные времена. Главным образом, эта речь указывает на сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков: тогда они были крещены Духом Святым и огнем, – а затем и на установленное Христом Крещение. И на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, не только освящая его, но как бы невидимым огнем уничтожая нечистоту души его. «Несмь доволен, т.е. несмь достоин»; так написал Иоанн ( Ин.1:27 ). «Той вы крестит». Креститель изображает метафорически изобилие благодати, а повторением слова: «огонь» показывается сила и непостижимость благодати. Мф.3:12 .  Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим. ...лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. (Лопата – которою веют хлеб). Этим показывает, что Он будет Судьею и грядущего века. Гумном называет Церковь всей вселенной, в которую Промыслом Божиим собираются все делатели; лопатой же – праведный Его суд, который колеблющихся всяким ветром нечестия, как бы оказавшихся соломою, предаст неугасаемому огню геенны, а тех, которые обладают достоинством добродетелей, соберет в житницу небесных обителей. Теперь, как на гумне, пшеница и солома находятся вместе, но тогда будет великое разделение, когда хлеб нужно будет отнести в житницу. Сказано: «в руце Его», потому что Он совершенно приготовлен произвести суд. Обрати внимание на то, что после Крещения Духом Святым и огнем Он очищает гумно Свое, и потому, приняв Крещение, не оставайся в бездействии. Мф.3:13 .  Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. С рабами приходит и Владыка; они пришли, чтобы покаяться, а Он, чтобы показаться народу. Так и Иоанн сказал: «да явится Израилеви» ( Ин.1:31 ). Мф.3:14 .  Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Иоанн знал, Кто это был, от Духа Святого, обитающего в нем. Евангелист Иоанн говорит: «виде Иоанн Иисуса грядуща к себе, и глагола: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» и т. д. ( Ин.1:29 ). Теперь же он удерживал Его, говоря: «аз требую Тобою креститися». Я, подверженный греху, имею нужду креститися от Того, Который не может грешить, крестящий простою водою – от Крестящего Духом Святым и огнем, раб – от Владыки, человек – от Бога, а Ты, наоборот, приходишь ко мне. Посему некоторые читают это вопросительно: «и Ты ли грядеши ко мне?» но Григорий Богослов – утвердительно, как бы в пророческом смысле: «Ты следуешь за мною, который убивается», т.е. и Ты будешь убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

      Христу, когда Он начинал свое служение, было уже тридцать лет (ср. Лк 3, 23), но никто не узнал в Нем Спасителя мира; никто не верил, что «из Назарета может ли быть что доброе» (Ин 1, 46). Человечность Христа, о которой подробно будем говорить позже, настолько скрывала Его божественность, что Мессия мира был по виду «как человек» (Флп 2, 7), в котором не замечалось ничего особенного, особо значительного. Как признается Иоанн Креститель, он тоже Его не узнал: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин 1, 31). Место при Иордане, где крестил Иоанн, было тем духовным пространством, где должен был появиться Иисус и быть представлен Израилю как Спаситель. Господь, призвавший Иоанна из пустыни, сказал ему: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин 1, 33). Иоанн видел «Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мк 1, 10) и пребывающего на Нем. Увидев это, Иоанн понял, что Иисус «есть Сын Божий» (Ин 1, 34).       Так что же теперь должен был делать Иоанн? Не что другое какзасвидетельствовать миру о том, что он видел и показать явившегося Спасителя людям. Иоанн и прежде говорил им, что за ним идет Другой, которому он не достоин развязать ремень обуви. Он знал, что этот Другой уже в мире. Он «стоит среди вас» (Ин 1, 26), – говорил Иоанн людям. Теперь же, увидев поданный ему знак, Иоанн выделил Иисуса из толпы, узнал Его и тотчас же указал на Него толпе: «вот Агнец Божий, Который берет на Себягрех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин 1, 29-30). Это и было осуществление миссии Иоанна: указать миру на Христа, указать на того, который уже жил среди людей, но которого они не знали (ср. Ин 1, 26). Задача Иоанна состояла в том, чтобы сорвать эту завесу незнания и указать людям, где есть и кто есть Искупитель, которого они ожидали тысячалетиями. Он это сделал, сказав: «вот Агнец Божий». Его миссия была завершена.       Никому, кроме немецкого художника Mathias " а Grunewald " а (Mathis Neithard, 1468-1527), так и не удалось более глубоко осознать и более образно выразить миссию Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Слыша это, Иоанн пожалел об участи расслабленного, поболел сердцем и сказал: «И мы только с тобою порадуемся и повеселимся, а ты с нами». И напились мы, и поели с ним. Когда мы отходили от него, с нами встретилась женщина и сказала Иоанну: «Господин! Где храм Аполлона»? Иоанн сказал: «Какая тебе надобность в храме Аполлона»? Женщина сказала: «Единственного сына моего схватил злой дух и весьма жестоко мучит его; поэтому я пришла сюда попросить Аполлона, чтобы помог мне, и найти здесь какое-нибудь утешение». Иоанн спросил: «Из какого ты города»? Женщина отвечала: «Ни из какого; я женщина сельская и никогда не ходила в город, а только теперь пришла в него». Иоанн сказал: «Сколько уже дней мучит сына твоего злой дух»? Женщина отвечала: «Уже тридцать три дня, и крайне жестоко и люто». Иоанн сказал: «Возвратись, жена, в дом свой; ибо именем Господа моего Иисуса Христа исцелеет отрок твой». Женщина возвратилась в дом свой, и нашла сына свободным от нечистого духа. После того мы опять пришли на то же место, где лежал расслабленный. Иоанн сказал ему: «Вот мы пришли теперь к тебе обедать, кто же будет служить нам»? Расслабленный сказал: «Так как я прежде угостил вас утомленных, и вы послужили мне, то и теперь вы же будете служить; ибо я не могу служить ни себе, ни вам». Иоанн сказал: «Отнюдь не будет этого, но ты будешь служить нам», и держа его за руку, поднял его, говоря: «О имени Господа нашего Иисуса Христа встань». Расслабленный тотчас встал, сделавшись здоров и невредим, и, прославляя Бога, послужил нам. После этого мы возвратились в дом Мирона, и нашли здесь Родона, внука его. Родон попросил Иоанна, чтобы дал ему печать Христову. Иоанн, наставив, крестил его во имя святой Троицы. Потом пришел чужестранец, бывший расслабленным, и, по входе, повергся к ногам Иоанна. Присутствовавшие, видя, что он стал здоров, весьма удивились и спросили его, как он сделался здоровым. Тот немедленно открыл им весь способ своего выздоровления и сказал: «Поэтому и пришел я просить Иоанна, чтобы дал мне просвещение Христа, о имени которого он сделал меня здоровым».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие думали, что Иоанн есть Христос, обещанный пророками. Но Иоанн говорил им: «я крещу вас водою в покаяние; а идет за мною сильнейший меня, у Которого недостоин, наклонясь, развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». 29. Крещение Господа Иисуса Христа Мф.3:13–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 . Однажды в числе других пришел на Иордан к пророку Иоанну Иисус креститься от него. Пророк Иоанн удерживал Иисуса и говорил: «мне надобно креститься от Тебя, Ты ли приходишь ко мне?» Иисус ответил ему, что на то воля Божия. Тогда Иоанн крестил Иисуса. Когда Иисус после крещения вышел из воды и молился, отверзлись небеса, Дух Святый, в виде голубя, сошел на Него и послышался голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Иоанн узнал тогда, что Иисус есть Сын Божий, Спаситель мира. Иисусу Христу было в то время лет тридцать. После крещения Господь Иисус удалился в дикую пустыню, где провел без пищи сорок дней, постом и молитвою приготовляя Себя к великому делу спасения людей. В это время Он был искушаем от диавола и победил его словом Божиим. (Праздник Крещения Господня 6 (19) января). 30. Первые ученики Иисуса Христа. Первое чудо Его на браке. Избрание апостолов Ин.1:29–51; 2:1–11 . Через несколько дней после Своего крещения Иисус Христос пришел на берег Иордана, где крестил Иоанн. Увидя Иисуса, Иоанн сказал народу: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (то есть вот Тот, Кто принесет Себя в жертву за грехи всего мира). Я видел Духа Божия, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, и свидетельствую, что Сей есть Сын Божий». Услышав это свидетельство Иоанна, ученики его, Галилейские рыбаки Андрей 12 и Иоанн, пошли за Иисусом, и беседовали с Ним. После этой беседы Андрей нашел брата своего Симона, сказал ему: «мы нашли Мессию», и привел его к Иисусу. Иисус Христос назвал Симона Петром (что значит камень). В сопровождении Своих первых учеников Иисус Христос пошел в Галилею. Во время пути Он призвал к Себе Филиппа, рыбака Галилейского, а Филипп привел к Нему Нафанаила, по прозванию Варфоломей. Нафанаил увидел, что Иисус знает даже тайные помышления его, и уверовал в Него, как в Сына Божия, Царя Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

В первый день недели на рассвете, как согласно передают все (евангелисты), приходили иные ко гробу. Уже совершилось то, о чем вспоминает один только Матфей, т.е. землетрясение, отваливание камня, ужас стражей, объятые которым они лежали как мертвые. Первой пришла, как повествует Иоанн, Мария Магдалина; с ней, несомненно, были другие женщины, которые служили Господу. (Но Мария Магдалина) пламенела наибольшей любовью, так что Иоанн не без основания упомянул о ней одной, умолчав о тех, которые были с нею, – о чем свидетельствуют другие (евангелисты). Итак, она пришла и, увидев, что камень отвален от гроба, прежде чем более тщательно присмотрелась к чему-либо, не сомневаясь, что тело Иисуса оттуда унесено, убежала, – о чем говорит тот же Иоанн, – и сообщила Петру и Иоанну. Действительно, он (Иоанн) и есть тот ученик, которого любил Иисус. Они поспешили ко гробу, и опередивший всех Иоанн наклонился и увидел лежащие пелены, но в гроб не вошел; Петр пришел вслед (за ним), вошел во гроб и увидел пелены и головную повязку, лежащую не с пеленами, но свернутую отдельно. Затем вошел и Иоанн, увидел то же самое и поверил тому, что сказала Мария, (т.е.) что Господь был унесен. «Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала», т.е. перед этим местом каменного гроба, однако же внутри того места, в которое вошли, потому что там был сад, как упоминает все тот же Иоанн. Тогда увидели ангела, сидящего с правой стороны камня, отваленного от гроба; об этом ангеле сообщают Матфей и Марк. «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее: там Его увидите; вот, я сказал вам». Марк также не пропустил сказать нечто подобное. " А Мария, – продолжает Иоанн, – стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010